рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Часть II

Часть II - раздел Психология, ЛИДЕР КАК МАСТЕР ЕДИНОБОРСТВА - ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ДЕМОКРАТИИ Москва 1993 Минделл А. (Пер. С Англ.). Лидер Как Мастер Единоборства...

МОСКВА 1993

МИНДЕЛЛ А. (пер. с англ.). Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии). Часть II.—М.: Институт психологии РАН, 1993—74 с*

Перевод с англ.: ШИХИРЕВ Н. Н. Отв. редактор: ШИХИРЕВ П. Н.

© Институт психологии РАН, 1993.

Часть III. ГЛОБАЛЬНАЯ РАБОТА

Глава 8. ПРАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

Я и Эми работали однажды с супружеской парой, в кото­рой жена страдала от того, что ее муж влюбился в другую женщину. Мы помогали им анализировать этот конфликт.

Ее муж сидел молча, а она сказала: «Я чувствую себя подавленной и отвергнутой». Мы попросили ее поподробнее остановиться на своих ощущениях и, к нашему удивлению, она сказала, что она по-настоящему понимала его. Он улыбнулся, а она продолжала говорить, что любила его и хотела поддер­жать его в его стремлении к росту и раскрытию его потенциала.

Он оставался невозмутимым, пока она была в конфликте на его стороне. Поэтому мы посоветовали ей встать на его сторону буквально, встав напротив его и говоря все это, обра­щаясь прямо к нему. Она представила себя на его месте и го­воря так, будто это был он сам, объяснила, что он хотел разрушить свой прежний образ жизни, что его существование потеряло смысл. Он согласно кивал, все еще ничего не говоря.

Вдруг она остановилась и сказала, что ей больше не хочет­ся поддерживать его, что она чувствует себя отчужденно и рав­нодушно. «Так и будьте равнодушной,—посоветовали мы ей,— будьте совершенно равнодушной. Встаньте и посмотрите на себя и своего мужа со стороны. Она поднялась, посмотрела на мужа и на то место, где только что сидела. Тут она засмеялась, сказав, что теперь поняла, что защищала его больше, чем себя.

Эта догадка побудила ее возобновить конфликт, отстаивая теперь свою позицию. Она обратилась к нему сначала спо­койно, но постепенно приходя в неистовство: «Кого волнуют твои чувства? Я ненавижу тебя за твое пренебрежение ко мне». Она немного выждала, повернулась к нам и сказала, что чувствует больше, чем могла бы выразить словами. Мы посоветовали ей выразить свои чувства физически. Она вдруг стукнула ногой об пол и закричала: «Ты, паршивый щенок! Я сыта по горло своими заботами о тебе. Все, что тебе нуж-

но,—хорошая взбучка и, клянусь, я тебе сейчас ее устрою!» С этими словами она вскочила с места и направилась к нему, угрожая кулаком.

Неожиданно он, впервые за все это время, заговорил: Ты именно та прекрасная пылкая женщина, на которой я же­нился! Ты именно та женщина, которую я искал!» Она кри­чала на него голосом полным гнева, ярости и восторга. Ее настроение драматическим образом изменилось и перешло из гнева и ярости в любовь. Они обняли друг друга, а мы с Эми вышли из комнаты. Для первого раза этого было достаточно.

Я провел тысячи часов, наблюдая конфликты между от­дельными людьми и организациями во всем мире, но приве­денная история высвечивает некоторые аспекты разрешения конфликтов, на которых я хочу остановиться в этой главе.

Во-первых, этот случай показывает, что во многих кон­фликтных ситуациях нужны методы, требующие осознания только от одной из сторон. Во-вторых, решающим элементом разрешения конфликта является осознание своего состояния в текущий момент конфликта. Чью сторону вы принимаете— свою или своего противника? Или сохраняете нейтралитет? Наконец, я хочу показать, что почти каждая личность и орга­низация проходят в конфликте одинаковые стадии.

В описанном здесь типе конфликтных ситуаций я предпо­лагаю, что консультант не является нейтральной фигурой, третьей стороной, подобно нам с Эми в приведенном примере, а членом одной из конфликтующих сторон. Далее, я предпо­лагаю, что этот член группы достиг определенного уровня лич­ного развития, рекомендуемого в предыдущих главах.

Приводимые ниже методы разрешения конфликтов приме­нимы для затянувшихся конфликтов в парах и группах всех типов и культур. Они даже применимы для разрешения за­тяжных конфликтов, когда одна или несколько сторон отка­зываются вести переговоры с другой стороной1.

Изучая некоторые из занятий по разрешению типичных конфликтов, проводимых мною во многих частях света, я смог выделить несколько стадий разрешения конфликта. Во-пер­вых, я опишу сами конфликты и способы их разрешения. Мой план заключается в побуждении каждого вовлеченного в кон­фликт к работе с ним. Недостатком приведенных стадий раз­решения конфликта является то, что они могут быть приняты

1 Часто бывает так, что одна из спорящих сторон отказывается сидеть за одним столом с противником. Большинство методов разрешения кон­фликта и переговоров требуют участия в них всех сторон.

за программу к действию. Я надеюсь, что читатель воспримет их как ведущие принципы осознания в конфликте, а не как механически применяемые правила.

Центральным, ведущим вопросом в конфликте является вопрос: «Что я чувствую и делаю и в какой стадии конфликта нахожусь?» Все рекомендуемые мной вмешательства в кон­фликт проистекают из того, что вы чувствуете и в какой ста­дии конфликта находитесь в данный момент времени. При­меняйте и совершенствуйте следующие рекомендации с тем, чтобы пробудить свое знание и определить стадии конфликта, в которых находитесь вы и ваши партнеры.

Идея состоит в том, чтобы применить свое знание в кон­фликтной ситуации наряду с предлагаемым материалом, всту­пая в конфликт, завершая стадии, в которых он находится, и двигаясь к его завершению.

Хотя приводимые в этой главе типы вмешательств могут временно разрешить даже затяжной конфликт в группе, тем не менее существует несколько ограничений к его применению, влияющих на его эффективность.

/. Осознание. Для того, чтобы группа разрешила свой конфликт, необходимо наличие хотя бы нескольких человек на сотню, которые обучены методам разрешения конфликтов такого рода. Они должны уметь сохранять высокую степень объективности, уметь быстро работать над самими собой на людях и быть знакомыми с принципами теории поля по работе с группами.

2. Личное развитие. Далее, эти консультанты должны быть способны к глубокой демократии—помнить обо всех сто­ронах конфликта и поддерживать их, даже если они сами являются членами одной из сторон. Это означает, что в кон­фликте присутствуют как метанавыки, описанные в предыду­щих параграфах, так и навыки, которые я описываю ниже.

3. Длительность конфликта. Метод разрешения конфлик­тов, здесь представленный, поможет разрешить даже самый трудный конфликт за несколько часов. Однако, процесс раз­решения конфликта—это всего лишь одно из состояний в эво­люции группы. Умение извлекать пользу из состояний затяж­ной напряженности не должно применяться только в работе с большой группой: разрешение конфликта и работа с ним должны вестись на многих уровнях, включая отдельные лич­ности и малые подгруппы этой группы.

4. Самостоятельная работа группы. Завершение конфликта означает, что группа изменилась и развила умение самостоя­тельно работать с собственным конфликтом. Большой группе

2 з. 5745 5

могут потребоваться месяцы, чтобы достичь такой стадии раз­вития, когда ее собственные естественные лидеры справляют­ся со своими трудностями и начинают обучаться методам, разрешения конфликта.

Стадии разрешения конфликта

/. Избегание конфликта или его понимание

Первая стадия разрешения конфликта—это поступить так,, как поступает большинство из нас, сталкиваясь с ним,—поста­раться избежать его. Забудьте о нем. Постарайтесь проигно­рировать его и вести себя миролюбиво. Если это не помогает, а обычно так и происходит, следующие идеи дополнительно» помогут вашему желанию избежать конфликта.

Раскрытие своего «я». Вы не одиноки в своем же­лании избежать конфликта. Многие из нас стараются сделать это. Но вера в то, что в конфликте заложена возможность роста и раскрытия своего «я», возможность лучше узнать еще неизведанные свои стороны, позволит преодолеть страх перед, конфликтом и вызываемый им дискомфорт, побуждая к лич­ному развитию.

К о н ф л и к т—э то нормально. Каждый по временам переживает внутренний и внешний конфликты. Это нормаль­ное явление и признак вашего стремления к внутреннему рав­новесию, признак вашего развития и роста.

Конфликт имеет много уровней. Конфликт— это не только выражение ваших собственных трудностей, комплексов или личной психологии. Это сочетание вашей внутренней напряженности, ваших трудностей во взаимоотно­шениях с людьми, групповых и мировых проблем. В упомя­нутом выше случае конфликт той женщины содержал в себе потенциал ее личного развития и ее взаимоотношения с людь­ми, но наряду с этим отражал современное развитие и пе­ремены в сознании женщин всего мира.

Конфликт может породить общность. В при­веденном выше примере пара сама стала действовать и изме­няться. Когда мы работаем над конфликтом в группе, для нее может оказаться полезной такая установка, что конфликт необходим для того, чтобы лучше понять себя. Быть может„ конфликт—это способ, с помощью которого поле познает и признает все свои стороны, способ полного его самовыра­жения.

Может, вы найдете в себе мужество вступить в конфликт,, когда поймете, что ваша личная роль в этом конфликте—эта

то же самое, что и проявление духа в глобальном поле. Неза­висимо от того, какова эта роль, выполнить ее сознательно— значит помочь полю познать само себя.

2. Признаки конфликта

После первых попыток избежать конфликта, следующей стадией работы с ним является выделение его признаков. Иногда конфликт нелегко заметить, иногда он может быть скрытым. Вот некоторые характерные признаки и симптомы конфликта:

— словесное несогласие;

— отсутствие открытого общения;

— сохраняющееся разделение во времени или про­странстве;

— сплетничанье о противнике;

— негативные образы или фантазии о противнике;

— подозрительность и недоверчивость по отношению к другому.

3. Степень злокачественности конфликта

Некоторые конфликты серьезны, некоторые—не очень. Конфликты, подобные конфликту той пары, которые угрожают разрушить чей-то дом, жизнь, бизнес, семью и т. п.—это зло­качественные конфликты.

Если вы обнаружили конфликт, стоит ли работать с ним? Зачем связываться с каждым конфликтом? Если конфликт носит злокачественный характер, то он должен привлечь все ваше внимание. Решать или нет злокачественный конфликт— дело личное: в этом вопросе добиваться согласия нет необхо­димости. Вот некоторые мои соображения по поводу того, что делает конфликт злокачественным и с чем надо работать:

данная проблема вызывает раздражение, неприятные ощу­щения и со временем осложняется;

члены группы сплетничают. Эта болтовня носит характер злорадства и привлекает все большее число участников;

проблема никак не решается и отравляет атмосферу до такой степени, что люди стараются держаться в стороне;

вы избегаете проблемы из-за ее безнадежности или из-за отсутствия храбрости;

все больше и больше людей вовлекается в конфликт.

4. Сделать сознательный выбор о своем вступлении в кон­фликт

Если вы хотите попытаться решить данный конфликт, то должны к нему подготовиться. Момент вступления в кон­фликт—это дело вашего личного выбора. Тот, кто вступает в конфликт неподготовленным, может действовать хорошо, но

тот, кто принял сознательное решение о своем вступлении в злокачественный конфликт, несомненно, будет действовать более успешно и большего в нем добьется. Далее, если в кон­фликт вовлекаются другие люди, никогда не принуждайте их к этому. Им тоже нужно время для подготовки.

Осознание и мужество. Осознание—это лучшая подготовка. Знание может играть более важную роль в прео­долении конфликта, чем мужество. Мужество позволяет нам чувствовать себя сильным и поэтому побуждает к конфликту, даже если вы его опасаетесь. Повышение знания о своих чувст­вах отстраняет вас от необходимости победы или поражения и дает вам более общую и устойчивую установку, из которой надо исходить при работе.

Страх. Проверьте, не боитесь ли вы чего-либо? Может быть, что-то неизвестное внушает вам страх или вы боитесь потерпеть поражение? Страх поляризует ваши чувства, делая вас слабым или сильным. Проверьте свои интересы. Если вы хотите обрести знание, то вам становится безразлично—сила это или слабость.

Если ваш страх не проходит, определите, чего вы боитесь. Если вы боитесь своего противника, спросите у себя—не бои­тесь ли вы при этом своего собственного гнева или своей энергии. Мы часто опасаемся проявления агрессии и ненависти со стороны других людей, так как наша собственная энергия нам недоступна. Некоторые наши страхи проистекают из неиз­вестных нам проявлений собственной энергии.

На семинарах по разрешению конфликтов, которые мы проводили для тех, кто учился подготовке к конфликтам, по­лезным было следующее упражнение. Представьте себе кон­фликт, в котором вы хотите разобраться. Подумайте о нем и задайте себе следующие вопросы:

— По какой причине вы не вступаете в конфликт? Если вы боитесь чего-то или кого-то, попробуйте мысленно стать тем, кого вы боитесь.

— Не связан ли ваш страх с утратой информации во время споров? О каком своем настроении вам надо знать больше всего? Как вспомнить это настроение и лучше воспользовать­ся им?

Подобно той женщине в приводимом примере, многие обнаруживают себя сидящими рядом с противником. Если вы чувствуете себя покровителем своего противника, незави­симо от причины—будьте им. Не беспокойтесь при этом насчет своих мотиваций. Вы можете обнаружить, что поддержива-

ете своего противника, так как боитесь лишиться его дружбы. Поддержите его соответствующим образом.

Возможно вы занимаете нейтральную позицию. Вы чувст­вуете апатию, холодность, безразличие? Может, вы слишком отстранены от конфликта. Выступите и заявите о своем ней­тралитете.

Возможно, ваше знание подсказывает вам, что вы слишком захвачены своей позицией. Если это так, то вы должны и по­ступать соответственно.

5. Обращение к партнеру конфликта

Если вы заметили злокачественный конфликт и подготов­лены к вступлению в него, то можете обнаружить, что теперь готовы обратиться к решению проблемы. Проверьте свою го­товность к этому.

Организация конфликта. Если вы готовы к вступлению в конфликт, организуйте его. Не кидайтесь в него сломя голову, а постарайтесь организовать церемонию, риту­ал конфликта. Помните установку боевых искусств на тща­тельность подготовки к конфликту и его осознание. Устано­вите место и время для конфликта, удобное для обеих сторон. Если вы начинаете конфликт немедленно, не советуясь со своим оппонентом, то вы оба в конечном итоге будете препи­раться о методах его разрешения и никогда не добьетесь результата. Если ваш противник не придет, вы можете пора­ботать над проблемой самостоятельно. Помните о том, что конфликт—это феномен поля и только конкретная ситуация может подсказать, когда работать с напряженностью самосто­ятельно, вместе с противником или в групповом процессе. В любом случае будем считать, что ваш партнер готов сесть с вами за стол переговоров.

Возможно, вы захотите записать следующие шаги в кон­фликте и воспользоваться ими при необходимости. Вы можете даже поделиться этим с вашим соперником, так как в такой работе не должно быть секретов; целью в конфликте является не победа, а знание.

Постановка проблемы. Когда вы ставите пробле­му, определите свои интересы в попытках разрешить кон­фликт. Вы можете даже отметить, что надеетесь на перемирие или что этому мешают коалиции и группировки, поддержива­ющие каждую из сторон. Это подходящий момент поговорить о ваших целях и интересах в конфликте.

Спросите вашего противника о том, хочет ли он рассмат­ривать данную проблему. Не только предлагайте конфликт­ную проблему, но и спрашивайте, согласен ли он работать

над ней. В случае отказа вашего противника от обсуждения предлагаемой проблемы попросите его высказать свои сообра­жения о путях разрешения конфликта. Если его предложение неприемлемо для вас, спросите, не желает ли он обратить­ся за помощью к консультанту группы или к посторонней по­мощи. Если он против всех ваших предложений, работайте над конфликтом самостоятельно и постарайтесь решить его таким образом. И в этом случае не все следует решать напря­мую; некоторые проблемы обусловлены внутренними прояв­лениями духа.

6. Осознание конфликта

Предположим, что вы и ваш партнер по конфликту готовы приступить к вашему способу разрешения конфликта. Сле­дующим шагом будет осознание вами того, в какой из стадий конфликта вы находитесь—нейтральны, на стороне вашего про­тивника или отстаиваете собственную позицию?

Эти вопросы касаются только вас самих, а не вашего про­тивника. Только от вас требуется осознание этого; не требуйте того, чтобы ваш противник изменился или достиг бы такой же сознательности. Требование от вашего противника того, чтобы он изменился или что-нибудь сделал, может быть не­реалистичным или проявлением вашего высокомерия по отно­шению к нему.

7. Стойте на своем

Многие пропускают эту стадию конфликта и сразу прини­мают чью-нибудь сторону или выражают свой нейтралитет. Однако, рано или поздно, независимо от того, что происходит, вы почувствуете необходимость отстоять свою позицию.

Осознать свои ощущения. Многим из нас следует научиться распознавать свои чувства. Констатируйте свои ощущения немедленно. Будьте точными в оценке своих эмоцио­нальных переживаний. Если вы расстроены—расстраивайтесь. Не пытайтесь справиться с этим чувством. Покажите его, про­явите и затем дайте ему уйти, когда это происходит. Будьте земными, насколько это возможно в выражении своих потреб­ностей, боли, страха, гнева, обиды или ревности.

Если ваш партнер опасается эмоций, постарайтесь выра­зить их другими способами. Это значит, что вместо того, что­бы двигаться и кричать, когда вы сердитесь, выразите свой гнев или обиду образно. Постарайтесь сообщить своему про­тивнику о своем состоянии с помощью образов.

Помните о проявлениях духа. Бывает полезно помнить о поле—то, что вы чувствуете, может быть частью всего нашего мира. Это может быть роль, проявление духа в

поле, которая недостаточно полно выражена; в этом случае вы что-то делаете для всех.

Работайте над измененными состояниями своего сознания. Может быть, вы избегаете отстаивать свою позицию из-за того, что опасаетесь собственной нена­висти, обиды, разочарования или любви. Эти методы не будут работать до тех пор, пока вы не разберетесь в тех своих чувст­вах, которые стараетесь подавить.

Выберите момент и разберитесь в том, какие чувства вас одолевают в конфликте—страх, гнев, обида, печаль и т. д. Постарайтесь ощутить эти эмоции и определить их для себя. Определите их и вашу нетерпимость по отношению к ним. По­старайтесь ценить эти состояния.

Важно установить, что вы имеете против проявления та­ких эмоций. Какие эмоции вы можете выразить? Какие не хо­дите обнаруживать? Если вам не нравятся какие-то ваши чувства, важно признаться в этом. Если вы пытаетесь не дать выхода некоторым из ваших эмоций или если вы пытаетесь преодолеть ваше недовольство ими, ваш партнер заметит это и будет нападать на вас за вашу ложь и неискренность. Отстаивать свою позицию можно разными путями. Один путь—это сообщить о своих переживаниях. Если ваши эмоции неясны, вы должны работать над собой в присутствии своего оппонента. Спросите себя вслух, что вы заметили, какие чув­ства, образы, переживания возникают. Затем следуйте этим лереживаниям и отмечайте их, когда они возникают2.

8. Отход на нейтральную позицию

Отметьте возникающее чувство диском­форт а. После того как вы заняли свою позицию и выразили •свои чувства полно и искренне, вы можете почувствовать себя в этой позиции неуютно из-за того, что чувствуете свою вину перед партнером, или из-за того, что чувствуете ограничен­ность своей позиции или возможно заметили, что больше не находитесь в согласии с самим собой.

Некоторые люди чувствуют себя неловко, пережив только что сильные эмоции. Культурные нормы подавляют чувство, особенно в конфликте, и заставляют нас чувствовать себя ви­новатыми за затронутую тему. Если вы чувствуете свою вину за развитие конфликта, не принуждайте себя идти дальше Отступите.

2 См. А Минделл «Работа над собой в одиночестве» (описание методов внутренней работы в конфликте)

Отметьте собственные сигналы отступле­ния и следуйте им. Дайте себе возможность измениться. Как только вы заняли свою позицию, у вас появляется воз­можность для отступления. Его признаками могут быть, на­пример, затихающий голос, уклонение от конфликта, огляды­вание или просто потеря интереса. Если вы чувствуете себя физически уклоняющимся от конфликта, то делайте это осоз­нанно. Не продолжайте вести себя сердито или обиженно, если не чувствуете себя таковыми. Как только вы заняли свою позицию, наблюдайте за своим стремлением быть привязан­ным к своему гневу и обиде. Если это так, то идите дальше и стойте на своем, оставляя себе возможность для отступления на нейтральную позицию.

Когда люди застревают на своих точках зрения, это проис­ходит обычно из-за того, что или они не до конца выразил» их, или потому, что оказались прикованными к ним и отож» десгвились с ними, потеряв информацию о возникающих сиг­налах к отступлению.

9. Врожденный нейтралитет

Некоторые люди обнаруживают себя в позиции нейтрали­тета. Для этого имеется немало причин. Бывают люди, ней­тральные по своей природе. Часто вы чувствуете себя безраз­личным к происходящему, так как ваши эмоции по этому поводу уже перегорели. Когда вы это почувствуете, останови­тесь и признайтесь в этом; иначе ваш партнер заметит это и обвинит вас в равнодушии.

Нейтралитет—это все же позиция в поле взаимоотношений. Если вы стали нейтральным, оставьте свою позицию. В бук­вальном смысле оставьте, чтобы не быть связанным с прежним местом или чувствами. Посмотрите на себя и своего противника с нейтральной точки зрения. Помните ту женщину из приводи­мого примера? После того как она встала на место своего мужа и посмотрела на себя со стороны, она поняла, что надо делать дальше. Так что выйдите из своей роли, внимательно взгляни­те на себя и своего партнера со стороны и сообщите о том, как вы оба выглядите при этом.

Затем постарайтесь взглянуть на себя, находящегося в прежней роли. Опишите себя вашему партнеру. Расскажите ему, каким вы теперь видите себя, что вы видите со стороны. Может быть, вы больше узнаете о себе, о том, как вы стреми­тесь к собственному росту, о том, что вы пытаетесь предпри­нимать во взаимоотношениях. Сообщите обо всем этом ваше­му партнеру. Постарайтесь дать ему полную картину того,

где вы теперь находитесь, если взглянуть как бы с вершины горы.

Рискните таким же образом посмотреть на своего против­ника. Может, у вас найдется для него совет. Вы полагаете, что он может что-то предпринять для того, чтобы лучшим об­разом достичь своей цели? Не хотите ли вы как-нибудь помочь ему? Если вы чувствуете, что ему нужна помощь, то самое время оставить свою нейтральную беспристрастность и вер­нуться в конфликт. Настало, однако, время встать на его сторону.

10. Занять позицию своего партнера

Этот прием будет работать как метод разрешения кон­фликта в том случае, если вы при этом будете искренни. Мно­гие из нас принимали сторону другого, когда не чувствовали, что делают это искренне. Мы можем слишком быстро подчи­ниться и приспособиться к другому или же стать великодуш­ным покровителем. Если вы несовместимым образом станови­тесь на сторону своего партнера, то рано или поздно обнаружите, что или остаетесь на своей позиции, или почувст­вуете себя нейтральным.

Сочувствие. Возможно вы почувствуете сострадание к вашему оппоненту. Если это происходит не из чувства долга, а совершенно искренне, оставьте свою позицию и спросите, не могли бы вы чем-нибудь ему помочь. Пусть ваше сочувствие поможет ему лучше выразить свою позицию.

Читайте его сигналы. Стать на сторону другого значит больше, чем просто действовать с сочувствием. Наблю­дайте за своим оппонентом. Посмотрите, как он стоит, как смотрит на вас, и постарайтесь представить, какие чувства он при этом испытывает. Помогите ему их выразить.

Не пытайтесь при случае передразнивать своего оппонента. Не провоцируйте его, а используйте свое осознание и состра­дание для того, чтобы понять и почувствовать, кто он в дан­ный момент. Если вы почувствуете, что провоцируете или пе­редразниваете его, делайте это непосредственно.

Проверяйте обратную связь. Мерой того, на­сколько правильно вы поступаете, является обратная связь с вашим оппонентом. Вы правильно прочитали его сигналы, если ваш противник откинулся на спинку стула и расслабил­ся или если он тронут тем, что вы делаете, и благодарен вам за это.

Однако, неправильное прочтение сигналов противника то­же можно обратить на пользу. Если вы ошиблись в своем

3 з. 5745 13

представлении о том, что чувствует или думает ваш против­ник, то вам надо попросить его поправить вас.

Имеются достаточные психологические доводы в пользу принятия стороны своего партнера. Мы конфликтуем с дру­гими людьми потому, что бессознательно расстроены отдель­ными частями своего «я», выступающими в роли нашего про­тивника. В конце концов конфликта бы не было, если бы не­было в нас самих того, что согласно с нашим противником.

11. Пересмотр позиции

После того как вы использовали свое знание, чтобы отсто­ять свою позицию, встать на сторону противника или занять нейтральную позицию, конфликт приостанавливается или во­зобновляется и переходит на новый уровень. Возможно, вы или ваш противник извинитесь за нанесенную обиду. Появля­ются новые проблемы, новые реакции или новые чувства. На-этой стадии конфликта работа продолжается как и раньше. Применяйте свое знание, прислушиваясь к себе, проверяя свои чувства и то, чью сторону вы занимаете в конфликте. Если вы не уверены в своих чувствах или вам кажется, что вы ведете себя бессознательно и неконгруэнтно, отступите на нейтральную позицию. Хорошенько посмотрите на себя со. стороны и подскажите себе с этой позиции, как поступить.

Недостаточно выраженные чувства. Кон­фликт может быть не завершенным оттого, что вы неполно вы­ражаете свои чувства, отстаивая свою позицию. Это может также быть и в том случае, если вы не до конца понимаете позицию вашего партнера.

12. Выход из поля

Отступление. Если вы правильно определили, на чьей вы стороне, выразили эту позицию и следовали всем измене­ниям, то вы и ваш партнер можете обнаружить, что автомати­чески отступаете. Надо не пропустить этот тонкий момент. Используйте свое знание, чтобы увидеть легкий момент рас­слабления, тень улыбки, тихий вздох облегчения. Если так, то покиньте поле.

Это исключительно важный момент в конфликте. Легко упустить из виду сигналы его ослабления, так как большин­ство людей так долго избегают конфликта, что, когда наконец, ввязываются в него, они становятся привязанными к этому состоянию и сопротивляются выходу из него. Отметьте при­знаки своего отступления, а затем простите себя и своего про­тивника.

Обучение. Возможно вы обнаружите, что вы и ваш про­тивник взволнованы чем-то новым, чему вы научились. Если

так, то почему бы не постараться сформулировать то, чему вы научились о себе или о вашем партнере? Годится ли эта ситу­ация для того, чтобы вы поделились своим знанием о себе с другим?

Ваш противник хочет получить шанс встать на ваше место. Возможно ваш противник захочет узнать о вас больше. До этого момента мы предполагали, что только вы заинтересованы в разрешении конфликта, так как требо­вание того, чтобы оба партнера надеялись на сотрудничество, можно было бы заменить возможностью ограничиться работой на ранней стадии. Хотя может быть очень хорошо, когда ваш противник захочет больше узнать о вас и о данном конфликте. Это может стать моментом настоящего обмена знанием.

Стать учителем. Иногда ваш партнер захочет даже научиться у вас разрешению конфликта. Значит для вас насту­пил момент перестать быть простым участником конфликта и разделить свое знание о путях разрешения конфликта с про­тивником.

13. Групповая работа

Простейшая ситуация—это когда стороны конфликта рас­ходятся и все налаживается. Обычная ситуация—когда друзья или соседи продолжают обсуждать конфликт даже после того, как обе стороны закончили свою работу. Это означает, что еще присутствуют проявления духа, отличные от тех, над ко­торыми в основном работали конфликтующие стороны. Кон­фликт становится проблемой общества или поля и требует для своего разрешения обращения к групповой работе. Наступает момент установления ролей и требование от членов группы их исполнения до тех пор, пока конфликт не будет разрешен на общественном уровне.

14. Индивидуальная работа

Если работа в большой группе по разрешению конфликта не достигает успеха, тогда проблема должна быть решена на индивидуальном уровне. Каждый, имеющий к этому отноше­ние, должен рассматривать конфликтующие стороны как две внутренние части своего «я», которые требуют индивидуаль­ного решения.

Заключение

1. Работайте с конфликтами в момент их возникновения. Не ждите, пока они станут излишне поляризованными.

2. Если вы избегаете конфликта потому, что считаете себя бессильным или опасаетесь его, избавьтесь от этого, упражня­ясь в работе с конфликтами.

3* . 15

3. Используйте свое знание для того, чтобы определить, в какой позиции вы находитесь: на своей стороне, на стороне противника или в нейтральной позиции.

4. Если вы увязли в своей собственной позиции, то не смо­жете до конца выразить истинные ваши чувства или будете обижены другим человеком и не сможете выразить собствен­ные обиду и гнев.

5. Если вы чувствуете себя нейтральным, не используйте эту позицию лишь для того, чтобы избежать конфликта или действовать покровительственно и отстраненно. Используйте ваш нейтралитет для того, чтобы помочь себе и своему против­нику наблюдать за конфликтом со стороны и давать полезные рекомендации.

6. То, в чем обвиняет вас ваш противник, даже в малой степени,—это ваши собственные двойные сигналы, чувства и эмоции, которые вы имеете или имели. Не забывайте о том, что ваш оппонент—это также та часть вас самих, которая вас почему-то тревожит.

7. Ни одна из сторон не победит в конфликте, пока обе не поймут и не прольют свет на характер и природу другой из сторон. Просвещение—задача поля: пока не будут просвещены все, не будет просвещен никто.

Упражнения по разрешению конфликта

1. Попросите своего друга помочь вам выполнить это упражнение.

2. Опишите конкретный конфликт, который у вас есть о конкретным противником.

3. Пусть ваш друг играет роль этого противника.

4. Активно отстаивайте свою позицию.

5. Отметьте, когда вы испытываете неудобство от своей позиции, и (или) станьте нейтральными или примите сторону своего оппонента.

6. Вернитесь в свою прежнюю роль и отметьте происшедшие перемены или продолжайте до тех пор, пока конфликт не исчезнет или пока обе стороны не почувствуют, что они победили.

7. Примените новые методы и шаги в своей работе и напишите мне об этом.

Глава 9. САМОСОЗНАНИЕ ГРУППОВЫХ МЕНЬШИНСТВ

Следующее тысячелетие унаследует от предыдущего одну из наших центральных нерешенных проблем—подавление лю­дей по этническому, расовому, религиозному, социальному, экономическому или родовому признаку. Хотя я всегда огор­чался и ужасался действиями групповых меньшинств во всем мире, я в то же время был восхищен той потенциальной силой, которой обладают эти меньшинства. Личности, нарушающие

общественное спокойствие и представляющие непопулярные в своих групповых полях позиции или занимающие позицию меньшинства, обладают большой возможностью повышения нашего общего знания. В этой главе описывается разработка и методика, которые личность, находящаяся в позиции мень­шинства, может использовать при отстаивании своей собст­венной точки зрения и на благо своей группы и общества.

Отрицание проблем меньшинства

Члены групповых меньшинств находятся в трудном поло­жении. Само их существование представляет собой позицию, проблему или мнение в противовес аналогичным проблемам и мнениям группового большинства или общества. У мень­шинств почти нет выбора. Один путь—это делать то, что они обычно и делают,—подавлять собственное мнение и стараться приспособиться к мнению общества. Другая возможность со­стоит в том, чтобы постараться разрушить общество, подавля­ющее их, или попробовать мирно сотрудничать с ним, чтобы изменить и перевоспитать большинство. Повсюду в мире лич­ности и группы поляризуются в конфликтах между большин­ством и меньшинством, хотя имеется стремление отрицать и игнорировать существование подавления. Янов1 отмечает, как жители небольшого израильского городка в 1985 г. разделя­лись на следующие противостоящие группы:

Конфликтующие группы

Мужчины Женщины

Молодежь Взрослые

Бедные Богатые

Консерваторы Либералы

Рабочий класс Интеллигенция, студенты

Преступники Честные граждане

Фундаменталисты Секуляристы

«Ашкенази» «Сефардим»

(западные евреи) (восточные евреи)

Коренные израильтяне Недавно прибывшие

иммигранты (эфиопы)

«Ястребы> «Голуби»

Члены коалиции Члены оппозиции

1 Б. Янов. «Поиски мира. Учебный курс для преподавателей млад­ших и старших классов высшей школы», Хайфа, Израиль, 1985 г.

Мужчины Женщины
Молодежь Взрослые
Бедные Богатые
Консерваторы Либералы
Рабочий класс Интеллигенция, студенты
Преступники Честные граждане
Фундаменталисты Секуляристы
«Ашкенази» «Сефардим»
(западные евреи) (восточные евреи)
Коренные израильтяне Недавно прибывшие
  иммигранты (эфиопы)
«Ястребы> «Голуби»
Члены коалиции Члены оппозиции

Тем не менее, ни один человек из этого городка не упомя­нул о существовании арабо-еврейских групп. Такое отрицание основной проблемы меньшинства характерно для всего мира. Мы все, а не только репрессивные правительства, подавляем, отрицаем и игнорируем основные проблемы меньшинства. Я слышал, как в Южной Африке одинаковым образом и белые и черные отрицали существование проблемы «белые—черные». Как часто калифорнийцы обсуждают дискриминацию в отно­шении испанцев или иммигрантов из Азии? Лишь несколько человек из среднего класса, проживающих в городке Новой Англии, признаются в своих реакциях против негритянских се­мей, переехавших в их район. Нейтралитет швейцарцев иног­да подрывается ими в результате явной дискриминации в от­ношении итальянских рабочих, а также возрастающим числом неонацистских группировок в их стране Догадываются ли японцы о своей дискриминационной политике в отношении к иностранцам? И почти в каждой группе во всем мире одно­временно существует дискриминация женщин и гомосек­суалистов.

Члены меньшинств и экстремальные состояния в группе

Когда в группе выступает личность, выражающая непопу­лярную точку зрения или позицию меньшинства, ситуация может быстро накалиться. Когда организация или группа на­чинает рассматривать завуалированные, подавляемые или дру гие подсознательные вторичные процессы или когда кто-то выступает с позиции меньшинства, главные задачи и цели этой группы отходят на второй план. Таким образом, часто груп­повые меньшинства или личности выглядят как разрушители общества.

Город или страна, насильственно подавляющая какую-нибудь свою часть, как это было при подавлении правитель­ством Китая студенческой демократической революции 1989 г., находится на пути саморазрушения. Закон самоуравновеши­вания указывает на то, что противоположности, в конечном счете, уравновешивают друг друга. Акту насилия в одном на­правлении со временем будет противостоять акт насилия в другом направлении.

Полностью подавить позицию меньшинства невозможно, так как эта позиция—проявление духа в групповом поле. Личность или подгруппа, заявляющая о своих разногласиях с группой или организацией, не должна игнорироваться или подавляться. Даже если меньшинство отвергается или при-

нуждается к подчинению, это проявление духа нельзя убить. Меньшинством будет использовано огромное число тактиче­ских приемов с целью разрушения основных планов этой груп­пы. Может казаться, что меньшинство уступило, групповой дух и атмосфера даже крупной организации со временем будет разрушен чувствами негодования, подозрительности и нена­висти.

Жизнь в условиях репрессии—настолько трудный и болез­ненный опыт, что многие восстания меньшинств происходят спонтанно и настолько эмоционально, что при этом осознание ситуации почти совсем отсутствует. Желание отомстить и на­нести ответный удар за испытанные страдания—универсаль­ное чувство всех меньшинств в «горячих точках» планеты. Печальным результатом конфликта между членами групповых меньшинств и большинством является то, что они обычно не желают или не способны помочь ни себе самим, ни всей груп­пе. Таким образом, групповое меньшинство словно в зеркале отражает своего противника: каждый способен отстаивать только свою точку зрения.

Отсутствие метакоммуникатора

Характерная структура конфликта между меньшинством и большинством такова, что в нем отсутствует метакомму-н и к а т о р, нейтральный наблюдатель конфликта. Поле рево­люции почти всегда имеет только две части—меньшинство и большинство, подавляемый и подавляющий. Третья сторона, метакоммуникатор, стоящая в стороне от бушующего шторма, отсутствует.

Ни одна из сторон не способна занять нейтральную и объ­ективную позицию метакоммуникатора из-за того, что неза­висимо от рассматриваемой проблемы каждый отождествля­ется только со своими собственными чувствами обиды, гнева и угнетенности. Все просто слишком подавлены или разъяре­ны для того, чтобы проявить хладнокровие или понять пози­цию другой стороны. Конфликт при этом втягивает поле в турбулентное и хаотическое состояние, а внешний мир, как правило, выступает в роли судьи для обеих сторон конфликта.

Внешний мир, хорошо или плохо, выступает в роли мета­коммуникатора. Он осуждает, оценивает и призывает ту или иную сторону конфликта внять голосу разума. Группа или страна в состоянии революции часто осуждается, наказыва­ется или ей ставится диагноз всем остальным миром точно так

же, как врачи, родственники и коллеги действуют в отношении кого-то, находящегося в психическом расстройстве.

Равнодушный и высокомерный мир часто бессознательно выступает со своей позиции так же, как и воюющие стороны отстаивают свои. Внешний мир не может понять свою позицию как роль в конфликте. Поэтому не существует локальных войн. Каждая локальная война—это мировая война, в кото­рую включены все глобальные проявления духа.

Самосознание группового меньшинства

Величайшая задача группового меньшинства—продемон­стрировать новый и сознательный путь решения проблем и пробудить сознание остальных. Мартин Лютер Кинг и Махат­ма Ганди—примеры тех, кто пытался повернуть мир лицом к проблемам меньшинства. Конечно, знать об этом—дело каж­дого, а не только члена меньшинства, но чаще всего роль того, кто сможет пробудить общество, выпадает на долю предста­вителя группового меньшинства.

Для того чтобы обрести знание и разбудить сознание ос­тальных, надо, в первую очередь, понять, что слишком много внимания уделяется предмету конфликта и слишком мало тому, каким способом этот конфликт разрешается. Существу­ют сотни различных конфликтных ситуаций: черные—белые, мужчины—женщины, страны третьего мира—развитые стра­ны, гомо—гетеросексуалисты, «мы»—«они», богатые—бедные и т. д. Наши попытки решить все эти проблемы приводят нас к необходимости большей подготовленности к разрешению конфликтов. Мы часто становимся одержимы только одной ролью или проявлением духа и забываем о других частях своего «я».

Мы способствуем разделению мира, настаивая только на своей точке зрения, вместо того, чтобы достичь общего пони­мания, которое позволило бы нам добиться действительных перемен, так нам необходимых.

Психология меньшинства

Когда мы занимаем позицию меньшинства, чувство нашей подавленности переходит в дискомфорт, затем в ярость и, на­конец, в праведный гнев и повышенное самомнение. Изменен­ные состояния сознания, через которые мы при этом проходим, могут ослабить нашу позицию, так как при этом мы теряем общее понимание ситуации.

Раскол группы на большинство и меньшинство характерен для всех полей—от ситуации к ситуации меняются лишь сами проблемы и язык. В каждом групповом процессе име­ются две сущности группы—первичная и вторичная, скрытая. Этот раскол всегда характеризуется напряженностью, сегре­гацией, гневом и ненавистью. Личности и группы неизбежно образуют меньшинства, порождая индивидуальность, которая маркирует общепринятую и отвергаемую формы поведения. Каждая группа обладает индивидуальностью, заявляющей: «Мы—это, а не то!»

Следующие чувства являются типичными для позиции меньшинства. Заметьте, что все мы временами оказываемся в меньшинстве. Все мы когда-нибудь выражали непопулярное мнение.

1. Знайте, что вы находитесь в меньшинстве, если чувству­ете, что вас осуждают, подвергают гонениям, не понимают вас или недооценивают.

2. Ваше положение обычно осложняется тем, что вы чувст­вуете отсутствие всякой поддержки не только со стороны боль­шинства, но и со стороны собственной подгруппы. Практиче­ски ваши взгляды ни у кого не находят поддержки.

3. Вы чувствуете себя гонимым и, при удобном случае, бу­дете, в свою очередь, сами преследовать членов большинства за их убеждения. Поэтому роль жертвы обычно не совсем точно отражает вашу позицию. Ваша подавленность заставля­ет иногда оказывать противнику сопротивление.

4. По отношению к самому себе вы ведете себя подобно большинству. Вы преследуете и мучите себя собственными сомнениями. Тайно вы сомневаетесь в своей группе и в пра­вильности ее взглядов.

5. Вы ощущаете покровительство большинства. Вы часто отказываетесь от привилегий взрослого человека и ведете се­бя как ребенок или больной. Когда становится необходимым отстоять свою точку зрения, вы даже можете обнаружить, что по какой-то причине не выражаете или неспособны выразить свое мнение адекватным взрослому человеку образом.

6. Иногда вы испытываете трудности при попытке ясно из­ложить свои мысли. Вы часто впадаете в депрессию из-за своей неспособности к выступлению, считая виновным в этом самого себя. Так как то, что вас тревожит, может быть не за­мечено другими или не воспринимается ими, вы иногда чув­ствуете себя немного сумасшедшим.

7. Вы боитесь выступать, так как боитесь, что из-за этого вас могут арестовать, оскорбить, лишить работы или убить.

4 з. 5745

8. Иногда вы чувствуете себя умнее или глупее других или посторонним, который видит то, чего не могут видеть другие, так как вы на самом деле—и мудрый, и глупый, и посторон­ний. Мудрый, глупый и посторонний—все это подавляемые в большинстве групп роли. Они требуют своего выражения. Займите такую позицию, выразите ее, так как этого от вас требует поле.

9. Вы смущаетесь, беспокоитесь и чувствуете себя пара­ноиком. Вы не можете сосредоточиться и чувствуете, что ли­дерство или управление другими не для вас.

10. Вам нужна помощь, но вы не можете в этом признать­ся. Поэтому вы ищете союза с людьми, находящимися вне си­туации. Вы чувствуете, что не б силах справиться с ситуацией в данном поле. Надо сознательно искать такого союза. Полу­чите необходимую вам помощь.

Поддержка

Если вы занимаете позицию меньшинства, вам нужна по­мощь в выражении и представлении своих взглядов большин­ству. Если вы обнаружили себя в меньшинстве, то получили редкую возможность изменить себя и других.

К сожалению, существованию в меньшинстве нельзя на­учить. Вы находитесь на новой территории. Вы должны счи­тать, что поле, в котором вы живете, требует от вас, чтобы вы лучше узнали себя, что общество само просит вас помочь ему самовыразиться. Становясь каналом для передачи своего мне­ния или позиции, вы помогаете всем остальным.

Ваша позиция меньшинства отражает страдание всего мира, и вы должны понимать, что многие не смогут вас услышать. Ваша позиция разрушительна для других. Вы должны сде­лать свой выбор. Если вы проявите должную выдержку и ин­туицию, то сможете помочь полю. Если, однако, вы отождест­вились со своей позицией, то шансы, что вы подвергнетесь грубому оскорблению, возрастают. Сделайте обдуманный вы­бор—проявить свою выдержку или стать одержимым своей позицией.

Стать героем или героиней—это имеет значение лишь для других людей, но это может означать и то, что вы при этом умрете. Вы должны тщательно взвесить, поможет ли другим то, что вы умрете, потеряете работу, попадете в тюрьму или подвергнетесь оскорблениям? Если вы проявите выдержку в целях самосохранения, то сможете и дальше преодолевать конфликт. Выберете вы такую возможность или для вас важ­нее быть убитым и сделать большинство вашим убийцей?

Быть может, вы живете в поле, для приведения которого в равновесие необходимо совершить самоубийство. Являются ли убийство и самоубийство единственно разумным выходом из сложившейся ситуации? Или это время для того, чтобы удержаться от открытого конфликта и поработать с «убийцей» и «самоубийцей» на внутреннем уровне? Совершить внутрен­нюю работу с возможностью быть убитым—это значит убить свое «я» и не привязываться больше к своей позиции. Вы боль­ше не жертва, не герой и не убийца, а объективный, беспри­страстный наблюдатель, способный пробудить сознание ос­тальных людей. Ваше умение сделать это может зависеть от духа времени, а также от вашей способности к внутренней работе.

Если вы готовы и решились проявить вашу сдержанность и постараться выразить свою позицию подходящим образом, то вам могут пригодиться следующие рекомендации.

1. Познай своего монстра

Большинство групп бывают любезны, когда все идет хоро­шо, но как только вы потревожите их, даже самая благодуш­ная группа превращается в злобного монстра. Самая добрая, самая вежливая группа, будучи растревожена, становится монстром. Это одна из причин, по которой мы боимся высту­пать на людях. Следовательно, одной из самых важных задач является изучение и наблюдение за индивидуальностью груп­пы, ее первичным процессом. Только тщательно изучая группу, можно подготовиться к встрече с пробудившимся монстром.

2. Накормите монстра

Учитесь кормить своего монстра. Это значит, что вы долж­ны уметь удовлетворять и умиротворять этого монстра так, чтобы не быть им съеденным и чтобы предоставить ему воз­можность к изменению. Если вы не накормите группового монстра, он будет вести себя как попавшее в западню живот­ное в панике. Оно почувствует себя в опасности, почувствует приближение своей гибели и будет агрессивным.

Если вы хотите пробудить сознание остальных, то первым делом вы должны встать на путь взаимодействия, распозна­вая природу большинства и осознавая то, что как ваша, так и его позиция—это всего лишь временные проявления духа, способные к изменениям! Если вы хотите выяснить, к какому типу группы вы принадлежите, потревожьте ее слегка и опре­делите, что за монстр находится рядом с вами. Первый шаг— это анализ того, с каким первичным групповым процессом вы в конфликте. Ниже приведены возможные типы групповой индивидуальности.

4* 23

Гуманность и покровительство. Внешне ваши противники могут выглядеть гуманными, но в то же время по­давлять те формы поведения, которые кажутся им отличными от своих собственных. Они дружелюбны, пока не выявляется мнение меньшинства, и тогда они будут обрушиваться на каж­дого, отстаивающего непопулярную позицию.

Эмпирическое правило—всегда «кормить» первичный про­цесс. «Накормите» их человечность. Поощрите их индивиду­альность и напомните им о ней. Похвалите их гуманность. Сделайте им комплимент за открытость новым идеям, даже если они временно причиняют вам неудобства.

Оживленность. Некоторые группы ведут себя радост­но и оживленно. Они пребывают в атмосфере буйного, общи­тельного, шумного и болтливого поведения и отвергают вся­кие попытки нарушить их компанию. Если это происходит, они становятся враждебными.

Накормите и этого монстра. Хвалите праздничность атмос­феры и ругайте себя за то, что заводите разговор, не отража­ющий общее настроение. Заверьте их, что после своего выступ­ления снова сможете вернуться вместе со всеми к общему веселью. Не начинайте говорить, пока они не согласятся на это.

Официальность Некоторые группы ведут себя сухо и официально. Они презирают проявления эмоций и личной откровенности. У них жесткие правила коммуникации. В об­щении с ними могут возникать длинные паузы и тягостное молчание.

Накормите их формальность. Хвалите и поощряйте их за сдержанность чувств. Очень официальным и благоразумным тоном спросите у них совета о том, как предложить новые идеи или вызвать новые эмоции в группе.

Если это группа деловых людей, то они, без сомнения, счи­тают, что эмоции мешают и снижают эффективность и произ­водительность. Накормите эту индивидуальность, высказав перед ними предположение, что там, где рациональные реше­ния не приносят успеха, иррациональные чувства могут про­яснить атмосферу и дать лучший результат. Расскажите им, что отсутствие у них межличностных навыков снижает общую эффективность их деятельности.

«Кормите» группу, не порицая ее членов за их собственный стиль общения. Попросите каждого записать свои возражения или впечатления—не требуйте от них проявления своих эмо­ций в группе.

Репрессивность. Отдельные группы или коллективы

выглядят явно по-диктаторски. Они будут давить на убежде­ния, ваши представления или образ жизни из-за того, что не­достаточно знакомы с проблемой или из-за цвета вашей кожи, вашей национальности или религиозных убеждений. С этими группами трудно работать, так как они полны внутреннего не­выраженного конфликта, объясняемого страхом перед неиз­вестным.

Можете вы их накормить? Расскажите им, что их законы и правила вытекают из их желания сделать себе лучше. На­помните, однако, что быстрее всего этого можно достичь, если установить хотя бы тончайшую связь с различными людьми, в которых они могут косвенно нуждаться.

Расизм. Подобно репрессивной группе, эта группа стара­ется действовать дружелюбно и официально, но избегает тех, кто не похож на них, веря в то, что «чужаки» опасны, амораль­ны, нечисты на руку и никчемные люди. Они, как правило, из­бегают тех, кто посягает на их точку зрения. Они могут вести себя непредубежденно, но наглухо закрыты для новых взглядов.

С такой группой следует быть осторожным. Проверьте, не слишком ли вы привязаны к своей позиции перед тем, как по­пытаться выполнить следующее. Сначала станьте проще. Рас­скажите им, что вы, так же как они, желаете надежности и безопасности всему, что они делают. Постарайтесь обратить эту потребность в надежности и безопасности себе на пользу, намекнув, что если бы они смогли выслушать другое мнение или быть более открытыми для различных типов людей, то их мир действительно смог бы стать безопаснее.

Расскажите им, что самый быстрый и верный путь к безо­пасности—это позволить различным группам открыто общать­ся, так как это может предотвратить и смягчить будущий конфликт и уменьшить угрозу их стабильности.

Религиозные группы. Религиозная группа—это группа, члены которой связаны своими убеждениями. Их ве­ра—это их первичный процесс. Это даже может быть психоло­гическая группа, вера которой—духовный рост личности. Эти убеждения требуют к себе внимания. Члены таких групп могут не осознавать своих диктаторских наклонностей.

Используйте их глубочайшие интересы и убеждения. Пока эта группа не открыла глаза на важность точки зрения мень­шинства, ваш первый шаг состоит в проявлении уважения к их первичному процессу. Сделайте комплимент их вере или убеждениям, сказав примерно следующее: «В вашей вере за-

ложено столько любви к ближнему! Как эта любовь может проявиться на деле в следующей ситуации?»

После обращения к монстрам, независимо от их типа, про­верьте обратную связь с группой. Дождитесь их словесного или молчаливого согласия. Прежде чем высказать свое мне­ние, подождите, когда они сами попросят вас об этом. Иначе они будут сопротивляться вашему стилю общения и ваши про­блемы могут быть не услышаны.

Важно знать, с какой группой вы работаете, и «кормить» ее первичный процесс. Идите в ногу с первичным процессом; говорите на его языке; живите в темпе группы. Если они спе­шат, спешите тоже и не занимайте у них слишком много вре­мени. Иначе это будет вызывать раздражение. Если им не нра­вится проявлять свои эмоции, не заставляйте их «обнажать­ся». Если вы слишком расстроены, чтобы признать преобла­дающий дух группы, дайте выход своему расстройству, чтобы быть проглоченным этим монстром.

3. Внутренняя работа

Важно идти в ногу с первичным процессом, не идти против него, а сохранять его. Если, однако, вы не можете признать их первичный процесс, так как слишком им расстроены или смущены, то у вас нет другого выбора, как дать выход своей ярости и быть съеденным монстром или поработать над со­бой, чтобы проявить необходимую выдержку.

Может быть, это тот случай, когда вам хочется стать ге­роем. Если так, то я предлагаю вам провести внутреннюю ра­боту над собой. Вообразите этот героический акт, когда в по­пытке отстоять свои права, вы возможно, будете оскорблены или убиты. Разыграйте всю эту героическую сцену в своем во­ображении во всех деталях до конца. Представьте, каково умирать и, может, даже быть забытым после смерти.

4. Отстаивать свою позицию

Если работа над самим собой не обеспечивает должной вы­держки для признания первичного процесса большинства, тог­да вы должны попытаться совершить эту работу на людях. Это может помочь, если позволяет ситуация группового процесса.

Сыграйте героя. Сообщите о своей дилемме, что вы не мо­жете признать групповую индивидуальность и знаете о том, что можете погибнуть, отстаивая свои взгляды. Может быть, дру­гие откликнутся. Если вам совершенно необходимо стать ге­роем, считайте, что это может быть проявлением духа, харак­терным для этой группы и для этого времени. Дайте возмож­ность другим членам группы тоже разделить с вами это героическое переживание.

Анализировать свою позицию публично. Если вы настолько преуспели, что умеете обращаться с мон­стром группы и кормить его, следующий шаг—занять свою по­зицию. Когда вы стоите на своем, важно понимать, что вы выступаете не только от своего имени или от имени своей груп­пы, но также и от имени некоторых членов большинства и не­которой части всего мира.

Позиция, которую вы представляете, принадлежит не толь­ко вам лично,—это проявление духа в групповом поле, спе­цифическое для данной группы, данного места и данного вре­мени. Вы не можете быть одинокими в своих ощущениях и взглядах—найдется хотя бы еще один из большинства, кто должен чувствовать то же самое. Заниматься слишком долго конфликтом в одиночку не принесет пользы ни вам, ни группе. Вы—канал проявления духа. Вам необходимо выступить и вы­разить свою роль, отражающую ваши идеи, роль, от которой вы можете и удержаться.

Если вы можете удержаться от исполнения своей роли, то наиболее вероятно, что вас будут приветствовать как челове­ка, который сумел помочь всем частям группы.

Вам может понадобиться помощь в исполнении своей роли и об этом можно попросить кого-нибудь еще, кто испытывает те же самые чувства. Однако остерегайтесь принуждать дру­гих к вашей поддержке публично. Если вы замечаете, что с вами рядом никого больше нет, внесите в свое выступление чувство страха, которое присутствует во всех меньшинствах. Сошли­тесь на свой страх перед возможностью быть оскорбленным, изгнанным и посаженным в тюрьму за попытку поднять опре­деленную проблему. Можете напомнить прежде всего, что вы—это не только ваша собственная позиция, национальность, пол или цвет кожи, но что вы содержите в себе и все осталь­ные части группового поля.

5. Перемена ролей

Когда вы заняли свою позицию, вы сумеете искренне вый­ти из нее и помочь противоположным проявлениям духа в группе при их работе. Перемещайтесь между позициями мень­шинства и большинства, не забывая при этом о такой позиции, как нейтралитет. Если вы искренни в своей работе, другие почувствуют, что вы, прежде всего, заинтересованы в улучше­нии работы всей группы.

6. Любовь

Как только вы покидаете свою роль и начинаете менять позиции, вы можете почувствовать, как и многие до вас, сер­дечную открытость и любовь к окружающим. Не удивляйтесь

этому чувству свободы и удовольствия от полноты жизни и от самого конфликта!

Пользуйтесь на практике изменением позиций и позволяй­те каждому члену группы делать то же самое, чтобы вся груп­па стала сама собой. Вы заняли особую позицию меньшинства, которая моделирует то глобальное будущее, которого мы хотим.

Теперь вы, может быть, находитесь в идеальном положении, когда способны выслушивать все стороны. Умение с сочувст­вием выслушать другого лежит в основе принципа глубокой демократии и является ключевым в разрешении конфликта, а также одной из редчайших форм человеческого поведения. Умение выслушать другого означает сострадание меньшинст­ву, понимание большинства и показывает, прежде всего, что жизнь слишком коротка, чтобы быть привязанным лишь к од­ной из ее сторон.

Глава 10. КАСТОВЫЕ И РАСОВЫЕ СИСТЕМЫ

Из всех мировых проблем современности расизм и связан­ная с ним клановость представляются мне самыми коварными. Я полагаю даже, что расизм хуже бедности, так как в своих поездках по всему свету я видел, что отсутствие дискримина­ции и узаконенного расизма делает людей более счастливыми, чем наличие богатства. В этой главе я хочу исследовать ра­сизм, процесс, в котором одна группа чувствует свое превос­ходство над другой из-за цвета своей кожи, принадлежности к той или иной семье, вере, языку и т. п.

Расизм и клановость

Расизм—это скрытая форма мизонеизма выражающаяся в ненависти или нетерпимости к чему-либо новому или неизвестному и порождающая взрывоопасную ситуацию. Расист—это проявление духа в групповом поле, за­трагивающее всех нас. Это человек, считающий, что он сам или его близкие друзья и семья лучше других. «Другие» опас­ны—они происходят из других семей, у них другие привычки, цвет кожи и вероучение. Расист избегает других. В его пред­ставлении другие становятся козлами отпущения за все части нашего «я», которые нам неприятны.

Клановость отличается сильной преданностью и привязан­ностью к своей группе или семейству. Это может быть предан­ность одному семейству или роду, групповым религиозным

убеждениям, обычаям или самой земле, на которой эти люди живут. От многих израильтян я слышал жалобы на то, что арабы опасны потому, что они готовы умереть ради возврата территории, захваченной Израилем в Шестидневной войне. Арабы же точно так же отзываются об израильтянах. Белые в Южной Африке не могут понять привязанности негров к своей земле, а я был свидетелем территориального конфликта между двумя негритянскими группами в одном из городов Южной Африки.

Удивительно, но мир проявляет больше терпимости к кла­новым конфликтам между людьми одной расы. Мы можем смотреть сквозь пальцы на жестокость между группами одной и той же расы, веры или национальности, но гораздо нетерпи­мее относимся к открытым проявлениям ненависти или к ра­сизму между группами различных рас.

Подобно расизму, клановость—это тоже проявление духа. У нас всех имеется склонность к клановости. Когда мы пре­бываем в подобном настроении, мы будем защищать своих любимых, свой дом, даже свой автомобиль до самой смерти. Мы не доверяем приезжим в своем районе, новичкам своих групп или любому, чье поведение хоть немного отличается от того, к которому мы привыкли. Чем в большей степени другие выглядят или ведут себя не так, как мы себе представляем, тем больше мы их отвергаем. Юнг бы назвал их тенями.

Кастовая система

Некоторый свет на проблему расизма можно пролить, если исследовать истоки индийской кастовой системы. Старая кастовая система Индии была системой санкционированной дискриминации, когда люди определенных слоев общества должны выполнять только ту работу и социальные обязаннос­ти, которые им предписываются принадлежностью к касте. Кастовая система основана на вере индуизма в то, что Брах­ма, создав первого человека—Ману, потом сотворил всех ос­тальных людей Земли из разных частей тела Ману. Из его головы произошли святые—брамины. Из рук Ману вышли правители и воины—кшатрии. Из бедер Ману вышли масте­ровые и ремесленники всего мира—вайсьии, а из ног—шудры, работающие на всех остальных.

В индуизме существует четыре касты. Брамины—это свя­щенники и философы. Они изучгют священные книги, содер­жатся государством, являются вегетарианцами и дважды в день совершают омовение в реке. Кшатрии управляют и ис-

полняют официальные обязанности. Они составляют верхушку среднего класса. Вайсьии отвечают за материальные потреб­ности общества. Это торговцы, фермеры и промышленники. Наконец, шудры служат всем остальным в качестве работни­ков, ремесленников, крестьян, слуг и садовников.

Неприкасаемые

Существует еще одна группа—неприкасаемые, которые выпадают из этой кастовой системы. Это—«недочеловеки», опасные и заразные для членов других каст. Несчастье и гнев неприкасаемых были источником многих социальных волнений в Индии.

В индуистской кастовой системе Ману представляет поле, а каждая каста—роль или проявление духа в этом поле. Су­ществует голова—духовное начало, которому отведена роль знания. Руки—это правители или правительственные чиновни­ки, которые следят за порядком. Опытные мастера поддержи­вают функционирование системы, а простые рабочие выполня­ют черновую работу. Для неприкасаемых отводится «анти­роль» и я назвал бы их «городскими тенями», это люди, с ко­торыми никто не хочет себя отождествлять. Это ненормальные люди, бездельники, бродяги, лодыри или мечтатели.

Во всем мире существуют определенные группы неприка­саемых. Их поведение и привычки отталкивают нас. Отказы­ваясь кормить их или заботиться о них, мы остаемся равно­душными к их ужасному положению. Целые группы людей становятся для нации городскими тенями; они часто становят­ся нежелательной частью глобального поля, частью страны, о которой люди не хотят ничего знать.

Кастовая система предписывает людям роли или функции органов группового тела и бессознательно отождествляет их с этими ролями. Это порождает систему ценностей, в которой лучшими людьми считаются священники, а худшими—непри­касаемые. Так как при этом люди приравнивались к занимае­мым ими позициям, то в результате и возникала клановость.

Расизм—это длительное и закрепленное отождествление людей с определенными ролями. Ни один человек не может быть только одним каким-нибудь органом «тела», в котором мы живем. Более точно индивидуальность можно было бы представить себе в виде клеток человеческой крови. Каждая такая клетка путешествует по всему телу. Иногда мы—это ноги или работники, иногда—одухотворенный разум, иногда— руки, иногда—лидеры, а временами становимся и неприкаса-

емыми, особенно когда напиваемся, впадаем в депрессию или в другие измененные состояния сознания, которыми, как пра­вило, пренебрегаем. С этой точки зрения клановость, расизм и сегрегация—это стремление отождествить людей со специ­фическими проявлениями духа или с культурными ролями.

Расизм как проявление духа

В теории поля личности рассматриваются как роли в поле страны; аналогично, страны могут выполнять роли в еще боль­шем поле—мировом. Следовательно, можно считать, что такая страна как Южная Африка (до 1990 года), должна рассмат­риваться как исполняющая роль расиста, однако, это никоим образом не единственная страна в мировом поле, играющая такую роль. «Апартеид», в действительности,—это тенденция, присущая каждой стране.

Другими словами, расовый конфликт в Южной Африке на­ходится в конкретном пространстве, но это также и нелокаль­ное проявление духа, которое возникает там, где люди р

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛИДЕР КАК МАСТЕР ЕДИНОБОРСТВА - ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ДЕМОКРАТИИ

На сайте allrefs.net читайте: ЛИДЕР КАК МАСТЕР ЕДИНОБОРСТВА - ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ДЕМОКРАТИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Часть II

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги