Верность самому себе - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Одна Из Психологических Проблем, С Которой Сталкивается Человек, - Оставаться...
Одна из психологических проблем, с которой сталкивается человек, - оставаться самим собой обновляясь.
Если человек приучается к новым делам, привыкает к новым сферам жизни, он может как бы «забывать о себе». В пределе может стать очень деловым, таким от которого «веет» делами, отчуждением и холодом.
Одна из психологических проблем, которая в этой связи возникает, или печаль или тоска или вопрос на периферии сознания:
как быть самим собой, оставаться самим собой на фоне многолетних новых дел, новых сфер деятельности, жизни?
Иногда даже возникает внутренний вопрос: может быть смириться с отчуждением от себя? Ничего с этим не поделаешь?
При этом затрагиваются базовые ценности жизни: зачем тогда нужны все твои дела и твои достижения в них, если они принадлежат не тебе, если ты - это уже не ты0
Ответ на этот вопрос дает все то же Вдохновение.
Оно всегда начинается с воспоминаний, часто очень отдаленных, это отмечал, например, Р. П. Уоррен, говоря о том, что трудно объяснить, почему вспомнилось то, а не другое перед рождением стиха.
Погружение в себя перед получением творческих решений состояние транса всегда связано с воспоминаниями, это означает что Вдохновение каждый раз включает в себя и интеграцию с прошлым опытом, интеграцию с самим собой из прошлого начинающуюся с воспоминаний и ощущений. Ощущения казались давно забытыми, они смутны, но, когда они вспоминаются, связываются с нынешним опытом, нынешними состояниями.
К общему положению о том, что Вдохновение есть проявление интеграции внутренних сил (и сосредоточения всего себя на одном) сказанное почти ничего не добавляет, здесь лишь показывается связь интеграции с желанием быть самим собой, изменяясь, живя в новых условиях оставаться самим собой и становиться новым.
Интеграция души - это не то, что само собой дается, она не настолько проста, что не требует усилий и «работы». Можно сказать, что интеграция требует повседневной, постоянной работы, соотнесения нового со старым, если не повседневной, то регулярной. В психосинтезе (Ассаджоли Р., 1994 и др.) для этого разработаны специальные упражнения. Они понятны, продуманы, обоснованы, но несколько искусственны. Неясен момент, когда надо «объединять» прошлое с настоящим на основе произвольных усилий и сколько часов в день человек должен тратить на это. Может быть стоит уделить внимание упражнениям психосинтеза, если дошел до кризиса? Неясно.
Вдохновение, открывая новое, «работая» на сегодняшний день и на будущее, каждый раз выполняет работу интеграции представлений, кроме создания новых решений оно выполняет и эту работу, если начинается с далеких воспоминаний прошлого, пусть мимолетных. Оно всегда выполняет работу интеграции тебя - нового с тобой - прежним, в том числе с основными ценностями жизни. важными сторонами жизни. Оно само определяет момент, в который это объединение или новое обращение к прошлому необходимо.
Поэтому в творчестве автоматически решаются проблемы так называемой «самоидентификации».
Избавление от психологических травм
Перевод информации из подсознания в сознание позволяет достать из подсознания любую «занозу». М. М. Пришвин сравнивает творчество со смолой, наплывающей на раны деревьев:
так и у человека, где была душевная рана — вырастает мысль.
Поскольку «занозы», «царапины», душевные травмы возникают достаточно часто, эта сторона творчества оказывается весьма существенной.
В связи с проблемами лечения пациентов К. Г. Юнг (1997, с. 15) ввел понятие трансцендентальной функции, которая «возникает из соединения содержимого бессознательного с содержимым сознания». Статья на эту тему была подготовлена им в 1916 г. и основывалась на консультативной практике. Характеризуя конструктивное толкозание сновидений, К. Г. Юнг говорил о том, что, пользуясь современной терминологией, можно назвать «переводом информации из подсознания в сознание».
Рекомендации развития трансцендентальной функции расслабленность... сосредоточенность... лучше ночью... критическое мышление следует отключить... уловить зрительные образы, которые могут всплыть в голове... услышать «внутренний голос»... или понять себя через движения... (Юнг К. Г., 1997, с. 30 - 32), - не отличаются от того, что называют использованием резервов подсознания, направленным на решение задач, на постижение истины (КехоД., 2000. Миколко М., 2001 и др.).
Овладение способностями творческого самовыражения означает овладение процессом психотерапии по отношению к самому себе и, наоборот, овладение процессами психологического лечения себя — путь развития способностей творчества.
Это можно объяснить и со следующих позиций: в связи с Переводом информации из подсознания говорилось о соединении Противоположностей, о спонтанности возникновения образов, звуков, ощущений, переживаний и об умении улавливать их смысл. Это подробно обсуждалось в начале гл. 5 в связи с описанием 131
структуры бензола Ф. А. Кекуле («змея, кусающая себя за хвост»). Если вспомнить классический психоаналитический сеанс (свободная речевая продукция пациента и расшифровывание ее значения психоаналитиком), то можно сказать, что в момент перевода информации из подсознания в сознание человек соединяет в себе и пациента и психоаналитика. Поэтому развитие способностей творчества - это и овладение способностью в психологическом плане лечить себя.
Творчество — это и источникспокойствия.
Если взять Радость, которую дарит Вдохновение, и убавить на полтона, получится умиротворение, внутреннее удовлетворение спокойствие и еще что-то в этом роде.
Многие люди нервничают, общество находится в переходном состоянии, дел много, дела «дергают», их трудно привести в порядок, люди бывают честолюбивыми, заносчивыми, мстительными, злопамятными, доброжелательными, хорошими и плохими - и все это в жизни перемешано. В этих условиях трудно быть уравновешенным и спокойным. Даже одно состояние «транзитивного» общества может любого вывести из равновесия.
Если в сложной ситуации есть внутренний источник радости, счастья, гармонии, отпадения проблем, даже пульсирующий иногда, есть источник, который периодически излучает подобные чувства и переживания, это уже «кое что».
Сильные эмоции после Вдохновения, сталкиваясь с нервной, суетливой жизнью угашаются в ней, но тем не менее производят свое действие.
Восторг быстро проходит после прозрений; состояние внутренней гармонии сохраняется дольше, оно проявляется, в частности, в спокойствии.
Вдохновение может проявляться на сенсорно-эмоциональном уровне, например в восприятии природы.
Яр реки, вода, медленно плавающая по кругу пена, небо, облака, мостик... и все это может объединяться в восприятии в одно целое, наподобие того, как это бывает в художественном произведении.
Нарисовать такое может художник, но видеть - и ребенок. Подобные состояния, по-видимому, доступны и детям. Если это так,
jo дети, периодически переживающие соответствующие состояния, будущие творческие личности должны дарить окружающим состояние спокойствия. Возможно, это признак, по которому можно распознавать творческие способности в раннем возрасте?
На сайте allrefs.net читайте: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Верность самому себе
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
ТВОРЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Новосибирск 2001
Особенности творческого поведения в книге обосновываются с позиций успешного прохождения 10 стадий творчества, развитие мышления и личности до высокого уро
Десять стадий творчества
. Описания процесса творчества даются в литературе с различных сторон. Возникает задача - с учетом новых наработок создать единое представление, отражающее процесс творчества в целом.
Творческая личность
При регулярном повторении процесса творчества формируется творческая личность.
Понятие «творческая личность» активно использовалось Г. С. Альтшуллером, И. М. Верткиным (1990). Они же ввели
S-образные кривые развития
В XIX в. были обнаружены общие закономерности развития биологических систем, которые стали изображаться с помощью S-образных кривых. В развитии любой группы живых существ наблюдается три этапа:
Выход на плато
Новым шагом в развитии может быть перенос внимания на мышление, объединяющее обобщенные знания вокруг конкретных
предметов и явлений, это достигается путем интуитивного мышления, и
Общее, особенное и единичное
Общая закономерность развития не противоречит индивидуальным различиям.
Образы, которые человек воспринимает, у каждого свои, у каждого своеобразны, даже «слои» впечатлений неповторимы, оп
Начальные проявления творчества
Наблюдения показывают, что творчество в его начальных проявлениях распространено очень широко. В подтверждение этого можно привести данные опросов.
В начале занятий по психологии творчеств
Критерий 7
На определенных этапах своего развития творчество влияет на многих людей, становится социально-значимым_________________[______
Эпизоды творчества растворяются в рутинной повседневн
Высшее бессознательное
Наблюдения показывают: за счет повторявшейся, «натренированной» произвольной умственной работы, нередко многолетней, может формироваться высшее бессознательное.
Произвольная умственная дея
Состояние Свободы
Представим себе узоры на морозном стекле. Узоры бывают разными и очень красивыми. Иногда на стекле даже, казалось бы, в сухом помещении намерзает толстый слой льда.
Предположим,
Возбуждение
«Что есть свобода для меня.' Из перечисленного скорее подходит возбуждение. Хочется активно что-то делать, иногда куда-то бежать, может быть, от кого-то, от всех. Состояние счастья, безграничной
Состояние неопределенности
«Было состояние неопределенности — я не хотела ничего делать, за что ни бралась - все валилось из рук. Это было ночью, но спать тоже не хотелось и я бесцельно бродила по комнате, не зная, за что
Ссоры с окружающими
«Когда я хочу освободиться для занятий творчеством, я почему-то очень хочу поссориться с кем-нибудь. Я начинаю цепляться к каждой мелочи, "наезжать " на всех подряд.
За
Отчаяние
«Я начал творчество в состоянии отчаяния, неудовлетворенности жизнью. Ничто существенное меня на земле не держало, и я мог делать совершенно, что хотел. Не желая из npwnfuna заканчивать жизнь, я
Стечение обстоятельств
«Обретение внутренней свободы однажды четко определилось независимостью. Тогда, когда вдруг чувствуешь, что все прекрасно, снег, мороз, прогулка вечером и вообще вся жизнь прекрасна и ничто и ни
Состояние после получения творческого решения
В начале изучения психологии творчества учащимся ФМШ предлагалось кратко охарактеризовать состояние после получения творческого решения. Многие описания оказались интересными.
«После по
Отношение к объекту познания и к самонаблюдению
Предположим, что человек, которому открылось Вдохновение, научился совмещать сознательное поведение и внимание движениям подсознания.
Поскольку известно, что большинство людей отмечают у с
Общение и уединение
Баланс сознательного поведения и внимания к подсознанию, а также баланс интереса к объекту творчества и самонаблюдения неизбежно выводит на вопрос соотношения общения и уединения. Без уединения сам
Оценка и самооценка
Человек, время от времени получающий новые результаты, представляет их окружающим. Поэтому, сталкиваясь с оценками полученных им результатов, он может сопоставлять самооценку и оценку. Возникает во
Полнота или краткость
I. «Главное - надежность передачи мысли». Поэтому можно повторять одно и то же, расцвечивать изложение, варьировать его. Важнее всего ничего не потерять, все донести до слушателя (читателя), полнос
Самореализация в работе и стремление к высокой оплате труда.
Вследствие перевода информации из подсознания в сознание человек легко вспоминает те переживания, которые были скрыты в чувственной сфере. На словесно-логическом уровне они могут быть
о
Трудности синтеза в отношениях
Рассмотрим примеры, когда синтез противоположностей в отношениях не достигается.
Человек и роль. В этой связи также интересна одна из записей • М. Пришвина.
Семестр усиленных занятий?
- Интенсивный отдых с друзьями в течение недели.
- Неделя абсолютного отдыха от занятий, отдыха активного и пассивного.
- В течение десяти дней: два часа легкой м
От перегрузки умственной работой к балансу
Возьмите кисти, масляные краски, подготовленное полотно и попробуйте нарисовать горы. Небо, оттенки цветов на склонах, вдали и вблизи.
Обращая внимание на рисование. Вы будете со
Передача умственной работы подсознанию
Многие люди, занимающиеся умственным трудом, страдают из-за того, что умственные действия становятся навязчивыми, не выключаются. Это не однократно отмечалось в литературе, в очередной раз на это о
Свободное самовыражение
Баланс в работе сигнальных систем необходим, но он недостаточен, это предпосылка творчества, но не оно само.
Баланс в работе сигнальных систем находит свое выражение завершается в творчест
Полноценные уединения
Исходя из определения сбалансированных отношений образ ^изни творческой личности должен быть так устроен, чтобы он
обеспечивал, наряда с полноценным общением, полноценные уединения
Относительное повышение интеллекта
Третья стадия развития позволяет соединять абстрактные знания с соответствующей им ситуацией. Общих знаний, которые могут быть приложены к любой конкретной ситуации, после второй стадии развития мн
Освобождение от тщеславия и демократичность
Тщеславная мысль аналитична; я такой-то хороший в том-то;
тщеславная мысль легко может обобщаться потому, что эта мысль отвлеченна, а у всякой общей мысли есть тенденция к еще большему обо
Развитие способностей общения
Совершенство общения, в частности, определяется умением уделять внимание и делам, и непосредственной, коммуникативной стороне взаимодействия (с другим человеком или с группой).
В идеале и
Высший уровень отношений мужчин и женщин
Вопросы взаимоотношений мужчин и женщин занимают в психологии одно из важнейших мест. Общеизвестны работы 3. Фрейда и его последователей.
В связи с учением 3. Фрейда в отношении к творчест
Отношение к работе
I. «Работа не волк, в лес не убежит». Раз не убежит - нечего о "ей заботиться, подождет, работы всегда много, она надоела, если ^е время работать, то жить будет некогда (жизнь - это раз
Какие из этих мнений Вы считаете правдоподобными?
В опросе участвовали 43 человека. Из них 9 человек отметили, что таких мнений не слышали (т. е. приближенно около четверти опрошенных), трое дали неясные ответы; 31 человек высказали следующие мнен
Неправильное восприятие состояния Свободы
В моменты Вдохновений, некоторое время до него и после него человек свободен, никто ему не указчик, он смел, всякий контроль поведения при тгом отвергается.
Человеку со стороны это может к
Ошибки восприятия состояния Радости
Напомним процедуру проведения тематического апперцепционного теста (ТАТ, Г. Мэррей и др.): испытуемым показывают серию картин с неопределенным, неясно выраженным содержанием, предлагают составлять
Расхождения по балансу сигнальных систем
«Кабина лифта имеет противовес, так что необходима лишь весьма незначительная сила мотора, чтобы привести его в движение. Это иллюстрирует факт, что там, где большие силы находятся в равновесии, до
Суицидальный риск и его избегание
Из приведенных данных опроса студентов с состояниями отчаяния перед прозрениями следует, что состояние свободы, обусловленное необходимостью обновления поведения личности, иногда граничит с риском
Невозможно.
Положительное действие алкоголя на психику человека можно сравнить с островком, окруженным болотом. Причем со временем островок уменьшается, болото вокруг него увеличивается.
То, что сказа
Исследования и обучающие опросы
Психолог, ведущий занятия, должен находичься в интуитивно-эвристическом состоянии, владеть знаниями по психологии творчества, создающими необходимый фон для опросов, дискуссий.
Тем
Новости и инфо для студентов