рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эзотерический взгляд.

Эзотерический взгляд. - раздел Психология, Бинтование Душевных ран Или психотерапия? Причина Страдания. Тупиковая Невротическая Привязанность, Изм...

Причина страдания.

Тупиковая невротическая привязанность, изма­тывающая в течение долгого времени силы челове­ка, может быть истолкована в рамках эзотеричес­кого подхода как кармический узел. Согласно это­му взгляду, в прошлом воплощении между людьми были острые, конфликтные отношения — зависть, ревность, или, напротив, страстная любовь, но тоже односторонняя. Возможно, нынешний любящий был тогда предметом обожания, но отверг чужое чув­ство сделал это грубо, бестактно, что и повлекло в новой жизни соответствующий опыт — опыт стра­дания от отвергнутой любви. Впрочем, карма нара­батывается все время, мы создаем линию необходи­мости в своей судьбе каждый день, каждым свобод­ным выбором, поэтому кармический узел вроде тяжелой невротической связи мог быть завязан и при наличной жизни. Такое толкование сближает эзотерический подход с обычным безрелигиозным психотерапевтическим в духе Э. Фромма и К. Хорни.

Смысл страдания.

Смысл переживаемого страдания состоит в данном случае в том, что это страдание являет собой урок. Эзотерика считает, что все трудности, удары, испытания, препятствия, которые портят нам жизнь, — это уроки, предназначенные для того, чтобы мы заду­мались: что мы делаем не так? В чем нарушаем мы закон космической нравственности, духовности, где уклоняемся от верного пути?

Урок для безнадежно влюбленного (влюбленной) может быть разным, и поэтому страдание может получать разный смысл. Урок этот может заклю­чаться в том, что не надо чересчур зависеть от кого бы то ни было, сколь совершенным этот человек ни казался бы.

Однако урок может состоять и в том, что не сто­ит настырно навязывать другому человеку своих же­ланий и своей воли, надо внимательно прислуши­ваться к ответу, устанавливать «обратную связь», только тогда есть шансы получить искомую гармо­нию. Если взаимности нет, от отношений следует отказаться, даже если они представляются «светом в окошке». Это не свет, а самообман.

Третий вариант урока — это вывод о том, что грубо отвергать чужие чувства, играть с ними в прятки и манипулировать душой другого — плохо, и делать так самому никогда нельзя.

Эзотерическое прочтение страдания как урока ориентирует мятущуюся душу на работу над собой, на конструктивную позицию.

Решение психологической проблемы.

Проблема может найти свое разрешение на пути внутренней перестройки, следующей за осмыслени­ем урока. Урок почти всегда содержит два основных ориентира: ориентир на гибкое, созерцательное, не­страстное отношение к действительности и ориен­тир на благоволение и доброжелательство. В рассмот­ренном нами конкретном случае развязывание кармического узла и исчезновение страдания тоже проистекает из способности влюбленного, во-первых, легче отнестись к ситуации, ослабить собственную хватку, а во-вторых, отпустить своего вольного-не­вольного мучителя с благожелательностью и проще­нием. Пафос прощения и отпускания от себя любых негативных ситуаций и людей, их породивших, а также прощения самого себя — главный нерв пре­одоления невротических ситуаций, построенных на древних эзотерических знаниях.

Я не берусь сравнивать здесь разные мировоззренческие установки, способствующие психотера­пии, не стану давать им оценки и выдвигать ка­кую-либо на первый план. Лично мне кажется, что позиция, при которой можно простить себя, лучше способствует выздоровлению невротика, чем пози­ция, предполагающая усиленное чувство вины пе­ред Богом. Однако каждый человек выбирает здесь сам. Глубоко верующему христианину могут в наибольшей степени помогать именно христианские установки. Вдохновляясь ими, он может преодолеть личные психологические трудности, успешно выйти из кризиса, депрессии, тупика. В то же время человек других взглядов выберет для себя иной, более соответствующий его убеждениям подход. Главное, что перечисленные нами взгляды так же, как и другие мировоззренческие установки, всегда есть в культуре, позволяя страждущей душе получить необходимую опору.

Третий фактор предлагает потенциальным па­циентам разные методики для работы с собствен­ным сознанием, а точнее — с собственным внутрен­ним миром. С ее помощью человек может самоиз­лечиться, самовосстановиться, побороть тревогу и тоску. Человек может быть сам себе психотерапев­том по одной простой причине, открытой в XX веке таким направлением в изучении сознания, как фе­номенология: он, человек, сам приписывает всему смыслы.

Как показала феноменология, с которой тесно связаны многие направления современной психо­терапии, смысл не равен ни вещи, ни образу вещи, ни обстоятельствам, ни фотографическому отобра­жению этих обстоятельств. Смысл — это то значе­ние, та значимость, которую мы приписываем со­бытиям, ситуациям, словам, чужому поведению или собственному облику. Смысл отвечает на вопросы «зачем?», «ради чего?», «в каком контексте?» Ра­зумеется, смыслы мы не изобретаем полностью сами, не вылавливаем из пустоты, они явно и скрыто при­сутствуют в культуре, которая дает нашему созна­нию жить и развиваться. Но придать чему-либо смысл мы можем только сами, найдя его в сфере сознания и применив к конкретному случаю. При­меняя смыслы для выстраивания в сознании ка­кой-либо ситуации, мы интерпретируем действительность, по-своему понимаем ее.

Всякое невротическое состояние — это состоя­ние эмоционально-смысловое. Тревога, страх, по­дозрительность, ощущение себя одиноким и зави­симым — это, конечно, переживания, но они име­ют мощную смысловую составную. Внимание человека приковано в этом случае к отрицательной стороне вещей, в то время как другая сторона — положительные эмоции, доверие, безопасность, ши­рокие возможности — просто не замечается. Нега­тивно истолкованная действительность, слитая с тревожными, гнетущими чувствами, кажется един­ственной действительностью, из которой нет выхо­да. Однако это не так.

Смыслы и переживания изменяются, это можно сделать по собственной воле, при собственном сво­бодном сознательном решении. И этого не может осуществить за страдальца-невротика никакой пси­хотерапевт. Он может только помогать процессу пе­реосмысления мира, способствовать рождению но­вых чувств. Но рождает в себе новое, здоровое на­чало сам человек.

Пользуясь методиками, которые наработаны спе­циалистами, он в силах вступить в диалог с собствен­ным бессознательным, изменить свое эмоциональное мировосприятие, сделать смысловую картину такой, которая придаст ему бодрость и оптимизм.

Существует множество популярных пособий, благодаря которым каждый может стать собственным психотерапевтом. Эти пособия учат человека перестраивать собственное сознание самостоятельно, с тем, чтобы никто сторонний не вмешивался в этот тонкий интимный процесс. Психотерапевтические руководства содержат методики придания событи­ям новых смыслов, культивирования в себе добрых, благожелательных чувств, планирования в вообра­жении положительных, а не отрицательных сцена­риев развития будущих событий.

Для того, чтобы воспользоваться подобной по­мощью, человеку нужно только осознание своей про­блемы и воля к исправлению ситуации.

Очень интересным автором является Луиза Хей. Она утверждает нашу способность преобразовать как пространство нашего внутреннего мира, так и об­стоятельства нашей жизни:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Бинтование Душевных ран Или психотерапия?

На сайте allrefs.net читайте: "Бинтование Душевных ран Или психотерапия?"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эзотерический взгляд.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Литвак М.Е., Золотухина-Аболина Е.В., Мирович М.О.
Л64 Бинтование душевньк ран или психотерапия? — Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с. - (Сер. «Психологические этюды»). ISBN5-222-01340-5 Когда душевные раны бинтуют

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Дорогие наши читатели! Как вы уже поняли, перед вами необычная кни­га. Ее авторы — писатель (М.0. Мирович), фило­соф (Е.В. Золотухина-Аболина) и я — психотера­певт (М.Е. Литвак). Писатель

БИНТОВАНИЕ ДУШЕВНЫХ РАН
Михаил Олегович Мирович родился в 1958 году в городе Ростове-на-Дону. Медик по образова­нию и писатель по

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Жизнь принца, которого звали Володей, склады­валась успешно; он завершал обучение в МГИМО, твердо зная, что ему уготована аспирантура и свя­занные с ней блага. Ему подфартило с родителями. Они жили

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Отец Карла воспитывал сына один. Он работал настройщиком органов и зарабатывал неплохие деньги, разъезжая по католическим соборам Запад­ной Европы. Он безумно любил сына, видя в нем продолжателя св

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
Посещая университет, Леночка стала замечать, что ей нравятся мальчики. Раньше она считала себя «синим чулком» и полагала, что никогда не выйдет замуж, тем более, что тетя Паша из соседнего подъезда

Психотерапия — благо или зло?
Золотухина-Аболина Елена Всеволодовна закончила в 1975г. философский факультет Р

От автора
Когда некоторое время назад мне предложили принять участие в написании книги, посвященной психотерапии, я усомнилась и задумалась. Действительно, я — не психотерапевт и не его пациент, ста

Кто нуждается в психотерапии?
Согласно общепринятой точке зрения, к психо­терапевту на прием приходят невротики. Слово «не­вротик», родившееся вместе с психоанализом и тес­но связанное с психотерапией, стало в последние десятил

ХРЕН РЕДЬКИ НЕ СЛАЩЕ, ИЛИ «МИЛАЯ ЖЕНЩИНА» НА ПРИЕМЕ У ПСИХОТЕРАПЕВТА
Среди посетителей психотерапевтов большой про­цент составляют «Милые женщины», т.е. женщи­ны в возрасте от тридцати пяти лет и старше. Сре­ди них немало одиноких, разведенных, столкнув­шихся в семь

ПСИХОТЕРАПЕВТ: АНГЕЛ ИЛИ ДЕМОН
Успех психотерапии зависит, в первую очередь, от специалиста, который берется за дело. Разумеется, позитивное продвижение связано и с личностью пациента, его желанием или нежела­нием идти

Ориентация на пациента.
Хороший психотерапевт занят не собственным самоутверждением, а интересами человека, который пришел к нему со своей бедой, поэтому он не ис­пользует директивный стиль и авторитарное давле­ние. Грубо

Ориентация на гибкий, развивающийся кон­такт с пациентом.
Исходные чувства психотерапевта, с которыми он вступает в лечебный контакт: 1) эмпатия — спо­собность понять чужие чувства и адекватно на них отозваться; 2) установка на сотрудничество. Кр

Ориентация на ведущую проблему пациента.
Опыт классического психоанализа показал, что аналитические сеансы могут идти бесконечно дол­го, давая весьма умеренные результаты. Пациент привязывается к аналитику, ходит к нему годами, исправно п

Применение различных теорий и методик.
Современный творческий психотерапевт-профес­сионал не склонен догматически останавливаться на одной какой-то теории или методике. Он стремится интегрировать в терапевтический процесс методики, выра

САМ СЕБЕ ПСИХОТЕРАПЕВТ!
Люди с неуравновешенным внутренним миром были всегда. Во все времена существовали заики и истерич­ки, те, кто страдал фобиями и депрессиями, испы­тывал постоянную тревожность, неуверенност

Трудности личной судьбы.
Первый фактор, мощно способствующий невротизации, это конкурентная система отношений в со­временном рыночном обществе (социокультурный фактор). Рынок, пронизывающий все социальные пласты, превращае

Гедонистическое переживание.
Гедонистический, как известно, это ориентиро­ванный на удовольствие, придающий приоритет чув­ственному началу. Гедонистическое переживание свойственно людям с инфантильной установкой на «принцип уд

Реалистическое переживание.
При реалистическом переживании человек под­чиняется диктату обстоятельств, считается с реаль­ностью, стараясь принять ее такой, какая она есть. Здесь оказывается задействован механизм терпения, так

Ценностное переживание.
Ценностное переживание возможно лишь при сложности и неоднозначности внутреннего мира че­ловека, при его способности к рефлексии и выбору. Человек бывает серьезно выбит из колеи, когда его

Безрелигиозный взгляд.
Причина страдания. В безрелигиозном сознании никто не ищет для сложившихся обстоятельств высших трансценден­тных причин или воздействия запредельных начал. В этом случае причиной ст

Христианство.
Причина страдания. Согласно христианству, причиной всех человечес­ких страданий является греховность человеческой природы, ослушание Бога. Человек виноват перед Богом исходно, именн

РЕШАЙТЕ САМИ!
Михаил Ефимович Литвак— кандидат ме­дицинских наук, преподаватель Ростовского ме

КТО ТОЧНО НЕ НУЖДАЕТСЯ В ПСИХОТЕРАПИИ
(портрет психологически здорового человека) Философ в главе «Кто нуждается в психотерапии» очень хорошо определила группы людей, которым следует обратиться за помощью к психотерапевту. В к

Физиологические потребности.
Это самые насущные, самые мощные из потреб­ностей. Так, если человек голоден, у него блекнет желание писать стихи и читать умные книги. Он мечтает только о еде. Когда человек голоден, он счи­тает,

Потребность в безопасности.
Кстати, эта потребность в нашем мире сейчас у некоторых весьма далека от удовлетворения. А без этого жизнь не вполне человеческая. Плохо и тогда, когда смыслом жизни становится удовлетворе

Сексуальные потребности.
Они начинают беспокоить человека лет с 10— 12, и только такого, у которого удовлетворена пищевая потребность и потребность в безопасности. Неприятности при этом неизбежны. Правильнее было бы сексом

Потребность в любви и принадлежности.
Это потребности четвертого уровня. Человеку нужна социальная группа, семья, где его приняли бы за своего (друзья, любимый, дети). Если эта потребность не удовлетворена, его тер­зает чувств

Потребность в признании.
Потребность этого уровня делится на два клас­са. Первый класс — потребность в достижении соб­ственного могущества. Второй класс — потребность в престиже. Удовлетворение этой потребности при­водит к

Потребность в самоактуализации.
Даже если человек удовлетворит все вышепере­численные потребности, он не будет чувствовать себя хорошо, если поймет, что занимается не тем, к чему предрасположен (т.е. не удовлетворил свою потреб­н

Потребность в познании и понимании.
Эта потребность вообще едва уловима, а патоло­гия, которая возникает при ее неудовлетворении, невыразительна, ей удается ускользнуть от наблю­дения и представиться нормой. О ней вообще очень мало г

Эффективное восприятие реальности и ком­фортные взаимоотношения с ней.
Самоактуализированный человек обладает пора­зительной способностью распознавать ложь, фальшь и неискренность. Оценки его удивительно точны, причем они распространяются на все аспекты ре­альности, а

Приятие (себя, других, природы).
А. Маслоу считает, что для самоактуализирован­ных людей характерно отсутствие чувства вины и стыда. Невротика же терзает чувство вины. Это чув­ство вины невротика связано с чрезмерной неосоз­наваем

Спонтанность, простота, естественность.
А. Маслоу отмечает, что самоактуализированный человек ведет себя спонтанно, просто и естествен­но, не стараясь произвести впечатление на других. Он отчетливо осознает, что мир, в котором он жи­вет,

Служение.
Этих людей, как указывает А. Маслоу, мало бес­покоят личные проблемы просто потому, что они уже решены. Они не склонны к самокопанию. У каждого из них есть свое призвание и дело. Здесь, как правило

Отстраненность; потребность в уединении.
А. Маслоу отмечал, что самоактуализированные люди умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество. Некоторые даже любят его. Им нетруд­но быть отстраненными и безмятежными; неудачи и поражени

Автономность, независимость от культу­ры и среды, воля и активность.
Главными для самоактуализированного челове­ка, как уже неоднократно указывалось, является личностный рост. Люди, не достигшие самоактуализации, нужда­ются в других людях, потому что только

Свежий взгляд на вещи.
А. Маслоу указывает, что самоактуализирован­ный человек обладает удивительной способностью радоваться жизни. Его восприятие свежо и наивно. Он не устает удивляться и испытывать восторг пе­ред разны

Мистическое, высшее переживание.
А. Маслоу отметил, что восторг у самоактуали­зированного человека иногда бывает настолько мощным, что его можно назвать мистическим пережива­нием, которое сопровождается чувством абсолютного всемог

Межличностные отношения.
А. Маслоу отмечает, что эти отношения у само­актуализированного человека глубже, чем у обыч­ного человека. Его интимные отношения с партне­ром достигают предельной глубины. Сблизиться с самоактуали

Демократичность.
Объявить себя демократом легко. Стать демок­ратом трудно, ибо истинная демократичность, как совершенно справедливо считает А. Маслоу, зало­жена в характере. Самоактуализированный чело­век демократи

Умение отличать средство от цели, доб­ро от зла.
Самоактуализированный человек всегда придер­живается тех принципов, какие высказывает. Он не совершает дурных поступков. Но зачастую пло­хое и хорошее он понимает не так, как среднеста­тистический

Философское чувство юмора.
А. Маслоу правильно подметил, что самоактуа­лизированные люди не улыбаются на плоскую шут­ку, но им нравится мягкий, философский юмор. Их юмор нацелен на глупость, их забавляет высокоме­рие человек

Сопротивление влиянию культуры; трансценденция культуры.
Самоактуализированный человек неплохо адап­тирован к своей культуре и в то же самое время сопротивляется ее влиянию, он в какой-то степени внутренне отчужден, внутренне независим от нее. Например,

ГЕОМЕТРИЯ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА
В процессе воспитания в первые годы жизни у человека формируется личностный комплекс, ко­торый называется социогеном. Определив социоген, вы сможете определить свою судьбу. Сопиоген обус­ловлен зна

Между нормой и паталогией
Анализируя свой материал и работы выдающих­ся психотерапевтов, я разработал собственную модель психологически здорового человека, которую назвал аксиологической. В ее основе несколько модифици­рова

Удовлетворение чувства собственной зна­чительности за счет избыточного удовлетворе­ния пищеварительного инстинкта.
Один из моих подопечных сознался, что когда он был в невротическом состоянии, то почти регу­лярно ел черную икру, хотя испытывал определен­ные материальные трудности. Теперь он понял, что делал это

Чрезмерная забота о детях.
«Я живу ради детей», — заявляют многие. И сколько детей заболевает оттого, что родители хо­тят сделать из них знаменитых музыкантов, вра­чей полководцев, экономистов, государственных де­ятелей, не

Чрезмерная забота о родителях.
Одна из моих подопечных, женщина 47 лет, от­казалась переехать в другой город, куда направля­ли ее мужа в связи с его значительным повышени­ем в должности. Она отказалась из-за того, что это­го не

Стремление к власти.
Мне очень понравилось одно интервью. Крупно­го ученого спросили, не хочет ли он пойти в поли­тику. Он ответил: «Зачем? В политику идут те, кто ничего не умеет делать». Я его понял так, что пло­хи т

Увлечения, хобби.
Относительно благоприятный вариант. Ведь хоб­би способствует развитию личности. Нередко хобби становится основным делом. Тогда это вообще ве­ликолепно. Так, мы знаем многих артистов, кото­рые начин

Пристройка к кому-то (чему-то) значи­тельному (гению, «звезде», авторитету, секте).
Существует два варианта пристройки: пристрой­ка сверху и пристройка снизу. Пристройка сверху — это немотивированная критика, травля, уничтоже­ние. Пристройка снизу — почитание, восхищение, благогов

Болезнь.
Думаю, что многие больные больше любят ле­читься в клиниках институтов, чем в обычных ста­ционарах не столько потому, что там лучше лечат, сколько потому, что там лучше удовлетворяется чув­ство соб

ДЛЯ ЧЕГО ОНА НАМ НУЖНА
Прежде всего я хочу дать определение психоте­рапии. Психотерапия — это комплексное лечебное воз­действие с помощью психических средств на пси­хику больного, а через нее на весь его организ

KAК НАЙТИ ХОРОШЕГО ПСИХОТЕРАПЕВТА
Это проблема из проблем в нашем обществе. К сожалению, мы — общество любителей. У нас тя­жело найти профессионала в любой отрасли. Каж­дый из вас может рассказать, как его подводили повара, слесари

I. Методы симптоматической психотерапии
1. Несуггестивные методы а) разъяснительная психотерапия б) рациональная психотерапия (Дюбуа) в) сократический диалог (Кречмер) 2. Суггестивные, методы

II. Методы патогенетической и этиологичес­кой (личностно ориентированной) психотера­пии
1. Методы, корригирующие задатки личности а) первичный крик (Янов) б) второе рождение (Грофф) 2. Методы, развивающие способности личнос­ти (Маслоу)

КАК СТАТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ
Эту главу я написал для тех, кто хочет стать психотерапевтом, и для начинающих психотерапев­тов, которые, если бросят это дело, то еще не очень много потеряют. Основная моя задача — не столько прив

Овладение методами психотерапевтической работы.
Жизнь есть жизнь. И когда у психотерапевта возникают невротические проблемы, он прекраща­ет заниматься психотерапией и сам обращается к кому-нибудь за помощью. Для этого сейчас у нас и за рубежом с

Бинтование душевных ран или психотерапия?
Ответственный редактор Редактор Корректор Обложка художника Компьютерная верстка В.Д. Медведев Г. И. Медведева Г.А. Бибикова И. В. Битюковой И.А. Ков

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги