Христианство.

Причина страдания.

Согласно христианству, причиной всех человечес­ких страданий является греховность человеческой природы, ослушание Бога. Человек виноват перед Богом исходно, именно по причине греха он приоб­рел все формы отчуждения в человеческих отноше­ниях, так же, как получил смерть, болезни и необ­ходимость тяжелого труда. Несчастная любовь — еще одно выражение вины и греха. При страстной привязанности к другому человек отворачивается, от Бога, которого он должен любить больше всего на свете, он творит кумира из простого смертного, отсюда и весь арсенал страданий. Таким образом, сама невротическая привязанность, не находящая ответа, — результат неверного душевного и жизненного пути, погружения в земное, ограниченное и несовершенное.

Смысл страдания.

Смысл страдания состоит в данном случае в том, чтобы напомнить человеку о порочности и тупиковости избранного направления. Вина перед Госпо­дом должна перекрыть и вытеснить те пылкие чув­ства, которые невротик питает к своему избранни­ку. Страдание сигнализирует, что надо переменить направление любви, обратить ее к вечному, а не к временному.

Кроме того, страдание может очищать душу от скверны, от избыточного эгоизма. Страдающий че­ловек способен быть по-христиански добр к окру­жающим, он сопереживает чужому страданию, жа­лея других людей.

И, наконец, душевное страдание может быть сво­его рода испытанием. Если ты не станешь роптать и жаловаться, проклинать Всевышнего и ниспослан­ную им судьбу, ты достоин высшей милости. Если же ты идешь по пути жалоб и проклятий — не обес­судь, страдания могут умножиться тысячекратно.

Решение психологической проблемы.

Решение этой проблемы, как и многих других, пролегает через обращенность к Богу. Здесь возмо­жен двойственный пафос: с одной стороны, пафос смирения, покорности высшей воле, которая вмес­то радости дает мучение, с другой — пафос отказа от чисто человеческих страстей и обращенности к вечному источнику любви — Христу. При выборе небесного, а не земного, чисто-человеческие пробле­мы отпадут сами собой, потеряют значение, и стра­дание уйдет, уступив место блаженству.