рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский о психологических аспектах труда

А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский о психологических аспектах труда - раздел Психология, Трудовое право. История психологии труда в России   Трудами А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролю­бова, ...

 

Трудами А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролю­бова, Н. В. Шелгунова, Д. И. Писарева, Н, Г. Чернышевского заложен был фундамент материалистической философии в России 60-х гг., который был далее развит И. М. Сеченовым и другими представителями отечественного естествознания.

Представления о труде и его роли в развитии личности бы­ли органичной частью общего философского мировоззрения, характерного для революционеров-демократов.

Общим для всех революционеров-демократов 40-60-х гг. XIX века являются следующие положения: материалистичес­кий монизм в решении психофизиологической проблемы, ут­верждение о несводимости (в то же время) психики к физио­логии, постановка проблемы личности как важнейшей психо­логической проблемы, тезис об обусловленности психических процессов качествами личности; представление о формирова­нии личности под определяющим влиянием условий ее жизни и деятельности, конкретно-исторических условий жизни чело­века, тезис о ведущей роли активности личности в становле­нии ее отношений к действительности, тезис о проявлении, вы­ражении качеств личности человека через его действия, поступ­ки, через деятельность; признание независимого существова­ния внешнего мира в человеческом познании; требование единства чувственного и логического в познании, неправомер­ности отрыва теории от практики, знания от жизни [75. С. 50].

Эти положения составили основу материалистической фи­лософской традиции в отечественной культуре, которая ока­зала огромное влияние на формирование мировоззрения пере­довых слоев представителей отечественной мысли, несмотря на то, что философская позиция революционеров-демократов была ограничена рамками антропологического материализма и свойственного ему преувеличения роли субъективных фак­торов в понимании движущих сил истории. Вклад русских ре­волюционных демократов в развитие передовой общественно-политической и научной мысли в дореволюционной России был исключительно велик, и именно революционные демокра­ты стали подлинными властителями дум всех передовых лю­дей России не только своего времени, но и в последующую эпоху [75. С. 50].

Для истории психологии труда представляют интерес не только общефилософские и общепсихологические воззрения революционеров-демократов, но и их понимание сущности тру­довой деятельности человека.

Так, в творчестве А. И. Герцена, по мнению Б. М. Теплова [78], центральное психологическое понятие - «действие», ибо только в деятельности смысл человеческой жизни. В книге «Кто виноват?» (1842) А. И. Герцен пишет: «Совершенное от­сутствие всякой определенной деятельности невыносимо для человека. Животное полагает, что все его дело - жить, а че­ловек жизнь принимает только за возможность что-нибудь делать» [14. С. 205]. В статье «Диалетантизм в науке» А. И. Герцена находим: «В разумном, нравственно-свободном и страстно-энергетическом деянии человек достигает действи­тельности своей личности» [15. С. 71].

В деятельности человека формируются его отношения к действительности, окружающим, к себе и своему месту в мире, формируется личность, главный стержень которой Герцен ви­дит в отношении человека к жизни. Так, в ответе одному из корреспондентов «Колокола» А. И. Герцен писал: «Хотите, я Вам открою секрет моей философии? Он может равно приго­диться для частной и для общей жизни. Вся тайна заключа­ется в тексте: «Марфа, Марфа, печешься о мнозе, едино же есть на потребу». Узнать, определить для себя это единое и оставить все: отца, мать и прилепиться к нему, за ним сле­дить со всей настойчивостью, страстью, ревностью, к которой человек способен, допуская всему остальному меняться, изме­нять, уклоняться» [16. С. 124].

Признавая активность личности как важное основание дей­ственной позиции человека-созидателя, а не созерцателя, А. И. Герцен показывает зависимость внутреннего мира лич­ности от внешних обстоятельств ее жизни. Эта зависимость со­циального, исторического, экономического порядка «призыва­ет человека продолжать начатое его отцами, ему естественно привязаться к тому, что его окружает...» [17. С. 111-112]. И эта зависимость, казалось бы, святая святых, «внутреннего ядра» личности жизни не отрицает понятия свободы и актив­ности личности. Свобода, активность понимается как созна­тельно подчиненная обстоятельствам жизни. Герцен критичес­ки и с сомнением относится к пониманию «ядра личности», якобы содержащего в себе необъяснимую внутреннюю актив­ность человека. Такая полная свобода личности от обстоя­тельств жизни представляется Герцену вариантом сумасшест­вия. Он развивает эти взгляды в рассказе «Еще из записок одного молодого человека» (1838 г.) [18. С. 455].

Но человек, по Герцену - не пассивный продукт действия среды. Он может ей подчиниться и стать ее полным выразите­лем, но может осознать действительность и противостоять вли­яниям среды. «Сильные и настойчивые люди достигают и того, что «создает около себя то, чего нет» («Кто виноват?» ч. II. 1845)[14. С. 112].

Способности и одаренность человека, по Герцену, - про­дукт активной деятельной работы по развитию у себя природ­ных задатков. Чем сильнее у человека потребность в их раз­витии, чем более сознательно он работает над собой, тем вы­ше результаты. «Все-таки странно, что почти все сильные лю­ди, большие поэты и мыслители происходят не из класса бога­чей, распивающих вино, а из класса рабочих. Где вы видели, что у богатых было больше всего талантов?» [19. С. 37]. Б. М. Теплов [78] сумел из сопоставления разных работ А. И. Герцена реконструировать его более или менее целост­ную непротиворечивую психологическую концепцию и в ней выделил главное - вполне осознанный А. И. Герценом под­ход к психологии с точки зрения исторического развития. Для А. И. Герцена психология была не самоцелью, а средством объяснения деятельности людей, их сложной зависимости от условий жизни. Пороки и язвы общества, таким образом, в своей главной причине оказывались продуктом не просто дей­ствий отдельных преступников с их индивидуальными особен­ностями, но порождением объективных условий общественной жизни, которую следует в корне менять, чтобы добиться уст­ранения порочного поведения людей.

Признание важнейшего значения обстоятельств жизни в оп­ределении психики, личности людей - основа психологичес­ких взглядов Н. Г. Чернышевского: «Жизнь рода человеческо­го, как и жизнь отдельного человека, слагается из взаимного проникновения очень многих элементов», среди которых для Н. Г. Чернышевского важен «материальный быт: жилища, пи­ща, средства добывания всех тех вещей и условий, которыми поддерживается существование, которыми доставляются жи­тейские радости или скорби» [86. С. 356]. Н. Г. Чернышев­ский считал, что от обстоятельств жизни зависят и умствен­ные и нравственные качества людей.

Для Чернышевского природные свойства людей, такие, как темперамент, врожденные склонности к медлительности или подвижности, маскируются обстоятельствами жизни, к кото­рым приспосабливается человек.

«Природный темперамент вообще заслоняется влияниями жизни, так что различить его несравненно труднее, чем обык­новенно предполагают» [87. С. 889].

Образ жизни, деятельности формирует привычки, из ко­торых складываются особые качества личности. Привычки, имеющие важное реальное значение, различны у разных сос­ловий или профессий по различию образа жизни [87. С. 890]. Таким образам формируются профессионально-важные каче­ства, профессиональные способности, если использовать тер­минологию 30-х гг. XX в. По Н. Г. Чернышевскому, профес­сионально важные качества формируются в процессе дли­тельного выполнения трудовой деятельности.

Внутренним двигателем деятельности человека, согласно Н. Г. Чернышевскому, являются потребности. В качестве при­сущей человеку потребности выступает потребность к деятель­ности. Только в деятельности возникает «феномен приятности или удовольствия» [88. С. 27]. «Источником удовольствия не­пременно должна быть какая-нибудь деятельность человечес­кого организма над внешними предметами» (там же). Отсюда отношение Чернышевского к труду и праздности: «Празд­ность есть отсутствие деятельности: очевидно, что она не мо­жет производить феномена так называемого ощущения» [88. С. 271-272]. В светской жизни «нет нормальной деятельнос­ти, т. е. такой деятельности, в которой объективная сторона дела соответствовала бы субъективной его роли, нет деятель­ности, которая заслуживала бы имя серьезной деятельности» [88. С. 272]. Поэтому светский человек «принужден создавать себе взамен нормальной деятельности фиктивную». Трудовая деятельность в отличие от других видов жизнедеятельности имеет, по Чернышевскому, признак серьезности, общественной ценности, трудности, которую нельзя не уважать.

Категория труда занимает одно из центральных мест в сис­теме взглядов Н. Г. Чернышевского. В конкретной осязаемо­сти идеал труда, с точки зрения социалиста, образец орга­низации труда, обстановки труда, в которой облагораживается личность человека, мы видим на примере швейной мастерской Веры Павловны в романе «Что делать?» [89].

Принципы организации работ, подбора работниц, взаимо­отношений управляющего (Веры Павловны) и работниц, принципы оплаты труда, организация режима труда и отдыха, преодоление монотонности в труде, формирование чувства коллективизма, нравственное совершенствование работниц, ак­тивное участие работающих в управлении, преодоление отчуж­дения труда, характерного для капиталистического производ­ства - вот вопросы, которые обсуждаются Чернышевским в форме рассказа о деятельности Веры Павловны, о нововведе­ниях в мастерской.

В романе «Что делать?» Н. Г. Чернышевский приблизил к жизни, показал возможную реализацию философских, эстети­ческих и социалистических идей, в общей теоретической фор­ме высказанных им в работах «Антропологический принцип в философии» [88]. «Основания политической экономии (по Миллю)» [90], в диссертации «Эстетические отношения искус­ства к действительности» [91], «Капитал и труд» [85].

Последняя работа [85] содержит критерии нормального, идеального труда с точки зрения общества, с позиции субъ­екта труда. В качестве научного обоснования этих критериев используются и психофизиологические представления о чело­веке, его деятельности.

Представления Н. Г. Чернышевского как лидера револю­ционеров-демократов 60-х гг. оказали значительное влияние на передовые слои русской интеллигенции, деятелей, разра­батывавших вопросы социологии и экономики труда в 70- 80-е гг. XIX в.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Трудовое право. История психологии труда в России

На сайте allrefs.net читайте: "Трудовое право"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский о психологических аспектах труда

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Знания по истории психологии труда в профессиональной культуре специалиста-человековеда
  Работа в области науки, понимаемая как производство достоверной информации определенного рода, обязательно предполагает акты оценки этой информации по признаку но­визны. Вопрос о ст

Предмет и задачи истории психологии труда
  В общем виде речь о предмете и задачах истории психо­логии труда была уже начата в введении, ибо без некоторого предварительного представления об этом вопросе нельзя бы­ло говорить

Источники и методы исследования
  Если, как мы условились в § 2, понимать под предметом изучения в нашем случае любое полезное психологическое знание о труде и трудящемся, сохраняемое людьми тем или иным способом (и

О психической регуляции труда
  Для исторической науки в целом реконструкция религиозных представлений является важным критерием уровня духовного развития человеческой общности изучаемого периода, ибо с религией т

Отражение психологических знаний о труде в сказках, легендах, заговорах, обрядах
  В сказках передавались народные представления о роли труда в жизни человека, превозносилось трудолюбие и мас­терство. Достаточно вспомнить всем известные с детства об­разы Марьи-иск

Изобразительные средства фиксации представлений о труде у древних славян и их предков
  Первыми способами применения визуальных средств для фиксации элементов труда были, несомненно, изображения животных - объектов охоты - на стенах пещер в эпоху ка­менного века. Множе

Песня и ритм - средства управления функциональным состоянием человека в труде
  В условиях первобытнообщинного строя орудия труда бы­ли малопроизводительными, и, как правило, их изготовление или использование в труде было связано с затратой больших физических у

Психологическое знание о труде в народных пословицах и поговорках
  В XIX в. многие писатели, лингвисты, этнографы занима­лись собиранием фольклора, описаний обрядов, поверий. Именно этот период в истории нашей страны был связан с накоплением матери

Психологическое знание о труде в памятниках XI-XVII вв.
  Летопись, как известно, «молчит» о простом человеке и тем более его труде, описывая в основном деяния правящей верхушки общества. Из работ специалистов-историков, рекон­струирующих

Петровские преобразования и психологическое знание о труде
  Сразу же оговоримся, что названный период в жизни стра­ны совершенно не разработан в истории психологического знания о труде, в то время как есть веские теоретические ос­нования ожи

Психологическое знание о труде в сочинениях М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева
  Если культура есть совокупность достижений людей в ма­териальном и духовном производстве, умственном, нравст­венном развитии и общественном устройстве и если труд, та­ким образом, н

Некоторые особенности социально-экономического развития страны
  Развитие капитализма и связанных с этим нетрадицион­ных форм машинного производства в России конца XIX - начала XX в. сопровождалось губительным ростом несчаст­ных случаев. В 80-90

Технико-психологическое проектирование средств труда в промышленности
  Первый поток исследований человеческого фактора труда, обусловленный тревогой в связи с ростом аварий, несчастных случаев, катастроф, был неспецифическим и имел характер научной раз

Идеи согласования особенностей человека и техники в сельскохозяйственном труде
  Россия рассматриваемого периода была, как известно, страной по преимуществу аграрной. К 1913 г. было зафикси­ровано свыше 800 заводов, изготавливающих сельскохозяйст­венные машины и

Человек и техника в отечественном воздухоплавании
  Важное значение следует придать исследованиям трудовой деятельности в области воздухоплавания, пилотирования ле­тательных аппаратов. Первые шаги по изучению деятельнос­ти воздухопла

Технико-психологическое проектирование средств труда в системе железнодорожного транспорта
  Для истории психологии труда, инженерной психологии, эргономики особенный интерес имеет постановка проблемы «человек и техника на железнодорожном транспорте». Здесь эти вопросы стан

Идеи проектирования режимов и условий труда
  Прежде всего полезно указать на процессы в своем роде «аптипроектирования» или стихийного (в смысле - направ­ленного против трудящегося и поддерживаемого таким сила­ми, которым труд

Идеи организационно-психологического проектирования
  Организационно-психологические подходы, то есть подхо­ды к осмыслению и преобразованию организации труда в свя­зи с соображениями психологического порядка, в рассматри­ваемый период

Идеи учета субъектных факторов труда при беспроцедурном подборе человека для работы
  Развитие нетрадиционных форм труда, наиболее явно представленное в железнодорожном деле, в нарождающейся авиации, а также в наиболее сильно развивающихся направлениях промышленности

Идеи учета субъектных факторов труда с применением некоторых процедур оценки профессиональной пригодности человека
  Что касается специальных освидетельствовании, проверок, испытании персонала в связи с предполагаемой, поручаемой деятельностью, то необходимость их, скорее всего, была осо­знана, по

Идеи подбора - «приискания» - работы, профессии для человека
  Идея подбора работы для человека является, несомненно, более гуманной, чем мысль о селекции людей для социально фиксированного вида работы, поскольку она предполагает ма­нипуляцию н

Идеи формирования познавательных составляющих деятельности и умственных качеств человека - субъекта труда
  Следует признать, что в рассматриваемый период не бы­ло и еще не могло быть одностороннего культа исполнитель­но-двигательного навыка или автоматизма трудовых дей­ствий. За единичны

Идеи формирования исполнительных составляющих деятельности человека --субъекта труда
  В развивающемся капиталистическом хозяйстве России 80-90-х годов XIX в. дело профессионального образования превращается из складывавшегося по вековым традициям в ремесленном произво

Идеи совершенствования качеств личности человека - субъекта труда
  Поскольку озабоченность организаторов производства и профессионального образования проблемами человека как предмета познания и руководства была продиктована не их осведомленностью в

Идеи улучшения труда в связи с саморегуляцией человека как субъекта
  Вопрос о месте, роли, возможностях саморегуляции чело­века и группы людей (как «совокупного» субъекта труда) обострился в последнее десятилетие XIX в. в связи с неуем­ной тенденцией

Некоторые предваряющие представления
  Не исключено, что эффект отставания изысканий от про­ектов (проекты задают изыскания) во времени является вполне закономерным и не специфичным только лишь для рассматриваемого здесь

Вопросы психологии отрасли хозяйства как психологии сообщества. Д. И. Журавский, И. И. Рихтер
  В России, также как и в странах Западной Европы, к концу XIX в. развитие капиталистического хозяйства поста­вило на очередь дня вопросы совершенствования управления производством. О

Изучение общих и индивидуальных особенностей работоспособности и утомления
  Рассмотрение названной темы мы уже начали в § 28 в связи с упоминанием о работе Ф. Ф. Эрисмана. В петербург­ском Психоневрологическом институте (основан В. М. Бех­теревым в 1907 г.)

По проблеме утомления и трудоспособности
(по публикациям конца XIX – начала XX в. в России)   №№ п/п* Предмет исследования Методы исследования

И. М. Сеченов и отечественная психология труда
  Выдающийся педагог К. Д. Ушинский (1824-1879) взял на вооружение идеи революционеров-демократов о том, что далеко не всякий труд оказывает благотворное влияние на личность человека,

Сфера рационализации труда и управления производ­ством
Профилактика аварий и производственных травм (созда­ние предохранительных приспособлений, безопасных машин; учет человеческих факторов в .проектировании фабричных зданий, мастерских, в организации

Сфера охраны жизни и здоровья трудящихся
Профилактика профессиональных болезней, производст­венного травматизма, профессионального утомления, умст­венного утомления школьников; разработка гигиенических описаний и классификаций профессий;

Сфера подготовки кадров
  Труд в общеобразовательной школе (использование тру­да как средства нравственного воспитания личности; формирование основ работоспособности ученика; коррекция дефек­тов работоспособ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги