рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Строение реальности

Строение реальности - раздел Психология, Программы и зависимость от материального мира   И Все Так Близко И Так Далеко, Что, Стоя ...

 

И все так близко и так далеко,

Что, стоя рядом, достичь нельзя,

И не постигнешь синего ока,

Пока не станешь сам, как стезя...

А. Блок

 

Наше высшее «Я», Пуруша {Атман в «Адвайте») не имеет ни каких свойств, является ноуменом, самим существованием, реальностью в чистом и абсолютном виде. Атман называют «свидетелем», «наблюдателем», «воспринимающим», это можно условно назвать его свойством и в то же время его сутью.

Почему происходит так, что подавляющее боль­шинство людей, обладая, в сущности, одинаковой Божественной природой, в то же время, не являются просветленными? Ответ заключается в том, что человек на его нынешнем этапе эволюции просто не способен различить, ощутить базовые принципы функциониро­вания его собственного сознания.

Реальность можно поделить на две глобальные со­ставляющие: Пуруша (сознание) и Пракрити (материя, верховная природа). Все воспринимаемое, все объекты и ощущения являются частью пракрити, даже наши мысли и чувства являются ее тончайшими частицами, именно поэтому «наша» жизнь механична. Пуруша, в

 

силу своей природы «воспринимающего», просто на­блюдает все это. Мы всего лишь наблюдаем наши тела, чувства, мысли. Просветленные ощущают себя именно Пурушей, они способны отвлечь свое внимание от мира объектов. Однако, как ни парадоксально, отвлекает вни­мание не сам Пуруша, так как он не является деятелем. Отвлекает внимание разум (Буддхи) просветленного че­ловека. Можно сказать, что человек — это совокупность оболочки, психического механизма (читта) и высшего «Я». Но дело в том, что и разум, и тело являются нами, фактически в том же смысле, что и наша одежда. Все это — лишь то, с чем мы отождествлены.

Ни Пуруша, ни непроявленная, первозданная Пракрити не имеют причины, они вечны и бесконечны. Наше отождествление с телами и психикой начинает­ся с разума — тончайшей части пракрити, материи, мира объектов. Все, что связано с Пурушей, высшим «Я» — парадоксально на словах, изумительно и непос­тижимо на деле. Разум обладает различающей способ­ностью (вивека). Интеллект (манас) — источник мыслей, . разум является тем, что различает, выбирает за какими мыслями и намерениями следовать. То есть в привычном потоке мыслей нашего интеллекта можно запутаться и погрязнуть, если не работает разум, как инструмент способный различать и выбирать наиболее важные из текущих в уме мыслей.

Почему отождествление Пуруши начинается имен­но с разума? Саттва — субстанция разума настолько тонка, что способна отразить Пурушу, высшее «Я». Но такое отражение еще не является самим высшим «Я». В самадхи, в состоянии, наполненном саттвой, медити­рующий переживает отражение Пуруши. В нирване нет ничего, только Пуруша, Атман, слившийся с Брахманом.

 

Чем отличается Атман от Брахмана? Об Атмане обычно говорят как о капле в бесконечном океане Брахмана. На еще более высоком уровне Пракрити (материя) так же является частью Брахмана, все пронизано сознанием. По настоящему понять, что это такое, может лишь тот, кто «достиг» просветления.

Почему нужна медитация, чтобы распознать вы­сшее «Я» или увидеть, что мы и так просветлены, что наша истинная природа и так незапятнанна и свободна? Первозданная, непроявленная Пракрити состоит из трех гун, неделимых качеств («закон трех», по Гурджиеву). Эти гуны:

1. Раджас (энергия, активная сила).

2. Тамас (материя в чистом виде, пассивная, инер­тная сила).

3. Cammea {гуна сознания, уравновешивающая сила). Сейчас мы наблюдаем проявленную Вселенную,

которая является бесконечными следствиями дисбаланса трех сил непроявленной пракрити. В непроявленной Пракрити эти три силы находятся в абсолютном равно­весии. Равновесие нарушается, когда Пракрити «сопри­касается» с Пурушей, когда абсолютный субъект (Пуруша) начинает воспринимать объективную реальность, тогда и начинается эволюция и вселенная проявляется. Разум в ходе эволюции заполняется (загрязняется) тамасом и раджасом и отражение Атмана в саттве уже не является таким четким. Отождествление Атмана с пракрити нис­ходит до более грубых ее проявлений — мыслей, чувств, физических оболочек.

В обыденном состоянии тамас проявляется как ле­ность, тупость, вялость и т. д, Раджас — как суетливость, подвижность, холеричность. Саттва — как ясность, блаженство, уравновешенность, гармония и счастье.

 

Чтобы избавиться от тамаса, необходим элемент раджаса. И оба эти элемента растворяются и уравнове­шиваются в саттве. Например, лентяй сможет побороть тупость и дремоту только активностью. Активный че­ловек со временем приходит к тому, что успокоение и ясность являются еще более эффективными факторами при взаимодействии с окружающей средой.

Во время медитации сознание очищается, запол­няется саттвой, вытесняя раджас и тамас, что прояв­ляется как выход стрессов и кармы. В каждом явлении присутствуют все три гуны.

По сути, просветление существует лишь для разума. Просветленный — это человек с очищенным и утончен­ным разумом, способным отразить и различить высшее «Я». Поэтому говорят, что пути нет, некуда идти и не к чему стремиться. Чтобы распознать, что вы и так всегда «здесь и сейчас», ничего делать не нужно, необходимо прекратить активность, не впадая в апатию. Если быть еще точней, необходимо перестать отождествляться с «деятелем», с умом.

Во время медитации ничего делать не нужно, ме­дитация — это спонтанное, естественное присутствие, созерцание, бытие, которое всегда с вами и это самое важное в практике. Если вы постигли этот аспект на практике, то вся остальная теория уже не так важна.

Многие ли задумываются q том, почему вообще что-либо существует? Можно было бы считать материю существующей, если бы не было того, кто ее восприни­мает? Что такое реальность?

 

 

Блаженство (ананда) и уровни медитации (дхъяны)

 

Сат-чит-ананда означает в переволе с санскрита «бытие, сознание, блаженство». На санскрите обычно используются все три слова именно в такой связке, как символ высшей, исконной реальности, чистого созна-ния, присущего каждому человеку.

Индийские свами используют духовные имена в связке с термином ананда. Например. Йогананла можно дословно перевести как «восторгающийся йогой». Муктананда — освобождением. Брахмананда — Брахманом

И т.д.

Что касается аспекта ананды (блаженства), то клас­сические тексты иногда намеренно умалчивают о том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, нет никакого дела до ананды, так как он свободен от всего. Умалчивают, чтобы люди двигались хотя бы ради по­путных целей. Ведь настоящая цель — это избавление от страданий. Некоторые тексты говорят о том. что t нирване присутствует тончайшее блаженство, но это может быть «высший каузал» (высочайший уровень на тонком плане), но не нирвана. Парадокс сшс и в том, что даже на начальных уровнях самадхи пропадает ощу­щение «я». В самадхи (состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом как бы все равно

 

есть оно или нет, так как если начинаешь им увлекаться, то это уже не самадхи, и ананда ослабевает.

Любовь может привести Бхакти-йогина к недвойс-твенности, когда он, не разделяя, видит во всем Бога и готов отдать Ему всего себя, но это еще не предел, и блаженство может стать искушением.

Учение «Вишуддхи Маггв>* разделяет медитацию на восемь ступеней, восемь дхьян. Это классические пере­живания, почти всегда соответствующие пути каждого практика в той последовательности, в какой они будут перечислены ниже.

Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но сами мысли, как общий фон, еще остаются. Остается переживание тела и других объектов, доступных нашим органам восприятия, хотя они уже не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на который вы медитируете и мысли о самой медитации. Вы словно скачете от одной мен­тальной формы этого объекта к последующим формам до тех пор, пока не привыкаете к интуитивному созер­цанию самого объекта. Из переживаний на этом уровне уже могут появляться ощущения восторга, счастья и невозмутимости.

В первой д.хьяне, (уровень савиксыьпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной му­рашками по всему телу, и блаженство, по переживанию схожее с оргазмом, но более тонкое, ровное и глубокое состояние. С вхождением в первую дхьяну импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли

 

(* "Вишуддхи Магга» («Путь очищения») - один из основных буддийских тектов по медитации. Написан Буддагхошей в V веке.)

 

еще появляются, но уже не мешают. Однако еще может происходить отвлечение внимания на них и после — пов­торное возвращение к дхьяне.

Вторая дхьяна отличается от первой тем, что исчеза­ет отвлечение на мысли и повторный возврат к дхьяне.

В третьей дхьяне, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.

В четвертой дхьяне практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однона­правленностью на объект медитации. Четвертая дхьяна характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до ощущения его полного прекращения. Когда мы ды­шим, мы вбираем в себя необходимую для тела энергию из пространства. И чем чище наши каналы, тем меньше воздуха нам нужно, и тем более спокойным становится наше дыхание.

В пятой дхьяне происходит прорыв. Если в первых четырех дхьянах для практики был необходим объект, то с началом пятой дхьяны восприятие углубляется на­столько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность нирвикальпа самадхи, в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Концентрация к этому времени достигает совершенства и нерушимос­ти. Уровень пятой дхьяны — это уровень настоящего мастера.

Шестая дхьяна характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осу­ществляется переключением внимания с осознания беско­нечного пространства на само бесконечное осознавайие.

 

Седьмая дхьяна соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание хоть и не исчезает, но уже прекращает свою деятельность, что происходит, когда фактор осознавания различается, как несуществующий (см. главу «Парадокс восприятия реальности»). На этом этапе практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем уми­ротворения.

Восьмая дхьяна — состояние ниродхи, то есть ни существования, ни отсутствия существования.

В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую дхьяны в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание.

Некоторые тексты утверждают, что седьмая дхьяна не является уровнем нирваны, так как полный уход со­знания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, ибо на этом уровне теряется связь с читтой (психичес­ким аппаратом).

На самом деле, мы должны всегда помнить, что теоретическая сторона не столь важна, как практичес­кая, ибо она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. Путаница в терминологии не должна вызывать никаких волнений. В практике разных людей, в зависимости от их кармы, могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой. Например, развитие и

 

переход по дхьянам может происходить нелинейно (одна дхьяна за другой вплоть до переживания бесконечнос­ти), а тотально, когда ваша практика начинается с еле ощутимого переживания бесконечной скорости, которая по мере углубления медитации будет разворачиваться как переживание бесконечности. То есть вы сразу же сталкиваетесь с результатом, в его пока еще «семенной» форме, и вся дальнейшая практика является своеобраз­ным пестованием этого семени.

Высший пилотаж практики — это сахаджа самадхи, пребывание в чистом бытии Атмана всегда и независи­мо от сидячей медитации, даже в любых проявлениях повседневной деятельности.

Как видим, практика медитации очень важна. Читая, например, книги Свами Вивекананды, можно увидеть, как осторожно он относится к словам, пытается привести логические, иногда совсем неубедительные доказательства различных состояний, и тогда это действительно похо­же на обычную философию. Но все эти переживания существуют, а словесные доказательства — все равно, что «гуманитарная помощь» западным умам. Настоящий практик может и должен убедиться в реальности этих переживаний на собственном опыте.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Программы и зависимость от материального мира

На сайте allrefs.net читайте: Программы и зависимость от материального мира...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Строение реальности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Программы и зависимость от материального мира
  Стоит помнить, что любой текст, как и все остальное что можно передать словами и образами, является услов­ностью, и никакое чтение не заменит реальных действий если это чтение само

Проекции сознания
  Мы можем наделять события и людей лишь теми качествами, что живут в нас, мы проецируем собствен­ные мысли на все, что нас окружает. Просветленные люди, будучи абсолютно чистыми, вид

Парадокс восприятия реальности
  Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить... А.С Пушкин   При внимательном, медитат

Пресыщение и удовлетворенность
  Многие люди вполне удовлетворены своим теку­щим состоянием. Когда вопрос заходит об устранении страданий, они озадачиваются, заявляя, что существует множество преотличных состояний,

Концентрация, медитация и цели этих практик
  Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации, часто может происходить частичное или полное отвлечение на мысли или другие ощущения. Как то

Лоза для медитации
  Основное условие асаны (позы) для медитации — это комфорт- В идеале тело не должно ощущаться вообще. В медитации позвоночник, шею и голову держат прямо, перпендикулярн

Медитация на Внутренний звук
  Одной из самых мощных и эффективных техник счи­тается медитация на звуки «анахат» (нада-йога). «Ан» — не, «ахат» — удар, что означает «звуки, рождение которых не обяза

Медитация Атма-вичара
  Прямой путь к просветлению — самоисследование (Атма-вичара). Не каждый способен следовать этим методом, так как, даже получив подробное описание, не всегда ясно, что же именн

Медитация на нисходящий поток
  Нисходящий поток (ануграха шакти) представляет собой тонкую просветляющую энергию, исходящую из космоса в наш мир с целью трансформации и пробуж­дения сознания. Как уже упоми

Метод ментального прояснения
  Если вам не подходят медитативные техники по причине чрезвычайно сильной вовлеченности в актив­ную умственную деятельность, и невозможности отрыва внимания от эго-структур, Вам може

Практика осознанных сновидений
  Сегодня мне ночью снилось - О, блаженство забыться сном! - Что пасека появилась В сердце моем. И золотые пчелы

Поведение и практика в повседневной Жизни
  Для начала вкратце о том, что как мне кажется, нужно правильно читать книги Мастеров. Их нужно читать так, словно они могут спасти вам жизнь. Каждую технику и любой анализ из книги

Kyngaлuнu и чакры
  Переживание чакр (энергетических центров) до­вольно субъективно, ведь это зависит от индивидуальной кармы и восприятия человека. Поэтому популярные споры на тему работы и ощу

Символизм матрицы
  Монолог агента Смита из кинофильма «Матрица. Революция»: «Зачем, мистер Андерсон, зачем? Зачем, зачем вы это делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете? Неужели вы

Преодоление страха потери индивидуальности
  Тропе конец! Внизу разверзлась бездна! Ее ль ты ждал? Она ль тебе любезна? Ф. Ницше Страх — это по

Все просто происходит
  Пусть этот мир Вдаль летит сквозь столетия. Но не всегда По дороге мне с ним. Чем дорожу, Чем риск

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги