Реферат Курсовая Конспект
МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ - раздел Психология, Мир Человеческих Про...
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Информационный взрыв, обрушивший за последние десятилетия на головы современников лавины информации, существенно затрудняет не только для неспециалистов, но и для профессионалов ознакомление с наиболее важными в практическом отношении материалами. Причем, чем шире круг интересов читателя-практика, тем сложнее ему разыскать в тысячах книг, брошюр и журналов именно ту информацию, которая дает необходимое и достаточное представление о конкретной проблеме. Сказанное объясняет причины небывалой дотоле популярности энциклопедических словарей, реферативных изданий и хрестоматий. Люди стремятся получать информацию в сжатом, концентрированном виде, не тратя время на штудирование многотомных изданий или на проработку нескольких десятков источников по каждому узкому вопросу. Понимая это, составитель стремился подобрать для данной хрестоматии такие тексты, которые бы давали в совокупности широкий взгляд на проблематику прикладного душеведения.
Забота о широте взгляда обусловила включение в сборник материалов, принадлежащих не только профессиональным психологам, но и представителям других специальностей: врачам, философам, литераторам. Смею думать, что книга от этого выиграла. Как писал в свое время знаменитый американский психолог Гордон Оллпорт, имеются два принципиальных подхода к изучению психологических феноменов - психологический и литературный. Ни один из них не "лучше" другого, каждый имеет определенные заслуги и столь же определенные недостатки. И поскольку составитель не принадлежит к традиции бесплодного схоластического жонглирования терминами, постольку он попытался соединить в рамках хрестоматии оба упомянуты подхода.
Хрестоматийные сборники весьма удобны для всех, кто приступает к изучению основ той или иной науки. В отличие от монографий, где материал излагается последовательно и логично, хрестоматии являют собой своего рода мозаику. Ознакомление с интересующим предметом может начинаться здесь не строго по порядку, а с любого фрагмента, чем-то привлекшего внимание. То, что поначалу кажется слишком сложным либо малопонятным, неизбежно проясняется в процессе дальнейшего знакомства с текстами. Исходя из сказанного, надеюсь, что постижение выводов и рекомендаций практической психологии на материале настоящего сборника станет для вас не только полезным, но и увлекательным занятием.
Чем более зрелым и мудрым становится любой человек, тем отчетливее он понимает, что успех в жизни, ощущение полноты и счастья бытия определяются в первую очередь качеством решения сугубо психологических проблем. Однако представления современников о собственном внутреннем мире, глубинах чужой психики, о психологической атмосфере всякого человеческого сообщества совершенно не отвечают нынешним требованиям. Прежде всего, почти у всех они скудны до крайности. Кроме того, безнадежно устарели, часто примитивны и практически всегда не приведены в стройную систему взглядов. И если человек обязательно изучает инструкцию перед тем, как сесть за руль автомобиля или включить кухонный комбайн, то почему он не делает того же самого, пускаясь в плавание по бурному житейскому морю?
Мы не станем проливать лицемерные слезы по поводу недостатков обучения в школе, недостаточной образованности родителей и прочим не зависящим от нас вещам. То, что вас заинтересовал данный сборник, свидетельствует о вашей решимости изменить существующее положение дел. Хрестоматия "Мир человеческих проблем" дает отчетливое понимание той подоплеки, что скрывается за словами и поступками людей. Если вы увидите пользу такого понимания, то несомненно заинтересуетесь прикладной психологией по-настоящему.
Составитель
Виктор ФРАНКЛ
Абрахам МАСЛОУ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Вот то, что люди делают, когда они движутся по пути самоактуализации. Кем же тогда является консультант? Как может он помочь людям, обратившимся к нему, двигаться в направлении роста?
Джон ПАУЭЛЛ
В добрый путь!
Джон Пауэлл. Полнота человеческой жизни.
Журнал "Урания", М., 1992, No 2-3.
Альберт ШВЕЙЦЕР
Гарри БЕНДЖАМИН
Юрий ОРЛОВ
Стэнли КРИППНЕР
Дейн РЕДЬЯР
Роберто АССАДЖИОЛИ
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ И НЕРВНЫЕ РАССТРОЙСТВА
То, что Ауробиндо называл йогой, Эйб Маслоу - самоактуализацией, Фриц Перлз - органическим единством, Ассаджиоли назвал психосинтезом. Все они придерживались той фундаментальной идеи, что существует естественная тенденция к эволюции, к развитию, пронизывающая как вселенную, так и человека, и наша работа - сделать ее сознательной. |
Виталий СВИНЦОВ
ЛЮДИ И КРЫСЫ
Что же такое человек? Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое входило в них с гордо поднятой головой и с молитвой на устах. |
Николай АМОСОВ
Эрик БЕРН
РОЗИН М.В.
ХЕРСОНСКИЙ Б.Г.
Юрий ОРЛОВ
Вадим РОТЕНБЕРГ, Стелла БОНДАРЕНКО
Вацлав ГАВЕЛ
Николай РЕРИХ
Карл РОДЖЕРС
Григорий ПОМЕРАНЦ
Максуэлл МОЛЬЦ
ОБИДА
Когда типичному неудачнику нужно найти "козла отпущения" или как-то оправдать собственные просчеты, он часто обвиняет общество, "систему", судьбу, говорит о неравных шансах. Он не выносит, если кто-то счастлив и преуспевает, ибо это в его глазах лишь подтверждает, что его самого жизнь обкрадывает, что она несправедлива к нему. Чувство обиды - это попытка сделать наши собственные неудачи удобоваримыми, объясняя их пристрастным отношением, несправедливостью. Но попытка в качестве целебной мази на душевные раны использовать обиду приносит больше вреда, чем сами неудачи. В действительности она - смертельный яд для морального духа, делающий счастье совершенно невозможным и поглощающий массу сил, которые можно было бы употребить с большей пользой. И вновь мы видим тот же порочный круг. Человек, который беспрерывно сетует и обижается, постоянно чем-то недоволен или держится вызывающе, - не лучший партнер или сослуживец. А если в довершение коллеги относятся к нему с прохладцей или начальник вдруг сделает замечание, то появляется дополнительный повод выражать обиду и роптать.
Обида позволяет некоторым культивировать чувство собственной значимости. Некоторые люди получают какое-то извращенное удовлетворение, когда с ними обходятся дурно или причиняют зло. Это как бы дает жертве несправедливости право почувствовать моральное превосходство над своими обидчиками.
Чувство обиды - это способ или попытка "смыть", ликвидировать уже совершенную несправедливость, апеллировать к суду жизни. Человеку представляется, что если это чувство будет достаточно интенсивным, чтобы тем самым подчеркнуть глубину "содеянной несправедливости", то в результате неких волшебных перемен события или обстоятельства, причинившие обиду, переменятся, вознаграждая за причиненные страдания. В этом смысле обида есть мысленное сопротивление, невосприятие чего-то, что уже случилось, эмоциональная схватка с каким-то происшествием или явлением, имевшим место в прошлом. В этой борьбе вы обречены на поражение, ибо в данном случае пытается сделать невозможное - изменить прошлое.
Чувство обиды, даже если оно основано на реальной несправедливости, не приносит ни удовлетворения, ни пользы, со временем становится эмоциональной привычкой. Постоянно ощущая себя жертвой несправедливости, вы начинаете мысленно "входить в роль" человека, подвергающегося гонениям. Вы носите с собой это чувство, которое постоянно ищет внешний крючок, чтобы за него зацепиться. В такой ситуации нетрудно обнаружить доказательства предвзятого к себе отношения даже в самых невинных репликах и безобидных ситуациях.
Кроме того, хроническое чувство обиды неизбежно порождает жалость к самому себе - то есть формирует самую скверную из всех эмоциональных привычек. Когда же обе упомянутые привычки достаточно прочно укоренятся, человек в их отсутствие уже перестает чувствовать себя удобно и нормально. Тогда он начинает в буквальном смысле искать несправедливого к себе отношения. Кто-то очень метко заметил, что некоторые люди чувствуют себя хорошо только тогда, когда они несчастны.
Сформировавшиеся привычки обижаться и жалеть самого себя идут рука об руку с невыразительным, неполноценным образом собственного Я. В своем воображении вы начинаете рисовать себя ничтожной, достойной сожаления личностью, жертвой, которой сама судьба предопределила быть несчастливой.
Здесь полезно вспомнить, что чувство обиды у вас вызывают не люди, события или обстоятельства. Это ваша собственная эмоциональная реакция. Только вы можете властвовать над ней, только вы в состоянии ее контролировать, правда, если сумеете понять, что чувство обиды и жалости к себе ведут не к счастью и успеху, а к поражению и страданиям.
С затаенной обидой вы просто не в состоянии вообразить себя самостоятельным, независимым и уверенным в своих силах человеком, не можете быть хозяином своей судьбы. Бразды правления переходят в руки других. Теперь они диктуют вам, как вы должны себя чувствовать, как поступать. Вы уже, подобно нищему, зависите от милости окружающих людей. Кстати, нищий тоже предъявляет необоснованные требования и выдвигает неоправданные претензии. Если, по вашему мнению, все, кроме вас самих, обязаны печься о вашем счастье, то вы непременно станете на них обижаться, когда ваши ожидания не оправдаются. Если вы полагаете, что люди должны демонстрировать по отношению к вам вечную благодарность и постоянную признательность за ваши воображаемые заслуги, то вы неизменно станете чувствовать обиду когда эти знаки внимания отсутствуют. Если вы считаете, что жизнь должна обеспечить вам приемлемое существование, то вы почувствуете обиду, когда таковое не осуществится.
Следовательно, обида несовместима с творческой целеустремленностью, где вам принадлежит активная роль, а не амплуа пассивного получателя милости от других. Как мы уже указывали выше, только вы лично определяете цели. Никто вам ничем не обязан. Вы сами добиваетесь осуществления своих желаний, сами обеспечиваете собственный успех и счастье. Обида никак не вписывается в эту картину, и именно поэтому она - составной элемент Механизма Неудачи.
Леонид РАДЗИХОВСКИЙ
ЛЕСТЬ
Утверждение, что психотерапевт льстит клиенту, звучит по меньшей мере странно. Хороша лесть - мучающая, часто оскорбляющая! Однако эта лесть "хороша" именно потому, что психологически глубока и убедительна, недаром исходит она не от дилетанта, а от профессионального психолога.
В романе Ф. Мориака "Клубок змей" невзначай дан пример такой "психотерапевтической лести". Муж бросил страстно любящую его и богатую жену и бежал с не слишком молодой и небогатой женщиной. Жена в полном отчаянии. Ее мать, Женевьева, разумеется, всячески поносит зятя (Фили), но отец матери (т.е. дед женщины, Янины, которую бросили) неожиданно высказывает иную точку зрения: "Я заявил, что вовсе не собираюсь защищать Фили, а только хочу сказать, что мы были к нему несправедливы: он оказался не таким уж низким человеком, как мы его считали. Вероятно, ему слишком бесцеремонно показывали, что, раз супругу Янины обеспечена роскошная жизнь, то он должен терпеть все унижения, ходить у вас на цепочке, - никуда ему теперь не убежать. Но люди не такие уж подлецы, как нам кажется...
- Ах, вот что? - упрямо твердила Женевьева. - Ты, значит, считаешь, что муж поступает благородно, бросив двадцатидвухлетнюю жену и дочку?
... - Нет, ты слишком глупа... Но я вот что скажу: Фили кажется мне не такой уж дрянью с тех пор, как...
Женевьева прервала меня и принялась кричать, чтобы я хоть подождал, пока Янина уйдет из комнаты, - для нее, бедняжки, оскорбительно, что я защищаю ее мужа. Но Янина, упорно молчавшая до той минуты, вдруг заговорила изменившимся, неузнаваемым голосом:
- Мама, зачем отрицать? Мы все старались на каждом шагу унизить Фили, мы готовы были с грязью его смешать. Вспомни, - как только разделили наследство, мы стали командовать... Да, я вообразила, что его можно водить на поводке, как породистого красивого песика. Мне даже не так было больно, как прежде, что он не любит меня. Ведь я им владела, он принадлежал мне, стал моей собственностью: деньги-то были у меня в руках, - пусть попрыгает около меня, постоит на задних лапках. Это собственные твои слова, мама... Мы думали, что для него деньги дороже всего. Может быть, он и сам так думал, и все же стыд и гнев оказались сильнее. Ведь он не любит эту женщину, которая отняла его у меня, - он мне сам признался, когда уходил. И, несомненно, это правда. Он высказал мне столько горьких, жестоких истин, что можно этому поверить. Он ее не любит, но она не презирала его, не старалась унизить. Она отдалась ему, а не купила его. А я купила его, как приглянувшуюся безделушку.
... - И вдруг Янина сказала:
- Увезите меня с собой, дедушка".
Да, дед, не будучи психотерапевтом (впрочем, он адвокат, представитель родственной профессии), попал "в точку". Что же произошло?
Попробуем разобраться. Прежде всего здесь явственно просматривается типично психотерапевтическое построение. Центральный момент - "обернуть проблему", выставить в качестве причины (виновника) несчастья самого потерпевшего. Далее. В таком "оборачивании" и содержится то, что я назвал специфической "психотерапевтической лестью". Наконец, как правило (во всяком случае, очень часто), подобная лесть оказывается как раз тем, что нужно клиенту, она в значительной мере обеспечивает лечебный эффект.
Теперь попытаюсь обосновать эти положения.
Первое. Психотерапевт вынужден "оборачивать" проблему на клиента просто по определению - по своей социальной роли и возможностям. Ну, в самом деле - ведь "... психолог при всем желании не может улучшить его (клиента - Л.Р.) материальное или социальное положение. Исправить внешность или вернуть утраченного близкого человека, т.е. не может воздействовать на внешний, бытийный аспект его проблем" (Василюк Ф.Е. Психология переживания, Москва, 1984, с.11.). Больше того - чаще всего психолог и в ситуации-то, с которой к нему пришел клиент, разобраться не в состоянии, ведь перед ним только один участник, одно действующее лицо излагаемых событий. Тут у психотерапевта могут быть две стратегии: верить клиенту на слово или не верить.
Но что, собственно, значит "верить" или "не верить"?
Существует достаточно хорошо известный каждому психологический закон: свое поведение (и тем более свои неудачи) мы склонны объяснять стечением внешних, случайных, независимых от нас обстоятельств, даже чьей-то злой волей, а поступки окружающих - особенностями их характера, личности. "Другим мы приписываем больше диспозиций (внутренних установок. - Л.Р.), чем самим себе. Описывая себя и других при помощи биполярных шкал, предусматривающих вариант ответа "в зависимости от ситуации", мы гораздо чаще пользуемся этим вариантом при самоописании, чем при описании других" (Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность, т.1, Москва, 1986, с.18.). Так вот - верить клиенту - значит, как правило, верить, что в его бедах и проблемах виноваты обстоятельства и люди, которых мы не знаем, точнее, знаем только с его слов. Тогда, чтобы помочь клиенту (не выходя из своего кабинета!), нужно быть или аббатом Фариа из "Графа Монте-Кристо", разъяснявшим простодушному Эдмону Дантесу подлинные причины его злоключений, или мисс Марпл из романов Агаты Кристи - во всяком случае, психологом либо психотерапевтом быть не обязательно. "Психолог вообще не специалист по житейским советам, полученное им образование отнюдь не совпадает с обретением мудрости" (Василюк Ф.Е. Психология переживания, Москва, 1984, с.18.)
Таким образом, психотерапевт "по долгу службы", по своей объективной социальной роли, просто вынужден занять исходно противоположную позицию - рассматривать проблемы клиента так, "как если бы" все дело было только в особенностях его личности, установок подсознания и т.д. и т.п., в общем - "как если бы" все дело было в самом клиенте. "Не жребий наш, мы сами виноваты в своем порабощении" - вот исходная установка психотерапевта*.
/* Такое отношение неизбежно для любого психотерапевта, в том числе и для гуманистов, принципиально отказывающихся в своих декларациях от всякого насилия над клиентом. Впрочем, психотерапевт-гуманист может утешить себя (уменьшить свою ответственность?), например, тем, что он, таким образом, не потакает бессознательному стремлению клиента "снять с себя ответственность за свою собственную жизнь". (Василюк Ф.Е. Психология переживания, Москва, 1984, с.18.)/
Казалось бы, это просто-напросто установка любого постороннего человека, сталкивающегося с моей проблемой, - ведь "они" все тоже склонны видеть причину моих бед во мне! В чем же специфика взгляда психотерапевта?
Прежде всего, у представителей всех психотерапевтических школ есть определенные профессиональные правила интерпретации, недоступные "обычному" человеку. Кроме того - и это главное - психотерапевт не должен смотреть на проблемы клиента со стороны. Он должен занять в каком-то смысле невозможную позицию - анализировать эти проблемы изнутри, но смотреть на все глазами другого человека! Искать причины во мне - как и всякий "другой", но делать это не так, как "другой", а - слившись со мной, глядя как бы "изнутри меня". Искать их так, как делал бы я сам, если бы смог. Его конечная цель - повернуть глаза клиента "зрачками в душу", заставить его вместе со своим помощником, в диалоге с ним (или, как считают многие, - под руководством психотерапевта, тут "руководства" все равно не избежать, сколько ни старайся), рыться в своей душе, находить истину.
Нельзя точно описать формальный "инструментарий поворота души", применение которого дает психотерапевту гарантии, что клиент "примет" его, поверит ему. Здесь можно лишь выделить два полюса. На одном - худший психотерапевт - "шпион", которому клиент не поверит никогда. "И Вы хотите, чтоб я таким насмешникам, как Вы, ничего не видящим и ничему не верящим, слепым кротам и насмешникам, стал открывать еще новую подлость мою, еще новый позор, хотя бы это и спасло меня от Вашего обвинения? Да лучше в каторгу!" - кричит Митя Карамазов прокурору. Другой полюс - эмоциональная позиция идеального психотерапевта. Это - Соня Мармеладова, которая, узнав о преступлении (а в психологическом аспекте - о "комплексе", "проблеме") Раскольникова, в отчаянии воскликнула: "Что Вы, что Вы это над собою сделали!"... (выделено мной. - Л.Р.) и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками".
Итак, тем или иным образом, психотерапевт оборачивает (вынужден оборачивать) исходную проблему клиента, подводя его к мысли о том, что главная причина возникших трудностей в особенностях его (клиента) сознания, специфических чертах личности.
В чем же тут "психотерапевтическая лесть" и отчего она так важна, почему содержит в себе собственно терапевтический эффект?
Джозеф ВЕЙСС
Таблица 1. Различные предсказания для разных гипотез
Динамическая гипотеза 1 | Динамическая гипотеза 2 | Гипотеза контроля |
Высокий уровень тревоги | Низкий уровень тревоги | Низкий уровень тревоги |
Сила переживания не предсказывается | Слабое переживание | Сильное переживание |
Альтернативные гипотезы о работе подсознания (таблица 1) проверялись по их предсказаниям относительно переживаний и действий пациентов при спонтанном осознании подсознательного психического материала, не обсуждавшегося психотерапевтом. Согласно динамической гипотезе, запретный подавленный импульс способен спонтанно проникнуть в сознание двояко. Во-первых, он может преодолеть силы "цензуры" (слева), что приведет к конфликту между осознанным импульсом и "цензурой", а вследствие этого - к появлению у пациента тревоги. Во-вторых, подсознательный импульс может быть замаскирован (в центре) и тогда он проникнет в сознание не замеченным "цензурой"; в этом случае пациент должен испытывать лишь слабую тревогу (так как нет конфликта между импульсом и "цензурой"), но и переживать демаскированный импульс он будет тоже слабо. Гипотеза контроля подсознания (справа) предполагает, что подсознательный импульс осознается в том случае, когда пациент снимает "цензуру", решив, что он может безопасно переживать этот импульс. Тревога при этом должна быть слабой, зато переживание осознанного психического материала - сильным.
Мы сравнили динамическую гипотезу и гипотезу контроля подсознания, изучив различные объяснения, которые они дают некоторым часто встречающимся в психотерапии явлениям. Так, нередко пациенты спонтанно начинают осознавать подсознательный психический материал (например, свою враждебность к брату или сестре) без какого-либо упоминания об этом со стороны врача.
Объясняя этот феномен, обе гипотезы на первый план выдвигают некоторые специфические особенности взаимоотношений между пациентом и врачом. Эти взаимоотношения носят сугубо профессиональный и конфиденциальный характер и имеют место только в кабинете психотерапевта; кроме того, врач держится по отношению к пациенту как беспристрастный исследователь. Однако каждая гипотеза сосредоточивает внимание на своем аспекте этих взаимоотношений.
Динамическая гипотеза выдвигает на первый план фрустрацию, вызываемую у пациента отношением к нему психотерапевта. Предполагается, что во время лечения врач играет роль объекта подсознательных импульсов пациента; скажем, на него перемещаются подавленная враждебность и подсознательная злоба к брату-сопернику. Отчужденное поведение врача не дает удовлетворения подсознательным импульсам пациента, которые вследствие этого могут стать еще сильнее - подобно тому, как усиливается неудовлетворяемый голод. Не получающие удовлетворения импульсы со все возрастающей силой пытаются прорваться в сознание пациента, но в большинстве случаев благодаря противодействию "цензуры" до него не доходят.
Согласно динамической гипотезе усиливающиеся импульсы могут спонтанно проникнуть в сознание пациента вопреки "цензуре" двумя путями. Либо они становятся настолько мощными, что преодолевают сопротивление сил вытеснения (так, на малейшую провокацию со стороны психотерапевта пациент может реагировать взрывом гнева), либо проходят через барьер "цензуры" в замаскированном виде - в этом случае сознания достигает видоизмененный, смягченный вариант импульса. Поскольку маскировка импульса скрывает его интенсивность и первоначальное содержание, он не подвергается действию обычных сил вытеснения. Например, злоба пациента, направленная на психотерапевта, может проникнуть в сознание в виде, казалось бы, не имеющем никакого отношения к делу "глупого" желания сбить врача с толку.
Динамическая гипотеза предсказывает, что если подсознательный импульс проникает в сознание, преодолевая сопротивление сил "цензуры", он вступит с этими силами в конфликт; в таком случае пациент должен испытывать напряжение и тревогу. Если подсознательный импульс проникает в сознание в замаскированном виде, тревоги у пациента не возникает; поскольку при этом истинная сила импульса не осознается, человек не будет сильно переживать.
Следует отметить, что слово "переживание" здесь имеет вполне конкретный смысл и поддается оценке с помощью стандартной процедуры по так называемой шкале переживаний. Считается, что человек переживает чувство или мысль сильно, если он способен четко их сформулировать и сосредоточен на уяснении их значимости. О человеке, который выражается расплывчато и слова которого лишь отдаленно касаются предмета разговора, говорят, что он переживает мысль или чувство слабо.
В противоположность динамической гипотезе, гипотеза контроля предполагает, что беспристрастное отношение психотерапевта к пациенту и конфиденциальность их взаимоотношений не только не вызывает у пациента фрустрации, но создает атмосферу безопасности. Благодаря этому человек может подсознательно решить, что ему ничто не угрожает, если в сознание проникнут те или иные вытесненные психические образования. К примеру, если враждебные импульсы постоянно подавлялись из страха перед возмездием, то во время психотерапевтического сеанса, когда нет опасения наказания, злоба может излиться на врача, а в результате исчезнут силы вытеснения, противодействовавшие этой злобе.
По гипотезе контроля пациенты не должны испытывать значительной тревоги при осознании ранее вытесненного психического материала, поскольку этот материал извлекается из подсознания только после того, как подсознательно преодолен страх перед возможными последствиями. Кроме того, так как при этом нет надобности маскировать свои мысли и чувства, человек может "смотреть им прямо в лицо" и размышлять над ними; иначе говоря, осознанные мысли и чувства должны переживаться сильно.
Таким образом, разные гипотезы дают четко различающиеся предсказания о поведении человека в ходе психотерапии. Согласно динамической гипотезе, при осознании подавленного психического материала пациент должен испытывать либо сильную тревогу, либо - в случае проникновения в сознание замаскированного импульса - небольшую тревогу в сочетании со слабым переживанием осознанного материала. Согласно гипотезе контроля подсознания, тревога во время психотерапии должна быть, наоборот, слабой, а переживание осознанного психического содержания сильным.
Чтобы выяснить, какое из этих предположений верно, мы изучили психическую деятельность одной из наших пациенток, С., во время психоанализа - интенсивной формы психотерапии, при которой пациент посещает врача 4-5 раз в неделю. (Такое лечение проводит специалист-психоаналитик, т.е. психотерапевт, прошедший специальный курс обучения, который включает глубокое изучение теории Фрейда и овладение техникой психоанализа; на приобретение такой квалификации требуется несколько лет.)
Теоретически основная задача нашего исследования представлялась довольно просто: определить уровень тревоги и переживаний С. в тот момент, когда она осознает ранее подавленный психический материал. Однако, как можно судить по сильно упрощенному описанию проведенной нами тщательной, потребовавшей немало времени работы, осуществить эту задачу на деле оказалось далеко не просто.
Во всех наших исследованиях ведутся дословные записи психотерапевтических сеансов, которые с согласия пациента регистрируются на магнитную ленту. Эти записи содержат точные и исчерпывающие данные, что позволяет работу, проделанную одной группой исследователей, повторно анализировать другим исследователям.
В исследовании, о котором идет речь, нами были изучены записи первых 100 сеансов психоанализа С., проводившихся с ней психотерапевтом-мужчиной. Чтобы идентифицировать материал, вытесненный в подсознание в начале курса психоанализа, но позднее вновь появившийся в сознании, мы прежде всего выделили все психические структуры - мысли, убеждения, воспоминания и чувства, которые выявлялись в записях более поздних сеансов (с 41-го по 100-ый), но отсутствовали в ранних. К примеру, было обнаружено, что на одном из поздних сеансов пациентка вспомнила, как захотела убить своего брата, о чем ни она сама, ни лечивший ее психоаналитик не упоминали.
В сущности, С. вполне могла осознавать некоторые из таких вновь возникавших тем, даже хотя прежде она о них не говорила. Эти темы нельзя было считать вытесненными, и из анализа их следовало исключать. Здесь мы прибегли к помощи "арбитров", в роли которых выступили 20 практикующих или проходящих обучение психоаналитиков. Каждый арбитр получал перечень вновь возникавших тем и краткое словесное описание первых 10 сеансов психоанализа. Основываясь на собственном понимании проблем пациентки, он решал, какие, на его взгляд, темы были вытеснены в подсознание на первых 10 сеансах (при этом исключалась всякая внешняя информация, которая могла бы повлиять на решение). Кроме того, арбитр оценивал по пятибалльной шкале, с какой степенью уверенности он выносит то или иное решение. Мы включали в анализ только те темы, для которых решение о вытеснении в подсознание принималось достаточно надежно, а именно при степени уверенности в решении 4-5 баллов.
В результате получился новый перечень тем, сначала вытесненных в подсознание, а затем заново осознанных. Теперь надо было идентифицировать и исключить темы, которые могли быть каким-либо образом подсказаны пациентке врачом. Для этого арбитрам дали новый перечень тем и полную запись всего сказанного психоаналитиком на протяжении первых 100 сеансов. Арбитры выявили лишь одну тему, обсуждавшуюся врачом, которая и была исключена из анализа.
Проделав все это, мы, наконец, приступили к оценке уровня тревоги и степени переживаний С. при осознании ранее подавленного психического материала. Записи 5-минутных фрагментов ее разговора во время сеансов психоанализа оценивались двумя группами арбитров по одной из двух шкал для определения уровня тревоги - по шкале Мала либо по шкале Готтшалка-Глезера. Записи включали все фрагменты, предположительно содержавшие вытесненный психический материал, а также многочисленные наугад выбранные фрагменты. Арбитры не знали, что собой представляет тот или иной фрагмент. При оценке тревоги по шкале Мала учитывается частота разрывов в речи; чем обрывистее речь, тем сильнее тревога. По шкале Готтшалка-Глезера об уровне тревоги судят на основании частоты обращения пациента к определенным темам (например, увечьям, стыду, смерти).
По средним значениям оценок арбитров мы заключили, что во время осознания ранее подавленного психического материала С. тревожилась не больше, чем обычно. Более того, оценки по шкале Мала свидетельствовали о том, что, когда вытесненный психический материал проникал в сознание, уровень тревоги у пациентки был гораздо ниже обычного. (За исключением особо оговариваемых случаев все обсуждаемые в этой статье результаты имеют высокую статистическую значимость.)
О том, насколько сильно С. переживала осознаваемый психический материал, судили по шкале переживаний. Анализируя те же фрагменты разговоров с врачом, мы обнаружили, что она переживала осознание ранее вытесненного психического содержания острее, чем случайного материала.
Низкий уровень тревоги и сильное переживание при осознании ранее вытесненного психического содержания согласуются с гипотезой контроля подсознания и идут вразрез с динамической гипотезой. Значит, в процессе психотерапии пациенты в основном спонтанно осознают ранее вытесненный психический материал благодаря возникновению чувства безопасности во время сеансов психоанализа, а не из-за усиления ранее подавленных импульсов в результате фрустрации.
Таблица 2
Б. Объяснение наблюдения в рамках динамической гипотезы
Пациент подсознательно пытается дать удовлетворение своему импульсу. | Психотерапевт вызывает фрустрацию импульса. | Подвергшийся фрустрации импульс усиливается, может преодолеть барьер "цензуры" и проникнуть в сознание. |
В. Объяснение наблюдения в рамках гипотезы контроля подсознания
Пациент подсознательно проверяет терпимость психотерапевта. | Психотерапевт успешно проходит проверку на терпимость. | Пациент, чувствуя себя в безопасности, осознает подавленный импульс. |
Милдред НЬЮМЕН, Бернард БЕРКОВИЦ, Джин ОУЭН
КАК ПОДРУЖИТЬСЯ С САМИМ СОБОЙ?
Гарри БЕНДЖАМИН
ОТ САМООПРАВДАНИЯ К МЕТАНОЙЕ
Джанетт РЕЙНУОТЕР
Роберт БОСНАК
УПРАЖНЕНИЕ 1 НА РАЗВЕДКУ В МИР СНОВИДЕНИЙ
Осмотритесь: куда вы попали, что вас окружает? Итак, вы бодрствуете, но ведь и во сне вы совершенно уверены, что все происходит наяву. Вы бодрствуете, но это не означает, что вам не снится сон.
Раз так, то теперь легко представить, что вам в самом деле снится сон.
Вы погрузились в мир сновидений, он обступает вас со всех сторон, как это и происходит каждой ночью. Этот мир полностью реален. Дотроньтесь до земли - она твердая. Ущипните себя за руку. Чувствуете?
Теперь начинайте передвигаться в пространстве. Не забывайте, что вы путешествуете внутри самого обыкновенного сновидения и что все происходящее вокруг не выдумка. Внимательно изучайте предметы, которые попадаются вам на пути.
Повторяйте это упражнение как можно чаще.
УПРАЖНЕНИЕ 2 ВОССТАНАВЛИВАЕМ В ПАМЯТИ ОБРАЗЫ СНОВИДЕНИЯ
Вам снится, что вы делаете упражнение на развитие памяти из книги под названием "В мире сновидений". Вот вы аккуратно берете ее в обе руки и внимательно рассматриваете. Затем медленно поворачиваете ее один раз, перед вашими глазами - медленно вращающийся предмет. Закройте глаза.
Теперь обратитесь к своей памяти и восстановите образ книги. Попытайтесь вспомнить, как она вращалась и как выглядела под разными углами зрения.
Повторите это упражнение с несколькими различными предметами.
УПРАЖНЕНИЕ 3 СОЗДАНИЕ "КЛАДОВОЙ" ПАМЯТИ
Выберите какое-либо пространство площадью несколько квадратных метров, по которому вы можете свободно передвигаться, например, комнату, в которой стоит несколько предметов. Немного походите по этой комнате. До мельчайших подробностей запомните расположение предметов в ней. Затем сядьте или лягте, закройте глаза и еще раз мысленно пройдите по комнате и внимательно "осмотрите" ее содержание. Если вы будете часто повторять это упражнение, то в дальнейшем оно не составит для вас особого труда. Некоторые предметы легче запоминаются, если предварительно потрогать их руками или понюхать. При выполнении этого важного упражнения на "мысленное фотографирование" старайтесь скоординировать работу всех органов чувств.
Теперь вы, подобно ораторам древности, обзавелись своей "кладовой" памяти.
УПРАЖНЕНИЕ 4 ВООБРАЖАЕМЫЙ ОБХОД ЖИЛИЩА
Подумайте и попробуйте определить, какой дом или квартиру вы знаете лучше всего. Например, дом ваших родителей или квартиру, в которой вы живете сейчас. Вызовите в воображении несколько хорошо известных вам домов, чтобы решить, который из домов вам легче вспомнить в данный момент.
Прочитав это упражнение до конца, закройте глаза и на минуту сосредоточьте внимание на своем дыхании. Почувствуйте, как воздух наполняет легкие и какие ощущения испытывает при этом ваше тело. Начинайте с ног, мысленно двигаясь вверх. Не спешите. Затем представьте себе тот дом, в который вы хотите мысленно войти. Посмотрите на его фасад или на его крыльцо, где расположен вход. Смотрите внимательно. Не упускайте ни одной мелочи. Есть ли окна? Какого цвета дерево, кирпич или другие строительные материалы, из которых он сделан? Обращайте внимание на мельчайшие детали. Затем повернитесь ко входу спиной и оглядитесь вокруг. Что попалось вам на глаза? После этого начинайте медленно поворачиваться назад. Перед вами входная дверь, какая: высокая или низкая? Какого цвета? Где расположены дверная ручка и звонок?
Теперь откройте дверь и ступите на порог. Осмотритесь. Пусть глаза привыкнут к перемене освещения. Посмотрите на пол. Какой он? Каменный? Деревянный? Может, он сделан из другого материала? Если отказывает память, пустите в ход воображение. Какие в доме стены? Посмотрите вверх. А потолок? Теперь начинайте медленно передвигаться по дому. Если с порога вы попали не на кухню, идите туда. Не спешите, времени достаточно. Внимательно смотрите по сторонам, вверх, вниз, перед собой, оглянитесь назад. Увидев интересный предмет, подойдите к нему и осмотрите.
Попав на кухню, подойдите к раковине. Есть ли кран? Что это за кран? Что находится под раковиной? Есть ли плита или другие приспособления для приготовления пищи? На чем они работают - на газе, электричестве или на дровах? Что расположено между плитой и раковиной?
Внимательно все осмотрев, медленно идите к тому месту в доме, где стоит ваша кровать. Медленно, еще медленнее. Умение замедлять движение - один из труднейших моментов в искусстве восприятия зыбких образов сновидения.
Вот вы стоите перед своей кроватью. Посмотрите по сторонам, вверх, вниз. Внимательно рассмотрите саму кровать. Подойдите и сядьте на край. Затем лягте. Медленно! Если на постели лежит одеяло, укройтесь им. Теперь закройте глаза и вспомните все ощущения, которые вы когда-либо испытывали, лежа на этой кровати. Не меняйте положения тела до тех пор, пока точно не воссоздадите их в памяти. Теперь сядьте и осмотритесь. Изменилось ли что-нибудь в окружающем вас пространстве? Посмотрите по сторонам, вверх, вниз.
После этого не спеша встаньте и медленно подойдите к двери, через которую вошли. Посмотрите вокруг. Изменилось ли что-нибудь, пока вы были в доме? Теперь откройте дверь (если она была закрыта) и выйдите наружу. Стойте спиной к дому. А теперь медленно просыпайтесь там, где вы сидите, читая эту книгу. Внимательно следите за переходом сознания от сновидения к бодрствованию.
Последующие упражнения связаны с записыванием снов. Записывать сновидения на бумаге - очень важно. Ведь только подумайте, как часто мы видим сны, которые, кажется, будем помнить до гробовой доски! Но вот проходит несколько минут, а иногда даже секунд, и они бесследно исчезают из нашего сознания. Делая записи, мы как бы связываем сон и создаем опору памяти, позволяющую всегда вернуться в него. Записанный текст - это порой единственное, что остается от сновидения. Как иероглифы на руинах забытой культуры, как надпись на древнем надгробии.
Некоторые люди утверждают, что никогда не видят снов. Они не правы. Им следовало бы говорить, что они не запоминают своих снов. Лабораторными исследованиями установлено, что у каждого из нас бывают в течение ночи около пяти сновидений. В это время происходит быстрое движение глазных яблок за закрытыми веками. Эта фаза сна называется фазой быстрых сновидений. В связи с тем, что в течение ночи у каждого таких фаз бывает около пяти, все сны запомнить практически невозможно. Кроме того, переход сознания от сновидения к бодрствованию сопровождается стиранием образов сновидения. Поэтому задача заключается в том, чтобы поймать сон до того, как он исчезнет навсегда.
УПРАЖНЕНИЕ 5 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МОМЕНТОМ ПРОБУЖДЕНИЯ
Дайте себе установку, что пробуждение должно быть максимально сознательным. Попытайтесь по-настоящему почувствовать переход от сна к бодрствованию. Проснувшись до того, как зазвенел будильник, продолжайте лежать, не меняя положения тела, и наблюдайте за тем, как сон переходит в явь. Следите за ощущениями просыпающегося тела: есть ли напряжение в теле и где оно, какие ощущения в голове, как дышится и т.п. Повторяйте упражнение ежедневно в течение недели, при этом стараясь не запоминать решительно никаких сновидений. Важно лишь наблюдать за моментом пробуждения.
УПРАЖНЕНИЕ 6 ГОТОВИМСЯ ЗАПИСЫВАТЬ СНОВИДЕНИЯ
Проделав упражнение 5 в течение недели, положите у постели блокнот и ручку. Поставьте в пределах досягаемости лампу со слабым светом. Освещения должно хватать ровно настолько, чтобы можно было различить собственный почерк. Можно также поставить магнитофон, который включается голосом. Здесь, однако, могут возникнуть некоторые проблемы, так как между сновидением и его записью будет введена дополнительная ступень. Внутренние психологические барьеры могут не позволить вам перенести на бумагу текст сна, записанный на магнитофон, и у вас останется лишь пленка с записью нескольких часов бормотанья.
Теперь повторите предыдущее упражнение, не забывая при этом, что у кровати вас терпеливо ожидает блокнот. Снов старайтесь не запоминать. Если все же один и запомнили, запишите его.
УПРАЖНЕНИЕ 7 ЗАПИСЫВАЕМ СНОВИДЕНИЯ
Если вы свободно восстанавливаете в памяти свои сны, тогда начинайте занятие с этого упражнения. Предлагаю вам на выбор три метода записи сновидений:
1. Проснувшись, вы улавливаете обрывок ускользающего сновидения. Продолжайте лежать, не меняя положения тела. Представьте, что вы - застывшая в неподвижности охотничья собака, следящая за добычей. Не нужно сразу же бросаться к блокноту. Сначала просто немного поразмышляйте о том, что вам снилось. И только после этого возьмите ручку и запишите в деталях все, что помните из оставшегося в памяти обрывка сна. Полежите еще немного. Пусть ваше сознание соприкоснется с этим образом еще раз. Часто это приводит к восстановлению какого-нибудь другого образа из того же сновидения. Запишите и его. Нередко таким образом можно восстановить весь сон целиком.
2. Проснувшись посреди ночи, вы чувствуете, что помните весь сон. Ощущение при этом такое, что в нем было слишком много подробностей и всех их записать невозможно. В этом случае сначала запишите наиболее характерные детали, используя несколько коротких описательных слов, которые впоследствии послужат опорой для памяти. Например: "стройка, сенбернар Анга, бульдог, драка, шея, исчез, боюсь. Вернулась, радость". После этого засыпайте опять. Если утром вы не сможете восстановить сон по ключевым словам, значит что-то не сработало. Если сновидение не улетучилось, пройдите от образа к образу, как вы это делали в воображаемом путешествии по дому (упр. 4), и попытайтесь записать каждую деталь так, чтобы получился более или менее связный рассказ. Дело в том, что при записи сновидения нередко теряют связность.
3. Проснувшись утром, вспомните свой сон. Сначала запишите последнюю сценку, затем восстановите остальные, двигаясь от конца к началу. Или просто запишите все от начала до конца. Не уделяйте слишком много внимания сюжету, иначе могут утеряться детали. Идеальный подход - описание образов изнутри, то есть с точки зрения непосредственного участника событий.
Принимая душ и завтракая, сосредоточьте внимание на том, чтобы сновидение глубоко запечатлелось в памяти. Если хотите, можете рассказать его кому-нибудь. Ведь при этом часто вспоминаются детали, которые остались за пределами видения. Даже если ваш слушатель никак не комментирует сон, вы все равно уже смотрите на него как бы со стороны. Звуковой рассказ изменяет перспективу восприятия. Заучите сон наизусть, как стихотворение. Когда вы размышляете о нем вслух, сон, подобно цветку, испускающему запахи, начинает источать слова. Итак, вы не разлучаетесь со своим сном в течение дня. Всякий раз, оставаясь наедине с собой, на несколько мгновений вернитесь в сон, вспомните каждую мелочь. Перед сном еще раз восстановите сон с начала до конца.
УПРАЖНЕНИЕ 8 ОТСЕЧЕНИЕ ИЗБЫТОЧНОГО МАТЕРИАЛА
Это упражнение для тех, кто жалуется: "Мне снится так много снов, что я могу записывать их всю ночь напролет и каждую ночь видеть семь новых".
В моей практике и в практике моих коллег нередко случается, что пациенты приходят с таким количеством материала, что мы только и занимаемся сновидениями. Иногда это связано с внутренним сопротивлением сознания, поэтому материал, имеющий существенное значение, теряется в обилии другой информации. Обычно тот раздел памяти, что ведает сновидениями, приспосабливается к такому количеству материала, которое может быть переработано дневным сознанием. Если же по какой-либо причине этого не происходит, то я не вижу необходимости ходить целый день с покрасневшими глазами, испытывая слабость во всех членах лишь потому, что вы всю ночь записывали сны и тоже не выспались. В таком случае запомните сна два - и хватит. Если приснится больше и среди этих снов будет исключительно яркий и убедительный, занесите в блокнот и его. Другими придется пожертвовать.
Если вы будете выполнять описанные выше упражнения, как школьник, которому дали задание на лето, и если всякий раз, не выполнив их полностью, вы будете бояться схлопотать двойку, это спровоцирует внутреннее сопротивление обыденного сознания. Необходимо всегда отдавать себе отчет, чьими глазами вы смотрите на выполнение этих упражнений - глазами Шерлока Холмса? Мистика? Человека, который занимается самоисцелением? Исследователя?
Работая со сновидениями, человек постоянно наталкивается на внутреннее сопротивление сознания. Вдруг у вас появится отвращение к такой работе. Попытайтесь почувствовать его как можно глубже. Оно может проявляться в том, что вы начинаете испытывать отвращение, скуку, появится ощущение, что вы занимаетесь тривиальнейшими пустяками или ставите себя в глупое положение. Не пытайтесь сломить его - просто наблюдайте за ним. Не мешайте ему. Гораздо важнее не пытаться преодолеть то или иное внутреннее сопротивление, а научится чувствовать его.
Кейт ХЭРЭРИ и Памела УЭЙНТРАУБ
ДЕСЯТИДНЕВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОСОЗНАННЫХ СНОВ
В течение трех последующих дней вы начнете все глубже погружаться в подсознание, пока не научитесь вызывать образы столь же яркие и живые, как и во сне.
Джанетт РЕЙНУОТЕР
О СНАХ
Бог создал сны, чтобы показать путь спящему, глаза которого во тьме.
ИСТОЧНИК СНОВ
Вы можете научиться не только запоминать сны, он и вызывать сновидения по заказу. Если, положим, вам не удалось разгадать смысл какого-то сна, то вы можете попросить у Источника Снов, чтобы он послал вам другой сон, объясняющий первый. В этом случае так же, как и при запоминании сновидения, нужно перед сном дать себе следующую установку:
Даниил АНДРЕЕВ
Александр КЛИЗОВСКИЙ
– Конец работы –
Используемые теги: мир, человеческих, проблем0.052
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов