ПРИНЦИП ПОСТОЯНСТВА

Нем.: Konstanzprinzip. — Франц.: principe de constance. — Англ.: principle constance. — Исп.: principio de constancia. — Итал.: principio di costanza. — Порт) principio de constència.

• Выдвинутый Фрейдом принцип, согласно которому психический аппарат стремится поддерживать имеющееся в нем количество воз­буждения на возможно более низком и устойчивом уровне. Постоян­ство достигается, с одной стороны, разрядкой уже имеющейся энергии, с другой — избеганием всего того, что могло бы усилить возбуждение и вызвать защитную реакцию.

• Принцип постоянства — это основа экономической теории Фрейда. Он присутствует у Фрейда с самого начала, будучи скрытой предпосылкой функционирования психического аппарата, стремящегося поддержать постоянный уровень внутреннего возбуждения.

В случае внешних возбуждений это достигается посредством особых механизмов, позволяющих избегать этих возбуждений. В случае увеличения внутреннего напряжения это достигается посредством механизмов защиты и разрядки (отреагирования). Различные про­явления психической жизни суть не что иное, как более или менее удачные попытки сохранить или восстановить это постоянство.

Принцип постоянства тесно связан с принципом удовольствия, поскольку неудовольствие, с точки зрения экономической,— это субъективное восприятие возрастающего напряжения, а удовольствие — восприятие убывающего напряжения. Однако отно­шения между субъективными ощущениями удовольствия и неудовольствия и лежащими в их основе экономическими процессами, по Фрейду, весьма сложны: например, возрастание напря­жения иногда может вызывать чувство удовольствия. Из этого следует, что принцип постоянства не тождествен принципу удо­вольствия (см.: Принцип удовольствия).

*

Положив в основу психологии закон постоянства, Фрейд и Брейер следовали широко распространенному в научных кругах конца XIX в. требованию, согласно которому психология и психофизиология, как и любая другая наука, подчиняются общим принципам физики. Как предшественники Фрейда (например, Фехнер, придававший своему "принципу устойчивости" универсаль­ное значение) (1), так и его современники неоднократно пытались обнаружить в психофизиологии закон постоянства.

Однако, как отмечал и сам Фрейд, простота понятия постоян­ства — это лишь видимость, поскольку "под ним можно понимать совершенно различные вещи"(2а).

В психологии, заимствовавшей идею постоянства из физики, принцип постоянства понимается в весьма различных смыслах:

1) некоторые авторы ограничиваются применением в психологии принципа сохранения энергии, согласно которому количество энергии в замкнутой системе остается постоянным. При таком подходе психические факты зависят от наличия психической или нервной энергии, количество которой остается неизменным при различных ее преобразованиях и перемещениях. Этот закон обосновывает саму возможность перевода психологических фактов на язык энергетики. Отметим, что данный принцип, лежащий в основе экономической теории психоанализа, относится к иному уровню, нежели тот фундаментальный принцип, который у Фрейда называется принципом постоянства.

2) Принцип постоянства иногда понимается как нечто сходное со вторым законом термодинамики: различия энергетического уровня внутри замкнутой системы стремятся к равновесию как к идеальному конечному состоянию. Фехнеровский "принцип ус­тойчивости" весьма близок ему по смыслу. Однако при подобных сопоставлениях нужно четко определить, о чем собственно идет речь, применим ли этот закон к психическому аппарату или же к заключенной в нем энергии, к цельной системе психика — организм или же к системе организм — окружающая среда? В зависимости от конкретных случаев само понятие тенденции к энергетическому равновесию может иметь прямо противоположную направленность. Если это предположение верно, внутренняя энергия организма оказывается сводимой к неорганическому сос­тоянию ( см.: Принцип Нирваны).

3) Наконец, принцип постоянства может пониматься в смысле саморегуляции: функционирование той или иной психической системы направлено на сохранение постоянства различий между собственным энергетическим уровнем и энергетическим уровнем окружения. Принцип постоянства утверждает тогда существование относительно замкнутых систем (будь то психика или же организм в целом), стремящихся сохранить или восстановить своеобразие своего облика и своего энергетического уровня при всех своих обменах с окружающей средой. И потому есть смысл сопоставить понятие постоянства с понятием гомеостазиса у физиолога Кэннона (а).

