МЫСЛИШКИ НОВЫХ ВРЕМЕН педагогические настрои

 

1.

Природа любит симметрию: «Если правда то, что от крово­сме­шения плодятся ублюдки, должно быть тогда правдой и то, что от кровосмешения родятся гении»

(Мыслишки новых времен - Абдельибн Гали).

 

2.

Сказал мулла-хэзрэт:

- Плохие педагоги выговаривают малышу: «Ты не желаешь, но ты должен, ты обязан». Забыли правило четырех, потому что есть еще три случая: не желаешь и не должен, желаешь и должен, жела­ешь и не должен.

- Поясни, - сказали шакерты.

- Подлинный наставник добивается того, чтобы должное стало желанным. Ибо если ты если ты не хочешь, то ты никому ничего не должен.

Вспомни: разве мамы вскормили нас грудью и готовы жизни лишиться, потому что должны?

(Мыслишки новых времен - Абдельибн Гали).

 

3.

Закон константы долга: у человека не может быть бесчисленное количество долгов. Каждый имеет свою константу долга.

Худые наставники постоянно надоедают шакерту: ты должен то, ты должен это и т.д. Забывая, однако, что человек не может удер­жать в памяти такое множество требований. Человек, у которого много долгов, разве вернет их?

(Мыслишки новых времен - Абдельибн Гали).

 

4.

Люди хотят что-то развивать, а не знают законов развития того, что надумали развивать. Это плохо, ибо в таком случае они под свое предельное загоняют извечное.

(Мыслишки новых времен - Абдельибн Гали).

 

5.

Холоп скажет: «От нас ничего независит». Не сердись на него, ибо другое ничтожество его оправдает: «За столько лет нас к этому приучили».

(Мыслишки новых времен - Абдельибн Гали).

 

6.

- Что значит «нет-нет-да»? - спросили шакерты.

- Я вас обидел?

- Нет, - поспешили ответить шэкерты.

- Или, может, оскорбил?

- Нет, - повторили шэкерты.

- Значит, я вам нравлюсь?

- Да, сказали шакерты.

(Правило двух нет).

 

7.

Чужую беду руками разведу, слышал. Так, сделай свою беду чу­жой. Посмотри на себя со стороны.

(Правило - посмотри на себя со стороны).

 

8.

Подлые советы, как унизить начальника:

Если начальник делает замечание, не признавайся, скажи: у вас все виноватые.

Если ты вынужден признать свою вину, скажи: ваш укор спра­ведлив, но тон унизительный. Говори так, потому что всех не опро­сишь, а тон не поймаешь.

(Мыслишки новых времен - Абдельибн Гали).

 

9.

Пчела жалит и гибнет, спасая свою честь. Человек жалит и губит душу, теряя честь.

(Мыслишки новых времен - Абдельибн Гали).

 

10.

Самооценка.

Индейцы не видели золота в ручьях. А ты не видишь золота в себе. Что ожидало индейцев? Поражение. Чего же ты ждешь для себя?

 

11.

Как покритиковать?

Говорят: ты умный, и я тебя обожаю. Но говорят ты черствый - и я тобой восхищаюсь.

 

12.

Но зато.

Совет: не сравнивайте детей!

Неверно: сравнивайте любя. Если сын соседей начал раньше на­чал ходить, скажите: НО ЗАТО мой лучше поет.

 

13.

Интеллектуальные игры шакертов.

Кто ничего не делает, не ошибается. Неверно: у одного загоре­лась изгородь. Он ничего не делал, и изба сгорела.

 

14.

Скупцу скажи: мир не вечен.

Транжиру напомни: умрешь не завтра.

 

15.

Ручей шумлив, а Идель (Волга) спокоен.

 

16.

Не кричите на ребенка.

Неверно: кричите... Но на себя.

 

17.

Посмотри: нет ли в плохом хорошего, в хорошем - плохого. В первом случае - тебя минет отчаяние, во втором - беспечность.

 

18.

Плачет ребенок - не ругайте, начинайте ловить петуха. Ссорятся дети - не злитесь, дайте им кумыс.

 

19.

Аллаху не можешь угодить только молитвой: надо быть чест­ным.

 

 

20.

Умейте распознавать людей, про которых ты можешь сказать: «Ты нужен ему, когда ты ему нужен! И наоборот».

 

21.

Без труда рыбку не вынешь из пруда. А если рыба в пруду давно не водится?

 

22.

Нелепый довод.

Один семерых ждет.

Зачем? - Потому что семеро одного не ждут.

 

23.

Учиться - никогда не поздно. А что: не учиться - никогда не рано?

 

24.

Один плакал, второй смеялся. Второй плакал, первый смеялся. Оба плакали, оба смеялись.

- Боже, почему же нет пятого варианта? - сокрушался шакерт.

Ответил мулла:

- У Бога есть - у тебя нет!

 

25.

Пришел к булгарскому мулле человек с жалобой:

- Почему я такой не уверенный в себе?

Спросил его хэзрет:

- Ты абсолютно в этом уверен?

- Да, абсолютно!

 

26.

Бывают ли умные, талантливые воры? Бывают.

Вот почему, когда учителя взахлеб говорят о развитии мышле­ния, боюсь: как бы не забыли они о развитии духовности.

(Мыслишки новых времен - Абдельибн Гали).

 

27.

Шакерт сказал:

- Отец мой объявил голодовку хозяину.

Помолчал мулла и сказал:

- Зайчики объявили голодовку волкам. Скажи кому худо?

 

 

28.

Сказал шакерт:

- Простите, мулла-хэзрет, но я не могу решать задачи по матема­тике.

Ответил мулла:

- Никогда не говорите «я болею», ибо не поправитесь. Говорите «у меня болит», и тогда болезнь отступит. Никогда не говорите «я не могу», ибо в таком случае точно не справитесь. Говорите «у меня не получилось», и вы сумеете.

 

29.

Советы одинокой женщине.

- Ты переживала, что нет мужа, а теперь отчаиваешься, что нет ребенка. А ведь главное не ребенок, а друг, с которым тебе сладко.

- А если нет и друга?

- Так, может, это лучше, если его нет, чем негодяй, который от тебя хочет только одно, - сказал мулла.

 

30.

Должен.

Нельзя говорить людям «должен». Должен следует говорить только себе, если ты, действительно, должен.

 

31.

Кому ты должен.

Слова «долг и должен» придумали те, кто хотел бы, чтобы ты им был должен, но они тебе ничего не должны.

 

32.

Мулла:

- Смотри, как кошка гладит котенка.

- Чтобы был чистым, - сказали шакерты.

- Нет - чтобы рос смелым!

 

33.

Шакерт сказал:

- Диоген считал, что богатым людям жизнь кажется лучше и по­тому смерть тягостна, бедным - жизнь тягостна, зато смерть прини­мают легче.

Мулла-хэзрэт ответил:

- Верно, но формула неполная, так как содержит только два слу­чая, а их четыре. Невеждам - и жизнь тяжела, и смерть тяжела. А мудрым - и жизнь - весна, и смерть светла.

 

34.

Чем больше власти у человека, тем он менее свободен.

 

35.

Бросил мулла на закате камушек в пруд и сказал:

- Жизнь - это убегающие волны, и каждому свое число отведено. Великий Ганнибалпрожил 60, Чингиз- 72 года. Великий Искандар(Александр Македонский) - 33, Иван Бикбай (Калита) - 44. Все числа делятся ровно на 12 или 11. А сколько волн твоих на этой земле, ты подумал?

 

36.

Сказал молодой мулла родителям:

- Хвалите ребенка за дело, за поступок. А не вообще.

Поправил мулла-хэзрэт:

- Неверно. Поправлять следует конкретный проступок, а хвалить - личность. [2]

 

37.

Как хвалить.

- Нельзя говорить: ты вечно опаздываешь, и ты все ломаешь. Надо - ты сейчас опоздал, ты сейчас сломал. И наоборот, хвалить следует так: ты всегда внимательный, ты самый заботливый. Даже если мальчик в первый раз подарил матери цветы, следует сказать «ты всегда умница», ибо после таких слов последуют хорошие по­ступки.

 

38.

Спросил шакерт:

- Для чего Аллах придумал ад: что у него других дел нет, как во­зиться с грешниками? Или ему их страдания приятны?

Сказал мулла-хэзрэт:

- Да, простит тебя Господь за подобный вопрос, а меня за ответ вместо Господа. Ад - регулятор, чтобы не допустить беспредела на земле.

 

39.

Спросили родители:

- Бог разрешил людям рожать детей. Для чего?

- Не для того, - ответил мулла, - чтобы люди развлекались в ночи. Ибо Бог изобретателен, мог бы наделить нас лучшими усла­дами. И не для того, чтобы дети ухаживали за нами на старости. Бог милостив: он мог бы лучше каждого из нас позаботиться о нас. Бог разрешил людям иметь детей, чтобы испытать нас на доброту и от­ветственность.

 

40.

Советы родителям.

Каждый ребенок талантлив. Если бы это было не так, Бог был бы скуп. А он всемогущ и щедр. Каждому он дал талант.

Но талант - это клад. И ты, родитель, помоги чаду его найти.

 

41.

На именинах мурзы все гости повторяли одно и то же - «желаем тебе, уважаемый мурза, здоровья, счастья, благополучия, много де­тей, долгих лет жизни». Или «желаем тебе того, чего себе ты жела­ешь». Дошла очередь до муллы. Вытащил он из-за пазухи попугая, и тот прокричал все, что говорили гости.

Рассердились гости и спрашивают муллу:

- А ты-то сам, что пожелаешь?

- Купите себе попугаев, - сказал мулла и ушел восвояси.

 

42.

Докладывал главный визирь хану булгарскому состояние дел, что казна ломится от золота и драгоценностей, что холопы счаст­ливы и на границах благодать, и то и дело повторял «я убежден», «по моему глубокому убеждению», и все придворные ему вторили - «да-да, мы убеждены».

Дошла очередь до муллы:

- Вы когда-нибудь слышали, чтобы великий Мухаммед аль-Хо­резмиговорил - «по моему глубокому убеждению, дважды два рав­няется четырем».

Я убежден, говорят те, у кого нет доказательств.

43.

- Можно ли круглое сделать угловатым? - спросили шакерты.

- Герб Тимура: три круга расположены треугольником - ответил хэзрет.

- А можно ли угловатое сделать круглым?

- О, слишком много треугольников надо расположить по кругу. Вот почему от доброты (круг) до злости (треугольник) три шага, от злости до доброты - сорок.

 

44.

Один учитель любил повторять слова Тимура: «Правитель, авто­ритет которого слабее кнута и розог, не достоин своего звания. Но я же не правитель, а лишь всего – учитель».

Сказал булгарский мулла:

- Учитель должен быть выше Правителя

 

 

45.

Спросили шакерты:

- Вы нас ругаете, мулла-хэзрет?

- Нет, я вас не ругаю. Я расстраиваюсь. Когда вы говорите «он нас ругает» - вы себя немного оправдываете. Когда вы говорите «мы его расстроили» - вы немного вините себя и обещаете себе испра­виться.

 

46.

Говорил учитель родителям:

- Кувшин разбил - не кричи на ребенка. Кувшин не вернешь, а из ребенка вырастишь пугливого ягненка.

 

47.

Увидел мулла, как дети ссорились из-за котенка, чуть не разо­драли его, так как каждый кричал: «Мой котенок!».

Взял мулла котенка, погладил и сказал:

- Ты - моя киса, а я - твой человек.

 

 

48.

Приехал из Багдада молодой ученый, ученик прославленного аль-Джувайни:

- Мы пишем учебник истории народов. Учитель просил узнать определение, что такое ваше любимое блюдо - пэхлэви.

Не ответил булгарский мулла, пригласил ученого домой, и пока­зала жена-абыстай, как готовиться пэхлэви, и спотчивала гостей обильным ужином.

И только после этого сказал мулла-хэзрет:

- Определениями сыт не будешь. Мы в медресе учим детей не определять, а делать.

 

49.

Булгарский мулла сказал византийскому гостю:

- Вы призываете к Самореализации, а я прошу - реализуйте дру­гих. Вы говорите «человек человеку – брат», я рекомендую - будь брат брату человеком.