ФИЛОСОФСКИЙ ПРАКТИКУМ

 

1.

Любил булгарский мулла повторять:

- Сказавший «только» ограничил Творца. Где тебе немыслимо - Ему мизинцем шевельнуть.

 

2.

Вычитали шакерты у аль-Фараби, что небесные тела тоже обла­дают душой и телом, и расспорились в медресе: одни - живое только из живого, другие - нет, из неживого и живое, и неживое.

Сказал булгарский мулла:

- Почему бы не рассуждать так, как три круга на гербе Тамер­лана. Из живого - живое и неживое. Из неживого тоже - неживое и живое. Господу все доступно: природа любит симметрию.

 

3.

- А можно спорить и так, - продолжил на следующем уроке бул­гарский мулла. - Одни: душевное - только из душевного, другие: нет, из недушевного - и душевное, и недушевное тоже.

И снова мы ограничим Творца. Ибо из психического может сле­довать и психическое, и не психическое. Тогда признай, что из не­психического тоже может следовать и психическое, и непсихиче­ское. Природа любит симметрию.

 

4.

Может ли машина мыслить? Может, если угодно Господу.

Порассуждаем: человек бывает мыслящий и немыслящий. Ма­шина тоже сможеть быть мыслящей и немыслящей. (Мыслишки но­вых времен - Абдельибн Гали).

 

5.

Ругают: это механицизм. А чем лучше духовный механицизм материалистического?

Не механицизм ли - построения об эфирном, ментальном, аст­ральном теле? Но только духовный. (Мыслишки новых времен - Абдельибн Гали).

 

6.

Спросил булгарский мулла Совершенномудрого:

- Ты ли сказал, досточтимый, что Восток не любит альтернатив? И Совершенномудрые не должны говорить ни да, ни нет. Так ли это?

- Да, - ответил гость.

 

7.

Сказал шакерт:

- Говорят о торжестве добра над злом. Закон ли это?

Подумал мулла и сказал:

- Мы снова забыли о правиле трех случаев: добро побеждает зло, зло побеждает добро, они - равномощны. Однако каждый усматри­вает для себя одно. Слабый верит в окончательную победу добра, так как хочется воздать обидчикам. Сильный вершит зло, потому что считает, что имеет на это право. А на деле добро и зло - что зайцы и волки. Они сосуществуют и неуничтожимы.

 

8.

Сказал шакерт:

- Мухаммед аль-Газаливерил, что общество может меняться только к худшему, т.е. зло постоянно прибывает, так ли это?

Ответил булгарский мулла:

- Есть три варианта: зло растет, зло убывает, зло постоянно. Я верю в Закон постоянства печали во Вселенной. И тогда, если пе­чали в этом месте прибавилось, в другом оно убавилось. Если пе­чаль в этом месяце приросла, в другом - она убудет.

 

9.

Когда-нибудь будет построена таблица элементов Зла и Добра во Вселенной.

 

10.

Продолжал шакерт:

- Мухаммед аль-Газалиеще утверждал, что в обществе зло пере­вешивает добро.

Ответил булгарский мулла:

- И Юсуф Баласагунивторил ему: этот мир ненадежен, в нем ра­дости нет. Но опять же забыли они про три случая: зла больше, зла меньше, или столько же, что и добра. Я верю в Закон превышения Добра, ибо надеюсь на человеколюбие Творца. Люди называют это воздаянием.

(БаласагуниЮ. Благодатное знание, 6643 бэит. -Л.: Сов. писа­тель, 1990. - 560 с.)

 

11.

Сказал шакерт:

- Хэзрет, ты нам перечислил три варианта: Зло растет, Зло убы­вает, Зло постоянно. Но тогда ведь и для Добра три варианта. А для Вселенной девять! Так по какому же сценарию мы живем?

Долго молчал булгарский мулла и молвил:

- Верно, как человек родится на девятом месяце, так и для Все­ленной - девять эпох. Но я не знаю всех промыслов Господа: какую фазу Своего эксперимента Он ныне творит во Вселенной Его.

 

12.

Сказал шакерт:

- Абу Наср аль-Фараби учил: счастья, которого нет ни в посюс­торонней, ни в потусторонней жизни, называется предельным сча­стьем.

Пояснил булгарский мулла:

- Знаменитый философ приметил только один вариант, а Господь определил четыре: один человек может быть счастлив и в этой жизни, и в будущей, другой счастлив в этой и несчастлив в той, тре­тий несчастлив в этой, но счастлив в будущей, и, наконец, четвер­тый - несчастлив ни в этой, ни в той.

(Аль-Фараби А.Н. Отношение философии к религии, с. 432. - В кн.: Естественнонаучные трактаты. -Алма-Ата: Наука, 1987.- 496 с.)

 

Читал шакерт «Ат-Тагликат» аль-Фараби: «Совершенство бы­вает там, где наличествует простота».

Пояснил булгарский мулла:

- Категорично, чтобы звучало красиво. Но философ снова забыл, что Господь определил четыре варианта: один несовершенный и не­простой, второй - несовершенный и простой, третий совершенный - непростой, четвертый - совершенный и простой. Все мы, и непро­стые и простолюдины, - весьма несовершенные, но Господь - Бог совершенный, а разве он - простой?

(Аль-Фараби А.Н. Афористические записи, с. 287. - В кн.: Есте­ственно-научные трактаты. -Алма-Ата: Наука, 1987. - 496 с.)

 

14.

Читал шакерт аль-Фараби: «У наук не бывает единых начал».

- А разве это не единое начало, - возразил булгарский мулла.

(Аль-Фараби А.Н. Афористические записи, с. 310. - В кн.: Есте­ственно-научные трактаты. -Алма-Ата: Наука, 1987. - 496 с.)

 

15.

Сказал шакерт:

- Смотри, хэзрэт, аль-Фараби тоже согласился с правилом четы­рех вариантов. Он разделил живые существа на разумных и смерт­ных (это человек), разумных и бессмертных (ангелы), неразумных и смертных (животные), неразумных и бессмертных (джинны). О, если бы Господь уничтожил джиннов?

Ответил мулла:

- И тогда бы рухнуло правило четырех вариантов.

(Аль-Фараби А.Н. Ответы на вопросы философоф, с. 4. - В кн.: Естественно-научные трактаты. -Алма-Ата: Наука, 1987. - 496 с.)

 

16.

Прочел шакерт:

- Аль-Фараби учил: знание, которое называют достоверным, - это знание того, что есть вещь и какова причина ее существования. А зачем хэзрэт знать причину?"

Ответил мулла:

- Глупый человек совершает ошибки и не замечает их. Умный отличается тем, что, совершив ошибку, исправляет ее. А чтобы ис­править ошибку, надо установить причину. Потому что, если бо­роться со следствием, не затрагивая причины, это то же самое, что тушить дым вместо огня.

(Аль -Фараби А.Н. Об органах человеческого тела, с. 4. - В кн.: Естественно-научные трактаты. -Алма-Ата: Наука, 1987. - 496 с.)

 

17.

Спросил шакерт опечалено:

- Скажи, хэзрет, почему Юсуф Баласагунисказал о Пророке: до­роже, чем мать и отец? Я Пророка не видел, а мать меня грудью вскормила, отец - на коня посадил!

Ответил булгарский мулла:

- Пророк не нуждается в лести. В поэте хасс-хаджиб заговорил, и он позабыл, что по правилу трех, установленному Господом-Богом, существуют три варианта, а не один: Пророк дороже отца-матери, отец-мать дороже Пророка (прости Господи!), и третий - они равно­дороги, друг мой.

 

18.

Читал шакерт Юсуфа Баласагуни«Благодатное знание» (Кутадгу Билик): «Наука обучит, твой разум прозрит, Как создан сей мир, что за СМЫСЛ в нем сокрыт!»

- Скажи, хэзрет, для чего Господь устроил мир подобный? Зачем в нас низкие влечения вселил? Чтобы испытать нас, но для чего?

Долго молчал булгарский мулла:

- Я не всегда могу сказать о смысле жизни своей, а ты хочешь, чтоб я за Господа решал. И где гарантия, что он сам для себя это решил.

(БаласагуниЮ. Благодатное знание, 398 бэит. - Л.: Сов. писа­тель, 1990. - 560 с.)

 

19.

Один философ отрицал причинность. «Не ищите причину, - го­ворил он. - Причина не существует».

- По какой причине Вы отрицаете причину, - спросил булгарский мулла. Если Вы говорите это безо всякой причины, то Вы болтун. Если Вы говорите по какой-то причине, то как же Вы отрицаете су­ществование причины?

 

20.

Вызвал великий хан булгарского муллу:

- Ты, сказывают мне, мной недоволен. Какие у тебя, ничтожный, претензии ко мне?

- Обманули тебя, солнцеликий. У меня претензии только к Гос­поду-Богу: почему Он окружил тебя такими людьми.

 

21.

Спросил булгарский хан муллу:

- Скажи мне, хэзрэт, только честно, ты завидуешь мне или нет?

- О солнцеликий, к чему мне лицемерить? Ибо если бы ханом был я сотворен, то ты бы стал презренным, несчастным. Если ханом уродился ты, я стал ничтожным, не­сча­стным? Так, зачем мне зави­довать несчастью людей?

 

22.

- Кому ты завидуешь? - спросили муллу-хэзрета.

- Завидую только Богам, ибо помог бы Им Землю создать более счаст­ливой!

 

23.

Спросил шакерт:

- Скажи, досточтимый, где родина? Деревня или страна, где ро­дился?

Ответил булгарский мулла:

- А где ты родился? Космос - включает Землю, Земля - страну, страна - край, край - твое село. Согласен? (Согласен). Но село вби­рает твой двор, двор - баньку, а в баньке - твоя мама, в лоне которой - ты, в ночь когда миру ты воскричал о себе. Согласен? (Согласен). Видишь цепочка, а ты хочешь выбрать одно из двух звеньев внутри? Вот почему Родина наша - не деревня, не степь, не страна, а Космос Великий да планета Земля.

 

24.

- Я ни во что не верю, - хвастал один, вернувшись из путешест­вий из европейских университетов.

- А в то, что ты сказал, ты веришь? - спросил его мулла из сувар.

 

25.

Спорили двое. Один кричал:

- Надо молиться, простирая руки к небу.

Другой топал ногой:

- Невежда, надо молиться, приставив руки к груди ладонями к Господу.

Сказал булгарский мулла:

- Один из вас прав, другой не прав. Не так ли?

- Да так, - сказали оба разом.

- В таком случае, кто дал вам право рассуждать за Аллаха? Вы считаете, что вы спорите за истину. Нет, вы спорите, чтобы быть выше один другого. Но это от сатаны, ибо Господь сотворил вас равными. И чем больше вы спорите, чтобы одолеть один другого, полагая, что победитель ближе к Господу, тем дальше вы от него отдаляетесь.

 

 

26.

Один говорил:

- Науки делятся на объясняющие и понимающие

Спросил булгарский мулла:

- А математика?

- Конечно, объясняющая, - сказал гость из европейского универ­ситета.

- А Богословие?

- Конечно, понимающая.

Сказал булгарский мулла:

- Выходит, когда математик, рассказывая детям, что дважды два четыре, объясняет, но сам ничего не понимает.

 

27.

- Самое печальное в том, что люди часто спорят оттого, что каж­дый хочет доказать, что он умнее другого, - сказал булгарский мулла.

И возразил ему гость из Стамбула:

- Нет, я спорю, чтобы установить истину. Ибо в споре рождается истина.

- Согласен, - продолжал хэзрет. - Ты споришь, чтобы найти ис­тину. Но существуют только два варианта: либо твоя точка зрения верна, либо она неверна. Согласен? (Согласен.) Ну, а теперь, наде­юсь, все ясно: ты же не начнешь спор, чтобы проиграть. Ты нач­нешь, чтобы выиграть. Следовательно, с самого начала спора ты считаешь свою точку зрения более близкой к абсолюту. Вот и полу­чилось, что ты ставишь себя выше другого. Аналогично думает о себе и твой оппонент, что он умнее тебя.

 

28.

- Дорогой, хэзрет, - сказал шакерт. - Я слушал тебя вчера, и ду­мал, какой ты умный. И что ты умней гостя из Стамбула.

- Нет, - ответил булгарский мулла. - По правилу четырех позиций нельзя утверждать: я умней его или он умней меня. Есть еще вари­ант, недоступный людям с математическим умом. Я глупей его, и он глупей меня.

- А может вы оба умней друг друга?

- Нет, ни я, ни он не можем быть умней друг друга. Умнее нас всех Создатель.

 

29.

- Настанет время, - рассуждал гость из варяг, - что люди будут иметь один-два ребенка, так как Земля будет перенаселена. Следо­вательно, муж и жена каждую ночь будут предаваться ласкам не ради деторождения, а для удовольствия. В таком случае почему не разрешить брак двоих, троих, четверых и т.д., не взирая на пол? Ка­кая разница, кто тебя услаждает.

- Согласен, - ответил мулла. - Но тогда надо регистрировать браки самим с собой.

 

30.

- Вы все рассуждаете, говоря «да» и «нет». Но один мудрец ска­зал, что глубокой истине противостоит глубокая, и только поверхно­стной истине - ложь.

Булгарский мулла: - А это глубокая истина или поверхностная?

 

31.

- Я живу сейчас. А жил ли я ДО и буду ли жить ПОСЛЕ? - спро­сил шакерт.

- Четыре возможности, - ответил мударрис. - Первая - да-да. Так считают индусы, говоря об инкарнациях. Вторая - нет-нет. Так счи­тают безбожники. Третья - нет-да. Так считают почитатели Ветхого писания. Четвертая - да-нет. Так никто не считает, ибо если ты жил до, живешь сейчас, кому же хочется расстаться с жизнью потом.

 

32.

- Если человек покончил жизнь самоубийством, его жизнь ему принадлежит?

- Нет, ему не принадлежит даже его смерть.

 

33.

Сказал ученый гость из заморских стран, последователь Стаги­рита:

- Ученые заносятся, забывая, что наука не может научно дока­зать своего собственного смысла.

Молвил хэзрэт:

- А являются ли эти утверждения наукой?

Спустя века в этот спор включился К. Ясперс: «Научное знание - не экзистенциальное».

 

34.

«Зачем хомут сей жизни мне, - ГалиМахмут сказал жене» - ка­ламбурили шакерты на переменке (Г. Махмут - поэт 14 в). А затем спросили учителя:

- Поэты не могли понять, скажи ты, хэзрет: - В чем назначение жизни?

- Как ты можешь определять назначение того, что тебе не при­надлежит?

 

35.

Булгарский мулла чтил Чингисову молитву:

- О, Синее Небо мое! Пусть приобщаются к благу и счастью, жи­вущие во всех четырех частях света!

Но добавлял мулла:

- Восток-Запад, Юг-Север - четыре пути только на Земле. И за­вершал молитву.

- Пусть приобщают к благу и счастью, живущие во всех семи на­правлениях Вселенной!

 

36.

Сказали шакерты:

- Мулла-хэзрет! Великий учитель Абуль-Валид Мухаммедибн Ахмер ибн Мухаммед (Авероэс, ибн Рошд, 1126-1198) учил, что мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Как такое может быть? Если ты дошел до границы владений Аллаха, что же дальше?

Покачал головой булгарский мулла и сказал:

- Четыре возможности. Первая - да-да. Мир безграничен и время вечно. Вторая - нет-нет. Мир конечен и время предельно. Третья - нет-да. Мир конечен и время вечно. Четвертая - да-нет. Мир безгра­ничен и время предельно. И нелепо искать здесь выбор, ибо любая возможность - в руках Творца.

 

37.

- Что раньше - идея или материя? - спросили шакерты.

Ответил мулла-хэзрет:

- Человек, который так спросил, уже заранее, до Господа, разде­лил идею и материю, как лук и стрелу. А если они не разделимы?

 

 

38.

Спросили шакерты:

- Что такое ложная мудрость?

Ответил мулла:

- Поясню на примерах. Одна бабушка сказала внучке: «Не жад­ничай, ибо все отданное нами возвращается к нам». А я вам скажу: это не по-христиански и не по-мусульмански. Ибо воистину щедр лишь тот, кто отдает свое, заведомо зная, что оно не вернется.

- И еще, я уже говорил Вам. Один из отцов попрекал сына: «Не воруй - все равно поймают». А я вам скажу: не воруй, если даже ни­кто никогда тебя не уловит.

 

39.

Читали шакерты фолиант Якуба ибн Ногмана аль-Булгари (по­чившего в 1161 г.) об истории Булгарии и спрашивают:

- Что такое, мулла-хэзрет, исторический подход?

Ответил булгарский мулла:

- Исторический подход, когда, не умея объяснить, что происхо­дит, заявляют: якобы «так будет, потому что так было». А кто мне скажет, почему так было?

 

40.

Спросили шакерты:

- Почему буквы выстроились по алфавиту?

Ответил хэзрэт:

- Звуки - эмоции. Родился ребенок - страшно, закричал «А-А...». Мать согрела - приятно, потекли теплые звуки. Накормила его - сытно, стали звуки вкусные, сладкие. Приласкала его - нежно, за­мурлыкали звуки ласковые.

 

41.

- Нет причинности, - сказал гость.

- По какой причине вы это говорите?