рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Личность и характер.

Личность и характер. - раздел Психология, Диалектическая психология. Взаимоотношения Людей В Обществе, Их Совместная Деятельность, Интеллектуальны...

Взаимоотношения людей в обществе, их совместная деятельность, интеллектуальный поиск, творчество, удовлетворение потребностей и интересов все это только открывает нам скрытые от глаз штрихи человеческой психики. Тот, кто считает внутренний мир человека устроенным просто, на своем пути неизбежно впадает в заблуждение. В жизни общества каждый индивид выступает частицей обширной сферы человеческих отношений — общества, в них он формируется как личность, приобретает те черты, которые в конечном итоге и характеризуют его.

Единство более-менее постоянных внутренних черт человека, основанных на его генетическом складе, но невозможных без общественной жизни, находит свое выражение в его характере. Мы часто употребляем это слово — характер, но вкладываем ли мы в него подлинный смысл? Что такое характер? Характер (от греческого charakter — «печать», «чеканка») это совокупность устойчивых психических особенностей человека, которые зависят от его генетических особенностей и реализуются в связи и под влиянием условий жизни. В этом нет ничего нового, однако, зная характер человека можно предвидеть его поведение в тех или иных обстоятельствах. Следовательно, направлять поведение, вырабатывая у личности общественно ценные качества и устраняя вредные. Характер проявляется в отношении человека к себе, к другим людям, к порученному или выбранному делу, к вещам. Наблюдая за такими проявлениями не сложно оценить, что для человека является важным, а что нет. Характер выражается в общественно-трудовой практике, в совокупности поступков человека, накладывая отпечаток на все его поведение. Человеческий характер имеет общественно-психологическую природу, то есть зависит от мировоззрения личности, ее знаний и опыта, от усвоенных моральных принципов, от активного взаимодействия с другими людьми. «Отправной точкой для этих рассуждений служит утверждение о взаимозависимости между структурой характера среднего индивида и социоэкономической структурой общества, в котором существует этот индивид. Взаимосвязь индивидуальной психической сферы и социоэкономической структуры я называю социальным характером. (Раньше, в 1932 г. , для обозначения этого феномена я пользовался выражением «либидиозная структура общества». ) Социоэкономическая структура общества формирует социальный характер своих членов таким образом, что им хочется делать то, что они должны делать. Вместе с тем социальный характер оказывает влияние на социоэкономическую структуру общества, действуя при этом либо как цемент, придающий ей еще большую стабильность, либо, при определенных обстоятельствах, как динамит, готовый взорвать ее» [Фромм Э. , Иметь или быть].

В рассмотрении вопроса строения психики человека можно было бы еще коснуться темперамента, но, принимая во внимание обилие информации и достаточно точную и научно разработанную теорию Павлова, мы оставим этот вопрос в стороне и перейдем к проблеме личности. Что же такое личность? В наше время существует не мало различных теорий личности. Это теория Фрейда, согласно которой активность человека зависит от инстинктов. В ней активность выступает как биологическая природная сила, а личность трактуется как биологическое существо. Другая теория, основателем которой является Карл Левин, объясняет различное поведение личности разными точками поля, в которых живет человек. Гуманистическая теория активность личности человека выводит из потребности самореализации. В наше время довольно распространенной является Мотивационная теория личности. Согласно ей активность личности проистекает из мотивов, таких как интерес, убеждение, неосознанные побуждения и так далее. Все эти теоретические концепции имеют один общий недостаток, они все односторонне рассматривают личность, а многие пренебрегают общественной сутью личности, и в целом проигрывают диалектико-материалистическому пониманию личности. Сообразно которому, личность это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.Еще в XIX веке Маркс писал, что сутью личности является ее социальное качество. Так было заложено начало марксистскому пониманию личности.

Мы рассмотрели эти не марксистские теории под общим углом — активности и развития и сделали это не случайно. Если оценивать человека как биосоциальное существо, то нетрудно заметить, что факторами, определяющими развития его как личности, выступают не биологические особенности, а качества социально значимые — взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д. Все эти теории в лучшем случае отражают одну из сторон влияющих на активность личности, а если им и удается охватить несколько из них, то делается это не диалектически. То есть эти факторы рассматриваются как естественные и неизменные, не как находящиеся в постоянном движении, в то время как в процессе исторического развития они подвержены очень серьезным изменениям. Меняется также их значение для активности личности. И так, что же такое личность? Если характер отвечает на вопрос о человеке: «Как?», то личность на вопрос: «Что?». Личность это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Формирование личности осуществляется под воздействием объективного мира и общественных отношений, при деятельном участии самой личности. Личность не механически воспринимает все ее окружающее, а как бы пропускает объективный мир через свою субъективность. Сложившаяся таким образом система качеств, проявляется в субъективной форме, идеи, ценности, интересы, направленность и так далее, отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Хотя степень этой активности не всегда одинакова и зависит от общественно экономической формации и процессов протекающих в ней. Вместе с тем каждый человек является не только субъектом, но и объектом деятельности, совокупность функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу с их идеологией и психологией.

Мы не однократно упоминали о том, что психика, ее развитие, формы и содержание в силу социально-исторических перемен носит изменяющийся характер. Личность же в свою очередь выражает конкретность исторического развития психики. Принадлежность всей совокупности личностей к одному историческому периоду и социуму определяет те общие черты, которые необязательно есть у всех личностей, но непременно являются характеризующими. Все это требует дальнейшего рассмотрения и классификации, к которой мы и приступаем.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Диалектическая психология.

На сайте allrefs.net читайте: "Диалектическая психология."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Личность и характер.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Диалектическая психология.
Что такое диалектическая психология? Какие взгляды лежат в ее основе, на какие научные теории она опирается? Вот те немногие вопросы, ответы, на которые необходимо дать, прежде чем перейти к исслед

Психоанализ.
Психоанализ как научное учение разработан в начале ХХ века Зигмундом Фрейдом. С самого начала своего появления, шокировав консервативную общественность, он вызвал массу споров, и в тоже время стал

Психосинтез.
Для психологии понятие психосинтеза не является новым, однако является малоизвестным. Первым его ввел в употребление итальянский психиатр, ученик Фрейда Р. Ассаджиоли. Им была основана особая психо

Общее и душевное состояние эпохи.
Живя в начале XXI века мне приходится уделять ему не мало внимания. Много времени отдается изучению его проблем и особенностей, а так же исследованию его непростого психического состояния. Человек,

На месте свещенника.
Священники самых различных культов превратились в наше время в анахронизм. Хотя они по-прежнему существуют, но уже не видно той массы людей, которая стремилась бы к ним на душеспасительные исповеди

Психика, противоречия и деятельность.
Что есть человек? У марксизма существует четкое определение человека, согласно ему человек это биосоциальное существо. То есть он состоит из двух сутей, природной и общественной. Биологически он жи

Сознание, подсознание и бессознательное.
Эту главу стоит начать с сознания, как определяющего деятельность человека. К концу прошлого века и философия, и психология накопили массу определений сознания. Но они, зачастую противореча одно др

Социально-исторические психотипы.
Мы постепенно, по мере рассмотрения человеческой психики в рамках исторического процесса в совокупности с классовой сутью подошли, к самому основному в этой работе. В одной из предыдущих глав были

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги