рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Деловые игры

Деловые игры - раздел Психология, Элементы практической психологии Деловая Игра, Как Бы Сжимая Время, Сближает Собы­тия, Далеко Разнесенные В Пр...

Деловая игра, как бы сжимая время, сближает собы­тия, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчет­ливо демонстрирует участникам возможности долгосроч­ных стратегий и их влияние на эффективность деятель­ности. Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмо­циональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и испробовать другую страте­гию, создает оптимальные условия для развития предус­мотрительности, гибкости мышления и целеустремлен­ности. Она приучает к коллективным действиям, приня­тию как самостоятельных, так и скоординированных ре­шений, повышает способность и руководить, и подчи­няться, стимулирует практические навыки, развивает воо­бражение и интуицию. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для буду­щего времени (неизвестно, понадобятся ли?), а для обес­печения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе.

Считается, что игры стали одним из наиболее про­дуктивных нововведений в деле обучения за последние десятилетия. Несомненное преимущество деловых игр пе­ред традиционными формами обучения состоит в том, что они требуют активности со стороны каждого участника, увлекают сильнее, чем любые другие методы обучения, снимают эмоциональные барьеры и способствуют преодо­лению различных форм психологической защиты. В игро­вой ситуации выявляются индивидуальные способности к принятию ответственных решений в напряженной обстановке, к эффективному использованию должностных полномочий. Однако главным достоинством этого метода является радикальное сокращение времени накопления опыта. Опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью де­ловых игр в течение недели или месяца. Как правило, игры проводятся по периодам (циклам), которые имитируют период продолжительностью в день, неделю, месяц, квар­тал или год.

Важнейший момент в создании игры — это разработка сценария и определение полномочий, которыми будут наделены ее участники. В игре может участвовать не­сколько групп по 1—20 участников в каждой. Обычно в группе 5—8 человек и 5—8 групп. Преподаватель, начиная игру с инструктажа, описывает, например, ха­рактер предприятия, которым будет руководить данная группа в игре, характер его продукции, функции участ­ников решения проблемы, масштабы их полномочий. Пе­ред началом игры участникам выдаются специальные сборники или инструкции, содержащие необходимую ин­формацию об игре с нужными подробностями и расчет­ными формулами. В ходе игры полезно, чтобы участники работали с документацией, максимально приближенной к практике, и сами создавали такие документы (служеб­ные записки, приказы, отчеты и. т. д.).

Игры дают опыт коллективного принятия решения в тех случаях, когда в реальных условиях это сделать трудно или опасно, например, возможно возникновение аварии или угрозы опасности для людей.

Игра начинается принятием решений за определенный цикл, например за месяц, скажем, за январь. Эти реше­ния обрабатываются, и для участников игры подготавли­ваются отчеты о деятельности за январь. Имея оперативные отчеты

за данный месяц, участники анализируют их и приступают к принятию решения за февраль. Реше­ния снова обрабатываются на ЭВМ, и отчеты поступают через 10—15 минут после представления решений. Так в быстром темпе проходит целый год: участники игры принимают решения, затем корректируют их на основе новых данных и т. д. Приведем пример. Объявленная цель игры состояла в том, чтобы определить, насколько играющие могут улучшить результаты, фактически достиг­нутые некоторой организацией. Каждая из двух игравших групп в первом цикле принимала решение за 40 последо­вательных кварталов. Полученные показатели после обра­ботки на ЭВМ наносились на график. Показатели каждой группы улучшались с течением времени. Во втором цикле играли другие группы с тем же заданием, но с некоторым отличием: после того как каждая группа принимала ре­шение, она должна была подготовить отчет, отражающий ожидаемый эффект принятых решений, и только затем решения вводились в ЭВМ и наносились на график. Участ­ники этого цикла игры имели возможность сравнивать ожидаемый эффект с реально достигнутым. Оказалось, что во втором цикле группы быстрее улучшали показа­тели, чем в первом, потому что предварительное формулирование ожидаемых результатов играет важную роль.

Деловая игра, аккумулируя время, снимает ограни­чения, накладываемые долговременной памятью, позволя­ет произвести более глубокий причинно-следственный ана­лиз ситуации. Метод включает в себя содержательный анализ фактора времени, для этого во многие игры встав­ляются временные лаги, чтобы решения принимались за несколько периодов до того, когда ожидается ситуация, где начинают реализовываться последствия этих решений.

Интересным аспектом игр является возможность изме­нить решение, которое оказалось плохим. В отличие от реальных жизненных ситуаций, в игре можно вернуться назад к некоторому моменту и переиграть его, принимая другие решения для того, чтобы определить их преиму­щества и недостатки по сравнению с уже опробованными. Одна и та же игровая ситуация может проигрываться несколько раз, ее участники могут предлагать свои реше­ния, побывав в разных ролях. В игре участники не связаны боязнью нанести своими действиями практический ущерб предприятию, себе и партнерам. Однако необходимо

учитывать, что игра будет продуктивной, если ее участники преодолеют психологический барьер отношения к ней как к «детской забаве», не достойной взрослых людей при изучении серьезных проблем.

Вовлечение в игру должно быть не только интеллек­туальным, но и эмоциональным, каждый участник должен так увлечься игрой, чтобы отдаться ей целиком. Для этой цели часто используют мотив конкуренции, например, ру­ководитель игры может сообщить данной группе, что дру­гие группы решили эту задачу быстрее.

Чему учат деловые игры? Важности планирования и своевременного принятия решений. Это делается с по­мощью сжатия времени и введения лагов. Сжатие произ­водится с помощью ЭВМ, что позволяет за время игры имитировать годы управленческого опыта и тем самым видеть не только непосредственные, но и долгосрочные результаты своих решений. Сжатие времени позволяет улавливать логику фактов, а это весьма ценно в обучении определенной стратегии деятельности. Большинство игр спланировано так, что в отсутствие генеральной страте­гии получаемые решения имеют лишь временные преиму­щества.

Начали применяться игры и при обучении студентов. В этом случае для определения прогресса знаний участ­ников игры полезно предложить им ответить на один и тот же вопросник в начале и конце игры. В одном из иссле­дований после определения первоначального уровня зна­ний 30 студентов, участвовавших в эксперименте, их раз­делили на три группы: две группы прослушали 3-часовую лекцию, а затем в течение 9 часов играли в игру. В это время студенты из третьей, контрольной группы прослу­шали традиционный курс лекций в 12 часов. На 15-й день группы, играющие в эту игру, добились значительного прогресса по сравнению с другими студентами и заявили о своем желании продолжить опыт. Аналогичное иссле­дование проведено Моро в Корнельском университете на примере игры с тремя экспериментальными группами, в то время как три контрольные группы студентов про­слушали традиционный курс лекций по экологии. Было использовано несколько типов тестов: первый касался ус­воения конкретных фактов, второй выявлял мнения сту­дентов, третий контролировал уровень их знаний. Иссле­дователи пришли к следующим выводам: игра обогащает

в большей степени фактическими, нежели теоретическими сведениями, с ее помощью студенты приобретают прак­тические навыки.Она больше привлекает студентов, чем обыкновенный курс лекций, и вызывает желание дополнить свои знания чтением специальной литера­туры.

В качестве простой игры, не требующей включения ЭВМ, можно привести игру «Робинзон», которая способ­ствует усвоению приемов планирования и распределения ресурсов. Она была предложена В. Ф. Комаровым [132] и рассчитана на 4 учебных часа. Ситуация: корабле­крушение в наши дни. Современный Робинзон оказался на необитаемом острове. Ему нужно время на строитель­ство лодки, жилья, добывание пищи, изготовление одеж­ды. Игрой предусмотрены варианты с различными времен­ными затратами. Цель Робинзона — за 12 месяцев по­строить лодку и покинуть остров. Каждые 12 месяцев тай­фун и землетрясение уничтожают все сделанное на остро­ве. Вероятность выжить при этом — 0,1. Противниками Робинзона выступают природные явления: ураган, ливни, жара, птицы и ядовитые насекомые. Корабли и самолеты обходят это место стороной, и поэтому рассчитывать на помощь извне не приходится.

Условия игры таковы. Робинзон может питаться фрук­тами, овощами, грибами, рыбой и дичью. Фрукты, овощи, грибы хранятся три дня, рыба — пять, дичь — пятнадцать дней с учетом дня, потраченного на заготовку. Одним видом пищи нельзя питаться более 25 дней подряд, иначе наступает потеря работоспособности на 10 дней. Каждый день посвящен только одному виду работ. Жилье может быть выбрано — это хижина или пещера. Одежда тоже имеет варианты — починенная старая или вновь изготов­ленная. Первоначальные затраты на изготовление рыбо­ловных снастей, жилья, одежды задаются таблицей. Жилье строится в течение первых двух месяцев. Робинзон может не есть только пять дней за время жизни на острове. Эти дни может использовать на что угодно. Каждые два месяца арбитром или с помощью рулетки определяются внешние осложнения, выпавшие на долю играющего. В по­следнем случае играющий запускает рулетку и переносит в бланк следующего месяца потери времени, вызванные случайными обстоятельствами. После завершения ими­тации сооружения лодки Робинзон отплывает на следующий день. Не успевший в течение 12 месяцев построить лодку и отплыть считается проигравшим.

Деловые игры могут оказаться весьма продуктивными для оценки эффективности процесса обучения, так как при анализе результатов игры вскрывается слабость усвоения того или иного раздела, что помогает сделать на нем акцент в следующем разделе обучения. Обычно игру оценивают по ее эффективности с помощью подроб­ного вопросника, при этом интервью берется не толь­ко сразу после игры, но и повторно, спустя несколь­ко месяцев после ее проведения, чтобы убедиться, на­сколько прочными оказались навыки, приобретенные в игре.

Игра максимально способствует созданию целостного представления о проблеме и тем самым улучшает ее по­нимание и запоминание, полностью включая ресурсы не только левого, но и правого полушария. Однако труд­ности игровой ситуации для преподавателей усугубляются тем, что многие из них внутренне не готовы к паритетным отношениям со студентами или слушателями. Эффектив­ность игры Новосибирского университета «АСПР-1» про­верялась экспериментально. Для этого формировались пары групп студентов с равной успеваемостью. Одна груп­па в течение четырех часов повторяла материал по теме «Автоматизированная система плановых расчетов», а дру­гая группа те же четыре часа участвовала в игре по этой теме. По окончании всем студентам предложили письмен­но ответить на ряд вопросов по теме. В эксперименте участ­вовали четыре академические группы третьего курса. «Теоретики» набрали 1300 баллов, а «игроки»—3000. Кроме того, субъективные состояния этих групп также различались: после занятий «теоретики» испытывали уста­лость, вялость, плохое настроение, а «игроки» отмечали хорошее самочувствие, приподнятость, бодрость. В Киев­ском инженерно-строительном институте регулярно прово­дится деловая игра «Диспут», в ходе которой студенты обучаются тому, как сократить время строительства и од­новременно обеспечить ритмичную работу [79, 93, 96, 102, 104, 202].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Элементы практической психологии

На сайте allrefs.net читайте: "Элементы практической психологии"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Деловые игры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Грановская Р. М.
Г 77 Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.—560 с. Книга в доступной для неспециалистов форме знакомит с важ­нейш

Становление психических процессов
  В этой книге будут рассматриваться различные пси­хические процессы человека. Полезно начать с уяснения того, в чем специфика высших психических процессов, к которым обычно относят в

Погружение и свертывание
Внешние материальные действия, совершаемые ребен­ком, представляют собой исходный материал для разви­тия высших психических функций. В период младенчества эти познавательные действия доступны наблю

Формирование произвольности
Наряду с погружением и свертыванием, с которыми мы познакомились, общей чертой высших психических функций является произвольность. Культурно-историче­ская конецепция Л. С. Выготского [70] связывает

Использование принципа погружения при обучении
Свертывание и погружение — непременные этапы раз­вития всех высших психических функций. Отсюда следует, что, с одной стороны, невозможно сформировать психи­ческую функцию, минуя двигательный этап,

Основные характеристики восприятия
  В предыдущем разделе мы рассматривали некоторые общие этапы развития высших психических процессов. Теперь перейдем к обсуждению особенностей каждого из них. Начнем с восприятия. Вос

Активность восприятия и значение обратной связи
Основой становления восприятия как высшей психи­ческой функции и восприятия как текущего процесса слу­жит активное движение. В разделе, посвященном разви­тию психических функций, мы уже останавлива

Объем и структура информации и адекватное восприятие
Кроме активности и использования обратной связи обязательным для правильного восприятия является так­же выполнение следующих условий: поддержание опре­деленного минимума, информации, поступающей в

Перестройка восприятия при обучении
До сих пор мы обсуждали условия, необходимые для полноценного развития восприятия. Действительно, и ак­тивное взаимодействие с объектом, и наличие обратной связи, и ряд других условий способствуют

Внимание как ограничение поля восприятия
  Актуальные, личностно-значимые сигналы выделя­ются вниманием. Выбор осуществляется из мно­жества всех сигналов, доступных восприятию в данный момент. В отличие от восприятия, свя­за

Характеристики внимания
Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики: устойчивость, концентрацию, распре­деление, переключаемость и предметность. Устойчивость — это длительность привлечения

Развитие произвольного внимания.
Упомянутые харак­теристики внимания (устойчивость, концентрация и др.) в какой-то мере свойственны не только человеку, но и жи­вотным. Но особое свойство внимания — произвольность являе

Замечания по управлению вниманием
Навыки управления вниманием аудитории очень важны для пропагандистов, руководителей и преподавателей. Как уже упоминалось, факторы, привлекающие внимание, раз­деляются на внешние и внутренние. К вн

Виды памяти.
Различают два вида памяти: генети­ческую (наследственную) и прижизненную. Наследствен­ная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процес

Формы памяти.
Формами прижизненной памяти яв­ляются мгновенная, кратковременная, промежуточная и долговременная. Основанием для такой классификации является различное место этих форм во временной после­довательн

Мгновенная и кратковременная память
Мгновенная память. Уже давно обнаружено, что сиг­нал, как зрительный, так и слуховой, субъективно воспри­нимается как воздействующий несколько мгновений после того, как он отзвучал

Промежуточная память и механизмы сна
Как мы уже упоминали, после обработки в кратковременной памяти информация в конце концов попадает в долговременное хранилище,где время и объем хране­ния практически неограниченны. Однако при этом и

Долговременная память
Информация, накопленная в течение дня в промежу­точной памяти, поступает в долговременную память после преобразования в кратковременной памяти. Долговремен­ная память, в отличие от других видов пам

Соотношение произвольной и непроизвольной (опосре­дованной и непосредственной) памяти.
Не вызывает сом­нений, что память проявляется через включение накоплен­ной прошлым опытом информации в организацию после­дующего поведения. В процессе любого поведения проис­ходит вторичное развора

Способы управления памятью
Не подлежит сомнению, что продуктивность челове­ческой деятельности тесно связана с возможностями па­мяти. Хотя долговременное хранилище практически без­гранично по объему и времени сохранения инфо

Допонятийное и понятийное мышление
  Каждый из уже рассмотренных психических про­цессов по-своему способствует независимости восприятия от изменяющихся условий внешней среды. Как уже было показано, при восприятии сформ

Этапы мыслительного процесса
Мышление проявляется при решении любой задачи, возникшей перед человеком, коль скоро она актуальна, не имеет готового решения и мощный мотив побуждает человека искать выход. Непосредственным толчко

Характеристики мыслительного процесса
Для правильного понимания аргументации и мотивов поведения людей полезно представлять себе роль и зна­чение определенных характеристик мышления. В качестве основных мы выделяем для анализа следующи

Способы активизации мышления
Результатом мышления является выделение посредст­вом мыслительных операций в окружающей нас действи­тельности отношений различного уровня сложности. Пе­ренос выделенного отношения на новые ситуации

Биологическое и психологическое значение эмоций
Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют п

Развитие эмоций
Эмоции проходят общий для высших психических функций путь развития — от внешних социально детерми­нированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развиваетс

Стресс и его особенности
Наиболее мощное проявление эмоций вызывает ком­плексную физиологическую реакцию — стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода — хо­лод, усталость, страх, унижение, боль и мно

Управление эмоциями
Ключевую роль в эффективном самоуправлении играет осознание своих жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. Человек, сделавший главный жиз­ненный выбор, в значительной мере предреш

РЕЧЬ И ЯЗЫК
Мы рассмотрели эмоции как высший психический процесс, который, как и мышление, отражает отношение человека к внешней и внутренней среде, но, в отличие от мышления, это отношение — субъективное. Эмо

Развитие речи
Речь — главное приобретение человечества, катали­затор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию не только те объекты, которые человек восприни­мает непоср

Вспомогательные средства языка
Надежность речевого общения людей повышается с по­мощью вспомогательных (паралингвистических) средств: темпа речи, акцентирования части высказывания, эмоцио­нальной окраски, тембра голоса, его силы

Язык лектора
Существенное значение для восприятия и понимания выступления имеет язык оратора. Важно обратить внима­ние на произношение слов, дикцию, мимику и жести­куляцию: аудитория чувствительна к неправильно

Сознание как высшая ступень развития психики
  В психологии сознание рассматривается как особая форма отражения, которая является общим ка­чеством описанных психических функций. Разви­тие всех психических функций в их взаимодейс

Взаимодействие сознания и подсознания
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внут­ренней среды организма сигналов. Естественно, возникают два вопроса: какие сигналы получают

Способы психологической защиты
В ситуациях, когда интенсивность потребности на­растает, а условия ее удовлетворения отсутствуют, пове­дение регулируется с помощью механизмов психологи­ческой защиты. Ф. В. Бассин [29] определяет

Преодоление психологической защиты
Напомним, что целенаправленно можно повлиять только на то, что остаётся в поле сознания а автоматизи­рованные и автономные действия управляются подсозна­тельно и находятся вне сферы волевых решений

Асимметрия полушарий и специфика психических процессов
Анализируя специфику и взаимосвязь различных психических процессов, нельзя не затронуть очень важный аспект этой темы — их соотнесение со структурной организацией головного мозга человека. Сама по

Интуиция: многократная смена доминирования
Взаимодействие полушарий в норме реципрокно, т. е. при обработке информации в одном полушарии другое на это время несколько затормаживается и до некоторой степени снижается интенсивность и отчетлив

Пути развития интуиции
Если решение какой-либо-задачи приходит к человеку интуитивно — неожиданно, спонтанно — и он не может осознать, как оно получено, то это вызывает у него удив­ление, представляется ему совершенно не

Эффективность обучения и роль правого полушария
Возникает вопрос, как оптимально использовать воз­можности каждого полушария. Для примера затронем такую практически актуальную область, как обучение. Последние десятилетия прогресс в обучении связ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТИ
Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. Е. Евтушенко  

Темперамент и продуктивность деятельности
Теперь обратимся к такому важному аспекту проб­лемы, как взаимосвязь темперамента и поведения. Учи­тывая свойства темперамента конкретного человека, мож­но с определенной вероятностью предсказать о

Задатки и способности
Не только темперамент вносит свой вклад в структуру личности. Человек вступает в мир как индивид, наде­ленный совокупностью природных свойств и задатков, а его способности формируются в деятельност

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Перебирая в памяти былое, Я вспомню песни первые свои: «Звезда горит над розовой Невою, Заставские бормочут соловьи...» А юные девчонки и мальчишки — Он

Особенности психологии юношеского возраста
Как известно, человек в своем развитии проходит несколько возрастных периодов, каждому из ко­торых соответствует расцвет определенных психи­ческих функций и свойств личности. Последова­тельное форм

Специфика психологической активности в зрелом возрасте
Основы современного исследования психологии взро­слых людей заложил Эриксон [336], выделив три стадии в ее развитии. Центральный психологический момент в ранней зрелости (25—35 лет) — установление

ОБЩЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ
Духовная старость в немалой степени связана с неспо­собностью к восприятию нового, поэтому лучшее из средств против старения — это поддерживать восприимчи­вость к явлениям реальной жизни. Современн

Самооценка и уровень притязаний
Личность проявляется через отношение к окру­жающему миру. Процесс социализации, в резуль­тате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответ­ствии с нормами данн

Влияние профессии на общение
Человек вступает в жизнь как индивид с природными свойствами нервной системы, определяющими его тем­перамент, и задатками, из которых развиваются способ­ности. Личностью он становится с помощью соз

Авторитет преподавателя и эффективность общения
Общение преподавателя со студентами на лекциях и практических занятиях имеет свои особенности. Оно существенно отличается от общения в роли куратора. Спе­цифика его — в значительной монологичности.

Куратор и двойная адаптация студента
Одна из граней профессиональной деятельности пре­подавателя — активное общение со студентами в процессе их воспитания. Обеспечить эту работу наряду с общест­венными организациями призван институт к

Проблемы общения в семье
Ценности, к которым стремится человек, в значитель­ной мере определяются группой, где он учился общению, где сформировалась его личность, где он вырабатывал свои воззрения, и по нормам которой он в

Отношение к новому и преодоление стереотипов
Постоянное пополнение и обновление знаний — важнейшая сторона профессиональной деятель­ности любого специалиста. Объем информации, необходимый для плодотворной работы по специальности, возрастает с

Конкретные ситуации
Метод конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных производственных задач и умение формулировать задачу самостоятельно. Сталки­ваясь с конкретной задачей, специалист прежде

Метод инцидента
Этот прием направлен на преодоление возрастной и личностной инерционности и выработку адекватных спо­собов поведения в напряженных стрессовых ситуациях. Он представляет собой модификацию метода кон

Тренировка чувствительности
Этот метод иногда называется еще сенситивным или социально-психологическим тренингом. Он формирует у человека умение управлять стилем своего поведения за счет осознания того, как он воспринимается

Мозговая атака
Метод мозговых атак (мозговой штурм) — это группо­вое решение творческой проблемы, обеспечиваемое и об­легчаемое рядом особых приемов. Мозговая атака была предложена в конце 30-х годов как метод, н

Метод погружения
Погружение — активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Традиционные методы пе­редачи знаний иногда приводят к тому, что естествен­ный процесс удовлетворения жажды познания п

ЦЕЛОСТНОСТЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье. С. Есенин

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выделяя главную тональность данной работы, определим ее так: насколько важно для каждого человека тратить время и усилия на постижение хоть некоторых аспектов практической психологии и в какой мере

Thigpen C. H„ Thigpen H., deckle у H. M. The
three faces of the Eve. New York, 1957. 397. Thomas K. W., R о n d у L. R. Toward an "Intent model of conflict management among principal parties / /Human Relations. Vol. 30.

Р ы б а л к о Е. Ф. Психология развития человека. 20 л.
В монографии применен системный под­ход к рассмотрению психического разви­тия человека как динамического, целост­ного, хотя и внутренне противоречивого процесса. Дана характеристика психи­ческого р

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги