рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

VI. ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

VI. ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ - раздел Психология, Саентология и психотерапия: экспертные материалы 1. Проведенный Анализ Опирался На Методологический, Структурно-Технологически...

1. Проведенный анализ опирался на методологический, структурно-технологический и организационный (медико-юридический) анализ Саентологии и Дианетики, а также вытекающих из них методов работы.

2. С методологической точки зрения: Проделанный анализ свидетельствует о том, что Саентология наукой в ее классическом смысле не является, представляя собой мировоззренчески-этическую систему интерпретаций широкого круга научных и пара-научных сведений и фактов без претензий на постижение непостижимой сущности Бога, но с утверждением его существования как Творца и фокусировкой внимания на реализующем Его замысел Творении, каковым является человек в своем бытии, отношениях с миром и развитии.

По отношению к материалистической науке и медицине, как ее практике, Саентология может быть

 

признана системой паранаучной, парамедицинской — лежащей за их пределами и использующей принципиально отличающуюся методологию.

Официально признанная религией и в качестве таковой зарегистрированная в РФ, Саентология является религией светской, синкретической (религией третьего поколения), опирающейся на представления и язык своего времени и, по формулируемому в саенто-логических текстах ее замыслу, не входящей в конфронтацию или конфликт с другими религиями и светскими установлениями.

Дианетические технологии преследуют цель развития и совершенствования человека, повышение его действенной ответственности за себя, других и мир в целом, а так называемые терапевтические эффекты — лишь ступени на пути к этой цели и знаки продвижения по этому пути.

Методологический анализ общефилософских положений Саентологии не дает оснований рассматривать саентологические технологии как психотерапию.

3. С точки зрения структурно-технологической: Сравнительный анализ структурных и технологических характеристик психотерапии и одитинга не дает оснований для отнесения последнего к медицинской психотерапии.

Сопоставление дианетических технологий с так наз. "новыми" психотерапиями, обращающимися к духовности и вере, показывает, что при существовании между ними некоторого формального сходства, дианетические технологии имеют принципиально иные обоснования, цели и методы, исходя из которых они не могут признаны психотерапией. « "^

Опасения, связанные с медицинскими осложнениями одитинга и потому требующие для его проведения врачебной квалификации, не имеют под собой сколько-нибудь серьезных и достоверно доказанных оснований.

4. С организационной (медико-юридической) точки зрения, обоснованной регулирующими документами МЗ РФ: Саентология и Дианетика, а также вытекающие из них методы работы психотерапевтическими не являются и лицензирования не требуют.

5. Таким образом, ответы на поставленные перед экспертизой вопросы: Являются ли Саентология и Дианетика как ее часть научной теорией? — НЕТ.

Удовлетворяет ли саентологическая (дианетиче-ская) технология — одитинг — критериям и требованиям, предъявляемым к медицинским вмешательствам, в частности — к психотерапии? — НЕТ.

Существуют ли в процессе проведения одитинга моменты риска, связанного с осложнениями физического и психического свойства, требующие обязательного врачебного контроля одитинга? — НЕТ.

Является ли одитинг психотерапевтическим методом, требующим профессиональных сертификации и лицензирования в установленном документами МЗ РФ порядке? — НЕТ.

 

Замечание А.И.Аппенянского. Конечно, саентология – не психотерапия. В этом мы с проф. Коганом согласны. Но она – безусловно - психотехнология. Не знаю, можно ли опираться в заключении о благотворности любой психотехнологии на исследовании даже по одному из самых авторитетных клинических тестов — Миннесотскому Многопрофильному Личностному Опроснику до и после 60 часов одитинга, которые, как пишет проф. Коган, указывают на смещение показателей после одитинга из зон умеренной и выраженной дизадаптации в зону нормы по большинству шкал, если учесть, что этих людей было лишь всего 21 мужчина и 7 женщин. Мой личный опыт общения с представителями саентологов говорит о их резко-агрессивном нежелании слышать что-либо, кроме, по-видимому, укладывающегося в их собственную концепцию: только просветить, вдолбить и т.д. Не очень приятное впечатление.


[1] См., например: Мастере У., Джонсон В., Колодны Р. Мастере и Джонсон о любви и сексе. В 2-х т. — СПб: Ретур, 1991; Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. —М.: Медицина, 1991; Частная сексопатология (под ред. Г. С. Васильченко). т. 2. — М.: Медицина, 1983 и др.

[2] Szasz Th. Sex by Prescription: The Startling Through about Today's Sex Therapy. — Syracuse University Press, 1990.

[3] Capra F., Steindl-Rast D. Belonging to Universe. — San Francisco: Harper, 1991.

[4] Мулыпановский М. П. История медицины. — М., 1961.

[5] См. сноску 2.

[6] Antonovsky A. The Salutogenic Model of Health. Ch. 7 / Health, Stress and Coping. — San-Francisco: Jossey-Bass, 1982; Pelletier К. — Holistic Medicine: From Stress to Optimal Health. — N.Y.: Dell, 1979; Руководство по профилактической медицине. — М., 1993.

[7] Кречмер Э. Медицинская психология. — М., 1927;

Кречмер Э. Учение о характерах. — М., 1925.

[8] Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.—Л.,1983.

[9] Свядощ А. М. Неврозы и их лечение.—М., 1971.С. 13.

[10] В период проведения экспертизы в МЗ РФ, насколько мне известно, обсуждается вопрос о праве психологов на проведение психотерапии при условии дополнительного получения ими базового медицинского образования в объеме двухлетнего курса и неизвестно, будет ли такой приказ реально издан. Так или иначе, если получаемых психологами в университетах медицинских знаний оказывается недостаточно и требуется дополнительный курс, речь идет о психотерапии, которая кто бы ее ни проводил — врач или психолог — есть прерогатива медицины. [В. К.]

[11] Дернер К., Плог У. Заблуждаться свойственно человеку: учебное пособие по психиатрии и психотерапии. — СПб, 1997. С. 12.

[12] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 9.

[13] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 2.

[14] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 9.

[15] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 11.

[16] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 11

[17] Тоффлер Э. Футурошок. — М., 1998.

[18] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 9.

[19] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 10

[20] Эти данные суммированы в: Бадхен А., Каган В. Новая психология и духовное измерение. — СПб, 1995.

[21] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 9.

[22] Эдди М. Б. Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию.—Бостон, 1994.

[23] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 6.

[24] Богданов В. А. Уважение к вере или почему глупо воевать с саентологией?. — М., 1997; Соболев С. С. Экспертная оценка (анализ) учения и деятельности религиозной организации саентологическая Церковь. — М., 1996; Сивер-цев М. А. Саентология: путь духовной самоидентификации. — М., 1995. Подчеркну, что авторы этих экспертиз — люди, в квалификации которых как экспертов нет оснований сомневаться: М. А. Сиверцев — эксперт комитета по международным делам Совета Федерации Федерального собрания РФ, С. С. Соболев — философ и религиовед, профессор, ректор Академии философии и богословия Московского Экстерного Гуманитарного Университета, заведующий кафедрой религиоведения и культов; В. А. Богданов — социальный психолог и религиовед, канд. психол. наук, старший научный сотрудник лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований

[25] Франка В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. С. 334-335.

[26] В кн.: Бадхен А., Каган В. Новая психология и духовное измерение. — СПб, 1995; Архимандрит Михаил (Козлов ) Рассказ странника, искателя молитвы // Символ (Париж). 1992. № 27.

[27] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 113.

[28] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 14.

[29] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 14.

[30]3 Хаббард Л. Р. Дианетика. С. 199.

[31] Хаббард Л. Р. Дианетика. С. 198 - 199.

[32] ReberA. Dictionary of Psychology. Penguin Books, 1995.

[33] Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Карваеарский (ред.). —Спб: Питер-пресс, 1998,1999.

[34] См., например: Анти-саентология: критика доктри-нальных основ и технологий хаббардизма. — СПб., 1999.

[35] Хаббард Л. Р. Саентология, дианетика.

[36] Хаббард Л. Р. Саентология. С. 11.

[37] Ассаджиоли Р. Психосинтез.—М., 1994.

[38] Хаббард Л. Р. Дианетика. С. 269.

[39] Хаббард Л Р. Саентология. С 115-124.

[40] Анти-саентология. — СПб. 1999 С. 3.

[41] приводится по: Каган В. Е. Что такое психотерапия. — М.,1999.

[42] Fundamentals of Co-Counseling: Manual.—Seattle, 1982

[43] Эволюция психотерапии. т.1-4. М.,1998.

[44] Лебединский М. С. Очерки психотерапии. — М., 1959. С. 3-4.

[45] Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М., 1985. С. 3.

[46] Буль П. И. Основы психотерапии. — М., 1974; Воль-перт И. Е. Психотерапия. — М., 1972; Карвасарский Б. Д. см. выше; Лебединский М. С. см. выше; Свядощ А. М. Неврозы.—М„ 1971.

[47] Соколова Е. Т. К психотерапии личностных расстройств: методологическая и теоретическая парадигма / XII съезд психиатров России. — М., 1995. С. 612.

[48] Большой англо-русский словарь. Том 1 / Под ред. И. Р. Гальперина. — М., 1979. С. 112.

[49] Хаббард Л. Р. Дианетический Семинар. С. 80.

[50] Хаббард Л. Р. Дианетический Семинар. С. 79.

[51] Хаббард Л. Р. — там же. С. 81.

[52] Хаббард Л. Р. Саентология, Дианетика, Дианетический Семинар, Курс Дианетического Одитора, Руководство по Основам Обучения..

[53] 13 Хаббард Л. Р. Дианетический Семинар. С. 91 -94.

[54] 14 Хаббард Л Р. Дианетика. С. 217.

[55] 15 Хаббард Л. Р. Саентология. С. 118.

[56] 16 Хаббард Л. Р Дианетика. С. 209.

[57] '7 см. Дианетика. С. 219- 220,254 - 256,260 - 262; Диа-нетический Семинар. С. 97-109; Курс Дианетического Одитора. С.263 - 339.

[58] 18 Хаббард Л. Р. Дианетика. С. 204, 206,221,229.

[59] 19 см. Анти-Саентология.

[60] 20 Хаббард Л. Р. Дианетика. С. 204 - 205.

[61] 21 Хаббард Л. Р Саентология. С. 11.

[62] 22 см.: Психотерапевтическая энциклопедия, СПб, 1999; Шапиро Ф. Терапия эмоциональных травм движением глаз. —М.,1998.

[63] 23 Хаббард Л. Р. Дианетический Семинар. С. 83.

[64] 24 Скородумов А. А. Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге. В кн.: Анти-Саентология. — СПб, 1999. С. 120-150.

[65] 25Там же. С. 125.

[66] 26 Психотерапевтические тетради. Вып. 1.—СПб, 1993.

[67] 27 Хаббард Л. Р. Дианетика. С. 295.

[68] 28 см. выше.

[69] 29 Хаббард Л. Р. Дианетика. С. 294.

[70] 30 Хаббард Л. Р. Курс Дианетического Одитора. С. 56-57.

[71] 31 Хаббард Л. Р. Курс Дианетического Одитора. С.265 - 339.

[72] 32 Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб., 1998. С. 537-538.

[73] 33 Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб., 1998. С.536.

[74] 34 Хаббард Л. Р. Саентология. С. 133.

[75] 35 ХаббардЛ. Р. Дианетика. С. 437.

[76] 36 Линдеман X. Аутогенная тренировка. — М., 1980;

Шульц И. Г. Аутогенная тренировка. — М., 1985; Лоб-зин В. С., Решетников М. М Аутогенная тренировка. — Л., 1986.

 

[77] 37 Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. — М., 1989. С. 234.

[78] 38 Беляев Г. С, Лобзин В. С., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. — Л., 1977; Гримак Л. П. — см. выше.

[79] 39 Бирах А. Победа над бессонницей. — М., 1979.

[80] 40 Гримак Л. П. С. 260.

[81] 41 Колосов В. 77. Новая сторона старой проблемы гипнотерапии. / XII съезд психиатров России. — М., 1995. С. 592 - 593.

[82] 42 ХаббардЛ. Р. Саентология. С. 146.

[83] 43 Скородумов А. А. Анти-саентология. С. 150.

[84] 44 Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб., 1998. С. 536.

[85] 45 см.: Анти-саентология.

[86] 46 Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление человека. — М.,1994.

[87] 47 Мэй Р Искусство психологического консультирования. — М., 1994; Кочюнас Р Психологическое консультирование. — М., 1998; Меновщиков В Ю Введение в психологическое консультирование. — М., 1999.

[88] 48 КеппеН. Освобождение. — М., 1994.

[89] 49 см.: Психотерапевтическая энциклопедия.

[90] Гроф С. Духовный кризис. — М., 1995; и др.

[91] см.: Wilber К. No Boundary: Eastern and Western Approaches to Personal Growth. — Boston - London, 1979; УотсД.— Психотерапия: Восток и Запад. — Львов, 1997.

[92] см., например: Торен 3. Русская народная медицина и психотерапия. — М., 1996.

[93] Казначеев В., Спирин А Космопланетарный феномен человека.—Новосибирск,1991.

[94] Copra F. The Tao of Physics. Berkeley, 1975; Capra F. — TheTuming Point. — New York, 1982; Capra F., Steindl-Rest D. см. выше.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Саентология и психотерапия: экспертные материалы

На сайте allrefs.net читайте: "Саентология и психотерапия: экспертные материалы"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: VI. ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Основным материалом исследования послужили следующие издания: 1. Хаббард Л. Р Саентология' основы мысли. — М.: Нью Эра, 1998. 2. Хаббард Л. Р Дианетика: современная

III.1. Преамбула
Поставленные передо мной вопросы для ответа на них требуют методологических уточнений. Прежде всего это относится к соотнесению саентологии и дианетики с наукой и научной медициной как ее производн

III.2. Специфика и границы научной медицины
Будучи самостоятельной профессией, медицина опирается на достижения фундаментальных наук и одновременно сама является системой дисциплин, закрепленной, в частности — у нас в стране, в существовании

III.4. Дианетика как технология духовного исцеления
Термин "дианетика" восходит к греч. Dia — через и Nous — душа = "то, что душа делает с телом"[28]; диа-нетическую технологию Хаббард определяет как технологию совладания с после

IV.1. Границы и критерии психотерапии
В рамках стоящих перед экспертизой задач важно иметь "точку отсчета" — определить границы психо-: терапии и признаки,совокупность которых позволя-| ет считать тот или ино

IV.2. Одитинг
Понятие одитинга (от латинского audire — слушать; в английском audit — проверять, проводить ревизию, посещать курс в качестве вольнослушателя[48]) — одно из ключевых в дианетике. Он определяется, к

IV.5. Тест ОСА и одитинг
В адрес этого теста оппонентами Саентологии высказывается много претензий: "Тест БРК (см. ст. Тест ОСА) —хаббардистско-саентологический личностный тест, мало о чем говорящий; собственно гов

IV.6. Одитинг и другие тесты
В разделе IV.3 было показано, что подозрения о вредных последствиях одитинга не были подтверждены сколько-нибудь убедительными доказательствами или, по крайней мере, попытками их получения. Выше та

IV.7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сравнительный анализ структурных и технологических характеристик психотерапии и одитинга не дает оснований для его отнесения к медицинской психотерапии. Сопоставление дианетических техноло

V.I. Преамбула
Поле мировоззренческих (доктринальных, конфессиональных, теоретических) взглядов и разногласий, как было показано, достаточно широко и не лишено противоречий, позволяющих и сторонникам и оппонентам

V.2. АНАЛИЗ
В области же правового регулирования профессиональной деятельности необходимо обращение к существующим документам, регулирующим психотерапевтическую деятельность и работу психолога в системах здрав

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги