рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ, ЕГО ОСНОВНЫХ ВИДАХ И ПРОЦЕССАХ

ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ, ЕГО ОСНОВНЫХ ВИДАХ И ПРОЦЕССАХ - раздел Психология, ПЗО Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний Воображениеи ПроблемнаяситуацияВоображение, Или Фанта...

Воображениеи проблемнаяситуацияВоображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе гото­вый результат труда, нельзя приниматься за работу. В пред­ставлении ожидаемого результата с помощью фантазии -коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимо­стью включает в себя воображение. Оно выступает как необ­ходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельно­сти. Строго говоря, для того чтобы кустарным способом сде­лать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее предста­вить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол, как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письмен­ного, - одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.

Воображение - это необходимый элемент творческой дея­тельности человека, выражающийся в построении образа про­дуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характе­ризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих ак­тивную деятельность, но заменяющих ее.

Первое и важнейшее назначение воображения как психиче­ского процесса заключается в том, что оно позволяет представ­лять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изго­товить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ори­ентирует человека в процессе деятельности - создает психиче­скую модель конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует его предметному воплощению.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мыш­лению, оно позволяет предвидеть будущее.

Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводятся различия между ними? Так же, как и мышление, во­ображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случа­ях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Ре­альному процессу удовлетворения потребностей может пред­шествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение по­требностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее от­ражение в процессах мышления происходит путем оперирова­ния понятиями, позволяющими обобщенно и опосредство­ванно познавать мир.

Таким образом, в проблемной ситуации, с которой начи­нается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе вооб­ражения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в “двух эта­жах”, ибо системы образов и понятий тесно связаны: выбор, например, способа действия, осуществляется путем логиче­ских рассуждений, с которыми органически слиты яркие пред­ставления того, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие мышления и воображе­ния, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные задачи, к примеру научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно зако­нам мышления. Другая картина наблюдается, когда проблем­ная ситуация отличается неопределенностью, исходные дан­ные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения.

Например, некоторая неопределенность исходных данных сказы­вается в работе писателя. Недаром роль фантазии так велика в лите­ратурном творчестве, когда писатель в воображении прослеживает судьбу своих героев. Ему приходится иметь дело с гораздо большей степенью неопределенности, чем конструктору или инженеру, по­скольку законы человеческой психики и поведения во многом более сложны, менее известны, чем, скажем, законы физики.

В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помо­щью мышления. Есть основания сделать вывод, что вообра­жение работает на том этапе познания, когда неопределен­ность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной становится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той об­ласти явлений, где основные законы выяснены, нет необхо­димости использовать воображение. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, труд­но получить ответ с помощью мышления - здесь вступает в права фантазия.

Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при от­сутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет “перепрыгнуть” через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и дей­ствовать в среде с неполной информацией привела к возникнове­нию у человека аппарата воображения. Поскольку в окру­жающем нас мире всегда останутся неизученные области, ап­парат воображения всегда будет полезен.

Видывоображения Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преоб­разование окружающего. Воображение в некоторых обстоя­тельствах может выступать как замена деятельности, ее сур­рогат. В этом случае человек временно уходит в область фан­тастических. далеких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необ­ходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следст­вия своих ошибок и т.д. Создав образ Манилова, Н. В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечта­тельности видят удобную возможность уйти от деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называетсяпассивным воображением.

Человек может вызывать пассивное воображение предна­меренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызван­ные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грёзами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грёзах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грёзы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднаме­ренно. Это происходит главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах соз­нания (галлюцинации) и т.д.

Еслипассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, тоактивное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, со­ответствующих описанию, называютвоссоздающим. При чте­нии как учебной, так и художественной литературы, при изуче­нии географических карт и исторических описаний происходит воссоздание при помощи воображения тою, что отображено в этих книгах, картах и рассказах.

Многие школьники пропускают или бегло просматривают в книгах описание природы, интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художествен­ное восприятие и эмоциональное развитие своей личности -фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странство­вать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Про­странственное воображение, необходимое при изучении сте­реометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, пред­полагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъ­емлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустрем­ленного оперирования наглядными представлениями в поис­ках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от то­го, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Ес­ли у подростка и юноши творческое воображение, реализуе­мое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Аналитико-синтетическийхарактер процессов воображенияУстановив функцию, которую выполняет воображение в деятельности человека, необходимо далее рассмотреть процессы, с помощью которых осуществляется построение образов фантазии, выяснить их структуру. Как же возникают образы фантазии, ориентирующие человека в его практической и творческой деятельности, и каково их строение? Процессы воображения имеют аналитика-синтетический характер, как и процессы восприятия, памяти, мышления. Уже в восприятии и памяти анализ позволяет выделять и сохранять некоторые общие, существенные черты объекта и отбрасывать несущественные. Этот анализ завершается синтезом - созданием своего рода эталона, при помощи которого осуществляется опознание тех объектов, которые при всех изменениях не выходят за преде­лы определенной меры сходства. Анализ и синтез в воображе­нии имеют другое направление и обнаруживают при актив­ном процессе оперирования с образами другие тенденции.

Основная тенденция памяти — возобновление образов в макси­мальном приближении к эталону, т.е. в конечном счете прибли­жение к точной копии ситуации, имевшей когда-то место в по­ведении, или объекта, который был воспринят, понят, осознан.

Основная тенденция воображения - преобразование пред­ставлений (образов), обеспечивающее в конечном счете созда­ние модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей.

И та и другая тенденции являются относительными: мы уз­наем своего знакомого и через много лет, хотя его черты, одеж­да, даже голос заметно изменились, и точно так же в любом но­вом образе, созданном фантазией, проступают черты известного.

Разбирая механизм воображения, необходимо подчерк­нуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имею­щихся. Воображение, фантазия - это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных со­четаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результа­тами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Применительно к воображению, участвующему в художественном творчестве, это положение можно проил­люстрировать словам К.Паустовского: “Каждая минута, каж­дое брошенное невзначай слово или взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человече­ского сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллио­ны песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выко­вываем из этого спла­ва свою "золотую ро­зу" - повесть, роман или поэму”.

Синтез представле­ний в процессах вооб­ражения осуществля­ется в различных фор­мах (рис. 6).

Самая элементар­ная форма синтезиро­вания образов - аг­глютинация - предпо­лагает “склеивание” раз­личных, в повседневной жизни не соединяемых, качеств, свойств, час­тей. Путем агглюти­нации строятся мно­гие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, Пегас, кентавр и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, танк-амфибия, соединяю­щий качества танка и лодки, аккордеон - сочетание фор­тепьяно и баяна).

 

 

 

По форме преобразования представления агглютинации близка гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан огромный, как гора, и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением: многорукие боги в индий­ской мифологии, драконы с семью головами и т.д.

Возможный путь создания образа фантазии - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого прие­ма создаются дружеские шаржи и злые карикатуры (рис. 7). В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, образ схематизируется. Хороший пример схематизации - создание художником ор­намента, элементы которого взяты из растительного мира. Наконец, синтез представления в воображении может быть произведен при помощи типизации, широко используемой в художественной литературе, скульптуре, живописи, для кото­рых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Течение творческого процесса предполагает возникнове­ние множества ассоциаций (однако их актуализация отлича­ется от того, что наблюдается в процессах памяти). Направ­ление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается подчинено потребностям и мотивам творчества.

В дневнике С.А.Толстой есть запись, проливающая свет на спе­цифику отбора ассоциаций в процессе творческого воображения Льва Толстого: “Сей­час Л.Н.Толстой мне рассказывал, как ему приходят мысли к роману: "Сижу я вни­зу, в кабинете, и раз­глядываю на рукаве халата белую шелко­вую строчку, которая очень красива. И ду­маю о том, как при­ходит в голову людям выдумывать все узо­ры, отделки, вышиванья; и что существует целый мир женских работ, мод, соображений, которыми живут женщины. Что это долж­но быть очень весело, и я понимаю, что женщины могут это любить и этим заниматься. И, конечно, сейчас же мои мысли (т.е. мысли к роману) Анна... И вдруг мне эта строчка дала целую главу. Анна лишена этих радостей заниматься этой женской стороной жизни, потому что она одна, все женщины от нее отвернулись, и ей не с кем поговорить обо всем том, что составляет обыденный, чисто женский круг занятий"”.

Специфическая особенность творческого воображения за­ключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями.

Какие ассоциации вызывает, например, вывеска мастерской “Ремонт часов”? Были зафиксированы следующие высказывания: “Ремонт часов... Мои часы давно нуждаются в чистке, отстают... Надо как-нибудь зайти сюда”; “Ремонт часов... Часовая мастерская у нас в микрорайоне есть, а вот обувная все никак не откроется” и т.д. Но вот на ту же вывеску упал взор поэта, и в результате появляется стихотворение, где вытягивается цепь ассоциаций, причиной воз­никновения которой оказывается внешнее впечатление (в данном случае вывеска), пропущенное сквозь фильтр соответствующего эмоционального состояния: “Ремонт часов, ремонт минут, ремонт недели, месяца”, - ассоциирует поэт и просит: “Отремонтируйте мне год - он прожит неисправно”.

Этот необычный ход ассоциаций, нарушающий актуали­зацию привычных связей, весьма существенная сторона твор­ческой фантазии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПЗО Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний

На сайте allrefs.net читайте: ПЗО Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний. - М.: Издательский центр “Академия”, 1998. - 512 с. ISBN 5-7695-0277-0...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ, ЕГО ОСНОВНЫХ ВИДАХ И ПРОЦЕССАХ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Каждая конкретная наука отличается от других наук осо­бенностями своего предмета. Так, геология отличается от гео­дезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав,

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Методы психологии нужно рассматривать в историческом аспекте, поскольку они претерпевают столь же значительные исторические изменения, как и ее предмет. Особый характер предмета психологического ис

Генетический принцип Важное требование, которое предъявляет современная психология к
научному исследованию, заключается в обращении к прин­ципу генетического (исторического) изуче­ния психических фактов. Сущность генетического принципа в том, что изучаемое психическое явл

ПСИХОЛОГИЯ В НЕДРАХ ФИЛОСОФИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Слово “психология” появилось в XVI веке в западноевро­пейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Соста­вили же его из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logia (понимание, знание).

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Некогда студенты шутили, советуя на экзамене по любому предмету на вопрос о том, кто его впервые изучал, смело от­вечать: “Аристотель”. Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель зало

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА
В результате походов македонского царя Александра (IV век до н.э.) возникла крупнейшая мировая монархия древности. Вскоре она распалась, и ее распад открыл новый период в истории Древнего мира - эл

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Крушениеантичнойцивилизации Древнегреческая цивилизация разрушилась в результате нараставшей социальноэкономической деградации общества которое ее породило. Была утрачена бо

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просвещение В этот век, как и в предшествующий, в Западной Европе шел процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Индустриальная революция в Англии

ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
От механики кфизиологииВ начале XIX столетия стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физио

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
На различных участках экспериментальной работы (Бебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер и многие другие) скла­дывались представления об особых закономерностях и факто­рах, отличных и от физиоло

Г. Спенсер: принцип адаптации к среде Наряду с Дарвином и одновременно с ним идеи новой эволюционной биологии развивал английский философГ. Спенсер
(1820-1903).Следуя доминировавшей в Англии тра­диции, он был приверженцем ассоцианизма. Однако послед­ний претерпел в работе Спенсера “Основы психологии” (1855) существенную трансформацию. В ней жи

ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
Следует различать реальную жизнь науки и ее отражение в теоретических программах. К 70-м годам прошлого века в жизни науки назрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
От уровня теоретических представлений о предмете пси­хологии следует отличать уровень конкретной эмпириче­ской работы, где под власть эксперимента подпадал все бо­лее широкий круг явлений. Давним,

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
Чем успешнее шла в психологии экспериментальная рабо­та, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений и тем стремительнее росла неудовлетворенность версией о том, что уникальным предметом это

ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в на­правлении обогащения своей категориальной основы теоре­тическими ориентациями других школ.

ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в на­правлении обогащения своей категориальной основы теоре­тическими ориентациями других школ.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ
Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем она отражала своеобразие социоэкономической истории народа. К середине XIX века осознание

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА ПСИХОЛОГИИ
Сеченов был профессором физиологии, Кавелин - права, Потебня - филологии. Их профес-сиональные занятия не тре­бовали обращения к психологии. К ней их влекла логика на­учного поиска в своей предметн

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
Успехи психологии были обусловлены применением экс­перимента. Научная молодежь в России тоже стремилась освоить этот метод. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Герма

В.С.СОЛОВЬЕВ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРОВ НОВОЙ ПСИХОЛОГИИ
Одной из центральных фигур в духовной жизни России того времени по праву можно считатьВ.С.Соловьева (1853-1900) не только по значительности того, что им сделано, но и по огромному

УЧЕНИЕ О ПОВЕДЕНИИ
В этот исторический период наряду с направлением науки, выступавшим под именем психологии, в России успешно раз­вивалось еще одно направление, отличное от первого, но ока­завшее огромное влияние на

Предметом политической истории психологии является за­висимость психологической науки от политической конъюнк­туры, которая складывается в обществе.
Политическая история психологии сосуществует с тради­ционно понимаемой ее историографией и находится в слож­ном взаимодействии с последней. Нельзя представить психо­логическую науку советского пери

ОСОБЫЙ ПУТЬ” СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Развитие психологии в России в советский период приоб­рело драматический характер. В условиях тоталитарного режима культивировалась вер­сия об “особом пути” марксистской психологии как “ед

ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ НАУКИ
Ни в одной стране за пределами так называемого социали­стического лагеря развитие науки не находилось в такой зави­симости от изменений в политической жизни общества, как это происходило в государс

АКТИВНОСТЬ
Всеобщей характеристикой жизни является активность -деятельное состояние живых организмов как условие их суще­ствования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении. Оно содержит

ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Говоря об активности человека, исследователи обычно подразумевают возможность ответа на следующие основные вопросы: если кто-то проявляет активность, то в чьих интере­сах и ради чего? Активность -

ВНЕШНЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОСТИ
Мы уже говорили, что деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его актив­ности. Последнее обычно называют поведением. Поведение можно сравнить с пан

ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
К явлениям движения деятельности относится феномен во­ли - сознательного преодоления человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от д

ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ
Внимание проявляется в большей или меньшей степени в любой сознательной деятельности людей: присматривается ли человек к борозде, оставляемой плугом, вглядывается ли в чертеж детали на листе ватман

ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕНИИ
Многоплановыйхарактеробщения Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общ

ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
Общение и язык Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде все

ОБЩЕНИЕ КАК МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопро­сом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая что-то, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воз­действие на другого человек

ОБЩЕНИЕ КАК ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
За взаимодействием и коммуникативной стороной обще­ния выступает его перцептивный аспект - осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников. Полноценное общение становитс

ВЫСШАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
Традиционноепониманиемалойгруппыв психологииГруппа, в которой развивается и воспитывается личность, является связующим звеном между нею и обществом. Традици­онно в центре вн

ГРУППЫ РАЗНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
Наглядное представление о типологии групп с точки зрения уровня их развития дает рис. 2. Векторы, образующие про­странство, в котором можно разместить любую группу, пока­зывают степень опосредствов

ИНТЕГРАЦИЯ В ГРУППАХ РАЗНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
Интеграция в группе высокого уровня развития, т.е. воз­никающее в ней внутреннее единство обнаруживается в таких типичных феноменах межличностных отношений, как внутригрупповая идентификация, сп

УЧЕНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
Успешное выполнение педагогом своих профессиональных функций - необходимое условие формирования ученической группы высокого уровня развития (подлинного детского кол­лектива), становления личности ш

СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
“Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая не­счастливая семья несчастлива по-своему” - эта фраза из ро­мана “Анна Каренина” Л.Н.Толстого превратилась в одну из самых известных психологичес

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧУВСТВ И ИХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Понятиео чувствах Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным

ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ
Чувство переживается иногда лишь как приятный, неприят­ный или смешанный оттенок любого психического процесса. Оно при этом осознается не само по себе, а как свойство пред­метов или действий, и мы

ЧУВСТВА И ЛИЧНОСТЬ
Чувства - одно из наиболее ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными про­цессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Со­держание чувств определяет у

ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную дея­тельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью - субъектом познан

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
О соотношенииструктур индивидуальности иличности Итак, в условиях конкретной социальной группы индивидуально- психологические качествасуществуют в фо

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
На протяжении XX века в мировой психологической науке сложилось три основных направления, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности: глу­бинная, или психоаналитическая

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Если при решении вопроса о том, почему человек стано­вится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для тог

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Открытие Я Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психиче­ских состояний, действий и про

Притязания
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому человеку для сохра­нения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добитьс

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Развитиеличности и развитие психики Индивид обладает психикой, т.е. неотчуждаемым от его мозга свойством строить картину мира и на ее основе регулировать свою деятельность.

ПРИРОДА ПЕРЦЕПЦИИ
Основа психической жизни заложена в особых, хотя и от­личных от физико-химических, но столь же прямых и неруши­мых контактах организма со средой в форме перцептивных процессов (латинское слово “пер

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ПОРОГИ
Изучение функций рецепторов привело к понятию о чувст­вительности. Еще раз напомним, что корень “чувство” не должен вводить в заблуждение. Рассматриваемое понятие ни­какого отношения к чувствам как

ВИДЫ РЕЦЕПЦИИ
Различается множество рецепторов, каждый из которых имеет особое анатомическое и физиологическое устройство, служащее телесным условием разворачивания перцептивных процессов в целостные перцептивны

СЕНСОРНЫЕ ОБРАЗЫ
Первоэлементами психической жизни человека и живот­ных служат сенсорные образы. Этот термин введен, чтобы отграничить чувственный психический образ от любого другого, прежде всего умственног

ПОНЯТИЕ О МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
Наряду с другими познавательными процессами, перцеп­тивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнеми-ческие (от греч. “мнема” - память). Мнемические процессы выступают в качестве компонентов

АССОЦИАЦИИ ПАМЯТИ
Еще во II веке до н.э. величайший мудрец античности Ари­стотель подметил в процессах памяти закономерность, позднее получившую название “закон ассоциации”. Само слово “ассо­циация” означает “присое

ЗАПОМИНАНИЕ И ЗАБЫВАНИЕ
Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечиваю­щих удержание материала в памяти. Различаются два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.

УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Основные виды, характеризующие мнемическую актив­ность - запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение, лишь условно могут быть выделены для рассмотрения и в реальной жизни челове

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССОВ ВООБРАЖЕНИЯ
Фантазия какфункция мозга Возникновение образов фантазии - это результат деятельности мозга человека. Воображение, как и все другие психиче­ские процессы, является функцией

РОЛЬ ФАНТАЗИИ В ИГРЕ ДЕТЕЙ И ТВОРЧЕСТВЕ ВЗРОСЛЫХ
Фантазия и играДошкольное детство, первые годы обу­чения в школе, когда ведущей деятельно­стью ребенка остается игра, характеризуется бурным развити­ем процессов воображения

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и не­отложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще мн

МЫШЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Проблемнаяситуация и задача Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении воз­никает прежде всего тогда, когда в х

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
В психологии распространена следующая простейшая и не­сколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теорети­ческое) мышление.

ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ
Определениехарактера В переводе с греческого “характер” - это “чеканка”, “примета”. Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществ

СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА
Связи чертхарактера Характер человеческой личности всегда многогранен быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно др

ПРИРОДА И ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА
Характер итемпеоаментОт природы человек получает лишь возможности развития в определ-енном на­правлении. Они заключаются в анатомиче­ских и физиологических особенностях мозг

ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ
Два ученика отвечают на уроке примерно одинаково. Од­нако педагог по-разному относится к их ответам: одного хва­лит, другим недоволен. “У них разные способности, - объясняет он. - Второй учащийся м

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ
Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т.п.), кото­рой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере

ТАЛАНТ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА
Общественно историческая природа таланта Высшую ступень развитияспособностей называют талантом

ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТА
Ошибочностьфаталистического взглядана способности Правильное понимание сущности - способностей человека предполагает выяснение вопроса об их отношени

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Зависимостьразвития способностей от обучения Рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие

Монографии
А с м о л о в А. Г. Культурно-историческая психология и конст­руирование миров. - М.; Воронеж,1996. А н д р е е в а Г.М. Социальная психология. - М., 1988. Б о д а л е в А.А. Личн

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
А б р а м о в а Г.С.Возрастная психология. Учебник. 672 с., пер. № 7 бц. - Изд. центр “Академия”. Проблемы возрастной психологии, рассматриваемые в книге, подчинены основн

Общие вопросы
А б р а м о в аГ.С.Практикум по возрастной психологии. для студентов педвузов. - 224 с., обл. - Изд. центр “Академия”. Задача книги - показать читателю возможност

Психодиагностика
Введение в психодиагностику. Учебное пособие / Под ред. Е.М.Борисовой. - 192 с., обл. - Изд. центр “Академия”. В пособии излагается современное состояние психодиагно­стики

Психокоррекция
Введение в практическую социальную психологию. Учеб­ное пособие для педвузов / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Пет­ровской, О.В.Соловьевой. - 384 с., пер. № 7 бц. - Изд. центр “Академия”.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги