рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Идеи Дж.Л.Морено и американская «гуманистическая психология».

Идеи Дж.Л.Морено и американская «гуманистическая психология». - раздел Психология, ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ Гуманистическая Психология, Организационно Оформившись В Начале 1960-Х Гг. В ...

Гуманистическая психология, организационно оформившись в начале 1960-х гг. в США и объединив таких авторов, как Г.Оллпорт, Ш.Бюлер, А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй и др., заявила о себе как о «третьей силе» в американской психологии, альтернативной бихевиоризму и психоанализу прежде всего в плане антропологии. В гуманистической психологии человек рассматривается как изначально благое существо, стремящееся к творческому саморазвитию, проблема которого – в социально обусловленной невозможности следовать своей природе. Психическое здоровье рассматривается как соответствие бытия творческой природе человека. Ряд авторов считает, что гуманистическая психология привнесла в психологию США европейский экзистенциализм, и прежде всего это отичает ее от двух других «сил».. Вслед за И.Яломом[205] , считавшим гуманистическую психологию «двоюродной сестрой» экзистенциализма, согласимся с этим отчасти – строго говоря, из упомянутых авторов последовательным экзистенциалистом, близким дазайнанализу, был лишь Р.Мэй, который, собственно, познакомил американских психологов с экзистенциализмом[206] и вызвал дискуссию по этому поводу; взгляды же ведущих представителей гуманистической психоогии формировались в своей основе с 30-х гг. ХХ столетия. Основное отличие видится в том, что в трудах таких психологов, как А.Маслоу и в несколько меньшей степени К.Роджерс одной из основных выступает идея обретения человеком состоятельности в ее полном, относительно завершенном варианте («самоактуализировавшаяся личность» по А.Маслоу, «полностью функционирующий человек» по К.Роджерсу), тогда как европейский экзистенциализм исповедует идею приницпиальной незавершаемости человека. Вместе с тем видение человеческой ситуации во многом сходно, прежде всего мы имеем в виду акцент на проблеме разрушающихся ценностей и на проблеме аутентичного бытия, внимание к уникальности каждого человека, ориентация на будущее, представленное в настоящем[207] . Общим видится и тенденция к опровержению «сайентизма» в психологии – отказу от идей жесткого детерминизма, строго объяснительных тенденций и последовательных понятийных систем.

Ниже в соотнесении с позициями Дж.Л.Морено. мы рассмотрим идеи ведущих представителей американской гуманистической психологии - А.Маслоу и К.Роджерса. Выбор именно этих авторов диктуется тем, что идеи А.Маслоу и К.Роджерса большинством критиков рассматриваются как наиболее репрезентативные в отношении этого направления.

 

Основные идеи А.Маслоу (1908-1970), по исходным интересам бихевиориста, начали формулироваться во второй половине 30-х гг. под влиянием сотрудничества с европейскими психологами-эмигрантами и в особенности в 40-е гг. в связи с осмыслением событий П Мировой войны, а основное концептуальное оформление обрели в 1950-е – 60-е гг.; серьезное влияние на него оказали идеи неофрейдистов, в первую очередь К.Хорни и Э.Фромма, гештальтпсихологов в лице прежде всего М.Вертгеймера и К.Гольдштейна (особенно разрабатывавшийся последним организмический подход). А.Маслоу упоминает Дж.Л.Морено в числе тех, чьи идеи относительно психологии личности обретают все большее влияние, называя в ряду таких авторов, как Г.Оллпорт и Г.Меррей[208] , не относя при этом к какой-либо психологической традиции, в том числе к экзистенциальной психологии. Вместе с тем он не обсуждает идеи Дж.Л.Морено подробно и не ссылается на его важнейшие работы, из чего можно сделать вывод о недостаточном знакомстве с ними либо о том, что А.Маслоу не считал их важными при обсуждении интересовавших его проблем. С нашей точки зрения, однако, некоторые параллели вполне очевидны, как и существенные различия. Отметим основное.

 

Идеи А.Маслоу первоначально сформировались, по его утверждению, в попытке интегрировать идеи З.Фрейда, А.Адлера, К.Юнга, К.Хорни, Э.Фромма и К.Гольдштейна[209]. Это можно переформулировать как попытку интеграции

индивидуально-динамического подхода, социально-психологического видения человека в пространстве микро- и макросоциума, анализа духовных аспектов человеческого бытия и холистического подхода в плане психофизического монизма. Как было показано выше, все эти интенции характерны и для Дж.Л.Морено. Критика А.Маслоу в адрес бихевиоризма и психоанализа абсолютно созвучна точке зрения Дж.Л.Морено. Бихевиоризм, по А.Маслоу, вообще не дает возможности понять суть человека; за рамками психоаналитической (в классическом варианте) антропологической картины остались «богоподобные качества» человека [210]. А.Маслоу не предлагает духовной антропологической позиции, оставаясь в рамках психологии, «богоподобные качества» остаются скорее метафорой, демонстрирующей, однако, общую интенцию его теоретизирования и практики. «Богоподобность» воплощается у него, с одной стороны, в представлениях о самоактуализации и самоактуализировавшейся метамотивированной личности, с другой – в сформулированных в последних работах представлениях о трансперсональных аспектах бытия.. Собственно человеческое – стремление к нарушению сложившегося равновесия, понимаемого как покой (отличаемого А.Маслоу от гомеостаза, предполагающего оптимальный уровень напряжения). Самоактуализация определяется им как тенденция стать всем, чем возможно, и связывается с В-мотивацией, мотивацией роста, не сводимого к восполнению дефицита. Подлинно здоровое бытие предполагает личностное движение, творческий рост. В числе важнейших характеристик здоровой личности А.Маслоу называет [211]«…спонтанность и экспрессивность, идеальное функционирование, жизнеспособность», что буквально соответствует идее Дж.Л.Морено, в том числе и в отношении адекватности спонтанных проявлений в ситуации. В качестве универсальной характеристики самоактуализированных людей А.Маслоу рассматривает креативность, отличая ее от гениальности или специфической способности, но относя к общей тенденции личности к особому восприятию и преобразованию субъективной реальности, не обязательно требующей художественного или иного воплощения и подтверждения; креативность самодостаточна. Восприятие может быть креативным; вместе с тем для самоактуализации необходим как созерцание так и действие[212] . Эти представления также вполне созвучны идеям Дж.Л.Морено относительно креативности и «консервации» и «философии действия».

Размышляя о межличностных отношениях, А.Маслоу говорит о необходимости внимания к проблемам понимания посредством интуиции и эмпатии. Вместе с тем А.Маслоу остается преимущественно на позициях интраиндивидуального подхода, своего рода «монологического экзистенциализма». Исповедуя идею самораскрытия и самосозидания, он утверждает поднятие личности «над» социумом и обретение индивидуальной независимости (в экзистенциальном смысле). Человек становится в большей степени членом рода человеческого, и в меньшей – членом локальной группы. Проблема связи между людьми для него – во многом проблема взаимопонимания одиночек, проблема бытия – проблема глубинной сути индивидуального бытия.

 

Путь К.Роджерса (1902-1987) в психологию и психотерапию отчасти напоминает путь Дж.Л.Морено, что мы считаем важным в силу того, что особенности жизненного пути и формирования личности К.Роджерса многие авторы считают важнейшим фактором формирования его идей (А.Б.Орлов, Е.Т.Соколова). В первую очередь мы имеем в виду, что для того и другого приход в психотерапию был связан с осознанием своей религиозной позиции. Получив религиозное (наряду с историческим, а позже-психологическим) образование, он не принял сана, осознав свои религиозные убеждения как выходящие за пределы конфессиональных. Вместе с тем «духовная вертикаль» неявно присутствует в его работах как спроецированная на гуманистические представления о человеке аналогично тому, как она отражена в работах А.Маслоу. Как мы уже отмечали, неконфессиональная религиозность – одна из важнейших черт концепции Дж.Л.Морено. В психологию К.Роджерс пришел от практики социальной работы, аналог которой можно (наряду с медицинским аспектом) усмотреть в деятельности Дж.Л.Морено в работе с проститутками и беженцами. Для того и другого характерен в большей степени акцент на действии, чем на предваряющем его теоретизировании (авторитетная теория личности К.Роджерса возникла как рефлексия практики).

Многие идеи К.Роджерса сходны с идеями Дж.Л.Морено. В философско-методологическом плане К.Роджерс основывается на феноменологии, утверждая субъективную реальность основным фактором, определяющим поведение, и настаивая на уникальности и неповторимости индивидуального феноменального мира. Как мы указывали выше, для Дж.Л.Морено одной из повлиявших на него мыслей У.Джеймса была идея множественности субъективных миров. В качестве основного мотива бытия К.Роджерс постулировал актуализирующую тенденцию, определяемую как изначально присущее живому стремление к развитию, регулирующую поведение на основе организмического оценивания. Эта идея созвучна идее Дж.Л.Морено о спонтанности и креативности как мотивации и способности к творческому саморазвитию. Как для К.Роджерса личностные проблемы изначально определяются отказом от организмического оценивания и следования тенденции актуализации, так для Дж.Л.Морено основополагающим оказывается невроз креативности. По сути, это означает, что и для К.Роджерса, и для Дж.Л.Морено психологические проблемы возникают там, где человек в силу различных причин оказывается отчужденным от своей сущности. Для того и другого центральным оказывается понятие «Встреча». Тот и другой подчеркивали значение эмпатических отношений. Тот и другой активно использовали групповую форму терапевтической работы (К.Роджерс – один из лидеров группового движения и – наряду с У.Шутцем – так называемых «групп встреч»), оба работают с ситуацией «здесь и сейчас».

Основные отличия определяются тем, что система Дж.Л.Морено открыто теологична, а также тем, что главный интерес для К.Роджерса выступает интраиндивидуальный мир, индивидуальная конгруэнтность, тогда как групповая теорапия Дж.Л.Морено, наряду с ориентацией на протагониста, может быть ориентирована на группу. В методическом отношении роджерианская терапия менее технологизирована и не предполагает драматизации как таковой, хотя, строго говоря, не исключает ее в спонтанных проявлениях участников группы. Вместе с тем К.Роджерс считается основателем центрированной на клиенте разговорной терапии[213] Карл Роджерс некоторыми специалистами расматривается как автор, который первым ввел в психотерапию принципы экзистенциализма (Бондаренко А.Ф.). А.Б.Орлов, Е.Т.Соколова и др. обозначают как открытие К.Роджерса установление необходимых и достаточных условий гуманизации межличностных отношений: безоценочное позитивное принятие другого человека; его активное эмпатическое слушание и конгруэнтное самовыражение в общении с ним [214]. Не умаляя значение личности, идей и практики К Роджерса, мы не считаем подобное установление приоритетов вполне справедливым в отношении не только Дж.Л.Морено, но и ряда других авторов, что мы постараемся показать ниже.

К.Роджерс заявил о себе как об оригинальном мыслителе и практике в начале 1940-х гг., когда вышла в свет работа «Консультирование и психотерапия», посвященная анализу опыта индивидуального индивидуального консультирования (1942 г.), впервые обратившись к групповым методам, после П Мировой войны. Вместе с тем наибольшее развитие группы встреч, одним из лидеров которых он стал, получили в 50-60-е гг., вплетясь, как и гештальтгруппы, в контекст формирующейся североамериканской контркультуры. Таким образом, К.Роджерса нельзя считать первым, кто ввел в психотерапию принципы экзистенциализма, - его опережают, как минимум, Л.Бинсвангер, Дж.Л.Морено, Р.Ассаджоли и, вероятно, В.Франкл. Психодраматические группы, существующие с 30-х гг. ХХ столетия, оказываются и предшественниками групп встреч, равно как само понятие «встреча» в психотерапевтический контекст было введено Дж.Л.Морено. Как уже было показано, проблематика, связанная с эмпатией, личностной включенностью и естественностью бытия терапевта во встрече с клиентом также обсуждалась Дж.Л.Морено и реализовывалась на практике до того, как это сделал К.Роджерс.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ

На сайте allrefs.net читайте: "ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Идеи Дж.Л.Морено и американская «гуманистическая психология».

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дж.Л.Морено явился создателем первой эклектической психотерапевтической системы.
Анализ развития психотерапии от ее истоков до конца ХХ столетия позволяет наметить общую тенденцию, которую можно сформулировать следующим образом: от техник к теориям (школам) и далее – к эклектик

Дж.Л.Морено явился создателем психологии малых групп в зарубежной социальной психологии.
Как правило, история психологии малых групп отсчитывается с исследований Триплета Н.(1898 г.), однако они расцениваются как единичное событие, не повлиявшее серьезно на теоретизирование и практику

Дж.Л.Морено явился родоначальником естественного эксперимента в зарубежной психологии.
Развитие экспериментальной психологии за рубежом шло почти исключительно по линии лабораторного эксперимента, обеспечивающего контроль переменных и основанного на идее воспроизведения события в иск

Дж.Л.Морено явился создателем групповой психотерапии.
Несмотря на то, что психотерапевтическая работа в групповой форме начала использоваться до Дж.Л.Морено (Пратт Дж., 1905 г.), именно он впервые показал, что группа выступает как особый терапевтическ

Европейский период жизни и творчества Дж.Л.Морено
Якоб Леви (Морено - имя отца - он позже сделал своей фамилией) родился в Бухаресте в 1890 г., что зафиксировано в соответствующих документах. Бытующий миф о рождении в 1892 г. на корабле, пересекав

Жизнь и деятельность Дж.Л.Морено в США
Вторую четверть ХХ века охватывает жизнь Дж.Л. Морено в США, где его психологические и психотерапевтические представления обретают относительно завершенную форму и организационное воплощение. Дж.Л.

Антропологические взгдяды Дж.Л.Морено.
Термином « антропология» мы будем пользоваться в широком смысле, понимая ее как учение о сущности человека и его бытии, не ограничиваясь при этом тем, что со времен М.Шелера [49] обозначается как ф

Научно-методологические взгляды Дж.Л.Морено.
Философско-антропологические принципы, которых придерживается Дж.Л.Морено, несколько парадоксальным образом проецируются на уровень научно-психологической методологии. В данном разделе мы проанализ

Методы исследования
Описанные выше антропологические взгляды Дж.Л.Морено, в которых человек выступает как детерминированно-индетерминированное существо, творческое, целенаправленное и действующее, и методологическиеег

Иметь склонность к риску; уметь оказать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевтическую работу;
8) уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям.” [111] Вспомогательное Я (партнер, вспомог

Основные виды психодрамы.
Различают психодраму, центрированную на протагонисте, и психодраму, центрированную на группе. Психодрама, центрированная на протагонисте, предполагает, что групповая работа о

Основные техники психодрамы.
Техники психодрамы разнообразны, в настоящее время существует множество подходов к их классификации. Три техники являются классическими, их рассматривал как основные Дж.Л.Морено. Это техника “дубли

Сферы применения психодрамы.
Как подчеркивал сам Дж.Л.Морено, психодрама практически не имеет ограничений с точки зрения круга психологических проблем, на разрешение которых может быть направлена психотерапевтическая работа. В

Е гг. Х1Х в.
Начало теоретической психологии личности. Идея адаптивной функции сознания. Психическое здоровье как субъективное чувство единства с миром. Подход к личности через самосознание. Первое представлени

Е десятилетие ХХ в.
Оформление психоаналитической теории на основе представлений о психической энергии, динамике взаимоотношений между бессознательным и сознательным, причинной детерминации.( Выход в свет работы З. Фр

Создание Института социометрии и Театра психодрамы в Нью-Йорке (1942 г.). Создание Общества психодрамы и гупповой психотерапии (1942 г.).
Развитие идей неопсихоанализа (К.Хорни, Э.Фромм). Возникновение «Активной групповой психотерапии», ориентированной на психоаналитическую парадигму, С.Р. Славсона. Развитие динамич

Е гг. ХХ в.
Становление поведенческой психотерапии как отдельного направления. Интенсивная психотерапия Ф. Райхман-Фромм (1951). Оформление идей гештальттерапии (Ф. Перлза и соавторов “Гештал

Г. – кончина Дж.Л.Морено.
80-е г. - Интегративная психотерапия - Б.Бейтман, М.Голдфрин, Дж. Норкосс- 1989 г.) Процессуально ориентированная психотерапия А.Минделла (с 1981). Эклектическая

Сравнительный анализ концепций Дж.Морено и У.Джеймса.
У.Джеймс (1842-1910) – один из немногих психологов, частичное влияние которых признавал сам Дж.Л.Морено[132]. Вполне вероятно, что влияние это не ограничивалось только философско-психологическими и

Сравительный анализ идей Дж.Л.Морено и К.Юнга
К.Г.Юнг (1875-1961) идеи аналитической психологии первоначально – в самых общих набросках и без использования термина - сформулировал в 1910 г. в работе «Трансформации либидо», послужившей одним из

Идеи Дж.Л.Морено в соотнесении с «Индивидуальной психологией» А.Адлера
  А.Адлер взаимодействовал с Дж.Л.Морено в период их сотрудничества в журнале «Даэмон» в 20-е гг. ХХ столетия. По мнению Г.Лейтц (материалы личных бесед автора), А.Адлер может считать

Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Э.Берна.
Эрик Берн (1910-1970), влияние на которого идей Дж.Л.Морено отмечается рядом авторов, начал практиковать групповые формы психологической работы в годы 2-й мировой войны вне зависимости от психодрам

Идеи Дж.Л.Морено и социально-психологическая традиция в психоанализе.
В работах З.Фрейда обозначены основы психоаналитической традиции в социальной психологии, начиная с работы 1921 г. «Психология масс и анализ человеческого Я», интересующей нас более всего в силу об

Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Дж. Келли.
Джордж Келли (1905-1965) определил свое создание - теорию личностных конструктов - как теорию осуществления человеком самоисследования и - в ходе этого процесса - возможного совершенствования средс

Идеи Дж.Л.Морено в сравнении с идеями социобихевиоризма.
Мы не сочли целесообразным подвергать дополнительному анализу идеи Дж.Л.Морено в сравнении сосновными принципами бихевиоризма – это сделано выше при рассмотрении методологических и теоретических вз

Идеи Дж.Л.Морено и экзистенциально-гуманистическая психология
Под экзистенциально-гуманистической психологией мы будем понимать достаточно разнообразные направления психологии ХХ века, выдвинувшие в качестве философской основы то или иное течение экзистеницал

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с основами дазайнанализа.
Как уже говорилось, Дж.Л.Морено нечасто напрямую адресовался к каким-либо направлениям психологии в плане сопоставления позиций. Одним из таких направлений стал дазайн-анализ, которому мы посвятим

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с логотерапией В.Франкла
Одним из распространенных вариантов экзистенциальной психологии выступает экзистенциальный анализ (и соответствующая ему логотерапия) Виктора Франкла, психологические и психотерапевтические идеи ко

Психодрама Дж.Л.Морено и психосинтез Р.Ассаджоли.
По указанию Р.Асаджоли (Assagioly R., 1888-1974), психосинтез как направление берет начало в 1910 г., когда в диссертации по психоанализу, одним из пионеров которого в Италии был Р.Ассаджиоли, он п

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с традициями гештальтпсихологии.
Дж.Л.Морено неоднократно обращается к позициям гештальтпсихологии, однако обращения эти носят достаточно частный характер. Классическая гештальтпсихология, основное внимание уделявшая проблемам поз

Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology. – L.; NY, 1979
114. Cartwright D, Zander A. Group dynamics. Research and theory. - NY, 1968 115. Freud S. Group psychology and the analysis of ego.//Standart edition of complete works of Sigmund Freud. 1

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги