Эзотерический взгляд.

Причина страдания.

Тупиковая невротическая привязанность, изма­тывающая в течение долгого времени силы челове­ка, может быть истолкована в рамках эзотеричес­кого подхода как кармический узел. Согласно это­му взгляду, в прошлом воплощении между людьми были острые, конфликтные отношения — зависть, ревность, или, напротив, страстная любовь, но тоже односторонняя. Возможно, нынешний любящий был тогда предметом обожания, но отверг чужое чув­ство сделал это грубо, бестактно, что и повлекло в новой жизни соответствующий опыт — опыт стра­дания от отвергнутой любви. Впрочем, карма нара­батывается все время, мы создаем линию необходи­мости в своей судьбе каждый день, каждым свобод­ным выбором, поэтому кармический узел вроде тяжелой невротической связи мог быть завязан и при наличной жизни. Такое толкование сближает эзотерический подход с обычным безрелигиозным психотерапевтическим в духе Э. Фромма и К. Хорни.

Смысл страдания.

Смысл переживаемого страдания состоит в данном случае в том, что это страдание являет собой урок. Эзотерика считает, что все трудности, удары, испытания, препятствия, которые портят нам жизнь, — это уроки, предназначенные для того, чтобы мы заду­мались: что мы делаем не так? В чем нарушаем мы закон космической нравственности, духовности, где уклоняемся от верного пути?

Урок для безнадежно влюбленного (влюбленной) может быть разным, и поэтому страдание может получать разный смысл. Урок этот может заклю­чаться в том, что не надо чересчур зависеть от кого бы то ни было, сколь совершенным этот человек ни казался бы.

Однако урок может состоять и в том, что не сто­ит настырно навязывать другому человеку своих же­ланий и своей воли, надо внимательно прислуши­ваться к ответу, устанавливать «обратную связь», только тогда есть шансы получить искомую гармо­нию. Если взаимности нет, от отношений следует отказаться, даже если они представляются «светом в окошке». Это не свет, а самообман.

Третий вариант урока — это вывод о том, что грубо отвергать чужие чувства, играть с ними в прятки и манипулировать душой другого — плохо, и делать так самому никогда нельзя.

Эзотерическое прочтение страдания как урока ориентирует мятущуюся душу на работу над собой, на конструктивную позицию.

Решение психологической проблемы.

Проблема может найти свое разрешение на пути внутренней перестройки, следующей за осмыслени­ем урока. Урок почти всегда содержит два основных ориентира: ориентир на гибкое, созерцательное, не­страстное отношение к действительности и ориен­тир на благоволение и доброжелательство. В рассмот­ренном нами конкретном случае развязывание кармического узла и исчезновение страдания тоже проистекает из способности влюбленного, во-первых, легче отнестись к ситуации, ослабить собственную хватку, а во-вторых, отпустить своего вольного-не­вольного мучителя с благожелательностью и проще­нием. Пафос прощения и отпускания от себя любых негативных ситуаций и людей, их породивших, а также прощения самого себя — главный нерв пре­одоления невротических ситуаций, построенных на древних эзотерических знаниях.

Я не берусь сравнивать здесь разные мировоззренческие установки, способствующие психотера­пии, не стану давать им оценки и выдвигать ка­кую-либо на первый план. Лично мне кажется, что позиция, при которой можно простить себя, лучше способствует выздоровлению невротика, чем пози­ция, предполагающая усиленное чувство вины пе­ред Богом. Однако каждый человек выбирает здесь сам. Глубоко верующему христианину могут в наибольшей степени помогать именно христианские установки. Вдохновляясь ими, он может преодолеть личные психологические трудности, успешно выйти из кризиса, депрессии, тупика. В то же время человек других взглядов выберет для себя иной, более соответствующий его убеждениям подход. Главное, что перечисленные нами взгляды так же, как и другие мировоззренческие установки, всегда есть в культуре, позволяя страждущей душе получить необходимую опору.

Третий фактор предлагает потенциальным па­циентам разные методики для работы с собствен­ным сознанием, а точнее — с собственным внутрен­ним миром. С ее помощью человек может самоиз­лечиться, самовосстановиться, побороть тревогу и тоску. Человек может быть сам себе психотерапев­том по одной простой причине, открытой в XX веке таким направлением в изучении сознания, как фе­номенология: он, человек, сам приписывает всему смыслы.

Как показала феноменология, с которой тесно связаны многие направления современной психо­терапии, смысл не равен ни вещи, ни образу вещи, ни обстоятельствам, ни фотографическому отобра­жению этих обстоятельств. Смысл — это то значе­ние, та значимость, которую мы приписываем со­бытиям, ситуациям, словам, чужому поведению или собственному облику. Смысл отвечает на вопросы «зачем?», «ради чего?», «в каком контексте?» Ра­зумеется, смыслы мы не изобретаем полностью сами, не вылавливаем из пустоты, они явно и скрыто при­сутствуют в культуре, которая дает нашему созна­нию жить и развиваться. Но придать чему-либо смысл мы можем только сами, найдя его в сфере сознания и применив к конкретному случаю. При­меняя смыслы для выстраивания в сознании ка­кой-либо ситуации, мы интерпретируем действительность, по-своему понимаем ее.

Всякое невротическое состояние — это состоя­ние эмоционально-смысловое. Тревога, страх, по­дозрительность, ощущение себя одиноким и зави­симым — это, конечно, переживания, но они име­ют мощную смысловую составную. Внимание человека приковано в этом случае к отрицательной стороне вещей, в то время как другая сторона — положительные эмоции, доверие, безопасность, ши­рокие возможности — просто не замечается. Нега­тивно истолкованная действительность, слитая с тревожными, гнетущими чувствами, кажется един­ственной действительностью, из которой нет выхо­да. Однако это не так.

Смыслы и переживания изменяются, это можно сделать по собственной воле, при собственном сво­бодном сознательном решении. И этого не может осуществить за страдальца-невротика никакой пси­хотерапевт. Он может только помогать процессу пе­реосмысления мира, способствовать рождению но­вых чувств. Но рождает в себе новое, здоровое на­чало сам человек.

Пользуясь методиками, которые наработаны спе­циалистами, он в силах вступить в диалог с собствен­ным бессознательным, изменить свое эмоциональное мировосприятие, сделать смысловую картину такой, которая придаст ему бодрость и оптимизм.

Существует множество популярных пособий, благодаря которым каждый может стать собственным психотерапевтом. Эти пособия учат человека перестраивать собственное сознание самостоятельно, с тем, чтобы никто сторонний не вмешивался в этот тонкий интимный процесс. Психотерапевтические руководства содержат методики придания событи­ям новых смыслов, культивирования в себе добрых, благожелательных чувств, планирования в вообра­жении положительных, а не отрицательных сцена­риев развития будущих событий.

Для того, чтобы воспользоваться подобной по­мощью, человеку нужно только осознание своей про­блемы и воля к исправлению ситуации.

Очень интересным автором является Луиза Хей. Она утверждает нашу способность преобразовать как пространство нашего внутреннего мира, так и об­стоятельства нашей жизни: