рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ - раздел Психология, Бинтование Душевных ран Или психотерапия? Отец Карла Воспитывал Сына Один. Он Работал Настройщиком Органов И Зарабатыва...

Отец Карла воспитывал сына один. Он работал настройщиком органов и зарабатывал неплохие деньги, разъезжая по католическим соборам Запад­ной Европы. Он безумно любил сына, видя в нем продолжателя своего дела. Отец старался дать Кар­лу хорошее образование и нанял хороших учителей музыки.

У Карла обнаружился абсолютный слух и тон­кое понимание музыки. С раннего возраста он по­ражал окружающих: к десяти годам прекрасно иг­рал на рояле и скрипке, любил ходить в музыкаль­ный театр и наизусть знал несколько оперных арий. Отец гордился успехами сына.

Пока мальчишки играли в футбол (а это было — на минуточку — поколение Круиффа, Неескенса и Ренсенбринка), Карл занимался вокалом и оттачи­вал технику игры на фортепиано и скрипке. Часто ему хотелось плюнуть на Моцарта с Бетховеном и махнуть во двор, но он любил отца и не хотел рас­страивать того непослушанием.

— Папа, — сказал как-то Карл. — Ты очень рас­строишься, если я пойду играть с ребятами в фут­бол?

— Не знаю, — признался отец. — Наверное, да. Но, если у тебя возникла такая потребность, иди. Карл вздохнул... и остался дома.

С каждым днем его популярность росла, и очень скоро им заинтересовались самые знаменитые имп­ресарио мира — от итальянских до нью-йоркских. Но Карл твердо заявил, что до получения диплома не подпишет ни одного контракта.

Единственный вид концертной деятельности, ко­торый позволял себе Карл, — участие в конкурсах. Практически не было ни одного мало-мальски из­вестного конкурса молодых исполнителей, в кото­ром бы не участвовал Карл, и везде он занимал при­зовые места. А конкурс в Австрии закончился пол­ным триумфом — он получил Гран-при и солидный денежный приз.

К четвертому курсу Карл не выдержал-таки на­пора пронырливых импресарио и подписал контракт с «Гранд Опера», куда должен был отправиться сра­зу после окончания учебы в консерватории.

— Ты сделал многое, — сказал ему отец. — Я даже и мечтать не мог, что мой сын добьется таких успехов...

— Это только благодаря тебе, папа, — ответил Карл. — Если бы не ты, я бы, наверняка, стал фут­болистом или настройщиком органов.

— И все-таки, все-таки... Кто-то должен и орга­ны настраивать, — грустно проговорил отец.

— Извини, папа, — сказал Карл. — Я не хотел тебя обидеть. Ты самый лучший в мире настрой­щик, и я никогда не смог бы тебя превзойти. А мне нравится быть лучшим.

Отец искренне радовался успехам сына и без­мерно им гордился, собираясь засесть за мемуары, которым даже придумал название — «Записки отца гения».

Все шло как нельзя лучше, если бы не одно «но»...

Однажды во время профилактического осмотра у Карла обнаружили полипоз гортани.

— Это опасно? — спросил Карл у отоларинголога.

— Как вам сказать, — протянул доктор, глядя куда-то в сторону. — По большому счету, никакой опасности нет. Но вам предстоит операция на гор­тани.

— Операция?

— Это совершенно безопасная и безболезненная процедура.

Операция прошла совершенно без осложнений, если не считать того, что Карл потерял возможность выступать на сцене. После нескольких секунд пе­ния начинались дикие боли, и о продолжении ка­рьеры не могло быть и речи.

— Теперь ты можешь настраивать органы, — грустно сказал отец сыну. — Мне нужна замена.

Но Карл не хотел настраивать органы и слушать классическую музыку. Он не хотел ничего.

Ему казалось, что жизнь потеряла смысл, ибо голубая мечта детства стала совершенно несбыточ­ной. Ему не быть великим оперным певцом и не выступать в лучших театрах мира. Никогда ему не будут рукоплескать зрительные залы!

За что Бог наказал его? И почему именно его? Полипоз гортани — заболевание очень редкое, но оно поразило именно Карла. Не геморрой, не диа­бет — а именно полипоз гортани!

Настраивать органы? Смешно... Надежда миро­вого оперного искусства — настройщик заштатных органов в заштатных церквах. Пошло и мерзко... Лучше переквалифицироваться в уборщика мусора и забыть обо всем. Пить пиво, болеть за любимый футбольный клуб «Аякс» и обсуждать политичес­кие новости с такими же, как и он, уборщиками...

Одно упоминание об опере или случайно услы­шанная по радио ария приводили Карла в трудно преодолимую депрессию. Не помогали спиртные на­питки, не помогали падшие женщины, которых при­водил отец в надежде, что Карл сможет отвлечься и забыться.

Карл за год, проведенный вне сцены, резко по­худел и перестал интересоваться окружающим. Он ел, пил, ходил на футбол, но в его глазах не было интереса к жизни.

— Сынок, — сказал ему однажды отец, — ка­жется, тебе следует жениться. Ты достаточно со­зрел для этого. Пора создавать семью, рожать де­тей и стараться сделать так, чтобы они продолжали нашу фамилию.

— Но жену и детей надо чем-то кормить. Я не могу жить за чужой счет.

— Корми, кто тебе мешает?

— Но я ничего не умею.

— Никто не мешает тебе получить образование. Еще не поздно. Ты можешь куда-нибудь поступить и получить престижную специальность.

— Куда?

— Не знаю, — отец взял со стола газету. — Вот объявление — набор в техническую школу...

— Техническую? Это что такое?

— Несколько отделений... Пятнадцать...

— Какое тринадцатое?

— Электротехническое.

— Значит, пойду на электротехническое. Кем я после этого буду?

— Электротехником.

К удивлению отца, Карл на следующий день по­шел записываться в техническую школу, где через три недели начались занятия. В первое время Карл ходил на них без удовольствия, но потом втянулся, чему причиной была довольно шустрая компания, которая споро посещала все мероприятия — от фут­бола до пикников на природе с пивом.

Карлу понравилась одна из сокурсниц — худень­кая, изящная Ирэн, жившая, как оказалось, неда­леко от Карла, который никогда до этого не ухажи­вал за женщинами (девушки легкого поведения не в счет) и не знал, как начать ухаживания.

— Папа, — спросил он однажды, — как ты уха­живал за мамой?

— Откровенно говоря, не помню, — ответил отец. — Кажется, подарил однажды цветы, сводил в кафе. Потом попросил руки у ее родителей. Те согласи­лись. Ну, вроде, и все.

— А что мне делать с Ирэн?

— Подари цветы, своди в кафе, поговори о чем-нибудь умном. Ты, вообще-то, о чем-нибудь таком знаешь?.. Литература, искусство...

— Литературу — не очень. Ты ведь знаешь, мне книги читать было некогда. У меня репетиции были — по восемь-десять часов в день. Когда мне книги было читать?

— Почитай сейчас. У тебя время есть. Начинай с чего-нибудь простого.

— Непривычно это... Но попробую.

За день до свидания с Ирэн Карл засел за чтение мировой литературы и втянулся. Особенно ему нра­вились романы Майн Рида и Фенимора Купера. Но его кумиром стал знаменитый немец Карл Мей с его отважными индейцами и беспощадными ковбо­ями...

Поэзия давалась Карлу с большим трудом, и он с грехом пополам выучил наизусть несколько сти­хотворений, которые очень быстро забыл, так и не применив их в качестве боевого оружия.

Отношения с Ирэн развивались по всем кано­нам марьяжной дипломатии, но Карл никогда не рассказывал невесте о том, что некогда учился му­зыке и мечтал об оперной сцене.

Ирэн подрабатывала по выходным продавщицей в цветочном магазине и долго смеялась, когда Карл подарил ей букет тюльпанов. Она благосклонно при­нимала ухаживания Карла, и через полгода они по­женились. Свадьба проходила в расположенном ря­дом с жильем Карла кафе, где присутствовали по­чти все родственники.

К сожалению, личная жизнь Карла не залади­лась. Несмотря на учебу в технической школе, он продолжал жить представлениями о жизни, полу­ченными в кругах оперной богемы. Шампанское, беседы при свечах... И в семейной жизни не зала­дилось. То, на что он в первое время не обращал внимания, раздражало его все больше и больше. То, что раньше казалось ему мелкими чудачества­ми, теперь представлялось ужасной местечковостью.

— Папа, — говорил он, — она женщина не на­шего круга. Ее мать работает прачкой, а отец — маляром. Она, конечно, молодец, выбилась в люди. Но привычки у нее остались прачечные. Не знаю, что делать...

— Терпи. Стерпится-слюбится.

— Сколько можно терпеть! Она слушает эту ужас­ную музыку. Ты слышал когда-нибудь о рок-н-рол­ле? Это такая музыка — бум-бум-бум... тра-та-та...

— Конечно, слышал. Отец Марк слушает рок-н-роллы и думает, что никто об этом не знает... «Beatles», «Rolling stones»...

— Черт с ним, с отцом Марком. Я, в конце кон­цов, женился не на отце Марке.

— Что за странные мысли тебе приходят в голову!

— Да я не об этом! Я хочу сказать, что не выно­шу эту музыку. У меня от нее болит голова. Чест­ное слово, я не знаю, что мне делать.

— Терпи, сынок, терпи...

Но долго выдержать такого безобразия Карл не мог.

В один прекрасный день он собрал вещи и ушел от Ирэн к отцу. А вечером впервые за последние несколько лет пошел в оперный театр на «Тривиату»...

Началась совершенно другая жизнь. Карл хо­дил в театры, покупал пластинки; выписывая му­зыкальные журналы, с удивлением узнал, что его помнят в оперном мире. Иногда на концертах к нему подходили знакомые и совершенно незнакомые люди, выражая сочувствие.

Карлу было приятно такое внимание. Его при­гласили в детскую музыкальную школу руководить хором, но Карл отказался, полагая, что это черес­чур близко поставит его рядом со своим несчасть­ем.

Карл не мог взять в толк, что изменило его от­ношение к опере в последние несколько недель. Не­ужели им руководили только негативные эмоции, навеянные рок-музыкой?

Отец Карла не мог без удовольствия смотреть на то, как сын после долгой паузы возвращается к жиз­ни, с другой стороны, он немного жалел о разрыве сына с Ирэн, которая ему, откровенно говоря, нра­вилась. Но что сделано — то сделано. Сын жил в доме отца, и тому нравилось такое соседство.

Карл только теперь стал понимать, насколько интересный человек его отец, который, как выяс­нилось, разбирался не только в настройке органов, но и в литературе, и в живописи, и в политике. Именно отец потащил его в частный музей Ван Гога, где Карл впервые увидел картины великого голлан­дского живописца.

— Кажется, Карл, ты становишься, по-настоя­щему культурным человеком.

— Очень может быть, отец...

Все было бы ничего, но в один прекрасный мо­мент Карл по-настоящему влюбился. Его избран­ницей оказалась артистка балета, — замкнутая, хо­лодная, как айсберг, и безумно красивая немка, ко­торая была на двадцать лет старите его.

Карл познакомился с ней за кулисами венского оперного театра, где она оказалась совершенно слу­чайно — зашла к подружке. Карл долго не знал, как подступиться к немке, и попросил своего при­ятеля, с которым когда-то (казалось, в другой жиз­ни) учился в Роттердамской консерватории, позна­комить его с красавицей.

— А вы разве незнакомы? — удивился приятель. — Это же Моника. Ее тут все знают. Она танцует в Берлине.

— Нет, не знаю. Наверное, если бы я ее знал, не просил бы тебя меня представить...

— Пожалуйста, если ты настаиваешь.

И влюбившегося с первого взгляда Карла пред­ставили Марте.

К счастью, к тому времени Карл обладал боль­шим интеллектуальным багажом, с помощью кото­рого было довольно просто укладывать женщин в постель. Однако на этот раз багаж знаний не очень-то помог Карлу. Интеллектуальные беседы о лите­ратуре, кинематографе и оперных театрах не про­извели на Марту никакого впечатления. Она оста­валась холодна, ибо знала, кажется, значительно больше Карла.

— Что мне делать, папа? — в отчаянии вопро­шал Карл. — Она меня не замечает. Я дарю ей до­рогие цветы и золотые украшения, трачу на это все деньги, а она принимает подарки так, будто дарить ей цветы и украшения — мой долг и обязанность...

— Значит, она понимает, что ты к ней не равно­душен. Если ты ей нравишься, в конце концов ты сумеешь завоевать ее сердце, если нет — хоть дари, хоть не дари — все едино.

— Что ты имеешь в виду? Что я зря дарю ей цветы?

— Не знаю. Ничего я не имею в виду. Чему быть — того не миновать.

День сменялся следующим; душа и тело Марты ни на сантиметр не приближались к Карлу.

Однажды он встретил одного из своих однокурс­ников, с которым когда-то учился в технической шко­ле, и выложил ему обо всех своих амурных неприят­ностях.

— Старина Карл! — закричал сокурсник. — Ты совсем не изменился... Зачем тебе эти женщины? Забудь и пей пиво.

После дежурных «ты помнишь» и «а как мы тог­да» приятели отправились в ближайшую пивную от­метить такое замечательное событие, как случайная встреча старых друзей.

После пятой кружки Карл подумал, что это че­ресчур даже для такого крепкого человека, как он. Но его однокурсник не сдавался.

— Что такое четыре кружки пива для таких вос­питанных и благородных молодых людей, как мы с тобой? Пыль для моряка, и больше ничего. Мы ведь когда-то выпивали с тобой и более...

— Разве?

— Еще как! Ну, может быть, и не с тобой. Ты помнишь этого фламандца?.. Кажется, его звали Эрик...

Употребление пива в особо больших количествах закончилось далеко за полночь. Карл с трудом добрался домой, где удивленный отец ждал его у две­рей. Увидев Карла, он укоризненно покачал голо­вой, но ничего не сказал.

Утром у Карла страшно раскалывалась голова, и он дал себе честное слово никогда не пить больше двух (потом все-таки увеличил дозу до трех) кру­жек. На завтрак он втиснул в себя стакан холодно­го молока.

— Нельзя так много пить, сынок, — сказал ут­ром отец. — Ты загубишь свое здоровье... Кстати, вчера тебе звонила Марта.

— Мне? Марта?

— Тебе, конечно... Не мне же.

— Что она сказала?

— Спросила, где тебя можно найти.

— Что ты ответил?

— Что ты шляешься неизвестно где.

— А она?

— Повесила трубку.

Карл схватился за голову. Впервые Марта по­звонила ему домой, а он в это время глушил пиво и вел дурацкие беседы о смысле жизни! И в это самое время ему звонила женщина, о которой он мечтал всю жизнь.

Ему позвонила Марта!

И он не оправдал ее ожиданий...

Кое-как умывшись и еще раз почистив зубы, Карл отправился в театр, надеясь встретить любимую.

В театре Марты не было, но ему сказали, что она вот-вот должна подойти. Карл бесцельно сло­нялся между рядами, когда появилась она. Кинув на Карла внимательный взгляд, она быстрыми ша­гами направилась в сторону своего воздыхателя.

— Карл, что случилось? — начала она. — Я вче­ра звонила тебе, но отец сказал, что ты пропадаешь неизвестно где.

— Ничего не случилось. — Я вчера встретил од­нокурсника и мы отметили это событие. Выпили по... кхм.. две кружки пива.

— Ты можешь выпить две кружки пива? — ужаснулась Марта. — Ты — две кружки пива?!

— Честно говоря, я и сам этому до сих удивля­юсь, — сказал Карл. — Я очень плохо себя чув­ствую. У меня болит голова, мне хочется пить и, вообще, у меня такое чувство, что я вот-вот умру.

— У меня тоже такое чувство, — сказала Мар­та. — У тебя такой вид, словно тебе пора делать искусственное дыхание.

Марта крепко взяла Карла за руку и повела к себе домой...

Что было потом, Карл рассказывать категори­чески отказывается. То ли он проявил себя настоя­щим мужчиной, то ли, наоборот, истинным джент­льменом. Но на следующий день Карл и Марта ре­шили пожениться.

Первые месяцы после свадьбы показались Карлу волшебной сказкой. Он просыпался и не верил в свое счастье — рядом с ним лежала самая красивая, са­мая умная и самая утонченная женщина Голландии.

«Господи, за что такое счастье, — думал Карл. — Кто такой я, и кто — она? Неудавшийся оперный певец, неудачник и самая изысканная женщина Рот­тердама...»

Молодые первые недели после брака проводили в праздности и весельи. Ходили в гости к старым приятелям Карла и Марты, устраивали вечеринки на новой квартире, которую они сняли на юго-за­паде столицы. Большей частью это были друзья Мар­ты из числа артистов балета, музыкантов и других представителей высшего света.

Высший свет резвился у молодых по полной про­грамме: пили, пели, танцевали... Карлу все чаще казалось, что он чужой на этом празднике жизни. Конечно, с ним общались как с равным, ему жали руки, а некоторые дамы поглядывали на него весь­ма и весьма кокетливо.

И, тем не менее, Карл чувствовал себя не в сво­ей тарелке.

— Я не могу понять, — жаловался он отцу. — Вроде все в порядке, но, что-то тут не так. Я чув­ствую, что не вписываюсь в этот круг, хотя, каза­лось бы...

— Разумеется, — отвечал мудрый отец. — Для них ты всего-навсего муж Марты, подававший ког­да-то большие надежды... А теперь ты муж Марты и — инженер-электрик... Они там все дирижеры – режиссеры – солисты – танцоры, а ты — электрик. По­нял?

Карл понимал, что имел в виду отец. Но что он мог поделать? Посоветоваться с женой? Вряд ли она поймет его чувства... В общем, он был счастлив, но нечто мешало ощутить счастье во всем его многооб­разии.

— Ты мне не нравишься, — однажды сказала ему Марта. — Ты обязан взять себя в руки. Ты всех сторонишься, как юноша из глухой деревни. Толь­ко и делаешь, что пьешь вино и пытаешься состро­ить довольную физиономию. Знай, что тебе это плохо удается.

— Я очень стараюсь.

— Не знаю, что с тобой происходит. Я думала, что тебе будет интересно с моими приятелями, ведь они люди искусства!

— Мне очень с ними интересно...

— Ты чувствуешь себя электриком, попавшим в компанию интеллектуалов. Эдаким сельским при­дурком.

— Во-первых, я— не сельский придурок, а, во-вторых, твои приятели — отнюдь не интеллектуа­лы.

— Интеллектуалы они или нет — дело десятое! Важно, как ты себя ощущаешь. И чтобы ты не чув­ствовал себя придурком или электриком, нужно что-то делать.

— Может, начнем приглашать в гости электри­ков или сельских придурков? У меня, кажется, есть родственники в деревне.

— Уволь. Ничего не имею против электриков и придурков. Но ты должен меня понять. Я не знаю законов этого самого англичанина... кажется. Ома.

— Правильно. Я тебе о них расскажу.

— Ни в коем случае. Сколько лет без них жила и дальше как-нибудь проживу.

— Что ты предлагаешь?

— Я думаю, тебе стоит вернуться...

— Куда вернуться?

— В оперу, разумеется. В оперный театр.

— Электриком?

— Зачем же? На первых порах — помощником режиссера, а там — будет видно. Я уже договори­лась. Тебя с удовольствием возьмут, потому что по­мнят. Деньги, конечно, небольшие. Но работа ин­тересная. Ты будешь при деле, которое тебе нра­вится.

— Это обязательно?

— Желательно. Для тебя же самого.

Несколько дней Карл не выходил из дома, обду­мывая предложение жены. Иногда ему казалось, что старые раны затянулись, и он будет получать удовольствие от работы. Иногда — что стоит ему регулярно по долгу службы посещать театр, как его охватит непреодолимая депрессия.

Карл не находил себе места и однажды позво­нил однокурснику, который с радостью принял при­глашение выпить пива.

— У тебя опять ворох проблем, — усмехнулся приятель.

— Не знаю, что делать, — признался Карл. — Может, ты посоветуешь?

— Я? Но у меня же жизнь — прямая линия. Как закончил техническую школу, так и живу спо­койно — жениться не собираюсь. Да и оперным пев­цом я никогда не мечтал стать. Работаю на «Филлипсе», зарабатываю неплохо... Что мне еще надо? Может быть, когда-нибудь и женюсь, да только не сейчас.

Встреча друзей закончилась далеко за полночь. Обо всем было говорено переговорено, однако решить — стоит или нет идти в театр — не удалось.

Утром Марта устроила Карлу большой скандал.

— Ты хочешь стать алкоголиком? — грозно спро­сила жена.

— Не хочу, — сказал Карл. — Какой из меня алкоголик? У меня же голова от выпивки болит так, что я даже о «Кока-коле» думать не могу...

— И не думай... Сегодня последний день, когда можно устроиться на ту работу, которую я тебе пред­ложила. Если не придешь, это место займет дру­гой. Так что иди. Завтра будет поздно.

Простояв около получаса под холодным душем, Карл отправился в театр под руку с Мартой, и в тот же день был зачислен в штат Роттердамского опер­ного театра.

— Я до сих пор не знаю, — сказал потом отцу Карл, — правильно я сделал или нет, дав себя уго­ворить. Мне до сих пор снится, что я стою на сце­не. А когда просыпаюсь, мне хочется плакать, ибо жизнь сложилась не так, как хотелось. Видно, не судьба... Но зато мне так нравится театральная су­ета, ощущать себя причастным к великому таин­ству, что я чувствую себя почти счастливым.

— Ты все сделал правильно, сынок, — ответил отец Карлу, качая мудрой головой.

Произошедшее с Карлом — отнюдь не редкое явление и не всегда становится трагедией для того, кто не в состоянии продолжить успешно начатую карьеру. Более того, иногда переход от одного вида деятельности к другому, коренная ломка устояв­шегося стереотипа приводят к весьма и весьма бла­гоприятным результатам. Да, такое случается, но, к сожалению, не всегда. Для людей творческих про­фессиональная несостоятельность может привести к тяжелейшей психической травме, когда вчераш­ние мечты об успехе, благодарных зрителях, ум­ных читателях, цветах, гонорарах и прочих сопут­ствующих атрибутах превращаются в прах.

Еще хуже, когда до бешеного успеха остался только один шаг, но в самый последний момент вме­шивается нечто, и все рушится.

Карл, поняв, что ему уже никогда не стать вели­ким оперным певцом, несколько недель не мог ду­мать ни о чем, кроме самоубийства. Он потом рас­сказывал, что часами мог размышлять о том, что более безболезненно — отравиться или перерезать вены. Он считал, что божественный смысл его жизни утерян; не будет ни сцены, ни поклонников, ни славы. Следовательно, не будет ничего... Любая мысль, тем более, любое упоминание о театре и сцене вызывали у него отвращение и боль.

Но Карл полюбил... С любовью пришла и на­дежда. А настойчивость и понимание со стороны Марты помогли вернуть ему, казалось, навсегда ут­раченный мир. Да, теперь Карл занимает очень скромную должность, но он все-таки возвратился в театр, а рядом с ним — любимый и любящий чело­век, и он счастлив.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Бинтование Душевных ран Или психотерапия?

На сайте allrefs.net читайте: "Бинтование Душевных ран Или психотерапия?"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Литвак М.Е., Золотухина-Аболина Е.В., Мирович М.О.
Л64 Бинтование душевньк ран или психотерапия? — Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с. - (Сер. «Психологические этюды»). ISBN5-222-01340-5 Когда душевные раны бинтуют

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Дорогие наши читатели! Как вы уже поняли, перед вами необычная кни­га. Ее авторы — писатель (М.0. Мирович), фило­соф (Е.В. Золотухина-Аболина) и я — психотера­певт (М.Е. Литвак). Писатель

БИНТОВАНИЕ ДУШЕВНЫХ РАН
Михаил Олегович Мирович родился в 1958 году в городе Ростове-на-Дону. Медик по образова­нию и писатель по

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Жизнь принца, которого звали Володей, склады­валась успешно; он завершал обучение в МГИМО, твердо зная, что ему уготована аспирантура и свя­занные с ней блага. Ему подфартило с родителями. Они жили

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
Посещая университет, Леночка стала замечать, что ей нравятся мальчики. Раньше она считала себя «синим чулком» и полагала, что никогда не выйдет замуж, тем более, что тетя Паша из соседнего подъезда

Психотерапия — благо или зло?
Золотухина-Аболина Елена Всеволодовна закончила в 1975г. философский факультет Р

От автора
Когда некоторое время назад мне предложили принять участие в написании книги, посвященной психотерапии, я усомнилась и задумалась. Действительно, я — не психотерапевт и не его пациент, ста

Кто нуждается в психотерапии?
Согласно общепринятой точке зрения, к психо­терапевту на прием приходят невротики. Слово «не­вротик», родившееся вместе с психоанализом и тес­но связанное с психотерапией, стало в последние десятил

ХРЕН РЕДЬКИ НЕ СЛАЩЕ, ИЛИ «МИЛАЯ ЖЕНЩИНА» НА ПРИЕМЕ У ПСИХОТЕРАПЕВТА
Среди посетителей психотерапевтов большой про­цент составляют «Милые женщины», т.е. женщи­ны в возрасте от тридцати пяти лет и старше. Сре­ди них немало одиноких, разведенных, столкнув­шихся в семь

ПСИХОТЕРАПЕВТ: АНГЕЛ ИЛИ ДЕМОН
Успех психотерапии зависит, в первую очередь, от специалиста, который берется за дело. Разумеется, позитивное продвижение связано и с личностью пациента, его желанием или нежела­нием идти

Ориентация на пациента.
Хороший психотерапевт занят не собственным самоутверждением, а интересами человека, который пришел к нему со своей бедой, поэтому он не ис­пользует директивный стиль и авторитарное давле­ние. Грубо

Ориентация на гибкий, развивающийся кон­такт с пациентом.
Исходные чувства психотерапевта, с которыми он вступает в лечебный контакт: 1) эмпатия — спо­собность понять чужие чувства и адекватно на них отозваться; 2) установка на сотрудничество. Кр

Ориентация на ведущую проблему пациента.
Опыт классического психоанализа показал, что аналитические сеансы могут идти бесконечно дол­го, давая весьма умеренные результаты. Пациент привязывается к аналитику, ходит к нему годами, исправно п

Применение различных теорий и методик.
Современный творческий психотерапевт-профес­сионал не склонен догматически останавливаться на одной какой-то теории или методике. Он стремится интегрировать в терапевтический процесс методики, выра

САМ СЕБЕ ПСИХОТЕРАПЕВТ!
Люди с неуравновешенным внутренним миром были всегда. Во все времена существовали заики и истерич­ки, те, кто страдал фобиями и депрессиями, испы­тывал постоянную тревожность, неуверенност

Трудности личной судьбы.
Первый фактор, мощно способствующий невротизации, это конкурентная система отношений в со­временном рыночном обществе (социокультурный фактор). Рынок, пронизывающий все социальные пласты, превращае

Гедонистическое переживание.
Гедонистический, как известно, это ориентиро­ванный на удовольствие, придающий приоритет чув­ственному началу. Гедонистическое переживание свойственно людям с инфантильной установкой на «принцип уд

Реалистическое переживание.
При реалистическом переживании человек под­чиняется диктату обстоятельств, считается с реаль­ностью, стараясь принять ее такой, какая она есть. Здесь оказывается задействован механизм терпения, так

Ценностное переживание.
Ценностное переживание возможно лишь при сложности и неоднозначности внутреннего мира че­ловека, при его способности к рефлексии и выбору. Человек бывает серьезно выбит из колеи, когда его

Безрелигиозный взгляд.
Причина страдания. В безрелигиозном сознании никто не ищет для сложившихся обстоятельств высших трансценден­тных причин или воздействия запредельных начал. В этом случае причиной ст

Христианство.
Причина страдания. Согласно христианству, причиной всех человечес­ких страданий является греховность человеческой природы, ослушание Бога. Человек виноват перед Богом исходно, именн

Эзотерический взгляд.
Причина страдания. Тупиковая невротическая привязанность, изма­тывающая в течение долгого времени силы челове­ка, может быть истолкована в рамках эзотеричес­кого подхода как кармиче

РЕШАЙТЕ САМИ!
Михаил Ефимович Литвак— кандидат ме­дицинских наук, преподаватель Ростовского ме

КТО ТОЧНО НЕ НУЖДАЕТСЯ В ПСИХОТЕРАПИИ
(портрет психологически здорового человека) Философ в главе «Кто нуждается в психотерапии» очень хорошо определила группы людей, которым следует обратиться за помощью к психотерапевту. В к

Физиологические потребности.
Это самые насущные, самые мощные из потреб­ностей. Так, если человек голоден, у него блекнет желание писать стихи и читать умные книги. Он мечтает только о еде. Когда человек голоден, он счи­тает,

Потребность в безопасности.
Кстати, эта потребность в нашем мире сейчас у некоторых весьма далека от удовлетворения. А без этого жизнь не вполне человеческая. Плохо и тогда, когда смыслом жизни становится удовлетворе

Сексуальные потребности.
Они начинают беспокоить человека лет с 10— 12, и только такого, у которого удовлетворена пищевая потребность и потребность в безопасности. Неприятности при этом неизбежны. Правильнее было бы сексом

Потребность в любви и принадлежности.
Это потребности четвертого уровня. Человеку нужна социальная группа, семья, где его приняли бы за своего (друзья, любимый, дети). Если эта потребность не удовлетворена, его тер­зает чувств

Потребность в признании.
Потребность этого уровня делится на два клас­са. Первый класс — потребность в достижении соб­ственного могущества. Второй класс — потребность в престиже. Удовлетворение этой потребности при­водит к

Потребность в самоактуализации.
Даже если человек удовлетворит все вышепере­численные потребности, он не будет чувствовать себя хорошо, если поймет, что занимается не тем, к чему предрасположен (т.е. не удовлетворил свою потреб­н

Потребность в познании и понимании.
Эта потребность вообще едва уловима, а патоло­гия, которая возникает при ее неудовлетворении, невыразительна, ей удается ускользнуть от наблю­дения и представиться нормой. О ней вообще очень мало г

Эффективное восприятие реальности и ком­фортные взаимоотношения с ней.
Самоактуализированный человек обладает пора­зительной способностью распознавать ложь, фальшь и неискренность. Оценки его удивительно точны, причем они распространяются на все аспекты ре­альности, а

Приятие (себя, других, природы).
А. Маслоу считает, что для самоактуализирован­ных людей характерно отсутствие чувства вины и стыда. Невротика же терзает чувство вины. Это чув­ство вины невротика связано с чрезмерной неосоз­наваем

Спонтанность, простота, естественность.
А. Маслоу отмечает, что самоактуализированный человек ведет себя спонтанно, просто и естествен­но, не стараясь произвести впечатление на других. Он отчетливо осознает, что мир, в котором он жи­вет,

Служение.
Этих людей, как указывает А. Маслоу, мало бес­покоят личные проблемы просто потому, что они уже решены. Они не склонны к самокопанию. У каждого из них есть свое призвание и дело. Здесь, как правило

Отстраненность; потребность в уединении.
А. Маслоу отмечал, что самоактуализированные люди умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество. Некоторые даже любят его. Им нетруд­но быть отстраненными и безмятежными; неудачи и поражени

Автономность, независимость от культу­ры и среды, воля и активность.
Главными для самоактуализированного челове­ка, как уже неоднократно указывалось, является личностный рост. Люди, не достигшие самоактуализации, нужда­ются в других людях, потому что только

Свежий взгляд на вещи.
А. Маслоу указывает, что самоактуализирован­ный человек обладает удивительной способностью радоваться жизни. Его восприятие свежо и наивно. Он не устает удивляться и испытывать восторг пе­ред разны

Мистическое, высшее переживание.
А. Маслоу отметил, что восторг у самоактуали­зированного человека иногда бывает настолько мощным, что его можно назвать мистическим пережива­нием, которое сопровождается чувством абсолютного всемог

Межличностные отношения.
А. Маслоу отмечает, что эти отношения у само­актуализированного человека глубже, чем у обыч­ного человека. Его интимные отношения с партне­ром достигают предельной глубины. Сблизиться с самоактуали

Демократичность.
Объявить себя демократом легко. Стать демок­ратом трудно, ибо истинная демократичность, как совершенно справедливо считает А. Маслоу, зало­жена в характере. Самоактуализированный чело­век демократи

Умение отличать средство от цели, доб­ро от зла.
Самоактуализированный человек всегда придер­живается тех принципов, какие высказывает. Он не совершает дурных поступков. Но зачастую пло­хое и хорошее он понимает не так, как среднеста­тистический

Философское чувство юмора.
А. Маслоу правильно подметил, что самоактуа­лизированные люди не улыбаются на плоскую шут­ку, но им нравится мягкий, философский юмор. Их юмор нацелен на глупость, их забавляет высокоме­рие человек

Сопротивление влиянию культуры; трансценденция культуры.
Самоактуализированный человек неплохо адап­тирован к своей культуре и в то же самое время сопротивляется ее влиянию, он в какой-то степени внутренне отчужден, внутренне независим от нее. Например,

ГЕОМЕТРИЯ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА
В процессе воспитания в первые годы жизни у человека формируется личностный комплекс, ко­торый называется социогеном. Определив социоген, вы сможете определить свою судьбу. Сопиоген обус­ловлен зна

Между нормой и паталогией
Анализируя свой материал и работы выдающих­ся психотерапевтов, я разработал собственную модель психологически здорового человека, которую назвал аксиологической. В ее основе несколько модифици­рова

Удовлетворение чувства собственной зна­чительности за счет избыточного удовлетворе­ния пищеварительного инстинкта.
Один из моих подопечных сознался, что когда он был в невротическом состоянии, то почти регу­лярно ел черную икру, хотя испытывал определен­ные материальные трудности. Теперь он понял, что делал это

Чрезмерная забота о детях.
«Я живу ради детей», — заявляют многие. И сколько детей заболевает оттого, что родители хо­тят сделать из них знаменитых музыкантов, вра­чей полководцев, экономистов, государственных де­ятелей, не

Чрезмерная забота о родителях.
Одна из моих подопечных, женщина 47 лет, от­казалась переехать в другой город, куда направля­ли ее мужа в связи с его значительным повышени­ем в должности. Она отказалась из-за того, что это­го не

Стремление к власти.
Мне очень понравилось одно интервью. Крупно­го ученого спросили, не хочет ли он пойти в поли­тику. Он ответил: «Зачем? В политику идут те, кто ничего не умеет делать». Я его понял так, что пло­хи т

Увлечения, хобби.
Относительно благоприятный вариант. Ведь хоб­би способствует развитию личности. Нередко хобби становится основным делом. Тогда это вообще ве­ликолепно. Так, мы знаем многих артистов, кото­рые начин

Пристройка к кому-то (чему-то) значи­тельному (гению, «звезде», авторитету, секте).
Существует два варианта пристройки: пристрой­ка сверху и пристройка снизу. Пристройка сверху — это немотивированная критика, травля, уничтоже­ние. Пристройка снизу — почитание, восхищение, благогов

Болезнь.
Думаю, что многие больные больше любят ле­читься в клиниках институтов, чем в обычных ста­ционарах не столько потому, что там лучше лечат, сколько потому, что там лучше удовлетворяется чув­ство соб

ДЛЯ ЧЕГО ОНА НАМ НУЖНА
Прежде всего я хочу дать определение психоте­рапии. Психотерапия — это комплексное лечебное воз­действие с помощью психических средств на пси­хику больного, а через нее на весь его организ

KAК НАЙТИ ХОРОШЕГО ПСИХОТЕРАПЕВТА
Это проблема из проблем в нашем обществе. К сожалению, мы — общество любителей. У нас тя­жело найти профессионала в любой отрасли. Каж­дый из вас может рассказать, как его подводили повара, слесари

I. Методы симптоматической психотерапии
1. Несуггестивные методы а) разъяснительная психотерапия б) рациональная психотерапия (Дюбуа) в) сократический диалог (Кречмер) 2. Суггестивные, методы

II. Методы патогенетической и этиологичес­кой (личностно ориентированной) психотера­пии
1. Методы, корригирующие задатки личности а) первичный крик (Янов) б) второе рождение (Грофф) 2. Методы, развивающие способности личнос­ти (Маслоу)

КАК СТАТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ
Эту главу я написал для тех, кто хочет стать психотерапевтом, и для начинающих психотерапев­тов, которые, если бросят это дело, то еще не очень много потеряют. Основная моя задача — не столько прив

Овладение методами психотерапевтической работы.
Жизнь есть жизнь. И когда у психотерапевта возникают невротические проблемы, он прекраща­ет заниматься психотерапией и сам обращается к кому-нибудь за помощью. Для этого сейчас у нас и за рубежом с

Бинтование душевных ран или психотерапия?
Ответственный редактор Редактор Корректор Обложка художника Компьютерная верстка В.Д. Медведев Г. И. Медведева Г.А. Бибикова И. В. Битюковой И.А. Ков

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги