Свободное самовыражение - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Баланс В Работе Сигнальных Систем Необходим, Но Он Недостаточен, Это Предпосы...
Баланс в работе сигнальных систем необходим, но он недостаточен, это предпосылка творчества, но не оно само.
Баланс в работе сигнальных систем находит свое выражение завершается в творчестве, лишь через творчество он (в области отражения данного явления) становится устойчивым.
Наблюдения показывают, что в обычной жизни чаще всего встречаются следующие формы свободного самовыражения, с помощью которых с большей или меньшей эффективностью осуществляется перевод информации из подсознания в сознание:
1. Через устную речь. Человек стремится «выговориться», выразить то, что «у него на душе накипело».
2. Через свободный рисунок, к которому невольно, зачастую обращаются школьники и студенты.
3. Через импульсивные, слабо контролируемые поступки, действия, свободное, спонтанное поведение.
4. Через восприятие разнообразных впечатлений и слов, представляемых средствами массовой информации и узнавание в них своего, значимого. Это можно назвать переводом информации из подсознания в сознание лишь условно, чаще это смутное, фрагментарное угадывание того, что волнует и беспокоит.
5. Через специализированные способы самовыражения, например письменную речь. Этот способ самовыражения является заметно более редким, чем предыдущие, и может быть отнесен к категории профессиональных, таких, как свободное самовыражение через музыку, через скульптуру, через живопись, через изобретение и другое, требующее специальной подготовки.
Все способы свободного самовыражения имеют свои достоинства и недостатки.
Так, устная речь хороша тем, что звучит в общении с собеседником, но она обычно не фиксируется.
Если собеседник явно отличается по стилю мышления или не чувствует интуитивные движения, то неосторожным словом, действием он может самовыражение нарушить.
Самовыражение через устную речь нередко связано с многословием.
Свободный рисунок ближе, чем слово, правому полушарию мозга. Замечено, что при активной работе левого, «логически мыслящего» полушария у школьников часто возникает тяга к рисованию. Рисунок, если он не искажается вмешательством сознания, может выражать то, что «застряло» в подсознании наиболее близким ему языком образа.
Но рисунок с точки зрения интерпретации, смысла и значения обычно многозначен. Даже прямую линию разные люди интерпретируют по-разному: электрический провод, дорога, гипотенуза треугольника, линия, по которой склеен конверт, склон горы, след летящего самолета и т. д. Нередко рисунки остаются не расшифрованными и сознанием недопонятыми.
Свободное поведение легко путается с произволом, объясняется еще меньше. В качестве способа выражения интуитивных движений оно может быть наиболее рискованным, поскольку обычно не включает в себя «репетиции», проверку правильности решений.
Восприятие подсказок, значимых для подсознания из средств массовой информации, это обычно полуперевод, поскольку подсказки часто сцеплены с наносным, поверхностным и ненужным. Интересно свободное самовыражение через письменную речь. Выражение интуитивных движений через письменную речь может объединять художественно-образное и понятийно-логическое в жизни личности.
Записи - это слова, т. е. то, что «устраивает» левое полушарие, в них - смысл, их можно анализировать. Записи отражают при самовыражении интуитивного то, что человек чувствует, актуальное Для него, они соответствуют требованию «здесь и теперь».
Свободные записи, начинающиеся с воспоминаний, могут объединять прошлое, настоящее и будущее. Они, если пользоваться терминологией Д. Н. Овсянико-Куликовского (1989, с. 29 - 65), могут отражать действительную интеграцию «двух душ» — «мыслящей души» и «чувствующей души». Не только «моральные чувства» - «скрепы души», но пульсации новых представлений, создаваемых в стиле синтеза знаний, значимых для личности (в этом
«заинтересованность» одной сферы психики) и общезначимых (в этом «требование» другой сферы психики), тоже - «скрепы души».
Жизнь идет вперед и содержание интегративных представлений постоянно обновляется.
Это символизируется, например, тем, что биография поэта отражается в его стихах.
Записи в стиле синтеза знаний, значимые для личности, не могут быть только «правильными», «строгими», «аналитичными», «точными», последовательными, потому что все эти требования -требования «логического рассудка», т. е. одной стороны отражения мира.
Работы в стиле синтеза знаний должны отражать текущий момент времени, быть «актуальными» в смысле сегодняшнего дня, отвечать на сильные эмоции и впечатления, передавать душу наблюдаемых картин, событий, действий других людей и своих собственных. Они «должны» включать в себя и дополнительное, характерное для «правого полушария», связанное с «актуальным» или текущим отражением видимого, слышимого и чувствуемого.
Одного рассудочного и одного понимания мало, хотя для качественного отражения чувствуемого оно необходимо в роли дополнения, порождающего третье.
Хорошие стихи включают в себя ритм, рифму, хорошее звучание, отражают актуальное, выражают чувства, отвечают моменту (I), но также точны, последовательны с точки зрения мысли. Они есть «сумма» размышлений или их итог или «квинтэссенция» размышлений (It). Иначе говоря, они, пользуясь выражением Д. Н. Овсянико-Куликовского (1989), отвечают «запросам» или «чаяниям» «обоих душ»: и «мыслящей души» и «чувствующей души» (III).
Когда С. Т. Аксаков (1987) пишет о рыбалке, он тоже объединяет свой опыт с общезначимым, то же делает Дж. Даррел (1998) когда пишет о ловле животных для зоопарка и т. п.
Если взрослый человек развивается, творчество в стиле синтеза, рассматриваемое не только с точки зрения объединения различных соображений в едином представлении, но и синтеза - в смысле
объединения сторон внутренней жизни - становится для него жизненно необходимым.
Интеграцию сторон внутренней жизни человека можно сравнить с потоком, причем потоком пульсирующим или с двумя потоками, сливающимися в одно целое. И то, что это поток, но не одно состояние, определяется сменой событий дня. изменением соотношений в мире, развитием всех его частей, взаимодействием этих частей и его развитием на этой основе далее.
Работы в стиле синтеза - основа психологического здоровья, поскольку они «примиряют» стороны души, точнее, объединяют их или дают возможность выразиться им в одном, едином представлении, ощутить гармонию и единство в себе, согласие внутренних сил, сосредоточение на одном хотя бы временно. Затем все в душе опять «разъединяется». Через некоторое время синтез, объединение отыскивается снова.
Разъединение необходимо для двух частей души, они разные и более полно развиваются каждое в своем направлении. Но и объединение тоже необходимо, периодически, регулярно, в лучшем случае, по-видимому, проявляется мера того и другого.
Пример: Н. К. Рерих - художник; его картины прекрасны; их много; в них - одухотворенное видение природы и, следовательно, они - выражение Духовных движений, они же - Духовное обращение художника к зрителю, они стимулируют Духовную жизнь зрителя.
В чем-то, наверное, и Н. К. Рериха не до конца удовлетворяет живопись, если он обращается к слову, пишет литературные произведения. Письменная речь позволяет многое отразить четче и °пределеннее, она же позволяет передавать и образы ^Дожественные.
Чтобы художник жил Духовно, его творчество должно быть Регулярным, вновь и вновь возрождающимся.
На сайте allrefs.net читайте: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Свободное самовыражение
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Новосибирск 2001
Особенности творческого поведения в книге обосновываются с позиций успешного прохождения 10 стадий творчества, развитие мышления и личности до высокого уро
Десять стадий творчества
. Описания процесса творчества даются в литературе с различных сторон. Возникает задача - с учетом новых наработок создать единое представление, отражающее процесс творчества в целом.
Творческая личность
При регулярном повторении процесса творчества формируется творческая личность.
Понятие «творческая личность» активно использовалось Г. С. Альтшуллером, И. М. Верткиным (1990). Они же ввели
S-образные кривые развития
В XIX в. были обнаружены общие закономерности развития биологических систем, которые стали изображаться с помощью S-образных кривых. В развитии любой группы живых существ наблюдается три этапа:
Выход на плато
Новым шагом в развитии может быть перенос внимания на мышление, объединяющее обобщенные знания вокруг конкретных
предметов и явлений, это достигается путем интуитивного мышления, и
Общее, особенное и единичное
Общая закономерность развития не противоречит индивидуальным различиям.
Образы, которые человек воспринимает, у каждого свои, у каждого своеобразны, даже «слои» впечатлений неповторимы, оп
Начальные проявления творчества
Наблюдения показывают, что творчество в его начальных проявлениях распространено очень широко. В подтверждение этого можно привести данные опросов.
В начале занятий по психологии творчеств
Критерий 7
На определенных этапах своего развития творчество влияет на многих людей, становится социально-значимым_________________[______
Эпизоды творчества растворяются в рутинной повседневн
Высшее бессознательное
Наблюдения показывают: за счет повторявшейся, «натренированной» произвольной умственной работы, нередко многолетней, может формироваться высшее бессознательное.
Произвольная умственная дея
Состояние Свободы
Представим себе узоры на морозном стекле. Узоры бывают разными и очень красивыми. Иногда на стекле даже, казалось бы, в сухом помещении намерзает толстый слой льда.
Предположим,
Возбуждение
«Что есть свобода для меня.' Из перечисленного скорее подходит возбуждение. Хочется активно что-то делать, иногда куда-то бежать, может быть, от кого-то, от всех. Состояние счастья, безграничной
Состояние неопределенности
«Было состояние неопределенности — я не хотела ничего делать, за что ни бралась - все валилось из рук. Это было ночью, но спать тоже не хотелось и я бесцельно бродила по комнате, не зная, за что
Ссоры с окружающими
«Когда я хочу освободиться для занятий творчеством, я почему-то очень хочу поссориться с кем-нибудь. Я начинаю цепляться к каждой мелочи, "наезжать " на всех подряд.
За
Отчаяние
«Я начал творчество в состоянии отчаяния, неудовлетворенности жизнью. Ничто существенное меня на земле не держало, и я мог делать совершенно, что хотел. Не желая из npwnfuna заканчивать жизнь, я
Стечение обстоятельств
«Обретение внутренней свободы однажды четко определилось независимостью. Тогда, когда вдруг чувствуешь, что все прекрасно, снег, мороз, прогулка вечером и вообще вся жизнь прекрасна и ничто и ни
Состояние после получения творческого решения
В начале изучения психологии творчества учащимся ФМШ предлагалось кратко охарактеризовать состояние после получения творческого решения. Многие описания оказались интересными.
«После по
Отношение к объекту познания и к самонаблюдению
Предположим, что человек, которому открылось Вдохновение, научился совмещать сознательное поведение и внимание движениям подсознания.
Поскольку известно, что большинство людей отмечают у с
Общение и уединение
Баланс сознательного поведения и внимания к подсознанию, а также баланс интереса к объекту творчества и самонаблюдения неизбежно выводит на вопрос соотношения общения и уединения. Без уединения сам
Оценка и самооценка
Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. Возникает во
Полнота или краткость
I. «Главное - надежность передачи мысли». Поэтому можно повторять одно и то же, расцвечивать изложение, варьировать его. Важнее всего ничего не потерять, все донести до слушателя (читателя), полнос
Самореализация в работе и стремление к высокой оплате труда.
Вследствие перевода информации из подсознания в сознание человек легко вспоминает те переживания, которые были скрыты в чувственной сфере. На словесно-логическом уровне они могут быть
о
Трудности синтеза в отношениях
Рассмотрим примеры, когда синтез противоположностей в отношениях не достигается.
Человек и роль. В этой связи также интересна одна из записей • М. Пришвина.
Семестр усиленных занятий?
- Интенсивный отдых с друзьями в течение недели.
- Неделя абсолютного отдыха от занятий, отдыха активного и пассивного.
- В течение десяти дней: два часа легкой м
От перегрузки умственной работой к балансу
Возьмите кисти, масляные краски, подготовленное полотно и попробуйте нарисовать горы. Небо, оттенки цветов на склонах, вдали и вблизи.
Обращая внимание на рисование. Вы будете со
Передача умственной работы подсознанию
Многие люди, занимающиеся умственным трудом, страдают из-за того, что умственные действия становятся навязчивыми, не выключаются. Это не однократно отмечалось в литературе, в очередной раз на это о
Полноценные уединения
Исходя из определения сбалансированных отношений образ ^изни творческой личности должен быть так устроен, чтобы он
обеспечивал, наряда с полноценным общением, полноценные уединения
Верность самому себе
Одна из психологических проблем, с которой сталкивается человек, - оставаться самим собой обновляясь.
Если человек приучается к новым делам, привыкает к новым сферам жизни, он может как бы
Относительное повышение интеллекта
Третья стадия развития позволяет соединять абстрактные знания с соответствующей им ситуацией. Общих знаний, которые могут быть приложены к любой конкретной ситуации, после второй стадии развития мн
Освобождение от тщеславия и демократичность
Тщеславная мысль аналитична; я такой-то хороший в том-то;
тщеславная мысль легко может обобщаться потому, что эта мысль отвлеченна, а у всякой общей мысли есть тенденция к еще большему обо
Развитие способностей общения
Совершенство общения, в частности, определяется умением уделять внимание и делам, и непосредственной, коммуникативной стороне взаимодействия (с другим человеком или с группой).
В идеале и
Высший уровень отношений мужчин и женщин
Вопросы взаимоотношений мужчин и женщин занимают в психологии одно из важнейших мест. Общеизвестны работы 3. Фрейда и его последователей.
В связи с учением 3. Фрейда в отношении к творчест
Отношение к работе
I. «Работа не волк, в лес не убежит». Раз не убежит - нечего о "ей заботиться, подождет, работы всегда много, она надоела, если ^е время работать, то жить будет некогда (жизнь - это раз
Какие из этих мнений Вы считаете правдоподобными?
В опросе участвовали 43 человека. Из них 9 человек отметили, что таких мнений не слышали (т. е. приближенно около четверти опрошенных), трое дали неясные ответы; 31 человек высказали следующие мнен
Неправильное восприятие состояния Свободы
В моменты Вдохновений, некоторое время до него и после него человек свободен, никто ему не указчик, он смел, всякий контроль поведения при тгом отвергается.
Человеку со стороны это может к
Ошибки восприятия состояния Радости
Напомним процедуру проведения тематического апперцепционного теста (ТАТ, Г. Мэррей и др.): испытуемым показывают серию картин с неопределенным, неясно выраженным содержанием, предлагают составлять
Расхождения по балансу сигнальных систем
«Кабина лифта имеет противовес, так что необходима лишь весьма незначительная сила мотора, чтобы привести его в движение. Это иллюстрирует факт, что там, где большие силы находятся в равновесии, до
Суицидальный риск и его избегание
Из приведенных данных опроса студентов с состояниями отчаяния перед прозрениями следует, что состояние свободы, обусловленное необходимостью обновления поведения личности, иногда граничит с риском
Невозможно.
Положительное действие алкоголя на психику человека можно сравнить с островком, окруженным болотом. Причем со временем островок уменьшается, болото вокруг него увеличивается.
То, что сказа
Исследования и обучающие опросы
Психолог, ведущий занятия, должен находичься в интуитивно-эвристическом состоянии, владеть знаниями по психологии творчества, создающими необходимый фон для опросов, дискуссий.
Тем
Новости и инфо для студентов