Реферат Курсовая Конспект
Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками - раздел Психология, Орлов Ю. М. Самопознание И Самовоспитание Характера: Беседы Психолог...
|
Орлов Ю. М.
Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть первая САМОПОЗНАНИЕ
О ЧЕРТАХ ХАРАКТЕРА
Что такое черта характера?
Для чего нам нужно знать черты характера?
Как устроены черты характера?
Как порождается образ?
Набор черт или нечто большее?
О ПРИВЫЧКАХ И ВОЛЕ
«Человек привычки».
«Человек воли»
«Человек нравственный».
Слабоволие, проявляющееся в упрямстве.
О ПОТРЕБНОСТЯХ, МОТИВАХ И ДЕЙСТВИЯХ
Я и мои потребности.
Анатомия желания.
Две стороны потребности.
Идея потребности.
Образное выражение потребности.
Направляющая сила мотива.
Потребность, желание, действие.
Техника удовлетворения потребности.
Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении.
О СОЗНАНИИ И САМОСОЗНАНИИ
Как работает мое сознание?
Как я сознаю самого себя?
Как устроено наше самосознание?
Как работает психологическая защита?
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОЗНАНИЯ
Как организовать самопознание?
Часть вторая САМОВОСПИТАНИЕ
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?
Цели самосовершенствования.
Устранение плохих привычек.
Контроль своих потребностей.
Развитие способностей.
По пути самосовершенствования.
Как начать новую жизнь?
НЕОБХОДИМОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПЕРВОЙ ЧАСТИ
Кое-что о психических механизмах.
Как мы научаемся?
Как происходит отучивание?
Схема угашения плохих привычек.
РАБОТА С ПЛОХИМИ ПРИВЫЧКАМИ
Как бросить курить?
Как быть с другими плохими привычками?
ВЫРАБОТКА ХОРОШИХ ПРИВЫЧЕК
Как сделать так, чтобы это мне понравилось?
Как извлечь пользу из радости?
Как я научился бегать?
Как соблюдать диету?
Как извлечь пользу из страданий?
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Я развиваю память.
Учусь управлять своим воображением.
Черты патогенного мышления.
Основные черты саногенного мышления.
ОБЩЕНИЕ С ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ
Как устроена обида?
Значение общения в самовоспитании.
Виды потребностей в общении.
Факторы, дезорганизующие общение.
Отработка техники общения.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ
Моральная поддержка окружения.
Соревнование.
Самообязательство.
Самоприказ.
Стимул-орудия.
Еще раз напоминаем об извлечении пользы из радостей и неприятностей.
О результатах деятельности.
Подведение итогов самосовершенствования.
ПОИСК СЕБЯ В СЕМЬЕ
ПОИСК СЕБЯ В ПРОФЕССИИ
Мое профессиональное самоопределение.
Как полюбить свою работу?
ПРЕДИСЛОВИЕ
Когда я писал эту книгу, передо мной стоял образ юноши или девушки, которые относятся к знанию не просто как к сокровищу, надеясь когда-то его применить, а как к средству для немедленного использования в решении своих жизненных задач, в частности, для того, чтобы стать сильнее, умнее, уравновешенней, быть более трудолюбивым, терпеливым, развить свою память, внимание, сдержанность, спокойствие и другие черты. Эта книга написана так, чтобы юноша или девушка могли использовать это знание для самосовершенствования.
Для человека, стремящегося только к знаниям, книга не будет очень уж интересной. В ней нет описания интересных экспериментов психологов, которые служили бы иллюстрацией сверхспособностей, сверхпамяти и других «сверху о которых очень часто пишут для того, чтобы удивить читателя и дать ему почувствовать его слабость: «Есть, мол, такие люди, которые могут то-то и то-то. А что можешь ты?» Читатель думает, что он как раз этого-то и не сможет, и сразу же начинает относиться к книге как к чему-то такому, что не имеет к нему прямого отношения.
Однако вместе с тем я считаю, что книга содержит много не совсем привычных утверждений. Например, чтобы стать сильным, не нужно постоянно насиловать себя и заставлять развивать силу и выносливость; чтобы развить память, не надо эту память специально тренировать; чтобы соблюдать диету, не надо себе запрещать есть то, что ты хочешь, и столько, сколько хочешь; чтобы научиться вовремя вставать, не нужен будильник; чтобы развить мышление, не обязательно решать головоломки, и многое Другое. Научное знание парадоксально, если смотреть на него с точки зрения обыденных представлений, с точки зрения привычного. Ведь действительно парадоксально, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля, вращаясь вокруг оси, создает эту иллюзию. Но это нам не кажется парадоксом, так как научное положение о строении солнечной системы стало привычным для нас. Однако в научном познании скрыто очень много истин, весьма далеких от привычных стереотипов понимания. Поэтому эти истины и кажутся подчас парадоксами.
Эта книга имеет целью помочь юноше или девушке стать психологом для самого себя. Поэтому в ней излагаются основные закономерности и механизмы психической жизни человека применительно к тому, как они действуют в нас самих, и применительно к тому, как их использовать для себя, своего воспитания. Самопознание и научное познание — разные вещи. Человек может знать многое, но не в состоянии применить это знание к решению своих задач. Врач, который не может вылечить самого себя, тренер, имеющий излишний вес, психотерапевт, который сам не может бросить курить и разными способами оправдывает самого себя, могут быть названы людьми, владеющими бесполезными для них сокровищами знания. Знание, которое не используется, мертво и бесполезно. Вспоминается ответ Сократа его ученикам, которые спросили, почему он не пишет книги, ведь он так много знает; он им ответил: «Я не хочу живое знание переносить на мертвые овечьи кожи».
Знание становится живым, если оно применяется для достижения определенных целей. Поэтому я надеюсь, что значительная часть этой книги может стать источником живого знания для самосовершенствования. Процесс постижения самого себя и изучение психологии с помощью книги, учебника — разные вещи. Нужно уметь применить психологическое знание к самому себе, к самопознанию. Для этого читатель должен научиться взглянуть на самого себя «изнутри» и «извне» и применить психологическое знание к самопознанию. Научные понятия разработаны для того, чтобы на основе уже известных закономерностей и разработанной теории открывать новые закономерности психической жизни человека. А самосовершенствование не требует открытия новых закономерностей психологии, для него достаточно только уметь применять их к самому себе. Хотя это и не исключает возможности открытий для себя. Итак, от усвоения науки до использования научного знания применительно к самому себе дистанция велика.
Обычно переход к познанию собственной психики облегчается с помощью психотерапевта, психологического консультанта, т. е. с помощью других людей, которые обучают тому, как применять знания к самому себе, передают свой опыт. Автор имеет опыт психологического консультирования, которым и хочет поделиться с читателем этой книги с целью побудить его стать психологом-консультантом для самого себя, для близких. Самопознание и самосовершенствование невозможны без знания психологии. Я не ошибусь, назвав эту книгу психологией для непсихолога.
Я сознательно буду избегать использования специальных психологических терминов там, где это возможно. Термины создаются для узкого круга специалистов, чтобы они понимали друг друга, а также для того, чтобы отделить обдуманное содержание мысли от обыденных, повседневных представлений, которые неточны и поэтому вводят в заблуждение. В самопознании же многие эти термины необходимы, но я буду стремиться к тому, чтобы как можно меньше использовать специальные термины или же особо оговаривать их содержание; мне просто нужно, чтобы читатель меня понял и с пользой применил к себе это понимание.
До того как стать профессиональным психологом, я, как и все, был ребенком, ходил в детский сад, школу, учился в вузе и приобретал профессию. Сейчас я стараюсь вспомнить, как мне приходилось решать те задачи, которые стоят перед читателем. Поэтому в процессе изложения мне приходится снова проигрывать жизненные ситуации, через которые я прошел, для того чтобы стать понятным для читателя. Поэтому если я «впадаю в детство», то только для того, чтобы помочь читателю лучше понять себя. Каждому, чтобы понять себя необходимо умственно воспроизвести те жизненные ситуации, через которые он проходил ранее, и переосмыслить их.
Самопознание — это не постижение некоторой скрытой метафизической и таинственной сущности, которую мы в быту называем «душой» или научным синонимом «психика», а воспроизведение и осмысление того, что мы делали, как делали и почему делали, как относились к другим и как они относились к нам и почему. Поэтому тот, кто думает, что для самопознания нужно обязательно уединиться, отключиться от жизни и погрузиться в самосозерцание, как это советуют йоги, кто думает, что самопознание — это нечто таинственное, полностью отличающееся от того, что мы делаем в повседневной жизни, тот, кто так думает, ошибается.
Процесс самопознания и самосовершенствования — это обыденная, повседневная деятельность, которая внешне не отличается от того, что мы делаем сегодня и каждый день. Я хожу в школу, читаю, отдыхаю, выполняю поручения, участвую в работе пионерской или комсомольской организации, отвечаю на вопросы учителя, пишу сочинения, выполняю домашние задания, встречаюсь с друзьями, делаю гимнастику, обижаюсь, горжусь, разочаровываюсь и, если хотите, боюсь чего-то, испытываю чувство любви или ущемленного достоинства, тренируюсь, решаю головоломки, может быть, и соблюдаю диету или тщетно стараюсь бросить курить. Внешне я могу ничем не отличаться от другого человека, который делает то же, что и я. Но то, что я делаю, может вести меня по пути самосовершенствования или по пути бессмысленной борьбы с самим собою, со своими слабостями, которые меня побеждают. Поэтому тот, кто совершенствует самого себя, внешне ничем не отличается от того, кто считает, что незачем делать из себя что-то, и думает: «Пусть из меня само получится то, что должно быть». Но он отличается внутренне.
Эта книга и посвящена тому, чтобы читатель понял, в чем состоит это отличие, этот процесс самосовершенствования в жизни.
Сейчас по телевидению и радио, в журналах и газетах вы часто встречаете слова; «перестройка мышления», «человеческий фактор», «самостоятельность», «самодеятельность», «ответственность» и др. И хотя эти понятия употребляются прежде всего в связи с экономическими и управленческими проблемами, они имеют и глубокий психологический смысл.
Новая эпоха, начало которой положил XXVII съезд партии, требует от каждого четко осознать собственные недостатки и достоинства. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания?.. Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого».
Перед нашим обществом поставлены большие задачи, решение которых будет продолжаться и в третьем тысячелетии. И кому, как не тебе, юноше пли девушке, требуется развить в себе способность брать на себя ответственность, действовать эффективно в интересах дела, вырабатывать способности, необходимые для успешной учебы и работы. От каждого из нас требуется не только хорошо учиться, но уметь все, что мы знаем, непосредственно связывать с делом.
Чтобы соответствовать новому времени каждый юноша и девушка должны развивать в себе готовность к бескорыстной деятельности на благо общества, умение в совершенстве делать то дело, к которому они приставлены жизненным путем или другими обстоятельствами. А для этого недостаточно просто быть тем, каков ты есть в настоящий момент. Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, чем ты есть, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, необходимые для жизни, такие как трудолюбие, стойкость, ответственность, бесстрашие, проявляющееся в способности подавить возникающие страх и неуверенность, и многие другие.
Эти черты сами собой не возникают. Для этого и нужна работа по самовоспитанию. Но было бы неверным думать, что самовоспитание — это какая-то особая, исключительная деятельность. Самосовершенствование происходит в процессе жизни, в событиях жизни. Все зависит от того, в какой степени те уроки, которые дает нам жизнь, мы используем.
Когда мы что-то делаем или переживаем, то с нами происходит нечто, что в самом общем виде может быть охарактеризовано так: в начале дела мы были совсем другими, чем в его конце, когда мы его завершили. Одно и то же дело может иметь разные последствия. Скажем, мне мама говорит, чтобы я начистил картофель к обеду. Если мне кажется, что это — рутинная деятельность, которая меня отвлекает от возвышенных занятий, например, от рисования пейзажа или решения головоломки, с помощью которой я тренирую свои умственные способности, и я с отвращением принимаюсь за дело с целью быстрее от него отделаться, то результат этого дела будет совсем другим, чем если я эту рутинную деятельность превращают в акт самосовершенствования, в частности, в упражнение по концентрации внимания и в опыт быстрого погружения в любую деятельность, которую я стремлюсь выполнить наиболее совершенным способом.
Если в первом случае я чувствую себя плохо, время для меня тянется медленно, я испытываю раздражение от того, что меня отвлекают, то во втором случае я забываю самого себя в деле, теряю счет времени и выхожу из этого дела лучшим, чем в него вошел. Сказанным я хочу дать понять, что в этой книге я не собираюсь говорить о чем-то необычном и из ряда вон выходящем. Но если все, что я делаю каждый день, я делаю с определенной целью самосовершенствования и саморазвития, то я, с каждым днем становлюсь лучше, сильнее, здоровее, умнее, приобретаю силу воли и самодисциплину. Если к этому я еще добавлю и специальные упражнения, которые доставляют мне истинное удовольствие, то мой процесс самосовершенствования будет происходить быстро.
Самосовершенствование неразрывно связано с процессом самоопределения. Чем сильнее развиваются способности вообще, тем определеннее проявляются мои индивидуальные способности. Тот, кто делает самого себя, постепенно отчетливее воспринимает свое будущее, и соответственно для него проблема выбора профессии решается сама собою, как бы автоматически. Тот же, кто живет только удовольствиями сегодняшнего дня и не изучает самого себя с целью стать лучше, то для него проблема самоопределения в жизни становится почти неразрешимой. Он боится, что, выбрав профессию, ошибется; вступая в брак, он полон сомнений: «А не ошибся ли я?», «Буду ли я счастлив?» Есть люди, которые всю жизнь, как им кажется, делают не то, что им, по их мнению, следовало бы делать, занимаются не тем, чем хотят, дружат не с теми, с которыми, как они думают, следовало бы дружить, и даже погода па сегодняшний день у них не такая, как бы им хотелось. Это происходит не от того, что у них плохая судьба или плохие родители, а от того, что они отказались от работы над самим собою по самоопределению, самосовершенствованию. Это происходит от того, что им кажется, что самосовершенствование и самоопределение — это занятия, угодные родителям, учителям, «начальству», а не им.
Процесс самосовершенствования представляет собою самовоспитание. Нам часто не нравится слово «самовоспитание», так как оно имеет своим корнем слово «воспитание», которое подчас воспринимается как процесс, в котором нас что-то заставляют делать, а мы не хотим этого. Однако самосовершенствование и есть самовоспитание. Поэтому читатель должен принять то, что эта книга по самовоспитанию. Но чтобы себя воспитывать, надо знать самого себя.
Часть первая САМОПОЗНАНИЕ
Часть вторая САМОВОСПИТАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.................. 3
: Часть первая. Самопознание
О чертах характера................. Э
Я познаю самого себя. — Что такое черта характера? — Для чего нам нужно знать черты характера? — Как устроены черты характера? — Как влияет на нас ситуация, в которой мы действуем? — Как порождается образ? — Набор черт или нечто большее? — Две группы черт.
О привычках и воле . ................ 28
«Человек привычки». — «Человек воли». — «Человек нравственный». — Слабоволие как реакция на эмоциональные барьеры. — Слабоволие, проявляющееся в упрямстве. — Слабоволие как реакция на кризис в жизни.
О потребностях, мотивах и действиях........... 43
Я и мои потребности, — Анатомия желания. — От чего зависит удовлетворение потребности? — Две стороны потребности. — Идея потребности. — Мотивационное выражение потребностей.— Направляющая сила мотива.— Потребность, желание, действие. — Техника удовлетворения потребности. — Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении.
О сознании и самосознании.............. 64
Как работает мое сознание? — Самовоспитание как «расширение» сознания.— Как я сознаю самого себя? — Как устроено наше самосознание? — Как работает психологическая защита?
Организация самопознания.............. S3
Часть вторая. Самовоспитание
Зачем это нужно?..........,.......101
Цели самосовершенствования. — По пути самосовершенствования. — Как начать новую жизнь? — Отчего трудно и отчего легко?
Необходимое возвращение к первой части........ 112
Кое-что о психических механизмах. — Как мы научаемся? Как происходит отучивание? — Схема угашения плохих привычек.
Работа с плохими привычками............. 124
Как бросить курить? — Как быть с другими плохими привычками?
Выработка хороших привычек............. 133
Как сделать так, чтобы это мне нравилось? — Как извлечь пользу из радости? — Как я научился бегать? Как соблюдать диету? Как извлечь пользу из страданий?
Развитие способностей и психических процессов......155
Я развиваю свои способности. — Я развиваю память. — Учусь управлять своим воображением. — Черты патогенного мышления. — Основные черты саногенного мышления.
Общение с другим человеком . . , ,.........169
Как устроена обида? — Значение общения в самовоспитании, — Виды потребностей в общении. — Факторы, дезорганизующие общение. — Отработка техники общения.
Организация самовоспитания.............184
Постановка целей самовоспитания. — Найди наставника. — Моральная поддержка окружения. — Соревнование. — Самообязательство. — Самоприказ, — Стимулы и орудия. — Еще раз напоминаем об извлечении пользы из радости и неприятностей. — О результатах деятельности.
Поиск себя в семье.................191
Разговор с юношами и девушками о любви.— Построение семьи. — Половое воспитание и самовоспитание.
Поиск себя в профессии................208
Мое профессиональное самоопределение. — Как полюбить свою работу?
Юрий Михайлович Орлов
САМОПОЗНАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА
– Конец работы –
Используемые теги: самопознание, самовоспитание, характера, беседы, психолога, старшеклассниками0.089
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов