АВТОМАТИЗМ И ТВОРЧЕСТВО

Человек должен довести навыки своей работы до автоматизма, только тогда он может свободно размышлять, вносить какие-то рационализаторские предложения, вести себя на правах мастера. Часть мастерской работы выполняется автоматически, часть всегда связана с творчеством, с новизной. Если нет автоматизма, доведенного до блеска, значит, не возникнет и новизна: просто потому, что все силы будут потрачены на те моменты, которые мастер делает автоматически, без напряжения, с закрытыми глазами. Импровизация удачна только тогда, когда она положена на какую-то тему, без темы это какофония, хаос, анархия. Недостаточно быть только смелым авангардистом, не походить на предшественников, чтобы состояться в творчестве. Это как раз тот случай, когда без труда рыбку никак не выловить. Прежде всего, нужно овладеть мастерством. Для художника это техника рисования и ее секреты, овладение опытом предшествующих мастеров, их изучение, копирование. Творческое горение, свои идеи – очень важный фактор, без них никуда, но реализовывать их нужно, отталкиваясь от какой-то базы, от какой-то основы, а не на пустом месте. Иначе творческий процесс превращается в вуалирование собственной беспомощности. Так же и в любой профессии.

1. Разделяйте в работе два момента: тему и импровизацию, автоматические навыки и техническое мастерство и свободный полет фантазии, творческие прорывы и достижения. Одно не должно существовать без другого.

2. Длительные тренировки – это гаммы самосовершенствования, единственный путь к мастерству. Только овладев автоматизмом, необходимостью можно нарушать его, двигаясь к свободному творчеству.