рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О связи сознательных процессов с познавательными

О связи сознательных процессов с познавательными - раздел Психология, ПСИХОЛОГИКА Связь Психической И Сознательной Деятельности С Познаватель­ной Явно Или Неяв...

Связь психической и сознательной деятельности с познаватель­ной явно или неявно отмечается почти всегда. С историко-психологической точки зрения, не столь уж удивительно, что связь психики и по­знания объявляется ключевой. Вот как писал У Джеймс: «Я отрицаю сознание как сущность, но буду настаивать на его значении в качестве функции... Функция эта — познание»[2]. В самых разных словарях пси­хика, по существу, определяется как такая способность, которая делает познание возможным (не будем при этом обращать внимания на то, что обычно эти определения не очень складны). В одном из психологиче­ских словарей, например, можно прочесть такое определение: «Психи­ка — свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой фор­мой отражения субъектом объективной реальности»[3]. Переведем на понятный язык: высокоорганизованная материя — это, очевидно, мозг; слова «субъект» и «особый» следует исключить из определения, так как «субъект» создает круг в определении, а «особый» делает определение неопределенным; уберем и «свойство, являющееся формой», так как оно не означает ничего; учтем, что сознание отражает не только объек­тивную, но и субъективную реальность. В итоге получим: психика — это то, с помощью чего мозг отражает реальность[4]. В философских же словарях, с которыми были хорошо знакомы авторы цитируемых опре­делений, отражение реальности (да ещё в форме субъективных обра­зов, понятий и т. п.) называется познанием...

Все живые организмы имеют цель. Существует и популярная, пусть и не слишком удачная, формулировка возможной цели — выжи­вание[5]. Психологи, заявляющие (с постоянством, достойным лучшего применения), что основная и единственная потребность любого орга­низма — выжить, и тут же, противореча самим себе, начинают говорить о независимой потребности познавать. Без познания ни одно живое су­щество не может существовать. Древние говорили: правильное позна­ние предшествует достижению человеком любой цели[6]. Даже для того, чтобы поесть, хищник должен иметь образ поедаемых им зверей, уметь предсказывать (экстраполировать) их движение во время погони и т. п. Пусть многое уже заложено в генетическом аппарате человека, но фор­мированию образов и предсказанию поведения он учится всю жизнь. Ведь заранее не может быть известно, чему необходимо научиться. Особенность познавательной деятельности заключается в том, что по­знание должно идти непрерывно, как бы впрок, независимо от ка­ких-либо сиюминутных задач. В итоге познание — средство для до­стижения любой заданной организму цели — начинает протекать независимо от этой цели.

Таким образом, даже если искать биологическое обоснование познанию, стоит признать: однажды начавшись, познание должно да­лее развиваться самостоятельно, по своим собственным законам. Ранее[7] я назвал процессы, которые начинаются по одним причинам, а развива­ются (продолжаются) по другим, инодетерминированным. Исходная (инодетерминирующая) причина запускает процесс, она может и в даль­нейшем оказывать на этот процесс какое-то влияние, но, в основном, последующий ход процесса определяется иными причинами. Напри­мер, мы открываем бутылку шампанского по одним причинам, а пена из открытой бутылки выливается по другим; запуск космического спут­ника на орбиту имеет одни причины, а последующее сгорание этого спутника в атмосфере Земли — другие. Зачатие и развитие организма также детерминируются разными причинами. Инодетерминированно развивается наука: хотя последующий научный результат и возникает вслед­ствие предшествующего, но не предопределён им. М. А. Розов поясняет это сравнением развития научного знания со своеобразным производ­ственным конвейером, где каждому следующему рабочему попадает не основной, а побочный продукт деятельности: «Например, один рабо­чий обтачивает деталь, но следующему она не нужна, а нужны только опилки; он тщательно сметает и собирает их, а третьему рабочему, ока­зывается, нужна только щетка, которая при этом наэлектризовалась»[8].

Когда А. Н. Леонтьев, отчасти вторя В. Вундту, говорит о сдвиге мотива на цель, то он, по существу, говорит об инодетерминации: уче­ник читает книгу, чтобы сдать экзамен, и лишь постепенно, по Леонть­еву, мотив деятельности сдвигается на цель, и ученик начинает читать книгу, чтобы её прочесть[9]. Таким образом, детерминация поведения, связанная с необходимостью сдать экзамен, преобразуется в желание прочесть книгу.

Какова бы ни была изначальная генетически заложенная цель организма, она лишь инодетерминирует познавательную деятельность, т.е. задает её начало, но не определяет дальнейшее развитие. Любопыт­но, что взгляд на познание как на самоцель отстаивают многие религи­озные мистики. Они говорят, что духовной целью человека является познание Бога. Поскольку для них Бог есть Истина, т. е. подлинная ре­альность, то познание Бога тождественно познанию реальности. Ибн аль-Араби — один из самых глубоких мистиков мусульманства — при­шел в результате данного ему откровения к пониманию Величайшей Тайны, которую, по его мнению, можно раскрывать только Посвящен­ным: Бог создал мир, чтобы посмотреть на самого себя глазами че­ловека. В той или иной форме о человеке как способе самопознания Бога говорили и Рамакришна, и христианские мистики[10].

Об этой же Тайне, с таким же почти мистическим откровением, говорят и некоторые учёные на почти научном языке. Вот как, напри­мер, об этом пишет В. Б. Швырков: «Человечество в целом вышло на прямое соотношение со Вселенной, так как накапливает всё больше информации о Вселенной и её эволюции. Хотя эта информация может храниться в книгах или в памяти вычислительных маши, её получе­ние и использование осуществляется людьми, которые, следовательно, отражают эволюцию Вселенной в специализации своих нейронов. Воз­можно, что к моменту тепловой смерти Вселенной (или раньше) чело­вечество, именно в совокупной специализации своих нейронов, отразит всю информацию об эволюционирующей Вселенной, и это совокупное знание станет её «инобытием»[11]. Это инобытие Швырков связывает с мистической точкой Омега, к которой, по Тейяру де Шардену, стремит­ся человеческая эволюция.

Познавательные процессы инодетерминируют сознание, они от­крывают сознанию его содержание, хотя в дальнейшем сознание мо­жет развиваться по самостоятельным законам. Если какие-то факты осознаются, то это значит, что они порождены познавательными процессами,

приводящими к возникновению сознания (ранее такие процессы мы договорились называть протосознательными). Будем считать, что только протосознательные процессы имеют возможность вводить в работу механизма сознания непосредственную информацию о внешнем и внут­реннем мире — само сознание как осознаваемое явление этого де­лать не умеет. Это соответствует интроспективному опыту, выявленно­му В вюрцбургской школе: детерминация мыслительного процесса не осознаётся — осознаётся лишь результат этого процесса.

Процесс познания сложен и насыщен головоломками. Любители философии хорошо знают, какие муки испытывали гносеологи, пыта­ясь дать логически непротиворечивое описание познания. Вот только несколько вопросов, которые доводили философов до отчаяния: как субъект может формировать понятия о том, с чем никогда не встречался в опыте — например, о равенстве, бесконечности, боге?; как он умеет соотносить свои субъективные модели мира с реальностью, которая в сознании дана ему, однако, только в виде всё тех же субъективных мо­делей?; как может отождествлять нетождественное (например, слово «ЯБЛОКО» и реальное яблоко) и различать неразличимое (например, услышав слово «ТРУБА», понять, что речь идет о водосточной трубе, а не о музыкальном инструменте)?.. Наконец, субъект способен к обуче­нию, а значит, ему должны быть изначально заданы критерии, позволя­ющие оценивать эффективность обучения, — какие это критерии? откуда они взялись? и т. д. Полностью удовлетворительного логического ре­шения этих (и многих других) головоломок до сих пор не найдено, хотя такое решение должно существовать, ибо субъект их решает. Люди умели познавать задолго до собственных раздумий о том, как они умеют это делать. Психологика утверждает предназначение психики: психика как логическая система необходима для того, чтобы решать любые голо­воломки и парадоксы, возникающие в процессе познания, даже та­кие, которые после тысячелетних, не слишком удачных попыток их распутывания ставят в тупик и лучших современных гносеологов.

Есть большое сходство между неразрешимостью гносеологиче­ских проблем и неразрешимостью проблем психологической науки. Правда, признание общности по отрицательному результату опасно. Сравните: Молла Насреддин утверждал, что в старости он остался таким же сильным, ка­ким был в молодости — потому, что в старости ему не поднять тот же камень, который он не смог поднять юношей. (Впрочем, к анекдотам о Насреддине стоит относиться с большим почтением — они создавались мусульманскими суфиями и являют собой высшую мистическую муд­рость). И всё же убеждён: подлинная психологическая теория должна в принципе разрешать все гносеологические головоломки.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПСИХОЛОГИКА

На сайте allrefs.net читайте: ПСИХОЛОГИКА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О связи сознательных процессов с познавательными

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСХОДНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
- О! — сказал Остап. - Там внутри есть всё: пальмы, девушки, голубые экспрессы, синее море, белый пароход, мало поношенный смокинг, лакей-японец, собственный бильярд, платиновые зубы, цел

Идеальный мозг
Итак, для того чтобы познавать, необходимо вначале уметь по­знавать. Это умение должно предшествовать познанию. Мозг должен иметь какие-то изначально заложенные программы переработки инфор­м

О возможных вариациях идеального мозга
Как всякая идеализация, представление об идеальном мозге применимо не ко всем областям психологического знания. Так, тео­рия предлагает рассматривать в качестве идеального только здоровый мозг, не

Идеальный мозг: эмпирические аргументы
Существуют серьёзные эмпирические аргументы в пользу вы­бора предложенной психологикой идеализации. Рассматривая их, сле­дует иметь в виду: в конкретном эксперименте о наличии или отсут­ствии неосо

Реакция на неосознаваемую информацию
Для доказательства существования чего-либо (например, суще­ствования воспринятой неосознаваемой информации) достаточно и од­ного примера. Если хоть в одном случае можно уверенно утверждать,

Расширение возможностей в случае нарушения сознательной деятельности
В этом разделе приводятся эмпирические и экспериментальные данные, показывающие, что при нарушении сознательной деятельности (или при нарушении мозговой деятельности, что, как известно, тоже обычно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги