рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ

ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ - раздел Психология, ПЗО Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний Анализ Путей Развития Основных Психологических Школ Выявляет Общую Для Них Те...

Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в на­правлении обогащения своей категориальной основы теоре­тическими ориентациями других школ.

Необихевиовизм Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: “стимул-реакция”. Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме, и его психиче­ском устройстве между стимулом и реакцией снимался с пове­стки дня. Такая позиция следовала из философии позити­визма - убеждения в том, что научный факт отличается своей непосредственной наблюдаемостью. Как внешний стимул, так и реакция (ответное движение) открыты для наблюдения каждо­му, независимо от его теоретической позиции. Поэтому связ­ка “стимул-реакция” служит, согласно радикальному бихе­виоризму, незыблемой опорой психологии как точной науки.

Между тем, в кругу бихевиористов появились выдающиеся психологи, поставившие этот постулат под сомнение. Первым из них был американецЭ.Толмен (1886-1959), согласно кото­рому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: сти­мул (независимая переменная) - промежуточные переменные -зависимая переменная (реакция).

Среднее звено (промежуточные переменные) - не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.

Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный же вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблю­даемое поведение животных, можно достоверно установить. что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы. Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) “карты”. Эти “кар­ты” животное строит само. Они и ориентируют его в лаби­ринте. По ним оно, будучи запущено в лабиринт, узнает, “что ведет к чему”. Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальт-теорией. Учтя ее уроки, Толмен разработал собственную тео­рию, названную когнитивным бихевиоризмом.

Другой вариант необихевиоризма принадлежалК.Халлу(1884-1952) и его школе. Он ввел в формулу “стимул - реак­ция” другое среднее звено, а именно - потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.). Она прида­ет поведению энергию, создает незримый потенциал реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении (понятие, которое Халл заимствовал у И.П.Павлова), и тогда реакция закрепляется и организм чему-то научается.

Б.Скиннер:оперантныйбихевиоризм В защиту ортодоксального бихевиоризма, отвергая любые внутренние факторы, выступилБ. Скиннер (1904-1990). Условный рефлекс он назвал оперантной реакцией..

По Павлову, новая реакция вырабаты­валась в ответ на условный сигнал при его подкреплении (например, когда перед кормлением раздавался стук метро­нома и т.п.). По Скиннеру, организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление.

Скиннер сконструировал экспериментальный ящик. в ко­тором белая крыса (или голубь) могла нажимать на рычажок (или кнопку). Перед ней была кормушка и набор раздражите­лей. Из этих простых элементов Скиннер составлял множество различных “планов подкрепления” (например, перед крысой находятся два рычага, и она оказывается в ситуации выбора:

получает пищу или только тогда, когда вслед за нажатием на рычаг загорается лампочка, или при нажиме с определенной силой, частотой и т.д.).

Во время второй мировой войны Скиннер работал над проектом использования голубей для управления стрельбой по самолетам.

Работы Скиннера, как и других бихевиористов, обогатили знание об общих правилах выработки навыков, о роли под­крепления (которое служит непременным мотивом этих навы­ков), динамике перехода от одних форм поведения к другим и т.п. Но вопросами, касающимися научения животных, инте­ресы бихевиористов не ограничивались.

Техника выработки оперантных реакций была применена последователями Скиннера при обучении детей, их воспита­нии, при лечении невротиков. Посетив однажды урок ариф­метики в колледже, где занималась его дочь, Скиннер ужас­нулся, сколь мало используются данные психологии. В целях улучшения преподавания он изобрел серию обучающих ма­шин и разработал концепцию программированного обучения.

Он надеялся, основываясь на теории оперантных реакций, соз­дать программу “изготовления” людей для нового общества.

Открыть общие, выверенные точной объективной наукой законы построения любого поведения, в том числе человека -такова была сверхзадача всего бихевиористского движения.

“Человек или робот?” - такой вопрос задавали бихевиористам их противники. Они справедливо указывали, что, устраняя внутреннюю психическую жизнь человека из сферы точного причинного анализа, бихевиоризм трактует личность как машинообразно работающее устройство. Строгость объективно­го анализа реакций организма достигалась дорогой ценой. Устранялось сознание как внутренний регулятор поведения.

Надеясь придать психологии точность обобщений, не ус­тупающую физике, бихевиористы полагали, что, опираясь на формулу “стимул - реакция”, удастся вывести новую породу людей. Утопичность этого плана обнаруживается в концепци­ях типа скиннеровской. Ибо даже применительно к животным Скиннер, как заметили его друзья, имел дело с “пустым орга­низмом”, от которого ничего не оставалось, кроме оперант­ных реакций. Ведь ни для деятельности нервной системы, ни для психических функций в скиннеровской модели места не было. Снималась с повестки дня и проблема развития. Она подменялась описанием того, как из одних навыков возника­ют другие. Огромные пласты высших проявлений жизни, от­крытых и изученных многими школами, выпадали из пред­метной области психологии.

Ж. Пиаже: стадии развитияинтеллекта Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарецЖ.Пиаже (1896-1980). Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия о реакции он выдвинул понятие об операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию о структуре) и Жане (переняв у него принцип интериоризации, восходящей, как мы уже знаем, к Сеченову).

Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте - на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начала 20-х годов “Речь и мышление ребенка”, “Суждение и умозаключение у ребенка” и других Пиаже, используя метод беседы (спраши­вая, например: отчего движутся облака, вода, ветер? Откуда происходят сны? Почему плавает лодка? и т.п.), сделал вывод о том, что если взрослый размышляет социально (т.е. мыс­ленно обращаясь к другим людям), даже когда он остается с собой наедине, то ребенок размышляет эгоистично, даже ко­гда находится в обществе других. (Он говорит вслух, ни к кому не обращаясь. Эта его речь была названа эгоцентриче­ской.) Принцип эгоцентризма (от лат. “эго” - Я и “центрум” -центр круга) царит над мыслью дошкольника. Он сосредото­чен на своей позиции (интересах, влечениях) и не способен стать на позицию другого (децентрироваться), критически взглянуть на свои суждения со стороны. Этими суждениями правит “логика мечты”, уносящая от реальности.

Эти выводы Пиаже, в которых ребенок выглядел игнори­рующим реальность мечтателем, подверг критике Выготский, давший свое толкование эгоцентрической (не обращенной к слушателю) речи ребенка (см. ниже). В то же время он чрезвы­чайно высоко оценил труды Пиаже, так как в них говорилось не о том, чего ребенку не хватает сравнительно со взрослым (меньше знает, неглубоко мыслит и т.п.), а о том, что же у ребенка есть, какова его внутренняя психическая организация.

Пиаже выделил ряд стадий в эволюции детской мысли (например, своеобразная магия, когда ребенок надеется с по­мощью слова или жеста изменить внешний предмет, или же своеобразный анимизм, когда предмет наделяется волей или жизнью: “солнце движется, потому что оно живое”).

Будучи неспособным мыслить абстрактными понятиями, соотносить их и т.п., ребенок опирается в своих объяснениях на конкретные случаи. В дальнейшем Пиаже выделил четыре стадии. Первоначально детская мысль содержится в пред­метных действиях (до двух лет), затем они интериоризиру-ются (переходят из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действиями) ума (от 2 до 7 лет), на третьей ста­дии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции, на четвертой (от 11 до 15 лет) - формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные умозаключения (например, от общего к частному).

Операции не совершаются изолированно. Будучи взаимо­связанными, они создают устойчивые и в то же время под­вижные структуры. Стабильность структуры возможна толь­ко благодаря активности организма, его напряженной борьбе с разрушающими ее силами.

Развитие системы психических действий от одной стадии к другой - такой представил Пиаже картину сознания. Вначале Пиаже испытал влияние Фрейда, полагая, что человеческое дитя, появляясь на свет, движимо одним мотивом - стремле­нием к удовольствию и не желает ничего знать о реальности, с которой вынуждено считаться только из-за требований окру­жающих. Но затем Пиаже признал исходным моментом в раз­витии детской психики реальные внешние действия ребенка (сенсомоторный интеллект, т.е. элементы мысли, данные в дви­жениях, которые регулируются чувственными впечатлениями).

НеофрейдизмЭто направление, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психо­анализа, пересмотрело базовую для него категорию мотива­ции. Решающая роль была придана влияниям социокультурной среды и ее ценностям.

Уже Адлер стремился объяснить бессознательные комплек­сы личности социальными факторами (см. выше). Намечен­ный им подход был развит группой исследователей, которых принято объединять под именем неофрейдистов. То, что Фрейд относил за счет биологии организма, заложенных в нем влечений, эта группа объясняла врастанием индивида в исторически сложившуюся культуру. Такие выводы были сделаны на большом антропологическом материале, почерп­нутом при изучении нравов и обычаев племен, далеких от западной цивилизации.

Лидером неофрейдизма принято считатьК.Хорни (1885-1953). Испытав влияние марксизма, она доказывала в теории. на которую опиралась в своей психоаналитической практике, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются от­ношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отра­жающее беспомощность ребенка в потенциально враждебном мире. Невроз не что иное, как реакция на тревожность. Опи­санные Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являют­ся не причиной невроза, а его результатом. Невротическая мо­тивация приобретает три направления: движение к людям как потребность в любви, движение от людей как потребность в независимости и движение против людей как потребность во власти (порождающая ненависть, протест и агрессию).

Объясняя неврозы, их генезис и механизмы развития кон­кретным социальным контекстом, неофрейдисты подвергали критике капиталистическое общество как источник отчужде­ния личности (в смысле, приданном этому термину Марксом), утраты ею своей идентичности, забвения своего Я и т.п.

Ориентация на социокультурные факторы взамен биоло­гических определила облик неофрейдизма.

 

КогнитивнаяпсихологияВ середине XX века появились компьютеры. Во всей предшествующей истории человечества машины являлись устройст­вами, которые перерабатывают либо материал (вещество), либо энергию. Компьютеры же являются носителями и преоб­разователями информации, иначе говоря, сигналов, передаю­щих сообщения о чем-либо.

Процессы передачи информации, управляющей поведени­ем живых систем, происходят в различных формах с момента появления этих систем на Земле. Генетическая информация, определяющая характер наследственности, переходит от од­ного организма к другому. Животные общаются со средой и между собой посредством первой сигнальной системы (по И.П.Павлову). С появлением человека в недрах созидаемой обществом культуры возникают и развиваются язык и другие знаковые системы. Научно-технический прогресс привел к изобретению информационных машин. Тогда и сложилась наука (ее “отец” - Н.Винер), которая стала рассматривать все формы сигнальной регуляции с единой точки зрения как сред­ства связи и управления в любых системах - технических, органических, психологических, социальных. Она была на­звана кибернетикой (от греч. “кибернетике” - искусство управ­ления). Ею разработаны специальные методы, позволившие создать для компьютеров множество программ по воспри­ятию, запоминанию и переработке информации, а также об­мену ею. Это привело к настоящей революции в обществен­ном производстве, как материальном, так и духовном.

Появление информационных машин, способных с огромной быстротой и точностью выполнять операции, считавшиеся уникальным преимуществом человеческого мозга, оказало существенное влияние и на психологию. Возникли дискуссии относительно того, не является ли работа компьютера подоби­ем работы человеческого мозга, а тем самым и его умственной организации. Ведь информация, перерабатываемая компьюте­ром, может рассматриваться как знание. А в запечатлении, хранении и преобразовании знания состоит важнейшая ипо­стась психической активности. Образ компьютера (“компью­терная метафора”) изменил научное видение этой активности. В результате произошли коренные изменения в американской психологии, где десятилетиями господствовал бихевиоризм.

Бихевиоризм, как отмечалось, притязал на строгую объ­ективность своих теорий и методов. Считалось, что психо­логия может быть точной наукой, подобной физике, пока она ограничивается объективно наблюдаемым внешним по­ведением организма. Отвергалось любое обращение к тому, что, говоря языком И.М.Сеченова, “нашептывает обманчи­вый голос самосознания” (интроспекции), любые показания субъекта о своих переживаниях. Признавались фактами нау­ки только те, которые можно измерить в сантиметрах, грам­мах и секундах.

Предмет, достойный имени научной психологии, сводился к отношению “стимул - реакция”. В то же время в необихе­виоризме сложилось представление о том, что в промежутке между этими двумя главными переменными действуют и другие переменные. Толмен назвал их промежуточными (см. выше). Одна из промежуточных переменных была названа “когни­тивной картой”, создавая и используя которую, организм ориентируется в проблемной ситуации. Это подрывало глав­ный постулат бихевиоризма. Сокрушительный удар по нему нанесло возникшее в середине XX века под впечатлением компьютерной революции новое направление, названное ког­нитивной психологией (от лат. “когнитио” - знание, познание). Во главу угла когнитивная психология поставила изучение зависимости поведения субъекта от внутренних, познаватель­ных (информационных) вопросов и структур (схем, “сцена­риев”), сквозь призму которых он воспринимает свое жизнен­ное пространство и действует в нем. То, в чем классический бихевиоризм отказывал человеку (восприятие, запоминание, внутреннее преобразование информации), оказалось делом объективно, независимо от человека, работающего компью­тера. В свете этого рухнуло представление о том, что извне незримые познавательные (когнитивные) процессы недоступ­ны объективному, строго научному исследованию.

Разрабатываются различные теории организации и пре­образования знания - от мгновенно воспринимаемых и со­храняемых чувственных образов до сложной многоуровне­вой семантической (смысловой) структуры человеческого сознания (У.Найссер).

ГуманистическаяпсихологияДругое направление, решительно отвергнувшее бихевиоризм за игнорирование коренных человеческих проблем и своеоб­разие психической организации человека, выступило под именем гуманистической психологии. Гума­низм (от лат. “гуманис” - человечный) - это общая ориента­ция на отношение к человеку, его правам и свободе как выс­шей ценности - присущ множеству философско-психологических течений и теорий. Смысл же направления, о котором идет речь, и повод, побудивший его приверженцев назвать свою концепцию гуманистической, могут быть поняты только при обращении к тому историко-психологическому контек­сту, в котором эта концепция созидалась.

Она возникла в середине XX века, когда общий облик аме­риканской психологии (в ее среде и приобрело авторитет ука­занное движение) определялся всевластием двух направлений, о которых порой говорят как о “двух силах” - различных вариантах бихевиоризма и психоанализа.

Будучи общепсихологическими, они внедрялись также и в различные сферы практики, в особенности психотерапевтиче­ской. В среде психотерапевтов и раздались громкие голоса про­теста против “двух сил”, коим не без основания инкриминиро­вались дегуманизация человека, его трактовка либо как робота (или в более современном стиле - как маленького компьютера), либо как невротика, “бедное Я” которого разрывают различные комплексы - сексуальные, агрессивные, неполноценности и др. Ни одно, ни другое, как заявили инициаторы создания осо­бой гуманистической психологии, не позволяет раскрыть пози­тивное, конструктивное начало целостной человеческой лично­сти, ее неистребимое стремление к творчеству и самостоятель­ному принятию решений, выбору своей судьбы. Гуманистиче­ская психология, выступив против бихевиоризма и психоанали­за за, провозгласила себя “третьей силой”.

В центр исследовательских интересов перемещались проблемы переживания человеком своего конкретного опыта, не сводимого к общим рассудочным схемам и представлениям.Речь шла о восстановлении аутентичности личности (ее доподлинности), восстановлении соответствия ее экзистенции: (существования) истинной природе личности. При этом предполагалось (под влиянием философии экзистенциализма), что истинная природа открывается в так называемой пограничной ситуации, когда человек оказывается между бытием и небыти­ем. Именно в таких условиях человек освобождается от всех сковывающих его условностей и постигает свою экзистенцию. Если во всех предшествующих психологических теориях ре­шающая роль придавалась зависимости психики от прошлого и настоящего, то гуманистическое направление переместило век­тор времени жизни в направлении будущего. Свобода выбора и открытость будущему - таковы признаки, на которые должны ориентироваться концепции личности. Только в этом случае они помогут человеку избавиться от чувства “заброшенности в мире” и обрести смысл своего бытия.

Понять любую теорию можно исходя из знания не только того, что она утверждает, но и того, что отвергает. Гумани­стическая психология отвергла конформизм как “уравнове-шивание со средой”, приспособление к существующему по­рядку вещей, и детерминизм как уверенность в причинной обусловленности поведения внешними биологическими и (или) социальными факторами. Конформизму были противо­поставлены самостоятельность и отве-тственность субъекта, детерминизму же – самодетерминация. Именно это отличает человека от остальных живых существ и является качеством, которое не приобретается, а заложено в его биологии.

Биологию человека отличает сопротивление равновесию, потребность поддержать неравновесное состояние, определен­ный уровень напряжения (скорее, чем устранить его посредст­вом приспособительных реакций, как это следовало из версии о диктате гомеостаза).

Развитие “третьей силы” имело социальную подоплеку. Оно выражало протест против деформации человека в совре­менной западной культуре, лишающей его своей “личностности”, навязывающей представление о поведении, регули­руемом либо бессознательными влечениями, либо хорошо слаженной работой “социальной машины”.

Применительно к практике психотерапии было сформули­ровано новое кредо: пациента следует трактовать способным самостоятельно вырабатывать свои ценностные ориентации и реализовывать им самим сконструированный жизненный план. Главная установка психотерапии, согласно одному из лидеров гуманистической психологии, американскому психо­логуК.Роджерсу (1902-1990), должна быть сосредоточена не на отдельных симптомах пациента, а на нем как уникальной персоне. “Терапия, центрированная на клиенте” (1951) - так называлась книга Роджерса, где утверждалось, что психоте­рапевт должен общаться с обратившимся к нему человеком не как с пациентом, а как с клиентом, пришедшим за советом, причем психолог призван сосредоточиться не на проблеме, беспокоящей клиента, а на нем самом как личности, с тем чтобы пробудить в нем первичную потребность в самоактуа­лизации. При этом важно представить, каким видится субъекту его “феноменальное поле”, т.е. осознаваемый им внутренний план собственного поведения (искаженный прежней интрос­пективной психологией, искусственно расщепившей в своих экспериментальных лабораториях это целостное “поле” на изолированные элементы сознания). Для этого нужна “теплая эмоциональная атмосфера”, в которой индивид (впоследствии Роджерс перенес акцент на группу индивидов, т.е. на группо­вую психотерапию) реинтегрирует свою творческую личность как целое и тогда он избавляется от тревоги, психологических стрессов и т.п. Главная задача - не решение отдельной про­блемы, которой он озабочен, а преобразование его личности благодаря тому, что он перестраивает свой феноменальный мир и систему потребностей, и важнейшей из них является потребность в самоактуализации.

К движению, названному гуманистической психологией, принято относить и ряд других концепций, в частности, кон­цепции А.Маслоу (1908-1970) и В.Франкла (1905-1997). Маслоу разработал целостно-динамическую теорию мотивации. В своей книге “Мотивация и личность” (1954) он утверждал, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта по­требность в самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобное мистическому откро­вению, экстазу. Не от сексуальных травм (как учил Фрейд), а от подавления этой витальной потребности возникают невро­зы, душевные расстройства. Соответственно и превращение ущербной личности в полноценную должно рассматриваться с

-точки зрения восстановления и развития высших форм моти­вации, заложенных в природе человека.

В Европе к сторонникам гуманистической психологии, но в особом, отличном от американского, варианте близок Франкл, назвавший свою концепцию логотерапией (от греч. “логос” - смысл). В отличие от Маслоу Франкл считает, что человек обладает свободой по отношению к своим потребностям и способен “выйти за пределы самого себя” в поисках смысла. Не принцип удовольствия (Фрейд) и не воля к власти' (Адлер), а воля к смыслу - таково, согласно Франклу, истинно человеческое начало поведения.

При утрате смысла возникают различные формы неврозов. Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать равновесия со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам. Это создает на­пряженность, с которой он может справиться благодаря сво­боде воли, позволяющей придать смысл самым безвыходным и критическим ситуациям. Свобода - это способность изме­нить смысл ситуации даже тогда, когда “дальше некуда”.

В отличие от других адептов гуманистической психологии Франкл трактовал самоактуализацию не как самоцель, а как средство осуществления смысла. Поэтому-то рекомендованную Роджерсом, Маслоу и другими психологами установку на са­мовыражение личностью своих мотиваций, аутентичных ее внутренней природе (будь то независимо от других людей, либо в интенсивном общении друг с другом), Франкл считал недос­таточной для человека, чтобы он понял “зачем жить?” Быть человеком значит быть направленным на нечто иное, чем он сам, быть открытым миру смыслов (Логосу). Это - не самоактуализация, а самотрансценденция (от лат. “трансценденс” -выходящий за пределы), благодаря чему, найдя смысл жизни в подвиге, страдании, любви, совершая реальные деяния, сопря­женные с открытыми ей ценностями, личность развивается.

Франкл разработал специальную технику психотерапии (иногда ее относят к третьей после Фрейда и Адлера венской школе психоанализа), ориентированную на избавление лич­ности от негативных состояний (тревоги, вины, гнева и т.п.), возникающих при столкновении с психологически трудной для личности и даже ощущаемой ею как непреодолимой пре­градой. Если личность в подобных случаях утрачивает волю к смыслу, у нее возникает состояние “экзистенциального ва­куума” (термин “экзистенция” означает существование) в виде чувства точки, апатии, опустошенности.

Различные ветви гуманистической психологии развились с целью преодолеть ограниченность теорий, оставивших без внимания своеобразие психического строя человека как цело­стной личности, способной к самосозиданию, реализации сво­его уникального потенциала.

Категориальныйанализ За несколько десятилетий первые ростки новой дисциплины, выступившей под древним именем психологии, преобразились в огромную область научных знаний. По богатству теоретических идей и эмпирических методов она вышла на достойное место среди других высокоразвитых наук.

Как далеко отстояли начальные попытки найти в качестве уникального предмета психологии элементы сознания от ши­роко развернувшейся многокрасочной панорамы душевной жизни и поведения живых существ, созданной усилиями мно­гих школ и направлений! Распад на школы, каждая из кото­рых претендовала на то, чтобы явиться миру в качестве един­ственно настоящей психологии, стал поводом для оценки столь необычной для науки ситуации как кризисной.

Реальный же исторический смысл этого распада заключался в том, что средоточием исследовательской программы каждой из школ стала разработка одного из блоков категориального аппарата психологии. Каждая наука оперирует своими катего­риями, т.е. наиболее фундаментальными обобщениями мысли. не выводимыми из других. Понятие о категориях возникло в недрах философии (здесь, как и во множестве других открытий, пионером был Аристотель, выделивший такие категории, как сущность, количество, качество, время и др.). Категории обра­зуют внутренне связанную систему. Она выполняет в познава­тельном процессе рабочую функцию, поэтому может быть на­звана аппаратом мышления, посредством которого отражается различная глубина исследуемой реальности; каждый объект ее воспринимается в его количественных, качественных, времен­ных и тому подобных характеристиках.

Наряду с названными глобальными философскими катего­риями (и в нераздельности с ними) конкретная наука опериру­ет собственными категориями. В них дан не мир в целом, а предметная область, “выкроенная” из этого мира в целях де­тального изучения ее особой, уникальной природы. Одной из таких областей является психика, или, говоря языком русско­го ученого П.Н.Ланге, - психосфера. Конечно, она также постигается научной мыслью в категориях количества, каче­ства, времени и т.д. Но чтобы познать природу психики, за­коны, которым она подчинена, овладеть ею на практике, ну­жен специальный категориальный аппарат, дающий видение психической реальности как отличной от физической, биоло­гической, социальной.

Психология осваивала сферу своих явлений с помощью основных категориальных “блоков”: психического образа, психического действия, мотива, психосоциального отноше­ния. Любая мысль, вступая в общение с психической реально­стью, схватывает ее не иначе, как в этих категориях. Разоб­щенность же школ произошла в силу того, что в рассматри­ваемый период каждая из них прицельно сосредоточилась на одном из блоков. Так, категория образа (в виде его “осколка”, каковым является отдельное ощущение) стала одной из пер­вых в теоретических схемах экспериментальной психологии, поскольку она опиралась на физиологию органов чувств, продуктом деятельности которых служат элементарные пси­хические образы - ощущения.

Преодолевая “атомистический” структурный анализ вундтовской школы, гештальт-психология экспериментально до­казала, во-первых, целостность и предметность образа, во-вторых, зависимость от него поведения организма. В отличие от версии об элементах сознания функциональная психология сосредоточилась на его функциях, актах. Однако логика нау­ки требовала перейти от внутрипсихического действия к объ­ективному, соединяющему организм с его средой.

Рефлексология и бихевиоризм внесли непреходящий вклад в разработку категории действия. Психоанализ поставил в центр своих построений категорию мотива, по отношению к которо­му вторичны и образ, и действие, а затем, опираясь на нее, предложил динамическую модель организации личности. На­конец, французские психологи сосредоточились на сотрудничестве между людьми, на процессах общения, выявив тем самым включенность в систему категорий психосоциального отноше­ния как инварианта аппарата психологического познания.

Инвариант выражает наиболее устойчивое и постоянное в системе. Категории психологии инвариантны по отношению к системе психологических знаний. Каждая школа сосредоточи­лась на одном из инвариантов, но проделанная ею работа обо­гащала систему в целом. Поскольку, однако, концентрирован­ная разработка одного из инвариантов неотвратимо придавала теоретическому облику школы односторонность, дальнейшее развитие психологической мысли шло в направлении поиска интегральных схем. Они открывали перспективу синтеза идей, порожденных “монокатегориальными” школами.

Любую попытку осмыслить природу психической реально­сти в ее конкретном проявлении (будь то поступки людей или их переживания) предваряет особая интеллектуальная схема, которой снабжен ум того, кто отважится предпринять подоб­ную попытку. Ядерными компонентами схемы, как отмечалось, служат базальные категории. Но первичными блоками катего­риального аппарата не ограничивается его организация и ра­бочая нагрузка. Научное исследование психики совершается не иначе как в диалогах и взаимодействии с познанием ее изна­чальной включенности в биологические и социальные жизни. Это ведет не только к обогащению указанных блоков катего­риального аппарата, но также к их интеграции и преобразова­нию в более сложные и исполненные нового смысла категории:

деятельности, общения, чувства и личности.

Их содержательному анализу будут посвящены специаль­ные главы этого учебника.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПЗО Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний

На сайте allrefs.net читайте: ПЗО Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний. - М.: Издательский центр “Академия”, 1998. - 512 с. ISBN 5-7695-0277-0...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Каждая конкретная наука отличается от других наук осо­бенностями своего предмета. Так, геология отличается от гео­дезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав,

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Методы психологии нужно рассматривать в историческом аспекте, поскольку они претерпевают столь же значительные исторические изменения, как и ее предмет. Особый характер предмета психологического ис

Генетический принцип Важное требование, которое предъявляет современная психология к
научному исследованию, заключается в обращении к прин­ципу генетического (исторического) изуче­ния психических фактов. Сущность генетического принципа в том, что изучаемое психическое явл

ПСИХОЛОГИЯ В НЕДРАХ ФИЛОСОФИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Слово “психология” появилось в XVI веке в западноевро­пейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Соста­вили же его из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logia (понимание, знание).

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Некогда студенты шутили, советуя на экзамене по любому предмету на вопрос о том, кто его впервые изучал, смело от­вечать: “Аристотель”. Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель зало

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА
В результате походов македонского царя Александра (IV век до н.э.) возникла крупнейшая мировая монархия древности. Вскоре она распалась, и ее распад открыл новый период в истории Древнего мира - эл

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Крушениеантичнойцивилизации Древнегреческая цивилизация разрушилась в результате нараставшей социальноэкономической деградации общества которое ее породило. Была утрачена бо

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просвещение В этот век, как и в предшествующий, в Западной Европе шел процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Индустриальная революция в Англии

ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
От механики кфизиологииВ начале XIX столетия стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физио

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
На различных участках экспериментальной работы (Бебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер и многие другие) скла­дывались представления об особых закономерностях и факто­рах, отличных и от физиоло

Г. Спенсер: принцип адаптации к среде Наряду с Дарвином и одновременно с ним идеи новой эволюционной биологии развивал английский философГ. Спенсер
(1820-1903).Следуя доминировавшей в Англии тра­диции, он был приверженцем ассоцианизма. Однако послед­ний претерпел в работе Спенсера “Основы психологии” (1855) существенную трансформацию. В ней жи

ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
Следует различать реальную жизнь науки и ее отражение в теоретических программах. К 70-м годам прошлого века в жизни науки назрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
От уровня теоретических представлений о предмете пси­хологии следует отличать уровень конкретной эмпириче­ской работы, где под власть эксперимента подпадал все бо­лее широкий круг явлений. Давним,

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
Чем успешнее шла в психологии экспериментальная рабо­та, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений и тем стремительнее росла неудовлетворенность версией о том, что уникальным предметом это

ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в на­правлении обогащения своей категориальной основы теоре­тическими ориентациями других школ.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ
Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем она отражала своеобразие социоэкономической истории народа. К середине XIX века осознание

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА ПСИХОЛОГИИ
Сеченов был профессором физиологии, Кавелин - права, Потебня - филологии. Их профес-сиональные занятия не тре­бовали обращения к психологии. К ней их влекла логика на­учного поиска в своей предметн

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
Успехи психологии были обусловлены применением экс­перимента. Научная молодежь в России тоже стремилась освоить этот метод. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Герма

В.С.СОЛОВЬЕВ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРОВ НОВОЙ ПСИХОЛОГИИ
Одной из центральных фигур в духовной жизни России того времени по праву можно считатьВ.С.Соловьева (1853-1900) не только по значительности того, что им сделано, но и по огромному

УЧЕНИЕ О ПОВЕДЕНИИ
В этот исторический период наряду с направлением науки, выступавшим под именем психологии, в России успешно раз­вивалось еще одно направление, отличное от первого, но ока­завшее огромное влияние на

Предметом политической истории психологии является за­висимость психологической науки от политической конъюнк­туры, которая складывается в обществе.
Политическая история психологии сосуществует с тради­ционно понимаемой ее историографией и находится в слож­ном взаимодействии с последней. Нельзя представить психо­логическую науку советского пери

ОСОБЫЙ ПУТЬ” СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Развитие психологии в России в советский период приоб­рело драматический характер. В условиях тоталитарного режима культивировалась вер­сия об “особом пути” марксистской психологии как “ед

ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ НАУКИ
Ни в одной стране за пределами так называемого социали­стического лагеря развитие науки не находилось в такой зави­симости от изменений в политической жизни общества, как это происходило в государс

АКТИВНОСТЬ
Всеобщей характеристикой жизни является активность -деятельное состояние живых организмов как условие их суще­ствования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении. Оно содержит

ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Говоря об активности человека, исследователи обычно подразумевают возможность ответа на следующие основные вопросы: если кто-то проявляет активность, то в чьих интере­сах и ради чего? Активность -

ВНЕШНЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОСТИ
Мы уже говорили, что деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его актив­ности. Последнее обычно называют поведением. Поведение можно сравнить с пан

ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
К явлениям движения деятельности относится феномен во­ли - сознательного преодоления человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от д

ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ
Внимание проявляется в большей или меньшей степени в любой сознательной деятельности людей: присматривается ли человек к борозде, оставляемой плугом, вглядывается ли в чертеж детали на листе ватман

ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕНИИ
Многоплановыйхарактеробщения Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общ

ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
Общение и язык Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде все

ОБЩЕНИЕ КАК МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопро­сом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая что-то, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воз­действие на другого человек

ОБЩЕНИЕ КАК ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
За взаимодействием и коммуникативной стороной обще­ния выступает его перцептивный аспект - осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников. Полноценное общение становитс

ВЫСШАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
Традиционноепониманиемалойгруппыв психологииГруппа, в которой развивается и воспитывается личность, является связующим звеном между нею и обществом. Традици­онно в центре вн

ГРУППЫ РАЗНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
Наглядное представление о типологии групп с точки зрения уровня их развития дает рис. 2. Векторы, образующие про­странство, в котором можно разместить любую группу, пока­зывают степень опосредствов

ИНТЕГРАЦИЯ В ГРУППАХ РАЗНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
Интеграция в группе высокого уровня развития, т.е. воз­никающее в ней внутреннее единство обнаруживается в таких типичных феноменах межличностных отношений, как внутригрупповая идентификация, сп

УЧЕНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
Успешное выполнение педагогом своих профессиональных функций - необходимое условие формирования ученической группы высокого уровня развития (подлинного детского кол­лектива), становления личности ш

СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
“Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая не­счастливая семья несчастлива по-своему” - эта фраза из ро­мана “Анна Каренина” Л.Н.Толстого превратилась в одну из самых известных психологичес

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧУВСТВ И ИХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Понятиео чувствах Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным

ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ
Чувство переживается иногда лишь как приятный, неприят­ный или смешанный оттенок любого психического процесса. Оно при этом осознается не само по себе, а как свойство пред­метов или действий, и мы

ЧУВСТВА И ЛИЧНОСТЬ
Чувства - одно из наиболее ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными про­цессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Со­держание чувств определяет у

ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную дея­тельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью - субъектом познан

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
О соотношенииструктур индивидуальности иличности Итак, в условиях конкретной социальной группы индивидуально- психологические качествасуществуют в фо

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
На протяжении XX века в мировой психологической науке сложилось три основных направления, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности: глу­бинная, или психоаналитическая

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Если при решении вопроса о том, почему человек стано­вится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для тог

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Открытие Я Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психиче­ских состояний, действий и про

Притязания
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому человеку для сохра­нения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добитьс

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Развитиеличности и развитие психики Индивид обладает психикой, т.е. неотчуждаемым от его мозга свойством строить картину мира и на ее основе регулировать свою деятельность.

ПРИРОДА ПЕРЦЕПЦИИ
Основа психической жизни заложена в особых, хотя и от­личных от физико-химических, но столь же прямых и неруши­мых контактах организма со средой в форме перцептивных процессов (латинское слово “пер

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ПОРОГИ
Изучение функций рецепторов привело к понятию о чувст­вительности. Еще раз напомним, что корень “чувство” не должен вводить в заблуждение. Рассматриваемое понятие ни­какого отношения к чувствам как

ВИДЫ РЕЦЕПЦИИ
Различается множество рецепторов, каждый из которых имеет особое анатомическое и физиологическое устройство, служащее телесным условием разворачивания перцептивных процессов в целостные перцептивны

СЕНСОРНЫЕ ОБРАЗЫ
Первоэлементами психической жизни человека и живот­ных служат сенсорные образы. Этот термин введен, чтобы отграничить чувственный психический образ от любого другого, прежде всего умственног

ПОНЯТИЕ О МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
Наряду с другими познавательными процессами, перцеп­тивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнеми-ческие (от греч. “мнема” - память). Мнемические процессы выступают в качестве компонентов

АССОЦИАЦИИ ПАМЯТИ
Еще во II веке до н.э. величайший мудрец античности Ари­стотель подметил в процессах памяти закономерность, позднее получившую название “закон ассоциации”. Само слово “ассо­циация” означает “присое

ЗАПОМИНАНИЕ И ЗАБЫВАНИЕ
Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечиваю­щих удержание материала в памяти. Различаются два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.

УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Основные виды, характеризующие мнемическую актив­ность - запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение, лишь условно могут быть выделены для рассмотрения и в реальной жизни челове

ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ, ЕГО ОСНОВНЫХ ВИДАХ И ПРОЦЕССАХ
Воображениеи проблемнаяситуацияВоображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфическ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССОВ ВООБРАЖЕНИЯ
Фантазия какфункция мозга Возникновение образов фантазии - это результат деятельности мозга человека. Воображение, как и все другие психиче­ские процессы, является функцией

РОЛЬ ФАНТАЗИИ В ИГРЕ ДЕТЕЙ И ТВОРЧЕСТВЕ ВЗРОСЛЫХ
Фантазия и играДошкольное детство, первые годы обу­чения в школе, когда ведущей деятельно­стью ребенка остается игра, характеризуется бурным развити­ем процессов воображения

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и не­отложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще мн

МЫШЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Проблемнаяситуация и задача Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении воз­никает прежде всего тогда, когда в х

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
В психологии распространена следующая простейшая и не­сколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теорети­ческое) мышление.

ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ
Определениехарактера В переводе с греческого “характер” - это “чеканка”, “примета”. Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществ

СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА
Связи чертхарактера Характер человеческой личности всегда многогранен быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно др

ПРИРОДА И ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА
Характер итемпеоаментОт природы человек получает лишь возможности развития в определ-енном на­правлении. Они заключаются в анатомиче­ских и физиологических особенностях мозг

ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ
Два ученика отвечают на уроке примерно одинаково. Од­нако педагог по-разному относится к их ответам: одного хва­лит, другим недоволен. “У них разные способности, - объясняет он. - Второй учащийся м

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ
Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т.п.), кото­рой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере

ТАЛАНТ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА
Общественно историческая природа таланта Высшую ступень развитияспособностей называют талантом

ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТА
Ошибочностьфаталистического взглядана способности Правильное понимание сущности - способностей человека предполагает выяснение вопроса об их отношени

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Зависимостьразвития способностей от обучения Рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие

Монографии
А с м о л о в А. Г. Культурно-историческая психология и конст­руирование миров. - М.; Воронеж,1996. А н д р е е в а Г.М. Социальная психология. - М., 1988. Б о д а л е в А.А. Личн

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
А б р а м о в а Г.С.Возрастная психология. Учебник. 672 с., пер. № 7 бц. - Изд. центр “Академия”. Проблемы возрастной психологии, рассматриваемые в книге, подчинены основн

Общие вопросы
А б р а м о в аГ.С.Практикум по возрастной психологии. для студентов педвузов. - 224 с., обл. - Изд. центр “Академия”. Задача книги - показать читателю возможност

Психодиагностика
Введение в психодиагностику. Учебное пособие / Под ред. Е.М.Борисовой. - 192 с., обл. - Изд. центр “Академия”. В пособии излагается современное состояние психодиагно­стики

Психокоррекция
Введение в практическую социальную психологию. Учеб­ное пособие для педвузов / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Пет­ровской, О.В.Соловьевой. - 384 с., пер. № 7 бц. - Изд. центр “Академия”.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги