рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психодрама Дж.Л.Морено и психосинтез Р.Ассаджоли.

Психодрама Дж.Л.Морено и психосинтез Р.Ассаджоли. - раздел Психология, ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ По Указанию Р.асаджоли (Assagioly R., 1888-1974), Психосинтез Как Направление...

По указанию Р.Асаджоли (Assagioly R., 1888-1974), психосинтез как направление берет начало в 1910 г., когда в диссертации по психоанализу, одним из пионеров которого в Италии был Р.Ассаджиоли, он показал ограниченность позиций З.Фрейда.[215] .В 1926 г. в Риме был создан Институт психосинтеза, в США он распространен с 1957 г., когда был утвержден Фонд исследований в обалсти психосинтеза. В основном Р.Ассаджоли рассматривает психосинтез как вариант психологии экзистенциализма, принимая те его положения, которые были обозначены А.Маслоу (см. начало главы), но обозначая при этом и относительную специфику психосинтеза в плане расставления акцентов и обозначения дополнений. В качестве таковых он обозначает:

1. Выдвижение на передний план воли.

2. Понимание самости как переживаемой в чистом, бессодержательном феноменальном плане.

3. Признание значимости радостных творческих переживаний.

4. Рассмотрение одиночества как временого состояния, чередующегося с переживаниями межличностного общения.

5. Использование активных методик для пробуждения скрытых способностей.

6. Целенаправленную реконструкцию личности.

 

В интересующем нас аспекте отметим третье и четвертое из отмечаемых Р.Ассаджоли отличий. Признание значимости творческих переживаний в терапевтической работе вполне очевидно соотетствует идеям Дж.Л.Морено, согласно которому катарсические переживания лежат в основе терапевтического процесса и не обязательно являются трагическими по своему содержанию; напротив, акциональный голод предполагает радость творчества. Отношение к одиночеству как временному состоянию сопряжено для Р.Ассаджоли с мыслью о том, что возможно полное вытеснение чувства одиночества, уступающего место “взаимодействию индивидов и групп – стиранию всех границ (выделено автором) между ними посредством интуиции, эмпатии, понимания и отождествления. Это обширная область межличностного психосинтеза, простирающаяся от межличностных отношений мужчины и женщины до гармоничной интеграции в ту или иную группу – вплоть до “единого человечества”. Данная цитата практически идентична мыслям Дж.Л.Морено. Области применения психосинтеза, предлагаемые Р.Ассаджоли, также совпадают с обозначенными для психодрамы Дж.Л.Морено: наряду с терапией, это психогигиена и психопрофилактика, сфера образования (“Психодрама в образовании”), обучение одаренных детей (“Тренинг креативности” Дж.Л.Морено), область межличностных и групповых взаимоотношений, нуждающихся в гармонизации. Таким образом, параллели с идеями и практикой Дж.Л.Морено вполне очевидны. Показательно и то, какие источники в 1965 г. Р.Ассаджоли называет среди важнейших, определивших психосинтез: исследования психических автоматизмов П.Жане, катарсический метод Й.Брейера, психоанализ З.Фрейда, взгляды А.Адлера, К.Юнга, О.Ранка, позже – К.Хорни и Э.Фромма, психосоматическая медицина, психология религии (в том числе У.Джеймс), исследования сверхсознательности и одаренности, парапсихология, восточная психология (особенно индийская), холистический подход (К.Гольдштейн, А.Маслоу, Ф.Перлз), межличностная и социальная психология и психиатрия (Г.Салливен, К.Левин, П.Сорокин), активные методы лечения ( гипноз, аутосуггесивные методы, рациональная терапия Эллиса, групповая психотерапия Дж.Л. Морено, Дж.Баха, Э.Берна.). [216]Таким образом, психосинтез выступает как ярко выраженная эклектическая психотерапия, что также сближает ее с психодрамой, как и ряд имен и областей, названных выше.

Примечательно, что с социометрическими идеями Дж.Л.Морено Р.Ассаджоли, по-видимому, знаком не был или был знаком поверхностно (в 1965 г. он ссылается только на “Психодраму” 1946 г.) и оттого не включает его имя в список социальных психологов и психиатров. Ссылок Дж.Л.Морено на психосинтез нам обнаружить не удалось.

Таким образом, на антропологическом и методологическом уровнях общность позиций Дж.Л.Морено и Р.Ассаджоли определяется утверждением ограниченности психоаналитической антропологии и близостью того и другого экзистенциализму. Антропологическая позиция Р.Ассаджоли уточняется в его представлениях о структуре личности. В качестве отличительной особенности его видения личности выделяется признание им наличия, наряду с низшим и средним бессознательным, области высшего бессознательного и “высшей самости”. Высшее бессознательное выступает у него как источник высших форм интуиции и вдохновения, нравственных императивов, гуманных побуждений, вершинных переживаний,высших чувств. Эта область рассматривается Р.Ассаджоли не как результат сублимации, а как исходно присутствующая реальность, раскрывающаяся в ходе внутреннего роста, как своего рода экзистенциальное будущее, неосознаваемо присутствующее в настоящем. Равным образом реальностью оказывается Высшая самость, аналогичная для Р.Ассаджоли в своих проявлениях Космическому сознанию, с одной стороны, и юнгианской индивидуации – с другой. Таким образом, антропологическая позиция оказывается включающей “духовную вертикаль” , обозначенную не религиозно, а мистико-эзотерически. Высшая самость выступает интегрирующим центром личности; собственно, психосинтетический процесс предполагает сближение личностной самости с Высшей самостью (“движение к звезде по следу ее луча”).

Основные стадии психосинтеза обозначены Р.Ассаджоли как глубокое осознание собственной личности, контроль за ее элементами, постижение Самости и собственно психосинтез: реорганизация личности вокруг нового центра. Сопоставление с идеями психодрамы показывает существенное сходство в этом плане с той оговоркой, что в психодраматической терапии эти задачи не рассматриваются как этапы, а выступают как аспекты психораматической работы в зависимости от ситуации “здесь и сейчас”, актуальной проблемы протагониста и заключенного контракта. Глубокое осознание собственной личности в психодраме выступает как самоисследование драматическими средствами при помощи ведущего. Контроль за элементами собственной личности по Р.Ассаджоли предполагает разотождествление, временное отчуждение мыслей, образов, переживаний и определение отношения к ним. Аналогичная работа – драматическими средствами – типична для интрапсихической драмы. Постижение Самости для Р.Ассаджоли означает соприкосновение – в том числе в виде виртуального диалога - с реалистическим или фантастическим образом, ее субъективно символизирующим. Психодрама предполагает такие возможности, в частности, в работе со сверхреальностью. Реорганизация личности, предполагаемая любым активным психотерапевтическим методом, в данном случае может быть психодраматически инициирована через обмен ролями.

Наряду с реально или потенциально сходным аспектами психосинтеза и психодрамы, выделим различия. При том, что, как уже говорилось, Р.Ассаджиоли полагал важным построение межличностного бытия, которое должно прийти на смену экзистенциальному одиночеству, и несмотря на то, что психосинтез существует и в индивидуальной, и в групповой форме, сами межличностные отношения не интересовали его с точки зрения типологии и содержания, равно как и структура группы. Единение группы возникает у него как со-переживание особых состояний сознания, аналогично тому, как это происходит в трансперсональных опытах (неслучайно работы Р.Ассаджоли оказываются включеными и в сборники трансперсональной психологии). Важное отличие – возможность использования психосинтеза самим индивидом для ускорения внутреннего роста и самоактуализации. Классические психосинтетические упражнения предназначены для индивидуальной работы.

Р.Ассаджоли, наряду с К.Юнгом, В.Франклом и Дж.Л.Морено может раасматриваться как новатор в том плане, что он привнес в психотерапию духовный аспект. В связи с тем, что к 1925 г. психосинтез уже во многих чертах сформировался и был (в отличие от практики Дж.Л.Морено) отрефлексирован именно как психотерапия, есть основания признать его приоритет.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ

На сайте allrefs.net читайте: "ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психодрама Дж.Л.Морено и психосинтез Р.Ассаджоли.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дж.Л.Морено явился создателем первой эклектической психотерапевтической системы.
Анализ развития психотерапии от ее истоков до конца ХХ столетия позволяет наметить общую тенденцию, которую можно сформулировать следующим образом: от техник к теориям (школам) и далее – к эклектик

Дж.Л.Морено явился создателем психологии малых групп в зарубежной социальной психологии.
Как правило, история психологии малых групп отсчитывается с исследований Триплета Н.(1898 г.), однако они расцениваются как единичное событие, не повлиявшее серьезно на теоретизирование и практику

Дж.Л.Морено явился родоначальником естественного эксперимента в зарубежной психологии.
Развитие экспериментальной психологии за рубежом шло почти исключительно по линии лабораторного эксперимента, обеспечивающего контроль переменных и основанного на идее воспроизведения события в иск

Дж.Л.Морено явился создателем групповой психотерапии.
Несмотря на то, что психотерапевтическая работа в групповой форме начала использоваться до Дж.Л.Морено (Пратт Дж., 1905 г.), именно он впервые показал, что группа выступает как особый терапевтическ

Европейский период жизни и творчества Дж.Л.Морено
Якоб Леви (Морено - имя отца - он позже сделал своей фамилией) родился в Бухаресте в 1890 г., что зафиксировано в соответствующих документах. Бытующий миф о рождении в 1892 г. на корабле, пересекав

Жизнь и деятельность Дж.Л.Морено в США
Вторую четверть ХХ века охватывает жизнь Дж.Л. Морено в США, где его психологические и психотерапевтические представления обретают относительно завершенную форму и организационное воплощение. Дж.Л.

Антропологические взгдяды Дж.Л.Морено.
Термином « антропология» мы будем пользоваться в широком смысле, понимая ее как учение о сущности человека и его бытии, не ограничиваясь при этом тем, что со времен М.Шелера [49] обозначается как ф

Научно-методологические взгляды Дж.Л.Морено.
Философско-антропологические принципы, которых придерживается Дж.Л.Морено, несколько парадоксальным образом проецируются на уровень научно-психологической методологии. В данном разделе мы проанализ

Методы исследования
Описанные выше антропологические взгляды Дж.Л.Морено, в которых человек выступает как детерминированно-индетерминированное существо, творческое, целенаправленное и действующее, и методологическиеег

Иметь склонность к риску; уметь оказать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевтическую работу;
8) уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям.” [111] Вспомогательное Я (партнер, вспомог

Основные виды психодрамы.
Различают психодраму, центрированную на протагонисте, и психодраму, центрированную на группе. Психодрама, центрированная на протагонисте, предполагает, что групповая работа о

Основные техники психодрамы.
Техники психодрамы разнообразны, в настоящее время существует множество подходов к их классификации. Три техники являются классическими, их рассматривал как основные Дж.Л.Морено. Это техника “дубли

Сферы применения психодрамы.
Как подчеркивал сам Дж.Л.Морено, психодрама практически не имеет ограничений с точки зрения круга психологических проблем, на разрешение которых может быть направлена психотерапевтическая работа. В

Е гг. Х1Х в.
Начало теоретической психологии личности. Идея адаптивной функции сознания. Психическое здоровье как субъективное чувство единства с миром. Подход к личности через самосознание. Первое представлени

Е десятилетие ХХ в.
Оформление психоаналитической теории на основе представлений о психической энергии, динамике взаимоотношений между бессознательным и сознательным, причинной детерминации.( Выход в свет работы З. Фр

Создание Института социометрии и Театра психодрамы в Нью-Йорке (1942 г.). Создание Общества психодрамы и гупповой психотерапии (1942 г.).
Развитие идей неопсихоанализа (К.Хорни, Э.Фромм). Возникновение «Активной групповой психотерапии», ориентированной на психоаналитическую парадигму, С.Р. Славсона. Развитие динамич

Е гг. ХХ в.
Становление поведенческой психотерапии как отдельного направления. Интенсивная психотерапия Ф. Райхман-Фромм (1951). Оформление идей гештальттерапии (Ф. Перлза и соавторов “Гештал

Г. – кончина Дж.Л.Морено.
80-е г. - Интегративная психотерапия - Б.Бейтман, М.Голдфрин, Дж. Норкосс- 1989 г.) Процессуально ориентированная психотерапия А.Минделла (с 1981). Эклектическая

Сравнительный анализ концепций Дж.Морено и У.Джеймса.
У.Джеймс (1842-1910) – один из немногих психологов, частичное влияние которых признавал сам Дж.Л.Морено[132]. Вполне вероятно, что влияние это не ограничивалось только философско-психологическими и

Сравительный анализ идей Дж.Л.Морено и К.Юнга
К.Г.Юнг (1875-1961) идеи аналитической психологии первоначально – в самых общих набросках и без использования термина - сформулировал в 1910 г. в работе «Трансформации либидо», послужившей одним из

Идеи Дж.Л.Морено в соотнесении с «Индивидуальной психологией» А.Адлера
  А.Адлер взаимодействовал с Дж.Л.Морено в период их сотрудничества в журнале «Даэмон» в 20-е гг. ХХ столетия. По мнению Г.Лейтц (материалы личных бесед автора), А.Адлер может считать

Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Э.Берна.
Эрик Берн (1910-1970), влияние на которого идей Дж.Л.Морено отмечается рядом авторов, начал практиковать групповые формы психологической работы в годы 2-й мировой войны вне зависимости от психодрам

Идеи Дж.Л.Морено и социально-психологическая традиция в психоанализе.
В работах З.Фрейда обозначены основы психоаналитической традиции в социальной психологии, начиная с работы 1921 г. «Психология масс и анализ человеческого Я», интересующей нас более всего в силу об

Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Дж. Келли.
Джордж Келли (1905-1965) определил свое создание - теорию личностных конструктов - как теорию осуществления человеком самоисследования и - в ходе этого процесса - возможного совершенствования средс

Идеи Дж.Л.Морено в сравнении с идеями социобихевиоризма.
Мы не сочли целесообразным подвергать дополнительному анализу идеи Дж.Л.Морено в сравнении сосновными принципами бихевиоризма – это сделано выше при рассмотрении методологических и теоретических вз

Идеи Дж.Л.Морено и экзистенциально-гуманистическая психология
Под экзистенциально-гуманистической психологией мы будем понимать достаточно разнообразные направления психологии ХХ века, выдвинувшие в качестве философской основы то или иное течение экзистеницал

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с основами дазайнанализа.
Как уже говорилось, Дж.Л.Морено нечасто напрямую адресовался к каким-либо направлениям психологии в плане сопоставления позиций. Одним из таких направлений стал дазайн-анализ, которому мы посвятим

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с логотерапией В.Франкла
Одним из распространенных вариантов экзистенциальной психологии выступает экзистенциальный анализ (и соответствующая ему логотерапия) Виктора Франкла, психологические и психотерапевтические идеи ко

Идеи Дж.Л.Морено и американская «гуманистическая психология».
Гуманистическая психология, организационно оформившись в начале 1960-х гг. в США и объединив таких авторов, как Г.Оллпорт, Ш.Бюлер, А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй и др., заявила о себе как о «третьей с

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с традициями гештальтпсихологии.
Дж.Л.Морено неоднократно обращается к позициям гештальтпсихологии, однако обращения эти носят достаточно частный характер. Классическая гештальтпсихология, основное внимание уделявшая проблемам поз

Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology. – L.; NY, 1979
114. Cartwright D, Zander A. Group dynamics. Research and theory. - NY, 1968 115. Freud S. Group psychology and the analysis of ego.//Standart edition of complete works of Sigmund Freud. 1

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги