СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ - раздел Психология, Тайные пружины человеческой психики То, Чем Мы Занимались В Предыдущих Разделах, Так Или Иначе Требовало Участия ...
То, чем мы занимались в предыдущих разделах, так или иначе требовало участия 1-й и 2-й сигнальных систем. Поэтому здесь мы основное внимание уделим биопсихическое трансформации и имагоэнергетике— то есть субстанциям, находящимся в ведомстве 3-й сигнальной системы.
Еще раз напомню, что было бы ошибочно путать наш тренинг с телепатическими опытами. Мы задействуем совершенно иные механизмы для достижения совершенно иной цели.
Работа предполагает наличие пары, но если у вас нет таковой или вы не хотите никакой парности, то возможны и индивидуальные варианты.
Рассмотрим в начале взаимодействие в партнером. Один из вас готовит простые образы, например: камень, дерево, огонь, вода, горы, лес, и начинает второму описывать эти образы, используя форму короткого рассказа, но с условием, что описание должно быть лишено глаголов и прилагательных. У вас может получиться что-то вроде следующего отрывка: «Вы в лесу. Вокруг деревья, птицы, заросли кустарника. Рядом тропинка. Мох на корнях деревьев». Второй партнер, сосредоточиваясь на этих образах, отмечает про себя ощущения, которые он начинает испытывать и тщательно фиксирует их. Затем происходит смена ролей. Внимательно отмечайте те изменения, которые происходят в вашем организме при восприятии образа. После того, как вы отработаете это упражнение, переходите к следующему, которое незначительно отличается от данного, но, тем не менее, представляет собой более сложную ступень. Смысл остается прежним, в то время как форма несколько модифицируется. Тот, кто готовит образы, не сообщает о них своему партнеру, а дает лишь условный сигнал, обозначая время, когда он начинает на них концентрироваться. И в этот момент другой участник приступает к самонаблюдению, стараясь улавливать как можно больше нюансов в той гамме ощущений, на которой играет его организм. Всем возникающим в этот момент желаниям, импульсам, побуждениям, эмоциям должно быть уделено самое пристальное внимание, и ничто не должно остаться неотмеченным. Результаты своих экспериментов каждый раз добросовестно протоколируйте в таблице соотношений, с которой вы уже знакомы: ОБРАЗ—ОЩУЩЕНИЕ.
Воздерживайтесь от соблазна подыгрывать друг другу и подтасовывать полученные данные. В начале тренинга вам может показаться, что ваши аналогии, мягко говоря, не соответствуют друг другу. К примеру, если один из вас в качестве образа выбрал огонь, а другой при этом ощутил сотрясающий озноб, это вовсе не значит, что вы потерпели неудачу. Так и запишите в таблице:
ОБРАЗ ОЩУЩЕНИЕ
Огонь. Озноб. Холод.
И запомните, что в том, чем вы занимаетесь, неудач быть не может. Наш организм способен на самые парадоксальные ходы. После того, как вы наработаете достаточный объем времени и материала, возникнет необходимость в изучении и сопоставлении вашей продукции. И вот здесь вам обязательно откроются закономерности, которые раньше были спрятаны от вас. Главное понять, что чаще всего наш организм реагирует нетривиально. И с опытом у вас появится навык разбираться в индивидуальной системе имагоэнергетических отношений каждого человека. Ведь если разобраться как следует, то, действительно, нет ничего странного в том, что одного огонь согревает, а у другого вызывает чувство леденящего холода.
Индивидуальный вариант столь же приемлем, как и групповой или парный. Если вы полностью устраиваете себя как кандидатура для общения, приступайте к работе следующим образом. Возьмите несколько десятков красочных, но довольно простых (лучше всего без человеческих изображений и без намеков на сюжет) картинок.
Это могут быть или цветные вырезки из журналов, или этикетки, или открытки — все что угодно, лишь бы содержание было элементарно и не насчитывало больше двух-трех объектов. В течение примерно пятнадцати минут внимательно изучайте картинку, вживайтесь в нее, поглощайте ее и при этом обращайте внимание на то, что с вами происходит, после чего запишите свои результаты. Не следует себя загружать обилием образов. Начинайте с одного. И постепенно каждый день наращивайте их количество. На всю работу уйдет примерно около недели — период, вполне достаточный для того, чтобы овладеть имагоэнергетикой и активизировать свою третью сигнальную систему.
Все темы данного раздела:
МАТЕРИАЛ
Психоанализ.
Межличностные взаимоотношения.
Психологические защиты.
Поведение партнера во время переговоров.
Выявление скрытых мотивов.
Скрытые мотивы и
СОЗНАНИЕ РАЗМЫШЛЯЕТ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЯЕТ
В чем же проявляет себя это загадочное Бессознательное (в качестве синонима этому понятию в современной литературе можно встретить термин Подсознание
ПОВЕДЕНИИ ИЩИТЕ СКРЫТЫЙ МОТИВ
Фрейд в своей работе «Психопатология обыденной жизни» приводит несколько примеров, где внешне невинные банальности оказались фатальными.
В первом случае в семье молодых супругов, счастли
ПРИЗНАКИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕРЕНОСА
— Прямое выражение заинтересованности
— Преобладание «открытых» жестов (когда руки и ноги не скрещиваются и партнер часто демонстрирует свои открытые ладони)
— Партнер внимательн
ПРИЗНАКИ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ПЕРЕНОСА
— Партнер опаздывает на встречу
— Партнер не вовремя, с запаздыванием платит деньги
— Партнер не выполняет или не вовремя выполняет свои обещания
— Выражает сомнения отн
СПОСОБЫ УСИЛЕНИЯ ТРАНСФЕРНЫХ РЕАКЦИЙ
Если вы хотите активизировать поведенческие реакции со стороны вашего партнера, не прибегайте к специфическим техникам, таким, как гипнотическая индукция или нейролингвистическое программирование
СОПРОТИВЛЕНИЕ И ЗАЩИТЫ
Довольно часто мы сталкиваемся в жизни с таким явлением, как сопротивление — собственное и чужое. Оно представляет собой бессознательную силу, препятствующую тем или иным действиям, ведущим к изме
ЯЗЫК ТЕЛА И ЖЕСТОВ
Существует известный афоризм, принадлежащий Вольтеру: «Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать свои мысли». Схожую мысль высказал и «король ди
Рукопожатия
Ладонь, повернутая вверх (ладонь снизу — под ладонью партнера),— готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается.
Ладонь, повернутая вниз (ладонь сверху
Руки и лицо
Почесывание подбородка—размышление и оценка. Захватывание носа в щепоть чуть пониже переносицы в сочетании с закрытыми глазами — сосредоточение.
Рука у щеки — щека опирается на сложенные
Включение в разговор и исключение партнера из разговора
Включение: в случае присоединения третьего партнера к закрытой позиции находящиеся в ней собеседники разворачивают свои тела под углом по отношению друг к другу и к нему, невербально приглашая п
Женские сексуальные жесты
— Вскидывание головы.
— Приглаживание или касание волос (волосы являются довольно ярким сексуальным символом).
— Обнажение запястий.
— Раздвинутые ноги (стоя или сидя).
Основы ПСИХОПРОГРАММИРОВАНИЯ
Вся наша жизнь так или иначе соприкасается с теми или иными влияниями, которые неосознанно оказывают на нас или также неосознанно оказываем мы сами на других. И далеко не последнее
МАГИЯ РИТМА
Можете ли вы представить (или вспомнить), как танцуете с партнером, не обращая никакого внимания ни на него, ни на мелодию? Если да, что вы очень ясно осознаете, что это не танец, а кошмар. Вместо
РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА
Репрезентативная система (система представлений, модальность, сенсорный канал)—это система, посредством которой субъектом воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ
Для того, чтобы определить основную репрезентативную систему, используйте вербальные ключи доступа, то есть те слова, которыми пользуется ваш партнер. Отслеживая его речь, постарайтесь уловить,
ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ
Вертикально вверх (как бы под лоб)
В левый верхний угол
В правый верхний угол
По горизонтали — вправо и влево
В левый нижний угол
В правый нижний угол
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНО ВАШЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ПАРТНЕРУ
Подстройка позволяет вам установить максимально конгруэнтное взаимоотношение с вашим собеседником и тем самым повысить эффективность контакта. Но не только. Благодаря ей вы занимаете более сильн
ВЕДЕНИЕ
Ведение — это описание той реакции, которую вы хотите вызвать у вашего партнера с переключением вектора внимания в его внутреннюю реальность. Иными словами, ведение представляет собой такой способ
ЯКОРЬ», ИЛИ ПРАКТИКА РЕФЛЕКТОРНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Человек занимается своими повседневными делами, он включен в процесс той или иной деятельности, но вдруг совершенно неожиданно для себя начинает испытывать наплыв удивительно приятных переживаний
ЯКОРЯ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕГОВОРОВ
Во время переговоров положите на стол несколько приятных картинок или фотографий и, когда ваш партнер проявит те или иные положительные эмоции, сделайте так (но не открыто, без демонстраций), чтоб
РАЗРЫВ СТЕРЕОТИПА
Вам, вероятно, приходилось наблюдать гипноз на сцене и то, как гипнотизер отбирал внушаемых людей для того, чтобы продемонстрировать феномен каталепсии руки, когда конечность деревенеет и неподвиж
ПЕРЕХОДЫ
Организуйте свою речь так, чтобы она была как можно более плавной, без запинок и резких толчков. Откажитесь от телеграфного стиля, и пусть ваши слова текут свободно и мягко. Подобный эффект дости
ДИССОЦИАЦИЯ СОЗНАНИЯМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
Это очень сильное средство воздействия, которое позволит вам войти в контакт с глубинными частями психики вашего партнера и использовать их в качестве союзника для достижения вашей цели.
ИНКОРПОРАЦИЯ
Инкорпорация — включение в описание непредвиденных и неожиданных ситуаций (например, неожиданных реакций клиента или сильных посторонних раздражителей).
Если в ходе вашей беседы произошл
ПЕРЕФОРМИРОВАНИЕ
Переформирование — очень важный аспект продуктивной коммуникации, так как он позволяет в считанные секунды изменить оценку ситуации на прямо противоположную.
Сравните два высказывания:
ВОПРОСЫ—ЯРЛЫКИ
Вопросы типа «Не правда ли?», «Не так ли?» делают вашу речь более убедительной и по сути своей мягкой и деликатной формой прикрывают утверждения, не допускающие возражений. Обладая гипнотическим с
НОМИНАЛИЗАЦИЯ
Это обобщенное обозначение, свободное от конкретного содержания. Представляет собой выражение, которое глагольную форму переводит в существительное. Например, можно сказать:
«Вы поймете.
ОПЫТ КРЕАТИВНОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ПСИХОТЕРАПИИ
Вам только что предстоит познакомиться с психотехнической системой тренинга, но мне не хотелось бы, чтобы те из вас, кто примет ее, сказали: «Все в порядке. Я усвоил и освоил». Ве
СЕНСОРНЫЕ КАНАЛЫ
Восприятие человека, будучи целостным, обладает свойством структурироваться, а потому неоднородно. Из трех основных каналов восприятия — визуального, аудиального, кинестетического — лишь один яв
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ОСНОВНОЙ СЕНСОРНЫЙ КАНАЛ
Легче и эффективнее всего это сделать, используя свою память, так как тип памяти соответствует сенсорному типу.
В классической физиологии существует классификация, которая делит память н
СИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ТИП
Существуют люди, которые способны «скрещивать» сенсорные каналы и получать при этом единый интегральный образ. Ярким представителем этой группы был Скрябин, который мог видеть звуки. Чур-ленис, ху
СЕНСОРИАЛИЗАЦИЯ
В истории искусства есть немало примеров того, как творец настолько вживался в создаваемый им об-раз, что физически начинал испытывать те же самые явления, которые происходили с персонажами. Вспом
СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
В свое время И. П. Павлов открыл и разработал учение о сигнальных системах. По сути своей — это информационные системы, где каналом обратной связи являются рефлексы: безусловные — биологически в
ИМАГИНАЦИЯ
Понятие имагинации принадлежит оригинальному мыслителю, Я. И. Голосовкеру, и определяет воображение как творческий созидающий акт, способный непосредственно воздействовать на окружающий мир с сил
МЕНТАЦИЯ
Перед тем как рассмотреть значение этого понятия, позволю себе некоторое отступление.
Наш бесшабашный язык, способный на различного рода компромиссы и уловки, благодаря обилию суффиксов,
ВЗРЫВ ПРОСТРАНСТВА
Если вы долго идете по лесной тропинке среди густых зарослей и вдруг совершенно внезапно выходите на открытую светлую поляну, совершенно неожиданно с вами начинает происходить нечто фантастическо
ПРАКТИКУМ
После того, как мы ознакомились с определяющими понятиями системы психосенсорного синтеза, вы
делим их в основные пункты с тем, чтобы уже приступить к практическому освоению каждого из н
СЕНСОРНЫЕ КАНАЛЫ
Вы уже определили свой основной канал восприятия. Это дает вам возможность усилить его деятельность.
Выполним первое упражнение. Находясь в том месте, в той ситуации и в том положении, ко
СК —А —В
Внимательно изучите эти варианты и определите наиболее подходящий для вас. Тем самым вы определите свой сенсорный динамический тип. Сенсорный динамический тип определяется тем каналом, на который
СИНЕСТЕЗИЯ
Как только вы овладеете вспышками, вам никакого труда не составит выработать у себя синестетическое восприятие. Так как подобные вспышки восприятия уже представляют собой по существу форму синестез
СЕНСОРИАЛИЗАЦИЯ
Важно понять, что та система тренинга, которой мы занимаемся, не есть механическая сумма элементов, но является именно синтезом. Поэтому, прежде чем перейти к следующему этапу, как следует овладей
ИМАГИНАЦИЯ
После того как вы проработали и усвоили предыдущие приемы психосенсорного синтеза, имагинацией вы овладеете за несколько минут — гораздо быстрее, чем я напишу эти строки.
К окончанию это
МЕНТАЦИЯ
Вспомните, как вы не раз высказывались: «Какая мне идея пришла в голову!» или восклицали: «Все мысли вылетели из головы!». Это, конечно, метафоры. Но разве пословицы не отражают символически народ
ВЗРЫВ ПРОСТРАНСТВА
В конечном итоге, взрыв пространства—это взрыв сознания, к чему мы теперь вполне готовы.
С одной стороны, наш сенсорный аппарат натренирован в достаточной степени, чтобы осуществлять твор
Новости и инфо для студентов