ПРИТЧИ О ТАМЕРЛАНЕ

 

1.

От старческой дряхлости умер Тагир - верховный ученый при ханском сарае (дворце), и съехались претенденты на диспут, где тему визирь объявил:

- Великий Стагир (Стагиритом в Греции звали Аристотеля, - ста­гир по-татарски - умелый мужчина) считал, что крупная вещь па­дает на землю быстрее, а покойный Тагир мелкой вещи приоритет отдавал. Кто прав?

Спорили день без обеда - победителя нет. Мимо хэзрэт проез­жал:

- Заблуждение считать, что из двух забияк один обязательно прав. А спор ваш способен рассудить мой возница. Скажи, уважае­мый, если ты распилишь колесо с тарантаса и бросишь с утеса, ка­кая половинка раньше расплещет волну?

- Никакая, хэзрэт. Потому что обе полетят одинаково.

- Верно. А если теперь их вновь соединить и скинуть, то целое колесо быстрее упадет или позже, чем его половинки?

- Также, хэзрэт, поскольку половинки ведь не понимают, что те­перь их связали и им полагается падать иначе.

-Вот Вам олы-галим (верховный учитель), если он согласится, - сказал хэзрэт визирю и подталкнул возницу. - Он не учился в мед­ресе суесловить, и разум его не запутан.

Загудела надменно ученая братия, а мулла с возницей поспешно ушли.

С тех пор, как услышал рассказ, весен не мало прошло. И сейчас, когда страсти кипят, в оскалах властных клыков чуешь запах граж­данской войны, невольно вспоминаешь хэзрэта: из двоих разве один обязательно прав?

 

2.

Подходит к мулле ученый-уйгур:

- Отчего шакерты ждут твой урок не дождутся. Может плетка твоя подлинней?

-Ты великий галим (ученый), тебя знает Восток, но ребячьи сердца - не простая наука. Для начала три вещи скажу - лишь гяуры в споре кричат: ты не понял меня! А ты извинись, что был не понят­ным, т.е. когда не порядок с детьми, наставник, бери вину на себя. Неразумная мать унижает ребенка: ты подумал своей головой? Ко­гда бы ей предложить: подумаем вместе! Потому что совместные искания окрыляют детей.

-А третье?

Вышел мулла молча во двор. Позвал курочку с цыплятами, пой­мал одного. Высыпал на поднос из кошеля золотые крупинки. Цып­ленок на них никакого внимания, пищит, порываясь удрать. Собрал мулла драгоценности, высыпал горсть пшена. И тотчас клювик ве­селый застучал по подносу. Молвил хэзрэт:

- То, что золото для учителя, не всегда золото ученикам, т.е. надо учить тому, что потребно!

В знаменитой книге М. Кент «Как выйти замуж?», стр. 100, ав­тор советует укорять мужчину: «Ты разве не видишь?». Вместо того чтобы предложить: «Посмотрим вместе, как учил булгарский мулла».

Эх, если бы люди, и особенно наши экономисты-социотера­пев­ты, хотели понять, что не всем западным без оглядки можно пользо­вать нашу больную страну! Решили лечить нас шоковой терапией, но, как известно, в медицине так лечат только шизофреников.

 

3.

За чашкой чая рассказывал мулла ученикам:

- Если хочешь охотником стать, изучай повадки зверей. А пас­тырю духовному надобно знать, что люди тоже четырех типов бы­вают: веселы - как белки, взрывные - как рыси, работящие - как бобры, пугливые - как сайгак.

-Я - рысь, - захвастал Истэми, - а он - сайгак! - горделиво указал на товарища, и все рассмеялись.

-Нехорошо, - поправил хэзрэт. - Посмотри, на высокой горе бе­лоснежные вершины, но и загаженные пещеры найдешь. А потому, говорю я тебе, в каждом сыне Адама и белое, и черное есть, кто бы ни был по сану. Белки - общительны, но невнимательны, обещания свои могут быстро забыть. Рыси - вспыльчивы, злы, но смелы и спо­собны на риск. Бобры - трудолюбивы, но не гибки и тяжело меняют решения. Сайгаки - робки, зато сердечны и первыми заметят, когда плохо тебе.

- В таком случае, я смешанный! - заявил Истэми.

- Встречал ли ты белку в шубе бобровой, с рысьей мордой, с сай­гачьими копытами? – и шакерты опять рассмеялись, а хэзрэт про­должал. - Смешанных типов не бывает. День удачный - ты сме­ешься, обозлят - ты вскипишь, другой раз неустанно дом себе стро­ишь или с обиды слезы глотаешь. Чтобы сказать себе, что ты за че­ловек, посмотри, кем ты чаще бываешь. Вот почему справедливо допол­нить учение грека-табиба: для всего, что течет - народы и джины, деревья и реки, планеты и звезды - четырех пальцев хватит пересчи­тать.

- А пятый?

- Пятый, большой - это БОГ!

Интересно, что в последующем великий Ньютон назовет боль­шой палец свидетельством Бога. Но учителя физики об этом умал­чивали ради атеистического воспитания. А вот учительница биоло­гии в восьмом нас учила, что люди по Гиппократу делятся на сан­гвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. И еще, что са­мая передовая советская марксистко-ленинская психологическая наука выделяет смешанные типы, а я размышлял:

- Дуб - флегматик, ива - меланхолик. А советский народ? Не пя­тый ли палец, зажатый в кулак?

 

4.

- Ты можешь многознающим быть, - хэзрэт наставлял шакертов своих в роще под сенью берез. - Но, если не ладишь с людьми, за ученость твою айрана (татарский напиток) глотка не дадут. Вы слышали, советуют: умный молчит - слушать умеет или делает вид. Но если, как пни, все станем молчать, как же людям обиды с сердец выкорчевывать? Поэтому я вас учу - уметь говорить!

Услышал случайно те речи джигит:

- Прости, досточтимый, в умении говорить не увидел я проку по­тому что, когда у ключа я любимую встречу, бывало, кричу ей поэта слова: какие ресницы, джаным - гузелем (душечка, красавица), а она лишь, смеясь, убегает, обдав ароматами трав:

- Восторги поэта - не искусство общения, к тому же лестное слово может каждый сказать, - объяснил хэзрэт, - и оно не в цене. Вот почему я учу вас: уметь говорить - это значит сперва подарить собеседнику розу внимания, а затем услаждать опахалом его интере­сов. Вот и ты, юноша, заинтригуй девушку, шепни мимоходом, имея в виду себя: общий знакомый, отважный батыр (силач) вчера весь вечер о тебе говорил. Увидишь, зардеется она, с вопросом приста­нет: кто это?

Покачал головой, усомнился джигит. А через три дня, улыбаясь, пригласил муллу на никах (свадебную молитву).

- Так вот почему хэзрэт хвалит визиря устами других, и этих других мы не знаем, - между собой рассуждали шакерты.

Вспоминаю я этот шутливый рассказ бабушки, бывшей курси­стки медресе, и думается мне: не знаю, как много домыслов в нем. Но это совсем не Карнеги. Почему мы свое забываем?

 

5.

В чем смысл жизни, досточтимый хэзрэт? - спросил булгарского муллу Талут, любимый ученик его.

Отвечал учитель:

- Посмотри, у изгороди яблонька наливается соком. В чем смысл существования своего, разве она решает? Кто посадил, тот и опреде­лил ее назначение. Так и смысл жизни человека в руках Творца. Понятно ли я сказал?

- Понятно. Но тогда в чем смысл жизни Господа? Зачем Он соз­дал нас? Зачем дал волю, и иные поступают ублюдно?

Задумался хэзрэт:

- Может, Всевышний - Вселенной табиб (врач) и снадобье воль­ности духа опробывает на нас, проверяя: сколько ложек вложить, чтоб человек от превратностей мог беречься и в то же время не впа­дал в прегрешения? Или поручил этот опыт над нами жителям неве­домых миров, откуда нам знать? Потому соглашусь я с тобою, по­жалуй: пока не постигнем мы смысла действий Творца, не уразу­меем и смысла жизни своей! Деды завещали нам слушаться Аллаха, но не дай Бог, чтобы Он прислушался к нам и поразмыслил над соб­ственной жизнью. Что нас тогда ожидает, если смысла не сыщет Он в ней и с жизнью своею простится?

Не сердись, Милосердный, надеюсь, такое никогда не случится, ибо Бог - это тот, кто обладает только Жизнью, Человек - тот, кто обладает и Жизнью и Смертью. Но кто же тогда тот, кто обладает только Смертью?

Интересно, ни в одной из великих религий так вопрос не ста­вится. Ходжа Нассреддин, по-видимому, был первый, кто осознал этот парадокс. Ибо на вопрос Тамерлана, до каких пор люди будут размножаться, отвечал: пока не переполнятся рай и ад.

Сейчас, когда мы любим пошуметь о духовном возрождении России, когда эротика и детективы заполнили книжные прилавки, когда на улицах правят бал мат паханов и дубинки ОМОНа, я спро­сил у ребят и неожиданно обнаружил, что сочинений о смысле жизни они больше не пишут...

Куда мы идем?