рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОНЯТИЕ «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ» В ПСИХОЛОГИИ

ПОНЯТИЕ «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ» В ПСИХОЛОГИИ - раздел Психология, Московский Педагогический Университет ...

Московский педагогический университет

 

 

ПОНЯТИЕ «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ»

В ПСИХОЛОГИИ

 

Реферат Вахромова Е.Е.

 

 

Москва 2000


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Цель и задачи исследования.............

1.1. Общечеловеческая ситуация.................................................

1.2. Общекультурная ситуация.Между "смертью Бога"Ф.Ницше и"смертью человека "М.Фуко...........................................................................

1.3. Концепция человека в культуре конца XX века.............. 14

1.4. Актуальность работы............................................................ 17

1.5. Цель и задача данной работы.Объект и предмет исследования 19

2. Методологический аспект работы. Позиция автора 26

2.1. Переживание.Л.Выготский и С.Рубинштейн о переживании.С.Рубинштейн об извечной драме познания............................................................. 27

2.2. Конфликт.Классификация способов его решения.Контекст конфликта и формы существования знания.................................................................. 33

2.3. О парадигме,объяснительных принципах ,Фрейде и Платоне 43

2.4. О структуре,логике и эстетике текста.О вере и доверии.… 58

3. Развитие понятия «самоактуализация» в психологии 73

3.1. Идейные предшественники и противники.Бихевиоризм и Фрейдизм. 73

3.1.1.Бихевиоризм в контексте американского прагматизма.... 73

3.1.2. Психоанализ.Американская версия.Взаимоотношения с бихевиоризмом 84

3.2. Первый взгляд на самоактуализацию................................ 92

3.2.1. К.Гольдштейн.Предтеча и его теория.К.Хорни и самоанализ. 93

3.2.2. Самоактуализация по А.Маслоу.................................... 102

§ 1. Краткие биографические сведения................................. 102

§ 2. Самоактуализация.Этимологический и содержательный анализ. 107

§ 3.Развитие, рост,эволюция и инволюция…………………..110 § 4. Современная наука о развитии...................................... 118

§ 5. Самость (the self, selbst);самоактуализация,самореализация. 126

§ 6. Самоактуализация в контексте теории Маслоу............. 152

§ 7. Самоактуализация и свободное воспитание.Проблема принуждения.. 173

§ 8. Самоактуализация в контексте гуманистической психологии и контр-культуры................................................................................................. 178

3. 3. Самоактуализация через призму индивидуальной.аналитической и экзистенциальной психологии................................................... 214

§ 1. Индивидуальная психология А.Адлера и теория самоактуализации А.Маслоу................................................................................................. 214

§ 2. Аналитическая психология К.Юнга.Индивидуация и самоактуализация. 224

§ 3. Теория самоактуализации в экзистенциальной перспективе. 231

3.4. Трансцендирование самоактуализации.А.Маслоу и трансперсональная перспектива в психологии.......................................................... 243

4. Вместо заключения. Выводы................................ 267

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………… …275

Литература..................................................................... 282

 


 

Введение. Цель и задачи исследования

 

Человечество существует в мире. В этом общечеловеческая ситуация. Переживание этой ситуации — отправная точка процесса познания. Мир вмещает в себя человечество, но не исчерпывается им. Процесс познания человечеством мира опосредован знаково-символической формой. Человечество выделяет себя из мира, означая его, создавая образ мира. Образ мира реферирует действительность, но зависит от используемой знако-символической формы, ее разрешающих способностей. Форма в отрыве от действительности позволяет конструировать понятия, не соотносимые с действительностью, но имеющие значение и смысл, продуцирующие определенные переживания. В этом общекультурная ситуация человечества. По мере развития цивилизации человечество все менее соотносит свое существование с миром, и все более — с образом мира, принадлежащим культуре. Человеческая цивилизация, в рамках, доступных исторической науке, развивалась из нескольких очагов, слабо связанных между собой и породивших разные знаково-символические системы.

Человек, как представитель человечества, в культурно-историческом плане формируется под сильным влиянием той знаково-символической системы (языка), который «скрепляет» цивилизацию. Существование конкретного человека в мире опосредовано той конкретной ситуацией, в которой он пребывает. Человечество представлено в этой ситуации «другими», природе — окружающей природой, культура — языком, артефактами. «Специфика человеческого способа существования заключается в соотношении самоопределения и определения другим (условием, обстоятельством), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия» (Рубинштейн, 1997, с.9). Переживание человеком своей конкретной ситуации мотивирует его к деятельности, в том числе к специфической деятельности по познанию мира и себя. Познавая, человек изменяет себя и, следовательно, мир, частью которого является. Изменившийся мир, в свою очередь, требует непрерывного обновления человека и образа мира. Единожды начавшийся процесс имеет явно выраженную тенденцию к ускорению, интенсификации. «Жизнь» — это уходящая вглубь, в бесконечность способность находиться в процессе изменения, становления, дления — пребывания, в изменении … само пребывание должно быть рассмотрено внутри изменения, они составляют единство» (Рубинштейн, 1999, с.23).

Введение открывается параграфом, в котором характеризуется общечеловеческая ситуация. Во втором параграфе освещается отражение общечеловеческой ситуации в культуре — общекультурная ситуация. В третьем параграфе обрисовывается общекультурная трактовка феномена — Человек и в первом приближении говорится о проблематике данной работы. Четвертый и пятый параграфы говорят об актуальности работы, объекте и предмете исследования.

 

Общечеловеческая ситуация

«Все находится в движении, и нет отдыха и покоя»; «Никто не был дважды в одной и той же реке, потому что ее воды, постоянно текущие, меняются; она… Пребывание в мире, полном перемен, вынуждающем его практически от рождения и… Страдание — это стресс. Если стресс слишком силен для данного человека, то это демобилизует, приводит к апатии, что…

Общекультурная ситуация. Между «смертью Бога» Ф.Ницше и «смертью человека» М.Фуко

Вся эта ситуация нашла отражение в культуре, искусстве, науке. После объявления Ф.Ницше «смерти Бога» культура сосредоточилась на Символе.… К.Леви-Стросс и Р.Барт применив этот метод соответственно к исследованию… С афористической точностью выразил это свойственное современной культуре предпочтение языка как средства сообщения…

Концепция человека в культуре конца XX века

Постструктурализм рассматривает личность субъекта через призму «концепции теоретического антигуманизма». В самых общих чертах эта концепция… Современный человек нуждается в компасе в этом море противоречивой информации,…  

Актуальность работы

Такая потребность уже осознана в современной философии. «Современный мир требует «корпоративной коммуникации» в философии, синтетичности построений,… Есть и еще один аспект проблемы самоактуализации. А.Маслоу, строя программу…  

Цель и задачи данной работы. Объект и предмет исследования

Реальный процесс познания в настоящее время описывается в терминах «трех миров» (К.Поппер): 1) реальность, существующая объективно — бытие, действительность,… 2) состояние сознания и его активность — субъект;

Методологический аспект работы. Позиция автора

Знаковая форма понятия существует в тексте. В мире третьем текст — это контекст знаковой формы понятия. Текст — это прежде всего референция к… Задачи, поставленные во введении, требуют от автора анализа текстов, в связи с…  

Переживание. Л.Выготский и С.Рубинштейн о переживании. С.Рубинштейн об извечной драме познания

Ключевой характеристикой любой теории является ее понятийно-категориальный строй и характеристика взаимосвязей между понятиями, отражающими… С другой стороны, некоторые переживания человека не имеют для него ясных… Итак, ключевой единицей сознания является переживание (Выготский Л., Рубинштейн С.). Выготский пишет: «Действительной…

Конфликт. Классификации способов его решения. Контекст конфликта и формы существования знания

 

Материалисты объясняют происхождение человека из обезьяны через последствие конфликта человека с природными факторами. По гипотезе Б.Ф.Поршнева, опирающейся на идеи Г.Селье, З.Фрейда и Д.Дьюи, переселившиеся из глубин леса предки человека, столкнулись на равнине с хищниками, по сравнению с которыми были беззащитны. Стресс и «срывные реакции» привели к расщеплению психики и оставили след в виде склонности к навязчивым действиям. Так как психотерапевтов в те наивные времена еще не было, перволюдям пришлось справляться с симптомами путем монотонной трудовой деятельности, на что здоровые перволюди были просто не способны. Так, согласно Поршневу, возникли речь, орудийная деятельность, культурные символы. Особенно ценной оказалась невротическая привычка отвечать на травмирующие ситуации не внешним действием, а стрессом, сопровождающимся продуцированием образов. Сознание, в этой перспективе, есть аномалия с точки зрения природной инстинктивно-животной целесообразности.

Книга Бытия описывает конфликт в раю, в результате которого Адам и все его потомство потеряли доступ в Эдемский сад и, в основном, сформировали ту экзистенциальную ситуацию, в которой и сейчас находится род человеческий. «Змей был хитрее всех зверей полевых» (Быт. 3.1). Эмпатически расположив к себе «жену», пока еще не имеющую имени, он, сняв барьеры, проник в ее внутренний мир и выяснил систему табу, после чего изложил «жене» миф, содержание которого сводилось к тому, что нарушение табу приведет к замечательному результату: «откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3.5). Сочиненный змеем миф, произвел революцию в сознании «жены». Во-первых, она почувствовала «комплекс неполноценности» узнав, что боги обладают чем-то таким, чем она не обладает — знанием «добра и зла»; во-вторых, она впервые почувствовала, что вовне есть объекты, пробуждающие желание обладать ими и даже вожделение. Причем первым объектом оказался не Адам, не всемогущий Бог и даже не хитрый змей, а дерево и плоды его. В-третьих, миф, рассказанный змеем, указывал прямой и простой путь к компенсации комплекса неполноценности, и, реализуя стремление к превосходству, жена «взяла плодов и ела; а дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3.6). Полученное в результате этих событий знание оказалось горьким. Первый в истории мифотворец узнал, что он проклят перед всеми скотами и зверями и обречен есть прах во все дни жизни своей. Адам и жена его узнали, что наги; что все их потомство будет в вечном конфликте с племенем мифотворцев; что всю жизнь им надлежит трудиться, скорбеть и болеть; что рано или поздно наступит день, когда они вернутся в тот прах, из которого были созданы. Жена узнала от Бога, что отныне объектом для нее будет муж, а от мужа получила имя — Ева и стала «матерью всех живущих» (Быт. 3.20). Так Адам и Ева стали людьми, и многие поколения передают своим детям миф, рассказанный когда-то змеем, и мечтают о том, что когда-нибудь или действие яблока скажется, или они будут прощены по милости Бога, или, что им удастся самим познать Добро и Зло и стать Богами.

Обе эти версии объединяет та мысль, что человек — это следствие разрешения какого-то конфликта. В первой версии ясно, что конфликт разрешен «продуктивно», эволюция сделала гигантский шаг вперед. Во второй версии все гораздо более неопределенно, хотя в первом приближении кажется, что конфликт разрешен «непродуктивно»: Адам с женой изгнаны из рая, в «подарок» они получили знание о своей смертности, им предстоит жизнь, полная борьбы и тревог, конфликтов внешних и внутренних.

С тех пор конфликт является неизбежным и вечным спутником человека, содержится в любой ситуации общечеловеческого бытия. В Китае понятия «ситуация», «конфликт», «кризис» описываются пиктограммой, которая является сочетанием двух символов — «опасность» и «возможность». «Книга перемен» рассматривает мировой процесс как чередование «ситуаций», которое происходит в результате борьбы противоположных сил (света и тьмы, напряжения и податливости), и выделяет 64 типических ситуации, каждой из которых соответствует символ-гуа, в европейской китаеведческой литературе называемой гексаграммой. «… В теории «Книги Перемен» рассматривается процесс возникновения, бытия и исчезновения. Творческий импульс, погружаясь в среду меона — исполнения, действует прежде всего как возбуждение последнего. Далее наступает его полное погружение в меон, которое приводит к созданию творимого, к его пребыванию. Но так как мир есть движение, борьба противоположностей, то постепенно творческий импульс отступает, происходит утончение созидающих сил, и дальше по инерции сохраняется некоторое время лишь сцепление их, которое приводит в конце концов к распаду всей сложившейся ситуации, ее разрешение» (Шуцкой Ю., 1998, с.432–433). На основании идеи изменчивости, лежащей в основе «Книги Перемен», 64 символа образуют, с одной стороны, некоторую последовательность (от №1 до №64), что позволяет человеку, определив символ своей данной ситуации, в определенной степени судить о том, что ее породило, и о том, что его ждет. С другой стороны, эта последовательность не является закрытой, конечной (№63 «Цзи-Цзи» — уже конец), а открытой, не замкнутой (№64 «Вэй-Цзи» — еще не конец!). К каждой гексаграмме «Книга Перемен» содержит поэтический по форме комментарий, который говорит об опасностях и возможностях, которые таит в себе соответствующая ситуация, и намек на оптимальную стратегию поведения человека в данной ситуации. Общий дух этих комментариев определен гексаграммой №1 («Цянь» — творчество), где все существующее рассматривается как олицетворение творческой силы, которая лежит в начале всего. Эта сила является совершенно стойкой, поэтому в своем развитии может преодолеть все препятствия. «Совершенный человек может в своей деятельности полностью проявить такое творчество, которое благотворно отражается на всем его окружении» (там же, с.659). Активной деятельности отдается предпочтение перед простым, пассивным бытием, но всегда особо подчеркивается, что нужна особая бдительность и учет ситуации, чтобы эта деятельность привела к «положительному» результату.

Итак: Человек объясняет свое происхождение конфликтом. Человек всегда находится в ситуации. Ситуация всегда содержит в себе конфликт. Для разрешения конфликта требуется активность, и не простая, а творческая. Имеются стратегии решения конфликта.

В целом, стратегии, которыми пользуется личность для решения конфликта могут быть разделены на конструктивные — направленные на работу с самой проблемой, ее содержанием и имеют цель «освободиться» от данной проблемы таким образом, что ее проживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным; и неконструктивные, направленные не на преодоление, а на смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождающих его эмоциональных состояний.

Неконструктивными стратегиями являются:

1. непризнание наличия проблемы, неприятие реальности, ее искажение, уход от нее;

2. признание наличия проблемы при отсутствии знания о методах решения проблемы, отсутствие воли для осуществления конкретных действий или желании перенести время решения проблемы, а ответственность переложить на других.

Ф.Василюк отмечает, что эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно не было, не ведет к ее преодолению. Так же анализ ситуации, ее обдумывание не ведет к преодолению, а только к ее лучшему осознанию. Подлинное же решение состоит в особого рода деятельности, которая состоит в создании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном приобретении нового смысла.

Для продуктивного решения конфликта необходимо учитывать следующие факторы:

1. Конфликт никогда не бывает изолированным. Как правило, он отражает действие нескольких проблем.

2. Конфликт всегда происходит в определенном контексте: культурно-историческом, семейном и т.п.

3. Полем конфликта всегда является конкретная жизненная ситуация, в которую погружен человек.

Это означает, используя известный образ А.Адлера, что если человек одновременно художник и картина, то место работы этого художника окружено массой людей, близких и не очень, каждый из которых обязательно будет высказывать советы и оценки, половина будет хватать за руки; предлагать изменить род деятельности, а кто-то элементарно постарается подправить автопортрет, или внести какие-то детали от себя. К последней категории, как правило, относятся близкие: это те, кого мы должны любить, но которые делают все, чтобы мы их возненавидели.

С древности и до наших дней эти психологические проблемы решались человеком:

1. в мифологическом контексте — через выполнение ритуальных действий и соблюдение табу в рамках объяснительной концепции мифа;

2. в религиозном контексте — через действия, санкционированные той или иной религиозной практикой в рамках соответствующей теологии;

3. в философском контексте — через действие, санкционированное соответствующей метафизикой или вытекающие из той или иной философии, включая обыденную «житейскую мудрость»;

4. в психологическом контексте — через те или иные действия, санкционируемые психологическими учениями.

Первой формой, в которой существовало знание, был миф. Тема мифа — не сущность богов, но сущность действительности. «Мифы создают фундамент и внешние границы того пространства, в котором человек может ориентироваться, когда совершает поступки и испытывает некоторые переживания» (Ассман Я., 1999, с.177). Действие мифа, всегда рассказывая о прошлом, проливает свет на настоящее, ставя ему «диагноз», прослеживая генетические истоки. Мифы «представляют утверждение «мир есть А» в такой форме:

Некогда было время, когда мир не был А.

Потом произошли определенные события.

Их результат: мир стал А» (там же, с.178).

Эту функцию мифа Ассман называет «объяснительной», особо подчеркивая, что речь идет не об объяснении внешних признаков действительности, а о ее интерпретации, объяснение ее устройства. Как правило, миф поэтичен по форме, воспринимается человеком как непосредственная реальность. Миф — это попытка упорядочить сведения о действительности, структурировать, обеспечить продуктивное решение контакта человека с действительностью через систему ритуалов и табу. Срок жизни мифа ограничен появлением нового мифа, который через систему новых ритуалов и табу, обеспечивающих более эффективный контакт человека с реальностью делает старый миф сказкой, а старые ритуалы и табу — предрассудками. Особо отметим, в связи с предметом и целью нашего исследования что миф не предполагал наличие категориального аппарата и незыблемого логического основания, а был полностью основан на полном, нерефлексивном восприятии его содержания как первичной реальности.

Второй формой, в которой существовало знание, была религия. По определению американского социолога Р.Белла, «религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечение контакта индивида с миром, как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения» (цит. по Тихонравов Ю., 1996, с.14). Э.Фромм дает следующее определение религии: «под религией я понимаю систему мышления и действия, позволяющие индивиду вести осмысленное существование и дающее объект для преданного служения» (Фромм, 1989, с.158). По мнению М.Вебера, религиозная вера «создает психологическую устремленность, которая указывает индивиду направление и нормы жизни, поведение и убеждение в его правильности» (там же, с.13). К.Юнг акцентирует внимание на смыслополагающей функции религии. Религиозные символы и ритуалы открывают в жизни человека перспективу, выходящую за рамки обыденного существования. Вера сделала гонителя христиан Савла апостолом Павлом. «Жизнь Христа стала священным символом, ибо она является психологическим протоколом единственного вида осмысленной жизни, а именно той жизни, которая устремлена к индивидуальному, то есть абсолютному и безусловному осуществлению своего, свойственного себе знания. Обожание Иисуса, так же как и Будды, не удивляет, а убедительно свидетельствует о том чрезвычайном почтении, с которым человечество относится к этим героям, а этим самым и к процессу становления личности» (Юнг, 1996, с.216).

В развитии религиозных учений можно выделить несколько этапов. На первом из них — религия базируется на мифе. Силы природы персонализируются и становятся демонами, находящимися на пределами добра и зла. Демоническое поднимается скорее из основ бытия, чем из самости как таковой и поэтому не является «зовом человека к самому себе», как об этом говорили М.Хайдеггер и Э.Фромм. Демоническое в человеке — это его собственная энергетика, не связанная с понятиями добра и зла. По определению Р.Мэя, «демоническое — это любая естественная функция, которая обладает способностью целиком подчинять себе личность. Секс и Эрос, гнев и ярость, жажда власти — вот примеры демонического. Демоническое может быть как созидательным, так и разрушительным, и, как правило, является и тем и другим одновременно. Когда эта функция искажается и один элемент узурпирует власть над всей личностью, мы имеем дело с «одержимостью демоном», что является традиционным историческим определением психоза» (Мэй, 1997, с.127–128). С другой стороны, демоническое включает в себя и «творческие способности поэта и художника, и способности нравственного и религиозного лидера, и заразительную энергию влюбленного… Вся жизнь — это река, берегами которой являются эти два аспекта демонического. Мы можем подавить демоническое, но нам никуда не уйти от апатии и последующего взрыва, которые следуют по пятам за подавлением» (там же, с.128). «Эрот — это демон» — говорит Платон в «Пире». Подавить его, «кастрировать» — значит лишить себя всех самых мощных и плодотворных источников, присущих любви, так как противоположностью демоническому является вовсе не рациональная надежность и спокойное счастье, а «возвращение к неодушевленности» или, говоря языком Фрейда, «инстинкт смерти» (там же, с.127). В латинском языке эквивалентом было понятие genii (или jinni), от которого произошло современное понятие «гений». Аристотель считал, что «демоническое есть сила природы», что сны по своей природе относятся к демоническому. Фрейд цитирует это замечание Аристотеля в «Толковании сновидений» и замечает, что «оно имеет глубокий смысл, если его правильно понимать». Со временем выделяется особый род демонов — персональные демоны, которые лично сопутствуют человеку всю жизнь, выполняя конструктивную или деструктивную роль (Платон «Апология Сократа»). Постепенное структурирование мифов привело к возможности их классификации: выделились мифы о сотворении и развитии мира. Сюда входят, в том числе, мифы о богах и богинях, их взаимодействии и борьбе. Другая группа мифов стала структурироваться вокруг темы рождения, жизни и смерти некого героя. По сути, это повествование о человеческой жизни, ее происхождения и цели, и о том, как следует поступать, чтобы достичь действительного успеха в жизни. Как правило, такой миф имеет форму повествования о некотором путешествии (приключении) героя, которому предстоит познать себя и мир, выйти за рамки обыденного. В процессе такого движения он переживает счастье и печаль, вступает в борьбу и получает уроки. Это движение от неведения и тьмы к свету и мудрости.

Далее, за демонами и богами, символизирующими силы природы и человеческую энергию, возникают Высшие Боги, и, наконец, концепт единого высшего существа — Бога, как высшей и абсолютной реальности, выходящей за рамки любых физических проявлений и вербальных дефиниций. «Бог есть метафора для тайны, выходящей за пределы всех человеческих категорий мышления… Все зависит от того, насколько человек склонен думать об этом, приносит ли это ему какое-либо благо, дает ли прикоснуться к тому таинственному, что составляет основу человеческого бытия» (Кэмпбелл Д., цит. по Эшби М.К., 1998, с.29).

 

О парадигме, объяснительных принципах, Фрейде и Платоне

Современные научные исследования выполняются в рамках определенной «парадигмы» — некоторого выбора широко признанных научных достижений, которые в… Важным элементом парадигмы является объяснительный принцип. Все множество… Естественнонаучный объектоцентризм — рассматривает филогенез человека как часть естественно-исторического процесса. В…

Развитие понятия «самоактуализация» в психологии

 

Идейные предшественники и противники: Бихевиоризм и Фрейдизм

Бихевиоризм в контексте американского прагматизма

С.Рубинштейн отмечает (1997 – II), что хотя бихевиористами числились более половины американских психологов, само понятие «бихевиоризм» уже к 1923… Мир, в своем бесконечном разнообразии, лишь частицами поступает в сознание… Ч.Толмэн исходит из теоретико-познавательной предпосылки, что «низшие животные и люди познают мир только в целях…

Психоанализ: американская версия. Взаимоотношения с бихевиоризмом

Ф.Александер и Ш.Селесник отмечают (1995), что развитие психоаналитического движения в США связано с окончанием Первой мировой войны. Большинство… В целом американская психоаналитическая ассоциация стремилась к централизации,… А.Брилл, в духе американского прагматизма, не вел непримиримой борьбы с такими «отступниками психоанализа» как К.Юнг,…

Первый взгляд на самоактуализацию

 

К.Гольдштейн. Предтеча и его теория. К.Хорни и самоанализ

К.Гольдштейн во время Первой мировой войны руководил госпиталем для солдат с черепно-мозговыми травмами. После войны он создал институт по изучению… Главные особенности организмической теории, ее постулаты заключаются в… 1. Организм всегда ведет себя как единое целое, а не как собрание разнородных частей.

Самоактуализация по А.Маслоу

 

«Нам некуда больше бежать,

кроме как внутрь самих себя, в самость,

как средоточие нравственных ценностей»

(Маслоу, 1997, с.34)

 

Краткие биографические сведения

Абрахам Маслоу родился 1.04.1908 года в Нью-Йорке в семье эмигрировавших из Киева русских евреев. Абрахам был старшим из семи детей. Отношения с… Из приведенных биографических данных видно, что: 1) Маслоу никогда не был счастливым ребенком и поэтому не мог написать «психологию здорового и счастливого ребенка»,…

Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ

Итак, самоактуализация (the self-actualization) —термин, производный от первого корня «self» и второго корня «act». «Оксфордский словарь… 1) the self — person’s nature, special qualities; one’s own personality: my… 2) act — to something; action-process of doing things; actuality — actual existence, reality происходит от латинского…

Развитие, рост, эволюция и инволюция

Развитие (Ван Геерт, 1995) определяют исходя из семантики слова «develop» (в значении «unfold» — развиваться, развертываться). В качестве метафоры,… 1) обучение — это скорее некоторое психическое приобретение, имеет оттенок… развитие — скорее процесс трансформации, преобразования;

Современная наука о развитии

Развитие, как часть реальности, действительности, рассматривается не только психологией, но и другими науками. С точки зрения системного подхода… …физический — химический — биологический — физиологический — психический… Веками наука пыталась пробиться к материальной первооснове и в ней найти исходную «первоструктуру», которая должна…

Самость (the self, selbst); самоактуализация, самореализация

«Уже в самом понятии «самоактуализация» заключается утверждение, что есть некая «самость», подлежащая актуализации» (Маслоу, 1997, с.57). Никто из физиков никогда не видел непосредственно ни атом, ни, тем более,… Далее приведены сведения, касающиеся представлений о самости. У.Джеймс считал самостью «то постоянство личности,…

В психоаналитическом направлении

А.Адлер считал не совсем корректным даже вопрос о «Я». Адлер состоял в переписке с основателем философской школы «холизма» Яном Смитсом, который… Безусловно «творческое Я» в индивидуальной психологии не является ни… К.Юнг рассматривал «самость» как архетип. Архетип — это, с одной стороны, первичный образ, комплекс, существующий в…

Самоактуализация в контексте теории Маслоу

Гуманистическая психология исходит из представления о том, что «исследования психотерапевтического процесса в течении последних 50-и лет позволяют с… Во-первых, теория должна быть интеллектуально пригодной, связной, логичной и… Во-вторых, она должна быть эмоционально приемлемой, — она должна побуждать нас думать и действовать…

Самоактуализация и свободное воспитание. Проблема принуждения

В предшествующем параграфе была отмечена мысль Маслоу о необходимости воспитания ребенка без принуждения и любви без вмешательства. Пора проследить…    

Самоактуализация в контексте гуманистической психологии и контр-культуры

Д.Леонтьев (1997 – II) отмечает, что американская «гуманистическая психология» сложилась в 50-60 гг. в связи «с бурным ростом культа личной свободы… В.Каган (1997) проводит разграничение между «гуманистической» и «гуманитарной»… Д.Леонтьев (1997 — I) отмечает, что путь образования научной платформы гуманистической психологии «не типичен для…

Самоактуализация через призму индивидуальной, аналитической и экзистенциальной психологии

 

Индивидуальная психология А.Адлера и теория самоактуализации А.Маслоу

Чувства неполноценности сами по себе не являются ненормальными. Они — причина всех улучшений

Аналитическая психология К.Юнга. Индивидуация и самоактуализация

Аналитическая психология рассматривает душевную жизнь, как содержащую сознательное, индивидуальное и коллективное бессознательное. Личное… Понимаемая таким образом личность это идеал, указатель пути, но не цель.… Юнг считает развитие личности делом не слишком высоко оцениваемом в социуме, поэтому ощущение предназначения…

Теория самоактуализации в экзистенциальной перспективе

Экзистенциальная психология исследует конфликты, обусловленные столкновением человека данностями существования. Эти конфликты осознаются путем… Формальное начало экзистенциального направления связано с С.Кьеркегором и… Реализуя установку на «затруднение» жизни, экзистенциальные психологи подводят человека к конечным данностям бытия,…

Трансцендирование самоактуализации. А.Маслоу и трансперсональная перспектива в психологии

В предшествующих разделах настоящей работы были выделены несколько этапов развития представлений о самоактуализации А.Маслоу. На первом этапе («Мотивация и личность») под самоактуализацией имелось в виду… На втором этапе, в «Психологии бытия» делается попытка «прорыва» за пределы социально обусловленных норм,…

Вместо заключения. Выводы

 

«Вместо заключения» — такой подзаголовок имеет последняя глава «Основ теоретической психологии» А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, акцентирующая внимание на том, что область психологии «обречена» на то, чтобы всегда находиться в процессе развития и становления. Это «особая отрасль психологии, отличная от других ее отраслей и вместе с тем служащая тем стволом, ответвлениями которого они являются. Оставаясь застывшим, это дерево неизбежно утратило бы свои жизненные соки» (Петровский А., Ярошевский М., 1998, с.522).

Понятия относятся к понятийно-категориальному аппарату, служащим в качестве ведущего элемента каркаса современной науки. Понятия — это «сложно организованный инструмент исследовательского труда. Он существует только тогда, когда работает, давая новое знание о психической реальности» (там же, с.523). Содержание понятий претерпевает эволюцию вместе с развитием науки, приобретением нового знания, их овладением новыми поколениями ищущих истину.

Не смотря на желание «продолжить и углýбить» пора изложить выводы и промежуточные заключения по тем задачам, которые автор поставил перед собой во введении.

Решение задач №№ 1—3 достаточно подробно и полно освещено в основном тексте работы и выводах, помещенных в заключении каждого параграфа, поэтому повторному воспроизведению этих выводов автор предпочитает попытку обобщенной оценки теории самоактуализации и понятия «самоактуализация» в контексте этой теории.

1. По отношению к теории самоактуализации в содержательном плане было установлено:

1.1. Проблема самоактуализации существует объективно и проявляется в форме неудовлетворенности субъекта своим бытием, что побуждает такого субъекта к попыткам решать эту проблему для себя, в своей личной жизни, а затем «подсказывать» другим пути её решения путем создания «теории самоактуализации» (К.Гольдштейн, А.Маслоу).

1.2. Теории самоактуализации созданы на основе экспериентальной парадигмы в методологии; имеют в основе «органическое мировоззрение»; опираются, хотя и в неявном виде, на субъектоцентрические объяснительные концепции.

1.3. Критика теории самоактуализации показала, что она лишь отчасти ведет себя как «научная теория»: происходит переформулирование проблем, продуцируются новые гипотезы, создаются новые версии теорий и даже новые направления в психологии (трансперсональные). Однако в то же время некоторые элементы теории не укладываются в «научный» статус и могут быть сопоставлены с мифическими и религиозными теориями.

1.4. Теория самоактуализации не содержит в себе в истинном виде решения проблемы самоактуализации. Эта теория скорее проблематизирует жизнь субъекта, ставя перед ним вопрос, а является ли он самоактуализирующейся личностью. Это сближает теорию самоактуализации с экзистенциальным подходом.

1.5. Гуманистическая психотерапия, основанная на теории самоактуализации, ставит интересы клиента выше, чем интересы теории в отличие от психоанализа, где «благотворным побочным эффектом психоаналитического лечения может стать исцеление, но аналитик всячески хранит себя от злоупотребления желанием исцелить… если какое-либо новшество этим желанием мотивируется, то он озабоченно задает себе — а порой и выносит на обсуждение коллег вопрос: не выходит ли он при этом за границы психоанализа?» (Лакан Ж., 1997, с.16).

1.6. Теория самоактуализации основывается на гештальт-психологии и рассматривает самость как гештальт, формирующийся в поле опыта (К.Роджерс). Согласно гештальт-теории все элементы гештальта должны быть в поле опыта (зрения) субъекта. Теория самоактуализации поставляет субъекту необходимость для формирования «идеальной самости» компоненты, усиливает его возможности по формированию гештальта и усиливает его мотивацию к деятельности, целенаправленным усилиям по самоактуализации. Субъект формирует свой гештальт — идеальную самость самостоятельно, путем инсайта, проходя через пиковые переживания, — поэтому тщательная отделка теории не требуется. Из точки формирования идеальной самости начинается реальный личный рост, который не имеет ясно выраженных границ, хотя А.Маслоу и пытается описательным, катафотическим методом обозначить рубежи роста через теории X, Y, Z (см. Приложение № 2). Важным является вклад в теорию В.Франкла, который отметил, что смысл не является простым выражением самости, иначе он утратил бы мотивирующий характер.

1.7. Самоактуализация как процесс не имеет ясно выраженных ограничений. Самоактуализация как цель всегда носит промежуточный характер и на определенном этапе трансцендируется.

Перефразируя Чждан цзы можно сказать:

Сеть используют для ловли зайца,

когда заяц пойман — сеть отбрасывают.

Слова используют для передачи смысла,

Когда смысл понят — слова отбрасывают.

Теорию самоактуализации используют для того,

чтобы субъект смог построить свою идеальную

самость и двинуться к ней,

когда это сделано — теорию отбрасывают.

(вольный перевод автора)

2. По отношению к понятию «самоактуализация» выяснено:

2.1 Самоактуализация — это понятие, реферирующее реальность, действительность. Фундаментальным свойством действительности являются изменчивость, перемены. Понятие «самоактуализация» связано с попыткой классифицировать перемены. Перемены условно делятся на 1) связанные с активностью живых существ; 2) перемены, в которых такая связь не обнаруживается. Понятие «самоактуализация» связано с теми переменами, которые вызваны активностью живых существ.

2.2 Понятие «самоактуализация» говорит о наличии «самости», которая нуждается в «актуализации». Понятие «самость» относится к тому виду живых существ, которые выделяют себя из реальности с помощью рефлексивного мышления. Самость — это центр, источник активности, деятельности Человека. Это источник сознательной, целеустремленной активности человека. Источники активности можно обнаружить в клетке, системе органов, в мире растений и животных, где активность осуществляется в формах, определенных наследственно-видовыми факторами и носит адаптивный, гомеостатический характер и не связана с рефлексивным мышлением. В этом аспекте самоактуализация тесно связана с самоопределением.

2.3 Понятие «самоактуализация» связано с сознательной целенаправленной деятельностью человека. Цель самоактуализации — самоактуализированная личность, наиболее полное развитие способностей, психологический рост. Цель достигается в социально ориентированной деятельности, связанной с получением материально-вещественных, социально значимых результатов. Феномен «людей-маугли» показывает, что самость — это скорее «картина «Я» субъекта в соотношении с его «картиной мира», чем геном или набор наследственно обусловленных задатков, способностей.

2.4 Психологическое развитие и рост являются скорее результатами самоактуализированной деятельности человека, чем синонимами понятия самоактуализация. Самоактуализационная деятельность является необходимым условием психического роста и развития. При этом развитие скорее связано с наиболее поным использованием имеющегося потенциала, а рост связан с формированием новых, прямо не обусловленных способностей.

2.5 Самоактуализационная деятельность — элемент жизни человека, требующий сознательной, целенаправленной активности, и поэтому не может связываться с ранними этапами жизни. Это удел «зрелого человека». Трудно определить, в какой степени самоактуализация связана с физическим здоровьем. Очевидно, что есть конкретные заболевания и их фазы, а также определенные возраста, когда трудно или невозможно уже говорить о самоактуализации. Но во многих случаях, особенно описанных А.Адлером, физические недостатки и болезни не только не мешают, но, наоборот, способствуют самоактуализационной деятельности.

2.6 Человек всегда находится в определенной жизненной ситуации. Ситуация содержит проблемы и конфликт, самоактуализация — это не уход, избегание проблем и конфликтов, а поиск таких решений, которые разрешают проблемы и конфликты оптимальным способом, приводят к развитию, росту. Основное внутренне противоречие самоактуализации заключается в том, что процесс самоактуализации происходит всегда в ситуации, в которую вовлечены «Другие». Ситуация скрепляется, определяется статическими элементами «участвующих», это «зона большей стабильности» в море перемен. Деятельность, направленная на самоактуализацию приводит к дестабилизации, разрушению раньше сформировавшейся ситуации и может быть воспринята как «угроза» другими участниками ситуации. Другой аспект этой проблемы заключается в том, что «разрешение» конфликта — это динамический процесс, и в этом качестве в нем можно выделить «эгоистические» элементы: когда самоактуализирующийся человек скорее получает, забирает у других опыт, знание, навыки и использует все это в своих интересах. Рассматриваемая в узких временных рамках самоактуализация может определяться как «эгоистическая». Именно здесь возникает проблема трансцендирования самоактуализации.

2.7 Трансцендирование самоактуализации — это «выход за обусловленные пределы» и проявляется не в разрушении, деструкции «самости» как центра активности, а, скорее, в изменении направления деятельности, её целей и объектов. Изменения в себе, своей «самости» на этом этапе становятся побочными продуктами, результатами деятельности, направленной на изменения в пользу развития и роста групп (семья, социальная группа), общечеловеческой ситуации. Цель деятельности имеет надличностный смысл, внутренние процессы скорее описываются в терминах «самореализация».

2.8 Одним из результатов самоактуализационной деятельности могут быть «пиковые переживания». При «правильном» подходе к самоактуализации они могут служить одним из критериев если не достижения глобальной цели, то, по крайней мере могут свидетельствовать о достижении промежуточных целей. Опасной представляется попытка рассматривать «пиковые переживания» не как один из побочных продуктов самоактуализации, а как самостоятельную цель. На многих примерах в данной работе показано, что это неизбежно приводит к идеям пассивности, созерцательности и «трансперсональным иллюзиям», что, в конечном итоге приводит к установкам на регресс, инволюцию.

Итак, мы можем определить самоактуализацию как деятельность. Это специфически человеческая, осознанная и целенаправленная деятельность. Особенности этой деятельности заключаются в том, что:

1) объект, на который направлена деятельность и субъект этой деятельности совпадают (действие направлено на самого себя);

2) эта деятельность сопровождается конкретными, описуемыми результатами в реальности и изменениями в субъекте деятельности, попадающими под определение «развитие», «рост»;

3) хотя эта деятельность и выглядит самодостаточной, основанной исключительно на внутреннем потенциале, «самости» — достижение требуемых изменений в реальности и себе не может быть достигнуть вне «ситуации», без опосредования «Другими»;

4) хотя в этой деятельности человек использует свои задатки и способности, тесно связанные с наследственными факторами, социальные и средовые факторы определяют результаты этой деятельности в большей степени, чем наследственные;

5) эта деятельность предполагает самотрансцендирование: ни одна из целей не может считаться окончательной, конечной. Трансцендирование не предполагает разрушения «самости» как центра активности, а расширение целей деятельности, включение «надличностных» целей. При этом самореализация (как изменения на внутреннем плане) становится «побочным продуктом» самоактуализационной деятельности.

Главное отличие самоактуализации от аналогичных понятий заключается в том, что во всех психодинамических теориях, известных автору, развитию и росту предшествует некоторый глубокий кризис, переломный момент, связанный с глубокими переживаниями, которые могут носить невротический характер. Именно так описываются «комплекс неполноценности» у Адлера, «эдипов комплекс» у Фрейда, переживания «заброшенности», «неподлинности бытия», «вины» и т.п. в экзистенциальной психологии. Проблемы «бессмысленности» и столкновение со смертью вызывают глубочайшие переживания и потребности в «спасении» во всех мировых религиях.

Самоактуализацционная деятельность не предусматривает такого «предварительного условия» и может осуществляться как при наличии таких конфликтов (в форме продуктивного их разрешения), так и в отсутствие.

Ответ на четвертую задачу прямо вытекает из вышеизложенного и заключается в том, что самоактуализация — это прежде всего деятельность, но это специфический вид деятельности, для определения места которого двухмерная сетка категориального каркаса, разработанного А.В.Петровским и М.Г.Ярошевским должна быть дополнена третьим измерением не только по отношению к категории «деятельность», но и по отношению к смежным категориям. Такого рода задача требует объемных изысканий по отношению к «смежным» категориям и понятиям и организации соответствующей дискуссии.

 


Приложение № 1

Уровни развития организация в соотнесении с другими иерархическими переменными

  I. Автократический II. Опекающий (административно-хозяйственный) III. Поддерживающий (мотивационный) IV.…   I. Автократический II. Опекающий…   I. Автократический II. Опекающий (административно-хозяйственный) III.…

Литература

 

1. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. СПб., 1998.

2. Аббаньяно Н. Мудрость философии. СПб., 1998.

3. Августин А. Исповедь. М., 1997.

4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Р-н-Д., 1998.

5. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

6. Албертс Б., Брей Д. и др. Молекулярная биология клетки. В 3-х т. М., 1994.

7. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. М., 1995.

8. Александров А. Современная психотерапия. СПб., 1997.

9. Аристотель. Метафизика. Ростов-на-Дону, 1999.

10. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М., 1996.

11. Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.

12. Бахтин М.Н. Бахтин как философ. / Ред. Гуревич П. М., 1992.

13. Бердяев Н. Истина и откровение. СПб., 1996.

14. Бердяев Н. Смысл творчества. М., 1989.

15. Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб., 1999.

16. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

17. Бхагаватгита. М., 1994.

18. Василькова В. Синергетика. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999.

19. Введение в буддизм / Редактор-составитель В.Рудой. Спб., 1999.

20. Введенский А. Условие позволительности веры в смысл жизни // Смысл жизни в русской философии. СПб., 1995.

21. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

22. Великие мыслители Востока. / Под ред. Я.Мак-Грила. М., 1998.

23. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

24. Гейзенберг В. Шаги за горизонты. М., 1997.

25. Гессен С. Основы педагогики. М., 1995.

26. Гриншпун И. Введение в психологию. М., 1996.

27. Гуревич П. Философская антропология. М., 1997.

28. Данилова Н. Психофизиология. М., 1998.

29. Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.

30. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

31. Дубнищева Т. Концепции современного естествознания. Нс., 1997.

32. Дхаммапада. М., 1960.

33. Дюмулен Г. История Дзен-Буддизма. СПб., 1994.

34. Ждан А.Н. История психологии. М., 1997.

35. Жизнь Будды. Нс., 1994.

36. Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1989.

37. История современной зарубежной философии: компартивистский подход. СПб., 1997.

38. Каган В. Психология и психотерапия // Психология с человеческим лицом. М., 1997. С.111–124.

39. Каннабих Ю. История психиатрии. М., 1994.

40. Капро Ф. Уроки мудрости. К., 1996.

41. Кон И. Вкус запретного плода. М., 1999.

42. Конфликтология / Под ред. А.Кармина. СПб., 1999.

43. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

44. Кравцова М. История культуры Китая. СПб., 1999.

45. Кузнецов В.Н. Жан Поль Сартр и экзистенциализм. М., 1969.

46. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. В 2-х т. М., 1997.

47. Лакан Ж. Инстанция буквы. М., 1996.

48. Леонтьев А. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М., 1983.

49. Леонтьев Д. Гуманистическая психология как социокультурное явление // Психология с человеческим лицом. М., 1997. — Леонтьев (1997 — I).

50. Леонтьев Д. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопросы психологии. 1987. № 3. С.150–158.

51. Леонтьев Д. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом. М., 1997. — Леонтьев (1997 — II).

52. Леонтьев Д. Что такое экзистенциальная психология // Психология с человеческим лицом. М., 1997. — Леонтьев (1997 — III).

53. Лосский Н. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999.

54. Льюис Д. Античная философия. Мн., 1997.

55. Любак А. Драма атеистического гуманизма. М., 1997.

56. Малерб М. Религии человечества. М., 1997.

57. Мамардашвили М. Беседы о мышлении. М., 1991.

58. Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. Челябинск, 1999.

59. Марютина Т., Ермолаев О. Введение в психофизиологию. М., 1997.

60. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.

61. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.

62. Маслоу А. Психология бытия. М., 1996.

63. Моисеев Н. Расставание с простотой. М., 1998.

64. Мэй Р. Любовь и воля. М., 1997.

65. Ортега-и-Гассет. Веласкес. Гойя. М., 1997.

66. Основы психофизиологии. / Отв. ред. Ю.Александров. М., 1997.

67. Островская Е., Рудой В. Реконструкция системы // Классическая йога. М., 1992.

68. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М., 1996.

69. Петренко В. Основы психосемантики. М., 1997.

70. Петровский А., Ярошевский М. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1996.

71. Петровский А., Ярошевский М. Основы теоретической психологии. М., 1998.

72. Петровский В. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.

73. Психологический словарь. / Под ред. В.П.Зинченко. М., 1997.

74. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.

75. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997.

76. Пути за пределы «эго». Трансперсональная перспектива. М., 1996.

77. Равич-Щербо И., Марютина Т., Григоренко Е. Психогенетика. М., 1999.

78. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х т. СПб., 1993.

79. Ранк О. Миф о рождении героя. М., 1997.

80. Рассел Б. История западной философии. Нс., 1997.

81. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. Р-н-Д., 1999.

82. Роджерс К.Клиенто-центрированная терапия. М., 1997.

83. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Нс., 1997.

84. Рубинштейн С. Бытие и сознание. М., 1997 (Рубинштейн 1997—II).

85. Рубинштейн С. Основы общей психологии. СПб., 1999.

86. Рубинштейн С. Человек и мир. М., 1997 (Рубинштейн 1997—I).

87. Рудой В. Истоки идеологии индо-буддийской традиции. СПб., 1993.

88. Руткевич А.М. Психоанализ. М., 1997.

89. Самуэлс Э. Курс юнгинианского психоанализа. М., 1997.

90. Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм? // Сумерки богов. М., 1989. С.319–344.

91. Синергетика и методы науки. / Под ред. М.Басина. СПб., 1998.

92. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. Минск, 1998.

93. Соколов Э. Введение в психоанализ. СПб., 1999.

94. Соловьев В. Философский словарь. Ростов-на-Дону, 1996.

95. Судзуки Д. Лекции о Дзен-Буддизме // Дзен-Буддизм и психоанализ. М., 1997.

96. Судзуки Д. Основы Дзен-Буддизма // Дзен-Буддизм. Бишкек, 1993.

97. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.

98. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара, 1996.

99. Тер Лаак Я. Психодиагностика: проблема содержания и методов. М., 1996.

100. Тихонравов Ю. Религии мира. М., 1996.

101. Тихонравов Ю. Экзистенциальная психология. М., 1998.

102. Торчинов Е. Даосизм. СПб., 1999.

103. Торчинов Е. Религии мира. СПб., 1997.

104. Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998.

105. Уилбер К. Никаких границ. М., 1998.

106. Уоттс А. Психотерапия. Восток и Запад. М., 1997.

107. Упанишады. В 3-х кн. М., 1992.

108. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Нс., 1995.

109. Федотов В. Библейская мораль и культурные традиции древнего средиземноморья. М., 1999.

110. Философия и методология науки. Ред. Купцов В.И. М., 1996.

111. Франкл В. Доктор и душа. СПб., 1997.

112. Фромм Э. Психоанализ и Дзен-Буддизме // Дзен-Буддизм и психоанализ. М., 1997.

113. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989.

114. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

115. Фэйдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М., 1996.

116. Фэн-Ю-Лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998.

117. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

118. Хайдеггер М. Метафизика. Спб., 1999.

119. Хесс Р. 25 ключевых книг по философии. Челябинск, 1999.

120. Холл К., Гарднер Л. Теория личности. М., 1997.

121. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

122. Чудновский В. Смысл жизни и судьбы. М., 1997.

123. Шкуратов В. Историческая психология. М., 1997.

124. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 1998.

125. Шуцкой Ю. Китайская классическая книга перемен. // Конфуций. Уроки мысли. М., 1998.

126. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Спб., 1998.

127. Элиаде М. Азиатская алхимия. М., 1998.

128. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб., 1998.

129. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

130. Элиаде М. Священные тексты народов мира. М., 1998.

131. Эткинд А. Эрос невозможного. СПб., 1994.

132. Эшби М. Воскресение Осириса. Киев, 1998.

133. Юнг К. Архетип и символ. М., 1992.

134. Юнг К. Дух и жизнь. М., 1996.

135. Юнг К. Практика психотерапии. СПб., 1998.

136. Юнг К. Предисловие // Дзен-Буддизм. Бишкек, 1993.

137. Юнг К. Психологический комментарий к тибетской книге мертвых // Тибетская книга мертвых. СПб., 1994.

138. Юнг К. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.

139. Юнг К. Человек и его символы. СПб., 1996.

140. Якоби И. Психологическое учение К.Юнга. М., 1996.

141. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.

142. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1996.

– Конец работы –

Используемые теги: Понятие, самоактуализация, психологии0.06

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОНЯТИЕ «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ» В ПСИХОЛОГИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы. Современные представ­ления о предмете соци­альной психологии. Задачи социальной психологии и проблемы общества
Введение... Глава Дискуссия о предмете социальной психологии в е годы Глава Современные представ ления о предмете соци альной психологии...

Лекция 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика. История развития педагогической психологии в России и за рубежом
План... Предмет и задачи педагогической психологии Психология и педагогика... История развития педагогической психологии в России и за рубежом...

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Предмет психологии. 1.3. Принципы, задачи, области психологии
Цель получить теоретические знания по теме иметь представление о процедуре и... Ход занятия...

Предмет возрастной психологии. Задачи и методы возрастной психологии
Раннее младенчество От рождения до года Позднее младенчество От года до лет Раннее детство Около... Кризисы психического развития...

Понятие правоотношения. Понятие, виды
И эта значимость не случайна, она вытекает из самой сущности правового регулирования общественных отношений.Несмотря на то, что каждая отрасль… Право особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В… Их участники наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями. Эти отношения становятся…

Вопрос 1. Гражданское право как отрасль права: понятие, предмет, метод Понятие гражданского права
Понятие гражданского права... Предмет гражданского... И система гражданского права как отрасли права...

Для студентов и аспирантов, специализирующихся по медицинской психологии, и психологов, работающих в практическом здравоохранении.
На сайте allrefs.net читайте: Для студентов и аспирантов, специализирующихся по медицинской психологии, и психологов, работающих в практическом здравоохранении....

Понятие рабочее время и его виды. Виды продолжительности рабочего времени. Понятие над урочных работ. Гарантийные и компенсационные выплаты
Понятие над урочных работ.Рабочее время – это установленный законодательством отрезок календарного времени, в течение, которого работник в… Виды рабочего времени различаются по его продолжительности. Статья 50 Норма… Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение рабочего года в свободное от учебы время, не может…

Понятие вещи. Права на вещи. I Юридическое понятие вещи
На сайте allrefs.net читайте: Понятие вещи. Права на вещи. I Юридическое понятие вещи.

Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии
Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и… В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние… Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. Психология как наука обладает…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам