рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вспышки ярости

Вспышки ярости - раздел Психология, Как жить после психической травмы Между Яростью И Равновесием Дистанция Огромного Размера. Как Вы Убедились В И...

Между яростью и равновесием дистанция огромного размера. Как вы убедились в игре отолкни меняп, в гневе человек не рассчитывает свои силы и легко выводится из равновесия. Впрочем, в момент ярости о сохранении равновесия человек не заботится, поскольку не склонен рассуждать разумно. Внутреннее давление достигает критической массы и требует немедленного выхода. Возможно ли применить стратегию воспитания равновесия непосредственно во время вспышки гнева?

Существует несколько предупредительных мер, сводящих к минимуму наносимый в гневе ущерб, подобно тому, как огнетушитель сводит к минимуму разрушительную силу пожара. Кроме этих, сиюминутных мер, существуют методы длительного и глубокого самоизучения, приводящего к истокам, изначальным причинам вашего гнева.

Чтобы снизить деструктивную силу вашего гнева, направленную против окружающих людей, вещей и против самого себя, можно предпринять следующее.

а) Если у вас есть огнестрельное оружие, лучше пусть оно хранится у когото из ваших друзей или в какомлибо труднодоступном месте. По крайней мере, хотя бы держите оружие и боеприпасы в разных местах. Это даст вам жизненно важный выигрыш во времени: прежде чем действовать в порыве гнева, вы успеете подумать о том, что собираетесь сделать. В момент ярости человек совершает импульсивные поступки, не думая о последствиях. Даже минутное промедление может спасти вас от совершения того, о чем впоследствии вы горько пожалели бы.

б) Удалитесь на безопасное расстояние от того, на кого направлен ваш гнев. Когда ваше внутреннее равновесие полностью утрачено, не стоит заниматься разрешением межличностных конфликтов для этого будет более подходящее время. Даже если ваш гнев справедлив, и действительно с вами поступили плохо, вы все равно не сумеете ясно выразить свою точку зрения и найти выход из положения, пока не успокоитесь. В уравновешенном состоянии уладить конфликт будет проще. Это не значит, что нужно быть безропотной овечкой; просто следует держать свою силу под контролем, чтобы эффективно применять ее.

в) Найдите или оборудуйте для себя безопасное место, где можно дать выход своему гневу, ни перед кем не отчитываясь. Это может быть пустынный лес или парк, ваш автомобиль, комната или чтото еще. При отсутствии такого убежища, вы рискуете излить свой гнев на ни в чем не повинных прохожих или на близких вам людей. И лучшие друзья, и совершенно чужие вам люди могут стать жертвами вашей ярости. Этого можно избежать, если на время удалиться в безопасное место.

г) Найдите для себя какуюнибудь безобидную, не наносящую разрушений деятельность, которая помогла бы несколько оразрядитьп ваш гнев. Некоторым помогает энергичная физическая работа (например, рубка дров), другим бег или тяжелые (до пота) физические упражнения. Другие чувствуют облегчение, если расскажут о своих чувствах терпеливому и внимательному слушателю; другим достаточно откровенной обеседы с самим собойп, т.е. записывание своих впечатлений (давать их затем комуто читать необязательно). Если у вас тоже есть такой метод, который помогает оразрядитьсяп, воспользуйтесь им.

Если вы не знаете способа уменьшить свой гнев, остается только удалиться в безопасное место и ждать. Время, а также, исключение всего, что могло бы вызвать напряженность, будут вашими союзниками. В такие периоды воздерживайтесь от алкоголя: это все равно, что лить бензин в костер.

Чтобы в дальнейшем такие приступы ярости возникали как можно реже, постарайтесь проследить, что происходит внутри и вокруг вас в момент, когда начинает накапливаться раздражение. Причиной вашего гнева может быть окружающая обстановка, прежние боевые рефлексы или сочетание различных факторов. Исследование тех сторон своей жизни, где гнев проявляется чаще всего, поможет вам лучше понять его механизм. Как провести такое исследование, вы прочтете в разделе 8.

Возможно, вашему гневу предшествовало чувство страха (вспомните раздел 3). В этом случае докопаться до истинной причины вам поможет своевременно заданный самому себе вопрос: очто мне угрожает?п Научившись распознавать черты событий и ситуаций, которые воспринимаются вами как потенциальная опасность, вы тем самым возьмете под контроль свою реакцию обей или бегип, т.е. готовность ответить на угрозу нападением.

Не думайте, будто бы приступы ярости оприходят из ниоткудап. На самом деле они являются одним из усвоенных вами способов снизить внутреннее напряжение. По мере самоизучения вы поймете, что существуют и другие, более эффективные методы преодоления стресса.

8. Как изучать историю своей жизни.

Теперь мы попытаемся получше узнать, какую историю вы постоянно расс

казываете самому себе, выясняя, что вы за человек. Мы научимся заполнять пробелы к этой истории т.е. обращать внимание на те черты своей личности, которые, как правило, не опознаем.

0тыскивая вехи, ОБозначающие ваш собственный путь к исцелению, не стремитесь достичь провозглашенного кемто идеала: здесь значение имеют только те мерки и стандарты, которые вы приняли для себя.

Главная задача выявить основное содержание своей жизни (как это сделать, я объясню позднее). Вы будете, рассматривать и те ситуации, которые свидетельствуют об утрате равновесия, и те, для которых характерны покой и гармония. Вы отправитесь на поиски информации, которая поможет вам жить посвоему, опираясь на свой собственный, уникальный жизненный опыт. Вам предстоит осилить пути, ведущие к миру и принятию его. Этот поиск принесет вам зальные, ощутимые результаты, только если будет направлен внутрь: именно там, внутри нашей личности заложены ответы на все вопросы.

Но чтобы получить правильный ответ, следует задать правильный вопрос. Как найти свое место в этом безумном мире? Как внести хоть немного покоя а свою жизнь? Как осмыслить все пережитые ужасы? Такие вопросы вернее приведут к исцелению, чем копание в недостатках, своих и окружающего нас мира.

Я знаю из собственной практики, что многие пациенты, которые до тот болезненно переживали неспособность управлять ходом своей жизни, начинали чувствовать себя гораздо увереннее, поработав некоторое время над этими вопросами. Главная цель их научиться честно разговаривать с самим собой. Разумеется, не все подвластно нашему контролю, но существует область, на которую вы можете повлиять решительным образом: это ваш внутренний мир, ваша личность и набираемые вами жизненные пути. Возможно, вы долгое время были озацикленып на определенных способах поведения, мысли . и чувствах, возможно, вы не избавились от них и сейчас. Вы говорите себе, будто бы эти стереотипы и есть ваша индивидуальность, ваш внутренний мир. Но человеческая личность обладает одним странным свойством: оа самом деле мы гораздо значительнее и многообразнее чем наше собственное представление о себе. Отправившись на разведку внутрь себя, вы сможете сами убедиться в правильности этого утверждения.

Обычно в поле нашего зрения находится только часть общей картины. (Скажем, если у вас есть любимая работа, вы вероятно считаете себя квалифицированным специалистом. Если у вас нет работы, вы видите в себе только безработного, словно этим и ограничивается сфера вашей личности. Или же вы воспринимаете себя только как, как родителя своих детей я семейного человека. А может быть, вы в себе видите только ветерана, чудом выжившего, никому не нужного и не в ком не нуждающегося.

Что бы вы. ни думали о самом себе в каких угодно сочетаниях, все равно это еще не вся правда и ваша личность на самом деле гораздо шире и богаче.

Те ее стороны, которые находятся в центре вашего внимания, вполне реальны и важны, но кроме них существует и многое другое.

Наша цель тщательно изучить ваш жизненный опыт, все события, которые встретились на вашем пути, чтобы определить, какие именно обстоятельства сформировали вас, определили вашу индивидуальность. Возможно, вы обнаружите такие части своей личности, с которыми давно утратили контакт. Некоторые вызовут у вас болезненное ощущение: вы вспомните, что здесь утратили равновесие, и жизнь сбила вас с ног. Другие, напротив, принесут удовлетворение: здесь вы ощутили твердую почву под ногами.

С самого начала следует усвоить главное правило: вы делаете это только для себя и ни для кого другого. По ходу дела, вам возможно, потребуется записать свои воспоминания, т.е. завести своего рода дневник. Держите этот дневник в безопасном месте, где его никто не найдет, поскольку он предназначен только для вас. Некоторыми возникшими у вас мыслями, и впечатлениями вам, вероятно, захочется поделиться и это замечательно. Но никто не имеет права просить показать ему ваши личные записи, и можете никогда и никого с ними не знакомить. Для .этого есть веское основание: вы достигнете тем большего успеха, чем искреннее будете с самим собой, а полная искренность возможна скорее наедине, чем при свидетелях.

Проводя свою оразведкуп, вы должны быть максимально точны в сообщениях о том, что вам удалось обнаружить. Ваша задача изучить обстановку и доложить об увиденном; в данном случае изучать вы будете собственную жизнь, а докладывать о ней самому себе. Для начала, с помощью особого метода, который я вскоре объясню, вы пройдете все события своей жизни по порядку, отмечая самые важные из них. Вам предстоит ообследовать местностьп и найти признаки, указывающие на такие события.

Это поможет вам заполнить пробелы в рассказе о том, кто вы есть на самом деле. Нас часто засасывает рутина повседневности привычные поступки, мысли и чувства и мы считаем, будто бы это и есть наша сущность. Нам кажется, что эти стереотипы и составляют то вещество, из которого сделано наше ояп. Но на самом деле ояп этим не ограничено.

Те из прошлых событий, которые приходят на ум чаще всего, еще не вся картина вашей жизни. К примеру,. если вы ветеран вьетнамской войны, то вам должно быть от 35 до 55 лет. Вы немало прожили и повидали. Вы не только очеловек, который воевал во Вьетнамеп, хотя и это все еще оказывает на вас сильное влияние; в вашей жизни было много других разнообразных впечатлений.

Вспоминая все, что вы познали, вы начнете яснее понимать, какого знания вам не хватает теперь. Многие ветераны жалуются, что на настоящий момент своей жизни не находят способа расслабиться и не знают такого места, где бы чувствовали себя спокойно. Поскольку такая ситуация часто повторяется, эти люди привыкают видеть себя такими и считают покой и расслабление для себя недоступными.

Но я в ответ на это предлагаю: возьмите таймаут. Хотя бы на время перестаньте лихорадочно цепляться за ту историю, которую привыкли рассказывать себе. Осознайте более полный рассказ о том, кто вы есть. Попытайтесь без предвзятости взглянуть на свою жизнь и. изучить ее. Вероятно, на какомто участке пути вы были счастливы (хотя бы и недолго). Вы чувствовали себя уверенно и гордились собой. Гдето еще вам было страшно, но вы нашли способ преодолеть страх. Гдето вы могли веселиться, играть, наслаждаться покоем.

Теперь для вас было бы очень полезно вспомнить, где это было. Не для того, чтобы представить эти моменты на чейто суд, а чтобы понять: в вас заключено гораздо большее, нежели то, что вы в данный момент позволяете себе видеть. Вы владеете многими умениями и навыками, которыми когдато пользовались, но не знаете, как их употребить в своей теперешней жизни. Это очень важно: ведь гораздо легче вспомнить чтото знакомое, чем учиться совершенно новому и непривычному.

Одна из целей предстоящего вам исследования восстановить те знания, которыми вы давно перестали пользоваться, и вспомнить, что они являются частью вашей личности. Тогда, размышляя, кто же вы есть на самом деле, вы сможете дать себе более полный и правильный ответ, чем тот, который привыкли давать раньше. Не уговариваю верить мне, но мне пришлось неоднократно наблюдать: по мере того. как рассказ о самом себе становится все полнее, а пробелов в нем становится все меньше, человек чувствует, что волен строить свою жизнь, как ему хочется. Не нужно с ходу соглашаться с этим утверждением или опровергать его: проверьте на себе и убедитесь, справедливо ли оно.

Если вы настроены изменить к лучшему свою жизнь, обратите внимание на ту историю, которую вы сами себе рассказываете. В том случае, когда вы говорите себе, что озацикленып на определенных мыслях, чувствах и способах поведения, знайте, что ваш рассказ не полон.

Следующий метод самоизучения поможет вам восстановить недостающие части повествования. Это не просто психологическая игра. а серьезный и мощный инструмент исследования. Вы будете готовы им воспользоваться, только когда захотите прислушаться к самому себе.

Этот метод предполагает активную работу воображения. Если у вас не очень богатая фантазия, не страшно достаточно минимума: представьте себе как выглядит дорога. Если представили, можно начинать.

Первый шаг рассмотрите свою жизнь в последовательности ее событий так, словно это дорога. Вот вы родились. Это начало вашего пути здесь, на планете Земля. Каждое место, где вы побывали и каждое пережитое событие составляют некую часть пройденного вами расстояния. Перед вами лежит продолжение дороги там вы еще не бывали и туда мы пока заглядывать не будем. Итак, вы родились, начался ваш путь и протянулся до сегодняшнего дня. Вы будете исследовать именно этот участок.

Внимательнее присмотритесь к тому, что происходило с вами по дороге. Лучше иметь под рукой бумагу и карандаш, поскольку коечто из увиденного придется записать. Это не займет много времени: как только вы заметите у дороги чтото важное, сделайте для себя краткую запись, чтобы не забыть, о чем речь. Вот как это выглядит на практике.

Представьте себе, что сидите на отдаленном высоком холме и с высоты рассмотрите дорогу своей жизни. Вы проходите один участок за другим, оценивая обстановку и обращая внимание на все происходящие события. Вначале вы будете искать то, что особенно повлияло на вас и сделало таким, какой вы есть. Прежде чем вы начнете, я объясню, как записывать свои наблюдения.

Допустим, в возрасте шести лет вы перенесли серьезную утрату умер ктото из членов семьи. Вероятно, это событие сильно повлияло на вас. Наблюдая обстановку овдоль дорогип, вы обязательно отметите его. Другой вариант: в шесть лет вы встретили ровесника, который стал вашим лучшим другом и научил вас чемуто важному; это также могло оказать влияние на вашу дальнейшую жизнь.

Что было важным, а что нет, никто, кроме вас, не определит. Вовсе не требуется проводить исследование по какойлибо жесткой схеме. Напротив, дайте себе полную свободу: осматривайте местность и выискивайте то, что с вашей точки зрения, было самым важным. Встречаясь с наиболее значительными эпизодами своей личной истории, делайте записи. Достаточно нескольких ключевых слов, которые потом напомнили бы вам, что вы наблюдали на этом участке дороги.

Вернемся к конкретным примерам. Тот, кто в возрасте шести лет потерял близкого родственника, просто напишет осемьяп ему понятно, о каком событии идет речь. Тот, кто в шесть лет встретил друга,. напишет одругп, или его имя. Пусть записи будут краткими ровно столько, сколько нужно, чтобы потом вспомнить о событии.

Итак, мысленным взором представьте картину: дорога, вы не на дороге, а на холме или возвышенности, дорога простирается перед вами. Она начинается там, где вы родились и продолжается до настоящего момента. Вы не стоите ни на каком ее участке, вы ее исследуете с расстояния. Дорога, которую вы видите, может быть прямой или же извилистой, на ней могут быть пригорки, долины и что угодно еще.

Начиная воображаемое исследование, оподнимите бинокльп и пристально вглядитесь в начало дороги, говоря себе при этом: оздесь я родилсяп. Ведите биноклем вдоль дороги, говорил себе: о...а потом...п. Отмечайте все, что кажется вам важным. Не пытайтесь систематизировать свои воспоминания, просто следуйте за событиями. Находя что-то значительное, отмечайте, чтобы потом вспомнить. Продолжайте поиск, снова повторя,а потом ..пока не наткнетесь на следующее важное событие. Опять запишите ключевое слово и двигайтесь дальше.

Продолжайте так до тех пор, пока не дойдете до настоящего времени. На первый раз постарайтесь ограничиться десятью ключевыми эпизодами. Это поможет вам сосредоточиться на наиболее важных событиях. Уделите этому 2030 минут, а затем посмотрите, что у вас получилось.

Любопытная особенность этого занятия состоит в том, что хотя вы просматриваете дорогу в одном направлении из прошлого в настоящее важнейшие события не всегда вспоминаются в их хронологической последовательности.

Теперь вам известно все, что нужно, чтобы начать свой первый поиск. Как только будете готовы, попробуйте. В записи ключевых слов состоит первое упражнение. Можно получить довольно точное представление о том какую историю своей жизни вы себе рассказываете.

Теперь посмотрите на ключевые слова: связаны ли некоторые из них с положительными чувствами и прекрасными картинами, которые вы наблюдали вдоль вашей воображаемой дороги? Связаны ли другие с отрицательными чувствами и безобразными картинками? Какие из ключевых слов напоминают вам о событиях, когда вы были уверены в себе, гордились собой, и какие рождают прямо противоположные воспоминания?

Ответы на эти вопросы указывают, как вы сами в глубине души оцениваете пережитые события. Ведь когда вы делали записи, вы как бы востребовали некоторые части своей личности. Итак. когда вы заглядываете в прошлое и вспоминаете много значившую для вас дружбу, или вражду, или любовь, или захватившую вас идею, или что еще, уместно ли будет спросить: «Хочу ли я, чтобы этого в моей жизни было больше? Хочу ли я, чтобы было меньше?»

Ваши ответы только начало. С их помощью вы только начинаете говорить самому себе, что именно ищете в жизни и чего хотите избежать.

Если долгое время вам приходилось смотреть на то. чего лучше бы вовсе не видеть, несложно сделать вывод, что жизненные обстоятельства не подвластны вашей воле и ничего изменить нельзя. Но как только вы начинаете осознавать, какого рода обстоятельства вам более по душе, легче сделать правильный выбор и направить корабль своей жизни к таким местам, где есть все необходимое вам для душевного равновесия. Вы ощущаете при этом себя хозяином собственной судьбы.

Следующая «экспедиция внутрь себя» иного рода. Но ее основная методика та же: представив себя на возвышенности, обозревать дорогу своей жизни. Однако, на этот раз вы отмечаете не сами события, а те обстоятельства, ту атмосферу, тот фон, который был для вас наиболее значим. Условно говоря, вы обращаете внимание на все дубы и игнорируете пальмы (или наоборот).

Во время этого исследования советую искать те участки своей жизни, где вам было хорошо и естественно, где вы занимались тем, чем, по вашему мнению, вам и следует заниматься; где ваше равновесие было наиболее устойчивым И позволяло вам быть самим собой. Как и в прошлый раз, записывайте ключевые слова.

Может быть, вы вспомните себя в возрасте трех лет, как вы играли с любимой игрушкой. Не отметайте ни одно событие в сторону по той причине, что они «несерьезное», «глупое», какое-то не такое... Если в нем было что-то для нас особенное, запишите. Этими записями не будет пользоваться никто, кроме вас; вы приняли решение узнать правду о себе, о своей истории. Всякое событие, всплывающее в памяти, является частью этой истории,

Итак, если вы заметите, что не раз и с удовольствием вспоминаете идиллическую картину воскресной рыбной ловли, или положительное сексуальное переживание, интересную идею или работу над увлекательным проектом обязательно запишите.

Но это лишь примеры: в ваших собственных воспоминаниях лучше вас не разберется никто. В данном исследовании вы ищете события, ставшие для вас значительными, потому, что доставляли вам удовольствие. Обозревая дорогу, вы ищете участки, которые сияют как высочайшие пики вашего путешествия. Как и в прошлый раз, уделите этой работе 2030 минут и постарайтесь ограничиться наиболее важными моментами.

Закончив это упражнение, вы поймете, что в вашей жизни были времена, когда вы чувствовали себя хорошо. пусть даже эти времена давно прошли.

Но и в том случае, если лист бумаги перед вами остался чистым, т.е. вы не смогли вспомнить ни одного момента, когда вам было хорошо, все равно вы получили очень важную информацию о своей собственной истории; в ней говорится, что жизнь не несет с собой ничего хорошего.

Попробуйте повторить упражнение но теперь вместо поиска «пиков» и чудесных моментов, ищите просто те места, где чувствовали себя наиболее спокойно и наименее неприятно. Они постепенно приведут вас к воспоминанию о тех ситуациях, когда вы были в ладу с самим собой.

Если вам удалось сразу отметить в своей жизни приятные события, задумайтесь над своими записями. Очень вероятно, что вам и сейчас хочется испытать нечто подобное. Пусть события происходили очень давно, но вы себе о них рассказываете и по сей день. Вы, такой, как есть на настоящий момент, оценили и избрали из всего, что было в жизни, именно эти воспоминания.

Так вы получаете первую подсказку как внести больше смысла в свою теперешнюю жизнь. Это не означает, что вы сразу же приметесь жить так, как жили когда-то в прошлом. Вероятнее всего, это невозможно. Но зато вы выявили события, содержащие важную информацию о том, что вам нужно для счастья. Она поможет вам найти правильный ответ на вопрос, как жить сейчас. Вы обретете своеобразное оустройство самонаведенияп, которое укажет вам верный путь в ситуации сложного выбора. «Если я пойду в этом направлении, приведет ли оно меня к цели: чувству счастья, радости жизни и любому другому из положительных чувств, обнаруженных вами в ходе исследования?».

Ясную информацию о своих глубинных потребностях нельзя получить от другого человека. Никто не расскажет вам, каким следует быть такое знание может прийти только из глубины вашей психики. Это означает, что информация, поступающая изнутри. правдивая; вы можете полностью довериться ей, и она, как стрелка компаса укажет вам дорогу к исцелению.

Важное свойство нашего исследования состоит в том, что оно показывает, насколько больше, чем вам раньше казалось, вы знаете о своем внутреннем равновесии и способах его достичь.

Даже, если долгое время это знание было скрыто от вас, так что вы не могли до него добраться и воспользоваться им, оно тем не менее все время было здесь, с вами. Обратитесь к тем картинам вашего жизненного пути, которые полны гармонии, и вы уже сейчас сможете принимать решения, ведущие в конечном счете к этому же чувству.

Если вы давно уже не в состоянии расслабиться, попробуйте перенестись мысленно в тот момент прошлого, когда чувствовали себя очень спокойно и безмятежно. Одно это воспоминание поможет вам расслабиться сейчас. Никакого фокуса здесь нет: это способ использовать свой собственный жизненный опыт.

Такая релаксация с помощью воображения подобна своему действию упражнению, описанному в разделе 4. Когда вы отводите место в своем сознании успокаивающим мыслям и образам, в мозг поступает сигнал расслабления, который передается затем всему организму. Если в настоящий момент вам трудно сосредоточится на чемто приятном, успокаивающем, то рассматривайте такие воспоминания как своего рода тренировку сознания.

Постепенно вы научитесь различать свое состояние в момент, когда думаете о чемто тревожном, и в момент, когда ваши мысли спокойны. Помня это отличие, вы с большей легкостью сможете восстанавливать внутреннее равновесие.

Ваша следующая оэкспедиция внутрь себя» потребуют особой осторожности. Пользуясь тем же методом, что и раньше, теперь будем искать обстановку другого рода: места безобразные и пугающие: сцены, причиняющие боль; ситуации, где вы полностью утратили равновесие.

Вероятнее всего, нам хотелось бы избежать такого исследования, потому что неприятно вспоминать страх и боль. Не принуждайте себя: когда вы будете внутренне готовы, вы сами перестанете отворачиваться от этих воспоминаний, а если еще не готовы честно признайте это.

Просматривая дорогу своей жизни, там, где встретится пережитая вами боль, задержитесь и запишите ключевые слова. Вам придется сосредоточиться на воспоминаниях особого рода, и это может вызвать бурную отрицательную реакцию. Если такое произойдет, обязательно найдите способ записать, что вы думали и чувствовали в момент перед этим.

Так вы получите ключ к пониманию того, какие события и переживания особенно сильно влияют на вас.

После того, как окончите упражнения, воспользуйтесь своим овнутренним радаромп, выясните, нет ли признаков напряжения в мышцах. При возвращении к тяжелым воспоминаниям человек, как правило, физически напрягается: в этом случае следует сделать перерыв, чтобы восстановить внутреннее равновесие с помощью релаксации и глубокого дыхания, и только после этого можно перейти к следующему этапу работы.

Если в ходе этого занятия у вас возникает очень бурная реакция, прервите упражнение и вернитесь к нему через некоторое время. Честно отметьте для себя, при каком воспоминании появилась эта реакция. Если довести упражнение до конца вам никак не удается, подумайте, не стоит ли обратиться к комуто, кто помог бы вам выявить эти части вашего жизненного пути. Поищите помощи у людей, которым больше всего доверяете, или у тех, кто в собственной жизни перенес то же самое что и вы.

Если вы пережили тяжелые, травмирующие события, вам может быть очень трудно заполнить пробелы в своей истории, на которые нацелено данное упражнение. Даже если вы проводите исследование очень тщательно, обращаете внимание на все подробности, все равно временами у вас появится ощущение, что вы не можете оразглядеть местностьп. Чтобы ясно увидеть все, потребуется время это все равно, что постепенно, слой за слоем, очищать луковицу. Такую работу не назовешь ни легкой, ни приятной. Почти все, кого я знаю из проводивших такое исследование, скажут вам, что сначала бывает тяжело и только потом легче.

Это значит, что вам придется вновь столкнуться лицом к лицу с болью, страхом и депрессией при взгляде на безобразнейшие сцены своей жизни. Это тяжело, даже если дело было давно, и вы с тех пор старались не вспоминать об этом.

Хотим мы или нет, но это действительно так. И я не знаю другого способа сделать эту боль слабее. Зато верно и другое: вам станет легче, когда вы, наконец, вырвитесь из плена отрицательных эмоций и вернетесь в более уравновешенное состояние. Чтобы скрытые темные пятна перестали причинять боль, они должны осветиться дневным светом.

Наконец, еще одно исследование. На этот раз вы будете искать те обстоятельства своей жизни, которым сопутствовала любовь. Она могла быть счастливой или неудачной: сейчас нам неважно, чем кончилось тогда дело. Речь идет не только о любви сексуальной, но и о любви к родителям, к другу, к домашнему животному, к идее, к месту, к чему угодно. Все, что согревало сердце и очень много для вас значило предмет ваших поисков.

Снова заберитесь на вершину холма и начните делать записи. Как и раньше, внимательно изучайте свой жизненный путь, двигаясь но времени вперед, повторяя: оЯ родился, а потом...п Осматривайте дорогу и ищите места, где вы чувствовали любовь.

Возможно, у вас было тяжелое детство и вы не знали любви, пока не ушли из дома. Или, напротив, вы помните любовь только в детстве, а потом ее не было. Не бросайте поиска: гдето в вашей жизни любовь обязательно была, даже если на огромном участке пути она вам не встретилась. Ищите любовь, нежность, заботу все, что делало вашу жизнь особенной. Найдите эти эпизоды и запишите ключевые слова. Постарайтесь ограничиться важными событиями и уложиться в 2030 мин.

Смысл предлагаемых упражнений помочь вам извлечь из памяти отдельные фрагменты вашей истории. Вы убедились, что в формировании вашей личности сыграли роль многие события: некоторые из них, может быть, больно вспоминать, так они безобразны, зато другие рождают приятные чувства. Были моменты, когда жизнь казалась понастоящему прекрасной, когда испытывали любовь. И если до сих пор вы убеждали себя. что вам никогда не бывает хорошо, что вы не способны любить или быть любимым, то экспедиции в прошлое расширили ваше представление о самом себе.

Не с чьихто слов, а из собственного опыта вы поняли, что на самом деле вы обычный, нормальный человек, способный вести какой угодно образ жизни.

С помощью этого метода можно заполнить и другие пробелы своей памяти:

выберите любой интересующий вас аспект. Например, если вас беспокоит чувство страха, ищите, на каких участках вашего жизненного пути присутствовал страх, оказавший на вас большое влияние. Если вам хочется укрепить любовный или дружеский союз, исследуйте, как складывались на протяжении жизни ваши отношения с людьми. Ваш жизненный путь всегда с вами: вы извлечете из него все, что захотите, если будете готовы.

9. Как примириться с «призраками прошлого».

Одними лишь травмирующими событиями не исчерпываются те влияния, ко

торые породили последствия стресса и сформировали определенным образом вашу личность. Как вы, вероятно, поняли из своих оэкспедиций в прошлоеп, целый ряд людей и жизненных обстоятельств воздействовали на формирование вашего мировоззрения и вашей способности сохранять равновесие.

Огромное влияние на образ жизни большинства людей оказывает родительский дом мать, отец и другие взрослые, окружавшие нас в самом начале нашего существования. Впечатлительному ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей. Это называется инстинктом подражания: мы учимся жить, подражая примеру взрослых, особенно тех. кого любим и уважаем.

В детстве мы стремимся завоевать одобрение родителей тем, что ведем себя и думаем так, как они того хотят; или же напротив, отвергаем их ценности и изо всех сил стараемся не быть такими, как они хотят. И в том, и в другом случае верно одно: образ жизни родителей, их взаимоотношения с окружающим миром оказали на нас сильное воздействие; при этом наибольшая часть усвоенного нами влияния перешла в подсознание.

Эта подсознательная программа, заложенная в нас семьей, действует в течение всей нашей жизни. Я называю се онаследием предковп, поскольку на нас влияют не только отец, мать и другие ближайшие члены семьи, но через них. опосредованно, и наши более отдаленные предки. оНаследие предковп формирует наши жизненные цели и принимаемые нами решения, а также определяет нашу способность испытывать душевный покой. Оно оказывает мощное и скрытое влияние на наши подсознательные убеждения (то, во что мы верим, сами того не осознавая) и представляет собой обширную область изучения для всякого, кто хочет достичь внутреннего равновесия.

Если, к примеру, в семье ваших родителей выражать свои чувства было не принято и считалось признаком слабости, то вы с раннего детства научились подавлять свои эмоциональные проявления. Если впоследствии вам пришлось пережить травмирующие события, то вы старались помалкивать и справляться во своими чувствами в одиночку, не делясь ими ни с кем. Вы не решились дать чувствам волю, даже если вам представилась такая возможность. Вполне вероятно, что вы унаследовали от родителей убеждение, будто бы чувства страха, боли, вины или гнева показывают вашу слабость и вообще неполноценность и это заставляет вас быть скрытным.

В таком случае путь к исцелению предполагает не только примирение с травмирующими событиями как таковыми, но также примирение с некоторыми сторонами онаследия предковп, создающими внутренний конфликт. Вам нужно как бы оизлечиться от наследствап.

Роберт Регейни написал в 1986 г. эссе под названием оОбраз моего отцап, в котором ясно обрисовал потенциальную опасность оскрытого наследствап. Вот некоторые фрагменты из книги.

оНесколько лет назад я испытал сильный шок. Както поздним вечером я ехал в метро. Посмотрев в темное окно на противоположной стороне прохода, я увидел в нем отражение моего отца. Конечно, это на самом деле было мое собственное отражение, но оно выглядело в точности таким же, каким я запомнил отцап.

оЯ всегда знал, что внешне похож на отца, но считал себя значительно моложе. И вдруг оказалось, что я уже достиг того возраста, который соответствовал моим детским воспоминаниям о нем. Из отражения в пыльном окне на меня удивленно и недоверчиво посмотрел именно он. Но самым удивительным даже более удивительным, чем это сверхъестественное внешнее сходство было выражено лица. Отцовское хмурое, неподвижное выражение напугало меня точно так же, как пугало в детстве! Я вдруг понял, что достиг возраста своего отца, и эта мысль подействовала отрезвляюще. В его присутствии я никогда не чувствовал себя до конца взрослым. И вот теперь я смотрел на лицо, так часто в былые годы вселявшее в меня робость, и это лицо было моим собственным! Вагон с грохотом несся от станции к станции, а я застыл, потрясенный, не в силах двинуться. Оказывается, сам того не желая, я унаследовал это суровое, неулыбчивое выражение лицап.

оМой отец происходил из семьи итальянского иммигранта, портного но профессии. Я никогда не видел деда и почти ничего не знал о немп.

оИз Янгстауна, штат Огайо, мой отец какимто образом перебрался в Йейл, поступил в университет, получил диплом инженера и устроился на работу в фирме, которую позднее возглавил в качестве одного из партнеров.

Там он работал до своего выхода на пенсию. Мою будущую мать он встретил,

когда ей было 19 лет, и женился на ней. вопреки воле ее отца, которому

не нравились итальянцы.п

оВ те времена считалось само собой разумеющимся, что в каждой семье должны быть дети, и но прошествии некоторого времени на свет появился я, а шестью годами позже мой брат. Порой я спрашиваю сам себя: а понимал ли отец. насколько мало он подходил на роль родителя? Единственно, что он знал и выше всего ценил, была работа. Чуть ли не с самого моего рождения он ожидал от меня большего, чем было в моих силах. Я вырос в убеждении, что мне чегото недостает, что я не такой, как надо. Хотя я был послушным, воспитанным ребенком и успешно учился в школе, это не воспринималось как достижение, считалось, что так и должно быть. Зато отмечались все мои неудачи, ошибки и проступки, которые я переживал, словно смертные грехип.

оПо мере того, как я подрастал, отец стал делать неловкие попытки приблизиться ко мне. Он водил меня в театры, посещал все школьные праздники, но выглядеть естественно в роли родителя ему не удавалось. Сейчас мне кажется, что он тоже посвоему боялся меня. В конце концов, те завышенные требования, которые он предъявлял ко мне, в той же мере относились и к чему, и, видимо, он чувствовал, что не справляетсяп.

оВсе это изображает моего отца человеком односторонним, бесцветным, но на самом деле это не совсем так. Я очень хорошо помню те вечеринки, на которые родители приглашали своих давних, со школьной скамьи, друзей.

Отец был веселым, общительным, много смеялся; он даже позволял мне лечь спать попозже, чтобы я мог принять участие в общем веселье. В эти редкие моменты он обходился со мной так, словно и вправду любил меня. Именно эти нечастые исключения из его обычной строгости оставили у меня самые нежные воспоминания о нем.п оТа поездка в метро и изображение в окне взбудоражили мою память. До этого я редко думал об отце. Когда я вырос, наши отношения с ним некоторое время были довольно натянутыми, но потом мы пришли к своего рода компромиссу. Однако, настоящей дружбы между нами не было никогда. Годы моего подросткового бунтарства остались позади, но мне так и не стало легко с ним, а ему со мной. Мы стремились сблизиться, но у нас ничего не получалось. Когда он умер, я оплакал его кончину, и жизнь пошла своим чередом. В ночь перед похоронами я остаются один у гроба и попрощался с отцом. На следующий день на похоронах несколько человек сказали мне, что отец мною очень гордился. Я был очень удивлен: ведь он сам никогда не говорил мне об этом.п

«Мало в чем в своей жизни я абсолютно уверен, но одно из этого немногого то, что я не хочу походить на своего отца. Однако, увидев его выражение на своем лице, я вынужден был спросить себя: сколько же отцовских качеств я в действительности унаследовал? Стал ли я, подобно ему, фанатично предан работе? Да. Из мальчика, ненавидевшего бесконечные обязанности и поручения, вырос взрослый мужчина, не умеющий отдыхать и расслабляться. Склонен ли я к излишней строгости, нравоучениям? Да. Можно ли назвать меня сердитым? О, да!» «Неужели нет ничего, чем бы я отличался от отца и был самим собой? Ведь моя жизнь была совсем не такой, как у него. Я прекратил поучения. Я решительно отвергал его мировоззрение, презирал его обывательский образ жизни. Но, как выяснилось, все это была лишь поза, которая с годами утратилась, и я остался с теми же чертами характера, которые так яростно отрицал.»

«Если так произошло со мной, то что же будет с моим сыном? Оказавшись не в силах избежать отцовского влияния, неужели я стал тем проводником, по которому это влияние распространяется дальше, на следующее поколение?

Мне вдруг стало ясно все то, над чем я ломал голову многие годы. Мой сын

рос боязливым ребенком. Потом он стал угрюмым, а еще позднее начал про

являть злобу, хорошо мне знакомую. Я наконец понял, что и те, ранние

страхи тоже были фамильной чертой: просто в том возрасте ребенок не ус

пел обратить весь свой страх в озлобленность.п

оМне кажется, что в репертуаре любого человека содержится всего несколько основных чувств, хотя способы их выражения могут быть многочисленными и разнообразными. Самое мощное из этих чувств страх: вероятно, впервые человек ощущает его в момент рождения. Любовь, ласка и забота старших помогают ребенку удерживать этот страх в определенных границах.

Но если родители предъявляют слишком высокие требования, или если они

постоянно недовольны, страх усиливается, нарастает, постепенно овладевая

душой ребенка и уродуя ее. Часто это приводит к сознанию своей беспомощ

ности. Каждому доводилось встречать таких людей у них испуганные ра

ненные души. В нашей семье произошло иначе: мы перековали свой страх в

злобу, и эта злоба помогает нам прятаться от породившего ее чувства

страха.п

оПоддерживать это шаткое убежище стало делом всей нашей жизни трудом поистине разрушительным. Мы видели врагов повсюду в том числе среди женщин. О душевной открытости, спонтанности не могло быть и речи.

Взаимоотношения в семье регулировались строгими правилами, так что для

истинной близости не оставалось места. Мы умели быть обаятельными, умели

нравиться, но все это было обманом; проклятая злоба проглядывала сквозь

маску и вырывалась наружу при малейшей провокации.п

оМне, однако, посчастливилось. Человек, оказавшийся настоящим другом,

убедил меня обратиться за помощью к психологу. Вред моему характеру уже

нанесен и я не могу изменить своего прошлого, но зато у меня есть выбор,

о котором я раньше и не подозревал. Теперь я умею распознавать свою зло

бу и знаю ее причину; я не позволяю злобе овладеть мной. Иногда мне это

удается.п

оХотя много времени было упущено, все же я не опоздал. У моего сына перспективы еще лучше. Он также несет тяжелое семейное наследство, но зато он молод и у него есть отец, который понимает все и готов помочь. Конечно, будет нелегко. Позади годы напряженности в отношениях, годы страха друг перед другом. Все это нам предстоит преодолетьп.

оВремя моего отца прошло. Он оставил на мне свой отпечаток, передал мне свою боль и ушел из этого мира. как ни печально это признавать, но я почти не жалею о немп.

Из размышлений Регейни мы видим, что черты скрытого наследства можно обнаружить даже спустя много лет. Это дает свободу, открывает новые, неизвестные ранее возможности. Анализируя «наследие предков», мы начинаем понимать, что унаследованный нами метод обуздания нежелательных эмоций лишь один из множества возможных. Работая над собой, можно научиться справляться со своим гневом иначе, более эффективно и безболезненно.

Всякий раз, когда встает необходимость примириться со «скрытым наследством», в первую очередь нужно осознать сам факт того, что вы унаследовали чтото от своих предков. В этом поможет откровенная самооценка. Когда вы подсознательно избираете тот или иной способ поведения, это означает, что вы либо просто не осознаете, что делаете, либо не подозреваете, что можно поступить както подругому. Таким образом, у вас нет возможности вести себя иначе. Но как только ваш выбор станет осознанным, такая возможность появится: вы поймете собственную стратегию поведения и то, чем она продиктована.

Для начала можно задать себе такой вопрос: «Я собираюсь поступить, как мне хочется или как указано, но ведь я еще не знал, что могу поступить подругому?»

Можно начать поиск «скрытого наследства» с изучения неоконченных дел своей жизни. Неоконченные дела следует понимать буквально, как замыслы, оставшиеся незавершенными, прерванные взаимоотношения и т.п. Верный признак, по которому можно найти прошлые неоконченные дела это чувство, которое сопутствует тому или иному воспоминанию. Из множества событий вашей жизни некоторые вы оцениваете как хорошие, другие как плохие. Неоконченные не относятся ни к тем, ни к другим. Независимо от эмоциональной окраски, эти события оставили ощущение незавершенности.

Приведу пример. Допустим, будучи подростком, вы влюбились, но постеснялись признаться. Допустим теперь, что с тех пор никто не тронул вашего сердца так, как эта первая любовь. Всякий раз, вспоминая о ней, вы вздыхаете о несбывшемся. При этом возникает сильная эмоциональная реакция, выводящая вас из равновесия.

Теперь вообразите себе ту же ситуацию, но, допустим, вы открыли свои чувства предмету вашей любви. Возможно, вы получили решительный отказ; возможно, у вас начался бурный роман. И в том, и в другом случае вы последовали за своими чувствами и пришли к логическому концу. Вспоминая сейчас о своем юношеском увлечении об отказе или о взаимности вы не испытываете ощущения незавершенности. Эта история уже не выводит вас из равновесия: что было, то было, дело сделано. Вы не мучаетесь сомнениями типа: «А что было бы, если бы...»

Значит, неоконченные дела относятся к таким, которые еще не улеглись в душе, не нашли себе покоя. Вам кажется, что многое осталось недосказанным или недоделанным; или напротив, вы сказали и сделали много лишнего. Каким бы ни было неоконченное дело конкретно, задайте себе вопросы: «Чего бы мне хотелось вместо того, что произошло? О каких своих поступках я сожалею? Какие считаю правильными? О каких чужих поступках я сожалею?». Ответ на эти вопросы подскажет вам, как уладить «неоконченное дело».

Вы не можете вернуться в прошлое и изменить его, но свои пожелания относительно прошлых событий вы можете учесть в своих теперешних поступках и, таким образом, постепенно простить себе и другим совершенные ошибки.

Если вы ненавидите себя изза прошлых поступков, это потому, что вы не умеете отделить свое сегодняшнее «я» от своих тогдашних действий.

Работая над «неоконченными делами», вы извлечете полезный опыт из «плохих» событий: вы научитесь воспринимать себя не как участника, а как некое лицо, осуждающее со стороны неправильные поступки именно поступки, а не совершающего их человека! Вы убедитесь, что теперь вы уже не тот, кто способен так себя вести. Вы сможете правильно оценить себя такого, каким стали, и простить себя такого, каким были.

Неоконченные дела часто бывают связаны с тем скрытым и нежелательным наследством, которое мы получили от своей семьи. Будет нелишним снова совершить «экспедицию в прошлое» и посмотреть, какие существенные события происходили с вами в ранние годы жизни. Если вы не отметили ничего, связанного с семьей, задайте себе несколько вопросов. Не осталось ли у вас какихлибо неоконченных дел с членами вашей семьи? Если так, то какого рода эти дела? что вы оставили недосказанным, недоделанным, или напротив, в чем переборщили? Что вы хотели бы изменить, если бы только это было в ваших силах?

Неоконченные дела с членами семьи, их смысл и содержание, часто дают подсказку о «скрытом наследстве». Ответы на предложенные вопросы помогут вам уладить неоконченные дела. Вероятно, для этого придется мысленно вернуться в прошлое, чтобы встретиться с кемто из родственников и завершить в своем воображении то, что невозможно завершить сейчас.

Не всякое неоконченное дело связано с чувствами стыда, боли или страха. Иногда речь идет о счастливых моментах, когда вам предлагали любовь, красоту, духовное богатство, но вы почемуто не поняли этого. А значит, в одних случаях работа над неоконченными делами состоит в принятии, прощении и изменении старых способов поведения, тогда как в других случаях, напротив, вы вернетесь к той радости, которая была доступна вам прежде.

Примирение с семейным наследием это лишь один из частных случаев примирения со своим прошлым. Все то, что было когдато и до сих пор не пришло к логическому завершению, не улеглось в душе, я называю «призраками прошлого.»

В мифах и легендах все призраки имеют ряд сходных черт: их трудно увидеть, они пугают и преследуют людей. «Призраки прошлого», т.е. не дающие покоя воспоминания, имеют все те же свойства. При этом память о травмирующих событиях оказывает на нас такое же сильное влияние, как и усвоенное с детства «семейное наследие».

В поисках неоконченных дел, связанных с травмирующими событиями, поступайте как и в предыдущем исследовании, когда искали семейные неоконченные дела. Основной критерий тот же: когда вы сосредотачиваетесь на незавершенном событии, у вас проявляется сильная, выводящая из равновесия эмоциональная реакция, знак того, что вы не примирились с тем, что произошло. Способы примирения с призраками прошлого так же разнообразны, как и события, давшие начало этим призракам; во всех случаях, однако, придется уделить внимание тому неоконченному делу, которое не дает вам покоя. То, что произошло давно, в глубине души продолжает волновать вас.

Если, к примеру, вас преследует память о давно умершем человеке, вам придется найти способ искренне выразить свое доброе отношение к нему, и только после этого вы сможете обрести покой. Другими словами, призраки исходят из той части нашей памяти, где осталось нечто до сих пор нам не безразличное, где затронута и выведена из равновесия та часть нашей личности, которая умеет заботиться и любить.

В данной ситуации вернуться к равновесию, или примириться с «призраками прошлого», значит противопоставить эту любящую часть вашей личности каким бы то ни было темным призракам, не выходящим у вас из памяти.

Мы ощущаем присутствие как преследование в том случае, когда это присутствие нежелательно; но как только мы найдем способ дружески приветствовать незваного гостя, он перестанет нас преследовать, пугать и выводить из равновесия.

Одна из причин такой высокой популярности Мемориала вьетнамским ветеранам в Вашингтоне как у самих ветеранов, так и у всех остальных американцев, в том, что он предоставляет уникальную санкционированную обществом возможность встретиться с «призраками войны». Стена создает обстановку, в которой можно: 1) оплакать все, что должно быть оплакано; 2) обратиться памятью к трагическим событиям; 3) ощутить присутствие погибших и мысленно беседовать с ними. Мемориал стал самым лучшим в Америке местом для примирения с «призраками прошлого».

Для большого внутреннего труда требуется честность, терпение и смелость. Но только он может снять с вас тяжелое бремя, возродить цель жизни и вернуть любовь.

Однажды в группе, с которой я работал, был задан вопрос. Его задал ветеран, впервые за многие годы начавший рассказывать о своих военных воспоминаниях и «призраках прошлого». Снова и снова переживая волны гнева, жалости, стыда и горя, он выбился из сил. Вопрос его был совсем простым: «Сколько? Сколько вот так продолжать, чтобы стало легче?»

Другой ветеран очень опытный и очень добрый человек, мой главный помощник в создании групп поддержки, Д. К. Хатчинсон ответил ему: «Пока не устанешь».

Эта простая фраза содержит главную идею «примирения с призраками прошлого». Поскольку то, что было, не изменить, единственное место, где могут произойти перемены это душа человека, его отношение к прошлому. Для этого необходимо в первую очередь изменить свое отношение к жизни вообще – «устать» держаться за старую привычку обвинять других и себя в случившемся, отказаться от стереотипа, на котором вы «зациклились».

Человек, запутавшийся в неразрешимых с виду проблемах, может освобо

диться только одним способом не отождествлять себя с тем, у кого есть

эти проблемы, перестать им быть,

Чтобы исцелиться, нужно уметь поновому взглянуть на смысл того, что было раньше, того, что происходит сейчас, и того, что может случиться в будущем. Когда мы находим этот новый смысл, он до такой степени меняет наше самоощущение, что вслед за этим и наши взаимоотношения с миром становятся совершенно другими.

И тогда мы можем смело сказать, что больше не отождествляем себя с тем, у кого были эти мучительные и неразрешимые проблемы, что «тот человек» устал от своего прежнего отношения к миру и нашел в своей жизни новый смысл, который и позволил ему измениться к лучшему.

10. Труд, приносящий самоуважение.

Наше уважение к комулибо означает, что мы высоко ставим личность

этого человека. Мы прислушиваемся к его точке зрения. Мы считаем его жизнь драгоценной. Если же мы находим человека недостойным нашего уважения, то ведем себя иначе: его точку зрения всеми силами игнорируем, а жизнь его не ценим.

Очень важны те критерии, которыми мы определяем, стоит или не стоит данного человека уважать: от них зависит наше отношение к окружающим людям.

Война очень яркий, доведенный до крайности пример того, как целые нации проявляют активное неуважение к правам друг друга: как только принято решение о начале войны, противная сторона объявляется «врагом» и более не воспринимается как полноценная, подобная нам часть человечества. Мы не желаем считаться ос ними», не признаем их точку зрения и не ценим их жизнь. Неуважение выплескивается, и неизбежным результатом бывает боль и страдание. Для тех, кто видел войну и другие немыслимые трагедии, человеческая способность не уважать себе подобных кажется куда более реальной и ощутимой, чем способность к уважению. Вот как, к примеру, выразил эту мысль один знакомый мне вьетнамский ветеран: «Я видел гибель друзей и хладнокровный подсчет потерь, словно после футбольного матча; мне долго морочили голову призывом «убивать красных во имя Христа», а по возвращении я узнал, что о войне говорили и писали сплошную ложь; врачи лишь пичкали меня таблетками и советовали «быть как все».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Как жить после психической травмы

На сайте allrefs.net читайте: "Как жить после психической травмы"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вспышки ярости

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Как повысить устойчивость к болезням
Попробуем разобраться, почему вам так важно повысить свою устойчи вость к болезням, т.е. принять меры для укрепления своей иммунной систе мы. Существует зависимость между уровнем

Сны о войне
Во все эпохи бывшим бойцам снилась война. Если тяжелый сон о войне посетит вас в период стресса или болезни, это в целом нормально и особого беспокойства вызывать не должно. Но если тревожные снови

Непрошеные воспоминания
Когда человека посещают окинокадры из прошлогоп яркие переживания, не связанные с настоящим моментом, это говорит о серьезной утрате равновесия. Нечто, имевшее место довольно давно, настолько захва

Как мне после этого найти хотя бы чтото достойное уважения?п
Уважение к человеку, идеалу или чему угодно еще возникает, когда оно связано с чемто для нас важным, ценным и любимым. Чувство уважения очень трудно сохранить в обстановке, где тотальное неуважение

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги