рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ У Семилетнего Саши К. В Рисунке Семьи Представлена Сплоченная Группа, Состоящ...

У семилетнего Саши К. в рисунке семьи представлена сплоченная группа, состоящая из бабушки,

мамы и папы, а он сам нарисован в стороне, резко уменьшенного размера (рис. 153). Особенно мала голова, размер которой в наибольшей мере отражает степень значимости персонажа. Саша, по-видимому, оценивает себя как мало значимого члена семьи. Это подтверждается и тем, что он нарисовал себя последним. При изображении себя и особенно отца проявилась ярко выраженная эмоциональная нагрузка (фигуры заштрихованы с сильным нажимом). При изображении мамы и бабушки нагрузка выражена значительно меньше.

У папы не нарисованы кисти рук, что сигнализирует об отсутствии или недостаточности содержательного общения с Сашей. Исходя из того, что мальчик изобразил его ближе всех к себе и с самой крупной головой, можно предположить, что отец для него – очень значимая фигура. Возможно, напряженное отношение к нему вызвано именно недостаточностью общения.

 

Сопоставление рисунка семьи с рисунком человека (рис. 154) показывает, что последний выполнен более тщательно и не содержит признаков эмоциональной нагрузки. Из специфических особенностей рисунка человека следует отметить отклонение от вертикали, увеличенный размер и непопадание линий в нужную точку. Эти признаки позволяют предположить наличие импульсивности, связанной с органическим поражением мозга. Пустые глаза (без радужки и зрачков) – признак возможной аутизации. На рисунке семьи этот признак еще более выражен, поскольку глаза изображены намного крупнее, чем на рисунке человека. .

 

В рисунке семьи животных прослеживаются те же закономерности, что и в рисунке своей семьи. Родители образуют тесную пару, расположенную несколько в стороне от ребенка (рис. 155). При изображении папы-коня проявилась сильная эмоциональная нагрузка (голова зачернена). Следовательно, отмеченные особенности не случайны.

 

Родители жалуются на то, что Саша неорганизован, высоко конфликтен, бывает агрессивным (иногда бросает в людей какие-либо предметы – впрочем, нетяжелые). У мальчика нет друзей, отношения как со сверстниками, так и со взрослыми складываются плохо. Эти проблемы могут отчасти объясняться индивидуально-психологическими особенностями Саши, проявившимися в рисунке человека. Однако они, безусловно, обострены напряженным отношением к отцу и Сашиным общим неблагоприятным самоощущением в семье.

Специфичные особенности семьи животных, нарисованной четырнадцатилетней Юлей А. (рис. 156), – это большое число персонажей (семь), отсутствие детей и выбор эмоционально неприятных животных (змея, червяк, скорпион). Особенно выразителен ее комментарий к изображению бабушки: «Бабушка-летучая мышь. Сосет кровь. Вампир».

Реально девочка живет с родителями, бабушкой и младшим братом. Включение в рисунок дополнительных членов семьи говорит о том, что у девочки отсутствует ощущение своей семьи как естественной устойчивой единицы. Выбор эмоционально отрицательных животных – свидетельство откровенно враждебного, а подчас и презрительного (папа-червяк) отношения Юли к родственникам.

 

Данные психологического обследования в целом демонстрируют картину остро проходящего подросткового кризиса. Его течение осложнено неправильными действиями мамы и бабушки, пытающихся чрезмерно контролировать и реглагментироватъ поведение Юли, определять выбор ею подруг и т.п. В итоге в семье возник устойчивый конфликт. Негативное отношение девочки к семейной ситуации привело к попыткам уйти из семьи, которые символически отражаются в отсутствии детей на рисунке семьи животных.

На рисунке семьи животных одиннадцатилетнего Толи И. изображены очень чинные и благопристойные папа-лев и мама-слониха. Им противопоставлены дети, нарисованные в подчеркнуто свободных и даже развязных позах: сын-заяц и дочь-свинья (рис. 157).

По поводу сына-зайца Толя сообщил, что он – «что-то вроде наркомана» (на рисунке он изображен со шприцем в руке). В реальной Толиной семье двое детей: сам Толя и его старший брат пятнадцати лет. На вопрос о том, кто из детей в изображенной им семье старший, мальчик указал на зайца. Это дает основания полагать, что именно в образе зайцаон отразил свое отношение к старшему брату, в то время как сам он изображен в образе дочери-свиньи (отношения старшинства в семье обычно более значимы, чем пол).

Дети изображены на рисунке в экстравертных позах, с руками, отставленными в стороны. Родители же, хотя и имеют человеческие лица, но лишены рук или каких-либо других признаков, символизирующих направленность на общение. Это позволяет предположить, что Толя испытывает в семье сильный дефицит общения.

Антисоциальная тематика – упоминание о наркомании – говорит о серьезных проблемах социализации. Не исключено, что старший брат Толи действительно употребляет наркотики, хотя родители этого не подтверждают. Если в рисунке все же отражена реальность, то это не отменяет вывода о нарушениях Толиной социализации. Социализированный вариант поведения в данном случае демонстрируют родители, которые отрицают наличие этой проблемы независимо от реального положения дел.

 

Серьезное неблагополучие, проявившееся в рисунке семьи животных, отнюдь не было очевидным по сделанному Толей рисунку человека (рис. 158). В целом рисунок производит благоприятное впечатление. В нем представлена поза отказа от общения (руки в карманах), имеются проявления повышенной тревожности и некоторой ригидности (избыточное количество одинаковых пуговиц), однако признаки сколько-нибудь выраженной психологической нагрузки отсутствуют. По-видимому, семейная сфера является для Толи особо нагрузочной, что и привело к тому, что отклонения проявились именно в рисунке на тему семьи.

Жалобы, с которыми обратились к психологу родители Толи, весьма серьезны. Поведение мальчика в школе дезорганизовано. По решению медико-психолого-педагогической комиссии он направлен в школу для детей с нарушениями поведения. Трудности, относящиеся к семейной сфере, отразились в рассказе родителей лишь косвенно: они жалуются на Толину инфантильность, на то, что он слишком любит «ласкаться». Подобная жалоба полностью соответствует Толи-ным ощущениям недостатка контакта с родителями и отсутствия эмоционального тепла, проявившимся в рисунке семьи животных.

Родителям Толи была рекомендована семейная психотерапия, однако они не смогли (или не захотели) последовать этой рекомендации. Вскоре после описанного визита они переехали в другой город, где Толя в течение почти двух лет посещал массовую школу. К концу этого периода педагоги, как и в прошлой школе, стали настаивать на переводе мальчика в школу для детей с нарушениями поведения. Родители повторно обратились за консультацией.

 

Психологическое обследование показало, что динамика Толиного состояния за истекший период неблагоприятна. В частности, это можно заметить, сравнивая рисунки человека, сделанные во время первого и второго визитов, то есть в предпод-ростковом и затем в подростковом возрасте. Основное изменение состоит в появлении симптоматики остро протекающего подросткового кризиса (рис. 159).

Впечатление, производимое рисунком, сделанным Толей в тринадцатилетнем возрасте, крайне неблагоприятно. На нем изображен персонаж с мрачно-злобным выражением лица. Поза интровертна; в то же время имеются выраженные признаки агрессии, как физической (сжатый кулак), так и вербальной (оскаленные зубы). Рисунок профильный, что типично при подростковом негативизме. Гораздо сильнее, чем в прошлый раз, выражены признаки тревоги.

 

Отражение особо острого внутрисемейного конфликта можно видеть на динамическом рисунке семьи одиннадцатилетнего Кирилла 3. (рис. 160).

В рассмотренных ранее рисунках если и не присутствовало общение между членами семьи, то хотя бы кто-либо один из них выполнял некую семейную функцию. Как правило, это была мама, готовящая обед.

В рисунке Кирилла семейная тематика отсутствует вовсе. Каждый из персонажей занят своим делом, никак не связанным с остальными. Наиболее выразительный элемент рисунка – это дверь туалета, за которой мальчик поместил себя. Незадолго до визита к психологу Кирилл был надолго заперт родителями в туалете в наказание за грубо агрессивное поведение в школе. На рисунке ситуация переосмыслена. На двери туалета висит табличка: «Не входить. Я занят». Тем самым Кирилл демонстрирует, что он заперся сам, хотя в реальности его заперли родители. Сцену, изображенную на рисунке, можно проинтерпретировать как встречный отказ мальчика от каких-либо контактов с родителями. Он подчеркнут дополнительными штрихами, отгораживающими дверь от окружающего пространства. Штрихи небрежны и сделаны с очень сильным нажимом, что говорит о высокой эмоциональной напряженности.

Родители изображены карикатурно. У отца огромный живот, на лице нарисованы прыщи (точки на лбу). У матери вместо ступней что-то вроде копыт, губы нарочито подчеркнуты, глаза пустые, поза нелепа. В этом выражается негативное отношение Кирилла, его протест против применяемых «педагогических» воздействий. Интересная деталь на двери – значок, которым принято маркировать мужской общественный туалет. В данном случае он, по-видимому, говорит о том, что отношение к матери более конфликтно, чем к отцу: ей вход запрещен окончательно и бесповоротно. О том же говорит ее отдаленность и обращенность исключительно на себя, в то время как отец направляется к двери, за которой предполагается мальчик.

В данной ситуации необходимы срочные меры по налаживанию нормального общения с ребенком. Если оно не будет восстановлено, то очень вероятны острейшие протес-тныереакции. Форма их выражения может оказаться еще более грубо агрессивной, чем в предыдущем случае, когда он нанес травму своему однокласснику.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ

На сайте allrefs.net читайте: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Венгер А.Л.
В29 Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.– 160с: ил. – (Психология для всех). По рисункам челов

ОЦЕНКА МЕТОДА
Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. При нарушениях в умственном

ПРОВЕДЕНИЕ РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ
Как уже указывалось, существует много разнообразных рекомендаций по проведению рисуночных тестов. Подчас они противоречат друг другу. Обычно можно найти как свои достоинства, так и недостатки в каж

НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ
Это одна из наиболее информативных рисуночных методик2. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет). Проведение тестиров

СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ
При обследовании взрослых людей этот тест часто оказывается более информативным, чем тесты «Рисунок семьи» и «Динамический рисунок семьи». Как и тест «Рисунок семьи», он доступен детям с четырехлет

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
  Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетне

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
  В период младшего школьного возраста при нормальном развитии изо

ОТ ПОДРОСТКОВОГО ДО ВЗРОСЛОГО ВОЗРАСТА
Для подросткового возраста типично пластическое изображение человеческой фигуры. В начале этого возрастного периода (12 – 14 лет) в рисунках чаще всего отсутствуют или слабо выражены признаки, хара

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Обзор возрастных особенностей рисунка человека отражает некоторую общую тенденцию, от которой возможны значительные индивидуальные отклонения, объясняющиеся индивидуальным опытом людей, уровнем их

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
Наиболее грубым нарушением умственного развития является умственная отсталость (олигофрения). Это общее отставание в интеллектуальном развитии, делающее невозможными овладение обычной школьн

НАРУШЕНИЕ ОБУЧАЕМОСТИ; ОРГАНИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ МОЗГА
Нарушение обучаемости (задержка психического развития) – значительно более легкое, но и намного более распространенное отклонение, чем умственная отсталость. Его основной признак – это локал

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние человека отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изо

РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА
Сила нажима на карандаш,характеризующая особенности психомоторного тонуса, – важный показатель уровня активности. Усиленный нажим(рис. 24) свидетельствует о повыше

ТРЕВОГА, ТРЕВОЖНОСТЬ, СТРАХИ
На рис. 26 ослаблен нажим на карандаш и минимизировано количество деталей, как и на рис. 25, хотя и не в такой степени. Это говорит о том, что у Ивана, как и у Екатерины, имеется астения. Однако бо

ДЕПРЕССИЯ, СНИЖЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ
Особенностями изображения на рис. 30 являются резко уменьшенный размер(уменьшенным можно считать изображение человека, занимающий по высоте менее 1/3 листа) и размещение ег

СФЕРА ОБЩЕНИЯ ИНТРОВЕРТНОСТЬ
Для оценки устойчивых личностных особенностей, в частности тех, которые определяют сферу общения, большее значение имеют не формальные показатели в рисунке человека, а содержательные, т.е. способ и

ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ
Подчеркнуто экстравертная поза – руки и ноги широко расставлены в стороны– представлена на рис. 34. Кисти рук нормального размера, детально проработаны (признак благополучия

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ
  Экстравертные тенденции представлены и в рис. 37. В нем ярко про

ОТКАЗ ОТ ОБЩЕНИЯ, ОТСТРАНЕННОСТЬ
Изображение на рис. 41, сделанное четырнадцатилетней девочкой, свидетельствует о ее инфантильности: в нем вовсе отсутствуют какие-либо признаки пола персонажа. Вместе с тем, подобная поза человека

СФЕРА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Определенные признаки рисунков отражают психологические качества, нарушающие нормальное построение социальных отношений человека. Это такие качества, как агрессивность, негативизм, асоциальность и

АГРЕССИВНОСТЬ
Преувеличенные, очень тщательно проработанные кисти рук (рис. 44) говорят о высокой, но недостаточно удовлетворенной потребности в общении. Кулак, столь большой, как на этом рисунке, – признак а

НЕГАТИВИЗМ
  Человек, нарисованный со спины (рис.47),часто с

АСОЦИАЛЬНОСТЬ
В рисунке человека асоциаль-ность проявляется, прежде всего, в невладении общепринятыми стандартами изображения(рис. 50). Сначала Берта, в нарушение инструкции, нарисовала не челов

АНТИСОЦИАЛЬНОСТЬ
На рис.52 изображен человек, курящий трубку под знаком «не курить», т.е. нарочито нарушающий правила.Изображение курящего человека даже без запрещающего знака рассматривается как п

ПОВЫШЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Некоторые признаки, свидетельствующие о повышенной значимости сексуальной сферы, уже рассматривались в связи с анализом рисунков человека. Это типичные для подростков подчеркивание п

ИЗБЕГАНИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ
Уход от тем, связанных с сексуальной сферой, проявляется в отсутствии изображения нижней половины тела человека или в изображении только лица. Обычно это относится к рисунку человека противоположно

ВЫРАЖЕННОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Одним из часто встречающихся признаков серьезного неблагополучия в сексуальной сфере служит проявление особо значительной эмоциональной нагрузки при изображении груди, бедер, генитальной области. Н

НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Для раннего подросткового возраста типичны рисунки, в которых отсутствуют признаки, определяющиепол персонажа.Они свидетельствуют о несформированности половой идентификации,

ПРИЗНАКИ ВОЗМОЖНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
Особо острые состояния (психотические) часто проявляются в множественности, спутанности и смешанности образовв рисунке. Обычны грубые искаженияформы и пропо

ТИПОЛОГИЯ НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ ЖИВОТНЫХ
Вряд ли возможно провести сколько-нибудь последовательную классификацию несуществующих животных. Однако есть несколько широко распространенных вариантов выполнения теста, с которыми полезно познако

ДЕПРЕССИЯ, СНИЖЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ
В рисунке несуществующего животного, как и в других рисуночных тестах (в частности, в рисунке человека), депрессивные тенденции часто проявляются в уменьшении размеров изображения, иногда –

ТРЕВОГА, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ
При повышенном уровне тревоги общие особенности рисунка несуществующего животного такие же, как и рисунка человека. Это множественные линии, стирание и исправление линий, специфическая штрих

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ
  В рисунке несуществующего животного главные признаки высокой

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РИГИДНОСТЬ
Основными проявлениями эмоциональной ригидности в тесте «Несуществующее животное», как и в тесте «Рисунок человека», служат избыточное количество деталей, повышенная аккуратность и тщательно

СФЕРА ОБЩЕНИЯ ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ
Экстравертность, т.е. направленность личности вовне, на контакты с другими людьми, проявляется в наличии у несуществующего животного разнообразных и подчас весьма многочисленных органов, обр

ИНТРОВЕРТНОСТЬ
  Если для экстравертов характерна направленность вовне, то для

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ
  Признаком демонстративности в рисунке несуществующего жив

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Частым проявлением сниженной конформности, недостаточной со-циализированности человека служит отклонение от общепринятого способа изображенияв рисунках, в целом соответствую

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ
  Наиболее полную информацию об уровне агрессивности обследуемого

ПОВЫШЕННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
  Один из наиболее распространенных признаков повышенной агрессивн

СКЛОННОСТЬ К ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ
В рисунке несуществующего животного склонность к вербальной агрессии, как и в рисунке человека, выражается в подчеркивании зубов. Как и общая агрессивность, она может скрываться при изображе

БОЯЗНЬ АГРЕССИИ И ЗАЩИТНАЯ АГРЕССИЯ
  Помимо уровня собственной агрессивности в рисунке несуществующег

НЕВРОТИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ
  Невротическая агрессия, как и защитная, представляет собо

РЕАКЦИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ НАГРУЗКУ
Стандартная инструкция («нарисуй несуществующее животное») эмоционально нейтральна. В дополнительных заданиях появляются темы, которые потенциально могут быть эмоционально нагрузочны. Предложение п

ПРИЗНАКИ ВОЗМОЖНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
Ниже указываются некоторые признаки, позволяющие заподозрить у обследуемого психическое заболевание. Ни один из них, взятый в отдельности, не может служить основанием для подобного предполож

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РИСУНКОВ НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ ЖИВОТНЫХ
Процедура комплексного анализа рисунков просто несуществующего животного, а также самого злого и страшного, самого счастливого и самого несчастного несуществующих животных разбирается на двух приме

ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В этой главе будут рассмотрены принципы интерпретации тестов «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи» и «Семья животных». При анализе результатов тестирования учитываются следующие показатели:

СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ
Если иерархические отношения обычно наиболее явно видны по обычному рисунку семьи или по тесту «Семья животных», то семейные роли (функции, выполняемые тем или иным членом семьи) наиболее четко про

БЛАГОПРИЯТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ
Признаком благоприятной семейной ситуации служит расположение членов семьи близко друг к другу, повернутыми лицом к зрителю или друг к другу. Важный показатель нормального внутрисемейного общени

СВЕРХТЕСНЫЕ КОНТАКТЫ
Одним из отклонений в построении семейных взаимоотношений является сверхтесный контакт между членами семьи. Иногда он доходит до степени симбиотической связи. Наиболее часто она возникает между реб

НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ
  Нарушение семейных контактов, их недостаточность или конфликтнос

АГРЕССИЯ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
На ироническом, подчеркнуто выразительном динамическом рисунке семьи пятнадцатилетнего Сергея К. (рис. 161) мама, как и на многих других рисунках, занята хозяйственной работой. Однако ее воинственн

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенный способ анализа рисуночных тестов можно охарактеризовать как последовательное выдвижение гипотез и их проверку. Общее впечатление от рисунка и его наиболее харатерные особенности служат

ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ! СВОДНЫЙ СПИСОК ТЕСТОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В списке приведены признаки, наиболее часто встречающиеся в рисуночных тестах. Разные варианты интерпретации отделены друг от друга точкой с

ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
НАЖИМ НА КАРАНДАШ – показатель психомоторного тонуса: • Слабый нажим,местами линия едва видна (25, 26, 33, 60, 76, 79, 110) – ас

ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ
• Штриховые линии(26, 29, 34 – 36, 40, 76) – тревожность как черта личности. • Множественные линии(22, 27, 29, 35, 36, 40, 59, 60, 71, 102, 103)

РАЗМЕР РИСУНКОВ
• Увеличенный размер:рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте, несуществующее животное – весь лист (22, 29, 51, 71, 72, 85, 96, 100, 101, 111, 144, 154) – тревога как со

РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ
• Смещен вверх,расположен в верхней половине листа, но не в углу (39, 44) – иногда повышение самооценки, возможно, компенсаторное; стремление к высоким достижениям.

ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТАЛИЗИРОВАННОСТЬ РИСУНКОВ
• Большое количество разнообразных деталей(39, 43, 48, 53, 61, 84) – демонстративность; живое воображение, творческая направленность. • Повышенная тщательность, бо

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ
• Стирание и исправление линий(29, 34, 39, 41, 47, 57, 59, 60, 71, 112, 116, 151) – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность;

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
• Грустное(32, 33, 56, 58) – сниженное настроение, субдепрессия; астения; чувство одиночества; иногда депрессия. • Растерянное(31, 39, 40, 60а, 63)

ПОЗА, РАКУРС
• Со спины(47) – негативизм; конфликтность; подростковый кризис. • В профиль(49, 576) – иногда негативизм; подростковый кризис. •

ИЗОБРАЖЕН КАКОЙ-ЛИБО ПЕРСОНАЖ – демонстративность
• Шут,клоун (38) – сниженная самооценка; иногда негативное самопредъявление. • Король,принц, граф, вельможа... (37) – высокий уровень притязаний.

ПРИЗНАКИ ПОЛА
• Подчеркнуты:бедра, грудь, талия, узкие плечи в женской фигуре; мускулатуpa, широкие плечи, волосатость тела и/ или конечностей, соски на груди в мужской фигуре (12, 13, 346, 40,

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ
• Украшения,карманы, отделка, детально вырисованная одежда, шляпа и др. (5, 37–39, 43, 44, 48, 51, 53, 54, 59, 61) -демонстративность. • Игрушка,шарик, фл

НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ ТИП ЖИВОТНОГО
• Реально существующее(68) – интеллектуальное или эмоциональное нарушение; острая тревога; иногда психическое заболевание (с семилетнего возраста). •

ОПИСАНИЕ ОБРАЗА В ЖИЗНИ
• Соответствие рисунку– показатель логичности мышления. • Несоответствие рисунку– иногда нарушения логического мышления • Особо по

Большое число или полное отсутствие
– боязнь агрессии; * все окружающие– негативизм; асоциальность или антисоциальность. • Описание способов защиты от опасности;указание на гигантск

Лишено признаков агрессивности
(103) – стремление скрыть свои агрессивные тенденции, иногда полное отсутствие агрессивности. • Из признаков агрессивности присутствуют только зубы(90, 95, 106, 109

СЧАСТЛИВОЕ ЖИВОТНОЕ
• Всегда обеспечено едой– высокая значимость материальных ценностей; ощущение бытового неблагополучия; представление о ненадежности своего материального положения. •

НЕСЧАСТНОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным
• Размер сильно уменьшен(107, 125, 129) – скрытые депрессивные тенденции; склонность к депрессивной реакции на неблагоприятную ситуацию. • Признаки тревоги:

ПОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДУЕМОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
* Положительная оценка своих результатов– демонстративность; гиперкомпенсация сниженной самооценки. * Отрицательная оценка своих результатов– тревожность;

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги