Результаты.

1. Связь семейных факторов с верой в Бога приведена в кор­реля­ционной табл. 1.

Таблица 1.

Интеркорреляции показателей социального поведения -теста «Вера в Бога» с отношением к вере в семье.

N = 35 (группа студентов), r05= 0.33, r01 =0.435

 

№№ ОТЕЦ МАТЬ ДЕД (О) БАБ (О) ДЕД(М) БАБ (М) Друзья
в01 0.18 0.47 -0.03 0.24 0.21 0.36 0.32
в02 0.12 0.17 -0.23 0.31 -0.12 0.09 0.32
в03 0.04 0.24 -0.14 0.37 0.07 0.18 0.31
в13 0.18 0.37 -0.11 0.40 0.00 0.01 0.09
в04 0.15 0.20 -0.17 0.08 -0.07 -0.08 0.11
в05 0.33 0.42 0.10 0.29 0.03 0.19 0.16
в07 0.19 0.49 0.11 0.28 0.22 0.50 0.57
в08 0.18 0.39 -0.01 0.10 0.25 0.59 0.64
ВБ 0.18 0.47 -0.03 0.24 0.21 0.36 0.32
Чритл 0.12 0.29 -0.20 0.42 -0.02 0.13 0.32
Чэруд 0.27 0.35 -0.06 0.20 -0.03 0.05 0.15
Чиррц 0.20 0.47 0.05 0.20 0.25 0.59 0.65
Кол

 

Из последней строки видим, что наибольшие влияние на по­каза­тели веры в Бога оказывает мать (здесь восемь значимых связей из двенадцати, r = 0.35 - 0.49, P< 0.05), на втором месте - бабушка по матери (пять значимых связей, r = 0.36 - 0.59, P< 0.05), третье- чет­вертое места разделяют бабушка по отцу и друзья.

Имеются содержательные различия: вера матери сказывается больше на Иррациональности и Эрудиции, бабушка и друзья более всего влияют на иррациональность в восприятии веры (по крайней мере на данном материале).

 

2. Из предыдущего сообщения мы знаем, что вопросы теста «Вера в Бога» объединились в три фактора. Эти факторы вирту­альны. Теперь можем соединить факторы теста с динамикой корре­ля­ционных связей с семейными отношениями в одну общую табл. 2, и снова прокоррелировать (табл.3).

Хорошо видно, что шкала Человек иррациональный высоко­зна­чимо согласуется с религиозностью бабушки по матери (r=0.90, P<0.05), затем матери (r=0.80, P<0.05) и религиозностью друзей (r=0.78, P<0.05).

Эрудиция связана с влиянием друзей (r= -0.74, P<0.05), а со­блюдение ритуалов определяется влиянием бабушки и матери (r= -0.67, 0.63, P<0.05).

 

Таблица 2.

Динамика факторных нагрузок в тесте «Вера в Бога» и корре­ля­ций вопросов теста с отношением к вере в семье.

 

F1 F2 F3 ОТЕЦ МАТЬ ДЕД (О) БАБ. (О) ДЕД (М) БАБ (М) ДРУЗ
в01 0.675 0.481 0.243 0.18 0.47 -0.03 0.24 0.21 0.36 0.32
в02 0.114 0.173 0.883 0.12 0.17 -0.23 0.31 -0.12 0.09 0.32
в03 0.336 0.128 0.824 0.04 0.24 -0.14 0.37 0.07 0.18 0.31
в13 0.565 0.269 0.398 0.18 0.37 -0.11 0.40 0.00 0.01 0.09
в04 -0.030 0.870 0.203 0.15 0.20 -0.17 0.08 -0.07 -0.08 0.11
в05 0.285 0.776 0.076 0.33 0.42 0.10 0.29 0.03 0.19 0.16
в07 0.885 0.083 0.148 0.19 0.49 0.11 0.28 0.22 0.50 0.57
в08 0.874 0.023 0.250 0.18 0.39 -0.01 0.10 0.25 0.59 0.64
ВБ 0.675 0.481 0.243 0.18 0.47 -0.03 0.24 0.21 0.36 0.32
Чри 0.367 0.209 0.902 0.12 0.29 -0.20 0.42 -0.02 0.13 0.32
Чэр 0.133 0.959 0.168 0.27 0.35 -0.06 0.20 -0.03 0.05 0.15
Чир 0.944 0.055 0.217 0.20 0.47 0.05 0.20 0.25 0.59 0.65

 

Таблица 3.

Интеркорреляции факторов теста «Вера в Бога»

№№ МАТЬ БАБ. (О) БАБ. (М) ДРУЗЬЯ
F1- Чир 0.80 -0.05 0.90 0.78
F2-Чэр -0.11 -0.32 -0.58 -0.74
F3-Чрит -0.67 0.63 -0.32 -0.05

 

3. Предыдущий пункт был вспомогательным, и имел целью оп­ределить, какие социальные факторы влияют на компоненты веры в Бога. Теперь зная содержательно, можем поставить вопрос точнее: о возможности расчета фактора веры в Бога, например, F1 -Человек иррациональный, от отношения к Богу бабушки по материнской ли­нии. Для этого рассчитали уравнение регрессии динамики фактор­ных нагрузок шкалы Человек иррациональный F1 от динамики кор­реляций с вопросами теста отношения к Богу бабушки с стороны матери Баб(М):

 

F1теор = 0.166 + 1.301* Баб (М).

 

Соответствующие расчеты приведены в табл. 4. Видно, что тео­ретические факторные нагрузки практически совпадают с эмпи­риче­скими факторными нагрузками шкалы Человек ритуаль­ный. Абсо­лютные значения разностей abs (F1теор - F1регр) колеблются в пре­делах 0.04 до 0.39, составляя в среднем d = 0.10.

 

Таблица 4.

Теоретические и эмпирические значения факторных нагрузок по шкале F1 - Человек ритуальный.

 

№№ F1ирр БАБ. (М) F1теор Абс.Разн
в01 0.675 0.36 0.63 0.04
в02 0.114 0.09 0.28 0.16
в03 0.336 0.18 0.40 0.06
в13 0.565 0.01 0.17 0.39
в04 -0.030 -0.08 0.06 0.09
в05 0.285 0.19 0.41 0.13
в07 0.885 0.50 0.82 0.07
в08 0.874 0.59 0.93 0.06
ВБ 0.675 0.36 0.63 0.04
Чритл 0.367 0.13 0.33 0.03
Чэруд 0.133 0.05 0.23 0.10
Чиррц 0.944 0.59 0.93 0.01

 

Для наглядности эти данные приведены на рис. 1, из которого сразу замечаем идеальное для эксперимента сходство кривых.

Рис.1. Динамика экспериментальных и теоретически рассчи­тан­ных факторных нагрузок по вопросам теста «Вера в Бога» для фак­тора F1-Человек иррациональный. Примечание: ромбики - дан­ные эмпирические, квадраты - теоретические.

 

Таким образом, по виду кривых создается впечатление, что шкала F1-Человек иррациональный полностью зависит от отно­ше­ния к вере в Бога бабушки со стороны матери. Такой вывод неточ­ный. Как следует из приведенного уравнения, чтобы получить F1теор близкое к эмпирическому F1ирр необходимо показатель Ба­бушки необходимо надо умножить на 1.301, т.е. увеличить на 30.1 % плюс еще добавить постоянную составляющую 0.166.

 

Выводы.

Предложенная технология фактронного анализа является даль­нейшим развитием корреляционно- факторного анализа и по­зволяет не только выявить психологические компоненты регул­я­ции соци­ального поведения, но и выявить условия социальной детерми­нации.

Показано, что психологические компоненты веры в Бога, на­званные Человек иррациональный, Человек эрудированный и Чело­век ритуальный зависят от влияний семьи - в большей степени веры в Бога матери и бабушки по матери.

Зависимость настолько четкая, что удается построить урав­не­ния регрессии и предсказать динамику факторных нагрузок шкалы F1- Человек иррациональный по показателям отношения к Богу ба­бушки (по материнской линии).

 

Вопрос о смысле жизни, быть может, никогда не ставился более резко, чем в настоящее время для обнажения мирового зла и бессмыслицы. Кн. Е. Трубецкой, 1916, с. 4. (Три очерка о русской иконе. Умозрение в красках. Два мира в древне- русской иконописи. Россия в ее иконе. - М.: Инфо-Арт, 1991. - 111 с.). Решение про­блемы психофизиологии Человека духовного - требование времени.

 

Литература.

Фрейд З., 1937. Конечный и бесконечный анализ, с. 15 - 59. /Кн.: Конечный и бесконечный анализ Зигмунда Фрейда. - М.: Ме­недж­мент, 1998. - 224 с.

МайерсД. Социальная психология. - Спб.: Питер, 1997. - 688 с.

ХьеллЛ., ЗиглерД. – Теория личности. (Основные положения, исследования и применение). - Спб.: Питер, 1997. - 608 с.

ЦиммерманД., БентоМостардейро А.Л. Изучая конечный и бес­конечный анализ Фрейда, с. 105 - 128. /Кн.: Конечный и беско­неч­ный анализ Зигмунда Фрейда. - М.: Менеджмент, 1998. - 224 с.