рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с логотерапией В.Франкла

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с логотерапией В.Франкла - раздел Психология, ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ Одним Из Распространенных Вариантов Экзистенциальной Психологии Выступает Экз...

Одним из распространенных вариантов экзистенциальной психологии выступает экзистенциальный анализ (и соответствующая ему логотерапия) Виктора Франкла, психологические и психотерапевтические идеи которого складываться почти одновременно с идеями Морено. Логотерапия (как часть экзистенциального анализа) была основана В.Франклом в конце 20-х гг. в Вене, обретя относительно завершенный вид незадолго до депортации В.Франкла в концентрационный лагерь (1941 г.).(рукопись завершенной к этому времени работы, по указанию В.Франкла, утрачена). Таким образом, время создания логотерапии фактически совпадает с временем, когда были сформулированы основные положения Дж.Л.Морено. Непосредственную психотерапевтическую подготовку В.Франкл прошел у О.Шварца и Р.Аллерса, входивших тогда (как и В.Франкл) в общество индивидуальной психологии А.Адлера, однако в 1927 г. был вынужден уйти в связи, в частности, с занимавшей его идеей “депсихологизации психотерапии”. Под депсихологизацией он имел в виду необходимость вывести психотерапию за пределы того, что понималось под интрапсихическим в трактовке психоаналитиков-традиционалистов и адлерианцев, расширив ее на пространство духовности. Психологизм (как апелляцию к внутренним динамическим силам и структурам) он счел редукционизмом. Вместе с тем временное присутствие его в группе именно А.Адлера (а не З.Фрейда) существенно: внимание к социальному плану бытия, перенос (сравнительно с фрейдовским анализом) акцента на отношения и цели повлияли на идеи Франкла. Мы выше уже говорили о сотрудничестве Дж.Л.Морено с А.Адлером в журнале “Даэмон” и о вероятном влиянии его на Дж.Л.Морено.

Логотерапия В.Франкла сначала создавалась в целях “коррекции” редукционистской психотерапии, делающей акцент на частных внутренних аспектах психической жизни: одной из ведуших тогда идей В.Франкла была идея регуманизации психотерапии, возвращение к подлинно человеческому. В дальнейшем логотерапия, определившись как самостоятельная терапия, трансформировалась в экзистенциальный анализ.

Под экзистенцией В.Франкл понимал подлинную целостную (аутентичную) жизнь. Человек, по Франклу, целостен не в себе и не для себя, а там, где он полностью предан другому человеку или делу.

В данном случае достаточно очевидны параллели в идеях В.Франкла и Дж.Л.Морено: человек не может быть понят сам из себя и не может быть аутентичен, не открываясь другому, не действуя, не встречаясь с другим. Цель экзистенциального анализа - помочь человеку научиться жить в состоянии внутреннего согласия с жизнью, но согласия не пассивного, а активно утверждающего.

В.Франкл рассматривает человека как триединое существо (тело, душа, дух), причем единство определяется противостоянием духовного психофизическому. Человек должен управлять результатами взаимодействиями духовно-экзистенциального измерения и измерения психофизического. В каждой из трех сфер действуют особые мотивационные силы: в духовном измерении - ценностно-смысловые, в психическом - желания, в телесном - физические потребности. Каждое из трех измерений имеет свою динамику. Гармонизировать триединую жизнь, по В.Франклу, возможно на основе самодистанцирования, за счет чего возможны определенные действия по отношению к себе. Открытость человека по отношению к себе - одна из сторон духовоного интереса; другая сторона - мирооткрытость. Мирооткрытость означает возможность трансценденции, преодоление замкнутости в мире желаний, т.е. мире психическом (интрапсихическом). Самотрансценденция означает диалог с миром. В данном случае созвучной мыслью Дж.Л.Морено является идея о трансцендентных ролях как необходимых для здорового существования. По Франклу, здоровый человек - человек, ориентирующийся не на приятное, а на осмысленное, т.е. относимое к духовному измерению. Важно, что именно к духовному измерению В.Франкл относил личность.

Экзистенция, по В.Франклу, может оказаться блокированной. Причины этого - груз прошлого, мешающего настоящему; опора на внешние, а не внутренние силы, отсутствие контакта с собственными чувствами, возможностями, стремлениями; отсутствие ориентиров в жизни. Таким образом, терапия - это прежде всего поиск собственного пути в жизни, т.е. ставится не собственно аналитическая, а прежде всего синтетическая задача. Душевная болезнь понимается в логотерапии как следствие частичной изоляции (т.е. прекращения диалога) и абсолютизации частных потребностей. Человек же ищет экзистенции. Таким образом, антропологические взгляды В.Франкла оказываются близки идеям М.Шелера (с которым Дж.Л.Морено был знаком и лично, и по работам) и диалогической антропологии М.Бубера (о взаимовлиянии М.Бубера и Дж.Л.Морено мы упоминали).

Логотерапия осуществляется как индивидуально, так и в группах, хотя более распространена индивидуальная работа. Терапевт выступает как активный участник диалога, направленно делящийся чувствами, идеями, впечатлениями, т.е. позиция терапевта в этиом отношении видится Дж.Л.Морено и В.Франклом идентично.

Клиент имеет возможность обрести смысл[201], если он может принять ситуацию, если он затронут определенной ценостью, переживает поведение как свое и осознает призыв, который ситуация обращает к нему. Главным в работе является поиск ценностей, через их воплощение наполняется жизнь. Собственно, жить осмысленно означает делать то, что переживается как ценность. В.Франкл обозначал три ценностных категории: ценности переживания, ценности творчества и ценности позиции . Для нахождения экзистенциального смысла необходима позиция самодистанцирования. Вместе с тем, наряду с экзистенциальным смыслом можно говорить об онтологическом смысле (философско-онтологическом или религиозном), который изначально есть в ситуации.

В качестве базовых понятий логотерапии В. Франкл обозначал три: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни. Смысл не может быть выдуман, он объективен и находится вне индивида. Экзистенциальный смысл жизни - в состоянии открытости миру, а не в самореализации как таковой. Человек, по В.Франклу, должен не ставить перед жизнью вопросы, а отвечать на вопросы жизни и перед жизнью. Дж.Л.Морено не обозначает своей позиции о смысле столь отчетливо, однако общий контекст о причастности человека Божественному творению и осознании этой своей миссии близок. Отметим и еще одну близкую Дж.Л.Морено мысль В.Франкла - о вреде гиперрефлексии (по В.Франклу даже жестче - о необходимости дерефлексии). Морено делал акцент на переводе активности из ментального плана в план действий.

 

4.6.3. Психодрама и гештальттерапия.

Гештальттерапия Ф.Перлза (1893-1970) (в ряде случаев в качестве полноправного соавтора называют его супругу Л.Перлз ) чаще всего рассматривается либо как направление, в основном развивающее традиции психоаналитической терапии, либо как вариант экзистенциалистической психологии и психотерапии. С нашей точки зрения, первая позиция верна скорее исторически, чем содержательно, и мы будем рассматривать ее как вариант психологического экзистенциализма. Соотнесение гештальтерапии и психодрамы представляется целесообразным по нескольким причинам. Во-первых, есть указания о влиянии Дж.Л.Морено на Ф.Перлза (см. Г.Лейтц) и о личных встречах (Р.Марино). Во-вторых, Дж.Л.Морено, хотя и вскользь, отзывается о гештальтерапии , называя ее эклектической (ПД). В свою очередь, Ф.Перлз обсуждает психодраму в сопоставлении с базовыми идеями гештальттерапии [202]. Наконец, многие специалисты указывают на известное сходство гештальттерапии и психодрамы, вплоть до попыток их синтеза [203](Долгополов).

Начало разработки гештальттерапевтических идей ряд авторов относят к 1947 г., когда вышла в свет первая книга Ф.Перлза «Эго, голод и агрессия», где были обозначены расхождения с психоаналитической парадигмой; вместе с тем ее относительно концептуализированный вариант относится к 1951 г., когда появилась работа Ф.Перлза, Р.Хафферлина и П. Гудмена «Гештальттерапия: пробуждение и рост человеческой личности». ( Perls F.S., Hefferline R.P., Goodman P. Gestalt therapy. NY: Dell. 1951) . В наиболее завершенном виде концепция Ф.Перлза отражена в работе «Гештальтподход», вышедшей посмертно в 1973 г. и отредактированной Р.Бэндлером. .Наибольшую популярность она обретает в 1960-е годы в период работы Ф.Перлза в Эзалене. Таким образом, гештальттерапия формируется позже психодрамы и широко распространяется в период, когда Дж.Л.Морено уже сформулировал свои основные взгляды и в основном пропагандировал их в США и Европе, и говорить о влиянии гештальттерапии на психодраму нет оснований. В данном случае существенны не только хронологические различия, но и то, что в итоговой формулировке основные идеи Ф.Перлза оформлялись в особых условиях, возникших в США в 60-е гг. ХХ столетия, когда популярны стали тенденции эскапизма различного типа, в том числе увлечение эзотерическими теориями и практиками, восточной философией в различных вариантах и связанной с ними трансперсональной психологией. Идеи Ф.Перлза, впитавшие, наряду с отдельными психоаналитическими и искаженными гештальтпсихологическими представлениями, некоторые позиции дзен-буддизма (возможность толковать Ф.Перлза и развивать его мысли с этих позиций показал, в частности, Энрайт) и «опрощенного экзистенциализма» (Е.Т.Соколова[204]), а также относительно длительная близость Ф.Перлза трансперсональным психологам в Эзалене составили основу популярности его учения – наряду с часто упоминающейся неортодоксальностью его личности.

Первоначальные идеи Ф.Перлза апеллировали к биологической сущности человека, в некоторых аспектах явственно воспроизводя ортодоксальную психоаналитическую антропологию, тем более, что Ф.Перлз активно использует энергетическую метафору. Так называемые «социальные роли» выступают для него как средства удовлетворения биогенных потребностей, называемых «конечные цели». Удовлетворение потребностей составляет условие поддержания целостности организма. Подлинное бытие предполагает следование «мудрости организма» на основе осознания меняющихся потребностей. В определенном смысле призыв следования актуальным на данный момент потребностям аналогично призыву быть спонтанным у Дж.Л.Морено с той существенной содержательной разницей, что для Дж.Л.Морено спонтанность носит Божественный вселенский характер. Вместе с тем позиция Ф.Перлза в данном отношении не сволится к биологизму. Так, нахождение опоры в себе самом явным образом выходит за рамки биологизма и заставляет рассмотреть принцип психофизического холизма на ином – экзистенциальном уровне.

Психически здоровый человек, по Ф.Перлзу, - это человек, ответственный за себя, полностью себя осознающий в каждый момент бытия, т.е. человек целостный, человек развивающийся, открытый собственным изменениям и принимающий за них ответственность. Вместе с тем зрелость предполагает и отказ от ответственности за кого бы то ни было другого. В данном случае очевидна связь идей Ф.Перлза с идеями европейского экзистенциализма. Отказ от ответственности за себя порождает ложный план существования, фантазийную одномерную реальность (майя), в которой невозможно аутентичное существование, которое, по Ф.Перлзу, диалектично и образуется полярностями. Ролевое поведение возникает как проявление поверхностного невротического уровня, следующего за уровнем клише. Ролевой или игровой уровень предполагает бытие по принципу «как будто» и нуждается в терапевтической реорганизации.

Антропологические, методологические, теоретико-психологические идеи и терапевтико-методические основы системы Ф.Перлза сформулированы в виде принципов, которые он счел основополагающими для гештальттерапии. В качестве основных принципов, на которых строится гештальттерапия, Ф.Перлз называл следующие.

1. Принцип холизма. Данный принцип разворачивается в двух вариантах: как принцип психофизического холизма, унаследованный Ф.Перлзом прежде всего от В.Райха, и как принцип единства человека и ситуации, заимствуемый у К.Левина. Принцип психофизического холизма предполагает видение проблемы человека в телесно-душевном отчуждении и необходимость воссоединения этих пространств в терапевтической работе. Приницип единства человека и ситуации, представляющей мир здесь и сейчас, ориентирует на проблему «открытости-резистентности», переходу от понятия границы к понятию контакта и контактной границы. Здоровое бытие предполагает адекватный режим контактов-уходов, или возможность формирования и завершения гештальтов. Незавершенность гештальтов порождает дисфункцию контактной границы. Дисфункция контактной границы означает патологические отношения с миром, выступающие как невротические механизмы интроекции, проекции, конфлюенции и ретрофлексии. Соответственно, задачи терапии видятся в завершении незавершенных гештальтов. Дж.Л.Морено не формулирует свои идеи подобным образом, однако указывает на психофизическое единство человека и соответствующие возможности терапевтической работы, что проявляется, наряду с прямыми указаниями, в частности, в классификации ролей и способах разогрева.

1. Принцип «здесь и сейчас».

Данный принцип носит для Ф.Перлза как общефилософский, так и методический характер. В общефилософском плане он соответствует принципам ряда направлений восточной философии и означает признание того, что единственная реальность – это реальность настоящего, и подлинное существование происходит в данный момент. В этом смысле воспоминания и представления о возможном будущем выступают неподлинным планом бытия и затрудняют его, отвлекая энергетику. Тревога возникает между «здесь» и «там», «теперь» и тогда». Дж.Л.Морено также отводит важное значение принципу «здесь и сейчас» и также в этом плане ценит буддизм, однако для него он не выступает жизненным принципом – скорее методическим, требованием работать с субъективной реальностью клиента «в данной ситуации». Его позиции ближе к точке зрения Л.Бинсвангера о единстве трех временных модусов бытия.

2. Принцип «как важнее, чем почему». В данном принципе

воплощается как методологическая установка Ф.Перлза на отказ от теоретизирования традиционного типа, предполагающее обозначение причинно-следственных связей, так и представление о том, что подлинное бытие должно быть ориентировано не на интеллектуализацию и объяснение, а на проживание и действие. Не в столь резкой форме Дж.Л.Морено также основное внимание уделяет переживанию и действию, однако предупреждает против неверного толкования его идей и противопоставления чувственного бытия интеллектуальному (ПД).

 

Возможности психодрамы Ф.Перлз рассматривал в связи со сформулированным им терапевтическим принципом «челночного движения», предполагающим попеременное переключение внимания (осознавания) с одного аспекта бытия на другой и тем самым их воссоединение. В частности, речь идет о переживаниях и выражении этих переживаний. В этом плане отыгрывание, в том числе психодраматическое разыгрывание, оказывается эффективным , и Ф.Перлз полагал психодраматический метод Дж.Л.Морено наиболее ярким примером возможности индивидуальной интеграции. Методически это осуществлялось в условиях группы, однако группа выступала скорее как фон, на котором разворачивались монодраматические действия клиента (Энрайт по этому поводу отмечает, что группа была нужна Ф.Перлзу в качестве зрителей прежде всего его собственной – Ф.Перлза – терапевтической деятельности.). Среди близких психдраме техник, применявшихся Ф.Перлзом, выделим следующие:

1. Диалог полярностей, в котором клиент попеременно играет роль подавляющих и подавляемых инстанций.

2. Игра в персонажей, включенных в проективно-интроективные или конфлюэнтивные отношения.

3. Игра в превращения (вариант психодраматической игры в антироли).

4. Репетиция роли.

Таким образом, между психодрамой и гештальттерапией есть ряд общих концептуальных моментов.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ

На сайте allrefs.net читайте: "ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с логотерапией В.Франкла

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дж.Л.Морено явился создателем первой эклектической психотерапевтической системы.
Анализ развития психотерапии от ее истоков до конца ХХ столетия позволяет наметить общую тенденцию, которую можно сформулировать следующим образом: от техник к теориям (школам) и далее – к эклектик

Дж.Л.Морено явился создателем психологии малых групп в зарубежной социальной психологии.
Как правило, история психологии малых групп отсчитывается с исследований Триплета Н.(1898 г.), однако они расцениваются как единичное событие, не повлиявшее серьезно на теоретизирование и практику

Дж.Л.Морено явился родоначальником естественного эксперимента в зарубежной психологии.
Развитие экспериментальной психологии за рубежом шло почти исключительно по линии лабораторного эксперимента, обеспечивающего контроль переменных и основанного на идее воспроизведения события в иск

Дж.Л.Морено явился создателем групповой психотерапии.
Несмотря на то, что психотерапевтическая работа в групповой форме начала использоваться до Дж.Л.Морено (Пратт Дж., 1905 г.), именно он впервые показал, что группа выступает как особый терапевтическ

Европейский период жизни и творчества Дж.Л.Морено
Якоб Леви (Морено - имя отца - он позже сделал своей фамилией) родился в Бухаресте в 1890 г., что зафиксировано в соответствующих документах. Бытующий миф о рождении в 1892 г. на корабле, пересекав

Жизнь и деятельность Дж.Л.Морено в США
Вторую четверть ХХ века охватывает жизнь Дж.Л. Морено в США, где его психологические и психотерапевтические представления обретают относительно завершенную форму и организационное воплощение. Дж.Л.

Антропологические взгдяды Дж.Л.Морено.
Термином « антропология» мы будем пользоваться в широком смысле, понимая ее как учение о сущности человека и его бытии, не ограничиваясь при этом тем, что со времен М.Шелера [49] обозначается как ф

Научно-методологические взгляды Дж.Л.Морено.
Философско-антропологические принципы, которых придерживается Дж.Л.Морено, несколько парадоксальным образом проецируются на уровень научно-психологической методологии. В данном разделе мы проанализ

Методы исследования
Описанные выше антропологические взгляды Дж.Л.Морено, в которых человек выступает как детерминированно-индетерминированное существо, творческое, целенаправленное и действующее, и методологическиеег

Иметь склонность к риску; уметь оказать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевтическую работу;
8) уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям.” [111] Вспомогательное Я (партнер, вспомог

Основные виды психодрамы.
Различают психодраму, центрированную на протагонисте, и психодраму, центрированную на группе. Психодрама, центрированная на протагонисте, предполагает, что групповая работа о

Основные техники психодрамы.
Техники психодрамы разнообразны, в настоящее время существует множество подходов к их классификации. Три техники являются классическими, их рассматривал как основные Дж.Л.Морено. Это техника “дубли

Сферы применения психодрамы.
Как подчеркивал сам Дж.Л.Морено, психодрама практически не имеет ограничений с точки зрения круга психологических проблем, на разрешение которых может быть направлена психотерапевтическая работа. В

Е гг. Х1Х в.
Начало теоретической психологии личности. Идея адаптивной функции сознания. Психическое здоровье как субъективное чувство единства с миром. Подход к личности через самосознание. Первое представлени

Е десятилетие ХХ в.
Оформление психоаналитической теории на основе представлений о психической энергии, динамике взаимоотношений между бессознательным и сознательным, причинной детерминации.( Выход в свет работы З. Фр

Создание Института социометрии и Театра психодрамы в Нью-Йорке (1942 г.). Создание Общества психодрамы и гупповой психотерапии (1942 г.).
Развитие идей неопсихоанализа (К.Хорни, Э.Фромм). Возникновение «Активной групповой психотерапии», ориентированной на психоаналитическую парадигму, С.Р. Славсона. Развитие динамич

Е гг. ХХ в.
Становление поведенческой психотерапии как отдельного направления. Интенсивная психотерапия Ф. Райхман-Фромм (1951). Оформление идей гештальттерапии (Ф. Перлза и соавторов “Гештал

Г. – кончина Дж.Л.Морено.
80-е г. - Интегративная психотерапия - Б.Бейтман, М.Голдфрин, Дж. Норкосс- 1989 г.) Процессуально ориентированная психотерапия А.Минделла (с 1981). Эклектическая

Сравнительный анализ концепций Дж.Морено и У.Джеймса.
У.Джеймс (1842-1910) – один из немногих психологов, частичное влияние которых признавал сам Дж.Л.Морено[132]. Вполне вероятно, что влияние это не ограничивалось только философско-психологическими и

Сравительный анализ идей Дж.Л.Морено и К.Юнга
К.Г.Юнг (1875-1961) идеи аналитической психологии первоначально – в самых общих набросках и без использования термина - сформулировал в 1910 г. в работе «Трансформации либидо», послужившей одним из

Идеи Дж.Л.Морено в соотнесении с «Индивидуальной психологией» А.Адлера
  А.Адлер взаимодействовал с Дж.Л.Морено в период их сотрудничества в журнале «Даэмон» в 20-е гг. ХХ столетия. По мнению Г.Лейтц (материалы личных бесед автора), А.Адлер может считать

Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Э.Берна.
Эрик Берн (1910-1970), влияние на которого идей Дж.Л.Морено отмечается рядом авторов, начал практиковать групповые формы психологической работы в годы 2-й мировой войны вне зависимости от психодрам

Идеи Дж.Л.Морено и социально-психологическая традиция в психоанализе.
В работах З.Фрейда обозначены основы психоаналитической традиции в социальной психологии, начиная с работы 1921 г. «Психология масс и анализ человеческого Я», интересующей нас более всего в силу об

Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Дж. Келли.
Джордж Келли (1905-1965) определил свое создание - теорию личностных конструктов - как теорию осуществления человеком самоисследования и - в ходе этого процесса - возможного совершенствования средс

Идеи Дж.Л.Морено в сравнении с идеями социобихевиоризма.
Мы не сочли целесообразным подвергать дополнительному анализу идеи Дж.Л.Морено в сравнении сосновными принципами бихевиоризма – это сделано выше при рассмотрении методологических и теоретических вз

Идеи Дж.Л.Морено и экзистенциально-гуманистическая психология
Под экзистенциально-гуманистической психологией мы будем понимать достаточно разнообразные направления психологии ХХ века, выдвинувшие в качестве философской основы то или иное течение экзистеницал

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с основами дазайнанализа.
Как уже говорилось, Дж.Л.Морено нечасто напрямую адресовался к каким-либо направлениям психологии в плане сопоставления позиций. Одним из таких направлений стал дазайн-анализ, которому мы посвятим

Идеи Дж.Л.Морено и американская «гуманистическая психология».
Гуманистическая психология, организационно оформившись в начале 1960-х гг. в США и объединив таких авторов, как Г.Оллпорт, Ш.Бюлер, А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй и др., заявила о себе как о «третьей с

Психодрама Дж.Л.Морено и психосинтез Р.Ассаджоли.
По указанию Р.Асаджоли (Assagioly R., 1888-1974), психосинтез как направление берет начало в 1910 г., когда в диссертации по психоанализу, одним из пионеров которого в Италии был Р.Ассаджиоли, он п

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с традициями гештальтпсихологии.
Дж.Л.Морено неоднократно обращается к позициям гештальтпсихологии, однако обращения эти носят достаточно частный характер. Классическая гештальтпсихология, основное внимание уделявшая проблемам поз

Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology. – L.; NY, 1979
114. Cartwright D, Zander A. Group dynamics. Research and theory. - NY, 1968 115. Freud S. Group psychology and the analysis of ego.//Standart edition of complete works of Sigmund Freud. 1

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги