рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕОРИЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК

ТЕОРИЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК - раздел Психология, АБРАХАМ МАСЛОУ И ПСИХОЛОГИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ Нижеследующие Отрывки Из Дискуссии Между Маслоу И Некоторыми Другими Психолог...

Нижеследующие отрывки из дискуссии между Маслоу и некоторыми другими психологами взяты из "Журнала трансперсональной психологии" (1972. №4.С.112-115).

"Я обнаружил, что с возрастом мои "пиковые переживания" становятся менее интенсивными, а также менее частыми. Обсуждая это с другими людьми, приближающимися к старости, я узнал, что у них происходит подобное. Мне кажется, что это имеет отношение к процессу старения. В этом есть смысл, потому что я обнаружил, что до некоторой степени я как бы боюсь "пиковых переживаний", поскольку не уверен, что мое тело сможет их выдержать. "Пиковые переживания" могут произвести большой беспорядок в автономной нервной системе. Может быть, ослабление "пиковыех переживаний" – естественный способ защиты тела..

По мере того как эти острые эмоциональные разряды затихли во мне, нечто очень тонкое начало возникать в моем сознании, нечто вроде осадка, отложившегося от прозрений, озарений и других значимых жизненных переживаний, в том числе трагических. Это некое объединенное сознание, и оно имеет свои преимущества, как и свои недостатки, по отношению к "пиковым переживаниям". Для себя я определяю это единое сознание просто как одновременное восприятие обыденного и священного, или таинственного, нечто весьма постоянное и достигаемое без всяких усилий.

Я воспринимаю с точки зрения вечности мифически, поэтически или символически все обыденные вещи. Это похоже на переживание дзен. Здесь нет ничего исключаемого и ничего особенного, человек живет в мире чудес все время. В этом есть парадокс, потому что это чудесно, но не создает прорыва.

Этот тип сознания имеет нечто общее с "пиковыми переживаниями" – трепет, таинственность, изумление, эстетический восторг. Но здесь присутствие этих элементов скорее постоянно, чем кульминационно. Если для "пиковых переживаний" хочется использовать в качестве парадигмы или модели сексуальный оргазм, который поднимается до пика или кульминации, а затем спадает в завершение и кончается, – то этот другой тип переживания нужно представить иначе. Я бы воспользовался здесь образом "высокогорного плато". Это значит жить на постоянно высоком уровне в смысле просветления или пробуждения, или дзен, – в легкости чудесного, но без чего-то особенного. Это значит принимать совершенно непреднамеренно остроту и точность красоты вещей, но не делать из этого большого шума, потому что это происходит ежечасно, знаете ли, все время.

Другой аспект, который я отметил, – то что можно сидеть и смотреть на что-то чудесное часами и восхищаться этим каждую секунду. Оргазм же не может длиться час! В этом смысле "плато-переживание" лучше, оно имеет большие преимущества перед кульминационным, перед оргазмом или пиком. Там есть спуск вниз, в долину, а жизнь на высокогорном плато не предполагает этого, она более повседневна.

Другой аспект этого опыта состоит в том, что он связан скорее с безмятежностью, нежели с эмоциональностью. Мы обычно представляем себе эмоциональность как что-то взрывное. Однако покой и безмятежность также нужны в психологии. Мы нуждаемся в безмятежности так же, как в острой эмоциональности.

Я думаю, что когда-нибудь "плато-переживания" станут доступными инструментальному наблюдению. "Пиковые переживания" связаны с автоматической разрядкой, которую можно будет легко отметить при соответствующем инструментарии. ЭЭГ или методика биологической обратной связи, возможно, пригодны дли такого рода измерений, обнаружения и обучения безмятежности, покою и миру. Если мы научимся работать с этим, это будет означать, что мы сможем учить наших детей безмятежности...

Важно, что "плато-переживания" по существу познавательны. Почти что по определению они представляют собой свидетельствование мира. "Плато-переживание" – свидетельствование реальности. Это значит видеть символически, мифически, поэтически, трансцендентно, видеть чудесное, невероятное, – все это я считаю частью реального мира, а не только принадлежностью мечтателей.

В "плато-переживании" есть чувство определенности. Кажется, что это очень, очень хорошо уметь видеть мир таинственным, а не только лишь конкретным, не сводить его к бихевиоральному, не ограничивать его простым "здесь и сейчас". Знаете ли, если ограничить себя простым "здесь и сейчас" – это редукция.

Легко впасть в сентиментальность, говоря о красоте мира, но фактически "плато-переживания" хорошо описаны в обширной литературе. Это не то, что стандартные описания собственно мистических переживаний, это скорее то, как выглядит мир, когда мистическое переживание действительно имеет место. Если мистическое переживание изменяет вашу жизнь, вы обращаетесь со своими делами как великие мистики. Например, великие святые могли иметь мистические откровения, но при этом могли управлять монастырем. Можно торговать бакалеей и платить налоги, но сохранять это чувство свидетельствования мира, подобное великим моментам мистического восприятия".

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

АБРАХАМ МАСЛОУ И ПСИХОЛОГИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

На сайте allrefs.net читайте: "АБРАХАМ МАСЛОУ И ПСИХОЛОГИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕОРИЯ ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Самоактуализация Исследование самоактуализации Теория самоактуализации Самоактуализация по Гольдштейну "Пиковое переживание" "Плато-переж

ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ
Абрахам Маслоу родился в Нью-Йорке в 1908 г., в семье еврейских иммигрантов. Он вырос в Нью-Йорке, учился в Висконсинском университете. Степень бакалавра он получил в 1930 г., степень магистра гума

Психоанализ
"Человеческая природа далеко не так плоха, как о ней думают" [17, с. 4]. Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление Маслоу. Пройденный им анализ произв

Социальная антропология
Во время учения в Висконсине Маслоу серьезно интересовался работой социальных антропологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. В Нью-Йорке он мог заниматься с ведущими фигурами в област

Гештальт-психология
Маслоу также серьезно изучал гештальт-психологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении близка собственным исследованиям Маслоу о познании и творчестве

Самоактуализация
Маслоу свободно определяет самоактуализацию как "полное использование наличных талантов, способностей, возможностей и т.п." [18, с. 150]. "Я представляю себе самоактуализиро

Исследование самоактуализации
Маслоу начал исследовать самоактуализацию более методично, изучая жизнь, ценности и отношения людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто казался в высшей степени

Теория самоактуализации
В своей последней книге "Дальнейшие рубежи развития человека" [19], Маслоу описывает восемь путей, которыми может самоактуализироваться индивид, восемь типов поведения, ведущих к самоакту

Самоактуализация по Гольдштейну
Поскольку важнейший вклад Маслоу в психологию составляет концепция самоактуализации, полезно будет посмотреть, как развивал это понятие его создатель, Курт Гольдштейн. Его представления существенно

Трансцендирование самоактуализации
Маслоу обнаружил, что некоторые из самоактуализирующихся индивидуумов стремились испытывать побольше "пиковых переживаний", тогда как другие сталкивались с ними редко, если вообще сталкив

Иерархия потребностей
Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как "болезни недостаточности", то есть считает, что они вызываются недостаточным удовлетворением определенных фундаментальны

Метамотивация
Метамотивация касается поведения, вызываемого потребностями и ценностями роста. По Маслоу, такого рода мотивация наиболее присуща самоактуализирующимся людям, у которых, по определению, удовлетворе

Жалобы и мета-жалобы
Маслоу полагает, что существуют различные уровни жалоб, соответствующие уровням фрустрированных потребностей. На заводе, например, жалобы низшего уровня могут касаться отсутствия техники безопаснос

Дефициентная и бытийная мотивация
Маслоу указывает, что большинство психологов занимаются только дефициентной мотивацией, т.е. поведением, ориентированным на удовлетворение какой-то "недостаточности", то есть не удовлетво

Дефициентное и бытийное познание
В дефициентном познании объекты рассматриваются исключительно как средства удовлетворения потребностей, как средства для других целей. Это в особенности справедливо тогда, когда потребности сильны.

Дефициентные и бытийные ценности
Маслоу не обращается эксплицитно к Д-ценностям, хотя Б-ценности описывает детально. Он полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому индивидууму: "Высшие ценности существ

Дефициентная и бытийная любовь
Дефициентная любовь – это любовь к другим потому, что они удовлетворяют какую-то потребность. Чем больше удовлетворение, тем больше возрастает этот род любви. Это любовь из потребности в самоуважен

Эупсихика
Этим, им самим созданным термином, Маслоу называл идеальное общество, в отличие от "утопии", идея которой казалась ему визионерской и непрактичной. Он полагал, что идеальное общество може

Синергия
Термин "синергия" первоначально был использован учительницей Маслоу, Рут Бенедикт, для обозначения степени межличностной кооперации и гармонии в обществе. Синергия обозначает объединенное

Трансперсональная психология
В предисловии ко второму изданию своей книги "К психологии бытия" [17] Маслоу провозгласил появление нового направления – трансперсональной психологии: "Я должен также сказа

Психологический рост
Маслоу рассматривает психологический рост как последовательное удовлетворение все более "высоких" потребностей. Движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободит

Препятствия росту
Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по сравнению с физиологическими потребностями и потребностями в безопасности, уважении и пр. Процесс самоактуализации может быть ограничен

Социальные отношения
По Маслоу, любовь и уважение – фундаментальные потребности, существенные для каждого, и предшествующие самоактуализации в иерархии потребностей. Маслоу часто с сожалением отмечает, что большинство

Интеллект
Маслоу подчеркивает необходимость холистического мышления, которое обращает внимание на отношения и целое более, чем на отдельные части. Он обнаружил, что "пиковые переживания" часто явля

Терапевт
По Маслоу, психотерапия эффективна прежде всего потому, что она предполагает близкие и доверительные отношения между людьми. Как и Адлер, Маслоу считает хорошего терапевта подобным старшему брату и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги