рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

АГРЕССИЯ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

АГРЕССИЯ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ - раздел Психология, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ На Ироническом, Подчеркнуто Выразительном Динамическом Рисунке Семьи Пятнадца...

На ироническом, подчеркнуто выразительном динамическом рисунке семьи пятнадцатилетнего Сергея К. (рис. 161) мама, как и на многих других рисунках, занята хозяйственной работой. Однако ее воинственный вид свидетельствует отнюдь не об обслуживающей, а, напротив, о руководящей функции. Агрессивная поза и меч (вместо более уместного в данной ситуации хозяйственного ножа) в руках позволяют предполагать, что эта функция нередко осуществляется с помощью агрессивных средств. Надписи на рисунке

гласят: «Мама на кухне режит курицу», «Папа говорит по телефону и смотрит телек», «Я играю» . Курица, которую режет мама, чрезвычайно похожа на папу (см. увеличенный фрагмент рисунка). Это может являться косвенным указанием на то, кто именно является обычным объектом маминой агрессии. Верхней точкой рисунка служит кончик маминого меча, что демонстрирует ее доминирующее положение в семье.

Себя Сергей нарисовал в виде совсем маленького ребенка, играющего с игрушкой. По-видимому, в этом отразилось его самоощущение, свидетельствующее об инфантильности и отсутствии у него какой-либо иной функции в семье, кроме функции опекаемого (скорее всего гиперопекаемого) ребенка.

 

Вместе с тем, откровенная сексуальная символика (соски на груди и подчеркнуто демонстрируемая генитальная область) свидетельствует о том, что психосексуальное развитие мальчика вполне соответствует его возрасту. В изображении себя присутствует также символика вербальной агрессии: широко разинутый рот с подробно вырисованными зубами. Вероятно, естественная для подростка борьба за самостоятельность проявляется у Сергея в форме грубости и частого крика.

Поза мальчика на рисунке предельно экстравертна, изображение больших кистей рук позволяет предположить особо высокую потребность в общении. Можно полагать, что у Сергея общение с отцом, который нарисован первым, более эмоционально насыщено, чем с матерью: рука отца с подробно прорисованной кистью направлена к мальчику, в то время как обе мамины руки сжимают меч. Кроме того, на рисунке мама отделена от Сергея столом.

Агрессивная позиция мамы представлена и в рисунке двенадцатилетнего Мити Д. (рис. 162). В нем мамина агрессия, выраженная всей ее позой и поднятой рукой, непосредственно направлена на папу. Как объяснил мальчик, «моя мама заставляет папу заниматься; на столе книжки лежат; я стою в удивлении, что они ругаются».

На этом рисунке, так же как и на предыдущем, продемонстрирована доминирующая роль мамы (она возвышается над остальными членами семьи). Однако, в отличие от Сергея, Митя нарисовал ее первой и себя изобразил рядом с ней. Папа изображен подчеркнуто карикатурно и явственно напоминает черта. Очевидно, что он не пользуется Митиным уважением. Вырисованные зубы (признак вербальной агрессии) говорят о том, что папа вряд ли сносит мамины выпады молча.

 

Себя Митя изобразил маленьким мальчиком, сосущим палец. Можно полагать, что он, как и Сергей, инфантилен и находится в условиях гиперопеки со стороны мамы. Вместе с тем, и его рисунок не лишен сексуальной символики (подчеркнутая волосатость папиного тела и конечностей), что говорит о достаточной психосексуальной зрелости. Следовательно, инфантильность в данном случае, как и в предшествующем, определяется не психофизиологическими особенностями ребенка, а особенностями семейной ситуации.

На рисунке десятилетнего Миши Г. все члены семьи, кроме мамы, изображены с поднятой рукой и с крупной кистью (рис. 163). Такое положение руки интерпретируется как признак агрессивности. Сам Миша объяснил, что на рисунке они с сестрой и папа «говорят: «Привет!», здороваются с кем-то». Подобное объяснение не меняет интерпретации изображенного жеста.

В рисунке представлена ярко выраженная доминирующая роль папы. Он же является наиболее агрессивной фигурой. Такое восприятие отца в значительной мере объясняется тем, что Миша гиперактивен и недостаточно социализирован. В связи с этим он очень часто нарушает общепринятые правила поведения, за что подвергается наказанию. Во второй главе анализировался рисунок человека, сделанный Мишей в возрасте 5 л. 11 мес. (см. комментарий к рис. 22). С тех пор, благодаря проводившейся с ним психокоррекционной работе, проявления гиперактивности заметно уменьшились, поведение мальчика существенно приблизилось к норме, но проблемы все еще остаются весьма серьезными.

На рисунке семьи животных, сделанном девятилетним Ильей К., папа изображен в виде гориллы, высоко поднявшей руку с огромным кулаком и бьющей себя в грудь другой рукой (рис. 164). Наряду с папиной агрессивностью в рисунке подчеркнута его мужественность (мощная волосатая фигура) и ярко выраженное доминирование в семье. Он нарисован первым, что говорит о его высокой значимости для Ильи.

Описывая свой рисунок, Илья сообщил: «Папа-горилла. Мама-пантера... нет, кошка. Улитка-дочка. Змейша-брат, сын то есть. Гремучий такой». Змея на рисунке изображена в агрессивной позе, изготовившейся к нападению. Это символизирует взаимную агрессию в отношениях Ильи с отцом.

Родители рассказали, что отношения дома конфликтные, причем более всего Илья конфликтует с отцом. Илья хочет непрерывно смотреть телевизор и устраивает по этому поводу шумные истерики, не хочет делать ничего из того, чего от него требуют (в частности, не выполняет домашние задания). За это отец его регулярно наказывает. Рисунок мальчика позволяет предположить, что к нему применяются, в частности, физические наказания. Родители уклонились от обсуждения этой темы (отец сказал, что «возможно, сгоряча когда-нибудь дал ему подзатыльник» ).

 

 

Восьмилетний Леня Р. изобразил в качестве наиболее агрессивной фигуры (с самыми большими кулаками) себя самого (рис. 165). Себе он отвел также доминирующую роль в семье: его кулак – самая верхняя точка рисунка. Папа изображен тоже в агрессивной позе, но, судя по рисунку, его противостояние сыну не особенно успешно. Мама нарисована в предельно подчиненной позе: она лежит под ногами у Лени и его папы.

Родители обратились за консультацией в связи с агрессивным поведением мальчика дома и в школе. Учительница жалуется на то, что он постоянно дерется, нарушает правила поведения, мешает на уроке. По словам мамы, дома Леня помогает, многое делает сам, но при этом всегда жестко настаивает на своем; управлять его поведением родителям не удается.

В семье животных, изображенной пятнадцатилетним Игорем М., все персонажи в большей или меньшей мере агрессивны (рис. 166). Игорь живет с родителями и тринадцатилетним братом, то есть состав изображенной семьи не полностью соответствует реальному. По-видимому, этим мальчик хотел показать, что рисует не свою, а некую абстрактную семью. Очевидно, сам он идентифицируется с чайкой: именно по отношению к ней волк является братом. Если бы за исходную была выбрана позиция волка, то он был бы назван сыном, а чайка – сестрой. Об идентификации с чайкой говорит также расположение персонажей (она выше волка, что соответствует роли старшего ребенка в семье) и выбор более привлекательного животного.

На этом рисунке, как и на предыдущем, мама занимает низшую позицию в семейной иерархии, однако она отнюдь не пассивна, как на рисунке Лени. Игорь изобразил ее в виде крокодила, являющегося одним из наиболее ярких символов агрессии. Раскрытая пасть мамы-крокодила направлена на папу-льва: по-видимому, в семье Игоря папа является частым объектом маминой вербальной агрессии.

В отличие от крокодила, крупные теплокровные хищники, такие как лев и волк, не всегда выступают в качестве символов агрессивности. Иногда они отражают лишь представление о силе и активности. Однако в данном случае подчеркнута именно их агрессивность. Папа-л ев нарисован с оскаленными зубами (символ вербальной агрессии), но выглядит отнюдь не страшным и довольно бессильным. Сын-волк бесцеремонно пускает сигаретный дым ему прямо в лицо. Можно полагать, что таким образом Игорь отобразил агрессивные подростковые реакции своего брата на отца.

Образ чайки, вообще говоря, не связан с агрессивной темой, это романтический символ, часто используемый демонстративными подростками. Но в анализируемом рисунке романтические представления, воплощенные в этом образе, остаются чисто абстрактными. Конкретным же его наполнением, как и у остальных персонажей, является агрессивность, поскольку в рисунке подчеркнут очень большой и острый клюв, нацеленный на брата-волка. Это дает основания думать, что Игорь агрессивен по отношению к своему младшему брату, причем весьма вероятна физическая, а не только вербальная агрессия.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ

На сайте allrefs.net читайте: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АГРЕССИЯ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Венгер А.Л.
В29 Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.– 160с: ил. – (Психология для всех). По рисункам челов

ОЦЕНКА МЕТОДА
Многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. При нарушениях в умственном

ПРОВЕДЕНИЕ РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ
Как уже указывалось, существует много разнообразных рекомендаций по проведению рисуночных тестов. Подчас они противоречат друг другу. Обычно можно найти как свои достоинства, так и недостатки в каж

НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ
Это одна из наиболее информативных рисуночных методик2. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет). Проведение тестиров

СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ
При обследовании взрослых людей этот тест часто оказывается более информативным, чем тесты «Рисунок семьи» и «Динамический рисунок семьи». Как и тест «Рисунок семьи», он доступен детям с четырехлет

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
  Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетне

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
  В период младшего школьного возраста при нормальном развитии изо

ОТ ПОДРОСТКОВОГО ДО ВЗРОСЛОГО ВОЗРАСТА
Для подросткового возраста типично пластическое изображение человеческой фигуры. В начале этого возрастного периода (12 – 14 лет) в рисунках чаще всего отсутствуют или слабо выражены признаки, хара

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Обзор возрастных особенностей рисунка человека отражает некоторую общую тенденцию, от которой возможны значительные индивидуальные отклонения, объясняющиеся индивидуальным опытом людей, уровнем их

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
Наиболее грубым нарушением умственного развития является умственная отсталость (олигофрения). Это общее отставание в интеллектуальном развитии, делающее невозможными овладение обычной школьн

НАРУШЕНИЕ ОБУЧАЕМОСТИ; ОРГАНИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ МОЗГА
Нарушение обучаемости (задержка психического развития) – значительно более легкое, но и намного более распространенное отклонение, чем умственная отсталость. Его основной признак – это локал

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние человека отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изо

РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА
Сила нажима на карандаш,характеризующая особенности психомоторного тонуса, – важный показатель уровня активности. Усиленный нажим(рис. 24) свидетельствует о повыше

ТРЕВОГА, ТРЕВОЖНОСТЬ, СТРАХИ
На рис. 26 ослаблен нажим на карандаш и минимизировано количество деталей, как и на рис. 25, хотя и не в такой степени. Это говорит о том, что у Ивана, как и у Екатерины, имеется астения. Однако бо

ДЕПРЕССИЯ, СНИЖЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ
Особенностями изображения на рис. 30 являются резко уменьшенный размер(уменьшенным можно считать изображение человека, занимающий по высоте менее 1/3 листа) и размещение ег

СФЕРА ОБЩЕНИЯ ИНТРОВЕРТНОСТЬ
Для оценки устойчивых личностных особенностей, в частности тех, которые определяют сферу общения, большее значение имеют не формальные показатели в рисунке человека, а содержательные, т.е. способ и

ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ
Подчеркнуто экстравертная поза – руки и ноги широко расставлены в стороны– представлена на рис. 34. Кисти рук нормального размера, детально проработаны (признак благополучия

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ
  Экстравертные тенденции представлены и в рис. 37. В нем ярко про

ОТКАЗ ОТ ОБЩЕНИЯ, ОТСТРАНЕННОСТЬ
Изображение на рис. 41, сделанное четырнадцатилетней девочкой, свидетельствует о ее инфантильности: в нем вовсе отсутствуют какие-либо признаки пола персонажа. Вместе с тем, подобная поза человека

СФЕРА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Определенные признаки рисунков отражают психологические качества, нарушающие нормальное построение социальных отношений человека. Это такие качества, как агрессивность, негативизм, асоциальность и

АГРЕССИВНОСТЬ
Преувеличенные, очень тщательно проработанные кисти рук (рис. 44) говорят о высокой, но недостаточно удовлетворенной потребности в общении. Кулак, столь большой, как на этом рисунке, – признак а

НЕГАТИВИЗМ
  Человек, нарисованный со спины (рис.47),часто с

АСОЦИАЛЬНОСТЬ
В рисунке человека асоциаль-ность проявляется, прежде всего, в невладении общепринятыми стандартами изображения(рис. 50). Сначала Берта, в нарушение инструкции, нарисовала не челов

АНТИСОЦИАЛЬНОСТЬ
На рис.52 изображен человек, курящий трубку под знаком «не курить», т.е. нарочито нарушающий правила.Изображение курящего человека даже без запрещающего знака рассматривается как п

ПОВЫШЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Некоторые признаки, свидетельствующие о повышенной значимости сексуальной сферы, уже рассматривались в связи с анализом рисунков человека. Это типичные для подростков подчеркивание п

ИЗБЕГАНИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ
Уход от тем, связанных с сексуальной сферой, проявляется в отсутствии изображения нижней половины тела человека или в изображении только лица. Обычно это относится к рисунку человека противоположно

ВЫРАЖЕННОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Одним из часто встречающихся признаков серьезного неблагополучия в сексуальной сфере служит проявление особо значительной эмоциональной нагрузки при изображении груди, бедер, генитальной области. Н

НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Для раннего подросткового возраста типичны рисунки, в которых отсутствуют признаки, определяющиепол персонажа.Они свидетельствуют о несформированности половой идентификации,

ПРИЗНАКИ ВОЗМОЖНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
Особо острые состояния (психотические) часто проявляются в множественности, спутанности и смешанности образовв рисунке. Обычны грубые искаженияформы и пропо

ТИПОЛОГИЯ НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ ЖИВОТНЫХ
Вряд ли возможно провести сколько-нибудь последовательную классификацию несуществующих животных. Однако есть несколько широко распространенных вариантов выполнения теста, с которыми полезно познако

ДЕПРЕССИЯ, СНИЖЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ
В рисунке несуществующего животного, как и в других рисуночных тестах (в частности, в рисунке человека), депрессивные тенденции часто проявляются в уменьшении размеров изображения, иногда –

ТРЕВОГА, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ
При повышенном уровне тревоги общие особенности рисунка несуществующего животного такие же, как и рисунка человека. Это множественные линии, стирание и исправление линий, специфическая штрих

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ
  В рисунке несуществующего животного главные признаки высокой

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РИГИДНОСТЬ
Основными проявлениями эмоциональной ригидности в тесте «Несуществующее животное», как и в тесте «Рисунок человека», служат избыточное количество деталей, повышенная аккуратность и тщательно

СФЕРА ОБЩЕНИЯ ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ
Экстравертность, т.е. направленность личности вовне, на контакты с другими людьми, проявляется в наличии у несуществующего животного разнообразных и подчас весьма многочисленных органов, обр

ИНТРОВЕРТНОСТЬ
  Если для экстравертов характерна направленность вовне, то для

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ
  Признаком демонстративности в рисунке несуществующего жив

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Частым проявлением сниженной конформности, недостаточной со-циализированности человека служит отклонение от общепринятого способа изображенияв рисунках, в целом соответствую

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ
  Наиболее полную информацию об уровне агрессивности обследуемого

ПОВЫШЕННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
  Один из наиболее распространенных признаков повышенной агрессивн

СКЛОННОСТЬ К ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ
В рисунке несуществующего животного склонность к вербальной агрессии, как и в рисунке человека, выражается в подчеркивании зубов. Как и общая агрессивность, она может скрываться при изображе

БОЯЗНЬ АГРЕССИИ И ЗАЩИТНАЯ АГРЕССИЯ
  Помимо уровня собственной агрессивности в рисунке несуществующег

НЕВРОТИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ
  Невротическая агрессия, как и защитная, представляет собо

РЕАКЦИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ НАГРУЗКУ
Стандартная инструкция («нарисуй несуществующее животное») эмоционально нейтральна. В дополнительных заданиях появляются темы, которые потенциально могут быть эмоционально нагрузочны. Предложение п

ПРИЗНАКИ ВОЗМОЖНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
Ниже указываются некоторые признаки, позволяющие заподозрить у обследуемого психическое заболевание. Ни один из них, взятый в отдельности, не может служить основанием для подобного предполож

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РИСУНКОВ НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ ЖИВОТНЫХ
Процедура комплексного анализа рисунков просто несуществующего животного, а также самого злого и страшного, самого счастливого и самого несчастного несуществующих животных разбирается на двух приме

ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В этой главе будут рассмотрены принципы интерпретации тестов «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи» и «Семья животных». При анализе результатов тестирования учитываются следующие показатели:

СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ
Если иерархические отношения обычно наиболее явно видны по обычному рисунку семьи или по тесту «Семья животных», то семейные роли (функции, выполняемые тем или иным членом семьи) наиболее четко про

БЛАГОПРИЯТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ
Признаком благоприятной семейной ситуации служит расположение членов семьи близко друг к другу, повернутыми лицом к зрителю или друг к другу. Важный показатель нормального внутрисемейного общени

СВЕРХТЕСНЫЕ КОНТАКТЫ
Одним из отклонений в построении семейных взаимоотношений является сверхтесный контакт между членами семьи. Иногда он доходит до степени симбиотической связи. Наиболее часто она возникает между реб

НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ
  Нарушение семейных контактов, их недостаточность или конфликтнос

КОНФЛИКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ
У семилетнего Саши К. в рисунке семьи представлена сплоченная группа, состоящая из бабушки,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенный способ анализа рисуночных тестов можно охарактеризовать как последовательное выдвижение гипотез и их проверку. Общее впечатление от рисунка и его наиболее харатерные особенности служат

ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ! СВОДНЫЙ СПИСОК ТЕСТОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В списке приведены признаки, наиболее часто встречающиеся в рисуночных тестах. Разные варианты интерпретации отделены друг от друга точкой с

ФОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
НАЖИМ НА КАРАНДАШ – показатель психомоторного тонуса: • Слабый нажим,местами линия едва видна (25, 26, 33, 60, 76, 79, 110) – ас

ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ
• Штриховые линии(26, 29, 34 – 36, 40, 76) – тревожность как черта личности. • Множественные линии(22, 27, 29, 35, 36, 40, 59, 60, 71, 102, 103)

РАЗМЕР РИСУНКОВ
• Увеличенный размер:рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте, несуществующее животное – весь лист (22, 29, 51, 71, 72, 85, 96, 100, 101, 111, 144, 154) – тревога как со

РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ
• Смещен вверх,расположен в верхней половине листа, но не в углу (39, 44) – иногда повышение самооценки, возможно, компенсаторное; стремление к высоким достижениям.

ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТАЛИЗИРОВАННОСТЬ РИСУНКОВ
• Большое количество разнообразных деталей(39, 43, 48, 53, 61, 84) – демонстративность; живое воображение, творческая направленность. • Повышенная тщательность, бо

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ
• Стирание и исправление линий(29, 34, 39, 41, 47, 57, 59, 60, 71, 112, 116, 151) – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность;

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
• Грустное(32, 33, 56, 58) – сниженное настроение, субдепрессия; астения; чувство одиночества; иногда депрессия. • Растерянное(31, 39, 40, 60а, 63)

ПОЗА, РАКУРС
• Со спины(47) – негативизм; конфликтность; подростковый кризис. • В профиль(49, 576) – иногда негативизм; подростковый кризис. •

ИЗОБРАЖЕН КАКОЙ-ЛИБО ПЕРСОНАЖ – демонстративность
• Шут,клоун (38) – сниженная самооценка; иногда негативное самопредъявление. • Король,принц, граф, вельможа... (37) – высокий уровень притязаний.

ПРИЗНАКИ ПОЛА
• Подчеркнуты:бедра, грудь, талия, узкие плечи в женской фигуре; мускулатуpa, широкие плечи, волосатость тела и/ или конечностей, соски на груди в мужской фигуре (12, 13, 346, 40,

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ
• Украшения,карманы, отделка, детально вырисованная одежда, шляпа и др. (5, 37–39, 43, 44, 48, 51, 53, 54, 59, 61) -демонстративность. • Игрушка,шарик, фл

НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ ТИП ЖИВОТНОГО
• Реально существующее(68) – интеллектуальное или эмоциональное нарушение; острая тревога; иногда психическое заболевание (с семилетнего возраста). •

ОПИСАНИЕ ОБРАЗА В ЖИЗНИ
• Соответствие рисунку– показатель логичности мышления. • Несоответствие рисунку– иногда нарушения логического мышления • Особо по

Большое число или полное отсутствие
– боязнь агрессии; * все окружающие– негативизм; асоциальность или антисоциальность. • Описание способов защиты от опасности;указание на гигантск

Лишено признаков агрессивности
(103) – стремление скрыть свои агрессивные тенденции, иногда полное отсутствие агрессивности. • Из признаков агрессивности присутствуют только зубы(90, 95, 106, 109

СЧАСТЛИВОЕ ЖИВОТНОЕ
• Всегда обеспечено едой– высокая значимость материальных ценностей; ощущение бытового неблагополучия; представление о ненадежности своего материального положения. •

НЕСЧАСТНОЕ ЖИВОТНОЕ в сравнениии с обычным
• Размер сильно уменьшен(107, 125, 129) – скрытые депрессивные тенденции; склонность к депрессивной реакции на неблагоприятную ситуацию. • Признаки тревоги:

ПОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДУЕМОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
* Положительная оценка своих результатов– демонстративность; гиперкомпенсация сниженной самооценки. * Отрицательная оценка своих результатов– тревожность;

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги