Идеальный мозг: эмпирические аргументы

Существуют серьёзные эмпирические аргументы в пользу вы­бора предложенной психологикой идеализации. Рассматривая их, сле­дует иметь в виду: в конкретном эксперименте о наличии или отсут­ствии неосознаваемых психических явлений можно рассуждать только гипотетически. Например, одновременно с предъявлением неосознаваемого сигнала в организме всегда можно зарегистриро­вать какие-то неосознаваемые реакции. Но как узнать, связаны эти реакции именно с этим сигналом или нет? Поэтому, когда говорят о наложенных на психику ограничениях (типа объема памяти, внима­ния и т. п.), то обычно эти ограничения относят исключительно к осознаваемой информации.

Многие описываемые далее эксперименты выполнены достаточ­но давно и зачастую вне всякой связи с обсуждаемыми темами и про­блемами. Строго говоря, эксперимент не может быть решающим аргу­ментом в пользу гипотезы, сформулированной после его проведения. Но даже такие экспериментальные результаты полезны: они помогают лучше понять выдвинутую гипотезу, демонстрируя её интерпретативные возможности, и подтверждают её хотя бы тем, что вызывают к ней доверие. Впрочем, это замечание менее всего существенно для экспе­риментов данного раздела. Конечно, исследователи не пытались под­твердить предложенную идеализацию, ибо они её не вводили. Тем не менее, они понимали, что получают эмпирические (в первую очередь, экспериментальные) подтверждения того, что информация, не осозна­ваемая субъектом (из-за якобы существующих физиологических огра­ничений), может восприниматься, храниться, перерабатываться и ока­зывать влияние на последующее поведение или принятие решений. Но это и значит, что на физиологические возможности информационных преобразований наложены менее сильные ограничения, чем на возмож­ности сознания.

 

Итак, пора приглядеться к некоторым экспериментальным дан­ным — они заслуживают внимания. Перед этим, впрочем, напомню, что уже в исследованиях когнитивных психологов многие известные и якобы структурно заданные ограничения на информационные возмож­ности сознания были экспериментально опровергнуты. Более того, само допущение о существовании таких структурных ограничений было на­звано в исторической преамбуле методологически дефектным.

Наше рассмотрение соответствующей эмпирики будет поневоле кратким, так как подтверждающих данных чересчур много — все не перечислить. К тому же, с частью из них мы уже встречались в экскурсе в историю психологии, а с частью ещё встретимся в дальнейшем.