рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психологическое знание о труде в памятниках XI-XVII вв.

Психологическое знание о труде в памятниках XI-XVII вв. - раздел Психология, Трудовое право. История психологии труда в России   Летопись, Как Известно, «Молчит» О Простом Человеке И Тем Бол...

 

Летопись, как известно, «молчит» о простом человеке и тем более его труде, описывая в основном деяния правящей верхушки общества. Из работ специалистов-историков, рекон­струирующих «двор и дом» древнерусской «рядовой» семьи [67], мы узнаем, что в IX-XIII вв. городская усадьба-«двор» - практически не отличалась от сельской, да и сам город ча­сто был: просто некоторым относительно плотным скоплением дворов - «сельцом» и т. д. Доставляемые археологами сведе­ния о планировке типичного дома проливают некоторый свет на распределение трудовых функций между членами семьи и между семьями. Уже то обстоятельство, что при некоторых немногих вариациях имеет место достаточно определенная устойчивая планировка интерьера дома, который часто был для рядового горожанина-ремесленника одновременно и жильем и мастерской, говорит о том, что в сознании людей существовали определенные представления о должной струк­туре «рабочего места» или «рабочей зоны», если выражаться современным языком. Так, главным элементом интерьера из­бы была печь (к ней приноравливалась вся прочая планиров­ка помещения). Угол напротив печного устья, где женщины не только стряпали, но и пряли, получил со временем назва­ние «бабий кут» (угол) или «середа» [67. С. 19]. Угол по ди­агонали от печи (а печь располагалась в одном из углов - справа или слева от входа в помещение - парадная часть избы или «красный угол», где ставили стол, лавки, где ели, сажали гостей. Четвертый угол предназначался для мужских работ. Здесь располагалась, в частности, длинная скамейка со спинкой - «коник», мог находиться гончарный круг и т. п. К дому могло быть пристроено помещение-мастерская для специальных работ. Археологи открыли, например, остатки производственных сооружений - зольников и чанов для об­работки, дубления кож, металлургических, гончарных, куз­нечных горнов и др. В качестве отдельной хозяйственной по­стройки на дворе могла быть плавильная печь - домница и т. п.

Устойчивость функционального распределения частей из­бы-мастерской, а также усадьбы в целом являлась признаком материальной, вещественной фиксации некоторых деятельностных норм, норм трудовой деятельности (в отношении орга­низации и последовательности трудовых действий).

В XIII-XV вв., судя по раскопкам археологов, встреча­ются и крупные усадьбы, включавшие, например, три жили­ща, две мастерские и семь прочих служебных построек (по М. Г. Рабиновичу. С. 30), принадлежавшие «боярину», но на­селенные «его людьми» или городскими ремесленниками. В отношении богатых домов известно, что в них могли быть «светлицы» - «специальные светлые помещения, предназна­ченные для женских тонких работ: вышивания, художествен­ного тканья и иных рукоделий» [67. С. 38].

Эволюция обычного жилища-мастерской состояла в том, что «бабий кут» отделялся перегородкой и возникала кухня [67. С. 114], делались пристройки, увеличивалась площадь дома, вместо «однокамерного» делались «пятистенники» (из­бы с капитальной перегородкой внутри), «трехкамерные» до­ма и т. д. Функционально распределение площади богатых господских домов могло предполагать в дальнейшем - в XVIII-XIX вв. - и танцевальный зал, и «бильярдную» и «говорильню» («диванную»), и «кабинет», и «удобства», но вместе с тем молчаливо говорит об отношении к субъекту ма­териально-производительного и обслуживающего труда то об­стоятельство, что в «достаточном» господском, городском до­ме, по публикуемым в XIX в. рекомендациям, «специальных комнат для житья слуг нет: повар и кухарка отгораживают себе закуток в кухне, прачка - в прачечной, лакей и горнич­ные спят в комнатах, кто где устроится...» [67. С. 118].

Но вернемся к началу рассматриваемого периода истории нашей страны - к XI-XIII вв. Он характеризуется развити­ем феодальных отношений, при которых крестьяне (смерды) оказывались во все более тесной зависимости от феодалов- собственников земли (бояр, князей и представителей церкви).

Основу сельского хозяйства составляло пахотное земледе­лие. На юге пахали плугом (или ралом), на севере - сохой. Земледелие выполняло настолько важную роль в хозяйстве русского государства, что засеянное поле называлось «жиз­нью», а основной злак - «житом» [31. С. 62]. Использовалась уже «переложная» система, при которой отдельные поля не засеивали, чередовали посевы яровых и озимых. То есть уже в эти далекие годы сложились основы хозяйствования, сохра­нившиеся вплоть до XIX в. Наряду с земледелием занимались и скотоводством.

Мелкие крестьянские хозяйства (семьи) объединялись в общины, которые на основе круговой поруки платили дань, отвечали за преступления. В общину входили и сельские ре­месленники (кузнецы и др.).

Древнерусское государство укреплялось благодаря разви­тию ремесел, торговле и военным походам князей. По летописям до XIII в. на Руси насчитывалось 224 города [71]. По данным археологов, в древних русских городах Х-XIII вв. можно было насчитать до 64-х специальностей ремесленни­ков, занимавшихся изготовлением изделий на продажу. Сре­ди них: кузнецы по железу, домники, оружейники, бронники, щитники; мастера по изготовлению шлемов, стрел, замочники, гвоздочники; котельники (литейщики), кузнецы меди, литей­щики крестов-складней, волочильщики медной, серебряной, золотой проволоки, серебренники, мастера по изготовлению тисненых колтов и других изделий с чернью, сережники, златокузнецы; древоделы, огородники (строители крепостей), городники, мостники, столяры, токари, бочары, резчики по де­реву, кораблестроители-ладейники; каменщики, каменосечцы (скульпторы-декораторы), жерносеки, кровельщики; живопис­цы; кожевники, усмошвецы, мастера по изготовлению перга­мена, мастера по изготовлению сафьяна, сапожники; седель­ники, тульники, скорняки, шорники; ткачи, опонники, порт­ные-швецы, мастера по изготовлению набивных тканей, красильники; гончары, кирпичники, корчажники, мастера по из­готовлению поливных плиток и писанок, игрушечники; эмальеры (перегородчатая эмаль), мозаичники, стеклодувы, масте­ра по изготовлению стеклянных браслетов, крестечники (вы­емчатая эмаль); косторезы, гребенщики, лучники, камнерезы (мелкая каменная резьба), гранильщики; писцы книжные, златописцы, миниатюристы, переплетчики, иконники; масленники [71. С. 509]. Здесь не упомянуты профессии, представи­тели которых осуществляли обслуживающие функции (пова­ра, возчики, скоморохи, гусляры и пр.), а также профессии, требовавшие особого таланта и подготовки (архитекторы, ле­кари и пр.).

Специальности выделялись в то время не по принципу от­дельных технических приемов, а по принципу изготовления отдельных предметов. Поэтому один мастер должен был вла­деть и ювелирным делом и кузнечным и уметь работать с ко­жей и пр. Например, «щитник» - ремесленник, изготовляв­ший щиты, пользовался деревом, которое обрабатывалось теслом, пилой, ножом, сверлом; имел дело с кожей и соответ­ствующими инструментами (шилом, особыми ножами); ис­пользовал медь и железо и инструменты для их обработки (молотки, наковальни, зубило, заклепки) [71. С. 505].

Свободные городские ремесленники объединялись в арте­ли под руководством старшины. Были также вотчинные ре­месленники и монастырские. Монастырские ремесленники подчинялись, в частности, Уставу Федора Судита, введенному в Киеве в XI в. Устав содержал систему наказаний ремеслен­ников за возможные промахи в работе. Так, например, «О усмошивцы: аще небрежением преломить шило или ино что, имъ же усмь режут, да поклонится 30 и 50 или 100... Аще на потребу възметь кожю или усние и, не съблюдае, режеть и не прилагаеть меры сапожныя... сухо да ясть» [71. С. 499]. В «Житии Феодосия» имеется аналогичное требование по отно­шению к строителям - «древоделателям»: если кто «... аще исказит древо, или перерубит не в лепоту... сухо да ясть» [20. С. 56]. Таким образом, предполагается некоторая психологи­ческая модель стимуляции аккуратности, внимательности в работе (устрашение перспективой еды «всухомятку»).

Развитие Древнерусского государства, его культуры было на два столетия задержано разгромом монголо-татарскими полчищами русских городов в 1237, 1240 гг. Русский народ ценой своей крови создал возможность Западной Европе про­должать хозяйственное и культурное развитие. Последствие монголо-татарского нашествия для Руси, в частности, состоя­ло в массовом разорении и сельского и городского хозяйства. Погибли или попали в плен квалифицированные ремеслен­ные кадры, были утрачены многие ценные технологические приемы, ремесленные изделия стали более грубыми, упрости­лись. Сложные виды ремесла возродились лишь через 150- 200 лет (резьба по камню, скань, чернь, перегородчатая эмаль, полихромная поливная керамика и др.) [31. С. 128]. Замед­лилась тенденция развития товарного производства, превра­щения ремесла в мелкотоварное производство. Почти сто лет понадобилось для восстановления «домонгольского» уровня народного хозяйства. Понятно, что в этот тяжелый период по­гибли ценнейшие памятники письменности, материальной культуры, что послужило основанием для историков XVIII, XIX вв. считать и домонгольский период истории Руси отста­лым и в корне отличающимся от развития западноевропей­ских государств. Широко известны были русские клинки, кольчуги, изделия златокузнецов, изделия с эмалью, резьбой по кости [31. С. 65]. В этот период народ создал и выдающие­ся произведения литературы, живописи, зодчества. В Х в. был создан новый эпический жанр - героический былинный эпос. Городское население (ремесленники) участвовало в управле­нии городом, в городском вече (особенно в XII-XIII вв.).

Памятники русской письменности и материальной культу­ры Древней Руси еще ждут своих исследователей - истори­ков психологии. Поэтому, не претендуя на системность и пол­ноту анализа этих источников, остановимся на некоторых от­дельных примерах, которые могут служить иллюстрацией представленности в общественном сознании людей психоло­гических знаний о человеке - субъекте труда.

В древнейшем своде летописей «Повесть временных лет» (пергой половины XI в.) можно найти описание двухэтапного диагностического исследования личности военачальников, про­веденного в целях обоснования государственного прогноза и решения: продолжать ли войну с ним или откупиться любой данью? (Для нас несущественно, вымысел здесь или правда, с точки зрения гражданской истории: важно, что в сознании писавшего была отрефлексирована идея о связи личностных свойств и личностных реакций в типичных (модельных) об­стоятельствах, идея о связи личности и деятельности; и это есть историко-психологическая, психологическая правда.) Речь шла о войне Святослава с греками, в которой Святослав выиграл битву. Царь греков, согласно летописи, созвал к се­бе своих бояр на совет и сказал им: «Что створим, яко не мо­жем противу ему стати?» Бояре посоветовали проверить, что за человек Святослав, что он любит, к чему склонен, на­сколько воинствен. Решили послать к нему «мужа мудра», который должен был наблюдать за поведением Святослава и его отношением к подаркам: «Глядай взора и лица его и смысла его». Оказалось, что Святослав к драгоценностям рав­нодушен, но к оружию имеет склонность и любовь. На этом основании было решено войну с ним прекратить и согласиться на любую дань [84. С. 15].

В той же летописи описаны события, из которых становит­ся понятно, что автору ясна роль информации в принятии ре­шения и некоторые механизмы психологического - рефлек­сивного, как теперь бы сказали, управления людьми. Речь идет о сказании о «белгородском киселе». Печенеги обложи­ли русский город, и в нем уже начался голод. Но осажден­ные нашли чисто психологическое решение в этой безвыход­ной ситуации. Собрали остатки зерна, отрубей, сделали «цежь» - раствор, из которого варят кисель, налили его в бочку и поместили в колодец. То же самое сделали с остат­ками меда, поместив «медовую сыть» в другой колодец. При­гласив печенегов, осаждаемые показали, что нет смысла сте­речь город, ибо горожане кормятся «от земли». Послы уви­дели, попробовали «пищу», взяли с собой. В итоге печенеги «подивишася» и «всташа от града, въсвояси идоша» [84.С. 19, 20].

Другим примером использования психологических знаний в управлении людьми может быть литературный памятник «Послание Данила Заточенаго к великому князю Ярославу Всеволодовичу», который относят к первой четверти XIII в. Этот текст, вероятно, имел функцию «рекомендации» руково­дителю в целях внести коррекцию в стиль его правления и состояние дел в княжестве. Многие рекомендации относятся к области межличностного восприятия, к «подбору кадров», как мы теперь говорим. В начале текста-гимн разуму, мудрос­ти. Затем текст посвящен тому, чтобы привлечь внимание чи­тателя - власть имущего, т. е. преследуется цель установле­ния контакта с ним, стимулировать читателя к внимательно­му отношению к сообщению. В конце - самоуничижение автора, славица князю. Но эта форма - лишь обрамление главной мысли, состоящей в том, что князь (руководитель) должен уметь разбираться в людях, уметь видеть за внешно­стью, богатством, возрастом внутреннее содержание челове­ка, его ум или глупость и окружать себя умными людьми: «...Не возри на внешняя моя, но вонми внутренняя моя. Аз бо есмь одеяниемъ скуден, но разумом обилен; юнъ возрастъ имыи, но стар смыслъ вложихъ вонь» [84. С. 138-145]. Кня­зю советуют собирать храбрых и умных людей. «Умен муж не вельми бывает на рати храбръ, но крепокъ в замыслех» (там же).

В области политической XIV-XVII вв. - время укрепле­ния русского единого государства, эпоха возрождения рус­ской культуры (живописи, зодчества и др.). В области сель­ского хозяйства - это время дальнейшего развития феодаль­ных отношений, закрепления крестьян во власти феодалов. В городах получает дальнейшее развитие ремесленная органи­зация; несмотря на то что практически нет прямых свиде­тельств цеховой организации ремесленников в русских городах этого времени, по косвенным данным историки все же при­держиваются мнения о том, что в России развитие ремесла шло принципиально тем же путем, что и в Западной Европе, но с учетом отставания, вызванного монголо-татарским игом. Так, Б. А. Рыбаков выделяет три этапа в развитии ремес­ленных организаций: на первом этапе ремесленники селятся в городах по профессиональному признаку, территориально объ­единяются в слободы, улицы, выбирают своих старейшин (или сотников). Внешние признаки: празднование в честь своего христианского патрона-покровителя ремесла, создание патрональной церкви. Нет препятствий для вступления в организа­цию ремесленников, ибо ее члены заинтересованы в пополне­нии. С психологической точки зрения это симптом развития профессионального самосознания, сознания причастности к общности определенного рода, а значит, и симптом фиксации представления о профессиональных качествах человека [71. С. 738].

Второй этап выделяется в условиях, когда ремесленники вступают в жесткую конкуренцию между собой, когда они ра­ботают на рынок и передают продукцию через купцов-посред­ников. Здесь возникает более жестокая эксплуатация учени­ков и подмастерий мастерами, создаются препятствия подма­стерьям заниматься самостоятельно ремеслом и поэтому тре­буют от подмастерий особо высоких навыков, уменья сделать пробное (образцовое) изделие. Цех становится кастой, очень трудно детям из других слоев народа стать мастером. Начи­нается борьба мастеров и подмастерий. Вводятся ремеслен­ные уставы, регламентирующие способ работы, количество учеников, длительность рабочего дня, количество рабочих дней в неделю и пр. Все члены цеха искусственно поставле­ны в равные условия труда и сбыта продукции.

Третий этап в развитии ремесленных организаций отно­сится к периоду зарождения мануфактур. В России - это конец XVII в. В недрах ремесленного производства зарожда­ется торговый капитализм. Мастера превращаются в скуп­щиков и предпринимателей, использующих наемный труд, са­ми уже не работают как ремесленники. В этот период поня­тие «цех» сливается с понятием «территориальный район». Ос­новные элементы цеховой организации (выборная админист­рация, касса взаимопомощи, цеховые собрания и пр.) вырож­даются и утрачивают свое значение. Но в России цеховое устройство ремесла оставалось вплоть до начала XX в. Оно закреплено «Ремесленным положением» 1785 г., в котором бы­ло выделено сословие ремесленников. В России, правда, в этот период цеховые организации не вводили строгой регла­ментации размеров производства, количества мастеров и под­мастерьев [31].

Рассматриваемый период истории еще ждет своих иссле­дователей из числа психологов труда. При выборочном ана­лизе письменных источников этого времени можно остано­виться, например, на высказываниях Нила Сорского (конец XV - начало XVI в.) о путях овладения «страстями» - не­благоприятными состояниями, как теперь бы сказали. Он да­ет, в частности, «трудотерапевтическую» рекомендацию: «Тво­ри что-либо рукоделия, сим бо лукавые помыслы отгоня­ются» [57. С. 92]. В «Домострое» (XVI в.) находим идею со­образовывать выбор направления трудового обучения с лич­ными качествами подрастающего человека: «... учити рукоде­лию матери дщери, а отцу сынове, кто чего достоин, каков кому просуг бог даст» [84. С. 273]. Здесь же, в «Домострое» указано, каких подбирать людей для ведения домашнего хо­зяйства: «...А людей у себя добрых дворовых держати, чтобы были рукоделны: кто чему достоин и какому рукоделию учен. Не вор бы, не бражник, не зерщик, не тать, не разбой­ник, не чародей, не корчмит, не оманщик...» [8. С. 225].

«Стоглав» (XVI в.) - сборник постановлений «стоглавого собора»-содержал, в частности, свод правил организации иконописного дела, который по сути был направлен на сохра­нение монополии духовенства на изготовление икон и запре­щал ремесленникам частное их производство, дабы охранять живопись от самовольства, «плотского» изображения Христа и пр. Отмечалось, что не всякий человек может стать иконником, а только избранный богом, почти святой, угодный и по­слушный церкви: «Подобает бо быти живописцу смирну и кротку, благоговейну, не празднословцу, ни смехотворцу, ни сварливу, ни завистливу, ни пияницы, ни убийцы, но паче же всего хранити чистоту душевную и телесную со всяким опа­сением, не могущим же до конца тако пребыти по закону женитися и браку сочетатися» [21. С. 104].

И приведенная выше выдержка из «Домостроя» и текст об иконописце из «Стоглава» построены в форме предъявления общих требований к работнику. Такого рода документы в XX в. стали называть профессиограммами, психограммами (если, как в приведенных случаях, в них содержатся именно психологические требования к человеку-работнику). Нетрудно заметить, что в указанных «психограммах» очень выражен личностный подход - свойства личности (пусть иной раз в форме отрицательных суждений «не оманщик», «не праздно­слов» и т. п.) даны более детально, чем указания на операци­ональную подготовку (чему «учен»), а что касается иконо­писца, то здесь «критерии отбора» чисто личностные. Лич­ностный подход при анализе требований деятельности к че­ловеку, очевидно, исторически первичен, хотя в XX в. психо­логам и пришлось «ставить вопрос» о нем, бороться за него.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Трудовое право. История психологии труда в России

На сайте allrefs.net читайте: "Трудовое право"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психологическое знание о труде в памятниках XI-XVII вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Знания по истории психологии труда в профессиональной культуре специалиста-человековеда
  Работа в области науки, понимаемая как производство достоверной информации определенного рода, обязательно предполагает акты оценки этой информации по признаку но­визны. Вопрос о ст

Предмет и задачи истории психологии труда
  В общем виде речь о предмете и задачах истории психо­логии труда была уже начата в введении, ибо без некоторого предварительного представления об этом вопросе нельзя бы­ло говорить

Источники и методы исследования
  Если, как мы условились в § 2, понимать под предметом изучения в нашем случае любое полезное психологическое знание о труде и трудящемся, сохраняемое людьми тем или иным способом (и

О психической регуляции труда
  Для исторической науки в целом реконструкция религиозных представлений является важным критерием уровня духовного развития человеческой общности изучаемого периода, ибо с религией т

Отражение психологических знаний о труде в сказках, легендах, заговорах, обрядах
  В сказках передавались народные представления о роли труда в жизни человека, превозносилось трудолюбие и мас­терство. Достаточно вспомнить всем известные с детства об­разы Марьи-иск

Изобразительные средства фиксации представлений о труде у древних славян и их предков
  Первыми способами применения визуальных средств для фиксации элементов труда были, несомненно, изображения животных - объектов охоты - на стенах пещер в эпоху ка­менного века. Множе

Песня и ритм - средства управления функциональным состоянием человека в труде
  В условиях первобытнообщинного строя орудия труда бы­ли малопроизводительными, и, как правило, их изготовление или использование в труде было связано с затратой больших физических у

Психологическое знание о труде в народных пословицах и поговорках
  В XIX в. многие писатели, лингвисты, этнографы занима­лись собиранием фольклора, описаний обрядов, поверий. Именно этот период в истории нашей страны был связан с накоплением матери

Петровские преобразования и психологическое знание о труде
  Сразу же оговоримся, что названный период в жизни стра­ны совершенно не разработан в истории психологического знания о труде, в то время как есть веские теоретические ос­нования ожи

Психологическое знание о труде в сочинениях М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева
  Если культура есть совокупность достижений людей в ма­териальном и духовном производстве, умственном, нравст­венном развитии и общественном устройстве и если труд, та­ким образом, н

А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский о психологических аспектах труда
  Трудами А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролю­бова, Н. В. Шелгунова, Д. И. Писарева, Н, Г. Чернышевского заложен был фундамент материалистической философии в России 60-х гг

Некоторые особенности социально-экономического развития страны
  Развитие капитализма и связанных с этим нетрадицион­ных форм машинного производства в России конца XIX - начала XX в. сопровождалось губительным ростом несчаст­ных случаев. В 80-90

Технико-психологическое проектирование средств труда в промышленности
  Первый поток исследований человеческого фактора труда, обусловленный тревогой в связи с ростом аварий, несчастных случаев, катастроф, был неспецифическим и имел характер научной раз

Идеи согласования особенностей человека и техники в сельскохозяйственном труде
  Россия рассматриваемого периода была, как известно, страной по преимуществу аграрной. К 1913 г. было зафикси­ровано свыше 800 заводов, изготавливающих сельскохозяйст­венные машины и

Человек и техника в отечественном воздухоплавании
  Важное значение следует придать исследованиям трудовой деятельности в области воздухоплавания, пилотирования ле­тательных аппаратов. Первые шаги по изучению деятельнос­ти воздухопла

Технико-психологическое проектирование средств труда в системе железнодорожного транспорта
  Для истории психологии труда, инженерной психологии, эргономики особенный интерес имеет постановка проблемы «человек и техника на железнодорожном транспорте». Здесь эти вопросы стан

Идеи проектирования режимов и условий труда
  Прежде всего полезно указать на процессы в своем роде «аптипроектирования» или стихийного (в смысле - направ­ленного против трудящегося и поддерживаемого таким сила­ми, которым труд

Идеи организационно-психологического проектирования
  Организационно-психологические подходы, то есть подхо­ды к осмыслению и преобразованию организации труда в свя­зи с соображениями психологического порядка, в рассматри­ваемый период

Идеи учета субъектных факторов труда при беспроцедурном подборе человека для работы
  Развитие нетрадиционных форм труда, наиболее явно представленное в железнодорожном деле, в нарождающейся авиации, а также в наиболее сильно развивающихся направлениях промышленности

Идеи учета субъектных факторов труда с применением некоторых процедур оценки профессиональной пригодности человека
  Что касается специальных освидетельствовании, проверок, испытании персонала в связи с предполагаемой, поручаемой деятельностью, то необходимость их, скорее всего, была осо­знана, по

Идеи подбора - «приискания» - работы, профессии для человека
  Идея подбора работы для человека является, несомненно, более гуманной, чем мысль о селекции людей для социально фиксированного вида работы, поскольку она предполагает ма­нипуляцию н

Идеи формирования познавательных составляющих деятельности и умственных качеств человека - субъекта труда
  Следует признать, что в рассматриваемый период не бы­ло и еще не могло быть одностороннего культа исполнитель­но-двигательного навыка или автоматизма трудовых дей­ствий. За единичны

Идеи формирования исполнительных составляющих деятельности человека --субъекта труда
  В развивающемся капиталистическом хозяйстве России 80-90-х годов XIX в. дело профессионального образования превращается из складывавшегося по вековым традициям в ремесленном произво

Идеи совершенствования качеств личности человека - субъекта труда
  Поскольку озабоченность организаторов производства и профессионального образования проблемами человека как предмета познания и руководства была продиктована не их осведомленностью в

Идеи улучшения труда в связи с саморегуляцией человека как субъекта
  Вопрос о месте, роли, возможностях саморегуляции чело­века и группы людей (как «совокупного» субъекта труда) обострился в последнее десятилетие XIX в. в связи с неуем­ной тенденцией

Некоторые предваряющие представления
  Не исключено, что эффект отставания изысканий от про­ектов (проекты задают изыскания) во времени является вполне закономерным и не специфичным только лишь для рассматриваемого здесь

Вопросы психологии отрасли хозяйства как психологии сообщества. Д. И. Журавский, И. И. Рихтер
  В России, также как и в странах Западной Европы, к концу XIX в. развитие капиталистического хозяйства поста­вило на очередь дня вопросы совершенствования управления производством. О

Изучение общих и индивидуальных особенностей работоспособности и утомления
  Рассмотрение названной темы мы уже начали в § 28 в связи с упоминанием о работе Ф. Ф. Эрисмана. В петербург­ском Психоневрологическом институте (основан В. М. Бех­теревым в 1907 г.)

По проблеме утомления и трудоспособности
(по публикациям конца XIX – начала XX в. в России)   №№ п/п* Предмет исследования Методы исследования

И. М. Сеченов и отечественная психология труда
  Выдающийся педагог К. Д. Ушинский (1824-1879) взял на вооружение идеи революционеров-демократов о том, что далеко не всякий труд оказывает благотворное влияние на личность человека,

Сфера рационализации труда и управления производ­ством
Профилактика аварий и производственных травм (созда­ние предохранительных приспособлений, безопасных машин; учет человеческих факторов в .проектировании фабричных зданий, мастерских, в организации

Сфера охраны жизни и здоровья трудящихся
Профилактика профессиональных болезней, производст­венного травматизма, профессионального утомления, умст­венного утомления школьников; разработка гигиенических описаний и классификаций профессий;

Сфера подготовки кадров
  Труд в общеобразовательной школе (использование тру­да как средства нравственного воспитания личности; формирование основ работоспособности ученика; коррекция дефек­тов работоспособ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги