ЗАБЛУЖДЕНИЯ.

Между тем, социальное мышление Райха крайне простодушно. [да уж, "заумными" его книги язык не поворачивается назвать - Прим. ред. сайта] Так, он искренне считает, что все беды и хронические несчастья человечества происходят от нерегулярной половой жизни. [это фактически неверно, никогда Райх не говорил о "всех" - Прим. ред. сайта] При этом надо отдать должное знанию предмета и страстному сочувствию, с которым осуществляется "чисто врачебная защита биологических интересов" пациентов. Положения его теории легко опровергаются:

1. Райх считает сексуальный интерес важнейшим для человечества, однако потребность в половой жизни следует лишь за удовлетворением других базовых потребностей - голод, жажда, сон (Маслоу). [Райх, имевший медицинское образование, конечно, не мог и не отвергал значение удовлетворения физиологических потребностей - Прим. ред. сайта]

2. Культурный идеал Райха - примитивное общество, где половые потребности удовлетворяются сразу, по мере возникновения, благодаря отсутствию репрессивной патриархальной культуры, однако настоящая причина такой свободы - отсутствие в примитивном обществе знания о зачатии. Как только общество овладевает знанием об оплодотворении семенем, матриархату и свободной сексуальности приходит конец8. Экономика выходит на первый план. Появляется раздельное воспитание полов, запрет половой жизни до брака. [какая связь между таким знанием и экономикой автор нам не поясняет - Прим. ред. сайта]

3. Более позднее начало половой жизни в европейской культуре связано не с подавлением сексуальности авторитарной психической структурой, как считает Райх, а со временем, необходимым для овладения более сложным уровнем культуры. [Какие, интересно, сложные знания необходимы для того, чтобы сделать возможными сексуальные отношения? - Прим. ред. сайта]

4. Предполагая, что немедленное удовлетворение сексуальных потребностей будет способствовать всеобщему счастью, Райх забывает о других физиологических потребностях. [об этом уже говорилось в п.1 - Прим. ред. сайта]Таким образом, причина подменяется следствием. Подавляющее экономическое господство правящих классов существует не потому, что авторитарная психическая структура характера подавляет сексуальность, а сексуальные потребности не могут быть полноценно удовлетворены потому, что их подавляет существующее экономическое господство. [в принципе, и такой вывод не противоречит теории Райха - Прим. ред. сайта]

В условиях избыточного потребления с одной стороны и подавления базовых потребностей с другой, секс приобретает свойства товара повседневного спроса для одних, и предмета недоступной роскоши для других. [это верно, вот только автор не задается вопросом, почему в условии равенства мужчин и женщин, удовлетворение половых потребностей может быть "предметом недоступной роскоши" и какова в этом роль воспитания и морали - Прим. ред. сайта]"Постоянный идеологический мотив", оборачивающийся сигналом-стимулом, есть признак явного неблагополучия общества. Целая Индустрия занята оживлением пресыщенной потенции верхних и дешевым удовлетворением сексуальных потребностей нижних классов. Фрейдизм, а за ним и теория Райха, лишь частные проекции общественных отношений.