рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА ПСИХОЛОГИИ

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА ПСИХОЛОГИИ - раздел Психология, ПЗО Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний Сеченов Был Профессором Физиологии, Кавелин - Права, Потебня - Филологии. Их ...

Сеченов был профессором физиологии, Кавелин - права, Потебня - филологии. Их профес-сиональные занятия не тре­бовали обращения к психологии. К ней их влекла логика на­учного поиска в своей предметной области. Наряду с ними психология стала предметом специального изучения и препо­давания на университетских кафедрах философии. Здесь не сложилось новаторских концепций и школ в области психо­логии. Тем не менее проделанная на этих кафедрах работа не была напрасной. Она внесла свою долю в развитие психоло­гической мысли в России. В Московском университете про­фессором философии с 1863 г. по 1874 г. был П.Д.Юркевич, о выступлении которого против “антропологического принци­па” Чернышевского и тем самым против естественнонаучного объяснения психики уже было сказано.

Это выступление скорее всего и побудило университетское начальство пригласить Юркевича из Киевской духовной ака­демии на кафедру философии.

Отстаивая версию о вечности и неизменности идей (в духе платонизма), Юркевич соединял с ней учение о том, что по­стижение истины не является чисто познавательным актом, но сопряжено с религиозными убеждениями человека, его верой и любовью к Богу.

Юркевич оказал большое влияние на студента физико-мате­матического факультета Владимира Соловьева, который одно время был завзятым материалистом и поклонником Бюхнера, объяснявшего душу движением молекул. После смерти Юрке­вича на освободившуюся кафедру претендовали его ученик В.Соловьев и профессор Варшавского университета М.М.Тро­ицкий. Последний был назначен ординарным профессором, а Соловьев - доцентом, вскоре, однако, отстраненным от рабо­ты в университете.

М.М.Троицкий (1835-1899) в свое время, будучи слушате­лем Киевской духовной академии, также обучался философии у Юркевича. Это было в начале 50-х годов. Но с тех пор мно­гое изменилось в русском обществе и чуждая Юркевичу идея о связи психологии с быстро развивавшимися естественными науками приобрела у молодого поколения аксиоматический характер. Это сказалось на дальнейшей работе Троицкого. Он, воспитанный на психологических концепциях Бенеке, Гербер­та, Дробиша и других немецких авторитетов, склонных к чу­ждым методологии естественных наук построениям, сделал выбор в пользу английских психологов. Преимущество их позиции он видел в опоре на индукцию как способе обобщения частных фактов в противовес умозрительному выведению фак­тов из метафизических постулатов о душе, ее свойствах и др.

Английская научная мысль прошлого века, тесно связан­ная в своих методологических ориентациях с успехами естест­вознания, изменяла общий облик западной психологии. “Логика” Джона Стюарта Милля стала настольной книгой натуралистов.

Господствовавший в Англии ассоцианизм утверждал де­терминистский подход к сознанию. В работах Спенсера и Бена ассоциация трактуется как фактор приспособления организма к среде. Гельмгольц почерпнул у Милля понятие о бессозна­тельных умозаключениях, переводя его на язык работы зри­тельной системы, строящей чувственный образ с помощью мышц, операции которых совершаются по типу этих умозак­лючений. Сеченов в работе “Элементы мысли” поставил задачу “согласить Спенсера с Гельмгольцем”. Ассоциации выступают не как связи в бестелесном сознании, а как связи в организме, решающем свои биологические задачи. Изучение английской литературы, запечатлевшей новое понимание психических процессов, делает Троицкого ее пропагандистом. Он проти­вопоставляет ее немецкой психологии, метафизической, ото­рванной от реальных проявлений жизни духа.

Преимуществам английской психологии перед немецкой была посвящена его работа “Немецкая психология в текущем столетии” (1867), имевшая большой успех, ибо она вносила в русскую литературу свежую струю в объяснение перспектив развития психологического знания. Любопытно, что когда Троицкий пришел к своему учителю Юркевичу с просьбой по­ставить его работу на защиту в качестве докторской диссерта­ции, Юркевич, хотя он и симпатизировал Троицкому, ответил: “Если бы я одобрил Ваш труд, то меня сочли бы варваром дей­ствительные знатоки философии и все образованные люди”.

Апология опытного познания в противовес метафизиче­ским системам воспринималась как нечто еретическое, хотя “опыт” в понимании Троицкого означал нечто иное, чем по­нимаемое под ним Сеченовым и другими естествоиспытате­лями. Имелось в виду изучение того, что говорит субъекту наблюдение за собственными состояниями сознания, иначе говоря - прямые свидетельства интроспекции. Это была ли­ния позитивизма, которую Троицкий первым проводил в рус­ской психологии в противовес доминировавшей до него на университетских кафедрах метафизической философии и схо­ластической трактовке психических явлений. Тем не менее позитивистский подход сохранял принцип противопоставле­ния душевных явлений (как “явлений духа самому себе”) те­лесным, которые трактовались в качестве “внешних для на­шего сознания” и потому не входящих в предметную область психологии. Эта установка руководила пером Троицкого, когда он создавал второй свой большой труд “Наука о духе” (в 2-х т., 1888). Хотя В.Соловьев писал, что по этой книге “никакой западный европеец ничему не научился бы”, для русского читателя книга содержала свежие идеи, близкие представлениям Бена и Спенсера, вносившим, в частности, в психологию принцип развития.

К заслугам Троицкого следует отнести организацию Мос­ковского психологического общества (организационное засе­дание прошло в январе 1885 г.), ставшего трибуной широкого обсуждения психологических проблем и центром консолидации и формирования молодых кадров отечественных психологов. Работа общества вызывала интерес у широкой научной обще­ственности. Возник вопрос об издании специального журнала.

Наряду с Троицким активное участие в этой работе принял сменивший его на кафедре в 1886 годуН.Я.Грот (1852-1899).

Как и Троицкий, он проделал в своем духовном развитии сложную эволюцию. Начиная как психолог-позитивист, он изложил результаты своих первых исследований в работе “Психология в ее истории и главных основах” (1880), где ут­верждалось, что основным фактом душевной жизни является “психический оборот”, который складывается из четырех мо­ментов: объективной восприимчивости, субъективной воспри­имчивости, момента субъективно-деятельного и момента объ­ективно-деятельного. Чувства соответствуют второму моменту этого оборота.

Эта схема Грота являлась, по существу, переводом на спи­ритуалистический язык сеченовских представлений о рефлек­торной природе психологического акта. Психологический акт трактовался как проявление духовной силы, которой проти­востоит пассивная материя. Процессы, совершающиеся в этой материи, есть физическая энергия, но они способны трансфор­мироваться в психические процессы, также обладающие энер­гетическим потенциалом.

Версия о психической энергии представляет собой попытку придать духовным силам такой же объективный характер, как и материальным, физическим. Эти соображения, несовмести­мые с естествознанием, вносили в объяснение психики “спири­туалистический подход”.

Вместе с Троицким Грот активно содействовал организации Московского психологического общества и журнала “Вопросы философии и психологии”.

После смерти Н. Я. Грота в 1899 г. председателем Психоло­гического общества (до его закрытия в 1918 г.) становится Л.М.Лопатин (1855-1920), с детских лет тесно связанный дру­жескими отношениями с В.С.Соловьевым.

Л.М.Лопатин наряду с философскими сочинениями писал психологические, сосредоточившись на доказательстве цело­стности души и свободы воли, трактуя эти проблемы метафи­зически - с антидуалистических позиций и решительно отвер­гая идею детерминизма. Единство психических функций он объяснял действием сверхвременной субстанции-монады, кото­рую представлял в духе Лейбница.

С 1905 до 1918г. Лопатин был редактором журнала “Воп­росы философии и психологии”. В нем печатались оригиналь­ные статьи не только по философии, но и физиологии, психоло­гии, патопсихологии, истории, а также критические обзоры работ западных исследователей в этих областях знания. Лопа­тин, предоставляя страницы журнала ученым естественнонауч­ной ориентации (С.С.Корсакову, А.Н.Бернштейну, А.А.Токарскому и др.), вел с ними дискуссии, где отстаивал версию о душе как нематериальной сущности и производящей причине психических явлений.

Редакция журнала стала своего рода неформальным фо­румом. Здесь философы, психологи, психиатры выступали с докладами, в острых спорах приверженцы спиритуализма сталкивались с учеными, отстаивавшими естественнонаучные воззрения на психику как функцию мозга.

К идеалистическому направлению примыкали такие фило­софы, какЮ.Ф.Самарин (1819-1876) - один из идеологов славянофильства (участник подготовки крестьянской рефор­мы 1861 г.). Отрицая возможность объективного позитивного знания психических явлений, он настаивал на том, что его следует заменить личным сознанием и убеждением. Убежде­ние, хотя и не опирается на научные доказательства, имеет, с его точки зрения, характер объективной истины. Развивая эту мысль, Самарин отмечал, что необходимо сочетать отвлечен­но-логическое и цельное мышление. При этом западная наука развивается преимущественно на основе отвлеченного мыш­ления, представляя собой рассудочную систему, в то время как российская должна быть построена на началах цельного мыш­ления. Самарин одним из первых в спорах о психологии от­вергал грань между знанием и верой. В дальнейшем эту точку зрения развивали в своей теории интуитивизма Лосский, Франк и другие.

По своим взглядам на роль психологии и ее место в систе­ме гуманитарных наук к Самарину был близокА.А.Козлов(1831-1901), издатель первого в России философского журна­ла “Философский трехмесячник”. Согласно Козлову, фило­софские знания могут приобрести характер верховной исти­ны, которая обнимет результаты всех наук, в том числе и пси­хологии. Основу развития отечественной психологии Козлов видел в концепции, близкой персонализму, утверждавшему личность в качестве высшей духовной сущности. Ему принад­лежит попытка соединить рационалистический характер тео­рии Лейбница с иррационалистическими течениями в России.

Видным представителем идеалистического направления психологической мысли былМ.И.Владиславлев (1840-1890), профессор, впоследствии ректор Петербургского университета. Благодаря ему психология в этом учебном заведении стала одной из ведущих дисциплин. Он не только переводил и попу­ляризировал взгляды немецких психологов, прежде всего Канта (как впоследствии и его ученик А.И.Введенский), но и разрабо­тал собственный курс опытной психологии, центральное место в котором занимали проблемы воли и нравственности.

Владиславлев был также одним из первых психологов, применивших “энергетический закон” к психологии, что было новинкой в 70-80-е годы прошлого века. Интересно, что, как и позднее Фрейд, он пытался связать “энергетическую тео­рию” с забыванием и воспроизведением, говоря о том, что бессознательные состояния и забывание характеризуются минимумом энергии. Одним из первых он ввел в курс психо­логии очерк истории развития психологических взглядов, что давало возможность понять связь современных (для того вре­мени) психологических взглядов с прошлым опытом.

Как мы видели, на большинстве университетских кафедр разрабатывались теории, в которых предмет психологии пред­ставлялся в качестве бестелесной сущности, познаваемой во внутреннем опыте. Это была позиция, противоположная сече­новской, которую принимало большинство русских интеллек­туалов, интересующихся вопросами психологии. По этому по­воду имеется свидетельство одного из непримиримых идейных противниковСеченова. Г. И. Челпанова (1863-1936).

После успешной работы в Киевском университете (который со времен Юркевича был центром консолидации противо­стоящих естественнонаучной психологии сил) и защиты док­торской диссертации “Проблема восприятия пространства”, он перешел в Московский университет. Широкую известность приобрела его книга “Мозг и душа”, вышедшая в 1890 г. и за­тем множество раз переиздававшаяся. В 5-м издании, отстаи­вая положение о том, что психические явления могут быть познаваемы путем самонаблюдения, Челпанов писал: “Для нас, русских, этот вопрос представляет интерес потому, что он в одно время был предметом журнальной полемики между Кавелиным и Сеченовым. Кавелин говорил, что основной прием, при помощи которого можно строить психологию, есть "внутреннее зрение", "психическое зрение". Сеченов, фи­зиолог, утверждал, что такого "внутреннего, психического" зрения вовсе нет и быть не может. Общественное мнение стало на сторону Сеченова, и в настоящее время у нас господствует взгляд, по которому метод самонаблюдения должен быть признан методом ненаучным”. В этой оценке Челпановым дискуссии, имевшей чуть ли не полувековую давность, заслу­живает внимания констатация того, что сеченовский взгляд остается в научно-общественном мнении господствующим.

И это после множества трудов московских профессоров (Тро­ицкого, Грота, Лопатина, Челпанова и др.), где душа и ее внут­реннее зрение трактовались как основной предмет психологии!

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПЗО Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний

На сайте allrefs.net читайте: ПЗО Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний. - М.: Издательский центр “Академия”, 1998. - 512 с. ISBN 5-7695-0277-0...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА ПСИХОЛОГИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Каждая конкретная наука отличается от других наук осо­бенностями своего предмета. Так, геология отличается от гео­дезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав,

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Методы психологии нужно рассматривать в историческом аспекте, поскольку они претерпевают столь же значительные исторические изменения, как и ее предмет. Особый характер предмета психологического ис

Генетический принцип Важное требование, которое предъявляет современная психология к
научному исследованию, заключается в обращении к прин­ципу генетического (исторического) изуче­ния психических фактов. Сущность генетического принципа в том, что изучаемое психическое явл

ПСИХОЛОГИЯ В НЕДРАХ ФИЛОСОФИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Слово “психология” появилось в XVI веке в западноевро­пейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Соста­вили же его из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logia (понимание, знание).

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Некогда студенты шутили, советуя на экзамене по любому предмету на вопрос о том, кто его впервые изучал, смело от­вечать: “Аристотель”. Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель зало

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА
В результате походов македонского царя Александра (IV век до н.э.) возникла крупнейшая мировая монархия древности. Вскоре она распалась, и ее распад открыл новый период в истории Древнего мира - эл

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Крушениеантичнойцивилизации Древнегреческая цивилизация разрушилась в результате нараставшей социальноэкономической деградации общества которое ее породило. Была утрачена бо

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просвещение В этот век, как и в предшествующий, в Западной Европе шел процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Индустриальная революция в Англии

ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
От механики кфизиологииВ начале XIX столетия стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физио

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
На различных участках экспериментальной работы (Бебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер и многие другие) скла­дывались представления об особых закономерностях и факто­рах, отличных и от физиоло

Г. Спенсер: принцип адаптации к среде Наряду с Дарвином и одновременно с ним идеи новой эволюционной биологии развивал английский философГ. Спенсер
(1820-1903).Следуя доминировавшей в Англии тра­диции, он был приверженцем ассоцианизма. Однако послед­ний претерпел в работе Спенсера “Основы психологии” (1855) существенную трансформацию. В ней жи

ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
Следует различать реальную жизнь науки и ее отражение в теоретических программах. К 70-м годам прошлого века в жизни науки назрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
От уровня теоретических представлений о предмете пси­хологии следует отличать уровень конкретной эмпириче­ской работы, где под власть эксперимента подпадал все бо­лее широкий круг явлений. Давним,

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
Чем успешнее шла в психологии экспериментальная рабо­та, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений и тем стремительнее росла неудовлетворенность версией о том, что уникальным предметом это

ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в на­правлении обогащения своей категориальной основы теоре­тическими ориентациями других школ.

ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в на­правлении обогащения своей категориальной основы теоре­тическими ориентациями других школ.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ
Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем она отражала своеобразие социоэкономической истории народа. К середине XIX века осознание

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
Успехи психологии были обусловлены применением экс­перимента. Научная молодежь в России тоже стремилась освоить этот метод. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Герма

В.С.СОЛОВЬЕВ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРОВ НОВОЙ ПСИХОЛОГИИ
Одной из центральных фигур в духовной жизни России того времени по праву можно считатьВ.С.Соловьева (1853-1900) не только по значительности того, что им сделано, но и по огромному

УЧЕНИЕ О ПОВЕДЕНИИ
В этот исторический период наряду с направлением науки, выступавшим под именем психологии, в России успешно раз­вивалось еще одно направление, отличное от первого, но ока­завшее огромное влияние на

Предметом политической истории психологии является за­висимость психологической науки от политической конъюнк­туры, которая складывается в обществе.
Политическая история психологии сосуществует с тради­ционно понимаемой ее историографией и находится в слож­ном взаимодействии с последней. Нельзя представить психо­логическую науку советского пери

ОСОБЫЙ ПУТЬ” СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Развитие психологии в России в советский период приоб­рело драматический характер. В условиях тоталитарного режима культивировалась вер­сия об “особом пути” марксистской психологии как “ед

ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ НАУКИ
Ни в одной стране за пределами так называемого социали­стического лагеря развитие науки не находилось в такой зави­симости от изменений в политической жизни общества, как это происходило в государс

АКТИВНОСТЬ
Всеобщей характеристикой жизни является активность -деятельное состояние живых организмов как условие их суще­ствования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении. Оно содержит

ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Говоря об активности человека, исследователи обычно подразумевают возможность ответа на следующие основные вопросы: если кто-то проявляет активность, то в чьих интере­сах и ради чего? Активность -

ВНЕШНЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОСТИ
Мы уже говорили, что деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его актив­ности. Последнее обычно называют поведением. Поведение можно сравнить с пан

ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
К явлениям движения деятельности относится феномен во­ли - сознательного преодоления человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от д

ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ
Внимание проявляется в большей или меньшей степени в любой сознательной деятельности людей: присматривается ли человек к борозде, оставляемой плугом, вглядывается ли в чертеж детали на листе ватман

ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕНИИ
Многоплановыйхарактеробщения Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общ

ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
Общение и язык Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде все

ОБЩЕНИЕ КАК МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопро­сом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая что-то, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воз­действие на другого человек

ОБЩЕНИЕ КАК ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
За взаимодействием и коммуникативной стороной обще­ния выступает его перцептивный аспект - осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников. Полноценное общение становитс

ВЫСШАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
Традиционноепониманиемалойгруппыв психологииГруппа, в которой развивается и воспитывается личность, является связующим звеном между нею и обществом. Традици­онно в центре вн

ГРУППЫ РАЗНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
Наглядное представление о типологии групп с точки зрения уровня их развития дает рис. 2. Векторы, образующие про­странство, в котором можно разместить любую группу, пока­зывают степень опосредствов

ИНТЕГРАЦИЯ В ГРУППАХ РАЗНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
Интеграция в группе высокого уровня развития, т.е. воз­никающее в ней внутреннее единство обнаруживается в таких типичных феноменах межличностных отношений, как внутригрупповая идентификация, сп

УЧЕНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
Успешное выполнение педагогом своих профессиональных функций - необходимое условие формирования ученической группы высокого уровня развития (подлинного детского кол­лектива), становления личности ш

СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
“Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая не­счастливая семья несчастлива по-своему” - эта фраза из ро­мана “Анна Каренина” Л.Н.Толстого превратилась в одну из самых известных психологичес

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧУВСТВ И ИХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Понятиео чувствах Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным

ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ
Чувство переживается иногда лишь как приятный, неприят­ный или смешанный оттенок любого психического процесса. Оно при этом осознается не само по себе, а как свойство пред­метов или действий, и мы

ЧУВСТВА И ЛИЧНОСТЬ
Чувства - одно из наиболее ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными про­цессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Со­держание чувств определяет у

ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную дея­тельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью - субъектом познан

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
О соотношенииструктур индивидуальности иличности Итак, в условиях конкретной социальной группы индивидуально- психологические качествасуществуют в фо

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
На протяжении XX века в мировой психологической науке сложилось три основных направления, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности: глу­бинная, или психоаналитическая

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Если при решении вопроса о том, почему человек стано­вится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для тог

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Открытие Я Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психиче­ских состояний, действий и про

Притязания
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому человеку для сохра­нения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добитьс

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Развитиеличности и развитие психики Индивид обладает психикой, т.е. неотчуждаемым от его мозга свойством строить картину мира и на ее основе регулировать свою деятельность.

ПРИРОДА ПЕРЦЕПЦИИ
Основа психической жизни заложена в особых, хотя и от­личных от физико-химических, но столь же прямых и неруши­мых контактах организма со средой в форме перцептивных процессов (латинское слово “пер

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ПОРОГИ
Изучение функций рецепторов привело к понятию о чувст­вительности. Еще раз напомним, что корень “чувство” не должен вводить в заблуждение. Рассматриваемое понятие ни­какого отношения к чувствам как

ВИДЫ РЕЦЕПЦИИ
Различается множество рецепторов, каждый из которых имеет особое анатомическое и физиологическое устройство, служащее телесным условием разворачивания перцептивных процессов в целостные перцептивны

СЕНСОРНЫЕ ОБРАЗЫ
Первоэлементами психической жизни человека и живот­ных служат сенсорные образы. Этот термин введен, чтобы отграничить чувственный психический образ от любого другого, прежде всего умственног

ПОНЯТИЕ О МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
Наряду с другими познавательными процессами, перцеп­тивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнеми-ческие (от греч. “мнема” - память). Мнемические процессы выступают в качестве компонентов

АССОЦИАЦИИ ПАМЯТИ
Еще во II веке до н.э. величайший мудрец античности Ари­стотель подметил в процессах памяти закономерность, позднее получившую название “закон ассоциации”. Само слово “ассо­циация” означает “присое

ЗАПОМИНАНИЕ И ЗАБЫВАНИЕ
Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечиваю­щих удержание материала в памяти. Различаются два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.

УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Основные виды, характеризующие мнемическую актив­ность - запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение, лишь условно могут быть выделены для рассмотрения и в реальной жизни челове

ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ, ЕГО ОСНОВНЫХ ВИДАХ И ПРОЦЕССАХ
Воображениеи проблемнаяситуацияВоображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфическ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССОВ ВООБРАЖЕНИЯ
Фантазия какфункция мозга Возникновение образов фантазии - это результат деятельности мозга человека. Воображение, как и все другие психиче­ские процессы, является функцией

РОЛЬ ФАНТАЗИИ В ИГРЕ ДЕТЕЙ И ТВОРЧЕСТВЕ ВЗРОСЛЫХ
Фантазия и играДошкольное детство, первые годы обу­чения в школе, когда ведущей деятельно­стью ребенка остается игра, характеризуется бурным развити­ем процессов воображения

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и не­отложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще мн

МЫШЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Проблемнаяситуация и задача Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении воз­никает прежде всего тогда, когда в х

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
В психологии распространена следующая простейшая и не­сколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теорети­ческое) мышление.

ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ
Определениехарактера В переводе с греческого “характер” - это “чеканка”, “примета”. Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществ

СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА
Связи чертхарактера Характер человеческой личности всегда многогранен быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно др

ПРИРОДА И ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА
Характер итемпеоаментОт природы человек получает лишь возможности развития в определ-енном на­правлении. Они заключаются в анатомиче­ских и физиологических особенностях мозг

ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ
Два ученика отвечают на уроке примерно одинаково. Од­нако педагог по-разному относится к их ответам: одного хва­лит, другим недоволен. “У них разные способности, - объясняет он. - Второй учащийся м

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ
Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т.п.), кото­рой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере

ТАЛАНТ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА
Общественно историческая природа таланта Высшую ступень развитияспособностей называют талантом

ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТА
Ошибочностьфаталистического взглядана способности Правильное понимание сущности - способностей человека предполагает выяснение вопроса об их отношени

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Зависимостьразвития способностей от обучения Рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие

Монографии
А с м о л о в А. Г. Культурно-историческая психология и конст­руирование миров. - М.; Воронеж,1996. А н д р е е в а Г.М. Социальная психология. - М., 1988. Б о д а л е в А.А. Личн

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
А б р а м о в а Г.С.Возрастная психология. Учебник. 672 с., пер. № 7 бц. - Изд. центр “Академия”. Проблемы возрастной психологии, рассматриваемые в книге, подчинены основн

Общие вопросы
А б р а м о в аГ.С.Практикум по возрастной психологии. для студентов педвузов. - 224 с., обл. - Изд. центр “Академия”. Задача книги - показать читателю возможност

Психодиагностика
Введение в психодиагностику. Учебное пособие / Под ред. Е.М.Борисовой. - 192 с., обл. - Изд. центр “Академия”. В пособии излагается современное состояние психодиагно­стики

Психокоррекция
Введение в практическую социальную психологию. Учеб­ное пособие для педвузов / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Пет­ровской, О.В.Соловьевой. - 384 с., пер. № 7 бц. - Изд. центр “Академия”.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги