НАРЦИССИЗМ

Нем.: Narzissmus. — Франц.: narcissisme. — Англ.: narcissism. — Исп.: narcisis-mo. — Итал.: narcisismo. — Португ.: narcisismo.

• Согласно мифу о Нарциссе, любовь к собственному образу.

• 1) Термин "нарциссизм" (а) впервые появляется у Фрейда в 1910 г. Для обозначения гомосексуального выбора объекта: гомосексуалисты "...видят сексуальный объект в самих себе; они исходят из нарциссической установки и ищут похожих на себя молодых людей, которых они могли бы любить так же, как мать любила их" (la).

Открытие нарциссизма заставляет Фрейда предположить — в случае Шребера (1911) — существование особой стадии сексуаль­ного развития, промежуточной между автоэротизмом и объектной любовью. "Субъект начинает видеть (объект любви] в самом себе, в своем теле" (2), что позволяет впервые свести сексуальные вле­чения воедино. Ту же точку зрения мы находим и в "Тотеме и табу" (Totem und Tabu, 1913).

2) Мы видим, что Фрейд пользовался понятием нарциссизма еще до того, как посвятил ему отдельное исследование (К введению в нарциссизм (Zur Einführung des Narzissmus, 1914)). В этом тексте понятие нарциссизма вводится в психоаналитическую теорию в целом, прежде всего в область либидинальных влечений. В самом деле, при психозе ("нарциссическом неврозе"*) либидо способно к перенагрузке Я при разгрузке объекта; а это предполагает, что "...по сути, нагрузка Я при этом сохраняется и относится к объектным нагрузкам так же, как тело живой протоплазмы — к выпускаемым ею ложноножкам" (За). Опираясь на принцип сохранения либидинальной энергии, Фрейд устанавливает равновесие между Я-либидо (Я, нагруженным либидо) и "объектным либидо": "Чем больше поглощает одно, тем сильнее истощается другое" (Зb). следует рассматривать как большой резервуар, откуда либидо ус­тремляется к объектам, — всегда готовый вновь поглотить либидо, отливающее от объектов" (4).

В рамках энергетической концепции, признающей постоянство либидинальных нагрузок Я, наше определение нарциссизма пред­ставляет его не как стадию развития, но как застой либидо, не преодолимый никакой нагрузкой объектов.

3) Этот процесс разгрузки объекта и востребования либидо субъектом уже был описан К.Абрахамом в 1908 г. на примере раннего слабоумия: "Психосексуальная характеристика раннего слабоумия — это возврат пациента к автоэротизму [...]. Больной переносит на себя как на единственный сексуальный объект все то количество либидо, которое нормальный человек распределяет между окружающими его одушевленными и неодушевленными предметами" (5). Фрейд разделяет эти идеи Абрахама: "...они приняты психоанализом и стали основой нашего отношения к психозам" (6), добавляя (и это добавление позволяет уточнить суть нарциссизма в сравнении с автоэротизмом*), что Я поначалу не представляет собой единства и что для создания целостного Я требуется "дополнительное психическое действие" (Зс).

Если мы стремимся сохранить различие между тем состоянием, при котором сексуальные влечения удовлетворяются беспорядочно и независимо друг от друга, и нарциссизмом, при котором объектом любви становится Я как целое, приходится предположить, что формирование Я начинается уже в период детского нарциссизма.

По этому вопросу в психоаналитической теории не существует единой точки зрения. Можно предположить, что Я складывается одновременно и параллельно со становлением схемы тела, причем формирование такого единства ускоряется, если собственнное Я субъекта складывается по образу другого человека. Тогда нарциссизм — это страстная любовь объекта к этому образу. Жак Лакан обнаружил соответствие между начальным моментом в формировании Я и исходным нарциссическим опытом, так назы­ваемой стадией зеркала* (7). С этой точки зрения, определяющей Я через его самоотождествление с образом другого человека, нарциссизм, даже "первичный", не есть состояние, лишенное интер­субъективного отношения, но, напротив, интериоризация такого отношения. Такова фрейдовская трактовка нарциссизма в "Скорби и меланхолии" (Trauer und Melancholie, 1916), где речь идет о "нарциссическом (само)отождествлении" с объектом (8).

Однако во второй теории психического аппарата мы уже не встречаем у Фрейда этих идей. На их место встает противопостав­ление первичного (необъектного) нарциссического состояния объектным отношениям. Это изначальное состояние, или первичный нарциссизм, отличается полным отсутствием отношения к окру­жению, слитностью Я и Оно : его прообразом служит внутриутробная жизнь, более или менее точно отображаемая в снах (9).

Идея более позднего нарциссизма, связанного с формированием Я через (само)отождествление с другими людьми, не исчезает, ' однако это состояние называется уже не "первичным", а "вторичным" нарциссизмом (10а). "Нарциссизм Я — это вторичный нарциссизм, извлеченный из отношения к объектам" (l0b). Эти глубокие изменения во взглядах Фрейда происходят одно­временно с введением понятия Оно* как отдельной инстанции, из которой путем дифференциации возникают другие инстанции, с пересмотром понятия Я*, при котором акцент ставится не только на его порождение в результате ряда (само)отождествлений, но и на его особую приспособительную функцию, наконец, со стиранием различий между автоэротизмом* и нарциссизмом. Если понять эти идеи буквально, мы столкнемся с тем, что противоречит опыту, — с утверждением, будто восприятия новорожденного лишены окна во внешний мир, и тем самым с наивной идеалистической апорией, осложненной моментом "биологизма": а как тогда перейти от само­замкнутой монады к постепенному признанию объекта?