Из-за такого разнообразия значений точно определить, как Фрейд понимал принцип постоянства, нелегко. Фактически его формулировки (которыми, впрочем, и сам он не был доволен (За)) нередко двусмысленны и даже противоречивы: "...психика имеет тенденцию к поддержанию возможно более низкого или хотя бы постоянного уровня возбуждения" (ЗЬ), Именно с этой тенденцией Фрейд связывает "...ослабление, сохранение, подавление внутрен­него напряжения" (Зс). Иначе говоря, тенденцию к полному устра­нению внутренней энергии системы вряд ли можно уподобить тенденции живых организмов к сохранению постоянного (пусть даже высокого) энергетического уровня при взаимодействии с окружением. По сути, эта вторая тенденция может выражаться как в стремлении к возбуждению, так и в стремлении к разрядке.

Противоречия, неточности, смысловые сдвиги в высказываниях Фрейда по этому поводу можно понять, только если выявить — четче, чем это сделано у Фрейда, — тот опыт и те теоретические задачи, которые лежат в основе всех его попыток определить смысл закона постоянства в психоанализе.

Принцип постоянства — это часть теоретической концепции, совместно разработанной Брейером и Фрейдом в 1892 — 1895 гг. для объяснения феномена истерии: симптомы связываются ими с не­достатком отреагирования, а опора лечения ищется в адекватной разрядке аффектов. Однако, сопоставив две теоретические работы, написанные этими авторами порознь, мы замечаем, что сходство между ними лишь внешнее, что их подходы весьма различны.

В теоретическом разделе "Исследований по истерии" (Theoretis­ches. In: Studien über Hysterie, 1 8 95) Брейер рассматривал условия функционирования центральной нервной системы как относитель­но независимой системы в организме. Он видел в ней два типа энергии. С одной стороны, это потенциальная энергия или же "внутримозговое тоническое напряжение", с другой — кинетичес­кая энергия, функционирующая в психическом аппарате. Принцип постоянства управляет именно тоническим возбуждением: "В организме существует тенденция к поддержанию постоянного уров­ня внутримозгового возбуждения" (4). Здесь следует отметить три важных момента:

1) закон постоянства рассматривается как закон оптимального уровня возбуждения. Существует благоприятный для организма энергетический уровень, который должен быть восстановлен пос­редством разрядки, если уровень возбуждения повышается, но также и посредством подзарядки (особенно во сне), если этот уровень слишком понижается.

2) Постоянству могут угрожать либо однообразное состояние общего возбуждения (например, состояние напряженного ожидания), либо неравномерность распределения возбуждения в психике (аффекты).

3) Поддержание или восстановление оптимального уровня воз­буждения необходимо для свободного обращения кинетической энергии. Беспрепятственное функционирование мышления, нор­мальный процесс ассоциации идей означают, что психическая саморегулировка не нарушена.

Фрейд в "Наброске научной психологии" (Entwurf einer Psycho­logie, 1895) также исследовал условия функционирования нейрон­ного аппарата. Однако на первый план у него выходит не принцип постоянства (поддержание определенного энергетического уровня), но принцип нейронной инерции*, согласно которому нейроны стремятся полностью освободиться от какого бы то ни было возбуждения. Вводя затем тенденцию к поддержанию постоянства энергии, Фрейд трактовал ее как "вторичную функцию, затребован­ную самой жизнью", или, иначе, как видоизмененный принцип инерции: "Нейронная система вынуждена отказаться от своей изна­чальной тенденции к инерции, к достижению нулевого энергетичес­кого уровня. Для обеспечения специфического действия она должна иметь определенный энергетический запас. Однако способ осущес­твления всего этого оказывается продолжением первой тенденции, лишь слегка видоизмененной усилием, направленным на сохра­нение предельно низкого энергетического уровня и защиту от его возрастания, или, иначе, на поддержание его постоянства" (2b). По Фрейду, принцип инерции управляет первичными функциями психического аппарата, обращением в нем свободной энергии. Закон постоянства, даже если он и не формулируется как независимый принцип, соотнесен со вторичными процессами, в которых связанная энергия поддерживается на определенном уров­не.

Теперь становится очевидно, что хотя внешне Брейер и Фрейд используют одни и те же понятия, их теоретические модели совер­шенно различны. Мысль Брейера развивается в сторону биологии и предвосхищает современные идеи гомеостазиса и саморе­гулирующихся систем ( ß). Напротив, идеи Фрейда кажутся с точки зрения наук о жизни ложными: ведь он стремится дедуктивно вывести функционирование живого организма со всеми его приспо­собительными навыками, с его энергетическим постоянством из принципа, отрицающего любое устойчивое различие уровней.

Это различие между Брейером и Фрейдом (впрочем, нигде явно не сформулированное ( у)) имеет важное значение. Ведь действие принципа инерции — это особый процесс, обнаруженный Фрейдом благодаря сделанному им незадолго до этого открытию бессозна­тельного. Это первичный процесс*, описанный в "Наброске науч­ной психологии" на примерах сновидений и симптомов, особенно истерических. Для первичных процессов характерно беспрепятст­венное распространение, или "свободное перемещение", энергии (2с). На уровне психологического анализа обнаруживается, что при этом одно представление может полностью замешаться другим, заимствуя все его качества и самое силу его воздействия: "истерик, который плачет из-за А, и не подозревает, что виной тому — ассоциация между А и В, причем В, быть может, и не играет никакой роли в его психической жизни. Символ здесь полностью подменил собою вещи" (2d). Этот сдвиг значения с одного представления на другое, клинический опыт, свидетельствующий о силе воздействия замещающих представлений, естественным образом объясняются у Фрейда "экономикой" принципа инерции. Свободные сдвиги смысда и полная разрядка психической энергии для Фрейда одно и то же, при том что этот процесс совершенно противоположен сохра­нению энергетического постоянства.

Конечно, и в "Наброске" речь идет о принципе постоянства, но лишь как о силе, противодействующей полной разрядке и тормо­зящей ее. Задача связывания психической энергии и поддержания ее на предельно высоком уровне возлагается на Я, которое способно выполнять эту функцию, поскольку и само оно является совокуп­ностью представлений или нейронов с постоянным уровнем энер­гетической нагрузки (см.: Я).

Таким образом, родство между первичным и вторичным про­цессами не означает, что в общем процессе развития жизни одно следовало за другим или что в истории живого организма принцип инерции сменился принципом постоянства: это лишь родство двух разных психических процессов, двух принципов функцио­нирования психики ( о).

Напомним, что на различии этих принципов построена глава VII из "Толкования сновидений" (die Traumdeutung, 1900). Здесь Фрейд выдвинул предположение о том, что "...в основе работы психического аппарата лежит тенденция к предотвращению накоп­ления возбуждений и, насколько возможно, к избеганию возбуж­дений" (5а). Этот принцип с характерным для него "свободным перемещением количеств возбуждения" Фрейд называл "принципом неудовольствия". Он лежит в основе функционирования бессозна­тельного. Система Предсознание-Сознание функционирует иначе — "посредством энергетических нагрузок она вызывает торможение этого (свободного) потока, преобразует нагрузки в потенциальную энергию и повышает ее уровень» (5b). В дальнейшем противополож­ность двух систем функционирования психики связывается у Фрей­да с противопоставлением принципа удовольствия* принципу реальности*. Ради понятийной ясности следует, однако, сохранить различие между тенденцией к понижению — вплоть до нуля — уровня возбуждения и тенденцией к поддержанию постоянного уровня возбуждения: очевидно, что принцип удовольствия соотне­сен с первой тенденцией, а принцип реальности — со второй.

*

Лишь в 1920 г., в работе «по ту сторону принципа удовольствия» (Jenseits des Lustprinzip) Фрейд четко сформулировал принцип постоянства. В этой связи следует особо отметить следующие моменты:

1) принцип постоянства выступает как экономическое обоснование принципа удовольствия (3d),

2) В определениях этого принципа сохраняется двусмыслен­ность: тенденция к ослаблению напряжения и тенденция к поддер­жанию постоянного энергетического уровня выступают как тождественные.

3) Вместе с тем тенденция к полному устранению возбуждения (или принцип Нирваны*) считается основной, а другие принципы выступают как ее разновидности.

4) Хотя Фрейд видел "в душевной жизни, а быть может, и в нервной системе в целом" (Зе) лишь одну тенденцию (какие бы причудливые формы она ни принимала), на уровне влечений он ввел фундаментальный и неустранимый дуализм влечений к смерти*, или к полному устранению напряжений, и влечений к жизни*, или сохранению и созданию живых организмов, что пред­полагает более высокий уровень энергетического напряжения. Этот дуализм влечений многие авторы считают дуализмом принципов: он раскрывается в последовательности главных фрейдовских противо­поставлений, таких, как свободная энергия — связанная энергия*, высвобождение — связывание* (Entbindung-Bindung), первичный процесс — вторичный процесс* (см.: Влечение к смерти).

Фрейду не удалось обнаружить антитезу, которая соответство­вала бы вышеперечисленным противоположностям на уровне психической экономики. В "Наброске научной психологии" раз­граничиваются принцип инерции и принцип постоянства, однако в дальнейшем это разграничение не внесло ясности в общую путаницу вокруг принципа постоянства.