Человек и Реальность. Аспекты психических взаимоотношений

Человек и Реальность. Аспекты психических взаимоотношений.

«Процесс есть не что иное, как сам получающий опыт субъект» Уайтхед (13, 291)  

Потенциальное понимается нами, как то, что уже существует, но не воспринимается очевидно, как то, чего ещё нет, но является возможным.

а) в темпоральном (горизонтальном) рассмотрении - вероятностными свойствами, основанными на каузальных отношениях. Здесь мы применяем понятия… б) в онтологическом (вертикальном) рассмотрении – латентными свойствами,… Актуальная[2] сторона представляется нам областью Реальности наблюдаемой и переживаемой как действительность и…

Психический уровень взаимоотношений человека и Реальности.

Часть 1. Уровень бессознательных взаимоотношений.

Ранний Юнг представил нам архетипы (греч. arche – начало + typos – образ) в духе картезианско-кантовских априорных форм и категорий, которые… Здесь мы можем предположить, что К.Г. Юнг открывает нам потенциальную и… Работы С. Грофа позволяют нам подтвердить, что канва развертывания жизненного процесса и формирование субъективности,…

Часть 2. Взаимоотношения на сознательном уровне.

В современной западной парадигме сознание уже не определяется как самостоятельная и самодостаточная духовная целостность (картезианско-кантовский… В современной культуре существует и холистический подход в понимании сознания.… Представление сознания как потока, характерное для буддизма, отражает нам его текучесть, изменчивость и динамизм.…

Заключение.

В 20 веке потерянное и неуверенное сознание индивида, перед лицом неумолимой действительности, устремилось в массы, которые дают хоть и иллюзорное, но переживание защищенности. Современное сознание просто разрывается под прессингом потока противоречивой информации, влечётся к опиуму иррационального и склоняется принимать желаемое за действительное, т.к. действительность пережита им как страдание. Субъективное человеческое существо содрогается от потрясений бытийственности, его сознание мечется в суете безысходности, его смыслы растеряны, а экзистенциальная жажда использует суррогаты.

В этой очевидной запутанности необходимым образом встает вопрос о Реальности, - её сути и свойствах, индивидуальном переживании и состоянии субъекта в ней. Понимание Реальности в её единстве и многообразии, динамизме и схватываемости, является естественной потребностью нашего существования, т.к. через эту данность мы переживаем полноту и безграничность себя как счастливого индивидуального существа, проявляющегося в этом чудесном море возможностей, - в Реальности. Наше вникновение в неё опосредованно нашей субъективностью, двойственность нашего мозга и сознания придаёт действительности колорит изменчивого и подвижного существа, а переживания и рост индивидуального потенциально-актуального начала приятие Всеобщего родства и тождественности. И хотя в суете повседневности, сутулке мыслей и образов, мы часто не осознаем этого единства, разделяя мир на отвлеченные фрагменты и явления, всё же наша целостность находит отклик на зов Реальности и тогда в человеке просыпается ощущение события, переживание которого ему сладко, но чудесным образом до конца непонятно. Желательно каждому из нас помнить, что наше сознание склонно видеть отвлеченную материальную действительность, мы же должны стремиться находить и понимать Реальность в её взаимосвязях.

Современная наука, в лице физики, выявила «принципиальную взаимосвязанность различных аспектов существования материи, обнаружив, что энергия движения может переходить в массу, и предположив, что частицы представляют собой скорее процессы, чем объекты» (7), что в принципе подтверждает единство Реальности и её отношений, во всем их многообразии.

В социальной действительности отношения построенные на дихотомных основаниях приводят к деструкции и антагонизму, что ещё раз подтверждает необходимость переосмысления существующих взаимоотношений, преодолении односторонних манипуляций, основательного пересмотра нашего понимания сущности человека и Реальности.

В онтологическом осмыслении мира двойственность представляет собой в вертикальном запечатлении - уровни Реальности, и в горизонтальном - каузальный поток. Двойственность взаимоотношений – это данность осуществления всякого движения и актуализации. Преодоление антагонизма во взаимоотношениях является, по сути, не преодолением двойственности, но правильным ее осуществлением, которое подразумевает диалог, актуализацию потенций и процесс расширения.

Мы можем предположить, что мир сверхчувственно экстазирующего индивида есть область потенции Реальности, через обращение к которой он способен привлечь скрытые силы и пережить длительные смыслы. Озарение, инсайт, сатори, - есть состояния выхода за рамки обыденных актуальных переживаний, прозрение и переживание потенциальной Реальности во всех её связях и отношениях, всей целокупности. Способность отвлечься от ситуативной вовлечённости в движения действительности, позволяют человеку сознательно и намеренно строить свои взаимоотношения с Реальностью, расширять свой опыт. Человек способен сознательно включить в свой мир потенциальную область Реальности, допустить возможность и личностно проявить актуальность.

Человек из царства подчинённости переходит в царство возможности и ответственности.

Обратив фокус нашего сознания к чему-либо, мы переводим потенциальную сторону в конкретно актуальную и невольно абстрагируемся от целого, мы слышим звучание (переживаем Реальность) и сами становимся звуком (индивидуальной потенциально-актуальной Реальностью). Источник звучания - это сама Реальность, сам человек. А потому бесполезно претендовать на объятие необъятного через её субстанциализицию, фиксацию, систематизацию или структурализацию. Но необходимо расширять индивидуальный потенциальный опыт и тем самым приходить к открытому переживанию всех взаимоотношений. Ибо именно в этом освоении мы расширяем и проявляем Реальность субъективности, устремляемся в Пути и приобретаем полноту Потенции, переживаем себя как большое Целое, ибо «поистине [бесконечно] большое есть счастье. Нет счастья в малом» (Чх. Упан. 7.23, 1).

Список литературы:

1. Брагина, Н.Н., Доброхотова, Т.А. Функциональные асимметрии человека. М. 1988

2. Говинда А. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма Спб. 1993

3. Гроф С. За пределами мозга (фрагмент) //http://moshkow.aaanet.ru/win/FILOSOF/GROF/

4. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М. 2001

5. Гроф С. Трансперсональные опыты // Человек № 5, 1991

6. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. Москва: Интрада. 1998. //http://www.philosophy.ru/library/il/myth.html

7. Капра Ф. Дао физики // http://www.laser.ru/ru/recycle/nonlocality/phydao/index.html

8. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М. 1993

9. Лурия А.Р. Язык и сознание. М. 79 г.

10. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М. 1989

11. Силин А.А. Творение нового как переход от возможного к действительному // Философские науки № 3-4, 1997

12. Тарнас Р. История западного мышления. М. 1995

13. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М. 1990

14. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск, 1998

15. Шэток И., Сатипаттхана. Опыт внимательности, Киев, 1993, с. 101

16. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М. 1994

 

С. А. Макиенко

2002 г.


[1] Потенция (Potentia) – лат. «сила», «возможность».

[2] Актуальность (Actualis) – лат. «фактически существующий», «настоящий», «современный».