Колдунья

Колдунья-мачеха - антагонист как женского, так и детского протагониста (Thomas, 1989). Часто мотивация, которая приписывается колдунье, - это ненависть, как в "Белоснежке", где навязчивые тщеславие и зависть королевы направляют ее дьявольские замыслы. Унификация мачехи-колдуньи наиболее полно продемонстрирована в сказке "Ханзель и Гретель". Родительский дом и дом с едой представляют два аспекта одного и того же дома - оба удовлетворяющие и фрустрирующие детей. "Изображенные в различных формах, разделенные во времени и по месту угрозы, они тем не менее представляют одного врага, cоединяющего в себе общие характеристики такого антагониста, как колдунья или мачеха" (Thomas, 1989, р. 63). Такие характеристики сочетают самое плохое в образе матери. Колдунья как архетипический образ представляет собой угрозу Эго и его развитию. Она может быть рассмотрена и как фигура, воплощающая наихудшие качества матери.

Королева в "Белоснежке" действует на трех уровнях: она обычная мачеха, состязающаяся с настоящей матерью; она мать, которая состязается с дочерью; она выступает как колдунья во многих сказках. "Зеркало транслирует ее одержимость собственной красотой, ее компульсивный нарциссизм в материализованную форму, наиболее часто ассоциированную с красотой и самолюбованием" (Thomas, 1989, p. 70). Ее могучая энергия зла позволяет ей продолжать недоброе дело, и она использует свои нечестные средства, чтобы гарантированно достичь результатов. Она конфронтирует с девочкой прямо, один на один, хотя и маскируется. Ее каннибалистическое намерение (съесть сердце Белоснежки) является своеобразным эхом ее "коллег" в других сказках, например, в "Ханзеле и Гретель". У. Дисней описал ее как смесь леди Макбет и Большого плохого волка. Если тщеславие является явным источником злодейских планов королевы, оно также является средством, с помощью которого ее планы реализуются, по крайней мере временно - ее тщеславие убивает Белоснежку.

Колдунья изображается отдельно от образа мачехи, и ее характер является самостоятельным, это ярый противник всего доброго и светлого. Хотя она имеет человеческий облик, ее действия по достижению целей носят сверхъестественный характер. В популярных сказках "Ханзель и и Гретель" и "Рапунцель" она действует как суррогат матери. В первой сказке ее каннибализм, соединенный с материнским образом, напоминает образ матери из ночных кошмаров. В последней сказке ее материнское собственничество приобретает удушающую, опасную для жизни пропорцию (Thomas, 1989, p. 74). Хотя традиционная колдунья - это женский характер, она обладает маскулинными чертами: усами, отсутствием женственности, агрессивностью, недостатком сензитивности, что нейтрализует ее половую идентичность. Она чаще всего исполняет материнскую или квазиматеринскую роль в сказках. "Ужас, вызываемый ею и являющийся ее сущностью, основан на ее извращенном материнстве" (Thomas, 1989, p. 74).

Три версии изображения колдуньи в тесте соответствуют наиболее характерным типам колдуний в сказках:

КАРТА 1. Волшебница, молодая и прекрасная, одетая в красивое платье, в руке у нее волшебная палочка. Ее лицо выражает решительность и власть (как в сказке "Спящая Красавица" или как лицо королевы в "Белоснежке").

КАРТА 2. Мачеха-колдунья, среднего возраста, обычной внешности. Ее одежда выглядит скорее старомодной. Хотя на лице нет особого выражения, ее рот сморщен, что делает лицо жестоким, суровым и беспощадным. Одна рука ее поднята, как будто хочет ударить, что усиливает негативное впечатление (как мачеха в "Золушке" или в "Ханзеле и Гретель").

КАРТА 3. Традиционная старая и страшная колдунья. Ее сморщенное, страшное лицо, непричесанные волосы, старая, поношенная одежда делают ее особенно пугающей. Это впечатление усиливает поднятая рука с палкой (как превращенная королева в "Белоснежке" или колдунья в "Ханзеле и Гретель").

Все фигуры выполнены в черно-белом цвете. Фон отсутствует.