рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Идеи Дж.Л.Морено в соотнесении с «Индивидуальной психологией» А.Адлера

Идеи Дж.Л.Морено в соотнесении с «Индивидуальной психологией» А.Адлера - раздел Психология, ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ   А.адлер Взаимодействовал С Дж.л.морено В Период Их Сотрудниче...

 

А.Адлер взаимодействовал с Дж.Л.Морено в период их сотрудничества в журнале «Даэмон» в 20-е гг. ХХ столетия. По мнению Г.Лейтц (материалы личных бесед автора), А.Адлер может считаться единственным психологом, кто оказал прямое и явное влияние на становление теоретических и терапевтических идей Дж.Л.Морено. Ко времени их знакомства А.Адлер уже сформулировал свои основные идеи и активно практиковал в отрыве от психоаналитического движения в организованной им группе «индивидуальной психологии».

Основные идеи «индивидуальной психологии», отношение к которым З.Фрейд выразил, отлучив А.Адлера от психоанализа, положили начало так называемому "«оциально-психологическому психоанализу"»(К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливен и др.), а также повлияли на становление идей американской "гуманистической психологии",в частности, К.Роджерса, и частично – на логотерапию В.Франкла. Вместе с тем влияние их на Дж.Л.Морено было, по-видимому, самым ранним, состоявшимся еще в тот период, когда он не посвятил себя непосредственно психотерапии, но пробовал себя в ее ранних аналогах.. Сведениями о том, встречались ли Дж.Л.Морено и А.Адлер в период их одновременного проживания в США (с 1932 г., когда А. Адлер начал обретать там относительно стабильный статус, до его смерти в 1937 г.), мы не располагаем.

Духовно-философский уровеньв работах А. Адлера явным образом не представлен. Вместе с тем разработанное им представление о врожденном каждому человеку «социальном интересе» – чувстве принадлежности к человечеству, готовности к сотрудничеству, - является, по сути, развитием идеи Ж.-Ж.Руссо об исконной нравственности каждого человека; по А.Адлеру, человек по природе социален[166]. Это дает основание некоторым естественно-научно ориентированным критикам заявлять о том, что А. Адлер – не столько психолог, сколько моралист.[167]( Убежденность в исконной социальности человека приводит А.Адлера к представлению о психическом здоровье, основанном на критерии социальном и нравственном – подлинно здоровый человек представляет собой гармонично развивающуюся личность при непременном условии развитого социального интереса.

Внимание А.Адлера прежде всего с социально-психологическому аспекту бытия задает некоторую парадоксальность методологического подхода. С одной стороны, А.Адлер отчасти следует естественно-научной традиции, заимствуя из теории эволюции идею приспособления, а идею неполноценности выводя по аналогии с описанной им с позиций общей медицины в 1907 г. органической неполноценностью. Вместе с тем принципиально, что человек в представлениях А. Адлера не просто адаптируется к условиям, но преодолевает препятствия, стремясь к совершенству, активно формируя собственную личность, чем принципиально отличен от животных. В этом плане он явно вводит в психоанализ гуманитарный подход к человеку и пониманию его психики. В своих представлениях этого уровня А. Адлер находился под влиянием двух философов, чьи идеи повлияли также на другие направления психологии. В представлениях Х. Вейхингера на человека оказывает влияние не столько прошлый опыт, сколько надежды на будущее; в связи с чем в адлеровской психологии причинный детерминизм дополняется целевым, что является принципиальным изменением ортодоксальной психоаналитической позиции. Идея «фикционного финализма» Вейхингера позволила также поставить вопрос относительно реалистичности целей и – более широко – реалистичности видения бытия, т.к. деятельность человека с этой точки зрения детерминирована именно его субъективной реальностью. Эта сформировавшаяся под влиянием идей Вейхингера феноменологическая философско-методологическая позиция сближает А.Адлера не только с собственно феноменологами, ему современными, но и с некоторыми аспектами прагматизма У.Джеймса, экзистенциалистами, более поздней гуманистической психологией. Вторым философом, повлиявшим на становление идей А.Адлера, был Ян Смутц, который ввел в философию понятие “холизм”, применив его к проблемам эволюции. Принцип холизма был введен А.Адлером в его систему как основополагающий: человек должен рассматриваться, во-первых, как целостное психофизическое существо, и, во-вторых, как уникальная целостность (индивидуальность). По словам А.Адлера, наиболее важной задачей индивидуальной психологии является видение единства в каждом конкретном человеке, в различных его проявлениях, в том числе в бессознательном[168]. Отметим, что принцип холизма в целом сильно повлиял на психологию ХХ столетия, в частности, на идеи В.Райха, гештальтпсихологов и приложившего их идеи к неврологии К.Гольдштейна, в дальнейшем - на А.Ангъяла и А.Маслоу и в целом на подавляющее большинство теорий личности. Три названных философско-методологических принципа - принцип детерминации поведения субъективной реальностью, принцип целевого детерминизма и принцип холизма - присутствуют и в позиции Дж.Л.Морено.

На уровне обшепсихологических взглядов А.Адлер, разделяя представления Фрейда, о наличии бессознательного, иначе его понимает. С точки зрения Адлера, человек руководствуется бессознательным стремлением к превосходству (другие варианты на различных этапах становления адлеровских идей - к власти либо к совершенству), выступающим в качестве компенсаторного в отношении чувства неполноценности. Термин “стремление к превосходству”, как показала Е.Сидоренко[169], не вполне адекватно интерпретируется критиками: с ее точки зрения, А.Адлер имеет в виду прежде всего превосходство человека над самим собой, превосхождение себя, т.е. стремление стать больше, совершеннее, чем в настоящий момент; точнее, в каждый момент времени человек больше, чем он есть. Такому пониманию стремления к превосходству вполне соответствуют идеи Дж.Л.Морено о творческой сущности человека. С точки зрения А.Адлера, З.Фрейд не уделил должного внимания или просто проигнорировал такие качества личности, как уникальность, ясность сознания и способность быть хозяином своей судьбы. Процитируем фрагмент, даже по метафорическому строю очень близкий Дж.Морено: “В каждом индивиде одновременно представлено и единство личности, и индивидуальная форма этого единства. Поэтому индивид одновременно и актер, и его роль. (Выделено нами - И.Г.).Он творец своей собственной личности”[170] . Отметим, что представление о стремлении к совершенству А.Адлер заимствовал у Пьера Жане [171].

Как уже говорилось, человек посредством целей обращен в иллюзорное будущее. Цели и избираемые человеком способы их достижения (жизненный стиль) индивидуально уникальны, в то время как стремление к превосходству универсально. (Аналоги у Дж.Л.Морено: креативность и спонтанность как свойства универсальны, их конкретные проявления через ролевые позиции уникальны).

Представление А.Адлера о чувстве неполноценности, вызывающем стремление к компенсации, также понимается чаще всего не вполне адекватно. Сама по себе неполноценность (т.е. неполнота, недостаточность) вполне позитивна, т.к. означает потенциал развития. Чувство же неполноценности может переживаться по-разному, в том числе болезненно (в результате чего формируется комплекс неполноценности), что, в свою очередь, означает опасность бессознательного избрания деструктивного компенсаторного пути (жизненного стиля) в связи с тем, что не получает подкрепления и развития социальный интерес, в этой ситуации вытесняемый. Формирование жизненного стиля связано с опытом первых пяти лет жизни, в ходе которых формируются базовые апперцептивные схемы, определяющие отношение к миру, причем именно инфантильный опыт практически окончательно определяет характер. Решающей системой факторов развития (в качественном его аспекте) оказываются отношения в семье[172] - отношения между родителями и детьми и между сиблингами; отвержение или балование ребенка, в ряде случаев отягощенные реальным физическим или психическим дефектом, оказываются основными факторами угасания социального интереса и формирования деструктивного жизненного стиля; в противоположность этому, демократические отношения оказываются определяющими для конструктивного развития. Таким образом, А.Адлер выводит систему поиска факторов формирования личности из психосексуальной сферы в сферу межличностных отношений - ту, которая для Дж.Л.Морено становится сферой наивысшего интереса. Таким образом, для Дж.Л.Морено оказываются близки оба основных постулата А.Адлера - о социальной сущности человека и его стремлении к совершенству, самостроительству. Семья, по Дж.Л.Морено, выступает как первый социальный атом ребенка, и в этом отношении сходство с идеями А.Адлера также достаточно очевидно. Вместе с тем Дж.Л.Морено не разделяет идей о предопределенности развития характера инфантильным опытом, полагая возможным изменение на различных этапах жизни.

 

4. 3.4. Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Г. С. Салливена

Г.Салливен (1892-1949) начал свои разработки в области межличностных отношений примерно в одно время с Дж.Л.Морено. С 1938 г.начал выходить журнал “Psychiatry” (Г.Салливен - его соиздатель, позже - издатель), отражавший основные положения разрабатывавшейся им межличностной теории психиатрии. Среди многочисленных линий влияния, определивших его позицию (К.Ясперс, Дж.Мид, Э.Сепир, К.Левин, З.Фрейд, А.Адлер) отмечается и влияние Дж.Морено[173] , что обусловливает целесообразность соотнесения их взглядов. Не ставя перед собой задачу рассмотрения идей Г.С. Салливена в их полноте, выделим в его творчестве то, что наиболее явно перекликается с идеями Дж.Л.Морено. Отметим что вопрос о приоритетах не может быть разрешен однозначно. Сам Дж.Л.Морено утверждал, что Г.С.Салливен воспринял, а впоследствии – в силу приверженности некоторым психоаналитическим принципам - частично его идеи[174] . Действительно, самые ранние публикации, отражающие теоретические и методические представления Г.С.Салливена, относятся к 1938 г., когда базовые социометрические представления Дж.Л.Морено были уже заявлены в печати, книга «Концепции современной психиатрии» издана в 1947, а книга «Межличностная теория психиатрии» вышла посмертно в 1953 г. Вместе с тем эта публикация, организованная учениками, представляет материалы его лекций, точная датировка которых затруднительна. Во всяком случае показательно, что Р.Марино не решается обозначать приоритеты, говоря о том, что Дж.Л.Морено и Г.С.Салливен начали разработку своих концепций примерно в одно и то же время. Подтверждений личного их знакомства нам обнаружить не удалось, но оно вполне вероятно в силу принадлежности к единой психиатрической ассоциации и опосредующей фигуре У.Э.Уайта.

Как правило, Г.С.Салливена относят к неофрейдистам, но с оговорками относительно иных влияний, в частности, философско-экзистенциалистических и социологических. Как уже указывалось, подобное высказывается иногда и относительно Дж.Л.Морено. Отметим наиболее существенное из того, что , на наш взгляд, объединяет и разделяет их позиции.

Прежде всего отметим, что индивидуальная личность, с точки зрения Г.С.Салливена, может рассматриваться лишь как нечто условное, в реальности не наблюдаемое. Эта абстракция обнаруживается лишь как отношения человека к другому или другим. Соответственно, “личность” как научный конструкт есть нечто, конституируемое на основе межличностных событий. Следовательно, единицей анализа она не имеет права выступать: единица анализа - межличностная ситуация (ср. представления Дж.Л.Морено о социальном атоме). При этом любая человеческая ситуация по сути межличностна, независимо от того, присутствует ли в данный момент в “объективной реальности” кто-либо в общем с индивидом физическом пространстве. Более того, эти другие фигуры могут быть абсолютно иллюзорны, но они наличествуют в субъективной реальности, даже в ней не проявляя себя явным образом на уровне сознания. Собственно человеческими являются те динамизмы, которые типичны для межличностных отношений Под динамизмом понимается привычный паттерн поведения, носящий энергетический - по Г.С.Салливену - характер ( своеобразное соединение представлений Дж.Л.Морено о роли и представлений К. Левина о квазипотребности).

По Г.С.Салливену, уже первые взаимодействия младенца с матерью должны рассматриваться как межличностные, причем не только в плане диадных отношений, но и в более широком контексте - в плане проекции на эту ситуацию социокультурного пространства матери за пределами непосредственного контакта с ребенком. В этом детско-родительском взаимодействии осуществляются первые персонификации. (Ср.идеи Дж.Л.Морено о первых соматических и психологических ролях в их становлении в рамках первой и второй вселенной).

В области психотерапии взгляды Дж.Л.Морено и Г.С.Салливена наиболее близки в отношении позиции терапевта. По Г.С.Салливену, психотерапевтическая ситуация - это ситуация межличностная, и терапевт - активный участник межличностного взаимодействия, “соучаствующий наблюдатель”. В данном случае реализуется идея Встречи, воспринятая Салливеном из работ К.Ясперса; последний, в свою очередь, разрабатывал идеи М.Бубера, о взаимовлиянии которого с Дж.Л.Морено уже говорилось. Активная терапевтическая позиция отстаивается и Дж.Л.Морено: как уже говорилось, именно в различии представлений о позиции психотерапевта во многом он видел свое несогласие с психоаналитическим лечением. Соучастие, которое во многих отношениях правомерно рассматривать как эмпатию, оказывается, тем не менее, чем-то большим, чем просто сопереживание: соучастие предполагает активное действование в межличностной психотерапевтической ситуации. В процессе разработанного Г.С.Салливеном психиатрического интервью на первый план выходит “реципрокная эмоция” - общее чувство, на фоне которого разворачивается содержательная работа; центральным при этом, однако, часто оказывается не проблема содержания, а проблема способа общения.

Вместе с тем разработанная Г.Салливеном психотерапия не является групповой, что не только формально, но и по сути отличает ее от психодраматической терапии.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ

На сайте allrefs.net читайте: "ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Идеи Дж.Л.Морено в соотнесении с «Индивидуальной психологией» А.Адлера

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дж.Л.Морено явился создателем первой эклектической психотерапевтической системы.
Анализ развития психотерапии от ее истоков до конца ХХ столетия позволяет наметить общую тенденцию, которую можно сформулировать следующим образом: от техник к теориям (школам) и далее – к эклектик

Дж.Л.Морено явился создателем психологии малых групп в зарубежной социальной психологии.
Как правило, история психологии малых групп отсчитывается с исследований Триплета Н.(1898 г.), однако они расцениваются как единичное событие, не повлиявшее серьезно на теоретизирование и практику

Дж.Л.Морено явился родоначальником естественного эксперимента в зарубежной психологии.
Развитие экспериментальной психологии за рубежом шло почти исключительно по линии лабораторного эксперимента, обеспечивающего контроль переменных и основанного на идее воспроизведения события в иск

Дж.Л.Морено явился создателем групповой психотерапии.
Несмотря на то, что психотерапевтическая работа в групповой форме начала использоваться до Дж.Л.Морено (Пратт Дж., 1905 г.), именно он впервые показал, что группа выступает как особый терапевтическ

Европейский период жизни и творчества Дж.Л.Морено
Якоб Леви (Морено - имя отца - он позже сделал своей фамилией) родился в Бухаресте в 1890 г., что зафиксировано в соответствующих документах. Бытующий миф о рождении в 1892 г. на корабле, пересекав

Жизнь и деятельность Дж.Л.Морено в США
Вторую четверть ХХ века охватывает жизнь Дж.Л. Морено в США, где его психологические и психотерапевтические представления обретают относительно завершенную форму и организационное воплощение. Дж.Л.

Антропологические взгдяды Дж.Л.Морено.
Термином « антропология» мы будем пользоваться в широком смысле, понимая ее как учение о сущности человека и его бытии, не ограничиваясь при этом тем, что со времен М.Шелера [49] обозначается как ф

Научно-методологические взгляды Дж.Л.Морено.
Философско-антропологические принципы, которых придерживается Дж.Л.Морено, несколько парадоксальным образом проецируются на уровень научно-психологической методологии. В данном разделе мы проанализ

Методы исследования
Описанные выше антропологические взгляды Дж.Л.Морено, в которых человек выступает как детерминированно-индетерминированное существо, творческое, целенаправленное и действующее, и методологическиеег

Иметь склонность к риску; уметь оказать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевтическую работу;
8) уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям.” [111] Вспомогательное Я (партнер, вспомог

Основные виды психодрамы.
Различают психодраму, центрированную на протагонисте, и психодраму, центрированную на группе. Психодрама, центрированная на протагонисте, предполагает, что групповая работа о

Основные техники психодрамы.
Техники психодрамы разнообразны, в настоящее время существует множество подходов к их классификации. Три техники являются классическими, их рассматривал как основные Дж.Л.Морено. Это техника “дубли

Сферы применения психодрамы.
Как подчеркивал сам Дж.Л.Морено, психодрама практически не имеет ограничений с точки зрения круга психологических проблем, на разрешение которых может быть направлена психотерапевтическая работа. В

Е гг. Х1Х в.
Начало теоретической психологии личности. Идея адаптивной функции сознания. Психическое здоровье как субъективное чувство единства с миром. Подход к личности через самосознание. Первое представлени

Е десятилетие ХХ в.
Оформление психоаналитической теории на основе представлений о психической энергии, динамике взаимоотношений между бессознательным и сознательным, причинной детерминации.( Выход в свет работы З. Фр

Создание Института социометрии и Театра психодрамы в Нью-Йорке (1942 г.). Создание Общества психодрамы и гупповой психотерапии (1942 г.).
Развитие идей неопсихоанализа (К.Хорни, Э.Фромм). Возникновение «Активной групповой психотерапии», ориентированной на психоаналитическую парадигму, С.Р. Славсона. Развитие динамич

Е гг. ХХ в.
Становление поведенческой психотерапии как отдельного направления. Интенсивная психотерапия Ф. Райхман-Фромм (1951). Оформление идей гештальттерапии (Ф. Перлза и соавторов “Гештал

Г. – кончина Дж.Л.Морено.
80-е г. - Интегративная психотерапия - Б.Бейтман, М.Голдфрин, Дж. Норкосс- 1989 г.) Процессуально ориентированная психотерапия А.Минделла (с 1981). Эклектическая

Сравнительный анализ концепций Дж.Морено и У.Джеймса.
У.Джеймс (1842-1910) – один из немногих психологов, частичное влияние которых признавал сам Дж.Л.Морено[132]. Вполне вероятно, что влияние это не ограничивалось только философско-психологическими и

Сравительный анализ идей Дж.Л.Морено и К.Юнга
К.Г.Юнг (1875-1961) идеи аналитической психологии первоначально – в самых общих набросках и без использования термина - сформулировал в 1910 г. в работе «Трансформации либидо», послужившей одним из

Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Э.Берна.
Эрик Берн (1910-1970), влияние на которого идей Дж.Л.Морено отмечается рядом авторов, начал практиковать групповые формы психологической работы в годы 2-й мировой войны вне зависимости от психодрам

Идеи Дж.Л.Морено и социально-психологическая традиция в психоанализе.
В работах З.Фрейда обозначены основы психоаналитической традиции в социальной психологии, начиная с работы 1921 г. «Психология масс и анализ человеческого Я», интересующей нас более всего в силу об

Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Дж. Келли.
Джордж Келли (1905-1965) определил свое создание - теорию личностных конструктов - как теорию осуществления человеком самоисследования и - в ходе этого процесса - возможного совершенствования средс

Идеи Дж.Л.Морено в сравнении с идеями социобихевиоризма.
Мы не сочли целесообразным подвергать дополнительному анализу идеи Дж.Л.Морено в сравнении сосновными принципами бихевиоризма – это сделано выше при рассмотрении методологических и теоретических вз

Идеи Дж.Л.Морено и экзистенциально-гуманистическая психология
Под экзистенциально-гуманистической психологией мы будем понимать достаточно разнообразные направления психологии ХХ века, выдвинувшие в качестве философской основы то или иное течение экзистеницал

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с основами дазайнанализа.
Как уже говорилось, Дж.Л.Морено нечасто напрямую адресовался к каким-либо направлениям психологии в плане сопоставления позиций. Одним из таких направлений стал дазайн-анализ, которому мы посвятим

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с логотерапией В.Франкла
Одним из распространенных вариантов экзистенциальной психологии выступает экзистенциальный анализ (и соответствующая ему логотерапия) Виктора Франкла, психологические и психотерапевтические идеи ко

Идеи Дж.Л.Морено и американская «гуманистическая психология».
Гуманистическая психология, организационно оформившись в начале 1960-х гг. в США и объединив таких авторов, как Г.Оллпорт, Ш.Бюлер, А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй и др., заявила о себе как о «третьей с

Психодрама Дж.Л.Морено и психосинтез Р.Ассаджоли.
По указанию Р.Асаджоли (Assagioly R., 1888-1974), психосинтез как направление берет начало в 1910 г., когда в диссертации по психоанализу, одним из пионеров которого в Италии был Р.Ассаджиоли, он п

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с традициями гештальтпсихологии.
Дж.Л.Морено неоднократно обращается к позициям гештальтпсихологии, однако обращения эти носят достаточно частный характер. Классическая гештальтпсихология, основное внимание уделявшая проблемам поз

Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology. – L.; NY, 1979
114. Cartwright D, Zander A. Group dynamics. Research and theory. - NY, 1968 115. Freud S. Group psychology and the analysis of ego.//Standart edition of complete works of Sigmund Freud. 1

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги