Реферат Курсовая Конспект
Самостоятельная работа. - раздел Психология, ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППЫ Да, Да, Мы Не Ошиблись, Это Еще Один Пятый Пункт. И Не В Том Дело, Что У Авто...
|
Да, да, мы не ошиблись, это еще один пятый пункт. И не в том дело, что у авторов комплекс по части пятых пунктов. Просто, как несложно заметить, он логично вытекает из 4-го, правда, в другую сторону, ибо речь в нем уже не о лидере, а о бунтаре, который после "событий" начинает жить своей жизнью. Причем, как минимум, с представлением, чего и как ему бы не хотелось делать. Приобретенной же квалификации вполне хватает для того, чтобы попробовать повести (или создать) клуб самому.
Известный советский драматург В.Кетлинская справедливо заметила, что "память все идеализирует". Восстановлению добрых отношений с бывшим лидером способствует также отрезвление от бунта, а в детских клубах - еще и взросление бунтовщиков . Как правило, и жизнь показывает, что период ученичества дал много хорошего. Стабилизация положительной величины авторитета бывшего лидера происходит через 2-5 лет после бунта.
Все вышеописанное было сказано для того, чтобы показать, почему в клубах, где происходит развитие критического мышления их членов, необходим выпуск "стариков".
Своевременный выпуск - своего рода искусство. Каковы требования к нему?
1. Он должен произойти до начала бунта, но не слишком рано, иначе клуб не в полной мере выполнит свою воспитательную или развивающую задачу.
2. Моральная травма при этом должна быть минимальной (это возможно в случае, когда убедить выпускника в необходимости его ухода удается).
3. Для уменьшения психологического стресса желательно предложить выпускнику пути дальнейшего развития его личности (участие в группе более высокого уровня, специализацию, создание собственного клуба).
Какова главная психологическая трудность выпуска для руководителя? Расставаться приходится с самым любимым, самым квалифицированным, самым необходимым в клубе человеком. Именно эти соображения приводят к оттягиванию момента прощания до тех пор, пока поезд не уходит.
Форма выпуска может быть различной - от ухода "старика" "по-английски", не прощаясь, до торжественного роспуска всего клуба. В некоторых клубах (например, свердловском, по тем временам, детском клубе "Каравелла") это имело вид напутствия выпускников перед строем, под барабанный бой, с дальнейшим запретом появления в клубе без особого приглашения.
Некоторые руководители практикуют весьма своеобразный способ избавления от выпускника. Лидер вступает с ним в конфликт, в котором он, лидер, заведомо неправ. В этом случае у выпускника не возникает мысли (ибо нет причин) вернуться к учителю с покаянием. А просто прийти не позволяет гордость, чувство собственного достоинства (что, отчасти, также является продуктом клубного воспитания). Метод этот представляется хотя и действенным, но менее корректным, так как в основе его лежит несправедливость и лицемерие. Все же знание его необходимо для анализа такого рода конфликтов, которые в случае правильной
оценки сразу перестают быть загадочными. Этот способ выпуска
"хорош" тем, что по-своему менее "энергоемок": руководителю не
надо уговаривать выпускника уйти или готовить сложное ритуальное действо. Все свершается быстро, "в рабочем порядке". Метод этот присущ, в основном, стареющему клубу, где лидер старается экономить силы на "второстепенных" (как ему представляется) вещах, чтобы сохранить их для "основной" работы.
Сами формы выпусков также бывают различны. Это либо "штучный" выпуск, либо роспуск, когда из клуба уходят большинство его активных, зрелых членов, после чего оставшиеся составляют нежизнеспособную группу. Для продолжения деятельности необходим новый набор, а это уже, как мы говорили, другие люди, другая стилистика отношений; они нуждаются в своем названии, своих традициях, атрибутах. Фактически это уже другой клуб.
От чего зависит тип выпуска? В огромной степени - от системы взаимоотношений в клубной группе. Можно говорить о двух моделях - "Трамвай" и "Кино".
Первая из них соответствует клубу с авторитарной системой отношений, когда наиболее сильны связи по линиям "член клуба - руководитель", а связи "член клуба - член клуба" сравнительно слабы. В этом случае социальное развитие новичка идет по индивидуальному "графику" и, начавшись в момент его появления в клубе, достигает стадии низвержения авторитета в свой срок. Такой "старичок" нуждается в индивидуальном выпуске. Это похоже на трамвай: едут пятьдесят, двое вошло, трое вышло. Где-то будет конечная, когда сойдут все, но не скоро.
Модель "Кино" соответствует коллективу с демократической системой отношений и руководства. В нем наиболее сильны связи между рядовыми членами, и социальное развитие происходит более или менее синхронно у всего ядра. Особенно наблюдается это явление в клубах, где произошел большой одновременный набор новичков. Начиная с какого-то времени после этого (года через полтора - два) вновь пришедшему становится трудно войти на равных в сплоченную, претерпевшую значительное социальное развитие, компанию. Она поневоле обретает черты замкнутости, но этот недостаток с лихвой компенсируется более высоким социаль-
ным уровнем выпускника самоуправляемого клуба, где многие решения принимаются всем сообществом, причем, даже как бы без руководителя, который демонстративно (из педагогических соображений) держится в стороне. Речь идет о социальной квалификации развитого коллектива, когда попавший в него новичок чувствует себя неловко, не умея еще так работать, убеждать, организовывать, как умеет это любой другой, пришедший ранее. (В этом случае речь должна идти не об элитарности, когда члены группы ставят себя выше не-членов, а об элитности, то есть более высоком уровне подготовки и развития, позволяющем решать достаточно сложные и специфические задачи.)
Такая группа почти одновременно для всех членов ядра исчерпывает возможность клуба в деле развития личности. Наступает момент группового выпуска, то есть роспуска клуба. Сеанс кино кончается. Все, кто не спит, уходят.
Являясь бывшими советскими людьми, коим, как никому в мире, присуще резонерство, чтобы не нарушать традиций прошлого, скажем итоговую фразу. Владея приемами выпуска, можно успешнее решать проблему смены поколений в клубе. Кроме того, как уже было показано, вопрос выпуска может становиться вопросом жиэни и смерти группы, и грамотно разбираться в нем нелишне любому уважающему себя практику.
VIII. О СОГЛАСОВАННОМ ДВИЖЕНИИ В ПОЛЕ ПРИТЯЖЕНИЯ
И ПОМАЛКИВАНИИ В ПОЛЕ ОТТАЛКИВАНИЯ.
Сначала о приятном. Речь пойдет об осмыслении практического опыта объединения генетически разнотипных клубов в некую систему (назовем ее словом "система" и условимся, что в пределах этой главы никаких других значений, кроме нижепредложенного, мы этому слову придавать не будем).
Зачем нужна система, что она делает? Представим себе дворец пионеров, где несколько симпатичных кружководов конфликтуют с несимпатичным начальством (каждый за себя), пытаясь отвоевать свободу действий, выбить оборудование, помещение получше и финансов побольше; в конце концов, защитить свою честь. В случае, если они покажутся симпатичными не только читателю или самим себе, но и друг другу, кому-либо из них может прийти в голову идея образования неформальной группы внутри формальной (штатов дворца) с целью объединения усилий и возможностей. Буде же при этом они заключают серию джентльменских соглашений (см. ниже), то в результате не теряют ничего, а приобретают многое. Что именно?
Во-первых, большую, нежели ранее, свободу действий, вплоть до автономии (так, реальная группа кружководов одного из домов пионеров Украины образовала экспериментальный отдел со своим руководителем, имеющим солидные полномочия, - конечно, при попустительстве симпатичных деятелей местного наробраза).
Во-вторых, лучшую, нежели прежде, материальную базу (разумеется, дом пионеров богаче не стал, но "самостийный" отдел, завязав отношения с Фондом социальных изобретений, комсомольскими хозрасчетными объединениями, прогрессивными (идейно) кооперативами, склонными к благотворительности, обрел нужное количество меценатов и спонсоров. А некоторая финансовая автономия и собственный счет в банке позволили вести независимую хозрасчетную деятельность. Кстати, система оказалась более рентабельной, чем ее слагаемые в воображаемой сумме: ведь частью оборудования можно пользоваться совместно (по очереди или хором - чем и как удобно) и не делать лишних затрат.
В-третьих (в данном случае это оказалось не так важно, но для кого-то может иметь решающее значение), это может облегчить легализацию того или иного клуба.
В-четвертых, происходит взаимообогащение внешними контактами и внутренним опытом (обмен связями, так же как и идеями, продуктивней обмена яблоками).
В-пятых, облегчается возможность суммирования усилий (например, рытье хозрасчетной траншеи соединенными штатами всех групп системы).
В-шестых, заметно смягчение проблемы выпуска "стариков" (имея информацию о других клубах и людях системы, выпускник может заранее произвести "прицеливание", а в рамках совместных действий и "пристрелку" - и в нужный момент "выстрелиться" не в пустоту, а в другой клуб, где он вступит в новую фазу своего развития).
В-седьмых, становится возможным некоторое продление жизни самих клубов системы, благодаря обмену идеями, методами, кадрами, всяческим взаимным демпфированием и пр.
Наверное, что-то - в-восьмых, в-девятых и т,д.
В принципе, не обязательно образовывать неформальную группу руководителей внутри чего-то. Можно и на пустом месте. Не обязательно ее легализовывать, формализовать, но у оптимально формализованной системы больше возможностей. Важно построить горизонтальную структуру системных связей, как внутреннюю, так и внешнюю. Такая социальная структура, будучи демократичной, лучше отвечает задачам системы. По аналогии с деревом, можно назвать ее "корневой" с намеком на упрочение положения системы в обществе.
Итак, система - это добровольное объединение клубов (групп) с целью обеспечения максимальных возможностей их деятельности.
Основой системы является КРК - клуб руководителей клубов. Это неформальная группа производственного (или функционерского, если угодно) типа, чья задача - развитие имеющихся клубов и создание новых, а цель - возможно большая независимость каждого из них (и материальная, и идеологическая) как от внеш-
него мира, так и, как ни странно, от самой системы.
КРК - важнейший ее элемент. Он, как и всякий клуб, может иметь ядро, актив и прочие сферы (см. гл.II). Распоряжаясь благами и влияя на судьбы, КРК вынужден иметь институт членства. Ядро его, будучи производственной группой по сути, должно состоять из хорошо знакомых друг с другом людей, между которыми существует гласная или негласная договоренность о граничных условиях морали. Именно на их знании друг друга и взаимном доверии строится свобода системы клубов. Выше совместно установленной моральной планки непременно должна быть взаимная (основанная на том самом доверии) терпимость к иным ценностям, установкам, методам, стилям, характерам и привычкам.
Ядро, будучи ценностно более строго выстроено, нежели остальная часть КРК, обладает дополнительными полномочиями наподобие учредительских.
В любом случае, клуб представлен в КРК своим руководителем, при смене которого пересматривается само членство клуба в системе. Член КРК отвечает за результаты деятельности своего клуба.
Вышеупомянутый пакет джентльменских соглашений членов КРК, кроме, как уже понятно, уговора об уровне моральной планки, содержит следующую конкретизацию.
Член КРК отдает себе отчет о своей ответственности перед Законом и системой. Остальные члены, оказав ему доверие быть равным среди них, считают, что он должен отвечать лишь, как говорится, перед Богом и собственной совестью.
Член КРК является хозяином своей " территории". "Территория" - это помещение его клуба, иное базовое пространство (бивак, концертная сцена, площадка трудового лагеря, плантация, на которой работает клуб), материальные ценности, формальный статус клуба, служебная должность его руководителя. В случае, когда клуб по договоренности пользуется общим помещением или оборудованием, объявляется их "экстерриториальность", при которой в течение обусловленного периода они являются частью "территории" клуба - пользователя.
В любом случае посягательство на суверенитет соседнего клуба недопустимо. Все, что происходит на его территории, считается происходящим по воле его руководителя. Максимум вмешательства - постановка его в известность о происходящем.
Пример:
- Коллега, у тебя в клубе светопреставление!
- Знаю.
Конец диалога.
Внешние обстоятельства могут внести свои поправки в этот идеализированный вариант. Тогда возможен -
Пример N2 (лидер КРК обращается к руководителю клуба):
- Коллега, из райотдела милиции сообщили, что видели через окно светопреставление в твоем клубе.
- Ну и что?
- Если сообщат в горотдел, учти, у меня там знакомых нет, я ни тебя, ни всех нас вытащить не смогу.
- Хорошо, я повешу шторы.
Конец диалога.
Вариант более реалистичный -
Пример N3 (тоже разговор руководителя системы с руководителем клуба):
- Коллега, у тебя в клубе смертельная опасность!
- Где?!!
- Паяльники на 220 вольт, а положено на 36.
- Знаю.
- Но завтра комиссия по ТБ из области!
- Хорошо, повешу на розетки таблички "24 В".
Конец диалога.
Разумеется, члены КРК данной системы заслуживают самого сурового порицания за игнорирование правил техники безопасности, но сейчас речь о важнейшем условии существования системы - независимости клубов.
Добавить к этому можно разве что принцип недопустимости ревности клубов друг к другу (к их успехам, переходу людей из одного в другой и т.п.).
Система, разумеется, не вечна, как и клубы, ее составляющие. Причем периоды перезревания частей и целого могут не совпадать. Какие-то клубы отомрут, а система еще будет действовать. Система состарится, а некоторые ее части будут в расцвете сил.
Каковы же признаки приближения финала?
1. Прежде всего, старение самого КРК (см. гл.VI).
2. Увеличение числа элементов системы до количества, когда координировать, снабжать, защищать их из единого центра становится несподручно. Эмпирически установлено, что чувство дискомфорта возникает в окрестностях числа 12. Диалектично, что рост числа клубов системы является одной из главных ее целей. Наиболее предпочтительным представляется вариант, когда система растет не за счет кооптации готовых клубов, а за счет создания новых. При этом членом КРК может стать человек, еще не имеющий клуба, но на которого система будет работать, помогая этот клуб создать.
3. Наличие внутри системы явственно ощущаемого ядра новой системы (или систем, или хотя бы клуба), которая останется после распада данной, либо фактически уже возникла и ведет параллельное существование. Благо, если такое ядро оформилось в результате обсуждения, заключения новой серии договоров и т.п. То есть, готов ответ на вопрос: "А что будет вместо (после) этой системы?"
К сожалению, в реальной жизни систем гораздо меньше, нежели явлений обратного порядка [18].
Существование в ограниченном пространстве нескольких родственных (по интересам), но альтернативных (по своим параметрам) клубов решает одни проблемы, но способно породить другие. В частности, проблемы взаимоотношений между соседними клубами. Соседними в данном случае мы условимся считать те из них, к числу желанных завсегдатаев которых (например, членов) принадлежат одни и те же люди.
Нередко новый клуб возникает в результате деления более старого. Этот болезненный процесс не всегда осознается как естественный и закономерный акт размножения, но чаще (в силу возникающих при этом межличностных коллизий) как раскол.
Если же альтернативный клуб возникает самостоятельно, возможна следующая цепочка событий: взаимный интерес клубов - тяготение - тесное контактирование (вплоть до слияния) - возникновение конфликтов (чаще между лидерами) - вражда, напоминающая последствия раскола.
В глазах клубного поколения, ставшего свидетелем рождения конфликта, враждебное отношение к лидерам соседнего клуба является естественным следствием происшедшего. Следующее поколение уже принимает это как данность, нечто вроде одной из традиционных клубных легенд.
Как известно, взаимодействие клубов бывает двух разновидностей: сотрудничество и конфликт. Причем, что очень важно, если уровень сотрудничества обуславливается степенью участия обоих клубов, то на глубину конфликта может влиять каждый клуб в отдельности.
Бесконфликтности можно ожидать при выполнении следующих условий:
1. Вопрос о том, в каком из мероприятий, проводимых соседними клубами одновременно, участвовать, решает сам участник (в крайнем случае, руководство клуба может обратиться только с просьбой и только к нему, но не к руководству соседнего клуба).
2. Участие в мероприятиях соседей безоговорочно признается уважительной причиной для неучастия в своих.
3. Участие в нескольких клубах одновременно приветствуется как залог разностороннего и гармоничного развития.
4. Последующий выбор одного из клубов трактуется как целеустремленность и приветствуется не меньше (считается, что один из клубов может быть интереснее другого, причем такие параметры как численность, официальность, престижность, оснащенность здесь значения не имеют).
Возникновение в одном из клубов мнения, что сотрудничество неравноправно, чревато конфликтом.
Признаки конфликта (по мере его разрастания) можно попытаться представить следующим образом:
1. В сфере общения клуба соседний не упоминается; личных каналов связей между ними нет.
2. Соседний клуб упоминается в узком кругу тех, кто был свидетелем начала конфликта.
3. Круг заметно расширяется.
4. Обсуждение поведения соседей становится в порядке вещей. Следующая стадия наступает, если появляются каналы информации между клубами, практикуются посещения соседей и (или) участие в мероприятиях, где возможны контакты между членами обеих групп, в результате чего начинаются переходы из клуба в клуб. На этом этапе признаки могут иметь следующий вид:
5. Факты совместительства и перехода осуждаются хотя бы в одном из клубов.
6. Возникает конфликт мнений о том, какой из клубов вправе считать совместителя (перебежчика) своим.
7. Один клуб требует от другого освободить совместителя от участия в каких-либо мероприятиях.
8. Критика перехода или совместительства обосновывается неправильностью политики соседей.
9. Один из клубов требует отказать совместителю в любезности (вернуть перебежчика).
10. Действия соседнего клуба обсуждаются в самых широких кругах.
11.Действия соседей обсуждаются с людьми, ведающими деятельностью клубов.
12. Мнения о соседнем клубе направляются в официальные инстанции на предмет "принятия мер".
Конфликт может начаться с любого этапа и на любом уровне остановиться и зафиксироваться - все зависит от терпимости более активного клуба. Переход на низший уровень возможен при ослаблении взаимодействия групп - естественного (при снижении активности стареющего клуба) или искусственного. В последнем случае можно рекомендовать клубу следующие меры:
1. Отказаться от мероприятий, где возможны случаи встречи с соседями.
2. Отказаться от людей, которых соседи считают своими; переход в соседний клуб сопроводить запретом на посещение своего.
3. Объявить соседний клуб запретной темой для разговоров, а информацию о нем - тайной.
Совокупность этих мер можно условно назвать стратегией уклонения от конфликта.
Что касается тактики уклонения, она может быть различной, в зависимости от причин, породивших конфликт.
Довольно распространена следующая ситуация. Некий клуб является единственным, представляющим данный интерес в данном городе. Все люди и все лавры достаются ему. В случае возникновения альтернативного приходится все делить с ним (в том числе и сферу влияния, и успех, и славу). Как правило, второй, будучи моложе и учитывая негативный опыт старшего собрата, становится сильнее и эффективнее его. Не имея возможности выиграть в рабочем порядке, старый клуб выбирает политику устранения конкурента с целью вернуть свою уникальность.
Во многих случаях к этому может примешиваться, а может и отдельно существовать (и также становиться причиной конфликта) обычная ревность.
Но интересно, что зачастую коллизии происходят в рамках гуманистического мировоззрения, и поводы для них носят резко позитивный идеологический характер. При этом особенности методов, уклада жизни соседнего клуба, вследствие нетерпимости и фанатичности инициаторов конфликта, сильно преувеличиваются и возводятся в ранг проявлений враждебной идеологии, подрывной деятельности и т.п. Ими могут быть применение ненадежных способов страховки в туризме ("удавка" вместо "рыбацкого штыка"), употребление вредных продуктов питания (жирного мяса), перекос в сторону спорта или, напротив, игнорирование его в спектре занятий соседнего клуба ("мы не будем растить интеллигентов с длинными пальцами!"), нарушение техники безопасности (доверяют электродрель третьекласснику), обвинения в национализме (поют народные песни) или в космополитизме ( не поют), осквернение революционных традиций (неправильно завязывают пионерский галстук) - короче, все, что угодно.
Действительно, существует немало людей (и в числе клубных лидеров процент их заметен), уверенных в правоте своих позиций, истинности и объективности оценок, и нетерпимых к явлениям, по их мнению, вредным. Борьбу со злом, носителем которого является соседний клуб, они считают важнейшим делом. В этом случае, как правило, вырабатываются следующие критерии победы в конфликте:
1. Переход всех симпатичных людей из соседнего клуба в клуб-победитель.
2. Отсутствие обратных переходов.
3. Изменение деятельности соседнего клуба в "правильную" сторону или прекращение его существования.
Углубление конфликта ограничено только моральной оправданностью средств, с помощью которых ведется борьба. Существуют лидеры, считающие, что благородная цель (а свою цель они оценивают только так) оправдывает любые средства.
Опыт цивилизации, который мы, кажется, начинаем усваивать, показывает, что гораздо лучше, будучи непреклонным во взглядах и бескомпромиссным в клубной политике, считать свои оценки субъективными и уважать чужое мнение как свое собственное. Для носителей таких взглядов главной задачей является со-
зидание, а борьба предполагается исключительно в крайнем случае защиты своего клубного детища. Частности, упомянутые выше в качестве поводов для конфликта, не возводятся в ранг нравственных и не являются причинами, способными породить конфликт. Победой считается только ликвидация конфликта, а наличие его (даже если налицо все вышеупомянутые признаки "победы") приравнивается к поражению.
Между клубами, представляющими первую позицию, как правило, возникает борьба. От клубов, исповедующих второй вариант, можно ожидать сотрудничества.
Во всяком случае, имея критерии оценки особенностей нравственных позиций и состояния взаимоотношений клубов, можно более успешно строить внешнюю политику группы, не желающей оказаться в изоляции от других.
IX. ОБ ОДНОЙ СТАРОЙ МЕТОДИКЕ,
К СОЖАЛЕНИЮ, НЕДОСТАТОЧНО ИЗВЕСТНОЙ,
ЧТОБЫ БЫТЬ ЗАБЫТОЙ.
Неформальные группы в силу своих особенностей становятся сферой раскрытия не только самых неожиданных способностей человека, но и самых разных черт его характера, "полем боя" различных систем мировоззрения, норм морали, иногда взаимонеприемлемых, хотя все они могут находиться в традиционных, с точки зрения общества, рамках.
Считается бесспорным, что клубу присущи воспитательные функции - в той или иной степени, в зависимости от социально-психологического (ценностно-ориентационного) типа клубной группы, от ее целей и задач. Однако в большинстве клубов, где критерии нравственности не строже общепринятых, воспитательный эффект собственно группы бывает исчезающе мал. Нельзя сказать, что это плохо, так как данный тип ее не предназначен для решения педагогической задачи; у него свои благородные цели, и в своем роде он незаменим.
Но в некоторых группах, особенно в коллективе, критерии морального плана, являясь важнейшими и, как правило, весьма строгими, выдвигают воспитательные задачи на первый план.
Психологи, в большинстве своем, сходятся на следующих трех цифрах (с небольшими отклонениями): 4; 10; 12.
Считается, что к четырем годам, в основном, складывается характер человека, к десяти формируется тип интеллекта, к двенадцати - система мировоззрения. Это значит, что после названного срока внести коррекцию в данную область значительно труднее, чем до. Перевоспитание подростка значительно более "энергоемко", нежели воспитание ребенка.
Работая со взрослыми, сложившимися людьми, даже воспитательные группы решают задачи не столько по перевоспитанию человека, сколько по "селекции" и "доводке". Это значит, что группа, имеющая жесткие критерии членства в нравственной области, способна создать неприемлемые условия для нравственно чуждого ей человека и, наоборот, вобрать в себя членов трех условных рангов:
1) "готовых", то есть, тех, чья личная мораль соответствует общегрупповой как по нормам, так и по уровню сознания;
2) "предрасположенных", чья мораль в целом непротиворечива групповой, но нуждается в коррекции и совершенствовании;
3) конформистов, чьи взгляды зависят от взглядов ближайшего окружения - в этом случае конформный член группы принимает ее мораль и, находясь в ее составе, действует в соответствии с ее установками.
Чаще всего в "воспитательном" коллективе, не осознающем себя таковым (а считающим себя функционерским, творческим, общенческим и т.д.), логика мотиваций имеет следующий вид:
- Мы собрались, чтобы работать (творить) на благо людей, ради их нравственного совершенствования (вариант: "Мы собрались ради общения с целью своего нравственного совершенствования"). Поэтому в наших рядах не должно быть людей аморальных, с нашей точки зрения.
Однако ориентация на, якобы, главную деловую (творческую) задачу (правда, на нравственной основе) на самом деле ничего не меняет по сути, так как в результате главной всегда оказывается задача воспитательная.
Клубы различных типов из широкого спектра форм и методов работы выбирают каждый - свои, специфические. Из них наиболее привычными кажутся те, которые встречаются в профессиональной практике (репетиции, тренировки, занятия в мастерских, экспедиционные сборы, творческие дискуссии), а также те явления, к которым мы привыкли в общественной жизни (авторитарный или, напротив, либеральный стиль руководства, пассивность "рядовых" участников, конфликты).
Методы же создания и формы работы коллектива кажутся иногда экзотическими, но лишь потому, что задачи подобных групп до середины 80-х годов противоречили реальным установкам бюрократической системы общества, вследствие чего не поощрялись, не пропагандировались, не культивировались; сами такие группы были (и пока еще являются) большой редкостью. В последние годы потребность в коллективах и коллективистах резко растет, так как без их участия решение назревших проблем общества сильно затруднено, если не невозможно в принципе.
(Было бы интересно поразмыслить вот на какую тему: с одной стороны, тот пионерский "коллективизм", присущий недавней еще личине нашего общества, где личность долженствовала служить государству и "народу" (как будто сама она - не народ), - тот "коллективизм" в мировой практике себя как-то не оправдал. У нас же некоторые сопутствующие ему черты ментальности помогали человеку элементарно выжить "в миру". Теперь он, по идее, отойдет, отомрет как и все противоестественное. Его место, видимо, займет нечто иное, что мы условимся называть в этой книжке коллективизмом без кавычек и что воспевалось и воспевается даже современными писателями-романтиками, даже из развитых проклято-капиталистических стран. С другой стороны, в числе национальных наших черт не последнее место занимает так называемая соборность, которая в чем-то сродни коллективизму. К чему придет наше общество, что примет и что отвергнет, займет ли в нем свое место коллективизм без кавычек, понадобится ли та методика, о которой пойдет речь в этой главе? Мы надеемся, что - да.)
В "воспитательных" коллективах, как правило, делаются попытки решения следующих задач:
- создания развитой внутригрупповой демократической системы;
- обучения всего состава группы приемам организации (работы ли, жизни клуба); увеличения числа ситуативных лидеров;
- соблюдения чистоты рядов группы в моральном и психологическом плане; поддержания на максимально высоком уровне человеческих отношений в коллективе; критики чрезмерных личных
притязаний, высокомерия и чванства; сдерживания лидерских амбиций (вплоть до отторжения от группы членов с "наполеоновскими" или менторскими замашками);
- обеспечения высокой рабочей эффективности группы. Решение этих задач требует создания в клубе соответствую-
щего механизма. Такой механизм был создан группой ленинградских педагогов во главе с И.П.Ивановым (впоследствии, как всегда у нас, едва ли не на смертном одре, - академиком педнаук) в конце 50-х гг. в рамках разработанной или коммунарской методики [10 - 12; 27; 34 - 36].
Цели ее можно представить следующим образом:
1. Воспитание человека в духе коммунистической морали, коллективизма (если кого-то смущает слово "коммунистической", пусть успокоится, узнав, что методика, в принципе, не нуждается в политизации и зиждется на тех общечеловеческих ценностях, к которым пришла цивилизация к концу данного столетия; если же смущает и это словосочетание - своей неконкретностью, например, - то добавим, что имеются в виду ценности, связанные с "экологией человека", с проблемой выживания человека как индивида и человеества как вида; специфическая терминология и атрибутика коммунарства, являясь данью эпохе, сами по себе мало что определяют).
2. Выработка активной жизненной позиции, независимости мышления, самостоятельности; становление социальной состоятельности.
3. Развитие организаторских навыков, умения анализировать.
4. Раскрытие творческих способностей.
Основные отличительные особенности методики:
1. Формирование личности в процессе деятельности трудового коллектива.
2. Создание системы развитой демократии, самоуправления.
3. Поиск нетрадиционных, творческих форм работы, способов осуществления намеченных дел.
Остановимся подробнее на каждом из трех пунктов.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППЫ"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Самостоятельная работа.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов