рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сопротивление влиянию культуры; трансценденция культуры.

Сопротивление влиянию культуры; трансценденция культуры. - раздел Психология, Бинтование Душевных ран Или психотерапия? Самоактуализированный Человек Неплохо Адап­тирован К Своей Культуре И В То Же...

Самоактуализированный человек неплохо адап­тирован к своей культуре и в то же самое время сопротивляется ее влиянию, он в какой-то степени внутренне отчужден, внутренне независим от нее. Например, он может отказаться от празднования Нового года, если занят делами. Но он вписывается в рамки культуры по форме (одежда, прическа, по­ведение, правила этикета и пр.). Он подчиняется правилам, потому что так проще жить, он не жела­ет тратить силы на борьбу с второстепенным. Но если вдруг та или иная условность станет для него обременительной, он сбросит с себя маску прили­чий, и мы с очевидностью обнаружим, насколько поверхностна его конвенциональность.

Самоактуализированный человек не революци­онер и не бунтарь. Более того, он с отвращением относится к любой революционности. Но у него име­ется трезвая озабоченность вопросами социального благоустройства. Он понимает, что решение данных вопросов требует постепенности, времени.

Но это не значит, что он пассивен. Когда он ви­дит, что перемены возможны, он не будет сидеть сложа руки. Высокоинтеллектуальный человек, реалист, он не пойдет на бессмысленные жертвы. Од­нако в критической ситуации ради дела он спосо­бен пожертвовать своими интересами.

Он не противопоставляет себя обществу и не пы­тается бороться с ним, а просто старается сделать его лучше. Самоактуализированный человек не­сколько отстранен от окружающей его культуры. Он способен к беспристрастной ее оценке. Он стре­мится выявить ее положительные черты и только после этого высказывает свое мнение о ней. Его от­страненность не является нигилизмом. Отстранен­ность от культуры означает высокую степень авто­номности. Самоактуализированный человек универ­сален, он принадлежит человечеству. Он выше своей культуры. Он сумел не поддаться нивелирующему влиянию культуры. Самоактуализированный чело­век больше похож на самоактуализированного че­ловека другой расы, чем на психологически нездо­рового человека своей расы.

Теперь мы можем, наконец, дать ответ на извеч­ный вопрос: можно ли быть хорошим (психологи­чески здоровым) человеком, живя в несовершенном обществе? А. Маслоу считает, что американская культура дает такие возможности. Наша, между прочим, тоже дает такие возможности. Только мало кто их использует. И психологическое здоровье ста­новится уделом избранных, хотя возможно для всех, кто пожелает стать здоровым.

Если у вас есть все перечисленные выше черты, можете спокойно продолжать жить дальше. У вас все будет благополучно. Если нет, то лучше обра­титься при возможности к специалисту — психологу, психотерапевту), чтобы с его помощью стать таким. В крайнем случае, попробуйте сделать это сами, используя соответствующую литературу. Могу рекомендовать свои книги и книги тех авторов, ко­торых я цитирую. Преимущества последних — в большей глубине. Преимущество моих — в привя­занности примеров к нашей действительности, ну, например, не сможет понять наш человек пережи­вания женщины, связанные с тем, что перед ее ок­нами плохо подстрижен газон, что она в связи с этим устраивает скандал мэру. А мэр ее вниматель­но слушает.

Я не обещаю вам беспечной жизни без жалоб. Как говорил А. Маслоу, жалобам конца не будет. Но по уровню жалоб можно судить об уровне раз­вития человека. Самый низкий уровень жалоб — это жалобы на отсутствие еды. Жалобы на отсут­ствие квартиры или хорошей одежды — уже более высокий уровень. Вы уже переросли эти уровени. Иначе вы не читали бы эту книгу.

Обычно ко мне приходят люди с достаточно вы­соким уровнем жалоб. Единственное, что надо сде­лать — еще более его повысить. И если раньше че­ловек жаловался, что его обижает жена или началь­ник, а теперь жалуется, что не может создать научно исследовательский институт, я считаю свою работу с ним достаточно успешной. Как-то спросил я у од­ного своего подопечного, как идут у него дела. Он ответил мне, что великолепно. Когда я усомнился в этом, он сказал, что сейчас у него такие неприятно­сти, о которых он раньше и мечтать не мог. Вот молодец! К сожалению, большинство невротиков ве­дут себя на манер старухи у разбитого корыта из сказки Пушкина.

И как бы вы ни самоактуализировались, вы все равно будете несовершенными, и ваше несовершен­ство будет проявляться в следующем. Снова обра­тимся к А. Маслоу.

Самоактуализированный человек — это здоро­вый нормальный человек со своими слабостями и недостатками. Он может поддаться вредной привыч­ке. Он может быть занудливым, упрямым, раздра­жительным. Он не застрахован от пристрастности, тщеславия. Он подвержен вспышкам гнева и при­ступам меланхолии.

Поступки самоактуализированных людей време­нами могут казаться жестокими. Они напоминают хирурга, который режет по живому, если ситуация требует этого. Они довольно легко переносят смерть близкого человека, и создается впечатление, что они бездушны. Погружаясь в дело, они могут забыть о существовании близких людей. В такие минуты они могут не слышать обращенных к ним вопросов, за­бывают об элементарной вежливости, могут обидеть и даже оскорбить близкого человека.

Из-за своей доброты они могут остаться с нелю­бимой женой или часами слушать плачущего в жи­летку. Они не свободны и от чувства досады, само­копания, самобичевания.

В общем, совершенных людей нет!

И еще немного о самоактуализированном чело­веке. Пообщайтесь с ним, и вы быстро поймете, что тревога, страх, злоба и зависть противоестествен­ны. Самоактуализированный человек чувствует себя комфортно. У него нет проблемы «ученик — учи­тель». Урок для него — это приятная возможность сотрудничества, а не борьба. Ему чужда начальствен­ность тона, многозначительность интонаций, он не давит эрудицией, не соперничает с учениками и не дает им соперничать друг с другом. Человек же с неудовлетворенными потребностями, действитель­ность рассматривает как вражескую территорию.

Ценностная система самоактуализированного че­ловек уникальна и скорее экспрессивна, чем функ­циональна. Он сумел приблизиться к своей уникаль­ной, индивидуальной природе.

А теперь немного о любви самоактуализирован­ного человека

Мы должны понять, что такое любовь и научить­ся любить. Иначе мир захлестнет ненависть и недо­верие. Мы должны понять, какой урок могут нам преподать самоактуализированные люди в таких сферах, как любовь и сексуальные отношения.

Любовь — очень субъективный феномен, и опи­сание его должно быть феноменологическим. Для влюбленного характерна склонность к идеализации, что суживает восприятие. Но эта идеализация ка­жущаяся. Любящий человек видит объект любви не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким он может стать.

Любовь еще и активна. Тот, кто может любить, может и способствовать самоактуализации того, кого он любит. Объект любви притягивает к себе все внимание, восприятие и мысли любящего человека. Ему хочется все время быть с любимым.

Сексуальное возбуждение у любящего таково, что он не мыслит о сексуальном акте с другим партне­ром. Любовь исключает измены и ревность. Любя­щий стремится к познанию партнера и психологи­ческой близости с ним. Именно эта потребность, а не сексуальная, заставляет влюбленных искать уеди­нения. Даже разговоры они ведут на своем языке. Может быть, лучшее объяснение в любви — это те моменты, когда любящий рассказывает все о себе. И любовь всегда великодушна.

Самоактуализированный человек спонтанен в любви, он не считает нужным таиться, сдерживать­ся, соблюдать приличия или подавлять партнера. Для него любовь — не способ преодоления, а способ самовыражения. Любовь его по мере расцвета ста­новится все более искренней и интимной.

Он не боится сплоховать перед партнером или произвести на него невыгодное впечатление. В та­кой любви нет тайн и нет секретов.

В каком-то смысле любовь самоактуализированного человека можно определить как состояние без­защитности или как состояние предельной спонтан­ности и абсолютной искренности. Такая любовь по­зволяет ему открывать в партнере все новые и новые качества, при этом они ему нравятся. Такой эффект привыкания наблюдается и при чтении книг. Чем чаще вы читаете хорошую книгу, тем больше в ней находите интересного и полезного.

Хороший человек — это такой человек, которо­го, чем больше узнаешь, тем больше любишь, с плохим же лучше и не знаться, чтобы не испытать по­том разочарования. К сожалению, при знакомстве мы стараемся произвести хорошее впечатление, за­бывая, что на цыпочках стоять долго невозможно.

Самоактуализированный человек ценит любовь за то, что она разрешает ему быть спонтанными, естественными, расслабленными, позволяет сбросить защитные маски и отказаться от условностей. Чув­ство, что ты любим, равнозначно чувству, что тебя понимают и принимают. В любви нет угрозы для партнеров. Человеку нужно не только ощущать лю­бовь, но и самому любить.

Многие хотят любить, но не знают, как за это взяться. Самоактуализированный человек знает, как любить, и любовь его не порождает конфликтов и страхов. Круг тех, кого он любит, достаточно узок. Он умеет отличить любовь от приязни, симпатии и дружеских отношений.

У самоактуализированного человека любовь и секс сплетены. От секса он способен получить наи­высшее экстатическое удовлетворение. Для само­актуализированного человека оргазм имеет и боль­шее и меньшее значение, чем для среднестатисти­ческого человека. Он относится к сексу так же спокойно, как и к еде, и в то же время секс прино­сит ему огромную радость, ибо все другие базовые потребности у него удовлетворены. Но секс у него никогда не становится жизненной философией и ос­тается приятной необходимостью, хотя он получа­ет от него такое удовлетворение, которое и не сни­лось среднестатистическому человеку. Так что правильно говорят, что секса у нас нет. Более подроб­но я развиваю эту тему в статье «Легенды и мифы современного секса».

А. Маслоу не решился рассказать о том, каков же секс у самоактуализированных партнеров. Ну, так я скажу. Продолжается он от 50 минут до 1,5 часов. Женщина при этом испытывает до 10 оргаз­мов (это я говорю о нижней границе нормы). Но имен­но такой секс и является основой моногамии, кото­рой без всякого принуждения придерживаются са­моактуализированные партнеры. Где она найдет еще такого партнера? А где он найдет такую партнершу?

Кроме того, они еще удовлетворяют и духовные запросы друг друга! Оргазм не становится самоце­лью. Другими словами, они могут спокойно отка­заться от сексуального удовлетворения.

Они терпимы к интрижкам других, хотя сами крайне редко заводят интрижки на стороне. Они раскованы в разговорах на сексуальную тему. Здесь отмечается несоответствие между отношением и по­ведением. Чем легче человек относится к полига­мии, тем легче ему оставаться моногамным. Склон­ность самоактуализированных людей к моногамии обусловлена не целомудрием и подавлением своей сексуальности, а чувством глубокого удовлетворе­ния сексуальными отношениями в браке. Самоак­туализированный человек настолько уверен в сво­ей половой принадлежности, что готов быть и ак­тивным и пассивным.

В любви происходит объединение потребностей партнеров в единую иерархию. Возникают общие потребности.

В здоровой семье муж радуется успехам своей жены и заботится о ней. Заболевший партнер под­чиняется заботе и уходу любящего с доверчивостью уставшего ребенка, засыпающего на руках у мате­ри. В нездоровой семье муж и жена хоть и живут вместе, на самом деле изолированы друг от друга; каждый существует как бы в своей скорлупе.

Здоровую любовь, как говорил А. Маслоу, не­смотря на высочайшее экстатическое напряжение всех сил и способностей человека, можно уподобить игре двух беззаботных детей, веселой щенячьей воз­не. Мои подопечные говорили мне, что они во вре­мя сексуальной возни не замечали, как засыпали. Т.е. они засыпали как дети, там, где их заставал сон, и в тех же позах.

А теперь послушайте А. Маслоу почти без моих комментариев.

«Любящий человек видит в объекте своей люб­ви неповторимую уникальную личность, рост и раз­витие которой вызывают у него радость и чувство удовольствия. Внешне это может выглядеть как пол­ное неуважение. Дело в том, что ритуал ухажива­ния за женщиной есть не что иное, как попытка мужчины извиниться перед женщиной за очевид­ное невнимание к ней. У нас принято вставать при появлении дамы, подавать ей пальто, стул, руку, пропускать вперед и оставлять за ней право выбора блюд в ресторане, но все эти нормы, по сути дела, подразумевают отношение к женщине как к слабо­му существу, нуждающемуся в защите и опеке. Женщины с сильным чувством самоуважения на­стороженно относятся к этим внешним проявлени­ям ухаживания, понимая, что подлинным уважением здесь и не пахнет. Если мужчина на самом деле уважает женщину, то он с ней общается как с равноправным партнером, а не как с инвалидом или недоумком. В таких случаях мужчины могут пре­небречь формальными нормами вежливости и тем самым вызвать осуждение окружающих».

Я тоже советую настороженно относиться к тем, кто красиво ухаживает. Он научился этому, потра­тил время и не научился тому, что практически более важно. Т.е. затормозил свой личностный рост.

Следует хорошо запомнить, что здоровая любовь не имеет цели или намерения, она нетребовательна и непредумышленна, так же как и восхищение. Вос­хищение самоактуализированного человека не пре­следуют никаких целей и не требуют вознагражде­ния. Восхищение ничего не просит от человека и ничего не получает. Оно непреднамеренно и беспо­лезно. Восторженный человек смотрит на мир взгля­дом наивного ребенка. Мы ничего не требуем от за­ката, не в силах повлиять ни на него, ни на рож­денный им душевный трепет. Это переживание не связано с удовлетворением других базовых потреб­ностей. Можно наслаждаться картиной, не воруя ее из музея, розой, не срывая ее с куста. Таким же образом человек может наслаждаться и любоваться другим человеком. А. Маслоу считает, что благого­вейное восхищение является главнейшим компонен­том любви.

Самоактуализированный человек влюбляется, как бы распахиваясь навстречу переживаниям. К. Хорни определила здоровую любовь как способность вос­принять другого человека, как цель, а не как средство. Любовь самоактуализированного человека иная, нежели любовь среднестатистического человека. Пос­ледний любит, потому что нуждается в любви, жаж­дет ее. Самоактуализированный человек не испыты­вает нужды. Он любит, потому что любовь присуща ему. Он «выделяет» любовь, тогда как обычный че­ловек ее «впитывает». Его любовь немотивирован­на, как процесс роста и развития.

В любви самоактуализированного человека нет старания, преодоления, напряжения, которые так характерны для любви обычного человека. Для самоактуализированного человека любовь — аспект бытия, поэтому ее можно назвать высшей любовью, или бытийной любовью, или любовью к бытию дру­гого. Поэтому ему никогда не придет в голову отме­чать свои заслуги в этой любви и упрекать любимо­го, что бы ни случилось.

Пожалуй, на этом я и закончу разговор о чертах психологически здорового (самоактуализированного) человека, который не болеет и никогда не заболеет неврозом или психосоматическим заболеванием, не станет алкоголиком или наркоманом, не совершит преступления, и расскажу вам о «геометрии» пси­хологически здорового человека.

Если вы нашли у себя хотя бы шесть—семь при­знаков самоактуализированного человека, а любовь протекает у вас так, как было описано выше, пре­кратите читать эту книгу, не тратьте зря времени для узнавания того, что вам не нужно. Но если вы не очень довольны собой, близкими и жизненными обстоятельствами, то читайте дальше. Если окажет­ся, что у вас есть признаки невротизма, то все же обратитесь к специалисту. В одном из разделов я опишу, как отличить квалифицированного психо­терапевта от неквалифицированного.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Бинтование Душевных ран Или психотерапия?

На сайте allrefs.net читайте: "Бинтование Душевных ран Или психотерапия?"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сопротивление влиянию культуры; трансценденция культуры.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Литвак М.Е., Золотухина-Аболина Е.В., Мирович М.О.
Л64 Бинтование душевньк ран или психотерапия? — Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с. - (Сер. «Психологические этюды»). ISBN5-222-01340-5 Когда душевные раны бинтуют

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Дорогие наши читатели! Как вы уже поняли, перед вами необычная кни­га. Ее авторы — писатель (М.0. Мирович), фило­соф (Е.В. Золотухина-Аболина) и я — психотера­певт (М.Е. Литвак). Писатель

БИНТОВАНИЕ ДУШЕВНЫХ РАН
Михаил Олегович Мирович родился в 1958 году в городе Ростове-на-Дону. Медик по образова­нию и писатель по

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Жизнь принца, которого звали Володей, склады­валась успешно; он завершал обучение в МГИМО, твердо зная, что ему уготована аспирантура и свя­занные с ней блага. Ему подфартило с родителями. Они жили

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Отец Карла воспитывал сына один. Он работал настройщиком органов и зарабатывал неплохие деньги, разъезжая по католическим соборам Запад­ной Европы. Он безумно любил сына, видя в нем продолжателя св

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
Посещая университет, Леночка стала замечать, что ей нравятся мальчики. Раньше она считала себя «синим чулком» и полагала, что никогда не выйдет замуж, тем более, что тетя Паша из соседнего подъезда

Психотерапия — благо или зло?
Золотухина-Аболина Елена Всеволодовна закончила в 1975г. философский факультет Р

От автора
Когда некоторое время назад мне предложили принять участие в написании книги, посвященной психотерапии, я усомнилась и задумалась. Действительно, я — не психотерапевт и не его пациент, ста

Кто нуждается в психотерапии?
Согласно общепринятой точке зрения, к психо­терапевту на прием приходят невротики. Слово «не­вротик», родившееся вместе с психоанализом и тес­но связанное с психотерапией, стало в последние десятил

ХРЕН РЕДЬКИ НЕ СЛАЩЕ, ИЛИ «МИЛАЯ ЖЕНЩИНА» НА ПРИЕМЕ У ПСИХОТЕРАПЕВТА
Среди посетителей психотерапевтов большой про­цент составляют «Милые женщины», т.е. женщи­ны в возрасте от тридцати пяти лет и старше. Сре­ди них немало одиноких, разведенных, столкнув­шихся в семь

ПСИХОТЕРАПЕВТ: АНГЕЛ ИЛИ ДЕМОН
Успех психотерапии зависит, в первую очередь, от специалиста, который берется за дело. Разумеется, позитивное продвижение связано и с личностью пациента, его желанием или нежела­нием идти

Ориентация на пациента.
Хороший психотерапевт занят не собственным самоутверждением, а интересами человека, который пришел к нему со своей бедой, поэтому он не ис­пользует директивный стиль и авторитарное давле­ние. Грубо

Ориентация на гибкий, развивающийся кон­такт с пациентом.
Исходные чувства психотерапевта, с которыми он вступает в лечебный контакт: 1) эмпатия — спо­собность понять чужие чувства и адекватно на них отозваться; 2) установка на сотрудничество. Кр

Ориентация на ведущую проблему пациента.
Опыт классического психоанализа показал, что аналитические сеансы могут идти бесконечно дол­го, давая весьма умеренные результаты. Пациент привязывается к аналитику, ходит к нему годами, исправно п

Применение различных теорий и методик.
Современный творческий психотерапевт-профес­сионал не склонен догматически останавливаться на одной какой-то теории или методике. Он стремится интегрировать в терапевтический процесс методики, выра

САМ СЕБЕ ПСИХОТЕРАПЕВТ!
Люди с неуравновешенным внутренним миром были всегда. Во все времена существовали заики и истерич­ки, те, кто страдал фобиями и депрессиями, испы­тывал постоянную тревожность, неуверенност

Трудности личной судьбы.
Первый фактор, мощно способствующий невротизации, это конкурентная система отношений в со­временном рыночном обществе (социокультурный фактор). Рынок, пронизывающий все социальные пласты, превращае

Гедонистическое переживание.
Гедонистический, как известно, это ориентиро­ванный на удовольствие, придающий приоритет чув­ственному началу. Гедонистическое переживание свойственно людям с инфантильной установкой на «принцип уд

Реалистическое переживание.
При реалистическом переживании человек под­чиняется диктату обстоятельств, считается с реаль­ностью, стараясь принять ее такой, какая она есть. Здесь оказывается задействован механизм терпения, так

Ценностное переживание.
Ценностное переживание возможно лишь при сложности и неоднозначности внутреннего мира че­ловека, при его способности к рефлексии и выбору. Человек бывает серьезно выбит из колеи, когда его

Безрелигиозный взгляд.
Причина страдания. В безрелигиозном сознании никто не ищет для сложившихся обстоятельств высших трансценден­тных причин или воздействия запредельных начал. В этом случае причиной ст

Христианство.
Причина страдания. Согласно христианству, причиной всех человечес­ких страданий является греховность человеческой природы, ослушание Бога. Человек виноват перед Богом исходно, именн

Эзотерический взгляд.
Причина страдания. Тупиковая невротическая привязанность, изма­тывающая в течение долгого времени силы челове­ка, может быть истолкована в рамках эзотеричес­кого подхода как кармиче

РЕШАЙТЕ САМИ!
Михаил Ефимович Литвак— кандидат ме­дицинских наук, преподаватель Ростовского ме

КТО ТОЧНО НЕ НУЖДАЕТСЯ В ПСИХОТЕРАПИИ
(портрет психологически здорового человека) Философ в главе «Кто нуждается в психотерапии» очень хорошо определила группы людей, которым следует обратиться за помощью к психотерапевту. В к

Физиологические потребности.
Это самые насущные, самые мощные из потреб­ностей. Так, если человек голоден, у него блекнет желание писать стихи и читать умные книги. Он мечтает только о еде. Когда человек голоден, он счи­тает,

Потребность в безопасности.
Кстати, эта потребность в нашем мире сейчас у некоторых весьма далека от удовлетворения. А без этого жизнь не вполне человеческая. Плохо и тогда, когда смыслом жизни становится удовлетворе

Сексуальные потребности.
Они начинают беспокоить человека лет с 10— 12, и только такого, у которого удовлетворена пищевая потребность и потребность в безопасности. Неприятности при этом неизбежны. Правильнее было бы сексом

Потребность в любви и принадлежности.
Это потребности четвертого уровня. Человеку нужна социальная группа, семья, где его приняли бы за своего (друзья, любимый, дети). Если эта потребность не удовлетворена, его тер­зает чувств

Потребность в признании.
Потребность этого уровня делится на два клас­са. Первый класс — потребность в достижении соб­ственного могущества. Второй класс — потребность в престиже. Удовлетворение этой потребности при­водит к

Потребность в самоактуализации.
Даже если человек удовлетворит все вышепере­численные потребности, он не будет чувствовать себя хорошо, если поймет, что занимается не тем, к чему предрасположен (т.е. не удовлетворил свою потреб­н

Потребность в познании и понимании.
Эта потребность вообще едва уловима, а патоло­гия, которая возникает при ее неудовлетворении, невыразительна, ей удается ускользнуть от наблю­дения и представиться нормой. О ней вообще очень мало г

Эффективное восприятие реальности и ком­фортные взаимоотношения с ней.
Самоактуализированный человек обладает пора­зительной способностью распознавать ложь, фальшь и неискренность. Оценки его удивительно точны, причем они распространяются на все аспекты ре­альности, а

Приятие (себя, других, природы).
А. Маслоу считает, что для самоактуализирован­ных людей характерно отсутствие чувства вины и стыда. Невротика же терзает чувство вины. Это чув­ство вины невротика связано с чрезмерной неосоз­наваем

Спонтанность, простота, естественность.
А. Маслоу отмечает, что самоактуализированный человек ведет себя спонтанно, просто и естествен­но, не стараясь произвести впечатление на других. Он отчетливо осознает, что мир, в котором он жи­вет,

Служение.
Этих людей, как указывает А. Маслоу, мало бес­покоят личные проблемы просто потому, что они уже решены. Они не склонны к самокопанию. У каждого из них есть свое призвание и дело. Здесь, как правило

Отстраненность; потребность в уединении.
А. Маслоу отмечал, что самоактуализированные люди умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество. Некоторые даже любят его. Им нетруд­но быть отстраненными и безмятежными; неудачи и поражени

Автономность, независимость от культу­ры и среды, воля и активность.
Главными для самоактуализированного челове­ка, как уже неоднократно указывалось, является личностный рост. Люди, не достигшие самоактуализации, нужда­ются в других людях, потому что только

Свежий взгляд на вещи.
А. Маслоу указывает, что самоактуализирован­ный человек обладает удивительной способностью радоваться жизни. Его восприятие свежо и наивно. Он не устает удивляться и испытывать восторг пе­ред разны

Мистическое, высшее переживание.
А. Маслоу отметил, что восторг у самоактуали­зированного человека иногда бывает настолько мощным, что его можно назвать мистическим пережива­нием, которое сопровождается чувством абсолютного всемог

Межличностные отношения.
А. Маслоу отмечает, что эти отношения у само­актуализированного человека глубже, чем у обыч­ного человека. Его интимные отношения с партне­ром достигают предельной глубины. Сблизиться с самоактуали

Демократичность.
Объявить себя демократом легко. Стать демок­ратом трудно, ибо истинная демократичность, как совершенно справедливо считает А. Маслоу, зало­жена в характере. Самоактуализированный чело­век демократи

Умение отличать средство от цели, доб­ро от зла.
Самоактуализированный человек всегда придер­живается тех принципов, какие высказывает. Он не совершает дурных поступков. Но зачастую пло­хое и хорошее он понимает не так, как среднеста­тистический

Философское чувство юмора.
А. Маслоу правильно подметил, что самоактуа­лизированные люди не улыбаются на плоскую шут­ку, но им нравится мягкий, философский юмор. Их юмор нацелен на глупость, их забавляет высокоме­рие человек

ГЕОМЕТРИЯ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА
В процессе воспитания в первые годы жизни у человека формируется личностный комплекс, ко­торый называется социогеном. Определив социоген, вы сможете определить свою судьбу. Сопиоген обус­ловлен зна

Между нормой и паталогией
Анализируя свой материал и работы выдающих­ся психотерапевтов, я разработал собственную модель психологически здорового человека, которую назвал аксиологической. В ее основе несколько модифици­рова

Удовлетворение чувства собственной зна­чительности за счет избыточного удовлетворе­ния пищеварительного инстинкта.
Один из моих подопечных сознался, что когда он был в невротическом состоянии, то почти регу­лярно ел черную икру, хотя испытывал определен­ные материальные трудности. Теперь он понял, что делал это

Чрезмерная забота о детях.
«Я живу ради детей», — заявляют многие. И сколько детей заболевает оттого, что родители хо­тят сделать из них знаменитых музыкантов, вра­чей полководцев, экономистов, государственных де­ятелей, не

Чрезмерная забота о родителях.
Одна из моих подопечных, женщина 47 лет, от­казалась переехать в другой город, куда направля­ли ее мужа в связи с его значительным повышени­ем в должности. Она отказалась из-за того, что это­го не

Стремление к власти.
Мне очень понравилось одно интервью. Крупно­го ученого спросили, не хочет ли он пойти в поли­тику. Он ответил: «Зачем? В политику идут те, кто ничего не умеет делать». Я его понял так, что пло­хи т

Увлечения, хобби.
Относительно благоприятный вариант. Ведь хоб­би способствует развитию личности. Нередко хобби становится основным делом. Тогда это вообще ве­ликолепно. Так, мы знаем многих артистов, кото­рые начин

Пристройка к кому-то (чему-то) значи­тельному (гению, «звезде», авторитету, секте).
Существует два варианта пристройки: пристрой­ка сверху и пристройка снизу. Пристройка сверху — это немотивированная критика, травля, уничтоже­ние. Пристройка снизу — почитание, восхищение, благогов

Болезнь.
Думаю, что многие больные больше любят ле­читься в клиниках институтов, чем в обычных ста­ционарах не столько потому, что там лучше лечат, сколько потому, что там лучше удовлетворяется чув­ство соб

ДЛЯ ЧЕГО ОНА НАМ НУЖНА
Прежде всего я хочу дать определение психоте­рапии. Психотерапия — это комплексное лечебное воз­действие с помощью психических средств на пси­хику больного, а через нее на весь его организ

KAК НАЙТИ ХОРОШЕГО ПСИХОТЕРАПЕВТА
Это проблема из проблем в нашем обществе. К сожалению, мы — общество любителей. У нас тя­жело найти профессионала в любой отрасли. Каж­дый из вас может рассказать, как его подводили повара, слесари

I. Методы симптоматической психотерапии
1. Несуггестивные методы а) разъяснительная психотерапия б) рациональная психотерапия (Дюбуа) в) сократический диалог (Кречмер) 2. Суггестивные, методы

II. Методы патогенетической и этиологичес­кой (личностно ориентированной) психотера­пии
1. Методы, корригирующие задатки личности а) первичный крик (Янов) б) второе рождение (Грофф) 2. Методы, развивающие способности личнос­ти (Маслоу)

КАК СТАТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ
Эту главу я написал для тех, кто хочет стать психотерапевтом, и для начинающих психотерапев­тов, которые, если бросят это дело, то еще не очень много потеряют. Основная моя задача — не столько прив

Овладение методами психотерапевтической работы.
Жизнь есть жизнь. И когда у психотерапевта возникают невротические проблемы, он прекраща­ет заниматься психотерапией и сам обращается к кому-нибудь за помощью. Для этого сейчас у нас и за рубежом с

Бинтование душевных ран или психотерапия?
Ответственный редактор Редактор Корректор Обложка художника Компьютерная верстка В.Д. Медведев Г. И. Медведева Г.А. Бибикова И. В. Битюковой И.А. Ков

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги