МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ

Нем.: Abwehimechanismen. — Франц.: mechanismes de defence. —Англ.: mecha­nisms of defence. — Исп.: mécanismes de defensa. — Итал.: meccanismi di difesa. — Португ.: mecanismos de defesa.

• Различные типы операций, характерные для психологической защиты. Основные механизмы различаются по типу возникающего душевного расстройства, по зависимости от той или иной генетичес­кой стадии, по степени обработки защитного конфликта и пр.

Принято считать, что защитными действиями руководит Я, однако, с теоретической точки зрения, неясно, всегда ли включение защитных механизмов требует опоры на сформировавшееся Я.

• Поначалу понятие механизма обозначало у Фрейда особые сцеп­ления психических явлений, способные стать объектом наблюдения и научного исследования — ср. подзаголовок "Предварительного сообщения" (Vorläufige Mitteilung, 1893) Брейера и Фрейда — "О психическом механизме истерических явлений" (Über den psychi­schen Mechanismus hysterischer Phänomene).

В период, связанный с разработкой понятия защиты как основы истерических явлений (см.: Истерия защиты), Фрейд пытался одновременно уточнить роль защиты в других психоневротических расстройствах: "...различные невротические расстройства обуслов­лены действиями Я, его стремлением освободиться от [своей] несовместимости [с тем или иным представлением]" (1).

В "Дальнейших замечаниях о психоневрозах защиты" (Weitere Bemerkungen über die Abwehr-Neuropsychosen, 1896) Фрейд разг­раничивает механизмы истерической конверсии, навязчивого заме­щения, параноидной проекции.

Понятие "механизм" периодически возникает на протяжении всего творчества Фрейда. Например, в метапсихологических сочинениях 1915 г. понятие "защитного механизма" употребляется в двух различных смыслах: оно обозначает либо всю совокупность защитных процессов, свойственных тому или иному неврозу (2), либо использование той или иной "судьбы влечения" (например, вытеснения, обращения на себя, обращения в свою противополож­ность (3)) с целью защиты.

В "Торможении, симптоме, страхе" (Hemmung, Symptom und Angst, 1926) "возрождение старого понятия защиты" (4а) обосновы­вается у Фрейда ссылкой на необходимость более широкого понятия, включающего в себя наряду с вытеснением и другие "методы защиты". При этом подчеркивается возможность установ­ления "тесной внутренней связи между отдельными формами защиты и определенными видами расстройств" и высказывается предположение о том, что "..психический аппарат —еще до четкого разграничения между Я и Оно, до образования Сверх-Я — уже использует методы защиты, отличные от тех, что свойственны более высоким стадиям организации" (4Ь).

Хотя сам Фрейд, по-видимому, недооценивал наличие подобных мыслей в своих ранних сочинениях, несомненно, что после 1926 г. изучение защитных механизмов стало важной темой психо­аналитического исследования, особенно в работах Анны Фрейд. На конкретных примерах она показала разнообразие, сложность, пре­делы применения защитных механизмов, подчеркивая, что для защиты могут использоваться весьма различные виды действий (фантазирование, интеллектуальная деятельность), что защита может направляться не только против влечений, но и против всего того, что вызывает тревогу (эмоции, некоторые особые ситуации, требования Сверх-Я и пр.). Не претендуя на исчерпывающий и систематический подход, Анна Фрейд перечисляет следующие защитные механизмы: вытеснение*, регрессия*, реактивное обра­зование*, изоляция*, отмена некогда бывшего*, проекция*, интро-екция*, обращение на себя*, обращение в свою противо­положность*, сублимация*.

Существуют и другие приемы защиты. В этой связи Анна Фрейд называла также отрицание посредством фантазирования, идеализацию*, идентификацию с агрессором* и пр. М. Кляйн описывала в качестве простейших видов защиты расщепление объекта*, проективное (само)отождествление*, отказ от психичес­кой реальности, претензию на всевластие над объектами и пр.

*

Более широкое употребление понятия защитного механизма порождает ряд проблем. Можно ли назвать операциональным понятие, которое объединяет столь различные действия, как, ска­жем, рационализация*, основанная на сложных интеллектуальных механизмах, и обращение на себя* в качестве "судьбы" влечения, которое называют одним и тем же словом, и собственно навязчивое поведение (например, отмена некогда бывшего), и поиск средств "отработки", допускающий некоторые виды сублимации (см.: Механизмы отработки)?

Говоря о "механизмах защиты Я", многие авторы обращают внимание на важные различия: "Наряду с такими приемами, как изоляция, отмена некогда бывшего, мы находим здесь и процессы, связанные с влечениями, такие, как регрессия, обращение в свою противоположность, обращение на себя" (5а). Но тогда необходимо показать, что один и тот же процесс развертывается на разных уровнях: например, интроекция, которая поначалу выступает как особое отношение влечения к своему объекту, находит свой телес­ный прообраз в инкорпорации и может вторично использоваться Я в процессе защиты (ср. маниакальная защита).

Нельзя упустить из виду и другое важнейшее теоретическое разграничение — то, что выделяет вытеснение среди всех других видов защиты. Фрейд неустанно подчеркивал эту особенность и Даже утверждал, что вытеснение есть лишь разновидность защиты (6). И дело здесь, по мнению Анны Фрейд, не в том, что вытесение — это, по сути, постоянная противонагрузка, "наиболее эф­фективный и одновременно наиболее опасный механизм защиты", но в том, что именно вытеснение создает бессознательное как таковое (см.:Вытеснение).

Было бы неверно, положив в основу теории понятие защиты Я, противопоставить ему требования чистого влечения, прин­ципиально чуждого всякой диалектике: "Если бы не давление Я или представляемых им внешних сил с их требованиями, судьба всех влечений сводилась бы лишь к одному — к удовлетворению" (5b).

При таком подходе влечение оказалось бы всецело положитель­ной силой, лишенной каких-либо следов запрета. Но разве механизмы первичного процесса — смещение, сгущение и пр., — предполагающие упорядоченную игру влечений, не противоречат такому пониманию?