рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПСИХОЛОГИЯ СУДЬБЫ: ПРОГРАММИРОВАНИЕ ИЛИ ТВОРЧЕСТВО?

ПСИХОЛОГИЯ СУДЬБЫ: ПРОГРАММИРОВАНИЕ ИЛИ ТВОРЧЕСТВО? - раздел Психология, МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В 1988 Году Издательство "прогресс" Выпустило Перевод Произведений ...

В 1988 году издательство "Прогресс" выпустило перевод произведений известного американского психолога, основателя "трансактного анализа" Эрика Берна. Первым из психологов он обратил внимание на любопытную закономерность: жизнь одних людей представляет из себя цепь везений, другие сталкиваются с одними лишь неудачами, третьи вечно унижены, четвертые "перманентно" брошены своими супругами... Берн предположил, что такая повторяемость ударов (или, наоборот, даров) судьбы - не случайность. Дело не во внешних обстоятельствах, а в особой бессознательной структуре, определяющей жизнь человека: одних она заставляет влюбляться в недоступных женщин, других браться за обреченные проекты, третьим, наоборот, позволяет всегда добиваться успеха. Бессознательную структуру, управляющую нашей жизнью, Берн назвал сценарием ("скриптом"). Встречаются сценарии счастливцев, мальчиков на побегушках, вечных "козлов отпущения", брошенных (постоянно бросаемых) жен и т.д.

В концепции Берна содержится одно весьма парадоксальное утверждение: людям не всегда хочется выигрывать и быть победителями - иногда им приятнее проиграть (хотя они и не сознаются в этом), иногда им нужны несчастья и они создают их собственными руками, причем в глубине души "ведают, что творят". Спрашивается, зачем? Берн дает несколько объяснений этому феномену.

В одном случае человек делает себе плохо, чтобы не было "еще хуже". Например, ему внушают в детстве, что успех ведет в конечном счете к катастрофе, что женщина рано или поздно бросит любимого мужчину, а чем дольше с ней проживешь, тем больнее будет. И человек проваливает дело, бросает любимую женщину, пытаясь предотвратить еще большее несчастье, в неизбежность которого он, не осознавая того, верит. Это весьма правдоподобное объяснение Берн дополняет еще одним: в бессознательном человека может содержаться предсказание о несчастье, которому человек не в силах сопротивляться. Иногда человек верит сам себе, не надеясь на лучшее, не рассчитывая предотвратить еще худшую судьбу, верит, в какой-то мере понимая, что он делает. Берн зафиксировал этот феномен и предположил, что внутри человека сидит некий "маленький человек", который дергает за веревочки и определяет судьбу "большого человека", сверяясь при этом с особой записью (со сценарием), которую составили в бессознательном человека его родители.

Любимая метафора Берна - человек-компьютер, человек, механически воспроизводящий заложенный в нем алгоритм. В своей статье я попробую предложить другое объяснение сценарности жизни. Мне представляется, что нет необходимости постулировать наличие особых сил в психике человека, управляющих им помимо его воли. Наличие сценарной повторяемости можно объяснить по-другому, без привлечения идей детерминизма. Причина может крыться в художественной привлекательности самих сценариев, в желании человека в собственных глазах и в глазах других людей выглядеть героем занимательной драмы, обладать образом, вызывающим эмоциональный отклик. Сценарий в таком случае не навязан человеку с раннего детства его родителями, а выстроен, сочинен им самим в течение всей его жизни. Влияние же родителей проявляется только в художественных вкусах и пристрастиях человека.

Прежде чем подробно рассмотреть эту идею, взглянем на ее отражение в искусстве. В.Ф. Ходасевич в своих воспоминаниях о символистах писал: "Художник, созидающий "поэму" не в искусстве своем, а в жизни, был законным явлением в ту пору... (с. 9). Разрешалось быть одержимым чем угодно: требовалась лишь полнота одержимости: отсюда лихорадочная погоня за эмоциями, безразлично за какими (с. 12). Стремление перестраивать жизнь... влекло символистов к непрестанному актерству перед самими собой - к разыгрыванию собственной жизни как бы в театре жгучих импровизаций. Знали, что играют, но игра становилась жизнью. А расплаты были не театральные... (с. 13). Любовь открывала прямой и кратчайший путь к неиссякаемому кладезю эмоций. Достаточно было быть влюбленным - и человек становился обеспечен всеми предметами первой лирической необходимости: страстью, отчаянием, ликованием, безумием, пророчеством, грехом, ненавистью и т.д. Так играли словами, коверкая смысл, коверкая жизни (с. 14)" (Ходасевич В.Ф. Некрополь. Париж.).

На мой взгляд, в приведенных отрывках изложена целая психологическая концепция, которая могла бы стать альтернативой берновской теории скриптов. Символисты, по мысли Ходасевича, осознанно строили свою жизнь как поэму, пытаясь сделать ее произведением искусства. Давайте примем это предположение и рассмотрим вытекающие из него психологические следствия. Что же требуется для поэтизации действительности? Во-первых, необходим образ главного героя поэмы. Герой может быть добрым и злым, податливым и упрямым, счастливым и несчастным. Главное, чтобы это качество было выражено с предельной силой, в наиболее острой, зримой форме. Человек может быть раздвоен, противоречив, но и эта раздвоенность, это противоречие должно быть ярким, вызывать обостренный интерес и сопереживание читателя (зрителя).

В дополнение к образу нужна сюжетная канва событий, которая могла бы выявить образ, преподнести его зрителям. Пусть главный герой злой и несчастный. Необходима такая серия событий, в которой герой сначала проявил бы себя как злой человек, а затем пострадал бы в результате своего злодеяния. Сюжет же, согласно законам искусства, включает в себя завязку (возникновение конфликта), кульминацию (предельное обострение конфликта) и развязку (разрешение конфликта). Если не будет кульминации, сюжет, а вместе с ним образ героя окажутся скучными, пресными. Отсутствие завязки или развязки создаст ощущение неполноты, незаконченности (образу героя будет не хватать каких-то существенных деталей). Возможен пролог, развитие действий, эпилог - но они не должны быть затянутыми, иначе, опять же, образ окажется скучным, читатель потеряет к нему интерес.

Символисты, по описанию Ходасевича, осознанно разрушали свою жизнь, искали несчастий, но не потому, что их вел "магический" скрипт, а потому, что при построении своей судьбы они руководствовались художественными, эстетическими критериями, которые требовали конфликтов, трагедийности, кульминации, требовали вовремя окончить драму, поставить точку.

Если мы теперь обратимся к окружающим нас людям, то заметим, что столь активная "лепка" своей судьбы встречается не столь часто, однако почти каждый человек сочиняет свой образ, "поэму жизни", стремясь если не изменить, то хотя бы осмыслить происходящее по художественным законам. И если это удается, человек чувствует себя удовлетворенным, даже в том случае, когда притягательность сюжета достигается ценой несчастий или когда вырисовывается образ неудачника. Если же в сознании человека жизнь не складывается в целостное художественное полотно, то даже при полном благополучии, когда реализуются все планы, человек не чувствует себя счастливым.

Процесс художественного осмысления действительности хорошо заметен в том, как человек рассказывает о себе. Он всегда пытается создать цельный художественный образ. Чем талантливее человек, чем больше он прочел книг, тем более его повествование напоминает сюжетные рассказы. Человек выбирает, а иногда и присочиняет такие эпизоды своей жизни, которые несут в себе завязку, кульминацию и развязку и тем самым позволяют высветить нужный образ. Рассматривая свою жизнь, человек выберет для рассказа только те моменты, те события, которые нужны ему для полноценного сюжета, и опустит остальные. Но, может быть, это лишь особенности рассказа? Вспомните себя. Или рассказчик видит свою жизнь именно так, как он ее описывает, или ему хочется быть таким, как в рассказе. (Вероятно, художественная потребность может быть выведена из более общей потребности человека - потребности в позитивной самоподаче. Психологи, разрабатывающие эту тему, находят, что человек, что бы он ни делал, одновременно подает свое Я - себе или окружающим. Это сущностная характеристика человека как социального существа, которому важно, кто он такой и что о нем думают окружающие. Считаю, что самоподача осуществляется как раз в художественной (или более широко - в концептуальной) форме, поскольку именно такая форма присуща нашей культуре, и человек с детства усваивает ее, читая книжки, смотря фильмы, слушая рассказы других людей.)

Существует довольно распространенный феномен: во время проживания интересных событий своей жизни человек еще в момент проживания начинает представлять, как он будет рассказывать о происходящем жене, другу, детям, любимой (у каждого свой адресат), или же просто, как о происходящем можно было бы рассказать. В связи с этим мою гипотезу можно сформулировать как утверждение о том, что человек жаждет иметь такую (или так видеть) свою жизнь, чтобы о ней было интересно рассказывать. Рассказ и реальная жизнь постоянно соотносятся в сознании человека, видоизменяя друг друга. Каждое событие требуется включить в уже сочиненную художественную рамку и создать для него новую. А иногда вымысел обгоняет реальность, и человек пытается воплотить в жизни заманчивые сюжеты.

Проиллюстрируем на одном примере процесс художественного осмысления реальности. Предположим, мужчина создал для себя образ Дон-Жуана: все девушки, на которых он направляет свое внимание, долго сопротивляются, но всегда оказываются покоренными. Однажды он встречает женщину, которая резко и однозначно отвергает его ухаживания. Мужчина глубоко разочарован: дело даже не в том, что ему нужна именно эта женщина, - главное, разрушается образ неотразимого покорителя сердец. Однако в такой ситуации надолго неудовлетворенным останется только человек нетворческий и ригидный. Ведь, с одной стороны, данное событие легко включить в уже существующий сюжетный ряд; одно единственное поражение будет лишь подчеркивать, оттенять остальные победы, придавая образу глубину: перед нами Дон-Жуан, которому знакомо чувство нелюбимого, отвергнутого. Умный человек не только не исключит данный эпизод из списка своих любовных приключений, а, наоборот, отведет ему почетное место. Возможен и другой ход: распрощавшись с Дон-Жуаном, создать образ благородного и отвергнутого рыцаря, который вечно носит любовь в своем сердце. Человек гибкий обязательно воспользуется шансом поменять амплуа - ведь однообразие побед становится скучным. К тому же "вечность любви" тоже весьма условна - через какое-то время можно будет подыскать себе новую роль. Кстати, желание разнообразить пьесу своей жизни присуще многим людям. Недаром они всегда пытаются поступать вопреки представлениям окружающих. Ведь если сюжет рассказа очевиден, он неинтересен. Хорошее художественное произведение непременно включает в себя неожиданные повороты. Мы увидели, что большинство людей пытается правильно осмыслить, связать в художественное целое происходящие события. А вот другие сталкиваются с тем, что событий нет, отсутствует материал, из которого можно было бы выстроить сюжетный рассказ. Представим, что человек проинтерпретировал какой-то эпизод своей жизни как завязку ("я влюбился"), а развития действия нет, не говоря уже о кульминации и развязке. Время художественного произведения емкое, насыщенное. Читатель должен как-бы единым взглядом охватить всю коллизию рассказа. Его можно заставить ожидать, но лишь до тех пор, пока напряжение, вызванное ожиданием, будет возрастать. Ни в коем случае нельзя "перебрать", дойти до границы, за которой усталость и скука, нельзя терять внимание читателя, потому что завоевать его во второй раз будет намного сложнее - да и произведение распадется на отдельные части.

А иногда нет и завязки, отсутствуют напряжение и конфликты, которые могли бы лечь в основу сюжета. Человек сталкивается с ощущением, которое можно передать словами пустота, обыденность, скука, тоска. Такие оценки происходящему дает внутреннее эстетическое чувство, которое ориентировано на яркое, насыщенное, напряженное сюжетное повествование. По сравнению с этим идеалом текущая жизнь воспринимается как нехудожественное и потому неудачное прозябание.

Преодолевают отсутствие событий люди по-разному. Одни, как символисты, ищут приключений. Иногда это попытка действительно завязать полнокровный сюжет - и тогда люди едут работать на Север, разрушают благополучные семьи, становятся диссидентами, просятся служить в Афганистан, в наше время выходят на баррикады. Конечно, отнюдь не всегда это ведет к ожидаемым результатам, но вероятность появления завязки, возникновения конфликта, который придется распутывать не один год, сильно повышается. Другие удовлетворяются микроприключениями - на час, на день, на неделю. При этом сюжет в прямом смысле слова не появляется - рассказывать практически нечего, но человек за короткий миг переживает накал эмоций, возбуждение потребностей, а затем разрушение - спад. Мы имеем в виду феномен "гедонистического риска", когда люди прыгают с парашютом, идут в опасный горный поход, набиваются на драку, гоняют на мотоциклах и т.д. Попросите любого из них рассказать о своих приключениях. Несмотря на богатство переживаний, слушать будет нечего. "Прыгаю - сначала страшно, дух захватывает, затем ничего", "пошли в поход, было тяжело, несколько раз думали, что пропадем, но в конце концов выбрались". Приключения, острые ощущения, которые возникают при подобных действиях, не тянут на настоящий сюжет, однако за счет эмоционального возбуждения возникает чувство наполненности жизни, психологическое подобие сюжета. Другое дело, что оно очень кратковременное и его приходится постоянно возобновлять.

Еще один способ отойти от ощущения обыденности - вызвать измененное состояние сознания. Простейшие средства, позволяющие сделать это - алкоголь и наркотики. Измененное состояние сознания может сопровождаться галлюцинаторными "приключениями". Но и без них изменение чувствительности, времени, характера переживания выделяют на общем фоне жизни яркое пятно. Такого рода "произведения искусства", создаваемые при помощи наркотиков, можно сравнить не с жанровой, а с абстрактной живописью. Его невозможно описать словами. Но если "в норме" человек ощущает свою жизнь как пустоту, в ней ничего не происходит, то здесь на фоне пустоты возникают мало что означающие, но тем не менее яркие фигуры. (В скобках заметим, что наркотики могут принести с собой не только изменение состояния сознания, но и самые настоящие приключения. За употребление наркотиков следует уголовное наказание, разрушается личность человека, на его пути возникает психиатрическая больница - все это вполне годится для сценария серьезной драмы).

Кроме прямых способов изменения фактуры жизни, насыщения ее настоящими приключениями или псевдоприключениями, возможно воздействовать на способы видения жизни. Мы уже говорили о художественном осмыслении важных событий жизни - однако при известном старании осмыслить можно и скучную ежедневную рутину, увидеть ее самому и подать другим как нечто интересное и достойное описания. Приведу два примера.

Драматическое, истерического типа отношение к происходящему. Все мы не раз встречались с людьми, рассказ которых о себе поражает контрастом между незначительностью описываемых событий и тем эмоциональным накалом, которым он сопровождается. Причем человек не только рассказывает с соответствующим акцентом, но и в жизни переживает все сверхостро, можно сказать, неадекватно остро: кто-то на работе высказал критическое замечание - человек воспринимает это как целый заговор против него; муж один раз поздно вернулся домой - жена устраивает истерику, искренне переживая ситуацию так, будто ее уже бросили. Человек как бы форсирует все происходящие события, своим эмоциональным отношением "дотягивая" их до того уровня, когда они могли бы восприниматься как звенья захватывающей сюжетной цепи.

Вторая возможность принципиально иная. Жизнь пуста, ничего не происходит - значит, надо создать художественное произведение, которое основывалось бы именно на таком бессодержательном материале. Сюжетный рассказ здесь явно не подходит. Что же тогда? Обыденную бессобытийную действительность лучше всего отражает произведение искусства абсурдистского жанра. Здесь нам придется сделать небольшое отступление. Как известно, в основе сюжета лежит конфликт. Суть художественного конфликта заключается в том, что его развитие обнажает некоторые новые необычные обстоятельства, которые или поворачивают, или могли бы повернуть развитие действий в русло, которое не очевидно с самого начала.

Если же способ разрешения конфликта изначально очевиден - и именно он и реализуется, повествование теряет интерес. И сюжет, и конфликт нужны как раз затем, чтобы выявить особые стороны человека и окружающего его мира - стороны, неочевидные с самого начала.

Рассмотрим такой пример: "На ринг вышли два боксера. Один - атлетического сложения, известный мастер спорта. Другой - тоненький мальчик, непрофессионал". Что нужно для сюжетного развития рассказа? Например, мальчик может проявить поразительную волю к победе и взять верх над атлетом-профессионалом. Или: атлету становится жалко мальчика и он отдает победу... Читатель на протяжении всего повествования находится в напряжении. Конфликт выявляет в образе каждого героя необычные, интересные черты. Исход конфликта изначально неясен. А вот продолжение и конец рассказа, которые не могут встретиться в классическом варианте: "Атлет сгруппировался и правой рукой нанес удар в подбородок. Мальчик рухнул на ковер и не встал". Такой рассказ не только не является нормальным сюжетным произведением, но и обладает абсурдистским оттенком. Почему? Вдумаемся: нам описывается любая логичная (неабсурдная) развязка из всех возможных - атлет побеждает тщедушного непрофессионала. Но именно эта логичность в данном контексте и абсурдна. Мы привыкли к тому, что первые события рассказа являются завязкой. А значит, если исход конфликта и представляется с первого взгляда очевидным, мы не верим этому, мы ждем появления каких-то новых обстоятельств, которые затруднят разрешение конфликта и создадут кульминацию, а лишь затем будет та или иная развязка. И именно эти ожидания обманываются. Все происходит точно так, как было запланировано вначале. Фактически мы привыкли воспринимать всякое рассказываемое нам событие как завязку сюжета, мы привыкли, что все говорится "к чему-нибудь", "со смыслом". Когда же оказывается, что событие ни к чему не ведет, никакого смысла, ради которого его стоило бы рассказывать, нет, то возникает ощущение абсурда. Рассказчик как бы дразнит нас, подсовывает завязку, потом опять завязку, и опять завязку и обрывает повествование. Таков один из художественных приемов, позволяющий создать ощущение абсурда - это прием, эксплуатирующий нашу привычку к сюжетной литературе.

Жизнь большинства людей бессюжетна, и им постоянно приходится рассказывать о прожитых днях, во время которых ничего, заслуживающего внимания, не случилось. Что же делать? "Врать - нехорошо", к истерическому преувеличению склонны не все. Выход находится в передаче абсурдности происходящего. Достаточно чуть-чуть заинтриговать вначале и тут же оборвать рассказ - ведь и в реальности произошло событие, которое ровным счетом ни к чему не привело. Возникает любопытное, даже захватывающее абсурдное повествование, в котором создается очень приятный рассказчику образ - он настолько умен, что единственный в абсурдном мире понимает его абсурдность.

А затем человек уже не только рассказывает в абсурдистской манере, но и воспринимает свою жизнь как абсурдистскую поэму. Он не ищет приключения, не пытается связать события в сюжет, а наоборот, подчеркивает несвязанность, бессмысленность, странность всего происходящего - и в результате удовлетворяет свою потребность в эстетизации жизни.

Любовь к абсурду, к ерничанью, ироничность сильно распространена в современной молодежной среде. Молодые люди особенно остро ощущают пустоту и скуку жизни. Можно предположить, что еще поколение нынешних сорокалетних было склонно уходить от этого чувства с помощью настоящих приключений. Считалось нормой поехать на стройку, на целину. Сейчас подобное поведение вызывает лишь скепсис. Неформальные течения, созданные на том этапе - хиппи, КСП, - имели вполне серьезную романтическую подоплеку: участник движения не смеялся над обществом, а осуждал его. Позднейшие же направления: панк, металл, брейк, митьки - отличаются сугубо издевательской позицией. Отношение к политике, к окружающему миру, да и к собственной жизни, как к своего рода анекдоту, который фиксирует ее неисправимый абсурдизм, прочно вошло в молодежную субкультуру, и объяснить это можно как косвенный способ удовлетворения художественной потребности, применяемый в условиях дефицита настоящих приключений, необходимых для создания интересного образа. (Статья была написана до августа 1991 г. Очевидно, что 3 дня путча многим, и в том числе молодым, дали опыт замечательного приключения - участия в революции. Идеологи западного течения "йиппи" говорили: "Мы хотим быть такими же героями, как те, о которых пишут в исторических книгах. Мы не застали первую американскую революцию, мы упустили первую мировую войну, не успели ко второй. Мы проглядели китайскую и кубинскую революции. Что может ждать от нас история, если мы следим за ней по телевизору и скалимся?" Баррикады и переворот позволили удовлетворить "эстетическую потребность" - стать героями исторической литературы.)

Вообще анализ различных переживаний, связанных с попытками осмыслить жизнь как художественное целое, показывает, что многие трудности на этом пути возникают как следствие различия реальности искусства и реальности жизни. В романе нетрудно выпустить из описания сколь угодно длинный отрезок времени - в жизни же приходится проходить через все периоды, в том числе и не нужные для сюжета. В результате "поэма жизни" разваливается, события, в принципе способные составить единый сюжет, не воспринимаются как части одного целого (подобный эффект хорошо известен в психологии: слишком большой интервал между звуками не дает им соединиться в мелодию). Этим, например, объясняются контркультурные увлечения многих подростков - они не хотят разыгрывать пьесы взрослых, как слишком длинные, включающие лишние с художественной точки зрения паузы (учебу, должностной рост, постепенное ухаживание и т.д.), а предпочитают быстрые насыщенные контркультурные сценарии, в соответствии с которыми можно за год стать рок-звездой, за неделю начать и завершить любовный роман, на практике воплотить лозунг "Жить быстро - умереть молодым!"

Другая важная особенность художественного произведения - его конечность. Разыгрывая же пьесу-реальность, очень трудно поставить точку - жизнь продолжается, продолжаются и отношения с персонажами, что, с одной стороны, смазывает художественный эффект уже разыгранной пьесы, с другой - превращает в тяжкую повинность общение с бывшими "партнерами по спектаклю". Так, например, свадьба, как известно, является традиционной развязкой сказок и романов. Отсюда - резкое ухудшение отношений между новобрачными сразу после регистрации брака. Ухаживание - напряженный яркий процесс со своими многочисленными кульминациями - завершается ("развязывается") вместе с решением жениться. Свадьба - уже эпилог, своего рода "музыкальная концовка" ("я там был, мед-пиво пил..."), и дальнейшее развитие событий противоречит всем художественным канонам. Супруги становятся не нужны и даже мешают друг другу, поскольку воспринимают совместный спектакль законченным. Свадьба - знак конца одного любовного приключения и стимул для поиска нового. В этом, на мой взгляд, и заключается причина большого числа "странных" разводов, происходящих сразу после свадьбы, когда окружающие недоумевают: зачем женились?

Для всех нас очень важно увидеть те сценарии, которые мы разыгрываем, научиться менять или хотя бы вносить коррективы в свои роли. Художественное осмысление жизни может быть компенсаторным, вытекающим из попыток хоть как-то для себя и окружающих объяснить свои неудачи - и художественное самоосмысление может быть актом творчества, часто обгоняющим саму жизнь. Одни сценарии делают жизнь человека богатой и интересной. Другие - ограничивают его возможности, замыкают в рамки единожды созданного образа. Неудачные сценарии, по моему наблюдению, не идут из детства, а являются психологическим способом адаптации к серьезным неприятностям; их создание фиксирует человека на тягостных событиях, не позволяя ему меняться. Мне часто приходилось наблюдать людей, обладавших в юношеском возрасте выраженными творческими способностями (о таких принято говорить, что "подают надежды"). Однако время не оправдывало их ожиданий. Отсутствие заметного успеха вело к тому, что жизнь начинала восприниматься ими как прозябание - нудная неинтересная работа, всепоглощающий семейный быт. Пытаясь компенсировать тяжесть разочарования, они в качестве своеобразного утешения выстраивали трагический сценарий "погубленного гения". Они испытывали особую "сладостную горечь" поражения, извлекая из него психологический доход. Прозябание оказывалось захватывающим зрелищем, поскольку оно становилось прозябанием гения. Получая таким образом психологическое удовлетворение, люди в то же время, усиливая трагический эффект, все больше и больше опускались от алкоголя, наркотиков и т.д. Однако отказаться от сценария им было слишком трудно - он оставался единственным утешением.

В своей статье я попытался дать альтернативу берновской трактовке сценариев. Иногда человек сам стремится к несчастьям, однако его ведут не предсказания родителей, под которые подгоняется вся жизнь, а особая эстетическая потребность, иногда осознанная, иногда нет - потребность в том, чтобы жизнь предстала как гармоничное сюжетное художественное произведение.

Для Берна сценарий - это изначально заданная, неизменная структура. С моей точки зрения, человек в течение всей своей жизни "сочиняет себя", ассимилируя происходящие с ним события, создавая события искусственные, часто бросая один сюжет и переходя к другому.

По Берну, к 6 годам сценарий уже сформировался и затем он лишь реализуется. Я считаю, что счастлив лишь человек, который к концу своей жизни создал поэму своей судьбы: большинство же людей ощущают, что сценарий все время не складывается, разваливается, утрачивают свою эффективность уже прописанные, выверенные части.

И, наконец, с точки зрения Берна, сценарий мешает человеку жить, это бессознательная, механистическая структура, которая держит человека в рабстве. Разрушить сценарий - вот путь к освобождению. Я же, напротив, полагаю, что создание сценария - поэтического способа осмысления жизни - это проявление творческого начала человека. Только когда сценарий создан, человек может почувствовать себя свободным и счастливым.

Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество?
Журнал "Вопросы психологии", М., 1992, No 1-2.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

На сайте allrefs.net читайте: "МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПСИХОЛОГИЯ СУДЬБЫ: ПРОГРАММИРОВАНИЕ ИЛИ ТВОРЧЕСТВО?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Составитель Профессор Константин Сельчёнок Предисловие   Часть 1. Зачем человек живет?   Виктор Фра

ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ И ЛОГОТЕРАПИЯ
Логотерапия, или, как ее называют некоторые авторы, третья Венская школа психотерапии, занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Согласно логотерапии борьба за смысл ж

СТРЕМЛЕНИЕ К СМЫСЛУ
Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не "вторичной рационализацией" инстинктивных влечений. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быт

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРАЦИЯ
Человеческое стремление к смыслу жизни также может быть фрустрировано; в этом случае логотерапия говорит об "экзистенциальной фрустрации". Экзистенциальная фрустрация также может привести

НУСОГЕННЫЕ НЕВРОЗЫ
Нусогенные неврозы возникают не из-за конфликта между влечением и сознанием, а скорее из-за конфликта между различными ценностями, другими словами, из нравственных конфликтов, или, говоря более общ

НУСОДИНАМИКА
Несомненно, что поиск смысла и ценностей скорее вызывает внутреннее напряжение, чем приводит к равновесию. Однако именно это напряжение является предпосылкой психического здоровья. Я решился бы даж

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВАКУУМ
Экзистенциальный вакуум - явление широко распространенное в наши дни. Это вполне понятно и может быть объяснено той двойной потерей, которой подвергся человек с тех пор, как стал действительно чело

СМЫСЛ ЖИЗНИ
Я сомневаюсь, что врач может ответить на этот вопрос одной общей фразой, так как смысл жизни различается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще,

СУЩНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Объявляя, что человек - творец ответственности и должен актуализировать потенциальный смысл в своей жизни, я хотел подчеркнуть, что истинный смысл жизни можно скорее найти в мире, чем внутри челове

СМЫСЛ ЛЮБВИ
Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека до того, как полюбил его. В духовном акте любви человек

СМЫСЛ СТРАДАНИЯ
Когда человек сталкивается с безвыходной и неотвратимой ситуацией, когда он становится перед лицом судьбы, которая никак не может быть изменена, например, при неизлечимой болезни или при стихийном

МИМОЛЕТНОСТЬ ЖИЗНИ
К таким вещам, которые лишают жизнь смысла, принадлежит не только страдание, но и сама смертность человека, не только отчаяние, но и страх смерти. Мимолетность нашего существования несомне

КРИТИКА ПАНДЕТЕРМИНИЗМА
Психоанализ часто обвиняли в так называемом сексуализме. Я, как и многие, сомневаюсь, что этот упрек когда-либо был правильным. Однако существует, как мне кажется, более ошибочное и опасное утвержд

ГУМАНИЗИРОВАННАЯ ПСИХИАТРИЯ
Слишком долго, около полувека психиатрия пыталась рассматривать человеческую душу как механизм и, следовательно, терапию душевных заболеваний как технику. Я утверждаю, что этот сон существовал толь

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
Я хочу обсудить идеи, еще далекие от своего завершения. Я обнаружил, что для моих учеников и других людей, с которыми я поделился этими идеями, понятие самоактуализации оказалось очень похожим на ч

ПОДЛИННОЕ И ВНЕШНЕЕ НАУЧЕНИЕ
При такой точке зрения на человечество наше представление о психологии и психиатрии претерпевает существенное изменение. Например, 99 процентов того, что написано по так называемой теории научения,

Б-ЦЕННОСТИ
Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то, находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то, очень ценным для них - это своего рода

МЕТА-ПОТРЕБНОСТИ И МЕТА-ПАТОЛОГИЯ
Существование этих Б-ценностей намного усложняет структуру самоактуализации. Они выступают как потребности. Я назвал их метапотребностями. Их подавление порождает определенный тип

СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ, ВЕДУЩИЕ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Что делает человек при самоактуализации? Выжимает ли он что-то из себя, скрипя зубами? Что означает самоактуализация в реальном поведении? Я опишу восемь путей самоактуализации. Во

ДЕРИТУАЛИЗАЦИЯ
Я скажу несколько слов о механизме защиты, который не упоминается в руководствах по психологии, хотя имеет очень большое значение для молодых людей наших дней. Этот механизм защиты - дериту

РЕРИТУАЛИЗАЦИЯ
Реритуализация означает желание вновь увидеть человека "под знаком вечности", как говорил Спиноза, желание иметь возможность увидеть святое, вечное, символическое. Это значит видеть Женщи

В ПОИСКАХ МОДЕЛИ
Я употреблял слово "терапия", "психотерапия" и "пациент". Я ненавижу все эти слова и ненавижу ту медицинскую модель, которую они подразумевают, потому что эта модель п

ПОЛНОТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Как-то раз друг рассказал мне о таком случае. Отдыхая на Багамских островах, он увидел однажды большую возбужденную толпу, собравшуюся на пристани. Объектом всеобщего внимания оказался юноша, котор

ЭТИКА САМООТРЕЧЕНИЯ И ЭТИКА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
... В этике самоотречения заложена где-то ошибка, в результате которой она понимается слишком узко. Социальный утилитаризм занимался в принципе только вопросом самоотречения ради людей и ради челов

Григорий ПОМЕРАНЦ
ДУХОВНОСТЬ КАК ВОЗВРАЩЕНИЕ В СВОЕ "Я" (ИЛИ О КУЛЬТУРЕ БЫТИЯ) Мне кажется, что сейчас все мы ищем, на что опереться после кораблекрушения. То, что раньше было

ЧЕЛОВЕК, ПОЗНАЙ СЕБЯ!
В течение всей мировой истории религия всегда имела экзотерическую (внешнюю) и эзотерическую (тайную, сокрытую) стороны. Религии Древнего Египта, Индии, Китая, Греции, Иудеи, Персии, Аравии и други

ПУТЬ К САМОПОЗНАНИЮ
Проблема, стоящая перед современным человеком - познать себя, - заставляет нас попытаться объяснить, почему он в настоящее время этого не делает. Причина заключается в том, что человек полагает, бу

САМОПОЗНАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ
Самопознание осуществляется не ради поиска чистой истины, а ради определенных целей, в частности для самовоспитания, т.е. формирования себя в соответствии со своими намерениями... ... Само

ЦЕЛИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Познание самого себя нужно не для удовлетворения любознательности или получения удовольствия от познания. В познании самого себя, как понял читатель, нет ничего приятного. Оттого, что вы осознаете,

ДОСТИЖЕНИЕ СОГЛАСИЯ С САМИМ СОБОЙ КАК ЦЕЛЬ САМОВОСПИТАНИЯ
Когда мы говорили о таких эмоциях, как стыд или чувство неполноценности, зависть или тщеславие, то обращали внимание читателя на то, что эти эмоции происходят вследствие автоматических операций ума

ДОСТИЖЕНИЕ ГАРМОНИИ С ОКРУЖЕНИЕМ
Наше окружение - это другие люди, а также природная и вещественная среда. С вещественными и природными условиями мы достигаем согласия путем их изменения в нужном направлении. Это проблема технолог

УСТРАНЕНИЕ ПЛОХИХ ПРИВЫЧЕК
Привычки входят в наши черты. В каждой черте можно найти оттенок, выражающийся в нежелательной форме. К плохим привычкам относятся и потребности, ненужные для нормального развития личности: потребн

КОНТРОЛЬ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Всякая чрезмерная потребность человека превращает его в свой придаток и тем самым блокирует другие его жизненные проявления. Гурман и обжора становится придатком пищевого поведения, так как весь ег

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Человек должен делать определенное дело, которому он предан в результате жизненного самоопределения. Это дело представляет его в обществе как личность, и от успеха или неудачи в профессиональной де

ОВЛАДЕНИЕ САНОГЕННЫМ МЫШЛЕНИЕМ
Вы, наверное, заметили, что достижение целей самосовершенствования - гармонии черт, согласия с самим собой, согласия с природным и вещным окружением, устранение плохих привычек, управление своими э

ВОСХОЖДЕНИЕ К ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Происхождение черт личности объясняется из социального контекста. Если поведение определенного вида будет получать эмоциональное подкрепление одобрением, любовью или подавляться путем мер социально

ВОСХОЖДЕНИЕ К ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ — РАСШИРЕНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ
Понятие смысла жизни является одним из самых запутанных. Это происходит оттого, что недостаточно ясно понимается само слово "смысл". К нему можно приблизиться через такие слова, как "

ХОЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
Парадигмы - это картины состояний мира. Они описывают совокупность убеждений, особенностей восприятия, ценностных и практических установок, которые приняты обществом и управляют деятельностью члено

МИФИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПАРАДИГМ
Парадигмы - это картины мира, возникающие из отношения знания к реальности, которое в свою очередь порождено управляющими им мотивациями. В XVII столетии Европа восприняла эпистемологию* эмпиризма

ПОЯВЛЕНИЕ ХОЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ
Роль науки и техники, по крайней мере в их настоящей форме, может быть главенствующей до определенного предела. Они мало что говорят о духовной природе человека. Мы можем использовать термин "

ИЗЪЯНЫ СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЫ
Томас Кун в одной из работ заметил, что во все времена в науке встречались факты, которые не поддавались легкому объяснению, и явления, которые не вполне соответствовали существующим представлениям

УРОКИ НАРОДНЫХ ЦЕЛИТЕЛЕЙ
Одним из источников холистического знания, с которым я имел возможность ознакомиться, являются нетрадиционные народные целители, которые по всему свету излечивают больше больных и страдающих недуга

РОБЕРТО АССАДЖИОЛИ И ПСИХОСИНТЕЗ
Классическая психология в том виде, как она преподавалась вплоть до недавнего времени в европейских и американских университетах, рассматривает как данность единство индивидуума и отражает его как

М. Мерфи
  Духовное развитие человека - это длительный процесс; это путешествие по чудесным странам, богатое не только удивительными событиями, но и препятствиями, опасностями. Оно связано с п

Кризисы, предшествующие духовному пробуждению
Чтобы правильно оценить смысл странных внутренних переживаний, выступающих предвестниками душевного пробуждения, мы скажем несколько слов о психике среднего человека. Его как бы несет течением жизн

Кризисы, вызванные духовным пробуждением
Установление связи между личностью и душой, сопутствующие ему потоки света, радости и деятельной силы приносят чудесное состояние освобождения. Внутренняя борьба, страдание, неврозы и физические по

Спады, следующие за духовным пробуждением
Через некоторое время после духовного пробуждения обычно возникает спад. Мы уже говорили о том, что гармоничный процесс духовного пробуждения вызывает ощущение радости, просветления ума, осознания

Кризисы на стадии духовного преображения
Упомянутый духовный подъем в действительности состоит в полной трансформации и перерождении личности. Это длительный и сложный процесс, включающий различные фазы: фазу активного очищения с целью ус

Темная ночь души
Когда процесс трансформации достигает высшей точки, решающий, последний его этап нередко сопровождается сильными страданиями и внутренней омраченностью. Христианские мистики называли это состояние

Виктор Франкл
  Если вы читали фантастический роман Джорджа Оруэлла "1984", то должны помнить, каким образом сломили сопротивление диссидента Уинстона Смита. Это было в подвалах министерс

ФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Математики и физики все пытаются найти простые общие законы для объяснения жизни, но из этого пока ничего не получается. Конечно, при изучении природы всегда остается ощущение, что где-то за сложно

СЦЕНАРИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
Различные формы социального действия способствуют структурированию времени, помогают избежать скуки, а также дают возможность извлечь максимально возможное удовлетворение из каждой ситуации. Больши

ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ
Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует свою жизнь. Только свобо

НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ
Театральные сценарии в основном интуитивно выводятся из жизненных сценариев. Лучший способ это осмыслить - рассмотреть связи и сходство между ними. 1. Оба сценария базируются, как это ни с

МИФЫ И ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
Первая и самая архаичная версия сценария - это первичный "протокол", который воспринимается сознанием ребенка в том возрасте, когда окружающий мир для него еще мало реален. Можно предполо

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Мы считаем сценарием то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем. А жизненный путь - это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени предопределен генет

ВЛИЯНИЕ ПРЕДКОВ ЗАДОЛГО ДО РОЖДЕНИЯ
Истоки многих жизненных сценариев можно проследить, исследуя жизнь прародителей тех семей, у которых прослеживается в письменном виде вся история их предков наподобие того, как это делается у корол

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВОЙ ЖИЗНИ
Ситуация зачатия человека может сильно влиять на его будущее и судьбу. Она начинает складываться уже тогда, когда его родители вступают в брак. Иногда молодая пара, в женитьбе которой были заинтере

ИМЕНА И ФАМИЛИИ
В книге "Не называйте так младенца", изданной в США, перечисляется ряд распространенных американских имен и дается краткое описание соответствующего имени для определенного типа личности.

СНОВИДЕНИЯ ПО ФРЕЙДУ
Мы предпринимаем попытку в конспективном виде изложить основные выводы теории сновидений Зигмунда Фрейда. Именно основные, следуя за мыслью автора. Сделать это необходимо для того, чтобы разрушить

ПОСТУЛАТ СИМВОЛИКИ
Почему из всех положений теории сновидений большинство читателей, как принимающих, так и отрицающих психоанализ, обратили внимание именно на процесс символизации, а точнее, на своеобразный "Со

О ПОТРЕБНОСТЯХ, МОТИВАХ И ДЕЙСТВИЯХ
Самосовершенствование состоит в развитии способностей управлять своими потребностями. Вспоминаю, когда я был подростком, мы соревновались друг с другом, кто лучше попадет из рогатки в цель. Так как

ПОТРЕБНОСТЬ В ПОИСКЕ И ЕЕ СМЫСЛ
Поисковой активностью называется деятельность, направленная или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действи

НАДСИТУАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ
Очень интересные исследования, свидетельствующие в пользу самостоятельной потребности в поиске, провел В.А. Петровский. Он изучал явления так называемой надситуативной активности у

ДВИЖУЩАЯ ПРУЖИНА РАЗВИТИЯ
Является ли потребность в поиске врожденной или приобретенной? Безусловно, определенные биологические предпосылки для ее возникновения существуют, коль скоро она обнаруживается у животных, принадле

ПОЛЕЗНА ЛИ ПОТРЕБНОСТЬ В ПОИСКЕ?
Если наибольшую опасность представляет именно резкий переход от высокой поисковой активности к состоянию отказа, то, может быть, лучше с самого начала не иметь выраженной потребности в поиске, ведь

НЕНАВИСТЬ: ОБИДА НА ВЕСЬ МИР
Когда я вспоминаю людей, которые меня ненавидели или ненавидят, понимаю, что можно найти общее объяснение их чувству. Прежде всего, такие люди никогда не бывают беззаботными, равнодушными,

ВЗАИМНОСТЬ
"Взаимность есть основа соглашений". Сколько раз эта старая французская поговорка повторялась. Твердилась она и на лекциях международного права, и при заключении всяких договоров

ЭМПАТИЯ
Есть много попыток определить понятие "эмпатия", и мне самому принадлежит несколько. Более чем двадцать лет назад я предложил одно из определений в ходе систематизированного изложения мои

ТРИ УРОВНЯ БЫТИЯ
Я был одним из тех подопытных кроликов, на которых ставили эксперимент по выживанию в обществе без религии, без привносимого ею чувства вечности. Условия эксперимента были выдержаны строго: семья п

ДА ЗДРАВСТВУЕТ НЕУДАЧА!
У паровых котлов есть манометры, которые позволяют вовремя заметить, когда давление достигает опасной черты. Увидев сигналы опасности, всегда можно принять необходимые меры и тем самым предотвратит

РАЗОЧАРОВАНИЕ
Когда мы не можем осуществить некие важные для нас замыслы или удовлетворить какие-то насущные потребности, мы склонны испытывать чувство разочарования, неудовлетворенности, безысходности. В извест

АГРЕССИВНОСТЬ
За неудовлетворенностью, как ночь за днем, нередко следует чрезмерная и направленная по ложному пути агрессивность. Это подтвердили исследования группы ученых Йельского университета. Агрес

НЕУВЕРЕННОСТЬ
Чувство неуверенности вырастает из убеждения в собственной неполноценности, несостоятельности, в неспособности что-то сделать. Если вы считаете, что "не отвечаете" каким-то требованиям, т

ОДИНОЧЕСТВО
Временами мы все томимся чувством одиночества. Это неизбежная плата за право быть человеком и сохранить свою индивидуальность. Но симптомом действия Механизма Неудачи является чрезмерное и хроничес

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ
Элберт Хаббард как-то сказал: "Самая большая ошибка - это боязнь совершить ошибку". Нерешительность есть способ уклонения от возможных ошибок и ухода от ответственности. Он базир

ОПУСТОШЕННОСТЬ
Возможно, читая эту главу, вы вспомнили о ком-то, кто все же преуспел, несмотря на разочарованность, агрессивность, обидчивость и т.д. Но не спешите с выводами. Многие приобретают внешние символы б

СИНДРОМ УСПЕХА
Механизм Неудачи сам себя воспроизводит и закрепляет, и только мы сами в состоянии разорвать этот порочный круг. Убедив себя в бесцельности жизни, человек может превратить это убеждение в оправдани

МИЛЫЙ ЛЖЕЦ
Интерес людей к работе психотерапевта вполне понятен, даже закономерен. Это не просто досужее любопытство - в наше напряженное время никто не застрахован от стрессовой ситуации, преодолеть которую

ГОВОРИ!
Считается, что дать человеку выговориться, рассказать без утайки о своих проблемах, необходимое, хотя и недостаточное условие для их разрешения. При таком подходе с порога отвергается противоположн

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ШОК
Как известно, время рождения психоанализа - конец XIX века. Что же касается места рождения, то, пожалуй, логичнее всего таковым должен был быть "остров лицемеров" - викторианская Англия,

БЕССИЛИЕ И СИЛА
Когда человек начинает верить, что не от объективных, не зависящих от него причин, а, наоборот, от него самого исходят его проблемы, это вызывает угрызения совести, раскаяние, самобичевание, словом

ПОДСОЗНАТЕЛЬНАЯ РАБОТА РАЗУМА
Как лечит психотерапевт? За последние годы я и мои коллеги из научно-исследовательской группы психотерапии при больнице Маунт-Сион в Сан-Франциско обнаружили весьма любопытные ответы на этот и друг

А. Наблюдение
Пациент предъявляет подсознательное требование к психотерапевту. Психотерапевт не поддается требованиям пациента. Пациент осознает подавленный психический м

Г. Результаты
Изменение в поведении пациента Предсказанное динамической гипотезой Предсказанное контрольной гипотезой Результаты Изме

ВСЕ ХОТЯТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ, НО СЧАСТЬЕ КАЖЕТСЯ НЕДОСТИЖИМОЙ МЕЧТОЙ. ПОЧЕМУ?
ВОПРОС: Каждый отчаянно стремится к счастью, но для многих из нас оно недостижимо. Почему столь многие люди не удовлетворены жизнью? Может быть причиной тому - наша эпоха или наши завышенные ожидан

ДЛЯ НАЧАЛА ВЫ ДОЛЖНЫ РЕШИТЬ ДЛЯ СЕБЯ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ВОПРОС: ХОТИТЕ ЛИ ВЫ "ПОДНЯТЬ" ИЛИ "ОПУСТИТЬ" СЕБЯ?
ОТВЕТ: Этот вопрос может показаться странным, но многие люди действительно самые страшные враги для себя. Если Вы решаете помочь себе, Вы можете сделать выбор и совершать такие поступки, которые вы

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПЛОХО О СЕБЕ ДУМАЕШЬ?
ВОПРОС: Как Вы можете убедить человека делать то, что повышает его в собственных глазах, если он на самом деле думает, что он - ужасная личность? ОТВЕТ: Я думаю, если бы кто-нибудь заявил:

ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ ДРУГИХ, ПОЛЮБИ ПРЕЖДЕ СЕБЯ!
ОТВЕТ: Верно, Вы можете очень четко различать любовь и ее подобие в отношениях между родителями и детьми. Родители всегда утверждают, что действуют из любви к детям, но часто это не так, и это легк

МЫ ДОЛЖНЫ ВНУШАТЬ САМИМ СЕБЕ ОПТИМИЗМ
ОТВЕТ: Если Вы не верите, что можете совершить какой-то поступок, то Вы действительно не можете совершить его. Когда Вы упорно утверждаете, что Вы не тот человек, чтобы взойти на гору или произнест

ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ПОДЧИНЯТЬ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ, ПОБУЖДЕНИЯ И ЖЕЛАНИЯ ИХ ВОЛЕ, ВЫ НИКОГДА НЕ СТАНЕТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ
ОТВЕТ: Вы сделаете этот решительный шаг и увидите, что никому не грозит смерть - никому, кроме старых призраков. В том случае, если Вы, конечно, не слишком медлите, ибо тогда реальность может присп

СНАЧАЛА НАУЧИТЕСЬ ВНИМАНИЮ
ОТВЕТ: Если Ваши дела идут не так, как хотелось бы, подумайте, а нет ли тут Вашей вины. Возможно, Вам придется кое-что проанализировать. Почему Вы продолжаете недружелюбно относиться к себе? Почему

НЕ СУДИТЕ СЕБЯ ВООБЩЕ! ПРИМИТЕ СЕБЯ ТАКИМ, КАКОЙ ВЫ ЕСТЬ!
ВОПРОС: Принять наши ошибки? А я-то думала, что цель - именно в прекращении хаоса внутреннего мира! ОТВЕТ: Если бы Вы сделали это, Вы были бы единственным человеком, которому это удалось.

САМООПРАВДАНИЕ
Одна слабость, которая так обычна для человечества, - это самооправдание. Когда бы мы ни делали то, что кажется неправильным или несправедливым другим людям, в наших собственных глазах мы всегда пр

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ
Учение об отрицательных эмоциях отражает ту существенную разницу, которая существует между эзотерической и обычной психологией. Согласно концепции эмоционального центра*, высший эмоциональ

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ СЧЕТЫ
Самый важный из всех факторов, касающихся личности, - это любовь к самому себе. Самолюбие - основной фактор человеческой жизни, так как наш центр тяжести и фокус самопонимания лежит пока в личности

ВНУТРЕННЯЯ БЕСЕДА: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ИЗОБРАЖЕНИЯ
Внутренняя беседа - это продолжительный разговор, который мы всегда ведем сами с собой, когда мы одни. Как только мы остаемся наедине с собой, начинается внутренний разговор: 99 процентов его касае

УРОВНИ БЫТИЯ
В повседневной жизни существуют различные градации и отличия людей - согласно рождению, званию, силе, богатству и т.д. Такое различие и деление людей не имеет в своей основе никакой подлинной ценно

МЕТАНОЙЯ
В библейской традиции это слово переводится как "покаяние" и "раскаяние". Однако истинное его значение - "изменение сознания". Прежде, чем начать путь

ОГРАНИЧЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Как мы уже упоминали, человек, целиком погруженный в собственную личность и считающий ее иллюзии своим "я", обращается со всеми своими намерениями и целями к собственному уму. Вообще, ум

ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА
Во время первой встречи с новым пациентом я часто задаю ему вопрос, не имеющий отношения к делу: "Какой цвет Вам нравится, красный, синий или черный?" А затем вручаю изумленному пациенту

В МИРЕ СНОВИДЕНИЙ
Сны снятся каждому человеку. В течение тысячелетий мы пытались доказать, что эти путешествия в ночи тесно связаны с нашей дневной жизнью. Наверняка мы знаем только одно - сновидения сущест

ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ
Сновидение - это не рассказ, не повесть, не кинофильм и не пьеса. Это действие, которое разворачивается в пространстве, это артикулированное пространство, если выражаться более мудрено. В пространс

СПОКОЙНОЙ НОЧИ
Старайтесь не отбирать для записи какие-то определенные сны. Внутреннее сопротивление сознания часто приводит к тому, что на первый взгляд тот или иной сон может показаться незначительным, но после

ТЕКСТ СНОВИДЕНИЯ
Мы уже знаем, что сновидение и запись этого сновидения на бумаге отличаются друг от друга не меньше, чем заметка в газете и реальное событие, которое в ней описывается. Теперь давайте займемся непо

ВАМ РАССКАЗЫВАЮТ СОН
Когда кто-то рассказывает мне свой сон, первая моя мысль - "Ума не приложу, что это означает. Похоже, что в снах действительно ни складу, ни ладу. Может я просто ничего не понимаю в премудрост

ТЕПЕРЬ МОЖНО НАЧИНАТЬ
Слушая рассказ, не пытайтесь целиком на нем сосредоточиться: следите за тем, что вы при этом испытываете. К примеру, когда вам становится скучно? Когда вам приходит в голову, что рассказ этот - пол

ТЕПЕРЬ МОЖНО ПРИСТУПАТЬ К АНАЛИЗУ ТЕКСТА
На этом этапе у вас накопилось столько наблюдений, что кое-кто может прийти в отчаяние: как все это разложить по полочкам? На этот случай могу посоветовать одно: забудьте все мои прежние рекомендац

ЖИЗНЬ — ВСЕГО ЛИШЬ СОН
Известно, что йоги древнего Тибета демонстрировали во время сна удивительное искусство. Используя мощную методику мысленной самонастройки, они все больше и больше погружались внутрь собственного со

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: НОВЫЕ СОСТОЯНИЯ
В первый день вы освоите технику бодрствующего расслабления, после погружения в которое тело становится глубоко расслабленным, а сознание сохраняет четкость восприятия. Мысленно вы останетесь полно

ДЕНЬ ВТОРОЙ: ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА ЭКРАНЕ
Во второй день вы на шаг приблизитесь к достижению состояния высокой ясности. Занятие в этот день следует начинать минимум за три часа до того времени, когда вы обычно ложитесь спать. В этом случае

ТРЕТИЙ ДЕНЬ: ВЫСОКАЯ ЯСНОСТЬ
На третий день вы продвинетесь еще на шаг вперед и постепенно подойдете к порогу высокой ясности. Ваша цель на сегодня: вызвать так называемые гипнагогические образы - яркие, но осознанные мысленны

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ: ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН
Сегодня вы продолжите исследовать возможности высокой ясности, постепенно обучаясь управлять деталями собственных снов. Начните с выбора новой теле- или видеопрограммы длительностью не менее часа.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ: ЗЫБУЧИЕ ПЕСКИ
Сегодня вы должны научится вызывать гипнагогические образы без помощи негромко звучащего телевизора. Для начала ложитесь в постель, перевернитесь на спину и войдите в состояние бодрствующего рассла

ДЕНЬ ШЕСТОЙ: МЕНЯЕМСЯ МЕСТАМИ
Этой ночью мы начнем обмениваться местами с персонажами ваших снов в надежде получить прямые намеки на смысл их присутствия в ваших снах высокой ясности. Как и ранее, начните с вхождения в

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ: ВАШ ЛИЧНЫЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ
Сегодня вы получите во сне доступ к скрытым запасам энергии, мудрости и жизненного опыта. Некоторые из нас платят психотерапевтам тысячи долларов в год лишь ради того, чтобы прояснить свои

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ: ВАШ ЛИЧНЫЙ ЦЕЛИТЕЛЬ
Сегодня мы расширим возможности техники вызова сон-терапевта для создания образа личного сон-целителя, который поможет вам усилить иммунные возможности организма. Проснувшись утром, прислу

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ И ДЕСЯТЫЙ: К БОЛЕЕ ВЫСОКИМ УРОВНЯМ СОЗНАНИЯ
Исследуя страну иллюзий, за фантасмагорическим занавесом сна вы столкнетесь с реальностью. Только что проснувшись, вы несколько мгновений испытываете поразительное чувство сдвига перспекти

Древнеегипетский текст
  Зигмунд Фрейд говорил, что сны - царский путь к бессознательному. Фриц Перлз считал их царским путем к интеграции, имея в виду метод возвращения человеку отчужденных частей его личн

УСТАНОВКА НА ЗАПОМИНАНИЕ СНОВ
Договоритесь сами с собой записывать свои сны в специальный дневник или в общий дневник (если вы таковой ведете). Скажите себе прямо перед сном: "Первое, что я сделаю, когда проснусь, - запишу

МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СНА
Однако, если после попытки обнаружить буквальное значение сна вы ни к чему не придете, тогда следует поискать его метафорическое значение. На мой взгляд, символика сна - это не попытка про

КОШМАРЫ
Особенно важно поработать над кошмарными сновидениями. Иногда они вызываются враждой между разными вашими субличностями. Если вы обнаружите такой конфликт и сумеете отыскать пути примирения и удовл

МЕТОД РАБОТЫ СО СНОВИДЕНИЯМИ У ПЛЕМЕНИ СЕНОИ
Если вам снится кошмар и вы каким-то образом осознаете, что это лишь сон, обязательно продлите его действие. Не говорите себе: "Слава Богу, это всего лишь сон". Не просыпайтесь. Посмотрит

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ СНЫ
Любой время от времени повторяющийся (иногда с некоторыми вариациями) сон свидетельствует о каком-то важном неоконченном деле. Стоит вам однажды расшифровать смысл данного сна, и всякое его новое п

ЗАКАЗ СНОВИДЕНИЯ
Мой сегодняшний сон объяснит мне значение вчерашнего. Как только проснусь, сразу запишу его. Вы также можете попросить у Источника Снов, чтобы он повторно послал вам какой-то важный или пр

СНОВИДЕНИЯ И ИНДИВИДУАЦИЯ
Индивидуация - термин, введенный К.-Г. Юнгом для описания процесса, посредством которого человек становится уникальным существом, становится самим собой, тем, кто он есть на самом

СНЫ-МАНДАЛЫ
Мандала - это совершенная, абсолютно уравновешенная фигура с особо выделенным центром. Обычно она круглой формы, хотя бывает и квадратной. Мандала используется в качества объекта созерцания и сконс

ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБЛАГОРОЖЕННОГО ОБРАЗА
Обращая взор на различные возможности будущего, я сосредоточусь только на некоторых из них, чтобы не затеряться в бесконечности. Я буду говорить о том, как представляется мне деятельность Розы Мира

ЗНАЧЕНИЕ СЕРДЦА В НАСТУПАЮЩУЮ ЭПОХУ
Отличительным признаком, который положит резкую грань между изжитой эпохой и наступающей, будет приобретение человеческим сердцем первенствующего значения во всех проявления жизни и в эволюции чело

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги