Реферат Курсовая Конспект
Концентрация, медитация и цели этих практик - раздел Психология, Программы и зависимость от материального мира Во Время Концентрации Внимание Усилием Воли Удерживается На О...
|
Во время концентрации внимание усилием воли удерживается на объекте концентрации, часто может происходить частичное или полное отвлечение на мысли или другие ощущения. Как только отвлечение зафиксировано, внимание так же усилием воли возвращается на объект концентрации.
Для большинства людей концентрация сначала кажется чем-то почти невозможным, так как отвлечение на мысли, в силу глубоко укоренившейся привычки, происходит постоянно. Здесь важен настрой. Стоит помнить, чем вы занимаетесь и какими бы важными мысли нам ни казались, нужно дать себе установку (санкальпу): все эти мысли думать после практики, а сейчас — только практика. Первые месяцы у большинства людей, как правило, еще нет заметных результатов. Вы как бы сталкиваетесь с нежеланием ума подчиняться вашей воле. Возникает ощущение, что поток мыслей просто невозможно прервать, и намеренная фиксация в течение длительного периода времени на одном и том же объекте невыполнима. В действительности, концентрация — это и очень сложно, и очень просто. Это сложно для ума, но это достаточно легко, когда ваше сознание проникает в сферу разума, выносящего окончательные решения.
Ум может сегодня захотеть перевернуть мир, а завтра даже не вспомнить об этом. Ум не устойчив, он постоянно мечется, сменяя десятки желаний за короткий промежуток времени. Поэтому за все важные решения, особенно за те, которые связаны с переменами в вашей индивидуальности, отвечает разум.
Со временем, проникая все глубже в природу мыследеятельности, вы привыкаете все больше к состоянию непрерывной внимательности. Внимание и так льется само собой непрерывно, но ваша задача сделать его подвластным, научиться направлять ваш потенциал в единое русло. Свамп Вивекананда, говоря о концентрации, приводил в пример феномен молнии, которая возникает, когда множество частиц концентрируются в едином потоке. Так же дело обстоит и с энергией кун-далини, которая пробуждается зачастую внезапно для самого практика, когда его внимание однонаправлено.
По мере продвижения в практике концентрация будет плавно переходить в медитацию. Невозможно сказать объективно, где обрывается концентрация и начинается медитация, так как этот процесс, чаше всего, постепенный. Медитация отличается от концентрации отсутствием волевых усилий. Это случается, когда ваш разум познает природу созерцания и проникается ей. В медитации начинается естественное спонтанное созерцание объекта, все происходит легко, без всяких стараний.
Человек, освобожденный от мыслей на время медитации, пребывает в естественном состоянии своего сознания. Подобное переживание характеризуется глубоким успокоением, блаженством, легкостью и свободой. В йоге это первый уровень самадхи — савикальпа самадхи. По мере успокоение ума нарастают блаженство и восторг (ананда).
Не стоит Подавлять мысли, нужно просто оставить их, как есть. Ум некоторое время еще будет рефлексировать, и мысли будут становиться все менее связными. Не важно, какие образы появляются в уме, на каком языке он говорит, стихами или прозой, поет дифирамбы или пугает, — все это вы должны оставить как есть, без вмешательства, тогда со временем ум затихает полностью. Если вы обучились не реагировать на мысли, ваше сознание поднимется до сферы интуитивного разума.
Начинающему практику Можно пробовать сразу входить в медитацию, минуя концентрацию, если есть соответствующий настрой и успокоенность. Старания и воля, которые могут помочь в концентрации, в медитации будут лишь мешать. В медитации важно полное расслабление с сохранением бдительности, осознанности. Не нужно пытаться ее сохранять, нужно просто позволить ей происходить как чему-то естественному. Ведь ваше внимание всегда с вами, поэтому вам просто необходимо перестать прилагать усилия, не засыпая, позволить вашему вниманию интуитивно, самопроизвольно скользить по объекту восприятия. Когда начинаются старания, или усилия — бдительность теряется, так как включается эго, деятельный субъект, и сознание затуманивается его деятельностью, заполняет себя его вибрациями (вритти). При подобных усилиях вы соскальзываете с тонкой, интуитивной сферы бытия, связанной с восприятием, на более грубую — сферу мысли.
По сути, состояние абсолютной бдительности и есть цель практики. Это неуловимое состояние является чистым «Я» (Атман, Пуруша), без каких-либо характеристик. Можно условно его охарактеризовать как пустотное ощущение бытия.
Когда медитация настолько глубока, что кроме объекта медитации не остается больше ничего, сознание полностью сливается с объектом, проникается им. Во время самадхи существует лишь объект, погруженный в чистое «Я».
Следующим шагом будет отвлечение внимания даже от этого объекта. Считается, что этот шаг невозможно выполнить никакими усилиями, так как усилия — это сфера деятельного субъекта. Когда сознание будет подготовлено, шаг отвлечения внимания от любых объектов восприятия происходит сам собой, как переход в абсолютно естественное идеальное состояние чистого бытия, вне всяких объектов. Подобное состояние называют иирвикальпа самадхи.
Здесь многое зависит также и от объекте медитации, которым может быть что угодно: любое ощущение, внешний объект или мысль. Очень популярны медитации на дыхание, на внутренний звук и свет, на чакры, мантровые техники и др. О них пойдет речь в следующих главах.
Изначально в практике объективно может быть лишь одна цель — избавление от страданий (хотя субъективно цели самые разные). И даже жажда пробуждения здесь является источником неудовлетворенности, которая проходит по достижению пробуждения.
Страдания происходят из-за того, что мы считаем себя объектами, когда на самом деле мы все это просто «наблюдаем»: тела, мысли, ощущения. Мысли являются основой любого отождествления и порождения иллюзии, так как именно они заменяют нам реальность. Мысли — это своего рода платформа, которая нас удерживает в данном состоянии, не позволяя скатиться ниже (сужение сознания) или пойти выше (расши-
рение сознания). Это пласт реальности, связанный с особой, структурирующей энергией, которая, отражая и окрашивая происходящее, подменяет его в нашем сознании. В итоге сознание теряет связь с божественной реальностью, погружаясь в реальность, разделенную на части колоссальной массой мыслей.
По сути, абсолютно все, что нам кажется знакомым, привычным, — это всего лишь мысли об этом. Существование, или отсутствие существования чего-либо — это тоже просто мысли. То, что вы — тот самый человек, и это лишь мысль. Реальность за пределами мыслей абсолютно необъяснима. Человеку, ставшему на путь, не стоит пытаться что-либо понять. Любое понимание, мнение или оценка — это шаг назад от реальности к сфере ума. Может показаться, что этот момент спорный и текст не понять, если не пытаться. Но само по себе понимание чего-либо на уровне мыслей — это бесконечно малая, неустойчивая, подвижная и преходящая энергия. Эта энергия, как уже упоминалось, несет пользу лишь в том смысле, что со временем задает уму верное направление и делает его более гибким, текучим.
Мы живем в мире парадоксов. Необходимо научиться принимать и осознавать то, что есть — необъяснимое, чистое существование, продолжая играть в телах, изображая нормальность. Подобную практику называют сталкингом, а в тибетском буддизме — практикой иллюзорно тела.
Не стоит также путать существование вне мыслей с животным существованием, так как оно ниже частоты вибрации мыслей. Алкоголь, сужая сознание, на время вводит человека в состояние ниже порога мыслей, и человек ощущает некоторое освобождение от привычных беспокойств. Медитация, напротив, выводит сознание
на частоту выше порога обыденных мыслей, приближая к уровню божественного осознания.
По мере продвижения мыслей становится все меньше, но сами мысли меняют качество, становятся более глубокими и уместными, ментальный хаос упорядочивается и все лишнее уходит.
Если медитация проникает в повседневность, иллюзия привычной картины мира, сотканной из связанных ассоциациями мыслей, постепенно разрушается. Человек воспринимает удивительный хаос, теряет уверенность абсолютно во всем, так как начинает осознавать, что все привычное — иллюзорно, это был просто набор мыслей. Страх безопорного состояния со временем проходит, привнося в жизнь удивительный покой, гибкость и ясность.
Постепенно проходит иллюзия времени, наступает четкое осознание, что будущее и прошлое — это просто мысли, а реально существует только момент сейчас. Стремиться не к чему, а на самом деле, даже некому. Ничто не имеет конечного смысла и цели, вся деятельность превращается в удивительную игру. Невозможно достичь момента сейчас, так как он уже и так здесь и сейчас. Мы всегда были здесь и сейчас. Разочарование в текущей жизни, которое по началу может настичь от таких озарений, также бессмысленно и иллюзорно и со временем проходит.
Если практикующий уже растождествлен с ощущениями и распознал себя как пустотное бытие, то все происходит легко, как бы само собой. Нет ни уверенности, ни неуверенности, ни боли, ни страха, ни счастья, ни несчастья, нет даже намека на скуку. Есть лишь покой чистого бытия.
Найти «Я», или зафиксировать его вниманием, невозможно, но возможно убедиться в том, что ни тело, ни ум не являются «Я». В Адвайта Веданте (учении
о недвойственности) очень популярны вопросы: если вы ищите, фиксируетесь или думаете, то кто этот ищущий, фиксирующийся или думающий? Если вы способны ощущать тело, мысли либо свое «я», значит, вы отдельны от всего этого? Кто этот «воспринимающий» тело, ум и «я»? Вы есть то, что ощущает объекты, но сами объектом не являетесь.
Если есть ощущение, что вы наблюдаете ум или что-то еще, то, скорей всего, просто думаете о теле или об уме. Реально, высшее «Я» всегда здесь и сейчас, его невозможно найти, как и момент сейчас, оно не является ни одним из ощущений, оно есть То, в чем происходят все ощущения — само существование.
Некоторые медитации утончают восприятие, повышая чувствительность, заставляя воспринимать все более и более тонкое. Считается, что за пределами тончайшего медитирующий сталкивается с самим собой. Кажется, что подобное невозможно, но это невозможно с точки зрения ума, однако утончение восприятия происходит как бы само собой, естественно, нас просто притягивает, как полюс магнита к источнику, к самим себе.
Многие «практикующие», особенно, приверженцы различных эзотерических учений, часто задаются таким вопросом: «Зачем садиться медитировать, если я и так в медитации? Я и так хожу и осознаю!» Если человек не может медитировать, сохранять постоянную бдительность, когда глаза прикрыты, тело расслаблено и его ничто не отвлекает, то об осознанности в быту вообще не может быть и речи.
Повседневная осознанность вещь далеко не простая и становится реально доступной лишь единицам, очень усердным практикам. Можно пробовать начинать с осознанности, как советуют Ошо или Гурджиев, но в
первые годы, как правило, случаются лишь относительно удачные попытки осознанности, или мысли о ней, а еще чаще пустые разговоры. Тем не менее, пробовать осознавать себя непрерывно необходимо уже с самого начала пути.
В медитации человек постепенно «приучается», привыкает к бдительности, пробужденности, тогда она случается и в повседневности.
Внимание непрерывно, это важно понять и взять за аксиому, вопрос лишь в его объекте. Притупление и рассеивание внимания как такового — вещь условная, так как на самом деле внимание неизменно, целостно. Меняется лишь объект внимания, тогда кажется, что изменяется само внимание. Почему так происходит? Грубо говоря, существует подсознательный слой наблюдаемых нами объектов, которые мы не можем различить в нашем обыденном дневном сознании. Эти подсознательные объекты являются своего рода пеленой, сквозь которую идет наше восприятие.
На начальном этапе мы не ощущаем причину, источник колебаний в сознании, поэтому принимаем все как должное,' неизбежное. Все мысли кажутся нашими, так как мы не видим, откуда они исходят.
Существует определенный вид тончайшей энергии — это энергия сознания (cammed). Чем больше этой энергии в том, что мы воспринимаем, тем яснее само ощущение, но и сама саттва является «наблюдаемой». Зрение, слух и другие чувства — это не мы сами, это все еще лишь то, что мы «наблюдаем» своим непрерывным вниманием, то, что происходит в нас. Слой подсознания, в котором находятся причины и источники колебаний сознания, не ощущается нами, так как в нем еще недостаточно энергии сознания, от чего в медитации он может восприниматься
как беспорядочный, хаотичный набор бессмысленных ощущений. Энергия сознания привлекается туда, где наше внимание. Внимание проникает в слои подсознания, которое постепенно, слой за слоем становится осознаваемым и упорядочивается.
Объект медитации имеет значение, но он вторичен. Главное — это однонаправленное внимание на этот объект. Сначала, как уже было упомянуто, медитация почти невозможна, а происходят попытки концентрации, иногда бессознательное подавление мыслей и чувств.
Чтобы перейти на медитацию необходимо научиться расслаблять все наше существование и перестать пытаться делать что-либо, так как внимание — вещь спонтанная и естественная. Этот процесс очень индивидуальный и даже интимный. Почти невозможно описывать подробно все этапы, так как их могут быть сотни и у каждого свои, но в общих чертах происходит следующее.
Сначала мы расслабляем тело, оставляя слегка напряженными лишь те части, которые нужны нам для поддержания необходимой для медитации позы (подробней об этом см. в главе «Поза для медитации»). В первое время почти невозможно отличить мысль о том, что вы наблюдаете, от самого наблюдения. Если кажется, что вы медитируете, то это значит, что, скорей всего, вы лишь думаете об этом. Медитация является исключительно интуитивным процессом, как спонтанный танец, за пределами мыслей. Вы можете думать о бегущих облаках, но им не нужны для передвижения никакие ментальные усилия. Чтобы поднять руку, вам не требуется мысль. Ошо во время одной из своих лекций приводил пример с сороконожкой, которая однажды вдруг задумалась о том, каким же образом она перемещает все свои ножки. И когда она об этом подумала — споткнулась.
Одной из самых эффективных является медитация на мысли, возникающие в спектре нашего осознания. По мере практики наблюдения мыслей вы станете различать разные аспекты, или грани, мыслей. Станет ясно, что мысль — это не только то самое, живое, моя личность, эго и т. п., а это еще и энергия, причем, объективно живой ее не назовешь. Это определенный вид напряжения на общем фоне сознания. Когда напряжение будет распознано, начинается период расслабления.
Вы отпускаете все концепции «себя», все, что связывали с собой, не засыпая, а находясь в непрерывном извечно естественном внимании. Станет ясно, что мысль — это даже своего рода некоторое усилие, просто мы привыкли его совершать, и поначалу расслабление кажется чем-то неестественным. Но это лишь очередная мысль. Мы расслабляем мозг, голову, отпускаем все импульсы, возникающие на периферии,
В это время уже постепенно появляется различение того, что вокруг нас всегда кружат сотни мыслей в этом ментальном поле восприятия, и мы на самом деле являемся проводниками этих субстанций. Наш разум бессознательно цеплял их оттуда. По мере расслабления вы все больше проникаете в бессознательное, наделяя его светом своего внимания, упорядочивая и расширяя сознание. Расширение сознания характеризуется переживанием легкости, свободы, счастья, вы как бы расплываетесь в пространстве, и ваше «я» уже не тот сжатый пучок мыслей.
По мере практики выражение мыслей во внутренний монолог станет казаться чем-то грубым. Мысли начинают ощущаться еще в форме импульсов, и сразу происходит узнавание изначального вкуса мысли. Еще не впустив мысль в себя, вы уже различаете, является
ли эта мысль негативной или гармоничной, стоит ли этой мысли уделять внимание, подпитав ее, дать ей ход или не стоит.
Считаю, что это лучший способ прекратить индуль-гирование, самопотакание, нытье, избавив мозг от груза хаоса бесполезной информации, затрачивающей наше внимание и энергию. Другие повседневные методы зачастую связаны с подавлением, или проигрыванием роли отрешенного человека, редко дают реальную свободу от негативных переживаний.
Можно медитировать без объекта, просто расслабляя сознание, оставаясь бдительным, настраиваясь сразу на незапятнанный аспект существования как таковой (медитация нираламбха), что является прямым способом распознавания своей сущности. Но это практика продвинутых, и в большинстве случаев объект полезен и необходим, хотя бы как точка отсчета, или как указатель, чтобы не сбиться с пути. Например, когда не совсем ясно, что происходит в сознании, вы просто помните: «я созерцаю этот объект», будь то кончик носа, дыхание, звук, мантры.
По мере продвижения и прогресса расслабления мыследеятелъности внимание становится все более рас-фиксированным. Отцепившись от таких острых частностей как мысли и утончившись, мы ощущаем внимание как некое вибрирующее бытие, подобное пространству. Это еще не конечная цель, так как все еще имеется некая энергия, которую мы ощущаем и которая фиксирует нас в определенной плоскости, хоть и более широкой, чем частные мысли.
В медитации по мере снятия напряжения происходит выход всех накопившихся стрессов (кармы). Утончается различительная способность (вивека) разума
Буддхи). Появляется возможность работать с тончайшими причинами того, что с нами происходит.
Начинать практику медитации можно с двадцати минут по два раза в день, постепенно увеличивая до часа и более. В свободные дни можно устраивать себе ритриты, когда медитация проходит по 5—8 часов в день. Подобный ритрит может длиться от одного дня до нескольких лет, в зависимости от условий практики Ритрит является наиболее мощным средством реализации просветления*.
Медитацию необходимо по возможности дополнять подходящей вам практикой физических упражнений. Одна из глав этой книги посвящена удивительному, с точки зрения эффективности и простоты, комплексу упражнений «Сурья Намаскар».
Если медитация не получается и вы ощущаете что-то вроде попыток концентрации, можно пробовать давать себе различные установки (санкапьпы).
1. Я держусь объекта медитации, не отвлекаясь.
2. Сейчас нет ни одной важной мысли, все это я буду думать позже, а сейчас только практика.
3. Все происходит само собой, я ничего не делаю, выбор происходит автоматически, я свободен от выбора.
4. Объект медитации уже и так здесь и сейчас, никакие старания не помогут его воспринять. Нужно.лишь расслабиться.
5. Я отпускаю мысли «как есть», пусть будут любые мысли, я не обращаю на них внимания.
(• Ритрит - это английское слово (retreat), в переводе на русский язык обозначающее «уединение», «отдаление отобшест«а» В тибетском языке существует большое количесгво слов, означающих понятие «ритрит». Так или иначе, ритрит — это всегда проведение некоторой черты между нами и внешним миром, между сансарой и нирваной, медитацией и суетностью и т. д.)
6. Как я могу не управлять своим собственным умом; если я не управляем чем-либо, быть может, это не мое?
7. Я всегда был здесь, всегда было то, что есть прямо сейчас, и больше ничего не нужно, не к чему стремиться.
Все же почти невозможно объективно словами описать эти тонкие процессы, и стоит, практикуясь каждый день, привыкать сознательно к интуитивному осознанию, которое у большинства людей в наше время дремлет.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: Программы и зависимость от материального мира...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концентрация, медитация и цели этих практик
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов