Пресыщение и удовлетворенность

 

Многие люди вполне удовлетворены своим теку­щим состоянием. Когда вопрос заходит об устранении страданий, они озадачиваются, заявляя, что существует множество преотличных состояний, связанных, напри­мер, с борьбой и сопротивлением, а не с их отсутствием; с активностью ума, а не с его молчанием; со страстями, а не с умиротворенностью и т. д. А для того чтобы быть в мире с собой и присутствовать «здесь и сейчас», им достаточно хорошей психотерапии. И таким людям со­вершенно непонятно, почему половина религий считают умиротворенное состояние чуть ли не вершиной разви­тия человечества, и ведь чтоб войти в него, «достаточно всего лишь помедитировать или выкурить косячок». В общем, как сказал один мой знакомый: «Не удовлет­воряет меня такая удовлетворенность». >

Но дело в том, что мы ведь далеко не всегда нахо­димся в безмятежности, так как еще не умеем полностью этим управлять. Постараюсь выразить, насколько могу, почему пробужденный человек не променяет свое успо­коение ни на что из преходящего, мирского.

Читта (психический аппарат) состоит из следую­щих составляющих: Пуруша (большое «Я»), Буддхи (ра­зум), ахамкара (эго) и манас (ум). В учении «Санкхья»

 

(базис йоги) говорится о том, что разум, являясь своего рода тончайшей материей, соединяет Пурушу (чистое бытие) со всем остальным. Одна из основных функций разума — различение (вивека). Черное от белого, стены от пола и потолка различает разум. В сущности, разви­тое различение делает человека просветленным. Разум становится настолько утонченным, что приобретает способность отличия высшего «Я» от всего остального. Различие саттвы (субстанция разума) и Пуруши — это различение тончайшей материи и высшего «Я».

Иначе говоря, когда вы ясно различаете объект и мысль о нем — это уже достаточно высокий уровень различения* которым владеют продвинутые практики. Обыватель способен различать лишь одну мысль от дру­гой, а различение объектов у него происходит на уровне подсознания. Мастер способен различить сознательно наитончайшие грани реальности, такие как восприятие и существование, чистое бытие. Намеренная и непре­рывная фиксация внимания (концентрация) в течение длительного времени на тонких гранях бытия осущест­вляет перенос сознания в эти сферы существования. Этот фактор является особенно важным после смерти тела, когда душа притягивается к тому миру, чей уровень вибрации ей ближе всего по уровню ее сознания.

Каким образом происходит различение тончайшего? Различение тончайшего приходит путем пресыщения более грубыми ощущениями. Одному человеку нравится злоба и зависть, так как он еще не различает их как страдание, его различение работает еше на довольно грубом уровне. То, что некоторые люди считают преотличными состояниями, связанными с борьбой и сопротивлением, для продви­нутого йога может оказаться настоящим адом, если он с этим отождествляется. Все дело в утончении восприятия

 

и развитии вивеки *- различения. На продвинутом этапе практик овладевает искусством самоосвобождения любых переживаний, и тогда он способен позволить себе любую деятельность в любой среде. Самоосвобождение проис­ходит путем проницательного ясного созерцания сферы собственного сознания. При таком ясном созерцании мысли и вообще любые ментальные фиксации растворя­ются. Но до тех пор, пока этот этап не достигнут, стоит следовать определенным правилам: избегать дурной ком­пании, толпы, болтовни, просиживания за компьютером и телевизором, злоупотребления алкоголем и куревом, грубой пищи, беспорядочных половых связей и т. д.

В медитации восприятие становится настолько тонким, что постепенно грубым начинает казаться восторг, тогда сознание переключается только на бла­женство. Затем, когда пресыщается и блаженством, то освобождается и от него, пребывая в своей истинной пустотной форме абсолютного бытия за пределами любых вибраций, ощущений (вритти). Читта-вритти-нирдха (ума колебаний остановка) — цель йоги. А то, что люди называют собой — это, по теории восточных учений, иллюзия, преходящее, смертное. Пуруша вечен и бесконечен.

Страдание очищает. Но если страдание выливает~ ся в злобу, направленную на другого человека с целью отравить его состояние, удовлетворив свое эго, то это, наоборот, загрязняет, создает новые кармические пос­ледствия.

Можно привести в пример еще такое возражение, например, один человек сказал: «Чем больше зани­маюсь сексом, тем больше вхожу во вкус и открываю для себя в нем все больше миров блаженства». Также могут возникнуть сомнения и в том, что различение и

 

растождествление с грубым не приведет к контролю собственного сознания, что это лишь «побег».

Существует путь пресыщения путем перепробы-вания всего. То есть делаешь то, что хочется, пока не надоест, и тогда действительно секс и многое другое будет открывать много граней — горизонтальных и в глубину. Иллюзия бесконечна. Тогда различение будет утончаться очень медленно, само собой, в течение мно­гих жизней, и будут повторяться одни и те же события. Но существуют такие практики, как концентрация и медитация — практики намеренного прямого утончения восприятия и различения. Тогда интерес ко многим вещам сам собой будет спадать. Например, человек, занимающийся медитацией, постепенно лет за пять мог утончить различительную функцию разума, и секс ему как бы еще интересен, но кажется грубоватым, и тогда отказ происходит очень быстро, естественно и без подавления. В учении Тантры секс и негативные эмоции не подавляются, а сублимируются созерцанием и практикой с энергией кундалини.

К слову о Тантре, на Западе ее преподнесли почти как метод духовного секса, что, на самом деле, является иллюзией. В оригинальных текстах Тантры о сексе нет почти ни слова. Практики с сексом действительно сущес­твуют, но это практики для людей, по уровню близких к просветлению или уже реализовавших его. В сексе нет ничего дурного, дурной является привязанность и рас­трата вашей жизненной энергии из-за злоупотребления половой жизнью. Духовный повод заняться сексом — это самообман.

Восприятие утончается толковой медитацией, и такое постепенное утончение восприятия заставляет человека переживать немало боли, так как ум по при-

 

вычке цепляется за старые привязанности, а они уже не кажутся такими приятными.

Так, например, практикующий медитацию, встречая старых товарищей, вступая с ними в беседу на некогда типичные темы, может ощутить дискомфорт от того, что эти темы ему кажутся бессмысленными и грубыми на его новом этапе. Или, например, всплывают обыденные ре­акции, такие как гнев и раздражение, которые на данный момент различимы как очень грубая, диссонирующая вибрация. Временами возникает печаль оттого, что по привычке производятся действия, на данный момент уже не имеющие смысла.

По мере практики медитации различные буфера восприятия (блоки в сознании) отпадают, и начинаешь воспринимать все острей и тоньше. Есть такой период, который называют «периодом боли», когда кажется, что жить просто невозможно и все становится одним бес­прерывным страданием. И очень желательно в это время присутствие человека, прошедшего этот период, который мог бы поддержать. Некоторое время, иногда на несколь­ко лет, тема страданий, выхода стрессов и отмывки кармы может стать для практика основной, доминирующей, так как в это время есть лишь одно желание — устроить себе передышку или прийти к окончательному успокоению сознания, когда мысли о вчерашнем не печалят, а мысли о завтрашнем не беспокоят.

Различение — это операция разума. Иногда встреча­ются люди умные, но при этом их разум может отставать. То есть можно быть гением математики, чемпионом по шахматам, подкованным в разных вопросах, но при этом даже не иметь обыденной житейской мудрости. Мудрость приходит путем развития различающей спо­собности.

 

Растождествление с различением приводит к глубо­чайшим уровням самадхи (тотального внимания). Когда мы растождесвляемся с иллюзией выбора и переживаем что все происходит спонтанно, и мы на самом деле ни­когда ничего не делали, то мы выходим на глубочайшее, недвойственное восприятие пустотного созерцания само­произвольно происходящей реальности. Иначе это назы­вают недеяние. Только тогда процесс наработки новой кармы по-настоящему прекращается на всех уровнях.

Обычно на это уходят годы (иногда жизни) трени­ровки в концентрации и медитации. Как говорил мой, учитель И.С. Мальцев: «Техника, и ни какой мистики». Если Сиддха начинает показывать свои способности обыденным людям — он очень серьезно вмешивается в их карму. Это не безопасно для обоих так как каждый мир должен жить по своим законам и законы другого мира проявляются (как чудеса) очень постепенно и лишь тем, кто готов к этому.

Возвращаясь к вопросу о том, почему пробужден­ный не променяет свой уровень сознания ни на какие земные блага, приведу здесь слова Шри Ауробиндо:

«Если бы люди смогли получить хотя бы мимолетный проблеск того бесконечного наслаждения, тех совершен­ных сил, тех светоносных сфер стихийного знания, того глубочайшего покоя нашего бытия, которые ожидают нас на просторах, пока еще не достигнутых нашей животной эволюцией, они бросили бы все и не успокоились бы до тех пор, пока не овладели бы этими сокровищами. Но узок путь, с трудом поддаются двери и всегда начеку страх, недоверие и скептицизм — верные стражи Природы, не дающие нам покинуть ее привычные пастбища*.

Единицы практикующих регулярно и годами углуб­ляют одну и ту же технику медитации или совмещают ее с другими.