Стоит помнить, что любой текст, как и все остальное что можно передать словами и образами, является условностью, и никакое чтение не заменит реальных действий если это чтение само по себе не является практикой.
Данная книга полезна тем, что при условии внимательного чтения и правильного познания хотя бы на уровне логики она помогает структурировать ментальную деятельность w задает уму верное направление. Чтение может стать медитацией, если вы осознаете, что этот текст является своего рода обращением к вам лично. Со временем, обретенное ментальное знание выливается в новые, более эффективные принципы функционирования разума.
За чтением можно убивать время, как это делает большинство людей в поисках впечатлений. Реальная же польза от чтения — в обретении новой информации, воодушевлении на практические действия, в создании необходимых ментальных программ и разрушении бесполезных. В любом случае, чтение принесет пользу только по-настоящему внимательному читателю, читателю, у которого прежде полемики включается попытка понять, впустить в себя новое. Максимальная польза будет читателю, который столь же внимателен к тексту, сколь к письму от дорогого друга, которое он давно ждал.
Воодушевление на практические действия — это, когда чтение дает стимулы, желание практиковать, когда читателю хочется добиться чего-либо. В начале пути это могут быть способности, такие как чтение мыслей, внушение, левитация и т. д. По мере продвижения читатель понимает, что ощущения первичны, и хочет стать лучше, чище, чтобы пребывать в состоянии счастья, внутреннего покоя, что, в свою очередь влияет и на обыденные действия, делая их более разумными, эффективными.
Создание и разрушение программ посредством чтвг ния — также важный этап, ведь именно от этих программ будут исходить долговременные стимулы. Что можно назвать программой? Ввиду того, что подавляющее большинство людей большую часть времени воспринимают не реальность, а лишь свои мысли о ней, эти мысли играют для них решающую роль. Мысли реализуются в установки, как относиться к объектам внешней среды, а установки — в долговременные программы. Поэтому четких разграничений, где мысль, где установка, а где программа — нет, это постепенный процесс.
Например, А. видит вещь, принадлежащую Б., и может возникнуть мысль — взять эту вещь. Если А. человек не опытный, живет в первый раз и у него мало социальных программ, он вряд ли задумается над тем, что чужое брать не хорошо. А. берет чужую вещь, приходит Б., выражает свое недовольство, и у А. появляется первая установка о том, что, возможно, вещи Б. брать без разрешения не стоит. В дальнейшем А. может приобрести следующую программу: «Б. и другие люди не чуждаются моего присутствия так как не боятся, что я возьму их вещи, они видят, что мне можно доверять, я веду себя пристойно, так как хочу контактировать с ними».
По сути, жизнь, человека является своеобразной игрой программ, а мы являемся их проводниками. Например, программы о необходимости учения, о сохранении здоровья, о пользе медитации. Ознакомление с практикой происходит в процессе выполнения этой практики, что в свою очередь также является программой. Сама практика — это набор механических действий для достижения цели.
Удивительно, но человек, почти никогда не задумывается и не пытается увидеть, как именно устроены такие коренные факторы, несущие первостепенное значение, как строение собственного сознания, его функции и способы увеличения коэффициента эффективности его работы. Человека, чаще всего, интересуют лишь следствия, то есть уже готовые, сформированные на подсознательном уровне чувства и мысли. По ходу повествования мы попробуем устранить этот пробел, прояснив основные причины проявленной реальности человеческого сознания.
В йоге принято считать, что просветление — это очищение разума, тогда он отражает высшее «Я». Для высшего «Я» просветления не существует, оно имманентно, вечно, бесконечно, без конкретных свойств, за пределами ментального понимания.
Чтобы начать что-либо делать, необходимо понять как можно глубже, что вам это нужно, дать себе стимулы. Гурджиев был прав, человек это — машина. Мы состоим из программ и следуем только им. Необходимо научиться программировать себя сознательно и самостоятельно.
Мы можем выбирать, хоть сам процесс выбора механичен, но он происходит. Зомбирование обычно относят к программам более длительным, с большим отождествлением, внедрением в жизнь субъекта. В этом смысле
социум — это своего рода большая секта, которая отличается от более мелких школ масштабностью деятельности. Многие молодые люди, на уровне подсознания ощущая подобное влияние социума, пытаются от него отгородиться, выбирают отчуждение путем замены влияний социума на влияние субкультуры. Например, слушают необычную музыку, ходят в необычные заведения или играют в рыцарей, как толкинисты. Но все же трезвый человек осознает, что на определенных этапах развития личности социальная среда является невероятным благом, так как у нас появляется возможность реализовать собственный потенциал. Благодаря нам социальная матрица постоянно растет и совершенствуется. Постепенно в жизни личности социальные программы заменяются другими — более высокодуховного характера.
Программа, именуемая медитацией, в своей сути не сильно отличается от всех остальных. В самадхи (тотальной концентрации внимания) уже нет никакой медитации. Человек не может просветлеть, только для того, чтобы у него «пошла» медитация. То есть начальные стимулы для медитации — те же, что и у других наших программ. Просто для наработки социальных программ мы потратили всю жизнь, поэтому привычки столь сильны, а старикам изменяться сложней.
Нужно не бояться тратить время на обдумывание, зачем вам та или другая практика, читать побольше духовной, воодушевляющей литературы, увидеть как можно больше пользы для себя в действии, которое хочется совершать. Даже если вашей целью будут способности (сиддхи), необходимо себя запрограммировать.
Из этого следует, что люди не могут иначе. Это очень важно. Мы часто виним других, злимся, обижаемся, полагая, что человек мог поступить иначе. Никто не может
действовать иначе, мы все делаем механично. Первоклассник не знает программу десятого класса, поэтому следует программе своего уровня, с которой его разум • способен справиться в текущий момент. Если человек ведет себя нехорошо — это значит, что его дурно воспитали либо ему пришлось пережить нечто, повлиявшее на него именно таким образом. Если же вредный ребенок растет у хороших родителей, то это лишь доказывает очередной раз, что гены — не основной фактор личностных характеристик, и что на человека действуют влияния, пришедшие к нему из существования до этого рождения. То есть каждый способен действовать исключительно в силу своего опыта. Если человек совершает благие дела, значит у него уже когда-то был опыт совершения обратного и этим опытом человек пресыщен.
Если развить в себе такую установку (санкальпу) — «они не могут иначе», то это может избавить от кучи беспокойств, даст приятие и понимание.
Осознанные действия — это действия, которые мы осознаем, но само выполнение и выбор действия — чистая механика.
Очень важно понять, что единственное, чего мы на самом деле хотим, — это удовлетворение, счастье. Мы почему-то думаем, что хотим квартир, машин, секса, денег. Внешний мир (мир объектов) — всего лишь проводник тех состояний, которые живут в нас. Внешний мир — как наркотик, чем больше имеешь, тем больше зависимость, и чтобы вызвать уже испытанные ранее состояния, нужно еше больше внешнего.
По мере освоения практики работы со своим сознанием эта зависимость исчезает. Снаружи нет никаких настроений, нет ни боли, ни грязи, ни счастья. Все только в нашем сознании. Это наша карма, наши привязанности.
Растождествление, «неделание»
Есть два способа прожить свою жизнь. Один так, как будто чудес не бывает. А другой так, как будто все есть чудо. А. Эйнштейн
Вследствие ограниченного восприятия, вызванного рамками окружающей нас матрицы, человек воспринимает мир системно. Система подразумевает собой целый комплекс бесчисленных ментальных моделей вытекающих в иллюзию осведомленности, что обеспечивается подходящим словесным ярлыком под каждый образ. Все, что не входит в систему восприятия мира, человеку кажется невозможным, невероятным, если он это видел, и просто вымыслом, если об этом рассказывают. Иногда происходит процесс, в психологии называемый «вытеснением», когда увиденное чудо попадает в подсознание и вспомнить происшедшее человек не может либо вспоминает уже позже, в подготовленном состоянии.
Интернет, СМИ и болтовня создают иллюзию осведомленности. Но по-настоящему осведомлен лишь человек, превзошедший неведение, человек, чей разум просветлен.
Карлос Кастанеда называет системное восприятие мира «деланием». Каждый «делает» свой собственный
мир.. «Делание» можно проследить в любом явлении, воспринимаемом нами. К примеру, кружка — это кусок стекла, который мы «делаем» кружкой лишь потому, что у него определенная, подходящая и привычная для нас форма. Картина представляет собой ворох пятен, которые наш разум выстраивает в фиксированные формы. Яркий пример: во времена Возрождения, «делание» (программирование в своей психике) девушек красивыми сопровождалось наличием у них весьма пышных форм. Сейчас красивыми считаются, как правило, более стройные фигуры. «Неделанием», нарушением системного восприятия в данных обстоятельствах является неотождествленный взгляд на красивые формы, как на совокупность разного рода материи. Подобное растождествление может оказаться болезненным, но впоследствии избавит человека от многих иллюзий и неоправданных беспокойств.
На определенном этапе неделание проявляется в абсолютно не фиксированном, безопорном существовании, когда вы осознаете, что вы ничего не знаете. И в го же время вам открываются настоящие тайны, суть всех явлений за пределами мысли. Это парадоксальное существование, когда вы в каждый миг словно рождаетесь и умираете, воспринимая мир, как в первый раз, с полным вниманием, как новорожденный ребенок.
Вспомните свой первый оргазм. Первые несколько раз он может казаться невероятным, затем даже это переживание, вызванное действием полового центра (свадхистана-чакры), человек неизбежно впишет в свою картинку мира, как еще одно, чем-то объяснимое явление социального общества.
Когда ребенок находится на этапе социального становления и еще не является полноценной лично-
тью, процесс системного восприятия мира еще только приобретается, чтобы упорядочить восприятие из хаотичного в упорядоченное. В это время впервые появляются мысли, облекаемые в слова, которые закрепляют точку сборки восприятия определенным образом, настраиваясь на всеобщую коллективную визуализацию социального мира. Все это сопровождается ростом эго, ложных личностей и ростом всевозможных иллюзий, так как воспринимаются лишь свои системообразующие мысли о мире, а не он сам. Восприятие становится, что называется шаблонным.
Скука и всевозможные депрессии, как правило, возникают, когда сознание уже как бы шире той системы, которую оно воспринимает на данный момент. Тогда, пережив разочарование, вы постепенно открываетесь для новой реальности. Если сознание еще не готово, а система уже нарушена, человек может сойти с ума, могут появиться бесконтрольные мысли, страхи, беспокойства, как это случалось с некоторыми неосторожными мистиками. Поэтому самое главное — это трезвость, ясность вашего сознания. Именно этот аспект необходимо развивать в первую очередь, и благодаря этому способности проявляются спонтанно. А не как у некоторых магов — от обратного, когда развиваются способности, а неподготовленное сознание «догоняет» новую реальность, не всегда подстраиваясь адекватно.
Шаблонное восприятие, «делание» ограничивается мыслями, с которыми мы отождествляемся. Мы привыкли думать и беспокоиться о чем угодно, кроме самых важных вещей. Что такое ощущение «я», что такое восприятие, как оно устроено, как к нам приходят мысли, где они зарождаются, почему эмоции ощущаются в груди, горле или в области живота, можно ли их вызывать
по своему желанию, можно ли ощутить бесконечность, что такое время, пространство и т. д.?
Мы отождествляем себя с тем, что воспринимаем, и чем дольше восприятие объекта, тем больше отождествление с ним, поэтому большая часть людей считает себя телами. На уровне обыденных, поверхностных мыслей человек отождествляет себя также с прической, макияжем, одеждой, машиной и т. п., не подозревая о том, что его истинное «Я» не имеет со всем этим ничего общего. Во время медитации сознание все больше сливается с объектом медитации, вплоть до самадхи, полного отождествления с этим объектом и растождест-вления со всем остальным. Это шок для обывателя, и, например, буддийские монахи подготавливаются годами к таким состояниям, начиная с простых упражнений и заканчивая многомесячными ритритами, когда монах проводит в медитации по 8—12 часов в день. Сознание очищается, все негативные мысли и эмоции доходят до импульсов в савикальпа (зерно) самадхи. Но пока есть объект (на который медитируешь), от отождествления не уйти. Поэтому выбор медитации также имеет огромное значение.
Когда выходишь за пределы мира форм, приходя к абсолютному растождествлению с любыми объектами, приходишь к абсолютному субъекту, наблюдателю, воспринимающему, свидетелю (Пуруша в учении «Йоги», Атман в учении «Адвайты»), высшему «Я» и переживаешь нирвану — извечно чистого и бесконечного, ни с чем не отождествленного субъекта.
Ключевой момент в том, что существование в системе проходит механически, именно поэтому жизнь для нас устраивает всевозможные потрясения, так как, нарушая наш привычный взгляд на мир, наше делание,
она пробуждает в нас осознанность нового уровня, как бы встряхивает все отождествления. Чем сильней человек отождествлен с объектами, тем более мощное необходимо потрясение, чтобы он от них отцепился.
И как вывод — чем осознанней мы, тем меньше неприятностей, но это взаимосвязано, так как только к человеку, полностью отработавшему свою карму, приходит полное просветление. Можно вспомнить слова святых о том, что страдание — милость. Если пробуждаешь себя самостоятельно, реальность пинает уже не так сильно, в редких случаях полного приятия, любви и понимания пробуждение проходит гладко и естественно. Об этом аспекте подробно пишет Александр Васильевич Клюев в книге «Рождение в духе»*.
Мир неизмеримо шире, богаче и удивительней того, что мы можем себе представить. Спектр ощущений восприятия офаничен лишь нашим системообразующим «деланием». Полностью этот процесс исчезает при полном очищении сознания, просветлении.
Эго (ахамкара) — это центральная мысль «я», имеющая множество корней, различных ментальных концепций, отождествлений, крутящихся вокруг «я», поддерживающих эту мысль. Эго — это все то, чему мы придаем значение, важность. И так как все составные части эго, ложной самоидентификации, малого «я», находятся в нашем относительном мире перемен, то «я» нуждается в постоянном отклике извне, поддерживающим его неустойчивую природу. Мир движется, все меняется, приходит и уходит, и эго пребывает в постоянном поиске все новой устойчивости.
Сознание отождествляется, как бы проецирует самоидентификацию на внешние объекты восприятия, и когда те подвергаются разрушению, у человека возникает страдание, такое переживание, словно его уничтожают. Например, когда человек отождествляется со своим автомобилем и придает этой «части себя» значение, он будет страдать, если кто-нибудь сравнивает его автомобиль с более качественной маркой, он будет страдать, когда его машина в аварии, так как частица его эго, его самоидентификации в данный момент под угрозой существования. Таких ложных «я» у каждого десятки и чем эже сознание человека, тем сильней отождествление, так как ложная личность затмевает всю сферу восприятия. Если машина в аварии (а для хозяина она имела
большое значение, такое, что он не мог даже помыслить себя как пешехода или просто как человека без машины), то во время происшествия такой человек может переживать настоящее, почти смертельное отчаяние. Если же у него было десять таких машин, то проецирование самоидентификации происходило на все десять, и от поломки одной из них, хозяин страдает уже не так сильно или вообще не страдает при условии, что они не имели для него особого значения. Все это справедливо для всех объектов и качеств, которыми, как мы думаем, мы владеем. Для художника или поэта — это неоспоримость его таланта или его произведения. Для любящего мужа — это его жена, которую он как часть своего эго, всегда воспринимает всерьез, переживая, если ее поведение не соответствует его отождествлениям. У фанатика эго проецируется практически полностью на ту деятельность, к которой он не равнодушен. И в обществе он хочет говорить лишь об одном, о том, за что фанатеет, на чем базируется большая часть его личности.
Мы действуем по принципу приоритета, по принципу того, что некоторые вещи на данный момент более или менее важны. Даже если где-то на земле идет война, для человека может быть важней его прическа, так как она имеет прямое отношение к его самоидентификации. Сама важность происходящего — это и есть очередная проекция эго, эта важность является условной и субъективной, так как у каждого что-то свое имеет некоторую, иногда исключительную, важность и оценку.
Каждый является неповторимым, или уникальным, лишь потому, что имеет свой собственный набор ложных личностей, отождествлений. Когда у двух людей важность, или значение, придается одной и той же вещи, то появляется общий интерес, или программа, которая их объединяет. Такие люди могут стать друзьями, пока у них
держится подобный интерес-. Но по мере роста личности такая дружба уходит, если не возникает дополнительных общих программ. Сама по себе дружба — это программа, подкрепляемая двумя (или более) субъектами. Когда эту программу имеет лишь один субъект и отсутствует взаимность, то программа уже не такая устойчивая, так как не имеет отклика, поддержки со стороны.
Сексуальность — это придание огромного значение самому себе, своему образу, телу и своим качествам, которые имеют почти всегда очень ощутимый отклик и поддержку со стороны того, кому нравишься. Особенно сильный отклик возникает во время непосредственного контакта двух людей. Подобный отклик сильно поддерживает неустойчивую природу эго. Во время успешного контакта возникает временное удовлетворение. Исходя из всего этого, можно понять, почему в обществе секс и интимные отношения имеют такое значение.
Обыденная «любовь» — это всегда очень сильный перенос своего «я» на другого человека, связывание своей идентификации с деятельностью того, кого «любишь». В это время человек, как бы дополняет свое «я» образом любимого, и это всегда сильная зависимость и неадекватно преувеличенная реакция на поведение объекта «любви». «Любят», как правило, тех, в ком есть нечто, чего нам самим не хватает. На уровне энергии это могут быть приоткрытые чакры, каналы, которые у нас самих еще не функционируют. И когда мы, зачастую после длительного страдания, вырабатываем в себе новые качества, «любовь» сглаживается. Таким образом, эти переживания, также являются частью эволюции и развития- сознания.
Все это программы в высшей степени условные и субъективные, от чего так много иллюзий и страда-
ний. На подсознательном и сверхсознательном уровне мы всегда устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом ментальном уровне абсолютного единства никогда не достичь. Кто сумеет подойти к вечному Ат-ману, высшему «Я», тому придется отдать самого себя. Счастье — не придавать ничему значения и относиться ко всему как к проявлению Всевышнего (Единства, Абсолюта), чем окружающая реальность на самом деле и является. У просветленных людей это происходит естественно. Они уже не отождествляют себя с эго, а вышли на постоянное, неизменное, непоколебимое вечное большое «Я», Атман, не нуждающийся ни в какой поддержке извне. Они ощущают полноту и единство Бытия.