рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Болезнь.

Болезнь. - раздел Психология, Бинтование Душевных ран Или психотерапия? Думаю, Что Многие Больные Больше Любят Ле­читься В Клиниках Институтов, Чем В...

Думаю, что многие больные больше любят ле­читься в клиниках институтов, чем в обычных ста­ционарах не столько потому, что там лучше лечат, сколько потому, что там лучше удовлетворяется чув­ство собственной значительности. Одни обходы чего стоят! Во главе заведующий кафедрой, доктор наук, профессор, затем два или три доцента, куча орди­наторов, интернов и стажеров. И все это для него. И он с упоением рассказывает о своих ощущениях, о тех лекарствах, которые принимал и которых не знает лечащий врач. Да, это работа профессионала! А если он выздоровеет, что его ждет? Прозябание на работе, замечания начальника, презрение жены. Нет, выздоравливать никак нельзя! Только некото­рое улучшение и последующее обострение! (Хочу подчеркнуть, что сами больные этого не осознают.) А если это доходит до их сознания, то они быстро выздоравливают и начинают заниматься продуктив­ной деятельностью, которая позволяет им развить свои способности и удовлетворить чувство собствен­ной значительности. Многие видные психотерапев­ты говорили, что больные не хотят вылечиться от невроза. И когда возникает такая угроза, они не­редко покидают врача.

Дорогие наши читатели! Это не о вас. Вы побе­дители! А у победителей раны заживают быстрее. Когда у человека есть цель, ему некогда болеть, и свои недомогания он преодолевает с помощью вра­чей поликлиники. Если ложится в больницу, то не­надолго, и по месту жительства.

Итак, стать счастливым можно стать, только по­стоянно удовлетворяя чувство собственной значи­тельности, и единственный нормальный способ — это личностный рост.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАки ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕЗДОРОВЬЯ (НЕВРОТИЗМА)

Человек, как мы это выяснили, по своей сути хорош и стремится к самореализации и самоактуализации. Но развиться он может только в том слу­чае, если возьмет на себя ответственность за себя. Описывая невротика, я использую материалы К. Хорни, так как они имеют высокий научный уро­вень, написаны понятно, близки мне по духу и ока­зали мне большую практическую помощь.

Приведу рассказ одного из моих учеников, до­вольно квалифицированного врача-психотерапевта, которому в свое время очень помогали работы К. Хорни. К сожалению, сейчас он уже за рубежом.

Психотерапевтическая практика показала мне, что жизнь психологически нездорового человека идет под невротическим девизом, который управляет его поведением, и его нужно изменить. Этот девиз обыч­но начинается со слов: «Я обязательно должен...» или «Мне ни в коем случае нельзя...» Изменяет его часто одна беседа (а иногда даже одна фраза квали­фицированного психотерапевта). Она действует как динамит, взрывая невротические препятствия, унич­тожая невротический девиз и высвобождая здоро­вые силы организма для самоактуализации. Рань­ше они шли на построение этих ненужных препят­ствий.

Так вот, как-то я сам был в сценарии Сизифа. Вы знаете этого героя, который катил камень на гору. Почти у самой вершины камень срывался, и ему при­ходилось начинать все сначала. Есть много людей, живущих в таком сценарии. Они что-то начинают. У них все вроде бы получается, но перед самым кон­цом им не хватает последнего усилия для того, чтобы закатить камень на вершину и отдохнуть. У этих людей масса незавершенных дел, часто не законче­но образование, среднее или высшее. Они занима­ются многими видами спорта, но нигде не могут до­стичь вершины. Они никак не станут руководителя­ми. Свадьбы у них в самый последний момент срываются. И даже в сексе, хотя он может продол­жаться очень долго, они не могут достичь оргазма. Я брался за многое, но ничего не доводил до конца. Я пробовал себя в нескольких спортивных секциях, пробовал изучать языки. В институте посещал не­сколько кружков. В одном из них, хирургическом, даже почти набрал материал для диссертации. Но... после окончания был призван в армию. Там у меня неплохо все шло, но по административной линии. У меня была перспектива стать начальником госпита­ля. Но я сам отказался, как теперь понимаю, по глупости. От повышения отказываться нельзя. Даже если на большой высоте ничего не выйдет, спустив­шись ниже, жить будет легче. Затем занялся невро­логией и даже написал диссертацию. Но ВАК запре­тил защиты на эту тему. Затем я занялся психоте­рапией. Стало что-то получаться. Надо было дописать кандидатскую диссертацию по неврозам, дело уже шло к концу, но заниматься ею я уже просто не мог. Хотелось все бросить. В это время мне попались ра­боты К. Хорни. Я ими увлекся. В одной из работ К. Хорни писала, что невротиком движет одна фраза:

«Стоит мне только захотеть...». В качестве примера она рассказала об одном учителе школы, который, читая статью, написанную его одноклассником, учив­шемся в школе хуже него, критиковал ее и говорил сам себе: «Стоит мне только захотеть, и я напишу такую статью, что...». На самом деле педагог в свое время пытался это сделать, но у него ничего не по­лучилось, и он это дело забросил.

И я увидел себя со стороны. Ведь К. Хорни писала обо мне. Я был, можно сказать, первым учени­ком класса, но мои менее способные одноклассники достигли больших успехов, а я критиковал их дос­тижения. Тогда я принял решение или закончить работу, или умереть. С большим трудом и муками, я все же закончил работу, и мне вдруг стало легче. И даже когда ее провалили на двух советах, боль­ших внутренних переживаний у меня не было. На третьем совете я с успехом защитился, почти не из­менив работы. С тех пор я уже все свои дела стара­юсь довести до конца.

У невротика гигантские и фантастические пре­тензии.

Дело в том, что у невротика желания или по­требности, сами по себе понятные, превращаются в претензии. Я хотел бы, чтобы расписание автобу­са изменили и сделали более удобным. Но я не пре­тендую на это, а невротик претендует, т.е. его по­требности превращаются в претензию. «Мир должен быть у меня на службе, и я не должен ни о чем хлопотать», — вот один из девизов невротика. Мно­гие невротики накладывают ограничения на свои же­лания, чтобы избежать неудачи, претендуют на то, чтобы их никогда не критиковали и всегда им под­чинялись. Вот почему они часто ничего не делают. Критиковать невротика, конечно, не критикуют, но и в гору он не поднимается. Он хочет быть на вер­шине, но не хочет карабкаться в гору. У невротика есть претензии быть исключением из правил.

В общем, он претендует на роль помазанника Божьего.

Претензии к жизни не могут эффективно отста­иваться невротиком, и он впадает в две крайности. Первая — быть неосторожным. Жить так, словно он никогда не состарится и не умрет. Примерно как спящая красавица, которая в 116 лет вышла замуж за 18-летнего принца. Жизнь как сказка, только финал другой. Когда невротик просыпается, уже нет ни молодости, ни красоты. Вот мы и стараемся «раз­будить» невротика. Помочь ему увидеть реальный мир, услышать реальные голоса. Любое несчастье ввергает невротика в панику. Вторая крайность — быть сверхосторожным по отношению к жизни. Но отказа от претензий не происходит. Невротик стано­вится обидчиво завистливым.

Невротик не думает о том, возможно ли удов­летворение его претензий. Он эгоцентричен, как маленький ребенок. Нередко после разговора об этом он просто перестает посещать психотерапевта, ибо на большую работу над собой он не согласен.

Невротик ожидает, что все ему достанется без приложения адекватных усилий. Иногда он даже отказывается просить. Ему должны предлагать, а его дело отказываться или принимать что-либо. Хочу обратить ваше внимание на это положение: если вы не можете просить, то вы обречены. Ведь если вы претендуете на то, чтобы близкие угадыва­ли ваши желания, вы фактически порабощаете их, и все равно они не смогут угадать, что вам нужно. Как бы ни хотел я вам помочь, я не смогу это сде­лать. (Как я смогу догадаться, что у вас чешется под левой лопаткой?) И если мне удается научить человека просить, а не ждать, пока близкие догада­ются, что ему нужно, я считаю это большим дости­жением.

Невротик мстителен по своей природе. Нередко пациенты отказываются от лечения, срывают его, чтобы врач не мог испытать удовлетворения от сво­ей работы.

Претензии невротика часто скрыты от него са­мого и от наблюдателя. Но даже если он их и осоз­нает, то не осознает, что они не имеют никаких обо­снований. Для оправдания претензий идут в ход такие доводы: «Потому что я — твоя мать», «Пото­му что я мужчина», «Потому что я более тонкая личность», «Потому что я тебя люблю».

Наиболее интересным основанием для претензий является справедливость «Раз я верю в Бога со мной ничего не должно случиться плохого». Невротик никак не хочет понять, что поощрение необязательно следует за добродетелью. Кстати, невротик не по­нимает, что иногда блага он получает «несправед­ливо». Мне вспоминается один мой подопечный, который жаловался на несправедливое к нему отно­шение. Я выяснял, что попал он на очень престиж­ную работу по рекомендации друзей. Он, правда, оправдал все ожидания, а когда стал весьма компе­тентным, вступил в конфликт с начальником. На­чальник же, возмущенный его неблагодарностью, стал его преследовать, и мой подопечный начал жа­ловаться на несправедливость. Но ведь, когда его принимали на работу, это было несправедливо по отношению к тем, кто уже несколько лет ждал это­го места на тот момент, и может быть, больше был достоин его! Подумайте, а не было ли в вашей жиз­ни случая, когда вы получали что-то хорошее, и это в принципе было несправедливо? Все невроти­ки подозрительны, легко переходят от положительной оценки других людей к отрицательной. Вот и мой подопечный от восхищения своим начальни­ком перешел к ненависти по отношению к нему. Мой анализ его несколько успокоил.

Претензии невротика связаны с установкой на славу. Установка на славу напоминает головку со­литера, а претензии — его членики. От претензий можно отказаться только тогда, когда, у солитера будет удалена голова.

Претензии создают у человека диффузное чувство фрустрации и недовольства, которые становятся чер­той характера. Недовольство проявляется в любой жизненной ситуации. Маленькое неудобство в авто­бусе может испортить все впечатление от экскурси­онной поездки. Человек становится пессимистом. Он начинает от всего отказываться, что усложняет жизнь. Для невротика второстепенные происшествия превращаются в катастрофу. Он сосредоточивает свое внимание на успехах других и отравляют себе жизнь. Зависть забирает много энергии. Ее начинает не хва­тать на личностный рост.

У невротиков развивается эмоциональная сле­пота — они не могут видеть светлые стороны своей жизни. Ни квартира, ни дети, ни друзья, ни успе­хи по службе не радуют их, если они узнают, что кто-то в чем-то преуспел. Один из моих подопеч­ных рассказывал, как его приятель, помогавший ему в его несчастьях, сразу же изменил отношение к нему, как только узнал о его успехах в области науки. Причем сам приятель наукой в принципе не занимался, он занимался бизнесом и притом очень успешно.

Следствием этого является смесь зависти и не­чувствительности по отношению к другим, робость при отстаивании своих прав.

Несмотря на все неудачи, невротик считает, что рано или поздно его претензии будут удовлетворе­ны, и они являются гарантией будущей славы. И продолжает... ничего не делать. Вместо того чтобы тратить энергию на реальную жизнь, он тратит ее на отстаивание своих претензий. Так, один невро­тик, несправедливо уволенный из армии, 15 лет (!) продолжал отстаивать свои претензии быть восста­новленным на службе. Добился только того, чтобы его перевели на инвалидность, чтобы пенсия стала побольше. Так он не согласился с этим и продол­жал конфликтовать. Если бы затраченную энергию направил на личностный рост, то, наверное, решил бы все свои проблемы.

К. Хорни отмечает, что невротик работает над формированием из себя высшего существа собствен­ного изготовления. «Забудь о том, каким ты явля­ешься; вот каким ты должен быть. Ты должен быть в состоянии все вытерпеть, все понять, любить всех, всегда быть продуктивным».

Внутренние правила охватывают всю жизнь не­вротика. А. Бек дал их перечень:

1. Мне должен сопутствовать успех в любом деле.

2. Необходимо, чтобы меня принимали и люби­ли все люди и во все времена.

3. Если я не на вершине, то я в яме.

4. Прекрасно быть популярным, известным, ужасно быть непопулярным, неизвестным.

5. Если я сделал ошибку, то значит, я ничто­жество.

6. Моя ценность как личности зависит от того, что люди думают обо мне.

7. Я не могу жить без любви. Если мои близкие (возлюбленная, родители, ребенок) меня не любят, это ужасно.

8. Если кто-нибудь не согласен со мной, это зна­чит, что он не любит меня.

9. Если я не воспользуюсь каждым удобным слу­чаем, чтобы продвинуться, то буду потом раскаи­ваться.

Подобные правила ведут к несчастью. Так, не­возможно, чтобы личность все любили во все време­на. Степень любви постоянно колеблется. А при та­ких правилах любое уменьшение любви рассматри­вается как ее исчезновение. Ошибка в оценке любой информации приводит к тому, что психическая трав­ма бывает тяжелее, чем физическое повреждение.

Вышеназванные правила приводят к нереальным желаниям, которые сводятся к следующим:

1. Всегда быть пределом великодушия, рассуди­тельности, мужества, достоинства и бескорыстия.

2. Всегда быть совершенным любовником, дру­гом, отцом, учителем, студентом.

3. Уметь переживать любые лишения с хладнок­ровием.

4. Всегда быть способным быстро разрешать каж­дую проблему.

5. Никогда не болеть, всегда быть счастливым и безмятежным.

6. Всегда все знать, предвидеть и понимать.

7. Всегда быть непринужденным, а также конт­ролировать свои чувства.

8. Всегда уметь отстаивать свои права и никогда никому не повредить.

9. Никогда не уставать.

10. Всегда быть на пике продуктивности.

При этом игнорируется осуществимость данных желаний. В принципе их не может осуществить ни один человек. Невротик ждет от себя того, что не­возможно для другого. В психотерапевтической практике это проявляется желанием мгновенно выз­дороветь. И обходят невротики всех известных и неизвестных психотерапевтов, колдунов, знахарей, целителей, астрологов, биоэнергетиков, с гордостью заявляя потом, что им никто не смог помочь. Э. Берн в свое время отметил, что вылечиться не­вротик не хочет. Он просто хочет стать «хорошим невротиком», т.е. не иметь симптомов болезни и оставаться той же личностью, какой и был.

Внутренние диктаты точно так же, как полити­ческая тирания в полицейском государстве, действу­ют с полным игнорированием собственного физи­ческого состояния человека. Невротики исходят из предпосылки, что для них не должно быть ни­чего невозможного. Они принимают на себя ответ­ственность в абсурдных размерах, не могут удов­летвориться сознанием того, что он сделал все, что мог. Некоторые из них пытаются преодолеть труд­ности посредством одной лишь силы воли, не вни­кая в источник проблем. Ничего из этого не полу­чается. Все нарушения невротик хочет устранить немедленно.

В лучшем случае невротики могут достичь со­вершенства в поведении, без изменения внутреннего состояния. Но рано или поздно наступит ситуа­ция, с которой им не удастся справиться в обычной манере.

К. Хорни отмечает, что между невротическими долженствованиями и моральными стандартами имеются качественные различия.

Невротические долженствования проникнуты ду­хом высокомерия и нацелены на увековечивание славы невротика и его богоподобия. Они являются невротической подделкой нормальных моральных стремлений. Кроме того, для них характерен при­нудительный характер. В невротических долженствованиях примерно столько же свободы, сколько в овациях диктатору. Когда человеку не удается дей­ствовать в соответствии со своими невротическими долженствованиями, у него возникают бурные не­вротические реакции.

Часто долженствования противоречат друг дру­гу. Человека разрывает, но ему в голову не прихо­дит подумать, а чего хочет он сам. Невротик не осоз­нает этой тирании. Реакция на нее у одних — ус­тупка, у других — бунт. У уступчивого типа возникает чувство вины, у агрессивного — уверен­ность в своей правоте. Есть и промежуточные вари­анты.

К. Хорни указывает, что долженствования все­гда вызывают чувство напряжения и нарушают че­ловеческие отношения. Это проявляется в сверхчув­ствительности к критике. Не вздумайте критико­вать невротика! Вы приобретете врага.

Долженствования нарушают спонтанность чувств, желаний, мыслей и убеждений. Защитные механиз­мы делают незаметными на какое-то время тиранию долженствовании. Невротику кажется, что он посту­пает в соответствии со своими желаниями. Он встре­чает Новый год попойкой и бессонной ночью не по­тому, что он должен, а потому, что он хочет это де­лать. Даже если в это время у него обострение язвенной болезни желудка. Но он не может прислу­шаться к сигналам организма.

Невротики в принципе люди способные. Пожа­луй, уровень их способностей выше среднего. Не­редко они многого достигают в этой жизни, но не­смотря на это не получают того, в чем отчаянно нуждаются: уверенности в себе и самоуважения. Вы­сокое положение приводит невротика к высокоме­рию.

Отсюда постоянное стремление командовать, что­бы убедиться, что он еще при власти. Конечно, пока люди от него зависят, его не бросают. Но как толь­ко зависимость исчезает, его все бросают. Здоровье ухудшается, должность он теряет. И в конечном итоге остается у разбитого корыта. Вот если бы он обратился за помощью к психотерапевту раньше! Когда невротики прозревают, они нередко говорят мне: «Михаил Ефимович! Где вы были раньше? По­чему вы мне не предложили свои услуги?» А я им на это отвечаю: «А вы в тот момент меня приняли бы?» Должен вам признаться, что в первые годы моей психотерапевтической работы я оббивал поро­ги многих кабинетов медицинских и немедицинс­ких начальников. Я предлагал развернуть работу по лечению и профилактике неврозов и неизменно получал вежливый отказ и уверения, что никакой неприязни ко мне они не испытывают, но считают меня наивным человеком. Сейчас ситуация изменилась: в последние годы вышли приказы мини­стра здравоохранения РФ, обязывающие развивать психотерапевтическую службу на местах. Теперь только остается их выполнить, и все будет хорошо. Но вернемся к невротической личности. Для невротика характерно чувство гордости. А. Шопенгауэр называл гордость дешевым чувством. А самой дешевой гордостью он считал гордость на­циональную. Во-первых, ты ничего не сделал для того, чтобы быть представителем той или иной на­циональности. Во- вторых, что за радость гордить­ся теми качествами, которые имеются у несколь­ких миллионов людей? В-третьих, она показывает в зараженном ею субъекте отсутствие индивидуаль­ных качеств, которыми он мог бы гордиться. «Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего, под­метит в ней недостатки», — писал А. Шопенгауэр. Невротику абсолютно необходим престиж, связь с престижными группами или с видными института­ми. Погоня за престижем — опасная болезнь. Она делает человека оппортунистом. Стараясь быть как другие или стать таким, каким хотят тебя видеть другие, человек уничтожает себя

Невротик не гордится своими реальными досто­инствами, более того, он не ценит свои реальные до­стоинства. Он гордится тем, чем он не является, — своим идеальным «Я». Ему мало того, что он на­чальник цеха, заведующий хирургическим отделе­нием, мэр небольшого города. В мыслях своих он видит себя министром соответствующей области промышленности, директором крупного хирургичес­кого центра, президентом страны.

Гордый человек никак не может понять, что его способности никому не нужны, нужны знания, на­выки, дела. А приобретать знания, овладевать на­выками или делать что-то полезное он не решается, да часто и не умеет. Приобретайте навыки, дорогие наши читатели. И если ваши навыки окажутся по­лезными для кого-нибудь, то они и вас потерпят!

У невротика любая неожиданность вызывает страх. Поэтому он старается стереотипизировать свою жизнь, в том числе и любовь, и становится нудным. Если от проблемы уйти не удается, пер­вый вопрос, который он задает себе: «На какую про­блему, которую я раньше успешно решал, она по­хожа?». Т.е., на новую проблему он пытается на­клеить старый ярлык.

Еще об одной сугубо невротической черте я хотел бы поговорить — о застенчивости. Она формирует­ся, как и все невротические черты, в раннем дет­стве. Дети не отличаются застенчивостью. Но их постоянно стыдят. В конечном итоге сформировав­шись, она отравляет невротику всю жизнь. Вот два случая. Один комический. Рассказал его на лекции профессор С.С. Либих. После свадьбы в первую брач­ную ночь муж обнаружил, что его жена лежит в глу­хой ночной рубашке. Попытки снять ее не увенча­лись успехом. Но невеста взяла его руку и опустила ее пониже. Там, он обнаружил достаточно большой круглый вырез. Правда, смешно и напоминает анек­дот? А теперь трагический случай. Рак половых ор­ганов и прямой кишки неплохо лечится. Но застен­чивость мешает больному обратиться к врачу вовре­мя. И вот когда мой подопечный обратился наконец, к врачу, оказалось, что у него запущенный рак пря­мой кишки. Время было упущено...

А теперь хочу пригласить на помощь Ф. Перлса, великого немецкого психотерапевта, создателя гештальтпсихотерапии. Он указывал, что невроти­ческая личность просто психологически незрелая личность и дал ее основные признаки в сравнении с психологичечски зрелой:

1. Незрелая личность пытается изменить других людей, приспособить их под себя. Зрелая личность пытается изменить себя, перейти на саморегуляцию.

2. Незрелая личность пытается изменить об­стоятельства, зрелая — приспособиться к ним.

3. Незрелая личность часто знает, но не уме­ет. Зрелая личность не только знает, но и уме­ет. Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая делает.

4. Незрелая личность пытается устроить в первую очередь свою личную жизнь, а потом дела. В результате не устраивается ни то, ни другое, а она попадает в зависимость от других людей. Зрелая личность в первую очередь устраивает свои дела и приобретает независимость. Личная жизнь устраивается сама по себе.

5. Потребности зрелой личности вытекают из ее успехов, из ее дел. Незрелая личность, не делая дел, копирует потребности зрелой лично­сти, увеличивая их размеры. (Вспомните потреб­ности великовозрастных детей, сидящих на шее своих стареющих родителей.)

6. Незрелая личность думает о результате, а зрелая о деле.

7. Незрелая личность хочет больше, чем име­ет и заслуживает, в результате нередко теря­ет и то, что имеет. Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает.

8. Незрелая личность хочет, чтобы ее дела устроил кто-то, зрелая устраивает их сама.

9. Незрелая личность надеется, зрелая действу­ет.

10. Незрелая личность пытается управлять другими людьми, зрелая управляет собой.

11. Незрелая личность — декорация, которая хочет стать фигурой. Зрелая личность — фигу­ра, которая не задумывается, как она выглядит.

12. Незрелая личность вначале принимает ре­шение, а потом подгоняет факты под выбранное решение (отсюда подозрительность незрелой личности). Зрелая личность вначале собирает факты, а потом на их основании принимает ре­шение (отсюда открытость зрелой личности).

13. Незрелая личность хочет занять высокое положение, не заботясь личностным ростом. Зре­лая личность заботится о личностном росте, и в результате начинает занимать высокое поло­жение.

Дорогие наши читатели! А теперь думайте сами, есть у вас признаки невротизма или нет? Если вы нашли у себя хотя бы один маленький признак, прочтите и все остальное! Невротизм напоминает мне раковую опухоль, которая начнет с одной клет­ки, а потом захватит весь организм. И лучше не надеяться на спонтанное выздоровление, хотя в принципе оно возможно.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Бинтование Душевных ран Или психотерапия?

На сайте allrefs.net читайте: "Бинтование Душевных ран Или психотерапия?"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Болезнь.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Литвак М.Е., Золотухина-Аболина Е.В., Мирович М.О.
Л64 Бинтование душевньк ран или психотерапия? — Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с. - (Сер. «Психологические этюды»). ISBN5-222-01340-5 Когда душевные раны бинтуют

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Дорогие наши читатели! Как вы уже поняли, перед вами необычная кни­га. Ее авторы — писатель (М.0. Мирович), фило­соф (Е.В. Золотухина-Аболина) и я — психотера­певт (М.Е. Литвак). Писатель

БИНТОВАНИЕ ДУШЕВНЫХ РАН
Михаил Олегович Мирович родился в 1958 году в городе Ростове-на-Дону. Медик по образова­нию и писатель по

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Жизнь принца, которого звали Володей, склады­валась успешно; он завершал обучение в МГИМО, твердо зная, что ему уготована аспирантура и свя­занные с ней блага. Ему подфартило с родителями. Они жили

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Отец Карла воспитывал сына один. Он работал настройщиком органов и зарабатывал неплохие деньги, разъезжая по католическим соборам Запад­ной Европы. Он безумно любил сына, видя в нем продолжателя св

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ
Посещая университет, Леночка стала замечать, что ей нравятся мальчики. Раньше она считала себя «синим чулком» и полагала, что никогда не выйдет замуж, тем более, что тетя Паша из соседнего подъезда

Психотерапия — благо или зло?
Золотухина-Аболина Елена Всеволодовна закончила в 1975г. философский факультет Р

От автора
Когда некоторое время назад мне предложили принять участие в написании книги, посвященной психотерапии, я усомнилась и задумалась. Действительно, я — не психотерапевт и не его пациент, ста

Кто нуждается в психотерапии?
Согласно общепринятой точке зрения, к психо­терапевту на прием приходят невротики. Слово «не­вротик», родившееся вместе с психоанализом и тес­но связанное с психотерапией, стало в последние десятил

ХРЕН РЕДЬКИ НЕ СЛАЩЕ, ИЛИ «МИЛАЯ ЖЕНЩИНА» НА ПРИЕМЕ У ПСИХОТЕРАПЕВТА
Среди посетителей психотерапевтов большой про­цент составляют «Милые женщины», т.е. женщи­ны в возрасте от тридцати пяти лет и старше. Сре­ди них немало одиноких, разведенных, столкнув­шихся в семь

ПСИХОТЕРАПЕВТ: АНГЕЛ ИЛИ ДЕМОН
Успех психотерапии зависит, в первую очередь, от специалиста, который берется за дело. Разумеется, позитивное продвижение связано и с личностью пациента, его желанием или нежела­нием идти

Ориентация на пациента.
Хороший психотерапевт занят не собственным самоутверждением, а интересами человека, который пришел к нему со своей бедой, поэтому он не ис­пользует директивный стиль и авторитарное давле­ние. Грубо

Ориентация на гибкий, развивающийся кон­такт с пациентом.
Исходные чувства психотерапевта, с которыми он вступает в лечебный контакт: 1) эмпатия — спо­собность понять чужие чувства и адекватно на них отозваться; 2) установка на сотрудничество. Кр

Ориентация на ведущую проблему пациента.
Опыт классического психоанализа показал, что аналитические сеансы могут идти бесконечно дол­го, давая весьма умеренные результаты. Пациент привязывается к аналитику, ходит к нему годами, исправно п

Применение различных теорий и методик.
Современный творческий психотерапевт-профес­сионал не склонен догматически останавливаться на одной какой-то теории или методике. Он стремится интегрировать в терапевтический процесс методики, выра

САМ СЕБЕ ПСИХОТЕРАПЕВТ!
Люди с неуравновешенным внутренним миром были всегда. Во все времена существовали заики и истерич­ки, те, кто страдал фобиями и депрессиями, испы­тывал постоянную тревожность, неуверенност

Трудности личной судьбы.
Первый фактор, мощно способствующий невротизации, это конкурентная система отношений в со­временном рыночном обществе (социокультурный фактор). Рынок, пронизывающий все социальные пласты, превращае

Гедонистическое переживание.
Гедонистический, как известно, это ориентиро­ванный на удовольствие, придающий приоритет чув­ственному началу. Гедонистическое переживание свойственно людям с инфантильной установкой на «принцип уд

Реалистическое переживание.
При реалистическом переживании человек под­чиняется диктату обстоятельств, считается с реаль­ностью, стараясь принять ее такой, какая она есть. Здесь оказывается задействован механизм терпения, так

Ценностное переживание.
Ценностное переживание возможно лишь при сложности и неоднозначности внутреннего мира че­ловека, при его способности к рефлексии и выбору. Человек бывает серьезно выбит из колеи, когда его

Безрелигиозный взгляд.
Причина страдания. В безрелигиозном сознании никто не ищет для сложившихся обстоятельств высших трансценден­тных причин или воздействия запредельных начал. В этом случае причиной ст

Христианство.
Причина страдания. Согласно христианству, причиной всех человечес­ких страданий является греховность человеческой природы, ослушание Бога. Человек виноват перед Богом исходно, именн

Эзотерический взгляд.
Причина страдания. Тупиковая невротическая привязанность, изма­тывающая в течение долгого времени силы челове­ка, может быть истолкована в рамках эзотеричес­кого подхода как кармиче

РЕШАЙТЕ САМИ!
Михаил Ефимович Литвак— кандидат ме­дицинских наук, преподаватель Ростовского ме

КТО ТОЧНО НЕ НУЖДАЕТСЯ В ПСИХОТЕРАПИИ
(портрет психологически здорового человека) Философ в главе «Кто нуждается в психотерапии» очень хорошо определила группы людей, которым следует обратиться за помощью к психотерапевту. В к

Физиологические потребности.
Это самые насущные, самые мощные из потреб­ностей. Так, если человек голоден, у него блекнет желание писать стихи и читать умные книги. Он мечтает только о еде. Когда человек голоден, он счи­тает,

Потребность в безопасности.
Кстати, эта потребность в нашем мире сейчас у некоторых весьма далека от удовлетворения. А без этого жизнь не вполне человеческая. Плохо и тогда, когда смыслом жизни становится удовлетворе

Сексуальные потребности.
Они начинают беспокоить человека лет с 10— 12, и только такого, у которого удовлетворена пищевая потребность и потребность в безопасности. Неприятности при этом неизбежны. Правильнее было бы сексом

Потребность в любви и принадлежности.
Это потребности четвертого уровня. Человеку нужна социальная группа, семья, где его приняли бы за своего (друзья, любимый, дети). Если эта потребность не удовлетворена, его тер­зает чувств

Потребность в признании.
Потребность этого уровня делится на два клас­са. Первый класс — потребность в достижении соб­ственного могущества. Второй класс — потребность в престиже. Удовлетворение этой потребности при­водит к

Потребность в самоактуализации.
Даже если человек удовлетворит все вышепере­численные потребности, он не будет чувствовать себя хорошо, если поймет, что занимается не тем, к чему предрасположен (т.е. не удовлетворил свою потреб­н

Потребность в познании и понимании.
Эта потребность вообще едва уловима, а патоло­гия, которая возникает при ее неудовлетворении, невыразительна, ей удается ускользнуть от наблю­дения и представиться нормой. О ней вообще очень мало г

Эффективное восприятие реальности и ком­фортные взаимоотношения с ней.
Самоактуализированный человек обладает пора­зительной способностью распознавать ложь, фальшь и неискренность. Оценки его удивительно точны, причем они распространяются на все аспекты ре­альности, а

Приятие (себя, других, природы).
А. Маслоу считает, что для самоактуализирован­ных людей характерно отсутствие чувства вины и стыда. Невротика же терзает чувство вины. Это чув­ство вины невротика связано с чрезмерной неосоз­наваем

Спонтанность, простота, естественность.
А. Маслоу отмечает, что самоактуализированный человек ведет себя спонтанно, просто и естествен­но, не стараясь произвести впечатление на других. Он отчетливо осознает, что мир, в котором он жи­вет,

Служение.
Этих людей, как указывает А. Маслоу, мало бес­покоят личные проблемы просто потому, что они уже решены. Они не склонны к самокопанию. У каждого из них есть свое призвание и дело. Здесь, как правило

Отстраненность; потребность в уединении.
А. Маслоу отмечал, что самоактуализированные люди умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество. Некоторые даже любят его. Им нетруд­но быть отстраненными и безмятежными; неудачи и поражени

Автономность, независимость от культу­ры и среды, воля и активность.
Главными для самоактуализированного челове­ка, как уже неоднократно указывалось, является личностный рост. Люди, не достигшие самоактуализации, нужда­ются в других людях, потому что только

Свежий взгляд на вещи.
А. Маслоу указывает, что самоактуализирован­ный человек обладает удивительной способностью радоваться жизни. Его восприятие свежо и наивно. Он не устает удивляться и испытывать восторг пе­ред разны

Мистическое, высшее переживание.
А. Маслоу отметил, что восторг у самоактуали­зированного человека иногда бывает настолько мощным, что его можно назвать мистическим пережива­нием, которое сопровождается чувством абсолютного всемог

Межличностные отношения.
А. Маслоу отмечает, что эти отношения у само­актуализированного человека глубже, чем у обыч­ного человека. Его интимные отношения с партне­ром достигают предельной глубины. Сблизиться с самоактуали

Демократичность.
Объявить себя демократом легко. Стать демок­ратом трудно, ибо истинная демократичность, как совершенно справедливо считает А. Маслоу, зало­жена в характере. Самоактуализированный чело­век демократи

Умение отличать средство от цели, доб­ро от зла.
Самоактуализированный человек всегда придер­живается тех принципов, какие высказывает. Он не совершает дурных поступков. Но зачастую пло­хое и хорошее он понимает не так, как среднеста­тистический

Философское чувство юмора.
А. Маслоу правильно подметил, что самоактуа­лизированные люди не улыбаются на плоскую шут­ку, но им нравится мягкий, философский юмор. Их юмор нацелен на глупость, их забавляет высокоме­рие человек

Сопротивление влиянию культуры; трансценденция культуры.
Самоактуализированный человек неплохо адап­тирован к своей культуре и в то же самое время сопротивляется ее влиянию, он в какой-то степени внутренне отчужден, внутренне независим от нее. Например,

ГЕОМЕТРИЯ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА
В процессе воспитания в первые годы жизни у человека формируется личностный комплекс, ко­торый называется социогеном. Определив социоген, вы сможете определить свою судьбу. Сопиоген обус­ловлен зна

Между нормой и паталогией
Анализируя свой материал и работы выдающих­ся психотерапевтов, я разработал собственную модель психологически здорового человека, которую назвал аксиологической. В ее основе несколько модифици­рова

Удовлетворение чувства собственной зна­чительности за счет избыточного удовлетворе­ния пищеварительного инстинкта.
Один из моих подопечных сознался, что когда он был в невротическом состоянии, то почти регу­лярно ел черную икру, хотя испытывал определен­ные материальные трудности. Теперь он понял, что делал это

Чрезмерная забота о детях.
«Я живу ради детей», — заявляют многие. И сколько детей заболевает оттого, что родители хо­тят сделать из них знаменитых музыкантов, вра­чей полководцев, экономистов, государственных де­ятелей, не

Чрезмерная забота о родителях.
Одна из моих подопечных, женщина 47 лет, от­казалась переехать в другой город, куда направля­ли ее мужа в связи с его значительным повышени­ем в должности. Она отказалась из-за того, что это­го не

Стремление к власти.
Мне очень понравилось одно интервью. Крупно­го ученого спросили, не хочет ли он пойти в поли­тику. Он ответил: «Зачем? В политику идут те, кто ничего не умеет делать». Я его понял так, что пло­хи т

Увлечения, хобби.
Относительно благоприятный вариант. Ведь хоб­би способствует развитию личности. Нередко хобби становится основным делом. Тогда это вообще ве­ликолепно. Так, мы знаем многих артистов, кото­рые начин

Пристройка к кому-то (чему-то) значи­тельному (гению, «звезде», авторитету, секте).
Существует два варианта пристройки: пристрой­ка сверху и пристройка снизу. Пристройка сверху — это немотивированная критика, травля, уничтоже­ние. Пристройка снизу — почитание, восхищение, благогов

ДЛЯ ЧЕГО ОНА НАМ НУЖНА
Прежде всего я хочу дать определение психоте­рапии. Психотерапия — это комплексное лечебное воз­действие с помощью психических средств на пси­хику больного, а через нее на весь его организ

KAК НАЙТИ ХОРОШЕГО ПСИХОТЕРАПЕВТА
Это проблема из проблем в нашем обществе. К сожалению, мы — общество любителей. У нас тя­жело найти профессионала в любой отрасли. Каж­дый из вас может рассказать, как его подводили повара, слесари

I. Методы симптоматической психотерапии
1. Несуггестивные методы а) разъяснительная психотерапия б) рациональная психотерапия (Дюбуа) в) сократический диалог (Кречмер) 2. Суггестивные, методы

II. Методы патогенетической и этиологичес­кой (личностно ориентированной) психотера­пии
1. Методы, корригирующие задатки личности а) первичный крик (Янов) б) второе рождение (Грофф) 2. Методы, развивающие способности личнос­ти (Маслоу)

КАК СТАТЬ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ
Эту главу я написал для тех, кто хочет стать психотерапевтом, и для начинающих психотерапев­тов, которые, если бросят это дело, то еще не очень много потеряют. Основная моя задача — не столько прив

Овладение методами психотерапевтической работы.
Жизнь есть жизнь. И когда у психотерапевта возникают невротические проблемы, он прекраща­ет заниматься психотерапией и сам обращается к кому-нибудь за помощью. Для этого сейчас у нас и за рубежом с

Бинтование душевных ран или психотерапия?
Ответственный редактор Редактор Корректор Обложка художника Компьютерная верстка В.Д. Медведев Г. И. Медведева Г.А. Бибикова И. В. Битюковой И.А. Ков

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги