рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РОЛЬ ФАНТАЗИИ В ИГРЕ ДЕТЕЙ И ТВОРЧЕСТВЕ ВЗРОСЛЫХ

РОЛЬ ФАНТАЗИИ В ИГРЕ ДЕТЕЙ И ТВОРЧЕСТВЕ ВЗРОСЛЫХ - раздел Психология, ПЗО Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний Фантазия И ИграДошкольное Детство, Первые Годы Обу­че...

Фантазия и играДошкольное детство, первые годы обу­чения в школе, когда ведущей деятельно­стью ребенка остается игра, характеризуется бурным развити­ем процессов воображения.

Необходимый элемент игры - воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов “как будто”, - представляет сво­бодное, не стесняемое правилами логики и требованиями правдоподобия преобразование накопленного ребенком запаса представлений. Образ фантазии здесь выступает как программа игровой деятельности. Воображая себя космонавтом, малыш строит соответственно свое поведение и поведение играющих с ним сверстников: прощается с “близкими”, отдает рапорт “главному конструктору”, изображает ракету на старте и одновременно себя в ракете и т.д. Дающие богатую пищу воображению ролевые игры позволяют ребенку углублять изакреплять ценные качества личности (смелость, решитель­ность, организованность, находчивость); сопоставляя свое и чужое поведен'" в воображаемой ситуации с поведением представляемого реального персонажа, ребенок учится произ­водит: необходимые оценки и сравнения.

Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само форми­руется в различных видах деятельности и затухает, когда ре­бенок перестает действовать. На протяжении дошкольного детства происходит постепенное превращение воображения ребенка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное сло­весное (сочинение сказок, историй и стихов) и художественное (рисунки) творчество. Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи, а следовательно, в процессе общения со взрослыми людьми. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. Показа­тельно, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения и ведут к его отставанию, обеднению.

Фантазия - важное условие нормального развития лично­сти ребенка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей.

К.И.Чуковский в книге “От двух до пяти”, содержащей очень тонкие и глубокие психологические наблюдения и выводы, расска­зывал об одной маме, противнице сказок и фантазий, чей сын словно в отместку за то, что у него отняли сказку, стал с утра до вечера предаваться самой буйной фантазии: “То выдумает, что к нему в комнату приходил с визитом красный слон, то будто у него есть подруга - медведица Кора; и, пожалуйста, не садись на стул рядом с ним, потому что - разве вы не видите? - на этом стуле медведица. И -"Мама, куда ты? На волков. Ведь тут же стоят волки!"”

В тех случаях, когда по тем или иным причинам, главным образом в связи с серьезными недостатками в педагогической работе, воображение оказывается у детей недоразвитым, они начинают сомневаться в существовании даже весьма реаль­ных, но необычных вещей. Например, тот же К.И.Чуковский писал, что когда в одной из школ повели с учениками разго­вор об акулах, кто-то из детей закричал: “Акулов не бывает!”

В дошкольном возрасте фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Правиль­ные, адекватные представления об окружающем утверждают­ся в сознании ребенка, будучи пропущены сквозь призму во­ображения. В этом отношении тесьма показательны так назы­ваемые перевертыши, к которым испытывают тяготение все дети (четырехлетняя девочка поет: “Дам кусок молока и кув­шин пирога”). Перевертыши есть продукт воображения детей, конструируемый, как и другие образы фантазии, с помощью перестановки элементов, из которых складывается привыч­ный образ, под влиянием потребности в эмоциональном ко­мическом эффекте. Важно, что рядом с этим заведомым иска­жением действительности, которое представляют собой пере­вертыши, существует как эталон правильное представление о мире, опровергающее эти нелепицы и с их помощью еще прочнее утверждающееся. Неправильная фантастическая ко­ординация вещей (“Красная Шапочка скушала волка”) спо­собствует осознанию закономерных связей между предметами и становится надежным подспорьем в познавательной дея­тельности ребенка.

О том, что фантастический образ является для ребенка сред­ством познания и усвоения общественного опыта, свидетельст­вуют многочисленные психологические данные. А.П.Чехов в рассказе “Дома” показал, как мало подействовали на семи­летнего мальчика назидательные поучения о вреде курения и какой неожиданный эффект произвела незамысловатая ска­зочка о смерти царевича, имевшего привычку курить. Эмо­ционально насыщенный образ фантазии оказал сильное впе­чатление на мальчика: “...Минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: "Не буду я больше курить..."”. Воображение дает ребенку возможность осваивать окружающий мир в игре, взрослый преобразует его в активном творчестве.

Мечта Как было сказано, в творческую деятельность включена фантазия. Однако да­леко не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс при­нимает форму особой внутренней деятельности, заключающей­ся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Такие образы желаемого будущего называютмечтой.

Мечта - необходимое условие претворения в жизнь твор­ческих сил человека, направленных на преобразование дейст­вительности. Она выступает в качестве побудительной при­чины, или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть овеществленная, осуще­ствленная человеческая мечта.


Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практиче­ской производственной деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете (электрической лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы, циркуле и т.д., и т.п.) можно увидеть опредмеченную, воплощенную мечту многих поколе­ний людей, испытывавших настоятельную потребность имен­но в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменялась, тем большее число человеческих мечтаний в ней запечатлено. Осуществленная мечта вызывает новую потреб­ность, а новая потребность порождает новую мечту.

Сначала каждое новое достижение производственной дея­тельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере ее освоения обнаруживаются недостатки, и люди начинают меч­тать о лучших вещах, стимулируя тем самым процесс их пред­метного воплощения.

Четыре века назад обычное оконное стекло было неосуществи­мой мечтой: окна затягивали бычьим пузырем, едва пропускавшим свет. В те времена можно было только мечтать о прозрачном мате­риале, который пропускал бы свет, как воздух. Такой прозрачный материал удалось получить, усовершенствовав технологию изго­товления стекла. Но со временем были обнаружены и недостатки стекла. Так, стекло не пропускает ультрафиолетовых лучей: у де­тей, находящихся в помещении с такими стеклами, не крепнут кости, солнечные лучи, профильтрованные стеклом, почти безо­пасны для вредных микробов. Небольшая прочность стекла осо­бенно опасна при автомобильных катастрофах. Новые достижения в производстве стекла порождают новые потребности, которые принимают форму мечты о стекле, пропускающем ультрафиолето­вые лучи, прочном, как сталь, и т.д. И эти мечты осуществляются, давая начала новым.

Фантазия в художественном и научном творчествеФантазия выступает необходимым элементом творческой деятельности в искусстве и литературе. Важнейшая особенность воображения, участвующего в творческой деятельности художника или писателя, его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, возникающий в голове писателя, оказываются пропущенными сквозь своего рода “обогащающееся устройство”, которым служит эмоцио­нальная сфера творческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы, писатель, художник и музыкант заставляют читателей, зрителей, слушателей в свою очередь переживать, страдать и радоваться. Бурные чувства гениального Бетховена, воплощенные в музыкальных образах его симфоний и сонат, вызывают ответные чувства у многих поколений музыкантов и слушателей.

Некоторые авторы чрезвычайно остро и болезненно пере­живают воображаемые ситуации.

Свидетельство тому в частности письма Г.Флобера: “С двух ча­сов дня (за исключением двадцати пяти минут на обед) я пишу "Бовари". Описываю прогулку верхом, сейчас я в самом разгаре, дошел до середины; пот льет градом, сжимается горло. Я провел один из тех редких дней в моей жизни, когда с начала до конца живешь иллюзией”. Ч.Диккенс, прежде чем решиться закончить роман “Лавка древностей” смертью главной героини, долго колебался. В одном из писем он писал: “Смерть Нелии была делом провидения, но пока что я сам почти мертв от убийства моего ребенка”.

Разумеется, такая непосредственность переживания лите­ратурного процесса не является правилом, но в художествен­ном творчестве фантазия и большие человеческие чувства неотделимы друг от друга.

История научных открытий располагает множеством при­меров, когда воображение выступало одним из важнейших элементов научной деятельности. Такова, например, была роль теплорода, гипотетической особой тепловой жидкости, вы­ступавшей в качестве фантастической модели явлений теплоты в воззрениях физиков конца XVIII столетия. Эта модель “суб­станции тепла” оказалась неудачной, наивной, так как сущ­ность тепловых явлений состоит вовсе не в переливании жидкости из одного места в другое. Однако с помощью этой модели удавалось описывать и истолковывать некоторые физические факты и получать новые результаты в области термодинамики. Использование модели “субстанции тепла” послужило предпосылкой открытия второго закона термоди­намики, играющего чрезвычайно важную роль в современных физических представлениях. О том же свидетельствует история фантастического предположения о существовании мирового эфира - особой среды, будто бы заполняющей вселенную. Но эта модель, впоследствии отвергнутая теорией относительно­сти, позволила создать волновую теорию света.

Таким образом, воображение играет важную роль на ран­них стадиях изучения научной проблемы и нередко ведет к за­мечательным догадкам. Однако после того как некоторые закономерности были подмечены, угаданы и изучены в экспе­риментальных условиях, после того как закон установлен и проверен практикой, связан с ранее открытыми положениями, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантазировать на таком этапе исследования не может привести ни к чему, кроме ошибок.

В настоящее время одна из наиболее перспективных облас­тей 'современной психологии - психология научного творчест­ва. Многие исследования, осуществленные специалистами в этой области, посвящены выяснению роли воображения в процессах научного и технического творчества. Одним из путей, которым идет эта отрасль знания, является история научных открытий. Если рассмотреть историю той или иной науки, достигшей высокого уровня развития, где достаточно разработаны теоретические концепции, широко применяется математика и т.п., то можно убедиться, что на ранних стадиях развития эта наука насквозь была пронизана фантастически­ми допущениями, так как слишком много тогда еще остава­лось неизвестным и дополнялось догадками. По мере того как область знания развивается, в ней многое становится устояв­шимся и в воображении уже нет необходимости. Однако такое положение вещей не остается долговечным. Благодаря накоп­лению научных знаний и совершенствованию методик иссле­дования даже самая устоявшаяся область науки сталкивается с фактами, которые не укладываются в общепринятые схемы и не могут быть ими объяснены, и тогда вновь возникает по­требность в фантазии, и притом в возможно более смелой. Она и обеспечивает возможность осуществления революции в науке. Таким образом, фантазия все время продолжает рабо­тать на переднем крае науки, там, где открывается новое.

Все это убедительно показывает, что роль фантазии в жиз­ни людей исключительно велика.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПЗО Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний

На сайте allrefs.net читайте: ПЗО Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведе­ний. - М.: Издательский центр “Академия”, 1998. - 512 с. ISBN 5-7695-0277-0...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РОЛЬ ФАНТАЗИИ В ИГРЕ ДЕТЕЙ И ТВОРЧЕСТВЕ ВЗРОСЛЫХ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Каждая конкретная наука отличается от других наук осо­бенностями своего предмета. Так, геология отличается от гео­дезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав,

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Методы психологии нужно рассматривать в историческом аспекте, поскольку они претерпевают столь же значительные исторические изменения, как и ее предмет. Особый характер предмета психологического ис

Генетический принцип Важное требование, которое предъявляет современная психология к
научному исследованию, заключается в обращении к прин­ципу генетического (исторического) изуче­ния психических фактов. Сущность генетического принципа в том, что изучаемое психическое явл

ПСИХОЛОГИЯ В НЕДРАХ ФИЛОСОФИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Слово “психология” появилось в XVI веке в западноевро­пейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Соста­вили же его из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logia (понимание, знание).

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Некогда студенты шутили, советуя на экзамене по любому предмету на вопрос о том, кто его впервые изучал, смело от­вечать: “Аристотель”. Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель зало

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА
В результате походов македонского царя Александра (IV век до н.э.) возникла крупнейшая мировая монархия древности. Вскоре она распалась, и ее распад открыл новый период в истории Древнего мира - эл

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Крушениеантичнойцивилизации Древнегреческая цивилизация разрушилась в результате нараставшей социальноэкономической деградации общества которое ее породило. Была утрачена бо

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просвещение В этот век, как и в предшествующий, в Западной Европе шел процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Индустриальная революция в Англии

ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
От механики кфизиологииВ начале XIX столетия стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физио

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
На различных участках экспериментальной работы (Бебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер и многие другие) скла­дывались представления об особых закономерностях и факто­рах, отличных и от физиоло

Г. Спенсер: принцип адаптации к среде Наряду с Дарвином и одновременно с ним идеи новой эволюционной биологии развивал английский философГ. Спенсер
(1820-1903).Следуя доминировавшей в Англии тра­диции, он был приверженцем ассоцианизма. Однако послед­ний претерпел в работе Спенсера “Основы психологии” (1855) существенную трансформацию. В ней жи

ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
Следует различать реальную жизнь науки и ее отражение в теоретических программах. К 70-м годам прошлого века в жизни науки назрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
От уровня теоретических представлений о предмете пси­хологии следует отличать уровень конкретной эмпириче­ской работы, где под власть эксперимента подпадал все бо­лее широкий круг явлений. Давним,

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
Чем успешнее шла в психологии экспериментальная рабо­та, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений и тем стремительнее росла неудовлетворенность версией о том, что уникальным предметом это

ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в на­правлении обогащения своей категориальной основы теоре­тическими ориентациями других школ.

ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в на­правлении обогащения своей категориальной основы теоре­тическими ориентациями других школ.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ
Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем она отражала своеобразие социоэкономической истории народа. К середине XIX века осознание

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА ПСИХОЛОГИИ
Сеченов был профессором физиологии, Кавелин - права, Потебня - филологии. Их профес-сиональные занятия не тре­бовали обращения к психологии. К ней их влекла логика на­учного поиска в своей предметн

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ
Успехи психологии были обусловлены применением экс­перимента. Научная молодежь в России тоже стремилась освоить этот метод. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Герма

В.С.СОЛОВЬЕВ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРОВ НОВОЙ ПСИХОЛОГИИ
Одной из центральных фигур в духовной жизни России того времени по праву можно считатьВ.С.Соловьева (1853-1900) не только по значительности того, что им сделано, но и по огромному

УЧЕНИЕ О ПОВЕДЕНИИ
В этот исторический период наряду с направлением науки, выступавшим под именем психологии, в России успешно раз­вивалось еще одно направление, отличное от первого, но ока­завшее огромное влияние на

Предметом политической истории психологии является за­висимость психологической науки от политической конъюнк­туры, которая складывается в обществе.
Политическая история психологии сосуществует с тради­ционно понимаемой ее историографией и находится в слож­ном взаимодействии с последней. Нельзя представить психо­логическую науку советского пери

ОСОБЫЙ ПУТЬ” СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Развитие психологии в России в советский период приоб­рело драматический характер. В условиях тоталитарного режима культивировалась вер­сия об “особом пути” марксистской психологии как “ед

ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ НАУКИ
Ни в одной стране за пределами так называемого социали­стического лагеря развитие науки не находилось в такой зави­симости от изменений в политической жизни общества, как это происходило в государс

АКТИВНОСТЬ
Всеобщей характеристикой жизни является активность -деятельное состояние живых организмов как условие их суще­ствования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении. Оно содержит

ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Говоря об активности человека, исследователи обычно подразумевают возможность ответа на следующие основные вопросы: если кто-то проявляет активность, то в чьих интере­сах и ради чего? Активность -

ВНЕШНЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОСТИ
Мы уже говорили, что деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его актив­ности. Последнее обычно называют поведением. Поведение можно сравнить с пан

ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
К явлениям движения деятельности относится феномен во­ли - сознательного преодоления человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от д

ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ
Внимание проявляется в большей или меньшей степени в любой сознательной деятельности людей: присматривается ли человек к борозде, оставляемой плугом, вглядывается ли в чертеж детали на листе ватман

ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕНИИ
Многоплановыйхарактеробщения Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общ

ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
Общение и язык Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде все

ОБЩЕНИЕ КАК МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопро­сом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая что-то, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воз­действие на другого человек

ОБЩЕНИЕ КАК ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
За взаимодействием и коммуникативной стороной обще­ния выступает его перцептивный аспект - осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников. Полноценное общение становитс

ВЫСШАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ГРУППЫ
Традиционноепониманиемалойгруппыв психологииГруппа, в которой развивается и воспитывается личность, является связующим звеном между нею и обществом. Традици­онно в центре вн

ГРУППЫ РАЗНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
Наглядное представление о типологии групп с точки зрения уровня их развития дает рис. 2. Векторы, образующие про­странство, в котором можно разместить любую группу, пока­зывают степень опосредствов

ИНТЕГРАЦИЯ В ГРУППАХ РАЗНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
Интеграция в группе высокого уровня развития, т.е. воз­никающее в ней внутреннее единство обнаруживается в таких типичных феноменах межличностных отношений, как внутригрупповая идентификация, сп

УЧЕНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
Успешное выполнение педагогом своих профессиональных функций - необходимое условие формирования ученической группы высокого уровня развития (подлинного детского кол­лектива), становления личности ш

СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
“Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая не­счастливая семья несчастлива по-своему” - эта фраза из ро­мана “Анна Каренина” Л.Н.Толстого превратилась в одну из самых известных психологичес

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧУВСТВ И ИХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Понятиео чувствах Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным

ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ
Чувство переживается иногда лишь как приятный, неприят­ный или смешанный оттенок любого психического процесса. Оно при этом осознается не само по себе, а как свойство пред­метов или действий, и мы

ЧУВСТВА И ЛИЧНОСТЬ
Чувства - одно из наиболее ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными про­цессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Со­держание чувств определяет у

ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную дея­тельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью - субъектом познан

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
О соотношенииструктур индивидуальности иличности Итак, в условиях конкретной социальной группы индивидуально- психологические качествасуществуют в фо

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
На протяжении XX века в мировой психологической науке сложилось три основных направления, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности: глу­бинная, или психоаналитическая

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Если при решении вопроса о том, почему человек стано­вится активнее, мы анализируем сущность потребностей, в которых выражено состояние нужды в чем или ком-либо, приводящее к активности, то для тог

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Открытие Я Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психиче­ских состояний, действий и про

Притязания
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь, как известно, возрастает. Поэтому человеку для сохра­нения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добитьс

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Развитиеличности и развитие психики Индивид обладает психикой, т.е. неотчуждаемым от его мозга свойством строить картину мира и на ее основе регулировать свою деятельность.

ПРИРОДА ПЕРЦЕПЦИИ
Основа психической жизни заложена в особых, хотя и от­личных от физико-химических, но столь же прямых и неруши­мых контактах организма со средой в форме перцептивных процессов (латинское слово “пер

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ПОРОГИ
Изучение функций рецепторов привело к понятию о чувст­вительности. Еще раз напомним, что корень “чувство” не должен вводить в заблуждение. Рассматриваемое понятие ни­какого отношения к чувствам как

ВИДЫ РЕЦЕПЦИИ
Различается множество рецепторов, каждый из которых имеет особое анатомическое и физиологическое устройство, служащее телесным условием разворачивания перцептивных процессов в целостные перцептивны

СЕНСОРНЫЕ ОБРАЗЫ
Первоэлементами психической жизни человека и живот­ных служат сенсорные образы. Этот термин введен, чтобы отграничить чувственный психический образ от любого другого, прежде всего умственног

ПОНЯТИЕ О МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ
Наряду с другими познавательными процессами, перцеп­тивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнеми-ческие (от греч. “мнема” - память). Мнемические процессы выступают в качестве компонентов

АССОЦИАЦИИ ПАМЯТИ
Еще во II веке до н.э. величайший мудрец античности Ари­стотель подметил в процессах памяти закономерность, позднее получившую название “закон ассоциации”. Само слово “ассо­циация” означает “присое

ЗАПОМИНАНИЕ И ЗАБЫВАНИЕ
Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечиваю­щих удержание материала в памяти. Различаются два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.

УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Основные виды, характеризующие мнемическую актив­ность - запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение, лишь условно могут быть выделены для рассмотрения и в реальной жизни челове

ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ, ЕГО ОСНОВНЫХ ВИДАХ И ПРОЦЕССАХ
Воображениеи проблемнаяситуацияВоображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфическ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССОВ ВООБРАЖЕНИЯ
Фантазия какфункция мозга Возникновение образов фантазии - это результат деятельности мозга человека. Воображение, как и все другие психиче­ские процессы, является функцией

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и не­отложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще мн

МЫШЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Проблемнаяситуация и задача Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении воз­никает прежде всего тогда, когда в х

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
В психологии распространена следующая простейшая и не­сколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теорети­ческое) мышление.

ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ
Определениехарактера В переводе с греческого “характер” - это “чеканка”, “примета”. Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществ

СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА
Связи чертхарактера Характер человеческой личности всегда многогранен быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно др

ПРИРОДА И ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА
Характер итемпеоаментОт природы человек получает лишь возможности развития в определ-енном на­правлении. Они заключаются в анатомиче­ских и физиологических особенностях мозг

ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ
Два ученика отвечают на уроке примерно одинаково. Од­нако педагог по-разному относится к их ответам: одного хва­лит, другим недоволен. “У них разные способности, - объясняет он. - Второй учащийся м

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ
Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т.п.), кото­рой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере

ТАЛАНТ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА
Общественно историческая природа таланта Высшую ступень развитияспособностей называют талантом

ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТА
Ошибочностьфаталистического взглядана способности Правильное понимание сущности - способностей человека предполагает выяснение вопроса об их отношени

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Зависимостьразвития способностей от обучения Рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие

Монографии
А с м о л о в А. Г. Культурно-историческая психология и конст­руирование миров. - М.; Воронеж,1996. А н д р е е в а Г.М. Социальная психология. - М., 1988. Б о д а л е в А.А. Личн

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
А б р а м о в а Г.С.Возрастная психология. Учебник. 672 с., пер. № 7 бц. - Изд. центр “Академия”. Проблемы возрастной психологии, рассматриваемые в книге, подчинены основн

Общие вопросы
А б р а м о в аГ.С.Практикум по возрастной психологии. для студентов педвузов. - 224 с., обл. - Изд. центр “Академия”. Задача книги - показать читателю возможност

Психодиагностика
Введение в психодиагностику. Учебное пособие / Под ред. Е.М.Борисовой. - 192 с., обл. - Изд. центр “Академия”. В пособии излагается современное состояние психодиагно­стики

Психокоррекция
Введение в практическую социальную психологию. Учеб­ное пособие для педвузов / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Пет­ровской, О.В.Соловьевой. - 384 с., пер. № 7 бц. - Изд. центр “Академия”.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги