рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Состояние после получения творческого решения

Состояние после получения творческого решения - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ         О Че...

        о чел.    
Радость, хочется кричать, смеяться от радости 53,9
Восторг и восклицания, связанные с ним 15,4
Счастье 11,6
Душа поет 3,8
Верх блаженства 3,8
Улучшение настроения 3,8
Просто приятно, что придумал 15,4
«Клевое чувство» 3,8
Полное удовлетворение 3,8
Эйфория 3,8
Хочется жить 3,8
Гордость 22,5
Восхищение собой 15,4
Чувство возвышения над окружающими 7,7
Доволен собой 7,7
Ощущение собственной значимости 3,8
Чувствую себя гениальным человеком 3,8
«Я - молодец!» 3,8
Ты не бесполезен! 3,8
Хочется говорить, чтобы окружающие тоже были счастливы, как я 15,4
Желание поделиться с друзьями, получить одобрение 11,6
Волнующее ожидание оценки 3,8
Прокручиваешь недостатки, сомневаешься 3,8
Желание опробовать результат на практике 3,8
«Эврика!» 3,8
Q2(T Общая экзальтированность 3,8

 


Окончание табл.7

Буря эмоций 7,7J
Избыток энергии 11,6 J
Хочется продолжать творить 22,5
«Нельзя останавливаться на достигнутом» 3,8
Хочется куда-то бежать, прыгать и скакать 19,2
Ощущение усталости, желание расслабиться 7,7
Желание ничего не делать в этот день, так как все силы отданы 3,8
Пустота, ощущение утраты чего-то 3,8
Спокойствие на душе и возбуждение 3,8
Легкость в теле, словно избавился от оков, которые держали всю жизнь 7,7
Ощущение легкости 3,8
Чувство облегчения от того, что сделал то, что хотел 7,7
Улучшается физическое самочувствие 3,8
Легкая дрожь по телу 3,8
Руки трясутся 3,8
Иногда спирает в груди 3,8
Сжимаются кулаки 3,8
Не верится, что я это сделал 3,8
Стремление полюбоваться результатами 3,8
Полная поглощенность своими мыслями 3,8
Ни о чем другом не могу думать 3,8
Ум становится быстрым и острым 3,8
Ощущение свободы 3,8

 

Исследования данного состояния можно продолжить, но в целом состояние после получения творческого решения можно считать для человека, его переживающего, очень благоприятным, благотворным.

Творчество и эмоции

После озарения, постижения истины возникают сильные эмоции, которые могут характеризоваться словами: восхищение, восторг, счастье и т. п. Возникающие в этих случаях эмоции, по-видимому, объясняются не только результатом (решением проблемы) и достигаемым состоянием внутренней гармонии, но и оценкой вероятности достижения результата. В этой связи уместно вспомнить информационную теорию эмоций В. П. Симонова.

В. П. Симонов связывал эмоции с оценкой вероятности достижения результата.

«В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы: Э = f [П, (Иц-Ис), ...], где Э --эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; (Иц-Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; И„ - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис -информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент» (Симонов П. В., 1984, с. 179, 180).

В начале проявлений интуитивно-эвристического мышления достижение результата новым, неожиданным путем кажется невероятным. Субъективно оцениваемая вероятность достижения результата равна нулю. При этом потребность упорядочивания имеющихся знаний может быть высокой. И вдруг результат достигается! Это и вызывает радость.

Исходя из информационной теории эмоций, можно предположить, что с повторением эпизодов творчества - регулярным достижением в творчестве новых результатов и повторением субъективно-психологических состояний, связанных с достижением результатов - эмоции, сопровождающие вдохновения, по степени выраженности (интенсивности) должны уменьшаться. Эмоции Должны входить в свое обычное русло и «не выходить из берегов в половодье чувств». Это и наблюдается.

Сказанное верно лишь до определенного предела. Всякий новый результат вызывает ощущение гармонии, согласия с собой, это уже не эмоции и чувства сами по себе, но, поскольку эмоции и чувства


Не отди vic'я и во сне.

Жду волны - волны попутной

К лучезарной глубине

Чуть слежу, склонив колени, Взором кроток, сердцем тт. Уплывающие тени Суетливых дел мирских, Средь видений, сновидений, Голосов миров иных.

БлокА , 1968, с. 5<^

III. Возможно и третье отношение. Вдохновение - действительно очень важное явление в жизни творческой личности. В доказательство этого можно привести массу аргументов.

Но стоит ли «приставать» к подсознанию (т. е. терзать себя), если оно не готово что-либо «выдать»?

Быть бдительным очень полезно, чтобы замечать соответствующие движения души, находить им выражение. Но ведь творчество питается внешними впечатлениями, поэтому излишнее внимание к подсознанию ему же и мешает.

Если жить в непрерывном стремлении к вдохновению, состояние души будет определяться степенью близости к этому состоянию или удаленностью от него: «все в голове и в душе разбрелось, разъединилось... ищутся части... ничего не делаешь... депрессия... идет кристаллизация представления... свобода... ожидание... терпение... наконец,Вдохновение! - то, что надо! Ты живешь! - но это состояние проходит.. опять возвращается обыденное рассудочное состояние... Чтобы пережить желаемое состояние вновь, надо ждать, опять неудовлетворение... пройдет много времени, прежде чем что-то откроется вновь!

Разброд в душе - большую часть времени!»

С одной стороны, характер от непрерывного ожидания вдохновений становится плохим.

С другой стороны, если гипертрофировать сознательные усилия, не придавая значения тому, что происходит «средь видений,

сновидении», наития, прозрения, озарения можно не замечать. Ведь они не навязчивы, как утренний сон!

Возникает противоречие: с одной стороны, быть внимательным, следить за движениями подсознания, проявлениями интуиции, стремигься к ним, с другой - не обращать внимание на подсознание, заниматься сознательной работой, управлять своим поведением сознательно.

Соединить свободу сознательных действий и внимание к подсознанию можно, например, так: заметить сигналы внутренних состояний, предшествующие вдохновению и, если они появляются, удаляться от дел или, по меньшей мере, не мешать желанию уединения. В остальное время вести себя обычным образом, сознательно. Можно также заметить, в какое время дня вдохновение проявляется чаще всего, создавать благоприятные условия для его проявления в это время. Некоторым людям новые представления легко приходят утром при пробуждении. Другим - во время прогулок в любое время дня. В остальное время можно заниматься делами обычными.

Время озарения не всегда угадаешь, часто озарение возникает внезапно: полезно носить с собой блокнот, чтобы воспринять идею в момент ее возникновения, зафиксировать ее. Новые представления сменяют одно другое, следующее легко вытесняет из сознания предыдущее, поэтому, следуя «свободному потоку» идей, желательно фиксировать их «по мере их поступления».

Чувство меры предполагаег соединение противоположностей (рис. 18). Более высокое положение вариантов синтеза противоположностей в отношениях личности, представленное на рисунке (и далее) символизирует их большее совершенство.

Общее замечание: схемы, представляющие различные варианты отношений, могут быть трехступенчатыми, как это было в одной из "редыдущих работ (Галин А. Л., 1997), могут быть пятиступенчатыми, семиступенчатыми, девятиступенчатыми, в зависимости от градаций, выделенных в описании (различении) вариантов отношений или подвариантов отношений. Для того чтобы показать необходимую подвижность лучшего поведения и при этом сталкивание от крайностей-' в тексте использовано минимальное


число ступеней - 5. При тщательном анализе какого-либо отношения число определяемых ступеней может быть увеличено.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

На сайте allrefs.net читайте: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Состояние после получения творческого решения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Новосибирск 2001   Особенности творческого поведения в книге обосновываются с позиций успешного прохождения 10 стадий творчества, развитие мышления и личности до высокого уро

Десять стадий творчества
. Описания процесса творчества даются в литературе с различных сторон. Возникает задача - с учетом новых наработок создать единое представление, отражающее процесс творчества в целом.

Творческая личность
При регулярном повторении процесса творчества формируется творческая личность. Понятие «творческая личность» активно использовалось Г. С. Альтшуллером, И. М. Верткиным (1990). Они же ввели

S-образные кривые развития
В XIX в. были обнаружены общие закономерности развития биологических систем, которые стали изображаться с помощью S-образных кривых. В развитии любой группы живых существ наблюдается три этапа:

Выход на плато
Новым шагом в развитии может быть перенос внимания на мышление, объединяющее обобщенные знания вокруг конкретных предметов и явлений, это достигается путем интуитивного мышления, и

Метафора: кастрюля без крышки - паровой котел - паровая машина.
Состояние человека с преобладанием образного мышления можно сравнить с кипением воды в кастрюле без крышки. «Пар» от кипения страстей легко выражается в словах и в поведе

Общее, особенное и единичное
Общая закономерность развития не противоречит индивидуальным различиям. Образы, которые человек воспринимает, у каждого свои, у каждого своеобразны, даже «слои» впечатлений неповторимы, оп

Начальные проявления творчества
Наблюдения показывают, что творчество в его начальных проявлениях распространено очень широко. В подтверждение этого можно привести данные опросов. В начале занятий по психологии творчеств

В каких видах деятельности или сторонах жизни Вы выходили на уровень творчества, если их оценивать по трем указанным критериям?
Учащимся физико-математической школы (ФМШ) и студентам факультета естественных наук (ФЕН) НГУ предлагалось в течение десяти минут ответить на данный вопрос письменно. Многие учащиеся и сту

Разнообразие проявлений творчества
№ п/п Вид деятельности или сторона жизни Кол-во человек % - Математика, физика, решение задач,

Частота творческих решений
№ п/п Оценка частоты Кол-во человек % Пару раз в год    

Критерий 7
На определенных этапах своего развития творчество влияет на многих людей, становится социально-значимым_________________[______ Эпизоды творчества растворяются в рутинной повседневн

Высшее бессознательное
Наблюдения показывают: за счет повторявшейся, «натренированной» произвольной умственной работы, нередко многолетней, может формироваться высшее бессознательное. Произвольная умственная дея

Состояние Свободы
Представим себе узоры на морозном стекле. Узоры бывают разными и очень красивыми. Иногда на стекле даже, казалось бы, в сухом помещении намерзает толстый слой льда. Предположим,

Возбуждение
«Что есть свобода для меня.' Из перечисленного скорее подходит возбуждение. Хочется активно что-то делать, иногда куда-то бежать, может быть, от кого-то, от всех. Состояние счастья, безграничной

Состояние неопределенности
«Было состояние неопределенности — я не хотела ничего делать, за что ни бралась - все валилось из рук. Это было ночью, но спать тоже не хотелось и я бесцельно бродила по комнате, не зная, за что

Ссоры с окружающими
«Когда я хочу освободиться для занятий творчеством, я почему-то очень хочу поссориться с кем-нибудь. Я начинаю цепляться к каждой мелочи, "наезжать " на всех подряд. За

Отчаяние
«Я начал творчество в состоянии отчаяния, неудовлетворенности жизнью. Ничто существенное меня на земле не держало, и я мог делать совершенно, что хотел. Не желая из npwnfuna заканчивать жизнь, я

Стечение обстоятельств
«Обретение внутренней свободы однажды четко определилось независимостью. Тогда, когда вдруг чувствуешь, что все прекрасно, снег, мороз, прогулка вечером и вообще вся жизнь прекрасна и ничто и ни

Возникало ли у Вас ощущение, что идея шла как бы извне, была не Ваша? Или такого ощущения не было?
Многие студенты и школьники отметили, что такое ощущение у них возникало. Примеры ответов (у школьников указан класс, у студентов -номер группы): «Да, у меня возникало такое ощ

Состояние после получения творческого решения
В начале изучения психологии творчества учащимся ФМШ предлагалось кратко охарактеризовать состояние после получения творческого решения. Многие описания оказались интересными. «После по

Отношение к объекту познания и к самонаблюдению
Предположим, что человек, которому открылось Вдохновение, научился совмещать сознательное поведение и внимание движениям подсознания. Поскольку известно, что большинство людей отмечают у с

Общение и уединение
Баланс сознательного поведения и внимания к подсознанию, а также баланс интереса к объекту творчества и самонаблюдения неизбежно выводит на вопрос соотношения общения и уединения. Без уединения сам

Оценка и самооценка
Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. Возникает во

Полнота или краткость
I. «Главное - надежность передачи мысли». Поэтому можно повторять одно и то же, расцвечивать изложение, варьировать его. Важнее всего ничего не потерять, все донести до слушателя (читателя), полнос

Основная линия творчества, пробы творчества в смежных областях деятельности.
Равновесие является процессом уравновешивания Ряд сбалансированных отношений, которые должны быть (в идеале) приведены к балансу, к некоторой золотой середине можно продолжить. Так,

Автор должен «давать себя» в произведении и «не давать себя», как бы скрыться, спрятаться за ним.
На основе многочисленных примеров он показывает, что в хорошем произведении достигается диалектическое единство того и другого. Описаниерезультатов синтеза в отноше

Самореализация в работе и стремление к высокой оплате труда.
Вследствие перевода информации из подсознания в сознание человек легко вспоминает те переживания, которые были скрыты в чувственной сфере. На словесно-логическом уровне они могут быть о

Трудности синтеза в отношениях
Рассмотрим примеры, когда синтез противоположностей в отношениях не достигается. Человек и роль. В этой связи также интересна одна из записей • М. Пришвина.

Выборочные данные, характеризующие отношения учащихся ФМШ к сторонам жизни, связанным с творчеством
№ Краткая характеристика отношений личности I % III % II % 1-П % Общени

Выборочные данные, характеризующие отношения слушателей ИППК к сторонам жизни, связанным с творчеством
№ Краткая характеристика отношений личности I % III % II % 1-11 % Общен

Семестр усиленных занятий?
- Интенсивный отдых с друзьями в течение недели. - Неделя абсолютного отдыха от занятий, отдыха активного и пассивного. - В течение десяти дней: два часа легкой м

От перегрузки умственной работой к балансу
Возьмите кисти, масляные краски, подготовленное полотно и попробуйте нарисовать горы. Небо, оттенки цветов на склонах, вдали и вблизи. Обращая внимание на рисование. Вы будете со

От выраженного преобладания первой сигнальной системы к балансу
Рис. 27, иллюстрирующий соотношение нагрузок умственной работы и видов отдыха от нее, можно читать и в одну и в другую сторону. Пример. Во время зимних школьных каникул отец с 11-летней

Передача умственной работы подсознанию
Многие люди, занимающиеся умственным трудом, страдают из-за того, что умственные действия становятся навязчивыми, не выключаются. Это не однократно отмечалось в литературе, в очередной раз на это о

Свободное самовыражение
Баланс в работе сигнальных систем необходим, но он недостаточен, это предпосылка творчества, но не оно само. Баланс в работе сигнальных систем находит свое выражение завершается в творчест

Полноценные уединения
Исходя из определения сбалансированных отношений образ ^изни творческой личности должен быть так устроен, чтобы он обеспечивал, наряда с полноценным общением, полноценные уединения

Верность самому себе
Одна из психологических проблем, с которой сталкивается человек, - оставаться самим собой обновляясь. Если человек приучается к новым делам, привыкает к новым сферам жизни, он может как бы

Относительное повышение интеллекта
Третья стадия развития позволяет соединять абстрактные знания с соответствующей им ситуацией. Общих знаний, которые могут быть приложены к любой конкретной ситуации, после второй стадии развития мн

Освобождение от тщеславия и демократичность
Тщеславная мысль аналитична; я такой-то хороший в том-то; тщеславная мысль легко может обобщаться потому, что эта мысль отвлеченна, а у всякой общей мысли есть тенденция к еще большему обо

Развитие способностей общения
Совершенство общения, в частности, определяется умением уделять внимание и делам, и непосредственной, коммуникативной стороне взаимодействия (с другим человеком или с группой). В идеале и

Высший уровень отношений мужчин и женщин
Вопросы взаимоотношений мужчин и женщин занимают в психологии одно из важнейших мест. Общеизвестны работы 3. Фрейда и его последователей. В связи с учением 3. Фрейда в отношении к творчест

Отношение к работе
I. «Работа не волк, в лес не убежит». Раз не убежит - нечего о "ей заботиться, подождет, работы всегда много, она надоела, если ^е время работать, то жить будет некогда (жизнь - это раз

Обозначения синтеза противоположностей в отношениях личности
Большое разнообразие обозначенийобъединений противоположностей в отношениях личности упоминается в обзорной работе А. Е. Айви, М. Б. Айви и Л. Саймэк-Даунинг (1990) по консу

Какие из этих мнений Вы считаете правдоподобными?
В опросе участвовали 43 человека. Из них 9 человек отметили, что таких мнений не слышали (т. е. приближенно около четверти опрошенных), трое дали неясные ответы; 31 человек высказали следующие мнен

Неправильное восприятие состояния Свободы
В моменты Вдохновений, некоторое время до него и после него человек свободен, никто ему не указчик, он смел, всякий контроль поведения при тгом отвергается. Человеку со стороны это может к

Второй вопрос: наблюдали ли Вы у других сильные эмоциональные реакции на выведение из состояния транса?
Сильные и очень сильные отрицательные эмоции при резком выведении других из состояний транса также отмечены в 90 % случаев. «Человека трудно бывает дозваться, смотрит на тебя и не поним

Ошибки восприятия состояния Радости
Напомним процедуру проведения тематического апперцепционного теста (ТАТ, Г. Мэррей и др.): испытуемым показывают серию картин с неопределенным, неясно выраженным содержанием, предлагают составлять

Степень выраженности составляющих психологического состояния после получения творческого решения
№ п/п Сторона состояния Сумма баллов Средняя оценка в баллах Радость 177,5 8,4

Расхождения по балансу сигнальных систем
«Кабина лифта имеет противовес, так что необходима лишь весьма незначительная сила мотора, чтобы привести его в движение. Это иллюстрирует факт, что там, где большие силы находятся в равновесии, до

В связи с отмеченным ограничение контактов творческой личности часто оказывается вынужденным.
Разные состояния характерны для творческой личности (см. рис. 7 - 9). Они должны быть разделены на разных стадиях творчества. Для творчества необходима динамика состояний, желательны психологически

Суицидальный риск и его избегание
Из приведенных данных опроса студентов с состояниями отчаяния перед прозрениями следует, что состояние свободы, обусловленное необходимостью обновления поведения личности, иногда граничит с риском

Одна из сторон действия алкоголя на психику человека и профилактика алкоголизма
Двое незнакомых мужчин сидят в электричке один напротив другого. Один время от времени оглядывается назад. Сидящий напротив спрашивает: «Че ты оглядываешься?» — «

Стратегическая линия профилактики пьянства и алкоголизма -обучение переводу информации из подсознания в сознание.
Такой перевод со временем приведет к умению проходить все стадии творчества. Профилактика, как известно, отличается от лечения: в лечении, в частности, большую роль играет устранение после

Невозможно.
Положительное действие алкоголя на психику человека можно сравнить с островком, окруженным болотом. Причем со временем островок уменьшается, болото вокруг него увеличивается. То, что сказа

Психологические знания, изложенные в гармоничной форме, легче применять на практике.
Изложение психологических знаний должно быть более индуктивным или просто индуктивным, строиться по типу: примеры 1, 2, З... далее - обобщение. При таком изложении ясны пути, которыми от обобщений

Исследования и обучающие опросы
Психолог, ведущий занятия, должен находичься в интуитивно-эвристическом состоянии, владеть знаниями по психологии творчества, создающими необходимый фон для опросов, дискуссий. Тем

Вопрос 2. Опишите состояние после получения наиболее ярких творческих решений в том виде, в каком оно наблюдалось (проявлялось) у Вас.
На одном из следующих занятий обучающимся может быть предложен повторный опрос по тому же состоянию, основанный на классификации полученных ответов, например, со следующим уточнением.

Вопрос 6. Меняется ли переживание этого состояния по мере накопления опыта творчества?
Опросы помогают взаимопониманию с обучаемыми, но, кроме того, с их помощью имеющиеся представления об изучаемых явлениях могут уточняться. Так, опрос 18 слушателей ИППК о состоянии после п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги